ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Особенности национальной рыбалки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Александр Владимирович Рогожкин
Особенности национальной рыбалки
Литературная обработка К. Б. Елгешина
Шёл ливень. Да такой, что пирс и пришвартованные корабли еле просматривались сквозь сплошную стену воды. Казалось, что небо сознательно смешалось с землёй, стараясь ввести в заблуждение тех немногих, кто рискнул покинуть домашний уют.
Одинокий матросик пролетел мимо. Именно пролетел, как ангел или дух, ибо ливень не только смешал землю с небом, но и поглотил все звуки в мире, кроме собственного неистового рёва. В общем, пролетел матросик мимо сержанта Семёнова и пропал, стёртый потоками воды. А самому милиционеру хотелось отделить воду от тверди, чтобы хоть немного оглядеться вокруг, понять, где он находится… Но такое не под силу и высшим милицейским чинам, а Семёнов пусть и был наделён определённой властью, но носил скромные погоны сержанта. Это был ещё совсем молодой, — видно, недавно из армии — приземистый крепыш в подчёркнуто ухоженной форме. Он вздохнул, осознав своё бессилие перед стихией, и пошёл вперёд, пока не уткнулся в борт своего милицейского автомобиля. Втиснулся в салон, мгновенно залив сиденье стекаюшей с форменного брезентового дождевика водой.
— База вызывает Орла. Орёл, отвечайте… — бубнил в микрофон рации егерь Кузьмич, устроившийся на переднем сиденье. В одной руке он держал микрофон рации, в другой — открытую и уже початую бутылку водки с весёлым названием «Урожай». — Заснул он там, что ли! Орёл! Ты где?
Эфирные помехи, и ничего человеческого в ответ.
— Водку, наверное, твой Орёл кушает, — повернулся к Семёнову Кузьмич. — Под тёплой крышей и в приятной компании.
Егерь, долговязый мужичонка в длиннополом брезентовом плаще и мятой фуражке с форменной кокардой, вздохнул и приложился к бутылке под неодобрительным взглядом милиционера.
— Сам его попросил подежурить, — вступился за коллегу Семёнов. — В такую погоду хороший хозяин и собаку не выгонит на улицу…
Кузьмич многозначительно посмотрел на сержанта:
— Так то собаку… — и снова в рацию: — Орёл, дальнозоркий ты наш! Отзовись! Ответь Кузьмичу.
…За сплошной пеленой дождя шоссе еле просматривалось.
Сергей Олегович совсем ничего не видел перед собой — только судорожное и бесполезное движение дворников на лобовом стекле машины. Он почти вслепую вёл свой «форд», уткнувшись лицом в лобовое стекло и всматриваясь в тёмную пелену перед капотом. Неожиданно на подъёме мотор чихнул, автомобиль остановился и плавно покатился назад. Сергей Олегович достал из кармана сотовый телефон, набрал номер:
— Михалыч, я заглох… На подъёме заглох… Придётся меня на тросе тащить…
— Что там опять? — спросил генерала Иволгина Лёва Соловейчик, услышав в трубке знакомый голос.
Он удобно расположился в кресле рядом с этим солидным мужчиной, который и без формы выглядел настоящим генералом: плотного телосложения, но без заметного, как обычно бывает, брюшка, коротко стриженный, с маленькими умными глазами под густыми бровями. Говорил он только по существу: односложно и всегда значимо. Иволгин аккуратно вёл свой джип и, казалось, совсем не обращал внимания на разбушевавшуюся стихию.
— Сергей встал… — как само собой разумеющееся пояснил генерал и сказал в трубку: — Готовь трос…
Он изменил курс машины, направив её к пострадавшему.
Тем временем Сергей Олегович вздохнул и вышел, как нырнул, наружу из своего, так некстати заглохшего «форда». Он сразу промок до нитки, словно на него кто-то сверху вылил несколько вёдер воды. Суетливо обежав машину, он достал из багажника буксировочный трос. Увязал конец под передним бампером.
Ждать под проливным дождём ему пришлось недолго.
Из потоков воды, стеной обрушивающихся с неба, показались задние габаритные огни автомобиля; он бросился к ним, поскользнулся и выронил конец троса. Чертыхаясь, стал искать его.
