- Отшельники Сибири
- Староверы Лыковы
- Отшельник Виктор
- Саянские отшельники
- Антипины
- Алтайские отшельники Наумкины
- Отшельник Юрий
- Якутский отшельник
- Отшельники плато Путорана
- Добровольные отшельники: история семьи, прожившей 40 лет в Сибирской тайге
- Ущелье реки Абакан
- Кровавые страницы российской истории
- Уход раскольников в тайгу
- Как жила семья в тайге на протяжении 40 лет
- Выживание в тайге
- Один колосок ржи
- Знакомство с новшествами
- Одиночество в тайге
- Современная жизнь Агафьи
Отшельники Сибири
Сибирские просторы всегда были привлекательны для различного рода вольных людей, желающих жить вдали от основной цивилизации и общественных институтов. Да и сама по себе Сибирь была открыта вольными казаками, уходившими в те бескрайние дали в поисках свободы и независимости. Староверы, бежавшие от чудовищного преследования, находили своё пристанище в глухих таёжных регионах Западной и Восточной Сибири. При этом чем глубже они заходили, тем сильнее считалась у них вера. Чем более суровые условия их ожидали в сибирской пустыни, тем выдержанней и крепче они верили в Бога, уповая лишь на Его милость.
Отшельники были во все времена, в любом обществе когда-либо имелись такие люди, для которых свобода, независимость и вольная жизнь — это не просто слова, но нечто совершенно иное, чем для простого обывателя. Свобода и воля для таких людей — это то, что даёт им силы, что заставляет действовать, преодолевать преграды и невзгоды, бороться и не сдаваться. Это нечто, что сидит в их нутре, заставляя жить, то, ради чего вообще хочется жить.
Так получилось, что для общества отшельники выглядят чудаками, а зачастую вообще безумцами. Скудный быт, порой аскетические условия и общая суровость региона превращают отшельников в каких-то чудаков. Плюс к тому, зачастую имеет место религиозный фанатизм. Вроде бы, что вам всем не живётся-то нормально? Почему вас так тянет в глушь? Что там такого, мёдом что-ли намазано? — Не понимает обыватель.
Сибирские отшельники — особый вид людей. Отшельники проживают и в других регионах, в более тёплых. Однако отшельники Сибири интересны как раз именно всей этой суровостью и выдержанностью, которыми они обладают в избытке по сравнению с нами, городскими пижонами.
Староверы Лыковы
Самыми известными и интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми староверами была семья Карпа Осиповича Лыкова, ибо Лыковы ушли дальше всех: по течению реки Большой Абакан — к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович — отец, Акулина Карповна — мать, Савин — сын, Наталья — дочь, Дмитрий — сын, Агафья — дочь.
Карп Осипович и Агафья Лыковы
Савин и Дмитрий Лыковы
Агафья Лыкова в наши дни
Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь немногочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат — и весть о семье староверов разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции, Лыковы не имели иммунитета ко многим заболеваниям, и после встречи с людьми, пришедшими из посетить, все, кроме Агафьи, заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.
Отшельник Виктор
Когда-то сибирский отшельник Виктор работал на барже в Красноярском порту, а сейчас проживает в небольшой избе на берегу Енисея, примерно в 55 километрах к югу от Красноярска. Свою избу он построил сам, как и обустроил весь необходимый быт. Виктор занимается ловлей рыбы, которой полно в Енисее, сбором дикорастущих растений, грибов и ягод, коими богата сибирская тайга.
Читает Библию и наслаждается одиночеством на фоне бескрайних просторов тайги. В 47 лет он бросил свою прежнюю жизнь и решил переселиться в тайгу. С виду слегка заурядный, но добрый человек.
Саянские отшельники
В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне в районе озера Дерлик-Холь на охотничей базе под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Когда отшельники только заселили этот край, проходящие мимо охотники поначалу только посмеивались, пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.
Матушка Анастасия, Архимадрит Константин и матушка Илария
Архимадрит Константин, ранее проживающий в Самаре, ушел в тайгу с другими людьми еще 8 лет назад, однако сейчас их осталось только трое — остальные вернулись в цивилизацию. Занятие у них традиционно таёжное: заготовка кедрового ореха, сбор дикорастущих растений, ну и, конечно, рыбалка. Щука, хариус, таймень, ленок. Постные блины на огарках восковых свечей и скудный рацион питания сибирских отшельников. Туристы и охотники иногда помогают им припасами, которые отшельники употребляют очень экономно, живут впроголоть. Одно время в газетах про них шла нехорошая молва, монахов обвиняли в различных делах, но ничего не подтвердилось. Людей вывезли вертолетом на большую землю, а сейчас журналисты утихли и не лезут в их жизнь.
