Анализ произведения Утиная охота Вампилова
Сегодня мы рассмотрим самую интересную и знаменитую пьесу под названием «Утиная охота», которую написал, Вампилов была написана в 1970 году. Произведение создано в сложной форме и поэтому воспринимается для некоторых читателей немного сложнее. Кроме этого автор здесь излагает свои воспоминания о непростой жизни. Если внимательно рассмотреть пьесу, то ее можно разделить на три слоя. Первый слой является настоящим, второй слой является промежуточным и третий слой это видения.
Произведение больше всего похоже на исповедь, которая начинается много лет назад, и заканчивается сегодняшним днем. Кроме этого здесь просматривается внутренний конфликт. По мере того как жизнь автора приближается к сегодняшнему дню трагизм постепенно нарастает.
Если бы здесь не было диалога, который ведет автор, то произведение казалось бы неполным. Также здесь идет и слова автора, которые он излагает, когда описывает героев.
Если рассматривать слой видений, то здесь излагаются самые сложные и напряженные отношения. Главный герой, наконец-то встречает свою любовь, как это ему кажется и выглядит самым счастливым. Кроме этого он делает все для того чтобы девушка в него тоже влюбилась. И это у него получается. Вот только с одним мужчиной девушка встречаться не может и поэтому вскоре начинает встречаться с еще одним мужчиной. А вот наш главный герой ничего об этом не знает. Как оказалось позже, что и у главного героя есть жена, с которой он уже давно живет. Когда об этом узнает жена, то сразу же собирает вещи и уходит от него. Муж старается ей объяснить причину, но она ничего не хочет слушать. И теперь он может спокойно строить новые отношения. Вот только теперь ему уже ничего не хочется, и он начинает оскорблять ту девушку, которой недавно признавался в любви.
Тут же развивается другой сюжет, в котором участвует Зилов. Недавно он получил квартиру и теперь он может жить открыто со своей любимой девушкой. Но все очень хорошо не может быть. И поэтому у него начинаются проблемы на работе. Сначала он подделывает отчет и эта ложь вскрывается. У него был лучший друг, который неожиданно предал его и занял совсем другую сторону.
С другой стороны главный герой решает объявить всем о том, что он умер. Больше всего на свете ему хочется узнать, как поведут себя его лучшие друзья, с которыми он уже давно общается, и вместе они попадали в разные ситуации. Больше всего на свете ему нравится вместе с друзьями отправляться в лес и там охотиться на разных животных.
Вариант 2
«Утиная охота» была написана Вампиловым в 1970 году. Сейчас это время называют «эпохой застоя». Уже в ремарках можно найти описание заурядной типовой квартиры, с однотипной мебелью.
Главный герой – молодой инженер Виктор Зилов ведет никчемную и неинтересную жизнь. С первых строк понятно, что он уже устал. Внезапно он получает в подарок венок с надписью «безвременно сгоревшему на работе. ». Кажется, что это глупая шутка, но чуть позже читатель понимает, что имел в виду автор. Зилов пьет, постоянно ругается, врет, тем самым похоронил себя заживо.
Описывая комнату Виктора, автор добавляет интересную деталь. Это большой плюшевый кот. Мягкая игрушка является символом нереализованных надежд на семейное счастье и налаженный быт. Его ничего не интересует. Даже предложение жены – завести ребенка, он принимает с откровенным равнодушием. У него есть жена Галина и любовница Вера. Он обманывает обеих, запутавшись во лжи сам. Пригласив своего начальника на новоселье, предлагает ему приударить за Верой.
Образы главных героев прописаны Вампиловым мастерски. Вера – несчастная любовница, потерявшая веру в настоящих мужчин. Она скучает по обычному женскому счастью, семье и детях, при этом называет всех мужчин Аликами. Зачастую она пытается выглядеть грубее и аморальнее, чем есть на самом деле. Один из друзей так и говорит Зилову – «она не та, за кого себя выдает».
В эпизоде новоселья автор применяет интересный прием. Все герои дарят хозяевам подарки. Это помогает понять читателю образ каждого. Галина, жена главного героя, дает понять, что совсем не любит его.
Всем становится понятно, что Виктор не любит ни жену, ни любовницу, ни работу. Саяпины подарили ему снаряжение для охоты. Это тоже образ. Утиная охота – единственное, что любит Зилов. Это что-то настоящее, что осталось у него в жизни.
