- Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием
- Строение парусного корабля
- Виды парусных кораблей
- Парусники России
- Современные парусные суда
- Заключение
- Справочник автора/Паруса, рангоут и такелаж
- Содержание
- Корпус [ править ]
- Палуба [ править ]
- Рангоут [ править ]
- Мачта [ править ]
- Бушприт [ править ]
- Рей, гик и гафель [ править ]
- Такелаж [ править ]
- Стоячий такелаж [ править ]
- Бегучий такелаж [ править ]
- Паруса [ править ]
- Виды косых парусов [ править ]
- Строение паруса [ править ]
- Взятие рифов [ править ]
- Классификация оснастки [ править ]
- Курс относительно ветра [ править ]
Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием
Парусный корабль появился в глубокой древности. Считается, что первенство принадлежит цивилизации Египта, возникшей более 6 тысяч лет назад.
Установка паруса на лодке была обусловлена необходимостью преодолевать большие пространства с минимальными физическими затратами.
Минули века и тысячелетия. На смену примитивным судам пришли разные виды кораблей с одной или несколькими мачтами и системой отличных по форме парусов.
Современный лайнер не зависит от направления и скорости ветра, потому что работает от силы двигателей, однако парусник по-прежнему считается самым грациозным судном.
Строение парусного корабля
Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.
Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.
Также основными элементами являются:
- рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом),
- такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи),
- паруса (косые, прямые).
Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции, а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.
Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности, на него крепят косые паруса.
Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:
- ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы),
- штаги, которые крепят мачты спереди,
- бакштаги, закрепляющие бушприт.
Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.
Выделяют такие виды такелажа:
- галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику),
- шкот (управляет парусным снаряжением),
- фал (поднимает парус),
- брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).
Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.
По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).
Основные виды парусного вооружения изображены на фото.
Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.
Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга, шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.
Виды парусных кораблей
Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.
Название судна | Назначение корабля | Количество мачт | Паруса на мачтах | Дополнительные характеристики судна |
Аак | Грузовой, транспортный | 1 | 2-3 прямых паруса | Речное голландское судно, известно с 16 века, имеет плоское дно. |
Барк | Транспортный | 3, 4, 5 | Прямые, на бизань-мачте косые | Первоначально небольшой, затем крупный морской корабль (водоизмещение 5-10 тонн), строили до первой четверти 20 века. Выглядит очень эффектно. |
Баркентина | Грузовой | 3, 4, 5, реже 6 | Прямые только на передней фок-мачте, остальные – косые, нет гафеля на фок-мачте. | Появление – 50-е годы 19 века. |
Бомбарда или бомбардирский корабль | Военный (обстрел крепостей, других укреплений на побережье) | 2, 3 | Прямые и косые на всех мачтах. | 17 век – 19 век, комплектация – от 6-12 крупнокалиберных пушек, мортиры. Мелкосидящее, чтобы подходить как можно ближе к берегу. |
Бриг | Конвойный | 2 | Прямые на передней фон-мачте, прямые и косые – на второй (грот-мачте). | Имел 10-20 пушек, мог ходить на веслах. |
Бригантина | Использовался для пиратских набегов, 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. | 2-3 | Первоначально латинские косые паруса, с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. | Легкое судно – малый бриг, могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Буер | Грузовой для прибрежного плавания, в России – как императорское прогулочное судно. | 01.02.18 | Косые | Появились в 18-19 веке. Российские рыбаки с севера использовали буера, установленные на коньки (двигались по льду). Позже стали применять как парус на колесах для движения по плотному песку. |
Галеон | Боевой, торговый корабль, характерный для 16-18 века. | 2-4 | Прямые, на бизань-мачте – косые. | Крупное морское судно с четырех-семипалубной надстройкой на корме. До 80 пушек на двух палубах. Для своего времени обладало наиболее совершенной конструкцией. |
Джонка | Военное, потом грузовое судно. | 2-4 | Сделаны из циновок в виде четырехугольников, реи – из бамбука. | Распространены на юго-востоке Азии. Использовались на реках и для прибрежно-морского плавания. Масса груза – до 600 тонн. |
Иол (или йол) | Военный, рыболовный | 2 | Косые | Появились в Швеции в самом конце 18 века, затем в России. Были снабжены пушкой и фальконетами. Рулевая ось находится перед задней мачтой. |
Каравелла | Рыболовный, торговый корабль 13-17 веков. | 3-4 | Прямые (первые две мачты), косые. | Входили в Испанский и Португальский флот, на них плавал Колумб. Особенности: высокая грузоподъемность, мореходность, надстроенные корма и нос, могли идти против ветра. |
