Что лучше “Токио-риг”, “Джиг-риг” или обычный джиг при ловле хищной рыбы?
Если говорить об уловистости среди таких приманок как “Токио-риг”, “Джиг-риг” и обычного джига, то в моём случае токийская оснастка на порядок уловистее!
Что такое и чем отличаются джиг, джиг-риг и токио-риг
Во-первых, сначала надо объяснить, что это за оснастки.
Просто джиг
Обычный джиг знают многие рыболовы, но расскажу специально для новичков. Джиг – это оснастка на хищную рыбу в основе которой лежит лёгкая приманка с грузом впереди (джиг-головка или шарнирный способ на грузе “чебурашка”). Посмотрите на фото и всё станет понятно.
Джиг-риг
Далее идёт “Джиг-риг” – применение тоже что и с обычным джигом, только на этот раз крючок и груз независимы друг от друга (на заводном колечке или на застёжке). Приманка может быть той же. Опять же фото об это расскажет.
Токио-риг
И наконец, “Токио-риг” – это оснастка, у которой грузик выставлен на специальной проволоке. Также, как и у джиг-рига – крючок с приманкой отдельно и грузило отдельно. Смотрите фото.
Моё мнение
А теперь об эффективности приманок. Все они уловисты, но своей конструкцией японская токио-риг оснастка в выигрышном положении.
Она своим поведением приманивает зубастую и моментально провоцирует на атаку. Она сильнее баламутит дно и оставляет после себя мутный след.
Получается, что из всех выше предложенных джиговых оснасток (приманок) самые эффективные джиг-риг и токио-риг при ловле на хищную рыбу. К тому же они обе позволяют забросить приманку дальше и точнее.
Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)! Следите за моими новыми публикациями — дальше ещё интереснее будет!
Олег Сизон: рыбалка, спорт, туризм
Сила и слабость джиг-рига
Как правило, «взрыв популярности» — он потому и взрыв, что оглушительно прогремит и быстро затихает. Но бывают исключения: взрыв популярности оснастки джиг-риг украинские рыболовы наблюдают уже пару лет, и этот бум даже не думает прекращаться. «Волшебную палочку» используют все, производители свинца соревнуются в ассортименте вытянутых грузил с вертлюгом на верхушке, высказаться на эту тему спешат блогеры и ютуберы. Все куют свинец, пока он горяч.
А я не спешил, ограничившись коротким текстом о знакомстве с новинкой год назад. Нужно было разобраться – сделать не одну тысячу забросов, поймать не один десяток рыб. Вроде бы пора: давайте разложим эту оснастку по полочкам. Зачем? Чтобы применять осознанно, используя преимущества джиг-рига и обходя его недостатки. Отнесемся к нему как к инструменту спиннингиста-профи, а не как к шаманскому бубну ).
Вначале договоримся об определениях. Джиг-риг – не груз какой-то определенной формы, капелька или палочка. Джиг-риг – один из способов оснащения силиконовой приманки при ловле хищника спиннингом. Это – такой монтаж, у которого и поводок, и крючок с силиконом шарнирно прикрепляются к грузу в одной точке. При движении такого монтажа по инерции (неважно, в какой среде, в воде или воздухе) груз идет впереди, а приманка и шнур тянутся за ним.
Принципиальная схема оснастки джиг-риг
Если история нам не врет, придумали его американцы, чтобы ловить басса в глухих коряжниках, при падении силиконовой приманки сквозь ветки. Груз увлекает за собой силиконового червя, насаженного (естественно) на офсетный крючок, протаскивает за собой и приманку и шнур, и поклевка (по крайней мере, по идее) следует на этом падении.
Изначальный, бассовый джигриг.
Басса у нас нет, и оснастка джиг-риг долго оставалась незамеченной, пока на нее не обратили внимание спортсмены-береговики. В нашу команду эту «палочку» принес внимательный Макс Нестерцов, подсмотревший ее (вроде бы) у черниговского мастера Руслана Диденко.
М.Нестерцов
Р.Диденко
Это случилось в очень удачный момент, перед Чемпионатом Украины на Барабое в прошлом, 2018м, году. Наше «серебро» этого турнира взято в основном благодаря использованию ДЖР – во всяком случае, я всю свою рыбу поймал тогда именно на такую оснастку.
