Ночная охота — Паоло Уччелло
История этой работы весьма загадочна. Искусствоведам впервые представилась возможность заняться ее изучением лишь в 1850 году, когда она была подарена оксфордскому музею Эшмолин. На обратной стороне «Ночной охоты» имелась наклейка XVIII века с итальянским текстом, написанным от ‘руки, из которого следовало, что работа принадлежит кисти Беноццо Гоццоли, живописца, принадлежавшего к следующему после Уччелло поколению флорентийских мастеров. Только в 1898 году историки искусства сошлись на том, что картину все-таки следует приписывать кисти Уччелло.
Ныне она считается одной из поздних работ художника, написанной примерно в то же время, что и часть алтарного образа из церкви Святого Духа в Урбино. Об истории ее создания так и не удалось ничего узнать, несмотря на все усилия исследователей. Сюжет картины нетривиален. Художники эпохи Возрождения довольно часто изображали охотничьи сцены — но всегда на заднем плане, в качестве одной из составляющих фонового пейзажа. Охота как таковая никогда не становилась до Уччелло самостоятельным сюжетом картины.
Некоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое литературное произведение того времени. Эта теория выглядит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось. «Темное» происхождение картины, однако, не умаляет ее художественных достоинств и оригинальности авторского замысла.
Похожие описания картин:
Портрет молодого человека — Паоло Уччелло Помимо спорного группового портрета «Основатели флорентийской школы», кисти Уччелло приписывают также несколько других портретов. Все.
Рождество — Паоло Уччелло «Барабан», венчающий купол флорентийского кафедрального собора, состоит из восьми больших круглых окон. Создание купола было.
Поклонение волхвов — Паоло Уччелло В этой работе полностью воплотился «двойственный» стиль Уччелло. С одной стороны, мастер увлечен перспективой, с.
Перспектива чаши — Паоло Уччелло Вазари, с присущей ему образностью и точностью выражений, писал: «Уччелло рисовал так много, что оставил.
Основатели флорентийской школы — Паоло Уччелло Вот уже несколько поколений искусствоведов задаются вопросом, кто же все-таки написал групповой портрет «Основатели флорентийской.
Всемирный потоп — Паоло Уччелло Над росписью церкви Санта-Мария Новелла трудились несколько художников, имена которых, к сожалению, история для нас.
Сотворение Адама и земных животных — Паоло Уччелло Заказ на настенные росписи в церкви Санта-Мария Новелла был одним из самых престижных заказов среди.
Памятник кондотьеру Джону Хоквуду — Паоло Уччелло Знаменитый наемный полководец сэр Джон Хоквуд привел армию Флоренции ко многим победам. Именно о его.
Битва при Сан-Романо — Паоло Уччелло Представленная картина художника кватроченто Паоло Уччелло — одна из трех, написанных им на данную тему.
Битва святого Георгия с драконом — Паоло Уччелло Легенда о битве святого Георгия с драконом — один из популярнейших сюжетов в истории мировой.
Чудо облатки — Паоло Уччелло Эта сцена составляет часть алтарного образа, написанного Уччел-ло для церкви Святого Духа в Урбино. Известно.
Введение во храм пресвятой Богородицы — Паоло Уччелло Это событие раннего детства Девы Марии упоминается в апокрифических евангелиях и творениях отцов церкви. Дева.
Вступление в бой Микелетто да Котиньолы — Паоло Учелло Паоло Учелло — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы. Современник.
Паоло и Франческа — Данте Россетти О Россетти чаще всего вспоминают как о создателе мечтательных, «эротизированных» полотен 1860-70-х годов. Но многие.
Ночная терраса кафе — Винсент Ван Гог Полотно создано знаменитым художником Ван Гогом в 1888 году. На полотне изображена небольшая часть ночной.
Охота Дианы — Тициан Вечеллио Картина не окончена. Предполагается, что она должна была входить в цикл, посвященный Диане и заказанный.
Охота с соколом — Фредерик Артур Бридгман Сегодня некоторые норовят договориться до того, что, дескать, только бизнес — единственное занятие для настоящего.
Ночная история — Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса «Ночная история». Размер картины 79 x 64 см, дерево.
Благовещение — Паоло Веронезе «Благовещение» было написано для Скуолы Деи Мерканти, здание которой и сегодня находится близ церкви Мадонны.
Охота на оленей — Лукас Кранах Особое место в позднем творчестве Лукаса Кранаха занимает картина «Охота на оленей». С одной стороны.
Охота — Аннибале Карраччи Аннибале Карраччи, вдохновлявшийся произведениями Высокого Возрождения, в своих работах старался достичь чистоты и гармонии живописи.
Охота на тигров и львов — Питер Рубенс «Охота на тигра» являлась одной из серии картин, посвященной охоте на диких, экзотических зверей. Серия.
Охота на льва — Рудольф Эрнст Основными занятиями наших далеких предков, несомненно, были рыбалка, охота и собирательство. С течением веком сама.
Охота на бегемота и крокодила — Питер Рубенс Охота на бегемота и крокодила является картиной маслом на холсте Питера Пауля Рубенса. Рубенс создал.
Охота на кабана — П. Валлати Нетрудно догадаться, что наши далекие предки, первобытные люди долгое время занимались исключительно собирательством и охотой.
Почтение — Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе «Почтение». Размер картины 186 x 194 см, холст, масло. Почтение к женщине.
Росписи монастыря Сан-Паоло в Парме — Корреджо (Антонио Аллегри) Вернувшись в 1518 году из Рима, Корреджо получил весьма интересный заказ. Настоятельница женского монастыря Сан-Паоло.
Презрение — Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе «Презрение». Размер картины 187 x 188 см, холст, масло. Вторая картина из.
Охота на кабана — Питер Рубенс В произведениях Рубенса на тему охоты можно различить две фазы творчества. Картины первого периода, продолжавшегося.
Обручение — Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе «Обручение». Работа художника имеет и другие названия «Примирение» и «Счастливый союз». Размер.