Каракка | Военный, торговый (16-17 век). | 3 | Прямые (фок-, грот-мачты), косые (бизань-мачта). | Крупное судно с тремя палубами, водоизмещением 1-2 тыс. тонн. Оснащалось пушками (30-40), могло взять на борт более тысячи человек. Каракка входила в экспедицию Магеллана. Изобретена в Генуе. |
Карбас | Промысловое, грузовое, транспортное. | 1-2 | По 2 прямых паруса на мачте. | Место использования русский север (поморы Белого моря и другие). |
Кеч (кэч) | Рыболовные, спортивные. | 2 – (только грот- и бизань-мачта) | Косые | Отличается тем, что кормовая мачта расположена перед рулевой осью. |
Клипер | Военный (дозор, разведка). | 3-4 | Прямые | Быстроходное судно 19 века. Высокую скорость развивал за счет узкого корпуса, высоких мачт и наличия на корпусе острых обводов. Водоизмещение – до 1.5 тонн. |
Люггер | Военное (разведывательное, посыльное). | 2-3 | Прямые | Создан во Франции в конце 18 – середине 19 в. Ценились за быстроходность. Оснащение – до 16 пушек. |
Тендер | Военно-вспомогательное | 1 мачта | Косые | Использовался в 19-м – начале 20 в. Был выдвигаемый бушприт, до 12 пушек. |
Флейт | Военные (транспортировка) | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Максимальная популярность – 16-18 вв. Высокие мачты, укороченные реи, до 20 пушек. |
Фрегат | Боевой | 3 | Прямые, на бизань мачте — косые. | Были популярны в 17-18 вв. Размер средний. Классические суда созданы во Франции. Востребован был линейный фрегат. |
Шлюп | Военный, экспедиционный | 3 | Прямые | Использовали в 18-19 веке. Установлена открытая батарея с 25 пушками. |
Шхуна | Торгово-грузовые | 2-3 | Косые | Родина Англия и Голландия (17 век), но более широко использовали США. |
Яхта | Спортивное, туристское, может быть личным | От 1 до нескольких мачт | Прямые, косые | Быстрое, легкое судно. |
Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.
Парусники России
Россия продолжительное время не имела выхода к южным морям и Балтике. По рекам ходили первые древнерусские суда. Это были парусно-гребные одномачтовые ладьи.
На севере поморы выходили в холодные моря на кочах с одним парусом.
Вплоть до 18 в. в нашей стране не было военного флота, и лишь по приказу Петра I, который плавал сначала на ботике, а потом на яхте, заложили судостроительную верфь.
Оттуда вышел в море первый парусный линейный корабль (линкор). Позже многие парусники строились на зарубежных верфях.
Существуют корабли, которые вошли в историю нашей страны.
Шлюпы Восток и Мирный у берегов Антарктиды
На шлюпе «Восток» русские исследователи открыли Антарктиду.
Легендарный фрегат «Паллада», признанный образцом совершенства, широко известен благодаря плававшему на нем писателю И. А. Гончарову.
Корвет «Витязь» доставил Н. Н. Миклухо-Маклая – первого европейца – на берег Новой Гвинеи, населенной первобытными папуасами.
Современные парусные суда
Современные парусные суда широко известны:
- Это прежде всего четырехмачтовые барки «Крузенштерн» и «Седов» учебные суда, на которых проходят практику будущие моряки.
Заключение
Век железных кораблей на атомных реакторов не смог убрать с морских трасс величественные парусные суда. Последние не только помогают курсантам на практике овладеть морским делом.
Своим обликом они будят в детях, подростках интерес к путешествиям, помогают прикоснуться к истории географических открытий, а также боевой славе нашей страны.
Справочник автора/Паруса, рангоут и такелаж
Мореходство существует уже более шести тысяч лет, и большую часть этого времени морские суда ходили под парусом. Оттого романтика парусов проникла в культуру очень глубоко. Парусный век давно закончился, но парусные суда упорно отказываются вымирать, и продолжают сходить со стапелей в море. Устройство парусного судна очень сложное, отчего многим авторам лень в нём разбираться — и появляются в масскульте капитаны, идущие на всех прямых парусах в попутный ветер, а вместо команды «Убрать ундера и марселя» кричащие «Зарифить до полпаруса». Лучше разобраться, из чего состоит парусный корабль и как он работает.
Немного о терминах. Основная проблема морской терминологии — в её многоязычности. Русская морская терминология формировалась на основе голландской, поэтому в русской морской терминологии почти все термины — голландские и немецкие. Иногда в неё проникают термины из других языков. То, что у нас (и у голландцев) называют «фок-стень-штаг», англичане назовут «фор-топмаст-стэй». Грот-мачту англичане называют мэйн-мачтой. Поэтому некоторое смешение терминов вполне допускается и не может считаться ошибкой.
Особо достаётся бизань-мачте. Вроде называется «бизань», но её оснастка носит название «крюйс». Разница заключается в одном нижнем рее: если его снять, то лёгким движением руки kruismast превращается в bezaanmast. На бизань-мачте отсутствовал нижний рей, чтобы не мешал работе заднего косого паруса, но на крюйс-мачте нижний рей был. Но у нас никогда такого разделения не было, поэтому смешивать «бизань» и «крюйс» в терминах вполне допустимо, и это не будет считаться грубой ошибкой.
Содержание
Корпус [ править ]
Основой корпуса является киль, продольная балка от носа до кормы. Киль — это позвоночник судна, к которому крепится всё. Наружная часть киля дополнительно обшивается защитными нашлёпками, предохраняющие киль от повреждений и улучшающие плавучесть судна. Эти защитные нашлёпки носят название фальшкиль. На современных яхтах фальшкилем называется тяжёлый вертикальный плавник. И не забывайте о технике безопасности: минимальная безопасная глубина — семь футов под килем!
