Держатели датчика эхолота: виды, выбор и установка
С учетом главного предназначения любой держатель для датчика эхолота представляет собой фиксирующее приспособление. С помощью таких конструкций разных видов устанавливаются трансдьюсеры, являющиеся основным элементом всех эхолотов. Выбор конкретной модели крепежа и его установка осуществляются с учетом особенностей как самого датчика-излучателя звукового сигнала, так и плавсредства.
Крепление на лодку для трансдьюсера поискового устройства является неотъемлемой частью всей системы. От того, насколько правильно будет подобран, изготовлен самостоятельно и установлен держатель датчика эхолота, зависит корректность показаний прибора. На сегодняшний день потенциальному покупателю предлагается достаточно широкий ассортимент подобных крепежных приспособлений, не считая вариантов с самостоятельным изготовлением кронштейнов – как мобильных, так и стационарных.
С учетом своих личных предпочтений, опыта, а также конструктивных особенностей лодки и финансовых возможностей каждый выбирает наиболее подходящую разновидность держателя.
Транцевые
Данный вид крепежа является наиболее распространенным. Однако стоит учитывать, что он актуален не для всех моделей лодок. Транцевая конструкция состоит из следующих элементов.
- Струбцина, предназначенная для максимально надежной фиксации датчика.
- Телескопическая стойка (штанга) в виде двух профильных труб (чаще всего с квадратным сечением) разного размера, вставленных друг в друга. С ее помощью регулируется глубина погружения устройства.
- Крепление для трансдьюсера, расположенное на конце штанги.
Быстросъемное крепление такого типа является универсальным и может устанавливаться на транцах любых плавсредств. В соответствии с многочисленными отзывами, сейчас самыми популярными можно считать следующие варианты.
- Усиленный держатель датчика «Сурикат».
- Кронштейн TK-550-A.
- Крепеж в виде струбцины KX-TY 1203.
Врезные
В данном случае речь идет о крепежной конструкции, одной из главных характеристик которой является герметичность (защита лодки от течи). Врезные крепления позволяют установить датчик эхолота непосредственно в днище плавательного средства. Это в свою очередь гарантирует, что в процессе эксплуатации работе датчика-излучателя ничего мешать не будет.
При установке врезных приспособлений необходимо учитывать особенности лодки и самого крепежа, а именно, материалов, из которых они изготовлены. Так при монтаже пластикового крепления в дно деревянного плавсредства может произойти его повреждение из-за разбухания древесины.
Установка бронзового приспособления на алюминиевую лодку может стать причиной электрохимической коррозии.
С возможностью поворота
Имеется в виду монтаж усовершенствованной врезной конструкции, которая позволяет изменять положение расположенного в ней трансдьюсера. Важно учитывать, что угол поворота варьируется в диапазоне 120 градусов. Модернизированные модели некоторых производителей позволяют увеличивать угол сканирования. Установка крепежа осуществляется по аналогии с обычными врезными приспособлениями и с учетом таких же параметров.
Независимо от используемых кронштейнов для датчиков, настоятельно рекомендуется также позаботиться о фиксации электронного блока самого эхолота. Чаще всего речь идет о твердой подставке, монтируемой на одном из бортов лодки.
Как выбрать?
Разведка акватории с использованием современных электронных устройств является максимально простой процедурой, не требующей существенных временных затрат. Однако при неправильном выборе модели эхолота и допущении ошибок во время его монтажа на плавательном средстве отображаемая картинка будет неточной. Залогом успеха в данном случае будет грамотный подбор кронштейна для датчика-излучателя звукового сигнала. От этого будет зависеть не только корректность показаний, но также удобство использования прибора.
Тип крепежного приспособления выбирают с учетом особенностей конструкции лодки. Например, транцевые модели будут неактуальны для плавсредств, на которых не предусмотрена установка двигателя. Речь идет об отсутствии самого транца.
Если же подобный конструктивный элемент присутствует, то стоит сделать выбор в пользу универсальных кронштейнов, оснащенных телескопической штангой. Сейчас на рынке представлен достаточно широкий выбор подобных моделей крепежа разных производителей.