Антипины
С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.
Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены — Антипин. По его мнению, приставка «Анти» в ней обозначала его взгляды как «против», т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын — Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.
Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.
Алтайские отшельники Наумкины
Под влиянием эзотерических воззрений семья Наумкиных, ранее проживающая в городе Бийске, в начале 90-х годов продали 2 квартиры и перебрались жить в алтайскую тайгу из-за того, что у отца семейства Александра Наумкина начались проблемы со здоровьем. В 1993 году у них родился сын Оджан. Наумкины проживают в землянке, оборудованной для постоянной оседлой жизни.
Оджан возле огорода
Питание отшельников «по-отшельницки» скудное: грибы, ягоды, овощи из огорода — мясная пища бывает нечасто. Наумкины вполне доброжелательны, без явного религиозного фанатизма. Журналисты Оджана прозвали Маугли, потому что он родился и вырос в лесу, однако образование, которое ему дали родители, не подтверждает это прозвище. В 2013 году они переехали в Приморье, 12 ноября 2013 года Оджан впервые получил Свидетельство о рождении, а на следующий день — паспорт. Родители не держат его и не заставляют жить в лесу. Оджан же сам не против жизни в городе, так же, как и в лесу. Как и отец, Оджан занимается рисованием.
Отшельник Юрий
В Куйбышевском районе Новосибирской области с 91-го года проживает отшельник Юрий Глущенко. Единственные соседи Юрия — три кошки и пес Борзик. Без религиозного фанатизма, обычный мужчина советской закалки проживает в труднодоступном месте среди болот и топей Западной Сибири. 25 лет он живет без благ цивилизации, питается таёжными дарами, грибами, ягодами, как и все таежные отшельники.
В избе полный порядок и чистота, небольшой чёрно-белый телевизор и электричество непонятного происхождения. Мобильник есть, но здесь он не ловит. Юрий присматривает за лесом, держит его в порядке — ведь это его родной дом. Весьма аккуратный и работящий человек, решивший уйти от общества по каким-то причинам. Говорят, из-за несчастной любви, но мы-то с вами знаем, что не из-за неё, а потому, почему и остальные отшельники уходят — из-за стремления к вольной, уединенной жизни, без суеты и городской грязи.
Якутский отшельник
В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.
Рассказывает о своей жизни, на фоне избы и якутских лошадей
Заготовка питьевой воды
Весьма разговорчив и эмоционален, с большой аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной-якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, поскольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.
Отшельники плато Путорана
На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника: Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди: имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.
Вольный охотник Виктор Шереш
Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы — Заполярье слабости не прощает. Помимо своих основных дел они занимаются пушниной и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова «Люди плато Путорана».
Добровольные отшельники: история семьи, прожившей 40 лет в Сибирской тайге
Необъятные просторы Сибири мало подходят для самостоятельной жизни. Однажды в 1978 году пилот вертолета, перевозившего геологов, пролетая над тайгой, заметил признаки человеческого проживания. Это казалось невероятным, ведь от ближайшего поселка это место отделяли сотни километров.
Ущелье реки Абакан
Группа ученых-геологов, находящихся в экспедиции, решила исследовать этот объект. Разыскав его в лесу, они обнаружили бревенчатую хижину, большой ухоженный огород, на котором выращивались разные овощи и рожь.
Галина Письменская, руководитель экспедиции, написала в воспоминаниях, как они в первый раз увидели главу семьи Карпа Лыкова.
На улицу вышел пожилой мужчина с большой бородой, на нем были залатанные штаны и старообрядческая рубаха. Он неохотно пригласил неожиданных гостей в дом, в котором, как выяснилось позже, жила семья Лыковых около 40 лет.
Кровавые страницы российской истории
Драматической судьба староверов стала еще в конце 17 века, когда был принята Никоновская реформа, послужившая причиной раскола православной церкви. Проводилась она насильственно и жестоко, чем вызвала большое сопротивление большей части верующих.
Например, Соловецкий монастырь держал оборону семь лет, не желая подчиняться новым веяниям, потом был взят осадой, а всех насельников повесили. К раскольникам врывались в дома, выкалывали глаза иконам, не соответствовавшим новым канонам, сжигали церковные книги, многим арестованным староверцам отрезали языки.
Протестом были охвачены все слои населения. Боярыня Морозова (Соковина) Феодосия подвергалась, как и многие другие, страшным пыткам, от нее требовали отказаться от старой веры и креститься тремя перстами вместо двух.
Заключению, ссылке и страшной казни подвергся протопоп Аввакум, которого заживо сожгли с еще тремя подвижниками 24 апреля 1682 года в Пустозерске по распоряжению архиепископа.
Преследования старообрядцев продолжались при Петре 1, Николае 1.