Главное преимущество ДЖР стало очевидно еще тогда: это его дальнобойность. Именно в ней главный смысл: в воздухе этот монтаж, если он правильно собран, тоже «зацепляется» минимально, и улетает дальше любого другого. Тут будет немножко аэродинамики, без нее не обойтись. Принцип ровно один: из всех брошенных предметов одинаковой массы дальше всех летит тот, у кого наименьшее лобовое сопротивление. Оно в нашем случае складывается из сопротивления тянущегося за приманкой шнура (зависит и от собственного сопротивления нитки, и от силы трения в кольцах и по ободку шпули) и сопротивления монтажа. А оно прямо пропорционально площади поперечного сечения: чем она меньше, тем меньше сопротивление – и, соответственно, длиннее дистанция полета. Смотрите:
— силикон на джигголовке летит плохо. Приманка жестко надета на груз и зафиксирована на нем, масса и инерция ее огромны, монтаж кувыркается и постоянно подставляет воздуху широкое сечение. Начальная скорость быстро падает, дальнобойность минимальна;
— тот же силикон на чебурашке летит лучше. Благодаря шарнирному соединению монтаж может сложиться, сопротивление воздуха, притормаживая приманку, держит ее все время за грузом, в его аэродинамической тени. Монтаж не кувыркается, не подставляет среде широкое сечение, все время держась в выгодной, с точки зрения аэродинамики, позиции. Дальнобойность отличная. Портит ее лишь неоптимальное крепление шнура: для него на грузе предусмотрена отдельная точка крепления, и сила сопротивления нитки, приложенная к ней, все время стремится развернуть монтаж в полете. Хотя бы чуточку довернуть. Понятно, что при этом из «тени» груза выходит краешек приманки, сопротивление увеличивается, часть возможной дальности теряется;
— а вот оснастка джиг-риг этого недостатка лишена. И шнур, и приманка прикреплены к одной точке, обе силы сопротивления работают на стабилизацию монтажа в самом выгодном, с точки зрения аэродинамики, положении. Силикон всегда в аэродинамической тени, он идет сквозь воздух, который уже рассечен грузом, и здесь же тянется шнур. Сопротивление минимально, дистанция полета – максимальная.
Она максимальная, поскольку минимум сопротивления монтажа работает на всех фазах заброса. На разгоне мы добиваемся более высокой начальной скорости (максимум, что может дать данная конкретная удочка). В полете – меньших затрат начального импульса, расходующихся на преодоление сопротивления среды.
Осталось сделать последний шаг: придать грузу вытянутую форму, уменьшить его поперечное сечение, и добиться уже предельной дальнобойности. Так и сделали: именно груз «палочка» в этом смысле не имеет равных, улетая не хуже вольфрамовых шариков такой же массы. Что вполне объяснимо: вытянув груз, мы с вами уменьшили его поперечное сечение до того же значения (или даже меньше!) что и у вольфрамового шарика. А схема закрепления тормозящих элементов, силикона и шнура, у «палочки» (в отличие от шарика-чебурашки) оптимальна.
Поэтому имеем, в конце концов, специальные грузы для оснастки джиг-риг: вытянутая форма, одна точка крепления и для силикона на крючке с крупным ухом, и для шнура.
Очень важное замечание: да, джиг-риг летит гораздо дальше любого аналогичного по массе монтажа с тем же силиконом. При одном условии: приманка, в своем поперечном сечении, не шире груза, летящего впереди!
Монтаж, собранный на джиг-риге из тонкой палочки и крупного, широкого силикона, теряет свое преимущество в дальнобойности. Остается лишь идеальная стабилизация, но она дает лишь небольшой прирост дальности заброса. Главное для нас – чтобы приманка могла полностью спрятаться за грузом в полете. Тогда есть смысл говорить о правильно собранной оснастке джиг-риг, если нашей целью является именно дальнобойность. Тут замечу: резон для применения оснастки ДЖР может быть и еще один, кроме дальности заброса, но до этого мы с вами еще дойдем.
