Из предложений выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
Русский язык. 10 класс Тематическая работа« Языковые нормы. Лексика и фразеология».
Демонстрационный вариант
1 В одном слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
2 В одном слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
3 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
4 В одном из сочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
5 В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1 Украшением музейной коллекции стали лучшие образцы изделий СТЕКЛЯННЫХ
заводов России XVIII − начала ХХ века.
2 В последнем выпуске журнала были собраны самые интересные, весёлые и удивительные ФАКТЫ из истории советского кинематографа.
3 Всей семьёй мы решали, какое платье НАДЕТЬ нашей Кате на свадьбу подруги.
4 12 апреля1961 года– ПАМЯТНАЯ дата в истории мировой космонавтики.
5 Охота с ГОНЧИМИ собаками получила широкое распространение в средневековой
В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Канадская ель растёт медленно: ГОДИЧНЫЙ прирост составляет около7 сантиметров.
Человек гибкий и дипломатичный, Меншиков ВОСПОЛНЯЛ недостаток образования
Если у человека нет воли, то его слова никогда не превращаются в действия,
Павел слыл УДАЧНЫМ охотником: в райцентре местные охотники завидовали его
Николай− натура противоречивая, ДВОЙСТВЕННАЯ.
7 В одном из сочетаний слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с две тысячи восьмого года
колышется на ветру
В одном из сочетаний слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с обеими подругами
к полутора метрам ткани
9 В одном предложений допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
После ранения старший капитан больше месяца провёл в госпитале.
Каждая пара носков была положена в специальный непромокаемый пакет.
Дом не отапливался, и, сняв куртки и сапоги в прихожей, мы вскоре совсем озябнули.
Поезжайте, пожалуйста, быстрее, иначе мы не успеем к отходу поезда.
Двигаться в период дождей по высохшему руслу реки более опасно, чем пробираться
В одном из сочетаний слов нарушена норма управления зависимого слова. Исправьте ошибку и запишите зависимое слово правильно(в нужной форме).
упрекать в трусости
рад замужеству дочери
предостеречь от ошибки
В словосочетаний нарушена норма управления зависимого слова. Исправьте ошибку и запишите зависимое слово правильно(в нужной форме).
рецензия на публикацию
заведующий кафедры статистики
уделить внимание правописанию
указывать на существенные недостатки
удивляться результатам эксперимента
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Один из упрямцев, умевшим отстоять своё мнение перед преподавателем, был
Дельвиг– друг Пушкина.
Б) Балаклава сегодня не только удобная морская бухта, а также и один из самых
популярных курортов Крыма.
В) Согласно официальных источников причиной пожаров в крае стало самовозгорание
Г) Те из учеников, кто невнимательно делал домашнее задание, вряд ли справится
с контрольной работой.
Д) Отвечая на вопросы радиослушателей, у журналиста возникала необходимость
в некоторых статистических данных.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с редлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры од соответствующими буквами.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Все те, кто прежде поддерживал инициативу правительства, после публикаций
в прессе обрушился на министров с критикой.
Б) Оба катера довольно быстро шли навстречу друг друга, не снижая скорости.
В) В российской экранизации романа «Доктора Живаго» Олег Янковский блестяще
справился с одной из самых сложных ролей.
Г) В Андах можно заметить немало интересных особенностей как в природе, а также
в местных обычаях.
Д) Подводя итоги обсуждения нового проекта, докладчиком были намечены основные
задачи развития компании.
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Запишите в таблицу выбранные цифры од соответствующими буквами.
Среди представленных ниже предложений найдите то, в котором слово ПОЛНЫЙ употреблено в значении«достигший высшего предела в своём развитии». Выпишите цифру, соответствующую этому предложению.
1. Сестра налила мне ПОЛНЫЙ кувшин воды и подала жёсткое банное полотенце.
2. Глаза девочки, ПОЛНЫЕ удивления и счастья, были устремлены прямо на арену
3. В институте питания разработали особую диету для ПОЛНЫХ людей.
4. ПОЛНЫЕ солнечные затмения можно наблюдать нечасто.