Если киль — это позвоночник судна, то шпангоуты — его рёбра. Эти изогнутые балки идут вверх, определяя форму корпуса. Внутри судна парралельно килю лежит кильсон, придерживающий шпангоуты. К нему же будут крепиться мачты. К шпангоутам крепится обшивка корпуса.
Соседние шпангоуты соединяются на уровне палуб карлингсами, идущими вдоль борта. Поперёк судна на карлингах стоят, соединяя противоположные шпангоуты от борта до борта, бимсы, на которые стелится палуба. Чтобы палуба на всякий случай не провалилась, её укрепляют вертикальными несущими колоннами — пиллерсами.
Часть борта, возвышающаяся забором над палубой — фальшборт, а его перила — планширь. Снаружи на- и под фальшбортом ставятся руслени — площадки для крепления такелажа, и путенсы — сами крепления.
Оконечности киля называются штевнями. Задний конец киля называется ахтерштевень, в нём укреплёно рулевое перо (но если задняя часть судна плоская и киль соединяется с ней, то это уже транец). Носовой брус, поднимающийся вверх над ватерлинией, именуется форштевень. Вся обшивка замыкается именно здесь, на нём же лежит бушприт. Нос корабля по-нидерландски — гальюн, в его честь назван корабельный туалет, находившийся на балконе за форштевнем [1] . В нижней части форштевня на уровне ватерлинии (чаще — под ватерлинией) иногда находился таран в виде выступающего вперёд бивня.
Невозможно представить себе парусник без красивой резной фигуры на форштевне. Поскольку стоит она на гальюне, то и называется гальюнная фигура. В глубокой древности эти фигуры служили оберегом от злых духов моря, потому изображали богов, священных животных и мифических героев. Викинги непременно изображали драконов. Большинство суеверий дожило до Средневековья. Грозный Посейдон успокаивался, если видел голую женщину — поэтому многие носовые фигуры изображали женщин и русалок. В эпоху Возрождения суеверия как-то развеялись, и начали изображать всё подряд, но некий символ в них всё равно вкладывался. На военных кораблях ставилось что-то грозное, например, лев или грифон. Часто носовая фигура служила отражением названия корабля: если судно называется, например, «королева Виктория», то гальюнная фигура изображает именно её.
И только мусульмане никого не изображали — харам-с! Носовые фигуры мусульманских кораблей исписывались стихами из Корана.
Палуба [ править ]
Капитан стоит на юте, Старший боцман на шкафуте. Братцы, на шкафуте.
Палубой на корабле называется только такая горизонтальная поверхность, которая покрывает всю длину и ширину корабля. То, что не доходит от носа до кормы или от борта до борта — платформа. Впрочем, в современном флоте такая терминология не выдерживается, и вполне можно встретить термин «палуба надстройки». Палуба не просто не обязана быть плоской, она чаще всего таковой и не является, ближе к носу и корме она задирается выше, чем в миделе, это свойство называется седловатостью, так делается специально, чтобы повысить прочность корабля.
У каждой части палубы есть своё название. Носовая часть, от форштевня до фок-мачты, называется бак. Если на баке есть надстройка, то она называется полубак.
Между фок- и грот-мачтой находится шкафут. Это пространство обычно захламлено шлюпками, запасными мачтами и прочими вещами, так что от шкафута остаётся пара небольших мостиков у каждого борта. Если для защиты от воды это пространство сверху не просто накрывали парусиновым тентом, а ставили надстройку — она называлась спардек.
За грот-мачтой до бизань-мачты тянутся шканцы. На больших кораблях шканцы нередко возвышаются над шкафутом. Крепко прижился английский синоним — квартердек. Это самая важная часть палубы. Здесь расположено рулевое колесо, нактоуз (ящик с навигационными приборами), сюда же ставится наружный трап.
Кормовая часть судна представляет из себя надстройку и называется ют. Он возвышается над палубой как небольшой домик, внутри которого живёт капитан. Руль и нактоуз могут находиться и здесь, в зависимости от конструкции корабля. На юте может находиться и ещё одна надстройка, называемая полуют.
Рангоут [ править ]
Все мачты, стеньги, реи, гафели, и прочие деревяшки, торчащие над палубой, называются рангоутом или рангоутным деревом. Основой рангоута является мачта, состоящая из нескольких частей. Монолитная мачта из одного бревна бывает лишь у мелких судов — скромной рыбацкой лодочке сложносоставная мачта ни к чему.
Мачта [ править ]
Представим, что мы строим новый корабль, и корпус с палубой уже готовы и пора ставить мачты. Для этого мы берём шпиндели — продолговатые брусья сложного сечения, и соединяем с полукруглыми фишами, идеально подогнанные к форме шпинделей, и скрепляем болтами. Неровности заполняются мелкими брусочками, и всё вместе обматывается тросами — вулингами, и скрепляется железными обручами — бугелями. Получается цилиндрическое бревно, называемое нижней мачтой, которую можно пропустить сквозь палубы и прикрутить к килю.