В отношениях с родителями Зилов тоже оказывается никчемен. Получив письмо от отца с просьбой приехать, он игнорирует ее. Он считает, что отец шлет письма родне только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Виктор даже не помнит, сколько точно его отцу лет. Старик умирает, так не дождавшись своего сына.
Семья героя тоже рушится на глазах. Беременная жена устав от вранья мужа, избавляется от ребенка и уходит от него. На работе ему грозит увольнение за разгильдяйство.
Ему не удается построить отношения ни с новой девушкой Ириной, ни с другом Димой, который работает официантом и собирается с ним на охоту. Он оскорбляет Диму, называя его лакеем.
В итоге Зилов пытается покончить с собой, но опять неудачно. Его спасают друзья. В финальной сцене герой лежит на кровати и плачет. А возможно и смеется, отвернувшись к стене. Автор дает возможность зрителю и читателю домыслить самому эту сцену. Виктор приходит в себя и соглашается поехать на охоту. Что будет дальше, не ясно. Автор оставляет вопрос открытым.
Потеря духовных ценностей, вот о чем говорит автор. Отсутствие смысла жизни – типичная черта поколения семидесятых. В идею построения коммунизма, обещанного людям в программе партии, мало кто верил. Понимание собственной ненужности, осознание творческой импотенции подкосили не одну человеческую жизнь в тот период.
Утиная охота – это символ, мечта. Которая вряд ли осуществится. Многие люди того времени так и не смогли найти и реализовать себя, мечтая каждый о своей «утиной охоте».
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ пьесы Утиная охота Вампилова
Популярные сегодня темы
Бунин в своих произведениях часто рассуждал на тему смысла жизни. Ярче всех эта тема поднималась в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Видимо этот вопрос сильно волновал писателя, он хотел донести свои ценные наблюдения до читателей.
Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства
Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?
Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей
Образ Ильи Ильича Обломова весьма неординарен, человек он ленив и вырос в патриархальной семье. Обломов привык, что за ним постоянно ухаживают и сам он ничего не может сделать
Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота»
Учебная дисциплина: Литература.
Учебная группа: Все группы 2 курса.
Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.
ТЕМА: Александр Валентинович Вампилов. Драматургия.
1. Обзор жизни и творчества А.В. Вампилова.
2. Своеобразие драмы «Утиная охота».
3. Композиция драмы.
4. Система персонажей, особенности художественного конфликта.
5. Мотив игры в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота».
Родился 19 августа 1937 года в старинном сибирском селе Кутулик (Иркутская область, РСФСР, СССР) в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме.
Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьёзно думать о литературном творчестве. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961 году). После окончания университета работал в иркутской газете «Советская молодёжь» (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы.
В 1963-1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссёрами (А.Т. Твардовским и В.С. Розовым и др., О.Н. Ефремовым и Г.А. Товстоноговым и др.).
После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединённые под общим названием «Провинциальные анекдоты»).
Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор.
17 августа 1972 года Александр Вампилов трагически погиб, утонув в озере Байкал (перевернулась моторная лодка).
Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 — посмертно).
Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота»
Пьеса «Утиная охота» создавалась А.В. Вампиловым с 1965 года. Завершена она была в 1967 году, а впервые опубликована в 1970 году альманахом «Ангара». «Утиная охота» на сцене была поставлена лишь в 1975 году, в то же время пьеса вышла в составе сборника А.В. Вампилова «Избранное».
В пьесе соединились черты и драмы, и лирики: драматические признаки проявились в форме произведения, в его внешней структуре, а лирические – в конфликте пьесы, в передаче чувств главного героя.
«Утиную охоту» можно назвать пьесой в форме воспоминаний. Такая манера написания была довольно популярна во времена создания произведения. Отрывочные воспоминания Зилова, лежащие в основе пьесы, создают цельную картину жизни главного героя, передают основной конфликт произведения.
Форма воспоминаний тесно связана с исповедальным характером. Поэтому «Утиную охоту» можно назвать еще и пьесой-исповедью. В данном толковании важным в произведении является не внешний конфликт Зилова с окружающим миром, а внутренний, связанный с нравственными началами главного героя.
Вся пьеса А.В. Вампилова построена как ожидание Зиловым утиной охоты.
А.В. Вампилов показывает в пьесе картину мира. Равнодушный ко всему Зилов живет в таком же равнодушном мире. Люди не замечают ничтожность своего существования, они довольны тем, что у них есть. Поэтому поведение главного героя для них непонятно. Окружающему миру все равно на мироощущение Зилова, который понимает пустоту своей жизни.
Такому неидеальному миру противопоставлен мир охоты. Тема охоты, поднимаемая автором, воплощает идеи противоположности бездушной обыденности.