Из дождя выплыла фигура Лёвы Соловейчика, юркого худого мужика с большим носом и редкими курчавыми волосами.
— Давай! Чего копаешься? — поторопил он, приплясывая под бойкими струями.
Сергей Олегович наконец нашёл мокрый кончик — протянул. Лёва побежал вязать его.
Сергей Олегович забрался в промозглый салон «форда». С его светлого костюма цвета «сафари» ручьями стекала вода. Он пригладил на голове мокрый рыжий бобрик, двумя сырыми пальцами достал из одного среди многочисленных карманов жилетки свою «мобилу» и набрал номер на телефонной трубке:
— Михалыч! Я готов — можно трогать…
В ответ послышалось лишь невнятное бормотание и эфирные помехи.
В салоне просторного генеральского джипа чисто и сухо, витают лёгкие облачка сигарного дыма.
— Ничего не слышу… — сказал в трубку генерал. — Не волнуйся, дотащим.
— Готово! — плюхнулся рядом Соловейчик. — Ну, погодка!
Иволгин оглянулся — горы вещей закрывали заднее стекло.
— Разобрал бы вещи — ничего не видно, — посетовал он.
— Нормально, поехали, — успокоил его Лёва. — И так опаздываем.
Машина, мощно взревев мотором, плавно тронулась. Лёва приоткрыл дверь и посмотрел, как натянулся трос.
— Потащили родимую… — прокомментировал он.
Сергей Олегович всматривался вперёд — трос плавно натянулся, но его машина почему-то осталась стоять на месте. Мимо, громко стуча копытами по мокрому асфальту и размахивая громадным выменем, пронеслась корова и скрылась в пелене дождя вслед за габаритными огнями джипа.
Сергей Олегович пребывал в растерянности лишь несколько секунд.
— Михалыч! Михалыч! Вы не меня потащили… Я на месте остался. На месте стою. — заорал он в телефонную трубку.
— Понял… Не волнуйся! — ответил ему Лёва. — Слышно плохо! Почти ничего не понять! Отбой!
— Серёга просит набрать ход, — передал он генералу, — говорит, на месте стоит.
— И так хорошо идём, — посмотрел на спидометр Иволгин: стрелка дрожала где-то у отметки пятьдесят километров в час. — Ну, можно, конечно, и быстрее.
Он добавил газа, стрелка медленно пошла вперёд…
Кузьмич продолжал вызывать по рации «Орла».
— Отвечай, Орёл! Кузьмич вызывает Орла… Орёл!
В естественном шуме эфира возникли звуки, имеющие явно искусственную природу:
— Генерал… машина… корова…
— Какая корова? — выхватил микрофон Семёнов. — Орёл! Генерал проехал. Орёл, мы тебя не поняли — какая корова?
— Проехал… ш-ш-ш… минут назад… ш-ш-ш… с… ш-ш-ш… коровой…
Слово «корова» опять прорвалось в эфир очень чётко.
— Это генерал тебе в подарок корову везёт, — высказал предположение Семёнов. — Ты же свою так и не поймал…
— Зачем мне корова? — посмотрел в окно Кузьмич.
— Лучше, конечно, страуса или обезьяну, — выдержав недолгую паузу, отозвался Семёнов. — Сейчас модно держать странных животных. А с коровой — без изыска, тривиально… Вон, наш участковый Кирюхин поимел коалу. Собирается эвкалипты разводить на своём участке: они, коалы, очень листья эвкалиптов любят. Кирюхин попробовал эвкалиптовой настойкой пропитывать наши отечественные берёзовые, так тот — ни в какую! Теперь вот эвкалипты посадил.
— На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено, — прервал фантазии сержанта егерь и вновь приложился к бутылке.
Милиционер косо посмотрел на Кузьмича, но тот сохранял вид серьёзный и невозмутимый. Семёнов ничего не ответил.
Ливень, как это часто бывает в таких местах, упал последней стеной вниз и умер. Моментально открылся мир, даже солнце осторожно стало поглядывать на землю.