Верхняя часть (топ) нижней мачты увенчивается эзельгофтом — деталью-навершием, на которой будет стоять стеньга и некоторые другие детали рангоута. Стеньга является продолжением мачты и представляет собой деревянный брус, не требующий сборки. Если мачта получается слишком короткой, то на стеньгу ставится брам-стеньга, а если и этого будет мало, то добавляется и бом-брам-стеньга. На самых больших кораблях мачта продолжается трюм-стеньгой, а на самых огромных найдётся место и для мун-стеньги.
Между каждым фрагментом мачты расположена крестообразная рама — салинг, на который ставится следующий «этаж» мачты, а также крепятся реи, снасти и прочие вещи, например, марс — широкая площадка для технических работ и наблюдения за горизонтом. На самой верхушке мачты, на топ последней стеньги остаётся лишь поставить флагшток и повесить туда «Весёлого Роджера». Завершающая деталь, венчающая каждую мачту или флагшток — это шаровидный клотик, на котором каждый юнга должен выпить чаю.
Как всё это соединяется? Под топом часть мачты четырёхгранная, называемая ахтканты. К ним болтами привинчиваются чиксы (деревянные накладки) а к чиксам — лонга-салинги — вертикальная часть салинга. На лонга-салинги устанавливаются краспицы — горизонтальная часть салинга. На краспицы ставится шпор (нижняя часть) стеньги и плотно прижимается к топу мачты. Эзельгофт, находящийся на топе, дополнительно фиксирует стеньгу. И чтобы точно ничего не развалилось, шпор стеньги крепится к салингу с помощью небольшого брусочка — шлагтова.
Самая большая мачта называется грот-мачтой. На однопалубных судах она же и единственная, на двухмачтовых кораблях обычно задняя, на трёхпалубных средняя. Мачты поменьше тоже носят свои названия: та, что ближе к носу — фок-мачта, а та, что ближе к корме — бизань-мачта, иногда называемая крюйс-мачтой [2] . Таким образом, двухмачтовик несёт фок- и грот-мачты, если носовая мачта меньше; либо грот- и бизань-мачту, если носовая больше.
На четырёхмачтовых названия зависят от конструкции мачт. Если все мачты примерно одинаковы, или две средние мачты крупнее прочих, как на шхунах и барках, тогда они называются первой и второй (считая от носа) грот-мачтами. Если же две задних мачты меньше прочих, как на каракках и галеонах, тогда последняя мачта называется бонавентур-мачтой или малой бизанью. Для пятимачтовых судов все мачты между фоком и бизанью будут пронумерованными грот-мачтами [3] .
Бушприт [ править ]
Из носа корабля торчит, опираясь на форштевень, большое рангоутное бревно. Это и есть бушприт , несущий на себе передние косые паруса. Бушприт можно считать ещё одной мачтой, но с очень большой натяжкой — настолько же, насколько руки можно считать ногами: вроде и конечностями называются, и пальцы на них есть, и даже ходить на них можно, но это всё же руки, а не ноги.
Бушприт, как и нижняя мачта, составной, и создаётся из тех же деталей. На боевых кораблях он может быть подвижным, особенно если корабль оснащён тараном. На оконечность бушприта крепится эзельгофт, на который ставится блинда-стеньга — маленькая мачта с парусом и флажком.
В XVIII веке на замену блинда-стеньге пришёл утлегарь — та же стеньга, только для бушприта. В отличие от блинда-стеньги, стоящей вертикально, утлегарь направлен так же, как и сам бушприт. К утлегарю присоединяется бом-утлегарь с флагштоком. Бушпритный флаг обычно называется гюйс.
Под оконечностью (ноком) бушприта висит выстрел бушприта, который сегодня называют мартин-гиком. На него крепятся тросы, удерживающие бушприт, утлегарь и блинда-рей в нужном положении.
Рей, гик и гафель [ править ]
Горизонтальный рангоут, к которому крепятся паруса. Для крепления прямых парусов используется рей, составное дерево, подвешенное за середину к мачте с помощью цепей и тросов. Тросы, которыми рей привязан к мачте — бейфуты — особо прочные, укреплённые кожей, а иногда и стальные. Рей на бейфутах висит достаточно свободно, не прилегая к мачте, что позволяет его поворачивать в разные стороны. В обычном положении рей стоит перпендикулярно килю. На бушприте блинда-рей висит под утлегарем или стоит на блинда-стеньге.
Бейфуты появились только в середине XVIII века, до него использовались ракс-бугели — парные тросы с нанизанными на них шариками и пластинками.
Оконечность рея, как и любого другого не-вертикального рангоута, называется нок. К ноку рея прикрепляются паруса и подвешиваются враги. На реях крупных кораблей нередко крепились лисель-спирты — вторичные мини-реи для крепления боковых парусов.
Многострадальный бегин-рей, нижний рей бизань-мачты, в большинстве случаев отсутствовал. Именно его наличие определяло название задней мачты — крюйс или бизань. Если бегин-рей образует с мачтой крест — значит это kruis , а если нет — то bezaan. На бегин-рее обычно нет паруса, так как косой задний парус ему всё равно мешает. По той же причине нередко отсутствует и сам бегин-рей.