Итак, главное преимущество правильно собранной оснастки ДЖР – дальнобойность. Почему же не перейти на этот способ оснащения силикона полностью, забыв о всех прочих, ведь дальность заброса никогда не лишняя, верно? Нет, не получается. Потому что, кроме главного преимущества ДЖР, у этой оснастки есть еще и главный недостаток. Он проявляется уже не в воздухе, а в воде, при проводке. Это – неоптимальное позиционирование приманки, и тут (относительно джигголовок и шарниров) все ровно наоборот:
— чемпион позиционирования силикона – безусловно, джигголовка. Свинцовый эксцентрик с жестко закрепленным крючком фиксирует силикон четко и однозначно. Крючок всегда вверх, приманка всегда работает в заданной производителем плоскости, выдает именно ту игру, которая задана разработчиком. К тому же и засекает идеально;
— неплохо позиционирует приманку и чебурашка. Да, в шарнире силикон может болтаться относительно продольной оси, но сам груз ведет себя на проводке достаточно четко, поскольку его центр тяжести смещен вниз относительно точек крепления, и груз в движении растянут между двумя точками приложения сил: тянущим с одной стороны шнуром и тормозящей (с другой стороны) приманкой. Груз идет предсказуемо, всегда оставаясь «головой» силиконовой приманки, двигаясь по той же линии, но чуть ниже. Управлять движением такого монтажа рыболов может вполне уверенно, рассчитывая и на точность заданного рисунка джиговой проводки, и на реалистичность общего вида монтажа с приманкой;
— джиг-риг в этом смысле проигрывает всем. Приманка в воде включается в работу, активно тормозя и стабилизируя монтаж своим активным хвостом, а груз болтается снизу, прикрепленный в одной точке. Это не смешно, поскольку инерция этого самого массивного элемента оснастки весьма внушительна. Груз-палочка раскачивается при резких движениях, живет своей жизнью, при падении на грунт сбивает рисунок игры, заваливаясь на бок. Это уже не точная работа джиговой приманки, а так… джиг в первом приближении. К тому же и стабильность работы приманки всегда под вопросом: конечно, твистеру все равно, его хвост правильно работает при любом движении, об этом знают все спиннингисты, кто насаживал твистер не только вниз хвостом, а и вверх, да хоть боком. А вот виброхвосты (особенно не червеобразные, круглые, а уплощенные шеды) могут испытывать проблемы с позиционированием на джр. И испытывают, конечно, даже самые лучшие и сбалансированные, такие как Easy Shiner или Tough.
Поэтому для меня все применение ДЖР сводится к балансировке между главным достоинством (дальнобойностью) и главным недостатком (плохим позиционированием). Отсюда и два главных принципа, которыми я руководствуюсь, применяя эту оснастку:
— для обеспечения дальнобойности приманка не должна быть толще груза;
— для обеспечения игры она должна иметь как можно более симметричную форму или очень активный хвост;
Зафиксировав главное достоинство и главный недостаток оснастки ДЖР, мы тут же делаем следующий шаг. Максимально усиливаем сильную сторону и пытаемся компенсировать слабую. Делаем вытянутый груз — «палочку» для предельной дальнобойности и каплевидный груз – для корректного, аккуратного джига. Делаем, и пока откладываем в сторонку: о конкретике их применения поговорим тогда, когда разберем остальные преимущества оснастки ДЖР. Они уже касаются не заброса, а возможностей проводки.
Дело в том, что ДЖР умеет не только летать, но и ползать. Ползать быстро и ползать медленно. При этом он оставляет приманку сверху, даже если полностью погружается сам: это очень выручает на мягком дне. При этом «капелька», в силу более широкого основания, погружается меньше и выдергивается легче. Она больше подходит для классической «ступеньки», а «палочку» лучше использовать на непрерывном волочении. Тем более, что этот вытянутый груз дает уникальную возможность работать некрупным силиконом на очень дальней дистанции.
Забросить туда можно и на вольфрамовом ушастике. Но провести очень трудно, получается или сверхскоростная равномерка, или резкий джиг с высокими подрывами, или волочение приманки прямо по грунту. Для судака и окуня два последних предложения неплохи, а вот со щукой эти номера обычно не проходят, да и очень высокая скорость равномерной проводки ей тоже далеко не всегда интересна. Нужна более плавная подача, и хотя бы на несколько сантиметров выше дна. Именно высокий груз и дает возможность, подобрав скорость проводки, волочить «палочку» по дну, опираясь на грунт лишь ее основанием. Скорость при этом получается приемлемая, не слишком высокая, и длина груза, идущего не горизонтально, а под углом, дает тот самый, очень важный зазор между приманкой и грузом.