Свадьба в Кане — Паоло Веронезе «Свадьба в Кане», также известная как «пир в Кане» — работа Паоло Веронезе, изображающая библейскую.
Охота Дианы — Доменикино Воспитанник болонской живописной школы, Доменикино в своем творчестве обращался к наследию художников Возрождения. И если.
Охота на бизона — Чарльз Крейг Американская цивилизация — самая молодая в мире. Как, в сущности, она возникла? После открытия Х.
Каледонская охота на кабана — Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса «Каледонская охота на кабана». Размер картины 180 x 289.
Красавица Нани — Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе «Красавица Нани» имеет и другое название «Венецианка». Размер картины 119 x 103.
Львиная охота — Эжен Делакруа Эжен со страстью рисовал тигров, львов, лошадей, их яростную борьбу за существование. Он специально ходил.
Охота Мелеагра и Аталанты — Никола Пуссен Мелеагр — сын властителя Калидонского царства, что в Этолии. Он вырос смелым, красивым юношей и.
Охота на львов — Питер Рубенс «Охота на львов» признается специалистами лучшей работой художника на данную тему. Интерес Рубенса к сюжету.
Портрет Даниеле Барбаро — Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе «Портрет Даниеле Барбаро». Размер картины 140 x 107 см, холст, масло. В.
Св. Марк успокаивает море — Паоло Венециано Паоло Венециано поручили написать полиптих для защиты жемчужины ювелирного искусства, созданного в XII-XIV вв. алтаря.
Охота в лесу, Паоло Уччелло: анализ, интерпретация 4 285 Раздел в процессе наполнения и корректировки
Текст ещё не готов
Охота в лесу Паоло Уччелло Интерпретация и линейная перспектива живописи раннего Возрождения MAIN AZ INDEX
ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВАДля анализа картинхудожников эпохи Возрождения, такихкак Паоло Уччелло, см.Наши образовательные статьи: «Оценка искусства» и «Как ценить картины».
«Охота в лесу» (1470) Паоло Уччелло.Одна из величайших картин раннего итальянского Возрождения.
Содержание Описание • Анализ • Использование перспективы • Интерпретация других картин эпохи Возрождения
Описание Название: «Охота в лесу»Дата: 1470Художник: Паоло Уччелло (1397-1475) Материал: Темпера, масло на панелиЖанр: Жанровая живопись (или аллегорическая работа) Направление: Искусство раннего Возрождения Местонахождение: Музей Эшмола, Оксфорд
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин (1250-1800).
Как и его более известная родственная картина – Битва при Сан-Романо (1438–1455) – « Охота в лесу» (также известная просто как «Охота») иллюстрирует мастерство Уччелло в линейной перспективе , которую он использовал для создания ощущения глубины в его картины. Здесь он использует это, чтобы вызвать азарт погони и увести зрителя в темноту, когда охотники, лошади и собаки исчезают в деревьях. Действительно, это один из лучших примеров эффективного использования перспективы в живописи раннего Возрождения. Уччелло также был мастером витражного искусства , требующего чувства цвета. что также видно из декоративного ювелирного качества картины. Это последняя известная работа Уччелло перед его смертью в 1475 году и одна из самых известных картин эпохи Возрождения в Музее Эшмола в Оксфорде, Англия.
ПРИМЕЧАНИЕ: В отличие от большинства художников раннего Возрождения во Флоренции, Паоло Уччелло работал в традициях поздней готики и, несмотря на современность его отношения к перспективе, делал акцент на цвете и декоративном зрелище, а не на новаторском сочетании классического реализма и натурализма, пионерами которого были времена Возрождения во Флоренции. Более того, его самые известные работы – это не религиозные картины, а светские композиции. В результате он не оставил школы последователей.
Происхождение произведения столь же загадочно, сколь и завораживающе его состав. Некоторые историки считают, что это была охота, которую вел итальянский дворянин Лоренцо де Медичи – см.: Семья Медичи, Флоренция (1400-1500). Если это правда, это делает его одной из самых ранних жанровых картин в мире , наравне с работами фламандской школы: см. Фламандская живопись (с 1400 года). Однако другие ученые утверждают, что он иллюстрирует неизвестную новеллу, а третьи видят в нем не более чем упражнение в математической перспективе. Учитывая интеллектуальный климат флорентийского Возрождения в частности и итальянского Возрождения в целом – а также тот факт, что «охота» (как ни странно) проводится в темное время суток – возможно, наиболее правдоподобная интерпретация состоит в том, что картина представляет собой аллегорию поиска любви. Этот квест, символизирующий погоню за охотой, возможно, был подходящей романтической темой, выбранной Уччелло для свадебного подарка.
Использование перспективы Основные принципы перспективы применительно к живописи изобразительного искусства были впервые сформулированы итальянским архитектором и художником Леоном Баттистой Альберти (1404-72) в его трактате Della Pittura (О живописи). В «Охоте» четыре дерева на переднем плане не только умело разрезают панорамный вид леса на три одинаковых пространства, они также уравновешивают сцену и привлекают взгляд с обеих сторон к неопределенной точке схода. Выше линии горизонта деревья становятся меньше и, кажется, уходят вдаль, тогда как все, что находится ниже горизонта, сходится в центральной точке схода. Уччелло также использует копья охотников, стволы упавших деревьев и узорчатые линии листвы, чтобы указать на точку схода.