Для крепления косых парусов используют гики и гафели. Гик служит для натягивания нижней кромки паруса, и прижимается к нижней части мачты своим шпором (пяткой). В старину гик крепился бейфутами и ракс-бугелями, на современных яхтах его крепят на вертлюге. Благодаря вертлюжным шарнирам гик поворачивается в любую сторону, позволяя ловить любой ветер.
Гафель нужен для той же цели, что и гик, только по нему натягивается верхняя кромка косого гафельного паруса — триселя. По нему же растягивается нижняя кромка вспомогательного топселя, если он есть. Гафель крепится к мачте усами — двуглавой вилкой на шпоре, концы которой связаны бейфутом или ракс-бугелем.
Некоторые виды косых парусов крепятся на реёк. Реёк — это гибрид рея и гафеля, продольный рей для гафельных парусов. Крепится он, как и рей, за середину, но под углом к килю и мачте. Верхняя кромка паруса крепится на реёк, нижняя на гик или галсовый трос. Рей для латинского паруса обычно называется рю-рей, или просто рю.
Такелаж [ править ]
Вся корабельная оснастка, тросы и цепи на судне называются общим словом такелаж . Он в свою очередь делится на стоячий (неподвижный) и бегучий (подвижный). Сегодня тросы делаются из стали и синтетики, а в эпоху паруса почти все тросы были пеньковыми. Для защиты от влаги пеньковые тросы насквозь пропитывались смолой.
Тросы различаются по толщине. Принято считать, что всё, что тоньше дюйма — это трос, толще дюйма — канат, но это необязательно. Буксирный канат называется кабельтов. Кабельтовы имели длину в одну десятую морской мили, отчего это расстояние (185,2 м) тоже называется кабельтов.
Стоячий такелаж [ править ]
Чтобы мачты стояли ровно и не гнулись, их приходилось привязывать со всех сторон. Для этой цели использовались ванты и штаги. Ванты держат мачту по бокам, верхним концом надеваясь на топы мачты или стеньги, а нижним крепятся к фальшборту через бесшкивный блок с тремя дырками — юферс [4] . Поперёк вантов натянуты кусочки тонкого троса, отчего ванты становятся похожими на лестницу, коей и являются — по вантам матросы взбираются на мачты.
Спереди мачту подпирают штаги. Штаг идёт от топа мачты/стеньги к низу впереди стоящей мачты: например, от грот-бом-брам-стеньги штаг идёт к фок-брам-стеньге, а от топа нижней бизань-мачты — к шпору грот-мачты. Штаги, идущие от фок-мачты (фока-штаги), крепятся на бушприт и утлегарь. В пару основному штагу рядом иногда натягивался более тонкий лось-штаг. Помимо своей опорной функции, на штагах и лось-штагах крепятся межмачтовые косые паруса.
Фордуны и бакштаги удерживают мачту от падения вперёд, крепя её сзади и с бортов. Бакштаги держат больше с бортов, помогая вантам, а фордуны больше сзади. Бакштаг крепится на том же руслене (деревянной площадке), что и ванты, а фордуны — на своём отдельном фордунном руслене. На маленьких одномачтовых лодках мачту сзади держит ахтерштаг, натянутый к корме.
Между мачтами натянуты штаг-карнаки, засчёт которых мачты держатся относительно друг друга. Штаг-карнаки, в отличие от штагов, натянуты строго горизонтально. На штаг-карнаки удобно вешать блоки для несложных погрузочных работ.
Глухие топенанты идут от нока рея до верхушки мачты и удерживают рей в горизонтальном положении, не давая ему поворачиваться в вертикальной плоскости. Важно отличать от бегучих топенантов, поворачивающих реи (а также гики) в вертикальной плоскости. Глухой топенант иногда называется струной рея.
Тяжёлые реи для дополнительной страховки укрепляются тяжёлыми тросами или даже цепями. Такая снасть называется борг или боргстроп. Под реем, от середины до нока, протянуты перты — технические тросы, на которые нужно вставать ногами для работы с парусами. Для большего удобства перты подвешены к рею на подпертках и обвязаны узлами.
Бушприт привязан к форштевню вулингами. Снизу к тому же форштевню бушприт подтягивается ватер-штагами, противодействуя натяжению фока-штагов. Ватер-бакштаги крепят бушприт по бокам. Для крепления утлегаря используется утлегарь-штаг, пропущенный через выстрел бушприта [5] . По бокам утлегарь крепится бакштагами, проведёнными через блинда-рей.
Лееры служат для ограждения палуб над фальшбортом или вместо него, а также подвешивания чего угодно, и просто чтобы за них держаться при сильной качке. Серьги Долговязого Джона — это именно лееры. Кливер-лееры, натянутые от стеньги до утлегаря, несут на себе кливеры (см. ниже виды парусов).