Пьеса «Утиная охота» вбирает в себя несколько сюжетных линий. Первая повествует о любовном треугольнике Зилова, его жены и любовницы. Вторая сюжетная линия повествует о карьерной службе центрального персонажа. Третья и основная сюжетная линия связана с раздумьями Зилова о том, как окружающие воспримут его смерть. Особое внимание в сюжете здесь уделяется воспоминаниям главного героя.
Центральным персонажем в системе образов является Виктор Зилов. Он вобрал в себя черты целой эпохи – «эпохи застоя». Главному герою 30 лет, у него есть все, о чем мечтают многие люди. Однако его ничего не интересует. Зилов не живет, а лишь существует. Он будто плывет по течению. С окружающими людьми у героя отношения складываются напряженно. Зилов постоянно врет и обманывает людей, ссорится с ними. Центральному персонажу уже не приносит счастья его жизнь, однако он ничего не делает, чтобы ее изменить. Зилов не хочет воспринимать свою жизнь всерьез.
Пьеса «Утиная охота» включает в себя три действия. Построение в форме воспоминаний позволяет говорить о нескольких временных пластах в произведении: это настоящее, прошлое, а также своеобразный пласт видений героя.
Финал пьесы А.В. Вампилов оставляет открытым. Что произойдет с дальнейшей судьбой Зилова, должны решать сами читатели. Фраза «Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем» говорит о том, что главный герой может пойти двумя путями: жить прежней жизнью и духовно погибнуть или возродиться и изменить свое отношение ко всему происходящему. Пути, по которым пойдет Зилом, каждый читатель выбирает сам.
Помимо открытого финала и своеобразия жанра, в произведении необычно бытописание, включающее большое количество художественных деталей. Так, плюшевый кот – это символ неудачных отношений между Зиловым и Галиной. Весь беспорядок, царствующий в доме к главного героя, говорит и о беспорядке в духовном мире Зилова. А.В. Вампиловым в произведении подчеркивается типичность быта. Условия, в которых проживает свою жизнь Зилов, обычны.
1. Расскажите об исследовании проблемы деградации, распада личности в пьесе «Утиная охота».
2. Почему пьеса с трудом пробивала себе дорогу и стала известна читателю и зрителю лишь в 70-е годы?
3. Что значит для Зилова понятие дружба?
4. Чем для Зилова является утиная охота?
5. Какой смысл заключен в вопросе Димы к Зилову: «Почему ты не стрелял?»
Прочитать пьесу «Утиная охота».
А.В.Вампилов «Утиная охота».
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:
учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Статья «Жанровые особенности пьес А. Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота»
Жанровые особенности пьес А. Вампилова
«Старший сын» и «Утиная охота»
Творчество А.В. Вампилова занимает достойное место в истории русской литературы. Пьесы А.В. Вампилова образуют самобытное, многогранное и яркое художественное явление, по праву названное исследователями «Театр Вампилова».
Представленный пьесами разных жанров, начиная от лирической комедии и заканчивая психологической драмой, «театр Вампилова» оказывает глубочайшее психологическое воздействие, заставляет зрителей и читателей переосмыслить собственное бытие и философские основы жизни.
Александр Валентинович Вампилов рано ушел из жизни. Почти не замеченный при жизни, захваленный после смерти, А. Вампилов стал одной из загадочных фигур в истории советской и русской драматургии. Он оказал существенное влияние на развитие современной драмы.
«Театр Александра Вампилова» рассматривается как развивающееся художественное явление, в котором социальные и нравственные проблемы своего времени переходят в план общечеловеческих «вечных вопросов» духовного бытия. Следует отметить тот факт, что большинство исследователей драматургии А.В. Вампилова затрудняются точно определить жанр его пьес, говоря только об их жанровом своеобразии и выделяя у него наличие различных жанровых форм, что приводит, в свою очередь, к появлению таких терминов, как «полижанровость», «жанровый синтез», «жанровый полифонизм», «жанровый синкретизм».
А.В. Вампилов уже в ранних своих пьесах-рассказах конца 50-х – начала 60-х годов проявляет жанровое своеобразие своей драматургии, экспериментируя с драматическими жанрами и создавая новаторскую пьесу, опирающуюся на традиции лирической драмы И.С. Тургенева, сатирической комедии Н.В. Гоголя и психологической драматургии А.П. Чехова, выстраивая действие как психологический эксперимент.
