- Актеры комедии «Особенности национальной рыбалки»: тогда и сейчас
- Алексей Булдаков
- Виктор Бычков
- Семен Стругачев
- «Горячий финский парень» Вилле Хаапасало
- «Особенности национальной рыбалки»: актеры и роли
- Краткое содержание фильма
- Особенности национальной рыбалки: актеры
- Алексей Булдаков
- Актеры, сыгравшие главные роли
- Интересный факт об одной из доярок из фильма «Особенности национальной охоты»
- Особенности национальной охоты
Актеры комедии «Особенности национальной рыбалки»: тогда и сейчас
Веселая компания из трех друзей – генерала Иволгина, егеря Кузьмича и следователя Левы Соловейчика, захватив с собой нового прокурора, отправляется на рыбалку. Сбившись с курса, незадачливые рыбаки попадают в Финляндию, где встречают своего старого знакомого – Райво.
Алексей Булдаков
Роль острого на язык генерала Иволгина сделала всероссийской звездой Алексея Булдакова, ранее снимавшегося преимущественно в ролях второго плана.
В перерыве между съемками фильмов комедийного цикла, актер сыграл совсем другого генерала в военной драме Рогожкина «Блокпост».
Последней работой Булдакова в кино стала одна из ролей в сериале «Лесник». В 2019 году, во время гастролей в Монголии, актер неожиданно ушел из жизни: оторвался тромб.
Виктор Бычков
Чудаковатого егеря Кузьмича сыграл «мастер эпизода» Виктор Бычков. Хотя он сразу стал знаменитым, подлинный «звездный час» актера настал в 2002 году, после исполнения роли капитана Картузова в нашумевшем фильме Рогожкина «Кукушка», За эту работу Бычков был удостоен премии «Золотой орел». Сегодня актер продолжает активно сниматься в кино.
Семен Стругачев
Еще одним открытием Александра Рогожкина стал Семен Стругачев, сыгравший сильно пьющего следователя Леву Соловейчика.
После успеха фильмов Рогожкина Стругачев постоянно снимается в телесериалах. Одной из самых значительных работ актера стал Левий Матвей в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Горячий финский парень» Вилле Хаапасало
Рядом с российскими актерами в «Особенностях национальной рыбалки» снимался финн Вилле Хаапасало.
После окончания ЛГИТМиКа он дебютировал в роли финна Райво в комедии «Особенности национальной охоты» и с тех пор делает успешную карьеру в России.
После «Особенностей национальной рыбалки» Хаапасало снялся в сериале «Убойная сила» и драме Рогожкина «Кукушка», работа в которой принесла ему Государственную премию.
В 2007 году неугомонный финн принял участие в шоу «Ледниковый период», где выходил на лед в паре с олимпийской чемпионкой Татьяной Навкой.
Сегодня Хаапасало живет на две страны и пробует себя в самых разных видах деятельности: владеет рестораном, занимается фотографией, снимает документальное кино. Кроме того, он является убежденным защитником окружающей среды.
Со дня премьеры «Особенностей национальной рыбалки» прошло уже более двадцати лет, давно разошлись пути снимавшихся в ней актеров. Однако, как и другие комедии Александра Рогожкина, фильм продолжает смешить и своих давних поклонников, и новые поколения российских зрителей.
#Александр Рогожкин #Особенности национальной рыбалки #Кукушка #Алексей Булдаков #Виктор Бычков #Вилле Хаапасало
«Особенности национальной рыбалки»: актеры и роли
Во всем мире подшучивают над славянами за их «любовь» к водке и салу, да мы и сами можем пошутить. Особенно удачно получилось посмеяться над пристрастием русских (и не только русских) к «огненной воде» режиссеру фильмов о национальной охоте, о национальной рыбалке, о национальной политике — Александру Рогожину. Помогала ему шутить ставшая известной всему миру веселая троица: генерал Иволгин, неповторимый егерь Кузьмич и, конечно, обладатель выдающегося профиля Лева Соловейчик. Это герои фильма «Особенности национальной рыбалки». Актеры, которые сыграли эти роли, очень уж вжились в образы любителей выпить. Зритель готов был поверить, что они действительно пили водку в кадре, но это, конечно же, не так. Талантливый актер заставит поверить во что угодно! На экраны кинокомедия вышла в 1998 году, некоторые шутники начали сравнивать полюбившуюся всем троицу главных героев с всемирно известной троицей времен СССР: Моргуновым, Вициным и Никулиным. В некоторой степени они правы.