Бегучий такелаж [ править ]
Для поднятия и опускания реев и парусов используются фалы. Фал состоит из двух частей — драйреп и гардель. Драйреп привязан к рею у середины и проходит через эзельгофт или салинг и спускается вниз, заходя в многошкивный гардель-блок. Эта конструкция называется фал-тали. Гардель, также называемый фалом рея, протягивался от гардель-блока к фал-кнехту, представляющий из себя столбик со шкивами, на него же и наматывался гардель.
Гардель-блоки вышележащих фал-реев могли крепиться очень по-разному. Какие-то крепились на русленях под вантами, другие просто наматывались на битенг — большой пень для наматывания тросов. Многое зависело от типа корабля, его размера и производителя.
К концу XVIII века драйрепно-талевые фалы уступили место одинарному гардельному фалу. Малый гардель-блок крепился прямо на рее, а большой гинь-блок висел под марсом. Гардель закреплялся на эзельгофте или салинге и проходил через оба блока, спускаясь к палубе. Такая снасть имела несколько видов, различавшихся количеством гардель-блоков и гарделей.
Для подьёма и изменения угла гафеля используется дирик-фал и гафель-гардель. Дирик-фал поднимает нок гафеля, а гардель — пятку. Снасть для подьёма самого паруса тоже называется фалом.
Для разворота реев горизонтально вокруг мачты применяется брас. Брасы крепятся за нок рея. Чтобы повернуть парус под ветер, нужно обрасопить рей. Грота-брас — брас, которым разворачивали грота-рей, самый большой и тяжёлый на корабле — соответственно, самая мощная снасть на борту. Длинные пеньковые канаты большой толщины производить было трудно, поэтому брасы обычно соединялись — сплеснились — из довольно коротких кусков. Работа была сложная, кропотливая и весьма тяжёлая, — нужно было аккуратно сплести между собой каболки толстенного каната несколько дюймов толщиной, да так, чтобы он не расползся потом под нагрузкой и не застревал в блоках, — так что помахать свайкой приходилось немало, и занималась этим неслабая команда. Поэтому на английских кораблях занимавшимся этой работой матросам выдавалась в качестве награды двойная порция спиртного. Брасы давно уже не в ходу, но до сих пор в Роял Нэви команда «Сплеснить грота-брас» означает выдачу экипажу спиртного по какому-то исключительном поводу.
Для растягивания паруса вдоль реев и гиков используются шкоты, а для затягивания — гитовы. Ими же управляются безрангоутные паруса. Для управления гиком используется гика-шкот, поворачивающий гик на нужный угол. Косые паруса управляются галсами и ниралами. Галсы удерживают наветренную сторону паруса снизу в натянутом положении относительно палубы за галсовый угол. Нирал нужен для сворачивания паруса против фала, и натянут парралельно фалу.
Концы бегучих снастей привязаны к кнехтам вокруг мачты и русленям на бортах. Для каждой снасти предназначено своё, строго определённое и подписанное место. Снасти бизань-мачты часто проходили через холостой бегин-рей, чтобы хоть как-то оправдать его наличие.
Паруса [ править ]
Паруса шьются из плотной грубой льняной или конопляной ткани. Парусина прочна, непромокаема, долговечна и плохо горит, отчего годится не только на паруса. Конопляная парусина называется канвасом. Если пропитать парусину смолой — получится брезент. Главный недостаток парусины — она слишком тяжёлая.
Если лён достать невозможно, то на паруса приходится брать иной материал, так что проверяйте сеттинг. Викинги шили паруса из шерсти, пропитывая их жиром. Филиппинские моряки делали паруса из волокна банановых деревьев. Современные паруса и вовсе делают из синтетики.
Паруса разделяются на прямые и косые. Прямой парус ставится на реях перпендикулярно килю, косой под углом. Форма прямых парусов — прямоугольник или трапеция. Косые паруса имеют вид треугольника или неправильного четырёхугольника.
Лисели — добавочные прямые паруса, стоящие по бокам от основных на лисель-спиртах. Такие ставились в основном на грот- и фок-мачте; крюйс-лисели — редчайшее явление. Лисели использовались при слабом ветре для увеличения скорости.
Блинд — одинокий прямой парус на бушприте, растянутый на блинда-рее. В XVIII веке уступил место более удобным кливерам.
Летучими парусами называют вспомогательные паруса, поднимаемые в поддержку основным при слабом ветре. Это обычно те паруса, что выше брамселей (ниже, соответственно, основные паруса), а также лисели.
Самые древние парусные суда ходили под прямым парусом, матерясь на встречный ветер, заставлявший гребцов браться за вёсла. Изобретение косого паруса открыло мореходам новые возможности, позволив ходить под более крутым ветром. Поэтому любое уважающее себя судно несёт хоть сколько-нибудь косых парусов [6] .
Виды косых парусов [ править ]
- Трисель — нижний косой парус, использующийся в качестве основного, называется триселем. Если трисель поднимается на гафеле — то зовётся гафельным, а если на рейке — то рейковым. Нижней кромкой трисель ставится на гик или растягивается на галсах.
- Латинский — треугольный рейковый трисель, поднимаемый на рейке, не имеющий гика. Считается первым в истории косым парусом. Реёк латинского паруса обычно называется рю-реем, или просто рю. Нижний угол латинского паруса удерживается галсовым тросом.