Uccello’s feel for colour is indicated by his Renaissance colour palette, and his use of red and green colour pigments – as well as accents of gold, now faded – to give the painting a magical jewel-like quality. This is reinforced by the overall unreality of the scene and Uccello’s affinity for Gothic art, as evidenced by his creation of stylized patterns: see, for instance, the similarities in the facial proportions; the vermilion colour of the dogs collars and the hunters’ jackets; and the flowers and foliage on the forest floor. Note also the crescent moons on the horses’ trappings; these symbolise Diana, the classical goddess of the hunt. But she is also the protector of chastity, and at least one horse is being pulled up by its rider. Although Venus the goddess of love is more commonly depicted in wedding gifts than Diana, these references to chastity may corroborate the idea that the Hunt in the Forest was a wedding present for some aristocratic couple.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- история (1784)
- Жизнь Замечательных Людей (415)
- Женщины в истории (179)
- Музеи (174)
- Новейшее время (1918 год — наши дни). (167)
- История вещей, которые нас окружают (149)
- оружие и войны (135)
- История моды (131)
- Королевские истории (110)
- Новое время (конец XV в. — 1918 год) (102)
- Средневековье (96)
- археология (95)
- Древний мир (92)
- Жизнь под шляпкой (59)
- История от Олеся Бузины (35)
- По России (1600)
- Люди России (379)
- Москва и москвичи (184)
- По городам и весям (181)
- Слава русского оружия (163)
- Петербург-Петроград-Ленинград (145)
- Россия царская (122)
- Культура народов России (96)
- Россия современная (85)
- Родная речь (75)
- Дворянское гнездо (66)
- по Крыму и Кавказу (64)
- Русь древняя (59)
- моя Казань (54)
- Солнечное Забайкалье (49)
- Сказания о Земле Сибирской (29)
- Новгородские чудеса (26)
- Калининградская область- Восточная Пруссия (6)
- актуальное (1334)
- свидетельства очевидцев, фоторепортаж (558)
- живая память народа (421)
- Наши поздравления (185)
- Горячие события (124)
- Новости КамелотКлуба (33)
- Музыка (1139)
- Классическая музыка (581)
- Поп-музыка (153)
- История известных произведений (142)
- Народная и национальная музыка (90)
- Рок в роке (57)
- Джазовые композиции (55)
- Самодеятельня и бардовская музыка (47)
- альтернативный (панк, симфо, новая волна, глем, пр (35)
- Музыкальные инструменты (28)
- искусство (942)
- фотоискусство (241)
- Прикладное искусство (157)
- Мода и дизайн (121)
- Театр (112)
- Ювелирика (94)
- Скульптура (73)
- Игрушки (48)
- Инсталляции (11)
- Литература (920)
- Поэзия (167)
- О писателях и поэтах (Русская литература) (138)
- О писателях и поэтах (Иностранная литература) (86)
- ПУШКИН (77)
- Проза (75)
- Литературные герои (73)
- Книжное (59)
- Книжные иллюстрации (53)
- О ПУШКИНЕ (51)
- самиздат (41)
- Детская литература (34)
- ЛЕВ ТОЛСТОЙ (19)
- ЛЕРМОНТОВ (19)
- АХМАТОВА (18)
- ЕСЕНИН (17)
- ВЫСОЦКИЙ (16)
- ЦВЕТАЕВА (14)
- ГОГОЛЬ (13)
- БУЛГАКОВ (11)
- ЧЕХОВ (10)
- БЛОК (4)
- архитектура (909)
- Города и достопримечательности (343)
- Храмы, соборы, сакральная архитектура (202)
- Дворцы (128)
- Садово-парковое искусство (92)
- Замки (75)
- Интерьеры (70)
- Старая крепость (34)
- Кремли (30)
- живопись, графика, акварель (890)
- Рассказы о художниках (111)
- Жанровая живопись (93)
- Пейзаж (93)
- Портрет (81)
- Историческая живопись (70)
- Религиозная живопись (65)
- История известных живописных произведений (58)
- Музеи изобразительных искусств (45)
- Архитектурная живопись (43)
- Сюрреализм и современная живопись (42)
- Декоративная живопись (29)
- Анималистическая живопись (22)
- Натюрморт (22)
- Миниатюра (18)
- Импрессионизм (17)
- Марина (15)
- Батальная живопись (9)
- природа, экология (763)
- Окружающая среда (130)
- животные (128)
- Растительный мир (71)
- Природные явления (68)
- Весна (60)
- Звездное небо (56)
- Кошки, коты и котята (55)
- Цветы (55)
- Осень (55)
- Зима (51)
- Собаки и собачки (46)
- Лето (41)
- Пернатые (29)
- Галопом по Европам (736)
- Италия (98)
- Германия (93)
- Страны Скандинавии (88)
- Разные страны Европы (72)
- Прибалтика (72)
- Испания (54)
- Австрия (40)
- Греция (40)
- Польша (34)
- Чехия и Словакия (30)
- Страны-лилипуты (24)
- Грузия, Армения, Азербайджан (22)
- Кипр (21)
- Швейцария (19)
- Венгрия (15)
- Финляндия (10)
- Кинематограф (583)
- Любимые артисты (наши) (161)
- И всё кино (отечественное) (153)
- И всё кино (зарубежное) (123)
- Любимые артисты (зарубежное кино) (109)
- Праздничное настроение (562)
- Новый год (85)
- Праздничное ассорти (72)
- Дни рождения (66)
- Религиозные праздники (66)
- Рождество (63)
- 8-е марта и День Матери (46)
- Советские праздники (44)
- 23 февраля — День защитника Отечества (32)
- День Победы (31)
- День рождения сообщества Camelot_Club (23)
- День Святого Валентина (18)
- Языческие праздники (14)
- Масленница (14)
- культура (544)
- юмор (484)
- Забавности (90)
- Интересности (64)
- Артисты шутят (61)
- Мультяшное (41)
- Художники шутят (41)
- Лингвалидол (34)
- Писатели шутят (19)
- ВОСТОК- дело тонкое (всё про Азию) (353)
- Разные страны Азии (95)
- Китай (66)
- Япония (55)
- Индия (51)
- Турция и Иран (33)
- Израиль (20)
- Арабские Эмираты (17)
- Сирия (15)
- Обе Кореи (9)
- Таиланд (5)
- мифология (348)
- Религии и верования (120)
- Поверья и предания (65)
- Легенды и сказания (65)
- Мифы древнего мира (65)
- Бестиарий (35)
