Русский язык. Литература
Рубрики
- 10 класс (320)
- 11 класс (466)
- 5 класс (541)
- Литература (220)
- Русский язык (184)
- 6 класс (388)
- 7 класс (400)
- 8 класс (501)
- 9 класс (439)
- 9в. Доп (21)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
- theFirka (инд. задания) (7)
- Ванечка (3)
- Говорим грамотно (4)
- Даня -8 (16)
- ЕГЭ (165)
- Иван Ильин (1)
- Индивидуальные траектории (2)
- КАТЮША (Инд) (1)
- Катя (14)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (2)
- Л. ря 7 (5)
- М.П. (3)
- Матвей (18)
- Метод.сундук (10)
- Москва (6)
- МХК (343)
- Научные исследования (5)
- ОГЭ (55)
- Олимпиады (12)
- Проект Geroiskazok.ru (1)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
- Прочее (219)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине 🙂 (родителям) (39)
- РКИ (9)
- Спецкурс (134)
- Список для чтения (14)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Цитата дня (25)
- Слова, которые меняют (7)
- Читаю.. (55)
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
- Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
- Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)
Peклaмa
Поиск
10 кл.7 апреля. Правописание приставок. Теория+ тест до 19.00
Размещено 6.04.20 в рубрике 10 класс
Привет, мои дорогие! Грущу без вас.
Сегодня у нас 2 шага. Если надо, вспоминаем алгоритм работы над 9 заданием.
И 2. Присылаем до 19.00 текст+ проблемы, которые вы увидели в тексте.
Алгоритм выполнения задания 9 ЕГЭ:
1) Прочитайте внимательно формулировку задания. Вам потребуется найти ряд, в котором во ВСЕХ словах будет пропущена
— безударная проверяемая гласная корня
— безударная непроверяемая гласная корня
— безударная чередующаяся гласная корня
2) После того как вы узнали, какую орфограмму ищете, необходимо выделить корни во всех словах.
Чтобы правильно выделить корень, подберите однокоренные слова с таким же значением (корнем будет неизменяемая часть слова)
Когда будете проверять гласные, посмотрите еще раз на задание, чтобы понимать, какую именно безударную проверяете. Часто в слове может быть несколько безударных гласных, одну из которых можно проверить, а другую — нет.
3) Необходимо объяснить и доказать (самому себе), почему вы отнесли данный корень к одному из трех видов. Для этого нужно хорошо знать теорию. Особенно это касается правила: «Правописания безударной чередующейся гласной корня». Необходимо точно знать весь перечень корней с чередованием (С чередование А//О: гар-гор, зар-зор, клан-клон, твар-твор, плав-плов-плыв, раст-рос-ращ, скак-скоч, мак-мок, равн-ровн, лаг-лож, кас-кос. С чередованием Е//И: бер-бир, дер-дир, пер-пир, мер-мир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, чет-чит, стел-стил, им-ин(А/Я))
. Будьте внимательны. У чередующихся корней гар-гор, клан-клон, зар-зор, мак-мок и кас-кос есть ОМОНИМИЧНЫЕ корни. Это значит, что если вы выделили в слове корень ГАР, это еще не значит, что там есть чередование. Поэтому важно знать примеры к каждому корню с чередованием.
Например, в слове загорать — корень с чередованием, а в слове гористый — проверяемая гласная в корне и т.д.
Запомните! Все исключения по теме «Чередующиеся гласные в корне» являются исключениями только в написании, но при определении орфограммы они все равно будут относиться к чередующимся гласным.
4) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)
Например, опоздать — проверочное слово ПОЗДНО, а не опАздывать.
Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.
5) Непроверяемые гласные в корне проверить нельзя. Вам не нужно вписывать пропущенные буквы, достаточно будет постараться проверить слово однокоренными, если этого не получается сделать, то перед вами НЕПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ. Также следует помнить, что чаще всего непроверяемые гласные в корне встречаются в иноязычных словах.
6) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это еще одна подсказка. Если у вас в качестве ответа выступает только одна цифра, значит, вы что-то пропустили или неправильно прочитали задание.
ТЕСТ ЕСТЬ ШАНС ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ, ОТРАБОТАТЬ И РАЗОБРАТЬ ЗАДАНИЕ и индивидуально, и здесь!
Отрабатываем 9 задание. Присылаем через комментарии. Работа на отметку. ЖДУ 7 апреля ДО 19.00
1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) прим..чательный, выч..тание, пол..жение
2) приг..родный (вокзал), обн..мать, зам..реть
3) проск..чить, непон..мание, р..сток
4) вып..рающий, выч..т, зан..мательный
5) п..риод, выб..рать, оз..рничать
Ответ: _______________.
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) попл..вок, скл..нение, оз..рять
2) зан..маться, обж..гающий, предл..жение
3) анал..гичный, пот..рять, разр..статься
4) ст..лизовать, заб..рать, к..сание
5) подск..чить, отн..мать, бл..стать
Ответ: _______________.