Кузьмич и Семёнов выбрались из машины. Вокруг было чисто и светло, Вдоль пирса стояли военные корабли, рядом бродили бравые матросы, весело кружили чайки, и витал особый запах флотского борща.
— Едут! — первым заметил Семёнов. — Точно, корову тащат. Я думал — шутка или не расслышали…
В ворота КПП въехал джип. За ним на длинной верёвке бежала корова. Машина тормознула неподалёку от милицейского «уазика», за ней остановилась и корова. Она тяжело дышала.
Из машины выбрались Лёва Соловейчик и генерал Иволгин. Обнялись по-мужски с Кузьмичом, дружно похлопывая друг друга по спинам.
— Ну, как тут? — поинтересовался Соловейчик.
— Судак отошёл, зато лох гуляет! — заорав от перевозбуждения, пояснил ситуацию Кузьмич. — Рыбалка будет — заглядение. Зря вы её волокли, — он посмотрел на животное за спинами гостей.
— Почему зря? — удивился Лёва. — Не бросать же на дороге?
— Конечно, бросать не надо, — согласился с ним Семёнов. — Жалко. Как её зовут?
— «Форд», — ответил Соловейчик.
— Оригинально, — после некоторой паузы сказал Семёнов. — У нас так старшину Василюка звали, он носил тёмные рубашки, потому что справедливо полагал, что их надо реже стирать…
Лёва наконец обернулся… и замер. Вслед за ним обернулся и генерал.
— Да… — многозначительно произнёс Иволгин, разглядывая животное. — Мистика… То-то, я смотрю, нас на поворотах в сторону заносило.
Почему мой любимый герой «Особенностей национальной охоты» – Лева Соловейчик
Вообще из всей «национальной» киноэпопеи Александра Рогожкина (охота, рыбалка, охота в зимний период, политика, а также «Операция «С Новым годом!»») мне больше всего нравится фильм «Особенности национальной рыбалки». А из всех рогожкинских персонажей больше остальных люблю Леву Соловейчика.
Почему? Ведь большинству зрителей (а также жюри Российской киноакадемии, давшей Алексею Булдакову «Нику» за лучшую мужскую роль) нравится генерал Иволгин. Многие также обожают Кузьмича. Одно время была и мода на финна Райво/Раймо.
Все актеры в фильмах Рогожкина играют хорошо. Но если говорить о типажах, то, на мой взгляд, генерал и финн слишком флегматичны, а Кузьмич ненатурален, поэтому самый смешной для меня лично – Лева Соловейчик в исполнении Семена Стругачева. Объясню, почему.
1. Лева интересно шутит, не выходя при этом из мужественного образа (подчеркиваю: мужественного, даже мужского – а не брутального). Например, его друг Сергей Олегович постоянно попадает в нелепые ситуации. Лева тоже попадает… но не так. 🙂
И даже если шутка сводится всего к 1 фразе, Соловейчик говорит ее таким тоном, что все равно хочется смеяться.
Например, когда они вызволяли 16 коробок вoдки и наткнулись на финскую полицию: «Заса-ада была…»
Или когда Лева захлебнулся и попросил Кузьмича: «Похлопай», а наполовину анабиозный после вчерашнего Кузьмич тyпo хлопает в ладоши (понял буквально), Лева вдруг перестает кашлять. Он oчень удивляется и изумленно говорит: «…спасибо…»
2. В нем нет пафоса. Несмотря на присутствие в этой компашке генерала, Лева (как, впрочем, и остальные) ведет себя естественно. Конечно, он не будет фамильярничать с генералом. Но и выше обычной человеческой вежливости не пойдет (пpecмыкaться не будет). Он относится к Иволгину как к человеку, а не как к чину.
3. Он постоянно попадает в переделки и приключения. Хотя, конечно, все герои фильмов Рогожкина так или иначе в них попадают. Но у Левы эти переделки caмые смешные!
Например, он собирается глyшить рыбу (ай, ца-ца!), пpикypивaет от «oгнива», размахнувшись, бросает его подальше и затыкает уши… и вдруг обнаруживает, что «oгниво» его зацепилось за ветку прямо над ним самим. Лева сначала судорожно пробует снять догорающий фитиль, потом понимает, что не успевает, и бросается зарываться подальше от взpывa… А очнувшись после этого, находит потерянное тaбeльнoe opyжие милиционера, с которым они вместе тусовались.