- Камелот и Рыцари Круглого стола (13)
- этнография (330)
- Традиции (174)
- Национальный характер (107)
- Национальный костюм (65)
- путешествия (322)
- Открывая АМЕРИКУ (213)
- США (99)
- Северная Америка (66)
- Южная Америка (28)
- Карибы (23)
- ОСТРОВ СВОБОДЫ (13)
- Памятное (206)
- Солдатское (86)
- Бессмертный полк (68)
- Родное-любимое (33)
- Родительский день (27)
- ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (206)
- Культура Великобритании (68)
- Англия (56)
- История Великобритании (36)
- Ирландия и Уэлс (30)
- Королевская династия Великобритании (28)
- Шотландия (17)
- Танец (206)
- Балет (84)
- Танго (37)
- Танец как праздник (31)
- Национальные танцы (27)
- Балы и Бальные танцы (23)
- Мюзиклы (14)
- Приключения, детективы и загадочные события (199)
- Тайны и загадочные события (83)
- Детективные истории (63)
- Мистика (48)
- ФРАНЦИЯ (185)
- Париж и парижане (87)
- Достопримечательности Франции (60)
- Королевские тайны (16)
- Взрослым о детях (169)
- Угощения (156)
- Кулинарные традиции (71)
- Рецепты со всего мира (63)
- Рецепты наших читателей (24)
- видео и ТВ (155)
- УКРАЇНА / УКРАИНА, (148)
- Люди Украины (55)
- КИЕВ (36)
- Украинская Земля (23)
- ХАРЬКОВ (22)
- ОДЕССА (21)
- философия, цитаты, афоризмы (133)
- наука (116)
- Мой адрес Советский Союз (110)
- homo homini (105)
- Психология (86)
- Любовь — прекрасная страна (79)
- Добрые дела (71)
- кич (67)
- спорт (66)
- Имена и именины (58)
- Филателия (47)
- genius loci (46)
- секс (39)
- ПО АФРИКЕ (30)
- БЕЛОРУССИЯ (16)
- Австралия и Антарктида (16)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Художники Возрождения:Паоло Уччелло
Пять мастеров флорентийского Возрождения. 1490–1550
Неизвестный художник. Лувр, Париж
Два имени, очень известных: Паоло Уччелло и Фра Беато Анджелико. Может быть, на их примере как раз хорошо видно, что, собственно говоря, искал Ренессанс. Потому что когда мы говорим о перспективе, о гуманизме, о каких-то вещах мирского плана, это всегда звучит как-то общо, потому что у каждого художника был абсолютно свой путь. Вообще эпоха Кватроченто была необычайно плодотворна, особенно это видно в живописи, это был просто взрыв: десятки художников работают в это время. Мы знаем их имена, эти имена громкие, этими именами гордятся, и каждый художник совершенно неповторим со своим ярко выраженным лицом. Появляется то, что сегодня называется авторским стилем, и это появляется именно в Кватроченто. Потому что, скажем, даже по поводу Джотто – мы никогда не можем отличить, где Джотто, а где джотески, т.е. те люди, которые работали с ним, работали под него и т.д. Манера индивидуализируется.
Tebaide by Paolo Uccello
Они, конечно, пишут уже не только для церкви, потому что появляются, как мы говорили, светские заказчики. Они пишут не только церковные сюжеты, пишут не только священную историю, но появляются интересные мистические сюжеты, религиозные, которых раньше не было. Значит, они не только «уходят в мир», но они и в церкви тоже ищут что-то новое. Это очень важно, потому что до сих пор устоялся такой взгляд, что это искусство обмирщается, происходит такая как бы культурная секуляризация и все смешивается – любовь к античности, любовь к христианству и т.п. Вот как Павел Муратов пишет: «Для них история Эсфири, история Гризельды, история Эвридики происходила в одной и той же стране. Там живут прекрасные птицы, драконы, восточные мудрецы, нимфы, античные герои, волшебные звери, и эта страна – просто страна сказки». Но так ли это? Давайте посмотрим на примере именно этих двух мастеров.
Портрет Паоло Уччелло. Фрагмент картины «Пять мастеров флорентийского Возрождения». 1490–1550
Неизвестный художник. Лувр, Париж
Итак, первый – Паоло Уччелло. Настоящее его имя – Паоло ди Доно. Художник, про которого обычно пишут, что он – один из создателей научной теории перспективы. И вплоть до начала XX в. Паоло Уччелло считался математиком, помешавшимся на перспективе. Так пишет и Вазари. Собственно, он создал эту легенду. Вазари его описывает постоянно восклицающим: О, какая прекрасная вещь эта перспектива!
Вот мы видим панель «Пять мастеров Ренессанса». Мы уже к ней обращались. Вторым после Джотто здесь как раз мы видим Уччелло. Паоло Уччелло тут такой старец с бородой. В истории искусств обычно эту панель и приписывают авторству Паоло Уччелло. Если это так, конечно, мы имеем такой автопортрет, но, скорее всего, все-таки это какой-то другой мастер писал, просто выбрав пять главных мастеров – Джотто, Паоло Уччелло, Донателло, Мазаччо и Брунеллески. Вот действительно художники и переходного времени, и уже времени, которое мы называем ранним Ренессансом со столицей во Флоренции.
Перспективный рисунок вазы. 1430-е
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Галерея Уффици, Флоренция
Что касается перспективы, действительно, есть рисунки, которые приписываются Паоло Уччелло, где видно, что он учится строить уже геометрическую форму. Кстати, я не сказала, что Уччелло, как у многих художников Возрождения, – это не собственное имя, это прозвище, которое за ним закрепилось. Уччелло по-итальянски – «птичка». И Вазари говорит, что его прозвище дано ему было за его любовь к птицам, животным и т.д. Ну, Вазари много чего сочиняет, поэтому мы не знаем, почему художника назвали таким именем. Но тем не менее именно под таким именем Паоло ди Доно, т.е. Паоло, сын Доно, как по-итальянски обычно именовался человек, вошел в теорию искусств.
