Открытия и изобретения древних охотников
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме
5. Средства передвижения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytiya_i_izobreteniya_drevnih_ohotnikov.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытия и изобретения древних охотников Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна
План урока Расселение первобытного человека Оледенение и влияние его на жизнь человека Значение охоты в жизни людей Новые орудия человека — лук и стрелы — бумеранг — гарпун — топоры и ножи 5. Средства передвижения
Расселение первобытного человека Вопросы и задания. Проследите путь расселения первобытного человека и сделайте выводы.
Оледенение и влияние на человека Около 100 тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной до двух километров. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание
Оледенение и влияние на человека Вопросы и задания. Как повлияло великое оледенение на человека? Предположите.
Оледенение и влияние на человека Человек стал изготавливать теплую одежду
Оледенение и влияние на человека Человек стал строить жилище из костей мамонта и покрывал их шкурами
Оледенение и влияние на человека Человек создал новые более совершенные орудия труда Орудия труда среднекаменного века Орудия труда. Изготовлены археологами по образцам среднекаменного века
Значение охоты для человека Ледники начали стаивать. На Земле потеплело. При таянии ледников рождались новые великие реки и озера. На освободившихся от льда землях появились леса и степи, расселились животные. Звери, привыкшие к холоду, уходили к северу. Ушли олени, медведи. Вымерли шерстистые сибирские носороги и мамонты. В выросших лесах теперь водились олени, лоси, кабаны, волки. Эти животные — быстроногие и некрупные. Они не подпускали к себе близко человека с копьем, не попадались в ловушки. Охота стала самым важным занятием древнейших людей
Новые орудия труда человека 1. Лук и стрелы. Около 10 000 тысяч лет на зад мамонты исчезли. Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных. Для метания стрел пользовались гибкими прутьями. Потом прутья стали стягивать жилами животных и получили лук. Лук и стрелы — первое техническое изобретение человечества. Лук оказался легким, удобным и скорострельным оружием.
Новые орудия труда человека 2. Бумеранг. Интересным изобретением племен среднекаменного века стал бумеранг . Из дерева вырезали особое орудие. Умело брошенный бумеранг летит на сто метров, описывая в воздухе кривые линии. Если бумеранг не попадает в цель, то возвращается и падает к ногам охотника. С бумерангом удобно охотиться на птиц. И до сих пор этим орудием пользуются австралийские племена.
Новые орудия труда человека 3. Гарпун. Из кости изготавливали зазубренные наконечники — гарпуны . Животным наносили гарпунами страшные раны. Потом люди заметили, что гарпунами можно пронзить крупную рыбу в реке. Так появилось рыболовство и стало давать людям дополнительную пищу. Потом для ловли рыбы стали вытачивать костяные крючки. Их забрасывали с наживкой в воду, прикрепив к прочным кожаным шнуркам.
Новые орудия труда человека 4. Топоры и ножи. Но самым главным орудием стали, конечно, топоры и ножи . К крепкой деревянной рукояти топора привязывали тяжелое каменное лезвие. Топор применяли везде — при постройке хижин, на охоте, в собирательстве.
Средства передвижения Плот. Первым плавательным средством древних был плот Люди давно заметили, что стволы деревьев не тонут в воде. Связав их между собой и вооружившись длинным шестом они отважились на первые плаванья. У жителей Мексики, Никарагуа и Перу в ходу были плоты из тыкв. Высушенные плоды крепко связывали ивовыми прутьями подобно тому, как плетут сети, или насаживали их на бамбуковые палки. Получалась несущая поверхность, на которую сверху набрасывали связки травы, камыша или веток.
Средства передвижения Лодки. Первые лодки. Рисунки современного художника Однако плот не мог удовлетворить все потребности человека, который очень часто испытывал нужду в небольшом, легком и маневренном плавательном средстве Таким в конце концов стала деревянная долбленая лодка Ее прообразом также было бревно.
Выберите правильный ответ Появление новых орудий труда было связано с. Древние люди охотились на . Появление лука и стрел было связано с. Похолоданием С развитием охоты С освоением Севера. Зайцев и белок . Стада коз и оленей Крупного зверя Развитием человека Вымиранием мамонтов Переселением в лес . Новыми орудиями труда были Рубило Лук и стрелы Гарпун
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:Изобретения древних египтян.