Выглядит это так: не просто бегущая по дну полоса мути, в которой где-то там копошится и груз, и приманка, но их попросту не видно. Нет, если у нас монтаж с «палочкой» ДЖР – то над этой полосой, в чистой воде, идет активно играющий виброхвост или твистер. Можно представить себе маленькую рыбку, преследующую что-то, что быстро ползет по дну. Это выглядит вполне реалистично, и это работает. Иногда вообще работает только это.
Конечно, бывают случаи, когда волочить нужно, наоборот, очень медленно. Это можно делать и с «палочкой», и с «каплей» — но есть специальный груз ДЖР для таких ситуаций. Он выглядит как уплощенная «капля», которая идет по мягкому дну как лыжа, минимально погружаясь в него и обеспечивая приманке плавное движение. Именно то, которое мы задаем, а не то, что получилось в результате засасывания груза в ил и выдергивания его, превращающего аккуратные протяжки в хаотичное движение со смазанной амплитудой и нечетким ритмом перемещений и пауз.
Монтаж на «Ленивце» с пассивным силиконом
Подытожим главное: оснастка джиг-риг имеет два преимущества. В дальнобойности (если собрана с соблюдением главного условия, поперечное сечение силиконовой приманки не превышает поперечного сечения груза) и в расширенных возможностях проводки волочением (даже если собрана с тонким грузом и толстой приманкой). Имеет и два недостатка: нечеткое позиционирование приманки при активной проводке, ограничивающее выбор силикона только стабильными в работе моделями и излишняя свобода движений груза, мешающая четкой подаче при аккуратном джиге. Теперь можно рассмотреть вопрос в мелких, но интересных подробностях.
- Монтажи. Казалось бы, все просто, но пытливый человеческий ум может накосячить даже в таком простом вопросе. Вот что я выловил из воды на Чемпионате Одесской области, на Барабое: вертлюг груза вставлен прямо в ушко крючка, и в это же ушко вщелкнута застежка. Мало того, что это сложно технически – в работе такой монтаж идет боком, вероятность удачной подсечки хищника минимальна. Мне еще непонятен в данной ситуации пятиграммовый груз, но об этом чуть ниже.
Мне известны два корректных способа сборки монтажа ДЖР: на заводном колечке или прямо на той же застежке, которая привязана к поводку. Монтаж на застежке привлекает простотой и надежностью (отсутствием лишней детали, заводного колечка с неизбежными вопросами к его прочности). Монтаж с заводным кольцом дает чуть больше свободы для точного позиционирования силикона и груза в полете, дает пару лишних миллиметров высоты над грунтом при проводке волочением и (что очень нравится лично мне) позволяет хранить готовый монтаж в собранном виде, а не разбирать-собирать заново каждый раз. Рекомендовать какой-то из этих видов монтажа однозначно не могу, поскольку (по моим наблюдениям) различия в эффективности применения укладываются в какие-то проценты. А, может, и в доли процента. Это несущественно.
Монтаж на заводном кольце и без него
- Конструкция грузов. А вот тут я категоричен. Как бы ни позиционировался груз производителем, для дропшота или для джиг-рига, приемлемы только грузы с вертлюгом на верхушке. Дропшотная прищепка неудобна: ее нужно специально разводить-деформировать, проволока при этом ослабляется, форма петли неудобна и для кольца, и для монтажа прямо в застежке.
Вертлюговым грузам – да. Грузам с прищепкой – нет.
- Вольфрам или свинец? Тут дьявол в деталях. Вольфрамовая «палочка» имеет смысл при соблюдении главного условия сборки, непревышения допустимого диаметра силикона. На практике это означает, что даже двухдюймовый виброхвостик не спрятать за грузом в полете – следовательно, сечение летящего монтажа не уменьшается и ожидаемого прироста дальнобойности нет. От преимуществ вольфрама в этом случае остается лишь более высокая информативность при волочении по дну, а этого, согласитесь, за многократное увеличение цены маловато. А вот вольфрамовая капля в этом смысле гораздо интереснее: ее основание шире, за ней силикон уже прячется. В результате такой монтаж получает преимущество в дальнобойности и не теряет позиций при аккуратном джиге: он летит как свинцовая палочка, а джигует почти как чебурашка. Отличный вариант для спорта, хотя и дорогой. Я применяю вольфрамовые «капли» с удовольствием, а в вольфрамовых «палочках» особого смысла не вижу.