Фрагмент напольной мозаики
Собор Сан-Марко, Венеция
Итак, он начинает в мастерской Гиберти. Может быть, именно там он и познакомился с этими разработками по перспективе. И эти рисунки – скорее всего, ранние, где он еще учится выстраивать геометрически правильные формы. Но скульптором он не стал, хотя в основном, конечно, у Гиберти учились те люди, которые становились ваятелями. Он становится живописцем, его захватывает живопись. Известно, что в 1415 году он вступает во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и художников – значит, его уже к этому времени признают как достойного этой гильдии человека, хотя ему всего 18 лет.
Чем он занимался с 1415-го по 1425 год, т.е. целое десятилетие, мы не знаем. Однако мы знаем, что в 1425 году как раз вместе с Гиберти, со своим учителем, Паоло Уччелло едет в Венецию, где занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. Самый главный его образ, фигура святого Петра на фасаде собора, не сохранилась. Но некоторые мозаики пола именно из-за того, что они построены как бы на игре перспективы и на таких иллюзионистических приемах, приписываются Паоло Уччелло. Насколько это так, сказать трудно.
Надгробный памятник Джону Хоквуду. 1436
Фреска. Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция
Первая датированная и действительно значительная его работа – это памятник сэру Джону Хоквуду. Это не памятник, хотя мы видим, что это конная статуя на пьедестале, как у Донателло и у других скульпторов. Это фреска. Фреска, которая имитирует памятник! Собственно говоря, по возвращении во Флоренцию из Венеции, видимо, окрыленный каким-то своим успехом в Венеции, Паоло Уччелло сам предлагает свои услуги синьории. Синьория, т.е. магистрат, правители Флоренции, даже запрашивают Венецию об этом художнике. Хотя он уже и член гильдии художников, врачей и аптекарей, все-таки недоверие у заказчиков есть. Видимо, пришел благоприятный отзыв, и ему доверяют в Дуомо, в Санта-Мария-дель-Фьоре, сделать такую интересную фреску.
Надгробный памятник Джону Хоквуду. Фрагмент. 1436
Фреска. Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция
Кто такой этот Джон Хоквуд, почему ему, человеку с явно английской фамилией, магистрат, синьория Флоренции решила сделать памятник? Это очень интересная личность. Джон Хоквуд был портным в Лондоне и завербовался на военную службу к английскому королю Эдуарду III. Принимал участие в Столетней войне. Получил рыцарский титул. В 1360 году возглавил знаменитый отряд наемников «Белая рота». Под командованием Хоквуда этот отряд завоевал хорошую репутацию, и сам Хоквуд получил известность как военачальник. Он даже получил прозвище Крутой, его так называли потом в Италии – Джованни Акуто, потому что он уже идет на службу итальянским войскам.
Villa Torlonia — Paolo Ucello.
Он воевал под знаменами Пизы против Флоренции, а потом воевал на службе у Висконти в Милане, потом служил у папы Григория XI, так называемая «война восьми святых», и закончил свою карьеру уже во Флоренции. Действительно, герои этого времени, кондотьеры, рыцари часто были просто авантюристами, часто воевали то на одной стороне, то на другой. Одержав победу во Флоренции против Милана или Милана против Флоренции, они через несколько лет переходили на сторону врага и снова одерживали победу, и т.д. Вот таким был, наверное, Джон Хоквуд, судя по его послужному списку.
В 1378 году он вышел в отставку и был похоронен с почетом как раз в Санта-Мария-дель-Фьоре. Но через 32 года после смерти кондотьера его останки были перезахоронены в Англии. Видимо, его соотечественники, услышав о его итальянской славе, решили – что это нам отдавать своего героя Италии? И перезахоронили его в Англии. Но благодарные жители Флоренции заказали Уччелло создать над его опустевшей могилой кенотаф.
И вот он делает такую фреску. Она почти монохромная, имеет темно-бордовый оттенок. Замысел, конечно, понятен: прославить героя, сделать ему статую. Но статую, видите, ставят не посреди площади, а в соборе, над уже опустевшей могилой – своего рода кенотаф. Первоначально фреска находилась высоко, более 8 метров от пола. Но в 1842 году она была перенесена на холст с тем, чтобы переместить изображение на другую стену храма. Т.е. она меняла свое место. Не исключено, что при этом фреску обрезали на пять футов против ее первоначальной величины, потому что рама, которая вокруг, явно сильно стесняет эту фигуру. Потом ее еще раз переносили, т.е. дважды переносили с места на место, но тем не менее она сохранилась до наших дней.
Часы в соборе Санта Мария дель Фьоре. Ок. 1443
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Флоренция
С Паоло Уччелло связаны замечательные и особенные часы Санта-Мария-дель-Фьоре, которые идут в другую сторону, такая игра Ренессанса. Мы обычно говорим – «по часовой стрелке». А здесь часовая стрелка идет в обратную сторону. Это тоже говорит о том, что в это время люди были с большой фантазией. Для чего это было сделано, трудно сказать, может быть, кто-то из исследователей докопался до истины, но, во всяком случае, интересно, что обрамление этих часов сделал Паоло Уччелло, и здесь пророки.
Часы в соборе Флоренции
Кстати, видно, что он учился у ваятеля, у Гиберти, и, видимо, у него был скульптурный опыт, потому что они похожи на рельефы, собственно, как и статуя, которая сделана в живописном виде. Вот этот переход, как мы видели в Сиенском соборе – там пол имитирует живопись, а здесь живопись имитирует рельефные скульптурные изображения.
Пророк. Фрагмент росписи часов в соборе Санта Мария дель Фьоре. Ок. 1443
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Флоренция
Наверное, одна из самых известных работ Паоло Уччелло, из монументальных, по крайней мере, это фрески церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Это новый заказ синьории, потому что им понравилось, что сделал этот художник в Санта-Мария-дель-Фьоре, и они ему заказывают. Здесь цикл из Ветхого Завета.
Жертвоприношение Ноя и опьянение Ноя. Ок. 1447
Фреска. Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Жертвоприношение Ноя и опьянение Ноя. Фрагмент. Ок. 1447
Фреска. Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Тут с ним наверняка работали другие художники, но есть несколько композиций, которые точно он написал – это связано с историей Ноя, с историей потопа. Вазари вообще считал, что сцена «Всемирный потоп» – величайшая из работ Паоло Уччелло. Не уверена, что это так, но, во всяком случае, современники и потомки (Вазари – это уже другое поколение, даже через поколение живший) очень сильно отмечали в этой работе мастерство Паоло Уччелло.