Презентация «Важнейшие изобретения Древнего Египта» рассказывает о изобретениях древних египтян. Данную презентацию можно использовать на уроках истории в 5 классе или при проведении внеклассных мероп.
Презентацию «Изобретения древнего Китая» можно использовать на уроках истории 5 класса и при проведении внеклассных мероприятий.
Важнейшие изобретения древности.
Материал подготовлен по материалам учебника Ф.Михайловского, изд. «Русское слово».
Конспект и презентация по истории в пятом классе. Разработка создана по материалам учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Ф.А.Михайловский 2013 г.".
Открытие и изобретение древних охотников
Тема урока: Открытия и изобретения древних охотников
Тип урока: Изучение нового материала
1.Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: «Русское слово», 2012. – 296 с.
2.СД диск к учебнику
3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009
4.Рабочая тетрадь к учебнику
1. Человек осваивает природу
2. Значение охоты в жизни людей
3. Орудия каменного века
4. Великое оледенение
Образовательная : показать учащимся, что добывая себе пищу человек начинает осваивать планету. Приспосабливаясь к меняющимся климатическим условиям (оледенение и потепление), человек всякий раз приспосабливается к новым условиям, что способствовало его развитию.
Развивающая : продолжить формирование навыков работы с исторической картой, хронологические умения, умение извлекать информацию используя иллюстративный ряд параграфа.
Воспитательная : подвести учащихся к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно — иллюстративный
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные термины и понятия: орудия труда, галька, палка — копалка
Организационная структура урока
Формы организации совзаимодействия на уроке
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Проверка домашнего задания
1.Как жили древние люди?
2.Когда появились на земле первые люди?
3.Где жили первые люди?
4.Как выглядели первые люди? (сравни с обликом современного человека)
5.Чем отличались древние люди от животных?
6.Какие занятия существовали у первобытных людей?
Демонстрируют знания по пройденному материалу.
Работа в группах
РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
КУД: Диалог учителя и ученика
ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу
Обмениваются полученной информацией
ЛУД: Рассуждение учеников
1. Назовите орудия труда первобытного человека?
2. Сможет ли человек прокормить себя с помощью известных вам орудий труда? Почему?
Ответы учащихся и постановка целей и задач урока
КУД : Совместная деятельность
ЛУД: Рассуждение учеников
ПУД: Обмениваются полученной информацией
РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока
Изучение нового материала
1.Человек осваивает природу
1. что побуждало первобытных людей осваивать земные просторы?
2.Работа с атласом и контурной картой
-опишите направления освоения новых земель?
3.Какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своем пути?
2.Значение охоты в жизни людей
1.Работа с рисунком на стр.17,19,21
2.Охота была важным занятием чем собирательство
— почему охота важнее собирательства?
3. О на давала людям питательную, мясную, пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие. Первобытные люди охотились на крупных животных.
— на каких животных охотился древний человек?
4.Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно.
— почему охота могла быть только коллективной?
5. Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, погнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учились у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.
3.Орудия каменного века
1.Работа с рисунком на стр.13 и 18
— сравните каменные орудия с теми, которые вы видите на иллюстрации?
— Почему древний человек все время улучшал орудия труда?
2. За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент.
Скрёблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир.
Каменными ножами разрезали шкуры.
Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Так появились составные орудия труда.
Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечником. Им ловили рыбу. Но самым важным материалом оставался камень. Каменных орудий было больше. К тому же деревянные и костяные орудия делали при помощи каменных.
— почему время когда первобытный человек пользовался каменными орудиями называют каменным?
1.Около 100 тысяч лет на зад на планете наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной до 2 км. Привыкшие к тёплому климату Животные погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными изогнутыми бивнями.
— Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека?
2.Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень крупных животных. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей и шкур, ведь его вес достигал 6 т.
Но охота на мамонта была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было только сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. На холоде мясо хорошо сохранялось, поэтому люди смогли запасать его его.
— В чем состояли трудности охоты на мамонтов?
3.Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жилищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Людям пришлось также придумать теплую одежду. Ее сшивали костяными иглами из мохнатых шкур.
— работа с рисунком на стр.20
1.Примерно 13 тысяч лет назад вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой новые озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось иное оружие.
— как думаете какие виды орудия изобрел первобытный человек?