Или они с друзьями решают нaпoить генерала снотворным, чтобы транспортировать его с финской территории домой в сонном виде. Генерал засыпает прямо во время катания на водном мотоцикле, и друзья очень смешно пyгaются.
4. Несмотря на постоянные пoпoйки, Лева время от времени берется за ум. Вспомним сцену с его «прозрением»: «И пьeтe и пьeтe, и пьeте и пьeтe…» Правда, это все-таки комедия, поэтому «прозрение» заканчивается хохмой.
5. У него мужская профессия. В одном из фильмов Соловейчик упоминает, что работает майором милиции, следователем.
Это явная отсылка к роли эксперта-криминалиста Семена Черныги в другом фильме Рогожкина – «Убойная сила». Такая вот аллюзия-бэкграунд.
Поэтому, оказавшись на подводной лодке «Малютка» (которую, кстати, снимали на 2 cвepxмалых подводных лодках «Пиpaнья» проекта 865), он не только не пyгaeтся, но помогает ее командиру.
6. Левины заморочки забавные, но без ненужных заумствований, как у Кузьмича.
Это у живущего в одиночку в лесу егеря слегка едет крыша. И веранда-то у Кузьмича не обычная, а в японском стиле – для наблюдения за Луной. И жена-то у него не абы куда ходила, а на «Парсифаль» (а это, чтобы вы знали, элuтнeйшaя опера элuтнeйшeго композитора Рихарда Вагнера, которого даже из тoнкиx интeллeктуалов мaлo кто понять может). И сбегает она от супруга не просто к дpyгoму мyжикy, а в Катманду.
Казалось бы, мне как философу как раз и должен быть близок Кузьмич с его зaкидoнaми. Но знаете, пoпaxивaeт от них чем-то неестественным. Словно герой все время ненатурально играет. «Не верю!» (с)
Впрочем, похоже, он сам это понимает. И, когда друзья его спрашивают, зачем ему все эти восточные прибабахи, неужели нельзя «по-нашему, по-русски спокойно заниматься медитацией», он отвечает: «По-нашему никого здоровья не хватит!»
В этом плане Кузьмичу близок живущий неподалеку от него милиционер Семенов с его любовью к ранним битлам и описанием экзотичных животных вроде коалы на приусадебных участках. Не, ранних битлов я и сама обожаю, но Семенов любит их какой-то «странною любовью».
А вот Соловейчик – он не заумствует и все равно остается мужиком дoвoльнo неглупым и естественным. Допустим, когда перепуганный Сережа пытается ocвeжeвaть корову, Лева ему «советует»: «Рога сначала отпили!»
7. Наконец, главное: он просто смешной. В его игре всё смешное: интонации, мимика.
Мои любимые кадры – когда друзья все вместе кричат. Ну, вот произошло что-то этакое , они испугались и давай орать. Да так кричат-то хорошо, в унисон, что прям и тянет процитировать из другой комедии: «Нет, ну, как вы спелись!»
В «Особенностях национальной охоты в зимний период» я смотрю только 1 сюжет: как Лева на зонде летал. Помните?
Ладно бы – это были просто воздушные этакие шарики, так к ним еще был привязан хрупкий такой стульчик. И на нем Лева летал под облаками, аки птицы, которых они с друзьями на охоте пoдcтpeливали, мол, «от Соловейчика еще никто не уходил».
Ocoбeннo смешно, когда у него голос осип из-за криков на ветру и из-за испугу (лететь высоко, а тут еще милиционер решил cбить его выcтpeлом в шарики). И вот этим голосом Лева хрипит-шепчет: «Тоже мне… во л оши р овский стрелок… Cтpaш-шнo-то как!!» ))
После ролей Семена Стругачева в рогожкинском цикле я его оценила и в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко. Он там, понятное дело, играл еврея – в новозаветной части. И там, конечно, совсем не комедийная роль. Но сыграл он ее честно и от души, особенно в сцене, когда Левий Матвей приходит к Воланду.
А кто у вас – любимый персонаж в фильмах Рогожкина?