- Люгерный — четырёхугольный рейковый трисель. Верхняя кромка крепится на реёк, нижняя на гик.
- Бермудский — чисто гиковый треугольный парус. Нижняя кромка ставится на гик, верхний угол натянут фалом на мачту. Почти на всех современных яхтах стоит именно бермудский трисель.
- Шпринтовый — четырёхугольный парус, стоящий на гике. Его особенность — в специфическом рангоуте — шпринте, растягивающем парус по диагонали.
- Топсель — вспомогательный треугольный парус, стоящий над гафельным парусом. Нижняя кромка натянута по гафелю, верхний угол примыкает к мачте.
- Стаксель — треугольный парус, натянутый на штагах перед мачтой. Стаксели не имеют своего рангоута, и натягиваются только на тросах. Очень маленькие стаксели иногда называют платками, большие — дрифтерами.
- Кливер — парус, идущий от фок-мачты к бушприту и утлегарю. Внешне кливер похож на стаксель, потому их важно различать. Стаксель натянут над палубой, а кливер — за её пределами, над бушпритом. Кроме того, кливер натянут не на штагах, а на кливер-леерах: штаги ещё и мачты держат, а лееры нет.
Строение паруса [ править ]
Популярной ошибкой бывает изображение паруса как обычной тряпки. Конечно, на мелкой рыбацкой лодке такое ещё возможно, но на чём-то поприличнее парус куда сложнее. Прежде всего, парус шьётся из полос, расположенных таким образом, чтобы нагрузка приходилась вдоль нитей основы ткани (ткань не держит нагрузку, приложенную по диагонали к основе, и теряет форму). Эти полосы могут быть разноцветными — поэтому паруса часто изображаются полосатыми.
Кромка паруса называется шкаториной. Верхняя шкаторина может называться «головой», нижняя «ногами». У косого паруса передняя шкаторина ближе к носу, задняя к корме. В шкаторинах паруса вшит прочный ликтрос. В напряжённые места паруса подшивают полоски парусины — банты, парралельные нижней шкаторине, и боуты, пришитые наискось.
В углах паруса вшиты кольца, сами углы обшиты кожей. Верхний угол называется ноковым (если натянут к ноку рея/гафеля) или фаловым (если там только фал). Нижние углы называются шкотовыми. У косого паруса шкотовый угол — нижний задний, а нижний передний называется галсовым. Шкоты крепятся только к шкотовым углам, галсы — к галсовому.
Сила изгиба паруса называется пузом. Чем пузатее парус — тем легче он ловит слабый ветер, худые паруса поднимают в сильный ветер. Для самых сильных ветров используют штормовые паруса, сшитые из самой толстой парусины.
Поперёк паруса пришиты полосы парусины — риф-банты, необходимые для рифления паруса. В них вшиты шнуры, называемые риф-сезни или риф-штерты. На парусе может быть от двух до четырёх риф-бантов, в зависимости от размера паруса.
Взятие рифов [ править ]
Иногда меньший парус лучше большого. Чтобы уменьшить площадь паруса — его необходимо зарифить. Сперва матросы стравливают фалы и ослабляют шкоты. Парус провисает, и часть паруса между реем/гиком и риф-бантом сворачивается в колбасу и подвязывается риф-сезнями к рею/гику. На современных яхтах с вертлюжным гиком делают проще, просто наматывая парус на гик: такая техника называется патент-риф — парус накручивается на вращающийся вокруг оси патент-гик. Также существуют более редкие системы, где парус накручивается на ось, находящуюся внутри мачты. А вот закручивание носовых парусов вокруг штага применяется часто, современные яхты с бермудским вооружением уже трудно представить без такого приспособления.
Зачем вообще рифить парус? Движение судна обусловлено третьим законом Ньютона: ветер оказывает воздействие на судно через парус, судно противодействует ему килем [7] . Но слишком сильный ветер может превысить сопротивление киля, отчего судно начнёт заваливаться набок, а скорость упадёт. Чтобы ослабить воздействие ветра — парус лучше зарифить.
Классификация оснастки [ править ]
Как не запутаться во всех крюйс-бом-брам-стакселях, грота-марса-реях и бом-кливер-шкотах? Несложно, если запомнить отдельные секции мачты. Каждой секции присваивается имя, сложенное с названием мачты, которое прикладывается к названию паруса, рангоута или снасти. Исключение составляет бизань-мачта — относящиеся к ней паруса и такелаж носят приставку «крюйс» [8] (см. выше, про нюансы терминологии).
Парус, относящиеся к нижней мачте, называется просто нижним парусом. Иногда его могли называть курсовой парус или ундер. Он носит название мачты, на которой висит. На грот-мачте он называется гротом или нижним гротом, на бизань-мачте — нижний бизань или просто бизань.
Оснастка на первой стеньге имеет приставку «стень-», «стеньга-», или «марса-»; паруса называются марсель. Высокая стеньга могла вместить два паруса, тогда они назывались «нижний марсель» и «верхний марсель». Марсель на бизани обычно называется крюйсель, но называть его «крюйс-марселем» тоже можно.