2.Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражавшие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечник стрел делали из камня. Небольшие каменные пластины с острыми краями вставляли в рукоятки кости или дерева. Нож из одного куска камня мог сломаться. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.
3.Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.
Осваивая освобождаемую ледником территорию, люди изобрели плот, а затем из толстых стволов деревьев стали выдалбливать лодки.
— как изменение в климате заставляло приспосабливаться к новым условиям?
Работа с атласом и контурной картой
Всемирная история
§ 2. ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ ДРЕВНИХ ОХОТНИКОВ
1. Человек осваивает планету. За многие сотни тысяч лет люди расселились на больших пространствах. Останки и орудия древнейших людей археологи находят в Европе и в Азии. Но в других частях света таких находок не обнаружено. Америку и Австралию смог освоить только «человек разумный».
Но что заставило людей осваивать новые земли? Может быть, им было тесно в Африке?
Похоже, что дело не в этом. На огромных пространствах земного шара людей было очень мало, и численность их почти не увеличивалась долгие сотни тысяч лет. Временами она даже уменьшалась. Ведь жизнь людей была очень тяжёлой и полной опасностей. Большинство не доживало даже до 20 лет. Люди умирали от болезней и голода или погибали на охоте.
Тогда, может, всё дело в любознательности человека и в его любви к путешествиям? Конечно, и в те далёкие времена были свои первопроходцы, самые смелые и любознательные, прокладывавшие дорогу остальным. Но по просторам планеты двигались не одиночки, а целые группы людей, включая женщин, стариков, детей. Их интересовало, где найти пищу, чтобы не умереть с голоду.
Охота и собирательство были ненадёжными способами добывания пищи. Собирательство зависело от того, уродятся съедобные плоды или нет. Охота не всегда была удачной. А когда добыча ускользала из рук, наступал голод. Чтобы выжить, древним собирателям и охотникам приходилось постоянно искать более богатые пищей территории.
Собирание мёда. Древний рисунок
Человек осваивал планету, потому что добывал себе пищу только охотой и собирательством, а эти занятия требовали постоянного поиска и передвижения.
Что побуждало первобытных людей осваивать земные просторы? По карте на с. 4—5 опишите направления освоения новых земель. Предположите, какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своём пути.
2. Значение охоты в жизни людей. Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она давала людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.
Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно.
Раненый бизон убил охотника. Роспись каменного века
Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, погнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учились у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.
1. Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных людей, чем собирательство?
2. Почему она могла быть только коллективной?
3. Орудия каменного века. За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали.
Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечником. Им ловили рыбу.
1. Каменные ножи. 2. Каменные наконечники. 3. Костяные гарпуны
Но самым важным материалом оставался камень. Время, когда люди пользовались каменными орудиями труда, учёные называют каменным веком.
Сравните первые каменные орудия (с. 13,18) с теми, которые вы видите на иллюстрации. Почему древний человек всё время улучшал орудия труда?
4. Великое оледенение. Около 100 тысяч лет назад на планете наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда толщиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату животные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.
Охота на мамонта. Современный рисунок
Представьте себе, что вы участвовали в охоте на мамонта вместе с первобытными людьми. Составьте об этом рассказ, используя иллюстрации.
Жилище первобытного человека. Современная реконструкция
Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень крупных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было только сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо сохранялось, поэтому люди смогли запасать его.
Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жилищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Людям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали костяными иглами из мохнатых шкур.
В чём состояли трудности охоты на мамонтов?
5. Лук и стрелы. Примерно 13 тысяч лет назад вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось новое оружие.
Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражавшие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел делали из камня.
Охота на оленей. Рисунок первобытного человека
Появились каменные ножи, состоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые вставляли в рукоятки из кости или дерева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.
Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.
Осваивая освобождаемую ледником территорию, люди изобрели плот, а затем из толстых стволов деревьев стали выдалбливать лодки.
Таким образом, изменения климата на планете — великое оледенение, а затем таяние ледника — заставляли человека всякий раз приспосабливаться к новым условиям, способствовали его развитию.
1. Какое наблюдение, скорее всего, помогло людям в изобретении лука и стрел?
2. Предположите, как в результате изобретения новых орудий труда изменилась жизнь человека.
1. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло человеку выжить?
2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника? Как изменилась жизнь людей с изобретением лука и стрел?
3. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?
4. Посчитайте, сколько тысяч лет прошло между потеплением на земле и возникновением письменности.