Краткое содержание фильма
В основе сюжета лежат нетрезвые приключения генерала Иволгина (А. Булдаков), егеря Кузьмича (В. Бычков), Левы Соловейчика (С. Стругачев) и остальной развеселой компании. В прошлый раз пьяненькие герои пытались охотиться, в этот раз было принято решение ружья заменить удочками. Только водка осталась все та же, на этот раз в количестве 15 ящиков с бутылками марки «Урожай».
Благодаря водке горе-рыбаки сбились с курса и заплыли в Финляндию, незаконно нарушив границу. Дальше – больше! Весельчаки «оккупировали» иностранный отель, полагая, что это российская турбаза, и пили ночь напролет. Следующий день принес горькое просветление. Осмыслив, где находятся, нелегалы срочно поспешили смыться на Родину от греха подальше.
На этой относительно оптимистичной ноте рыбалка была бы окончена, если бы не страшная трагедия… В Финляндии забыт весь запас горючего, водка «Урожай» была потеряна, как казалось, навсегда. Но ведь не зря говорят: «Русские не сдаются!» Убедив команду подводной лодки поучаствовать в спасательной операции по возвращению спиртного за вознаграждение в виде все того же «Урожая», «рыболовы» отправились обратно к финнам.
Особенности национальной рыбалки: актеры
- Алексей Булдаков – генерал Иволгин;
- Виктор Бычков – Кузьмич;
- Семен Стругачев – Лев Соловейчик;
- Вилле Хаапасало – Раймо;
- Сергей Русскин – Сергей Олегович Савенко;
- Сергей Гусинский – Семенов;
- Василий Домрачеев – прокурор Василий;
- Алексей Севастьянов – капитан-лейтенант;
- Ольга Самошина – таинственная незнакомка в сарае;
- Мария Семенова – русалка.
Алексей Булдаков
Обычный сельский парень Леша Булдаков родился в деревне Макаровка Алтайского края. Талант ему дан от природы, настолько хорошо он воплощается в своих героев. Режиссер фильма «Особенности национальной рыбалки», актеры, которые снимались в нем, все те, кому пришлось близко наблюдать перевоплощение Булдакова в генерала Иволгина, были поражены сходством Алексея с невозмутимым воякой. Чего только стоила вечно зажатая в зубах сигара!
Перед началом съемок фильма А. Рогожин показал документальные кадры с настоящим генералом и спросил Булдакова о том, сможет ли он перевоплотиться в такого же солидного военного начальника. Ответ актера ясен сейчас всем зрителям, наблюдающим за приключениями на природе генерала Иволгина. Прототипом киношному вояке послужил генерал Лебедь. Кстати, когда Лебедю все рассказали, и он увидел на экране Михалыча, то был восхищен и смеялся до слез.
Актеры, сыгравшие главные роли
Яркий, запоминающийся персонаж фильма – егерь Кузьмич, сыграл его Виктор Бычков. Сыграл так талантливо, что имидж Кузьмича приклеился к нему, казалось, навечно. Слава к актеру пришла именно благодаря этой роли, но после окончания съемок Бычков больше всего хотел избавиться от образа «в доску своего парня», он мечтал играть не только комедийные роли. Но это не так просто, каждый актер имеет свою визитную карточку, для Виктора такая визитка – Кузьмич.
Не только Бычкову принес популярность фильм «Особенности национальной рыбалки». Актеры, сыгравшие в нем, стали известными на всю страну. Семену Стругачеву досталась роль Левы Соловейчика, она открыла ему двери в большое кино. До «Особенностей» Семен играл в основном на подмостках театра. Утвердили его на этот фильм благодаря, не поверите, его большому носу. Режиссер хотел обязательно носатого актера. Таким достоинством мог похвастаться Лыков, но он не смог сниматься. Из носатых остался один Стругачев. Актеры фильма «Особенности национальной рыбалки» только выиграли от такого видного коллеги. Чувства юмора Семену не занимать, рассмешить он мог кого угодно. Над шутками Стругачева смеялись все актеры. «Особенности национальной рыбалки» объединили потрясающих артистов, каждый из которых мог чувствовать себя свободно в дружной съемочной семье.
Интересный факт об одной из доярок из фильма «Особенности национальной охоты»
Немногие знают, что известный в нашей стране актер Вилле Хаапасало был не единственным финном, который снялся в знаменитой комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты».
Одну из легкомысленных доярок, к которым вечером приехали «погусарить» персонажи Вилле Хаапасало и Виктора Бычкова (егерь Кузьмич), сыграла финская актриса, и она же супруга Вилле — Саара Хедлунд.