5. С изумлением смотрел он на проспекты, ПОЛНЫЕ спешащих по непонятным для
него делам горожан.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТОРОНА. Определите значение, в котором это слово употреблено в представленном ниже предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Гроза прошла стороной, обрушившись ливнем в нескольких километрах ниже по
1. Пространство, место, расположенное в каком-л. направлении от чего-л., а также само это
Стороны горизонта. Со стороны поля. В сторону леса. Разойтись в разные стороны.
2. разг. Местность, край; страна.
3. Пространство, место, расположенное вправо или влево от середины, средней линии
чего-л., а также направление вправо или влево от кого-, чего-л.
Вытянуть руки в стороны. Посмотреть в сторону. Медали на левой стороне груди.
4. (только в род., вин., предл. п. с предлогами: « в», «с»).
Пространство, место, расположенное в некотором отдалении от кого-, чего-л.
[Зина] отступила и со стороны, молча, в холодном изумлении, следила за ним.
Городок наш стоял в стороне от большой железнодорожной магистрали.
5. с определением. Одна из поверхностей какого-л. предмета; боковая часть, бок кого-,
чего-л. Лицевая сторона материи.
6. мат. Отрезок прямой линии, ограничивающий геометрическую фигуру.
Равенство сторон в прямоугольном треугольнике. Стороны многоугольника.
7. чего или какая. Составная часть, элемент чего-л.
Знание людей составляет одну из важных сторон истины.
8. Человек, група людей, организация и т. п., противопоставленные в каком-л. отношении
другому человеку, другой группе людей, организации и т. п.
Враждующие стороны. Договаривающиеся стороны. Прения сторон в суде.
Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе
Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная.
9. в знач. нареч. Минуя данное место, местность, в обход.
Светлый солнечный дождь прошёл стороной.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОЖИВИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в представленном ниже фрагменте текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
В русской традиции инициал обычно именуют буквицей. Графически буквица
в старых книгах напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже
издалека можно различить его в сплетении ветвей. Как гнездо украсит и оживит собою
дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет начальную страницу.
ОЖИВИТЬ -влю, -вишь; рич. страд. рош. оживлённый, -лён, -лена, -лено; сов., ерех.
1. Возвратить к жизни, воскресить.
Народ, поражённый ужасом, видя оживлённого покойника, молчит.
2. Восстановить физические или душевные силы, придать бодрости, сделать вновь
Вставши рано, отворишь окно и впустишь прохладу в комнату, но не надолго оживит она.
3. перен. Вызвать яркое представление о чём-л.; восстановить в памяти что-л. забытое,
Я позволю себе несколько оживить в нашей памяти образ этого замечательного человека.
4. Вывести из состояния вялости, апатии.
[Чичагов] один в состоянии был оживить самое скучное общество.
5. Наполнить движением.
Места, ещё недавно оживлённые присутствием 15.000 войска, были молчаливы и печальны.
6. Сделать более интенсивным, активным; оживить работу.
7. Сделать более ярким, запоминающимся.
Из предложений выпишите слово, употреблённое в переносном значении.
В каждой его газетной статье, в каждом рассказе с фронта чувствовалась бескомпромиссная откровенность войны. Каждая строка фронтового письма дышала верой в неизбежность победы.
ыпишите слово, которое с НЕ пишется СЛИТНО.
ыпишите слово, которое с НЕ пишется СЛИТНО.
Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.
Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.
Версты три осталось, (не)больше.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был не подготовлен и промок до нитки.
Уже с Рождества (не)было своего хлеба, и муку покупали.
ыпишите слово, которое с НЕ пишется СЛИТНО.
Он вышел, (не)смотря на нас.
Ответ далеко (не)всегда следовал прямой и скорый.
(Не)спавшего уже несколько ночей, Алешу клонило ко сну.
Все знали, что она (не)виновна.
Все чаще шли обложные дожди, (не)прекращающиеся иной раз целые сутки.
Контрольная работа за 1 полугодие 2 вариант
1. Выпишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
2. Выпишите слово, в котором пропущена безударная чередующая гласная корня.
3. Выпишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
4. Выпишите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
5. Выпишите слово, в котором пропущена безударная чередующая гласная корня.
6. Выпишите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
7. Выпишите слова одно ряда, в которых в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
пр..вередливый, пр..клонный (возраст);
8. Выпишите слова одно ряда, в которых в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
9. Выпишите слова одно ряда, в которых в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
10. Выпишите слова одно ряда, в которых в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
14. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
15. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Канадская ель растёт медленно: ГОДИЧНЫЙ прирост составляет около 7 сантиметров.
Человек гибкий и дипломатичный, Меншиков ВОСПОЛНЯЛ недостаток образования остротою ума.
Если у человека нет воли, то его слова никогда не превращаются в действия, ПОСТУПКИ.
Павел слыл УДАЧНЫМ охотником: в райцентре местные охотники завидовали его трофеям.
Николай − натура противоречивая, ДВОЙСТВЕННАЯ.
16.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
ОТБОРОЧНЫЕ соревнования назначены на март.
Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.
Товары этой известной фирмы пользуются неизменным ПОКУПАТЕЛЬСКИМ
Мы были поражены БЕДСТВЕННЫМ положением наших новых соседей.
17. В одном из приведённых ниже сочетаний слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
С ДВЕ ТЫСЯЧИ ВОСЬМОГО года
КОЛЫШЕТСЯ на ветру
18. В одном из приведённых ниже сочетаний слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ОБЕИМИ подругами
к ПОЛУТОРА метрам ткани
19. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) ошибка в построении сложного предложения | 1) Посмотрев в заплаканные глаза Маруси, мне всё стало ясно. 2) В первой главе Чичиков приезжает в город и встречается с чиновниками, подготавливая почву для задуманной им авантюры. 3) Все, кто слушал доклад академика, был удивлён необычностью речи оратора. 4) В романе «Войне и мире» Л.Н. Толстой считал наиболее значимой «мысль народную». 5) Согласно новому постановлению, выдача справок осуществляется по письменному заявлению клиента. 6) Обломов — не просто герой, а герой-тип, имя которого давно стало нарицательным. 7) По окончанию института Григорий отправился на стажировку в Англию. 8) Кенгуру находился совсем рядом с решёткой и с любопытством разглядывал посетителей зоопарка. 9) Михаил спросил, что не возникают ли у меня сложности в работе. |
20. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 1) Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики. 2) Интерьер в картине И. Репина «Не ждали» пронизан зыбким светом солнца, которое едва проглядывает сквозь грозовые облака. 3) При написании сочинения нужно обращать внимание тому, что позиции автора и рассказчика могут не совпадать. 4) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. 5) Тем, кто любит поэзию Лермонтова, будет интересно узнать об открывшемся в Середникове музее поэта. 6) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне. 7) После ужина пили чай и просматриваем газеты, только что привезенные с почты. 8) В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. 9) На прошлой лекции говорилось о том, что достижение высокого уровня речевой культуры обусловлено многими факторами. |
21. В каком варианте ответа все выделенные слова пишутся слитно?
1) Уже (из)давна было известно, что в разных городах часы в один и тот(же) момент показывают не одно и то(же) время.
2) Мы шли сначала по лесу, (за)тем вдоль озера, (по)тому лужку, о котором говорили ребята.
3) (И)так, на российском Диомиде, представляющем (не)что иное, как крайнюю точку восточного полушария, раньше, чем в каком бы то ни было другом месте земного шара, в полночь «рождается» новый год.
4) Высокое напряжение опасно для жизни, (по)этому на территории станции (по)всюду на столбах висят предупреждения.
22. В каком варианте ответа все выделенные слова пишутся раздельно?
1) Волей-неволей мы, завороженные красотой леса, останавливаемся, а (за)тем шагаем (на)прямик в чащобу.
2) Провести плоты по своенравным поворотам (в)течении реки не (по)одиночке, а караванами – большое искусство.
3) Мы ехали (в)глубь леса по узкой дороге, по которой до нас вряд(ли) кто проехал бы предыдущие два месяца.
4) (В)течение всей ночи спасения от мошек и комаров не было так(же), как и днем.