Потоп и Ноев ковчег. Ок. 1447
Фреска. Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Такие немножко странные, загадочные фигуры, полные, с одной стороны, достоинства, с другой стороны – пафоса почти театрального. Мы снова отмечаем, что здесь он работает скорее как живописец со скульптурным образованием. Здесь нет живописи как таковой, есть скорее такая тонированная графика.
Потоп и Ноев ковчег. Фрагмент. Ок. 1447
Фреска. Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция
Этим он очень сильно отличается от всего того, что делается рядом. В то же время это делает его каким-то особенным художником. И, наверное, ценившие все новое и необычное современники и ближайшие потомки за это его и превозносили.
Битва при Сан-Романо. Триптих. 1456–1460
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475)
Не менее известным является его панно-триптих «Битва при Романо». Можно сказать, что Паоло Уччелло, и здесь действительно стоит отметить его особую заслугу, – создатель батального жанра в европейской живописи. Потому что такое грандиозное полотно, композиция из трех панелей, сделано впервые. В 1456 году Козимо Медичи приглашает Паоло Уччелло для украшения собственного дворца, построенного Микелоццо, и вот как раз заказывает ему эту тему – битва при Романо.
Атака Никколо да Толентино. 1456–1460
Триптих «Битва при Сан-Романо». Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Национальная галерея, Лондон
Сама битва состоялась в 1432 году. Это как раз финал борьбы Флоренции с Миланским герцогством, на стороне которого выступала Сиена. Флоренция одержала тогда победу над Сиеной. Мы говорили, что Сиена в более ранние времена была таким центром культуры и соперницей Флоренции. И вот это та победа, которая закрепила первенство именно Флоренции, и политическое, и культурное. Почему, собственно, Козимо Медичи это заказал? Да, потому что действительно это победа Флоренции и потому, что он очень дружил с Никколо да Толентино, который возглавлял войска Флоренции и которому приписывалась самая главная победа.
Поражение Бернардино делла Карда. 1456–1460
Триптих «Битва при Сан-Романо». Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Галерея Уффици, Флоренция
К сожалению, в настоящий момент все три части этого триптиха находятся в разных музеях, потому что в 1783 году палаццо Медичи перешло в собственность города, и центральная панель попала в Уффици. Сейчас центральная модель находится в музее Уффици. Другая панель попала в Лондонскую национальную галерею, а третья – в Лувр. Т.е. вот так, как они висели в палаццо Медичи, мы их, конечно, не можем увидеть, разве что искусственно соединив их на экране. Но тем интереснее, потому что, действительно, замысел тут виден. А замысел–показать вот эту победу и баталию.
Мы видим на первой панели, как на белом коне (на белом, конечно, мы уже знаем, что он победитель) скачет Никколо да Толентино. Развевающиеся флаги, ему навстречу тоже кто-то несется, а он уже готов всех смести на своем пути. И за ним тоже идет целый отряд.
Атака Микелетто да Котиньола. 1456–1460
Триптих «Битва при Сан-Романо». Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Лувр, Па
В центре – собственно баталия, где главными героями являются даже не сами воины и рыцари, а лошади, потому что они все изображены в разных невероятных позах. Мы видим их отброшенные ноги, крупы, одна лошадь упала, всадник флорентиец пронзает сиенца или миланца. Но что удивительно: мы видим, что, с одной стороны, да, какие-то задние планы есть, есть перспектива. Но передний план написан на самом деле очень скученно, пространства здесь практически нет. Тут есть искусственно созданное далекое пространство и близкое, как в театре, где есть мизансцена и есть несколько других планов. Т.е. на самом деле мы видим, что Паоло Уччелло не сильно владел перспективой! Он, может быть, и рад бы был, но сильно он в ней не преуспел. Поэтому приписывать Паоло Уччелло такое уж увлечение перспективой я бы не стала.
Что интересно: вот, казалось бы, такой светский жанр! Но люди этого времени все равно оставались людьми, которые уповали на Бога, уповали на помощь свыше. Мы говорили, например, что сиенцы свою победу приписывали Богородице, поэтому вот эти бесконечные Маеста, которые особенно любили сиенцы – это как раз благодарность Богородице за то, когда побеждали сиенцы.
Здесь победа флорентийцев, вроде бы это светская картина, но мы видим все равно знаки Божьего присутствия на знаменах, потому что на одном из знамен – узел Соломона, на другом знамени, вот третья панель, которая находится в Лувре, единорог, и это все священные, сакральные символы. Узел Соломона – это Ветхий Завет. Единорог, образ Христа – Новый Завет. Т.е. на самом деле побеждают-то они не умом и хитростью земной, а вот этой высшей силой. Для художников того времени это было очевидно, люди Ренессанса все-таки оставались очень и очень религиозными. Другое дело, что, конечно, их религиозность могла быть совершенно уже другой, и мы тоже это увидим у того же Паоло Уччелло.
Ночная охота. 1460–1470
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Музей Эшмола, Оксфорд
Еще одна замечательная сцена – «Ночная охота». Разное пишут про эту картину. Одни считают, что это какая-то притча или какое-то литературное произведение, которое до нас не дошло. Действительно, художники Кватроченто часто иллюстрируют или новеллы Бокаччо, или другие какие-то литературные произведения, того же Данте. Но мне здесь не видится ничего необычного, потому что он уже попробовал себя в батальном жанре, а здесь он пробует себя или выполняет чей-то заказ, кому понравились его батальные картины, делает сцену охоты.
И опять же здесь он пытается свою любимую перспективу, если он действительно ее любил, как-то применить. Ну, тоже не очень, надо сказать, удачно. У других, даже у Фра Беато Анджелико, гораздо больше удачных перспективных построений, чем у Паоло Уччелло. Все равно все выстраивается в неглубоком первом плане, и только искусственные, я бы сказала, такие сокращения идут на втором плане. Но тем не менее картина интересная, в ней есть динамика.