Своей реальной театральной славой драматург обязан, главным образом, пьесе «Старший сын», которая в течение нескольких лет занимала ведущее место в его репертуаре.
Свобода художественного вымысла и поэтики отличают пьесу «Старший сын», пьеса тяготеет к небытовым, фантасмагорическим, притчевым формам, выводящим их за рамки бытового анекдота. Пьеса «Старший сын» несет в себе вполне конкретные и узнаваемые мотивы эпохи. Распространенная в мировой драматургии тема внезапного или ложного обретения родных также получает в эти годы свою исторически обусловленную популярность.
С одной стороны, комедия отличается откровенной веселостью. А. Вампилов использует такие известные комедийные приемы развития сюжета, как подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш. Вампилов мастерски владеет приемами создания комических положений и характеров. Он умеет ввести своего своеобразного, не лишенного комических черт героя в нелепейшие ситуации.
С другой стороны, пьеса «Старший сын» воспроизводит атмосферу неустроенного быта, распадающихся семейных связей настолько психологически точно и верно, как это было свойственно психологической драме 60-х годов XX века.
Благодаря тому, что в комедии задано одновременно несколько нравственно-эстетических ракурсов изображения действительности, «Старший сын» приобретает черты трагикомедии, что усложняет жанр лирической комедии.
Пьеса умещена молодым драматургом в классическое триединство. И вместе с тем в ней не ощущается никакой драматургической предопределенности. Напротив, ей свойственна абсолютная спонтанность, непреднамеренность происходящего: Бусыгин и Сильва фактически знакомятся на наших глазах, не говоря уже о семействе Сарафановых, с которым и зритель, и герои знакомятся одновременно.
Комедия «Старший сын» построена на жестком парадоксальном сломе, парадоксальном превращении событий, возникающем от «неправильной», неканонической реакции героев на обстоятельства.
За пьесой же «Утиная охота» с самого начала закрепилась репутация самой загадочной и сложной пьесы А.В. Вампилова, в том числе на уровне определения жанра произведения. В «Утиной охоте», тональность повествования и в целом звучание пьесы серьезны. «Утиная охота» построена как цепь воспоминаний Зилова.
Последовательно поставленные, но разрозненные памятные эпизоды из прошлой жизни героя представляют не только читателю и зрителю, но и самому Зилову историю его нравственного падения. Благодаря этому уже с самого первого эпизода пьесы перед нами разворачивается настоящая драма человеческой жизни, построенной на обмане. Драма жизни Зилова постепенно переходит в трагедию одиночества: равнодушие или притворное участие приятелей, утрата чувства сыновней привязанности, опошление искреннего чувства влюбленной в него девушки, уход жены… Очевидны приметы трагикомедии в пьесе (разговор Зилова с Галиной в момент ее ухода; публичное обличение Зиловым пороков друзей; подготовка Зилова к самоубийству).
Однако ведущими приемами построения пьесы, создающими жанровую направленность произведения, являются приемы психологической драмы. Например, герой А.В. Вампилова показан в момент острого душевного кризиса, показан изнутри, со всеми его переживаниями и проблемами, практически безжалостно вывернут наизнанку, психологически обнажен. В центре внимания драматурга оказывается содержание нравственного мира его современника, при этом нет определения героя как плохого или хорошего, он внутренне сложен, неоднозначен. Усложнен финал «Утиной охоты»: пьеса могла бы быть закончена до основного финала дважды: когда Зилов приставил к груди ружье или делил имущество с Саяпиным (тогда бы это больше соответствовало канонам трагикомедии). Основной же финал пьесы носит открытый характер и решен в традициях психологической драмы.
Пьесу А.В. Вампилова «Утиная охота» принято рассматривать как социально-психологическую драму (реже как трагикомедию с элементами производственного конфликта, фарсовыми и мелодраматическими вставками), в которой драматург подвергает пересмотру проблематику своих ранних произведений.
В критике 70 – 90-х гг. сложилась тенденция трактовать «Утиную охоту» прежде всего как драму потерь, поскольку в пьесе последовательно обнажаются ценностные ряды: герой осознает, или делает видимым для осознания то, что могло бы стать твердой опорой в его жизни, но уже не стало. И все же «Утиная охота», в первую очередь, трагикомедия существования и самоценного осознания: ее конфликт рождается там, где действительность, принимая форму беспощадно объективного зеркала, предоставляет герою возможность посмотреть на себя со стороны.
При постоянном тяготении драматурга к жанру комедии на всем протяжении его творческой жизни жанровой доминантой его творчества все же стала трагикомедия.