Врезные приспособления подойдут для лодок с жестким дном. Также стоит учитывать, что наличие жесткой слани при использовании некоторых современных моделей эхолотов может вообще избавить владельца от необходимости установки креплений для датчика. В таких ситуациях отсутствует необходимость погружения трансдьюсера в воду. Также многие приборы комплектуются фирменными держателями, устанавливаемыми на сиденья лодки.
Как установить?
Стоит напомнить, что изначально эхолоты разрабатывались для того, чтобы корабли могли обходить участки мелководья и различные подводные препятствия. Однако развитие технологий позволило создать максимально компактные приборы, которые сейчас широко используются, в том числе, рыбаками. Приборы способны предоставлять информацию не только о рельефе дна водоема, но также и о присутствии косяков рыб. При этом важно учитывать, что достоверность показаний аппарата напрямую зависит от того, как будет установлен его датчик-излучатель.
Принимая во внимание все нюансы, следует знать, как правильно закрепить трансдьюсер своими руками. При наличии транца возможны варианты с использованием струбцины, выполненной, как правило, из нержавеющей стали и имеющей резиновую прокладку, а также кронштейна в виде двух раздвижных трубок.
В данном случае алгоритм установки приспособления будет иметь следующий вид.
- Струбцину плотно прижать к транцу лодки. Если установлен мотор, то положение приспособления следует выбирать с учетом удобства управления.
- Датчик-излучатель звукового сигнала надежно закрепить на кронштейне, выставленном с учетом требуемой глубины.
- Закрепить при помощи специального болта штангу с датчиком на струбцине.
- Произвести корректировку глубины и угла расположения датчика по отношению к поверхности.
- Разместить экран прибора в удобном для использования и максимально безопасном месте.
Подобный способ установки крепежа для датчика эхолота имеет ряд неоспоримых преимуществ.
- Максимальная простота и скорость монтажа и снятия конструкции. Это наиболее актуально для лодок из ПВХ, которые чаще всего после использования сдуваются.
- Максимальная надежность крепления устройства с возможностью корректировки его положения.
Естественно, не обошлось и без явных недостатков. Прежде всего стоит отметить, что готовые транцевые крепления могут оказаться дороговатыми. Из-за жесткости конструкции при случайном столкновении с препятствием возрастает риск серьезных повреждений транца.
Следующий способ установки датчика сводится к его вклеиванию в корпус плавательного средства. Для этого потребуется следующее.
- В районе киля лодки снять с днища все слои покрытия вплоть до внешнего.
- Приклеить датчик к подготовленной поверхности, используя эпоксидный клей.
- Оставшимся клеевым составом заполнить пустоты по краям датчика.
Третий вариант монтажа предусматривает вынос устройства за пределы лодки. В данном случае необходимо будет следующее.
- При помощи изоленты или скотча прикрепить трансдьюсер к пластиковой бутылке (посередине).
- На горлышке аналогичным образом зафиксировать провод, который подключается к установленному в лодке монитору эхолота.
- Налить в бутылку воды до тех пор, пока датчик не окажется на нужной глубине.
Этот вариант актуален преимущественно для использования на водоемах без течения.
Полезные советы
При монтаже крепежных приспособлений для датчика эхолота настоятельно рекомендуется уделять внимание следующим важным моментам.
- Транец является наиболее удобным местом для установки крепежа.
- Правильная картинка будет отображаться только при перпендикулярном поверхности воды сигнале.
- Устанавливая прибор, необходимо контролировать отсутствие пузырьков воздуха возле датчика, появляющихся в процессе движения плавсредства из-за завихрений.
- Необходимо по возможности полностью исключить вибрацию трансдьюсера.
Многие опытные владельцы советуют устанавливать качественные заводские конструкции, характеризующиеся максимальной надежностью. Однако в некоторых случаях практически единственным решением будет изготовление крепежа своими руками.
К таковым относятся следующие ситуации:
- нестандартная конструкция лодки;
- отсутствие транца;
- несоответствие крепежных элементов кронштейнов и самого устройства;
- необходимость создания универсального приспособления для нескольких плавательных средств.
Если нет в наличии струбцины, то всегда можно обойтись дрелью (шуруповертом) и обычными ботами. С их помощью закрепляется на транце телескопическая штанга с датчиком-излучателем, который погружается перед фиксацией на нужную глубину.
В следующем видео представлен процесс крепления датчика эхолота Garmin Striker 7SV.