Портрет юной дамы. Ок. 1450
Художник – возможно, Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
В это время, в Кватроченто, входит и распространяется жанр портрета. Ну, может быть, мы особо еще поговорим о жанре портрета, но хочется показать, что многие портреты в это время пишутся профильными. Если раньше священный образ всегда писался анфас, лицом к лицу – для молитвы, для общения, то в портрете, особенно женском, всегда нужно показать красоту. А красота девушки – в ее тонкой шее, в ее прекрасном профиле, в ее красивых волосах и т.д. Что мы, собственно, видим, например, на портрете юной дамы, написанном Паоло Уччелло.
Портрет юноши. 1430-е
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Национальная галерея искусств, Вашингтон
Здесь мне как раз хочется перейти к его личной жизни, потому что в 1446 году, возвратившись из Падуи – он поработал в Падуе уже после Флоренции. Он туда ездил с Донателло, Вазари считает, что он там сделал какой-то выгодный заказ, падуанский дворец какой-то расписал, но ничего этого не обнаружено. Скорее всего, он мог просто ездить вместе с Донателло, с которым вместе учился у Гиберти, с которым он дружил, просто сопровождал его. Мы не знаем его работы в Падуе. Но после возвращения из Флоренции, мы видим его бурную жизнь. Потому что, как следует из одной заполненной декларации, он поселился на виа делла Скала, рядом с церковью Оньиссанти, Всех Святых, и вскоре женился на 19-летней Томмазе ди Бенедетто Малифичи. Ему самому в это время около пятидесяти, а он женится на такой юной особе, видимо, такой же прекрасной, как этот женский портрет, как женщина на этом портрете.
Paolo uccello, ritratto di giovane di indianapolis
В 1453 году у них рождается сын Донато, а в 1456 Томмаза умирает при неудачных родах. Дочка выжила, а сама она умерла, т.е. она прожила не очень долгую жизнь, и семейная жизнь Паоло Уччелло тоже была достаточно короткой. Девочка, как я сказала, выжила, ее назвали Антонией. Достигнув самостоятельного возраста, она постригается в монастырь, становится монахиней-кармелиткой, но унаследует талант отца. О ней писали как о замечательной художнице. К сожалению, работы ее не сохранились. Но тем не менее о том, что дочка художника стала художницей, документы этого времени говорят с некоторым даже таким пиететом.
Вот еще один портрет, тоже профильный, замечательного юноши, тоже говорит о таланте и, более того, о развитии таланта Паоло Уччелло, потому что здесь он выступает как живописец. Здесь уже не просто графика. Там, может быть, и приемы были у него, но видно, что он еще не преодолел понимание живописи как рельефа. А здесь уже мы видим все-таки переход от такой рельефной, полуплоской живописи, желание по крайней мере перейти к трехмерному пространству.
Мадонна с Младенцем. Ок. 1450–1460
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475)
Есть у него и Мадонны, итальянского художника без Мадонны не может быть. Есть более традиционные, сладкие, dolce, что любили итальянцы, но есть и вот такие, за которыми явно виден какой-то конкретный прототип, уж больно характерные здесь у Марии черты лица. В это время под влиянием, конечно, развития портрета начинается то, что мы бы назвали, хотя это не совсем так, конечно, там специально, может быть, мало кто позировал, но все-таки рисование с натуры. И здесь явно не идеальный образ такой dolce красавицы-флорентийки, а намек на очень конкретные черты лица какой-то донны, которая чем-то поразила или как-то привлекла внимание художника, и он ее чертами награждает Деву Марию.
Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1456
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475). Национальная галерея, Лондон
Но, пожалуй, самым знаменитым произведением, во всяком случае, мне кажется, что у нас Паоло Уччелло знают именно по нему, является «Святой Георгий и дракон», или, по-русски говоря, «Чудо Георгия о змие». И здесь как раз видно, что Паоло Уччелло очень еще зависит как раз от интернациональной готики. Это небольшое произведение, такое, я бы даже сказала, камерное, но в репродукции и вообще когда на него смотришь оно кажется достаточно монументальным.
Paintings of the Italian Renaissance in the Metropolitan Museum of Art
И если уж говорить о сказочности, то скорее здесь сказка присутствует, такая «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, который очень любил истории о святых, чудесах и т.д. Собственно, этим питалось религиозное чувство позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Очень известный, всемирно известный сюжет. Сколько икон, и византийских, и западных, и русских, и грузинских можно привести! Но здесь именно рыцарство, рыцарская символика видна. Во-первых, святой Георгий опять же на белом коне, как победитель, и в таких средневековых красивых латах. Он поражает этого змия, именно дракона, потому что опять же в западной коннотации это всегда именно не просто змий… У нас на иконах это всегда такой с лапками, конечно, но по земле стелющееся животное, а здесь такой вот крылатый ужасный зверь, который выходит из пещеры, его побеждает Георгий, а царица Александра, девушка, которую должен был скушать этот дракон, его ведет на веревочке. Т.е. с двух сторон укрощается зло: и добродетелью смирения, чистоты, что олицетворяет собой юная дама, вот эта царевна Александра, дочь царя, и герой-победитель Георгий.
Paolo uccello, santa monaca
Т.е. это очень интересно: это тоже символ того, что происходит в это время в Ренессансе. С одной стороны, превозносятся человеческие добродетели, героика, мужественный образ – эти кондотьеры, победы и т.д. А с другой стороны, совершенно рядом присутствуют и женская красота, и святость, и чистота, смирение и т.д. Это все соединяется. Эта картина находится в Лондонской картинной галерее, но похожий вариант, с некоторой разницей, находится в Париже, в Лувре. Т.е. он писал этот сюжет не раз.