Выше идёт брам-стеньга, и принадлежащие ей снасти называются «брам-». Брам-стеньга тоже может вместить два паруса, нижний и верхний брамсели. Следующим этажом идёт бом-брам-стеньга, дающая снастям отчество «бом-брам-». Все снасти, что идут от флагштока, именуются флагштоковыми (обычно это единственная снасть — флагшток-штаг).
Оснастка, натянутая между мачтами, получает название той мачты, которая позади. Штаг, натянутый от крюйс-брам-стеньги до грот-стеньги, будет называться крюйс-брам-штаг, а висящий на нём стаксель — крюйс-брам-стаксель.
Таблица парусов: | Бизань | Между гротом и бизанью | Грот | Между гротом и фоком | Фок | Между фоком и бушпритом |
---|---|---|---|---|---|---|
Трюм-стеньга | Крюйс-трюмсель | Крюйс-трюм-стаксель | Грот-трюмсель | Грот-трюм-стаксель | Фок-трюмсель | Летучий кливер |
Бом-брам-стеньга | Крюйс-бом-брамсель | Крюйс-бом-брам-стаксель | Грот-бом-брамсель | Грот-бом-брам-стаксель | Фок-бом-брамсель | Бом-кливер |
Брам-стеньга | Крюйс-брамсель | Крюйс-брам-стаксель | Грот-брамсель | Грот-брам-стаксель | Фок-брамсель | Кливер |
Стеньга | Крюйсель | Крюйс-стень-стаксель | Грот-марсель | Грот-стень-стаксель | Фок-марсель | Фок-стень-стаксель |
Нижняя мачта | Бизань | Апсель | Грот | Грота-стаксель | Фок | Фока-стаксель |
Позади нижнего бизаня нередко располагался дополнительный косой парус — контр-бизань. Стаксель, висящий ниже всех прочих, обычно называется апселем и он почти всегда висит на штагах бизань-мачты, отчего термин «крюйс-стаксель» встречается примерно никогда.
Сложнее всего с косыми парусами между фок-мачтой и бушпритом — где там стаксель, а где кливер? Отличаются они расположением нижней шкаторины — над палубой висят только стаксели. Чтобы называться кливером, нижняя кромка паруса должна располагаться над бушпритом. Кроме того стаксели крепятся к штагам, а кливеры — к кливер-леерам.
Как быть с кораблём, вооружённым только косыми парусами? Да точно так же. Трисель на бизань-мачте будет называться бизанью, стоять он будет на крюйса-гике, а на его гафеле поставлен крюйс-топсель.
Курс относительно ветра [ править ]
Угол между направлением ветра и направлением судна называется курсовым углом. Сторона, с которой дует ветер, называется наветренной. Сторона, в которую дует ветер, называется подветренной. Отсюда идут термины вроде «наветренный борт» или «подветренный нок».
Галс — направление судна относительно ветра. Если ветер дует в правый борт, значит этот борт будет наветренным, а судно идёт правым галсом. Расстояние, пройденное судном без поворотов, тоже называется галсом. Важно не путать галс с тросом, держащим наветренный угол паруса, который тоже называется галсом.
Если ветер дует прямо в нос судна — это противный ветер. Против ветра судно на парусах идти не может, и положение судна против ветра называется левентик [9] . Курс левентик — оксюморон для парусника, против ветра поможет только двигатель. Или вёсла.
Попутный ветер дует прямо в корму, и судно идёт курсом фордевинд. Вопреки распространённому мнению, фордевинд далеко не самый лучший курс, особенно для косых парусов. На прямых парусах попутный ветер дует только в задние паруса, впереди стоящие будут в ветровой тени, лишаясь смысла жизни.
Галфвинд означает, что судно движется поперёк ветра. Само направление поперёк судна называется траверс. Если ветер дует на правом траверсе — то судно идёт курсом галфвинд правого галса.
Курс между левентиком и галфвиндом зовётся бейдевинд. Ближе к левентику — крутой бейдевинд, ближе к галфвинду — полный бейдевинд. Идти этим курсом можно только на косых парусах.
Курс между фордевиндом и галфвиндом называется бакштаг. Важно не путать его со снастью, держащей мачту сзади, которая тоже бакштаг. Ближе к фордевинду — полный бакштаг, ближе к галфвинду — крутой бакштаг.
Повернуть судно на другой галс можно через фордевинд или левентик. Через фордевинд легче повернуть на прямых парусах. Поворот через левентик называется поворот оверштаг, так поворачивают суда на косых парусах.
Что делать, если нужно плыть против ветра, но паровой двигатель ещё не придумали, а вёсла с собой не взяли? Вздёрнуть глупого штурмана на рее! Судну придётся идти «змейкой», лавируя от галса к галсу в бейдевинд на косых парусах. Лавировку можно осуществлять и по ветру на бакштаг — курс фордевинд не всегда самый быстрый.
Важно уточнить, что поворотом называется именно смена галса. Если судно меняет курс, не меняя галса, оно либо спускается под ветер (в сторону фордевинда), либо берёт круче к ветру (в сторону левентика), но не поворачивает.