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) прим..чательный, выч..тание, пол..жение
2) сб..регать, обн..мать, зам..реть
3) проск..чить, непон..мание, р..сток
4) вып..рающий, выч..т, зан..мательный
5) п..риод, выб..рать, оз..рничать
Ответ: _______________.
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) попл..вок, скл..нение, оз..рять
2) зан..маться, обж..гающий, предл..жение
3) анал..гичный, пот..рять, разр..статься
4) ст..лизовать, заб..рать, к..сание
5) подск..чить, отн..мать, бл..стать
Ответ: _______________.
5/ Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) д..лжник, выт..рли, пр..стоватый
2) пот..рять (перчатку), обг..ревший, к..снулся
3) зан..мательный, безотл..гательный, проб..раться
4) пок..рять, р..стовщик, зам..рать (от удивления)
5) сл..жение, заж..гательный, ск..кать
Ответ: _______________.
6/Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) хл..потать, зап..реть (на замок), р..сток
2) забл..стел, ск..калка, соб..рать
3) пож..мающий, соч..тание, поч..тать (старших)
4) взр..слеть, г..рнолыжный, оз..рение
5) попл..вок, зад..раться, изл..жить (суть проблемы)
Ответ: _______________.
7/ Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) уб..рать (листья), проз..рливый, оз..рять (всё вокруг)
2) з. рянка, р..стовщический, прит..реться
3) напом..нание, переск..чить, пл..вучий
4) заст..лить, прон..кать (в дом), к..сатка (в океанариуме)
5) возг..рание, к..снуться (рукой), пол..жение
Ответ: _______________.
8) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) сод..ржимое, водор..сли, соч..таемость
2) подн..мая (тяжести), зап..рать (дверь), поч..тать (старших)
3) переск..чить, запр..сить (документы), т..ребить (платок)
4) заг..релись (глаза), прир..щение, разж..мать
5) возвр..щает (долги), оз..рение, к..сые (лучи солнца)
Ответ: _______________.
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) уд..вительный, исп..щрённый, пром..кашка
2) треп..тать, оз..ряя, г..потеза
3) щ..бетание, ув..дающий (цветок), благосл..вение
4) сбл..жение, зак..снелое (общество), ск..птический
5) перефр..зировать, пол..мичный, дек..ративный
Ответ: _______________.
10) Укажите варианты ответов , в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к..мпонент, л..леять, ш..девр
2) од..чать, зан..маться, перекл..каться
3) энциклоп..дический, одр..хлевший, прис..гать (родине)
4) ок..лдовали, фил..рмония, д..рижировать
5) орх..дея, од..колон, м..тинговать
Ответ: _______________.
11)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) раст..реть, притв..рить (дверь), подк..сились (ноги)
2) выд..рнул, зак..снеть (в невежестве), прил..гательное
3) бл..стящий, отн..мать, выр..щенный
4) пож..мать, уб..рём, прекл..няться
5) проск..чил, прич..тать, оз..рной
Ответ: _______________.
12) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) в..люта, к..нфликтовать, интелл..ктаульный
2) ст..ллаж, л..мит (времени), ур..внять (шансы)
3) предв..рительно, к..нтакт, м..рковный
4) компл..мент, комп..зиция, опт..мист
5) м..раль, проп..ганда, ун..верситет
Ответ: _______________.
В следующий раз — теория по правописанию приставок
Текст ЕГЭ. К.Г. Паустовский. О литературе/ писателях. В КОММЕНТАРИЯХ УКАЖИТЕ, КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ В ЭТОМ ТЕКСТЕ
(1)Я живу в маленьком доме на дюнах. (2)Всё Рижское взморье в снегу. (3)Море уходит на сотни миль в чёрно-свинцовые дали. (4)Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (5)Здесь обрывается земля.
(6)Там, к западу, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. (7)Обыкновенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью. (8)В посёлке этом сотни лет живут латышские рыбаки. (9)Поколения сменяют друг друга. (10)Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. (11)И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. (12)Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной.
(13)Но, что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнавали о гибели своих же товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело – опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. (14)Уступать морю нельзя.
(15)В море около посёлка лежит большой гранитный валун. (16)На нём ещё давно рыбаки высекли надпись: «В память всех, кто погиб и погибнет в море». (17)Эту надпись видно издалека.
(18)Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. (19)Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал:
(20) – Наоборот. (21)Это очень мужественная надпись. (22)Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. (23)Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. (24)Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».
(25)Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.
(26)Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. (27)Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. (28)Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если «хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа».
(29)Писательство – не ремесло и не занятие. (30)Писательство – призвание. (31) Человека никогда не призывают к ремесленничеству. (32)Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи.
(33)Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду?
(34)Прежде всего – зов собственного сердца. (35)Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого.
(36)Писателем человек становится не только по зову сердца.
(37)Приходят годы возмужалости, и писатель явственно слышит, кроме призывного голоса собственного сердца, новый мощный зов – зов своего времени и своего народа, зов человечества.
(38)По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания.
(По К. Паустовскому*)
*Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.