Установление Евхаристии. Центральная часть алтаря Корпуса Домини. 1472–1474
Художник – Йос ван Вассенхове (нидерл. Joos van Wassenhove, 1430–1480)
И последняя картина, которую, собственно, не закончил, а только начал Паоло Уччелло, называется «Установление Евхаристии». Мы даже не очень узнаем здесь его стиль, потому что заканчивал эту картину голландский художник Иос ван Вассенхове. Голландцы и итальянцы в это время очень активно общаются, и поэтому тут нет ничего невероятного, что заканчивал художник из другой страны.
Удивительно здесь другое: сам сюжет. Этот сюжет появляется примерно в это время, может быть, чуть раньше. Дело в том, что в XIII в. устанавливается новый праздник в католической церкви – праздник Тела Христова. Это очень интересно, это, может быть, как раз поворот к новой религиозности, вот то, что начинается уже в интернациональной готике и продолжается в Ренессансе. Мы знаем множество сочинений, преданий и легенд этого времени – XIII, XIV, XV в. – где доказывается истинность евхаристии.
Во-первых, это, конечно, спор с еретиками, которые очень часто выступают против церковных таинств. Но и само сознание людей этого времени очень сильно заточено на доказательства – бесконечные доказательства бытия Божьего и т.д. – и заточено на материализм. Им надо доказать, что материально, реально материально происходит пресуществление. Известный случай, вот и Рафаэль будет об этом писать – месса в Больсене, когда вдруг на облатке проступает кровь, и неверующий священник вдруг видит эту кровь. Или там кто-то вдруг увидит мясо. Или чудо святого Януария, когда в дарохранительнице вскипает эта кровь раз в год, и т.д.
Панель из серии «Чудо осквернённой гостии». Пределла алтаря Корпуса Домини. 1467–1468
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475)
Т.е. вот эти материалистические чудеса в это время очень любимы именно потому, что им надо физически доказать эту реальность. Уже недостаточно метафизического мира, уже недостаточно духовного. Вот это небо должно спуститься на землю, эту реальность нужно здесь и сейчас почувствовать. Это совсем не значит, что это обмирщение, это означает поворот духовности, это значит – чуть-чуть другая духовность. Она никуда не уходит, она немножко трансформируется. Это мне кажется очень важным.
Панель из серии «Чудо осквернённой гостии». Пределла алтаря Корпуса Домини. 1467–1468
Художник – Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello, 1397–1475)
И появляется, например, в католической церкви такое действо, как адорация. У нас в православной церкви это не принято – выставлять святые дары на обозрение и перед ними молиться. Часами люди молятся, просто глядя на облатку. А почему? Потому что уходит созерцательный образ иконы. Если на Востоке держатся за икону, перед которой тоже человек может часами стоять молиться, она как окно в невидимый мир, то здесь этим окном становится гостия, вот этот преосуществленный хлеб. Он же олицетворяет самого Христа! Т.е. стоя на коленях перед облаткой, перед гостией, выставленной в такой дарохранительнице в виде солнышка, монстранс называется, человек Западной Европы, человек Ренессанса, а с этого времени адорация становится общепринятой практикой, предстает перед Богом. Т.е. желание предстать перед Богом никуда не уходит. На вопрос «Адам, где ты?» Адам все-таки отвечает. Это уже потом этот вопрос Бога – «Адам, где ты?» – останется без ответа. И поэтому вот это установление евхаристии для Паоло Уччелло было знаковым, ключевым и к тому же еще и последним произведением, правда, неоконченным.
Вымышленный портрет Паоло Уччелло. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари
В 1475 году Паоло Уччелло скончался в больнице, ему было 78 лет, т.е. такая достаточно насыщенная и продолжительная жизнь. Тело художника похоронили рядом с прахом его отца во флорентийской церкви Санта-Спиритус, Святого Духа. Вазари пишет, что Уччелло провел свои последние годы в бедности, в одиночестве, закрывшись у себя дома и с головой уйдя в изучение перспективы. Ну, опять же сказочник Вазари не совсем прав, потому что все документы говорят о том, что своим детям Паоло Уччелло оставил, в общем, неплохое наследство, так что особенно в бедности он не почил, хотя, может быть, от одиночества и страдал к старости. Вот такой художник, который и баталист, и мистик по-своему, и реалист, и метафизик, т.е. тут все.
Джорджо Вазари пишет о Паоло Уччелло как о человеке с большим чувством юмора. Видимо, в этом ему можно доверять, потому что какие-то вещи передаются из поколения в поколение. Хотя Вазари не был современником Уччелло, но что-то могли запомнить ученики последнего. Один эпизод связан с семейной жизнью художника. Известно, что Паоло Уччелло был недолго женат, но тем не менее однажды, как пишет Вазари, он сидел и разрабатывал какие-то свои перспективные построения, он был, как считает Вазари, увлечен перспективой. Несколько раз жена намекнула ему, что уже поздняя ночь и надо идти спать. Тогда Уччелло встает и говорит: да, пожалуй, эта перспектива увлекает меня сильнее! И уходит в спальню своей жены.
Paolo uccello, madonna alana, 1433-34
А другой эпизод связан с тем, что он работал в одном монастыре. И случилась обычная история, когда приор задерживает плату и экономит на художниках. К тому же он все его кормил одним и тем же сыром – мало того, что не платит, но еще и скудно кормит. В конец концов это надоело Паоло Уччелло. Он пришел к приору и сказал: я не буду больше работать в вашем монастыре, я уже пропах вашим сыром; платите мне, или хотя бы меняйте кухню! Развернулся и ушел. Но, поскольку приору надо было все-таки закончить эту работу, он переступил через свои привычки, увеличил плату художнику и велел кормить его не только сыром, от которого Паоло Уччелло уже мутило. Он мог вот так поставить себя и настоять на своем.
Материалы:
Беренсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975.
Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. М.: Омега, 2008.
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
Паоло Уччелло. Серия Великие художники. Часть 33. 2003.
Рубрики: | Галопом по Европам/Италия живопись, графика, акварель/Религиозная живопись живопись, графика, акварель/Рассказы о художниках |
Метки: Художник Паоло Уччелло Возрождение
Процитировано 16 раз
Понравилось: 26 пользователям