Вольфрамовая капля имеет смысл
- Актуальные веса-размеры. Не вижу смысла в пятиграммовых и даже семиграммовых свинцовых «палочках», и даже в десятиграммовой «палочке» из вольфрама. Главное преимущество оснастки ДЖР, ее дальнобойность, невозможно разыграть из-за слишком малого диаметра этих грузов, за ними спрячется в полете разве что самый худосочный червяк. Минимальная приманка, какую я использую при этом – двухдюймовые червеобразные виброхвосты, их можно спрятать за десятиграммовой свинцовой «палочкой» – это и есть минимальная масса таких грузов для меня. Капли я применяю в огрузке от 5 гр, поскольку их основание шире.
- Рекомендации по применению. Общая рекомендация: применяем любой джиг-риг, если нужно забросить подальше. При этом понимаем преимущества каждой из форм груза:
- Палочка: если нужно (кровь из носу!) забросить дальше всех, а все прочее отходит на задний план. Если актуально волочение по дну с относительно небольшой скоростью, недостижимой в «свободном полете» приманки над грунтом, и при этом тащить силикон прямо по дну неприемлемо. Опираясь на дно основанием палочки, даем приманке необходимые несколько сантиметров превышения над грунтом: иногда этого достаточно. Конечно, можно поймать волочением и на «каплю», но приманка при этом идет существенно ниже, это уже именно волочение силикона по дну, а не проход над ним, пусть и на минимальной высоте.
- Капля: если рыба требует осознанной, вменяемой, управляемой проводки, а не просто «смык, смык!» Мягкое дно и классический джиг: там, где палочка уходит глубоко в ил и выдергивается с ощутимым усилием, капля идет более спокойно, хотя тоже оставляет приманку сверху. Разумеется, и на «палочку» можно поймать джигом с подрывами. Но только очень активного хищника, который так хочет жрать, что не обращает внимания на нюансы подачи.
- Ленивец: медленное волочение пассивки, как правило – пунктирное, с паузами. Опять же, можно волочить медленно и каплю, и палочку. Но Ленивец идет плавнее и меньше погружается в мягкое дно.
- Силикон для ДЖР. Тут буду краток: в подавляющем большинстве случаев применяю с ДЖР длинные, узкие виброхвосты, реже твистеры. Не применяю с ним объемные приманки: фэты, ракообразных. Их гоняю на «чебурашках» и других разборных грузах с разнесенными точками крепления для крючка и шнура. Плоские виброхвосты на ДЖР тоже не монтирую, для этого предпочитаю джигголовки.
Этот доклад почти окончен. В нем я не коснулся применения оснастки ДЖР в области сверхлегкого джига: «капельки» массой от грамма до трех вполне успешно используются при ловле пассивного окуня на мягком дне. Их способность оставлять приманку над илом выходит в данном случае на первый план, но мне такая рыбалка до сих пор не была интересна, вполне обхожусь классическим микроджигом или нано. Если когда-то углублюсь в эту тему, отчитаюсь по ней отдельно. А пока подведем итоги по применению ДЖР в классическом спиннинге, начиная с лайтовой мощности.
Итог: джиг-риг – не волшебная палочка, и слышать утверждения типа «уловистость монтажа ДЖР втрое выше, чем у других монтажей» довольно смешно. Это – один из типов спиннинговых монтажей с силиконом, имеющий свои правила сборки, свои сильные и слабые стороны. Чтобы ловить рыбу осознанно (следовательно, с максимальной эффективностью) нужно знать эти правила, использовать преимущества ДЖР и обходить его недостатки. Нет, я не могу утверждать, что на «неправильный» монтаж поймать нельзя. Рыба рано или поздно клюнет на что угодно. Но, если ловим по уму – ловим правильно, системно, и всегда (в суммарном итоге, с достаточной статистикой) выигрываем у тех, кто не понимает принципов использования какого-то элемента снасти. В данном случае – монтажа ДжР.