Уход раскольников в тайгу
С приходом Советской власти, проводившей репрессии верующих всех религий и конфессий, многих раскольников расстреливали и бросали в тюрьмы.
У Карпа на глазах убили родного брата, после чего он принял решение бежать в тайгу, чтобы спасти свою семью и веру. К этому времени у них с женой уже было двое детей в возрасте девяти и двух лет. Жизнь раскольников в уединенных скитах была распространенной формой сохранения веры и обычаев.
Год за годом семья уходила все дальше и дальше в тайгу, пока не остановилась на одном месте, где их дом и нашла экспедиция.
Как жила семья в тайге на протяжении 40 лет
Долгие годы семья Лыковых проживала изолированно ради того, чтобы сохранить свою православную веру старого обряда, беспрепятственно молиться и соблюдать заповеди.
Главой семейства был Карп Лыков, а его жена Акулина за 17 лет до прихода геологов умерла от истощения. У них было четверо детей, двое из которых родились в тайге.
Старшие дети совершенно забыли прежнюю жизнь, а младшие и вовсе были с ней незнакомы. Они узнавали о мире от родителей и из библейских историй. Их речь была своеобразной и малопонятной.
Им ничего не было известно о техническом прогрессе, жили они натуральным хозяйством.
Выживание в тайге
Прокормиться в тайге было нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, Лыковы учились обходиться тем, что имели в своем распоряжении: обувь плели из бересты, шили одежду из конопляной мешковины. Они сами выращивали лен, пряли нити и делали льняную ткань на старинном станке, из которой потом шили одежду.
Подросший Дмитрий стал настоящим Тарзаном: научился добывать пищу в горах, выкапывать ловчие ямы. Он стал таким сильным и выносливым, что мог преследовать добычу, бегать по лесу без обуви и спать на улице на 40-градусном морозе. Они запасались ягодами и орехами, сушили грибы и овощи.
Главным же смыслом жизни Лыковых были богослужения, которые проводились по церковному Уставу, существовавшему на Руси до раскола.
Один колосок ржи
Были годы неурожая, когда семья оставалась на грани голода, питаясь корой и травой. Так, заморозок, случившийся в 1961 году в июне, погубил проросшие всходы, и семья осталась без урожая. От истощения умерла Акулина, оставлявшая продукты детям.
В огороде нашли один уцелевший колосок ржи, который чудом сохранился. Лыковы построили для него отдельное укрытие, тщательно за ним ухаживали и молились, чтобы Бог сохранил его. Полученные от колоска 18 зернышек они посеяли на следующий год и так восстановили семенной фонд за несколько лет.
Самая младшая дочка Агафья говорила и писала на старославянском языке, вела календарь. Брат Дмитрий, невероятно одаренный от природы, строил срубы и даже выложил печь. В доме были простая и опрятная обстановка, иконы.
Знакомство с новшествами
Карп Лыков, которому исполнилось 80 лет, с удовольствием слушал рассказы геологов об освоении космоса, о спутниках, о полетах на Луну. Если различные технические новинки они осваивали без энтузиазма, то просмотр телевизора захватил их. Победить этот интерес они не могли: с удовольствием его смотрели, тут же каясь в своем грехе.
Вскоре весь их быт был хорошо устроен благодаря помощи геологов. В доме появились кастрюли, ведра, даже термометр на двери. Лыковы стали пользоваться вилками, ножами, бумагой. Но основной уклад жизни, посвященной молитве, они менять не собирались.
Одиночество в тайге
Братья и сестры Агафьи умерли к 1981 году, а в 1988 году не стало и Карпа. Как будто они специально жили и переносили все испытания, чтобы дождаться встречи с людьми, которые могли бы засвидетельствовать их подвиг ради Господа, а затем перешли в мир иной. Некоторые считают, что они не имели иммунитета к человеческим болезням, что ускорило их гибель.
Современная жизнь Агафьи
Агафья обещала отцу не покидать это место до конца жизни, поэтому отказалась переезжать из тайги. После публикаций и телевизионных передач многие интересуются ее судьбой, помогают ей продуктами.
Возраст дает о себе знать, и Агафья попросила найти ей женщину, которая согласилась бы с ней жить в скиту. Ее пытались забрать родственники, но даже в деревне для отшельницы оказалось слишком много запахов и звуков. Радостным событием в ее жизни стал приезд священников старообрядческой общины, которые с ней молились и помогли в благоустройстве территории.
Сколько еще скитов таится в таежной глуши, надежно защищающей старообрядцев от социума?
Наш канал молодой и нуждается в Вашей поддержке:
ставьте лайк, подписывайтесь на канал, поделитесь с друзьями и оставляйте комментарии!