Саара совсем не знает русский язык, но в фильме он ей и не потребовался, так как её роль была без слов. Точнее, в первом варианте сценария у этой доярки было несколько ничего не значащих фраз, но когда Рогожкин поставил на эту роль жену Вилле, то чтобы не усложнять игру финской актрисе, эти фразы из сценария убрали.
Пикантную утреннюю сцену с протрезвевшим финном сыграла Саара, поэтому Вилле в этом эпизоде без штанов чувствовал себя вполне комфортно.
Саара Хедлунд играет в городском театре Хельсинки, и вместе с этим получила второе образование психолога. Участие в этом российском фильме было случайным. Съемки фильма проходили в Ленинградской области. У Саары было несколько свободных дней, и она решила навестить в России Вилле. Когда она приехала, Вилле познакомил её с Рогожкиным, и тот сам предложил ей снятся в этом эпизоде, посчитав что её внешность на эту роль подходила даже больше, чем у подобранной российской актрисы. Вот так экспромтом, Саара Хедлунд и попала в российский кинематограф.
Особенности национальной охоты
Однажды, сто лет тому назад, я посмотрела этот фильм..
Он мне жутко не понравился! Я была возмущена! Нет, мы совершенно не такие, что это за безобразие!
Однако расту, взрослею, и теперь этот фильм я нежно обожаю и цитирую.
Особенности национальной охоты — художественный комедийный фильм Александра Рогожкина. Одна из самых популярных и цитируемых российских комедий. Премьерный показ фильма состоялся 15 июня 1995 года на фестивале «Кинотавр» . Премьера на телевидении состоялась 6 октября 1996 года .
Год создания: 1995 Страна: Россия Студии: Ленфильм , Роскомкино Продолжительность: 93 мин. Комедия Александра Рогожкина с Вилле Хаапасало, Алексеем Булдаковым, Виктором Бычковым, Семеном Стругачевым, Сергеем Куприяновым, Сергеем Русскиным и Сергеем Гусинским в главных ролях.
Молодой (молоденький-молоденький!) финн Райво, изучающий русские обычаи и традиции, уговаривает своего друга Женю помочь ему поучаствовать в настоящей охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Они присоединяются к сугубо мужской компании, во главе с армейским генералом, и отправляются на дальний лесной кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки.
На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич, увлекающийся медитацией и японской культурой.
Вместо ожидаемой охоты финн сталкивается со сплошными попойками и приключениями. Фрагментарно фильм можно поделить на байки — случай с медведем в бане, фейерверк, история с сельским милиционером, который потерял пистолет, случай на ферме, история с коровой, которую перевозили в бомболюке современного бомбардировщика Ту-22М3 за бутылку водки, поездка на милицейском УАЗ для знакомства с местными доярками и т. д.
В суете выпивки и смешных казусов сама охота отходит на второй и даже третий план.
Вторая сюжетная линия — это грёзы финна Райво о настоящей русской охоте. Короткие эпизоды из дореволюционного периода периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники в отличие от горе-охотников основного сюжета за приятными разговорами, флиртом с дамами и «угощением» все-таки о главном не забывают и добывают зверя — крупного волка.
В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступает к съёмкам фильма, сценарий к которому он написал сам. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Виктор Бычков играл в том фильме немецкого егеря, «злое лицо войны»)) Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры. Сергей Гусинский до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр. Рыжую доярку сыграла Зоя Буряк, а темноволосую — супруга Вилле Хаапассало — Саара (сейчас они расстались).
Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное и его окрестностях. Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров. Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин.
В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке, но ни одно из животных в результате съёмок не пострадало.
Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи. Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе — т. н. «настоящие мужики» — генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома.
Идея поставить картину об охотничьих приключениях финна в России принадлежит Михаилу Кирилюку, который стал директором фильма. Александр Рогожкин, к которому Кирилюк обратился с предложением экранизировать придуманную им историю, не только согласился стать режиссером проекта, но и сам написал сценарий.
Эпизод с погрузкой коровы в бомболюк самолета снимались в Псковской области, на военном аэродроме «Веретье» в городе Остров, поездки на катере и на моторках – на Ладожском озере, а сцены охоты (мечты Райво) — уже зимой, под городом Пушкиным.
Полное название фильма — «Особенности национальной охоты в осенний период».
В начале фильма Женя, когда они с Райво подъехали к воротам военной части, на вопрос подошедшего морского офицера «Вы на охоту?» отвечает «Да, да, на охоту, к генералу Булдакову». В сиквеле фильма, «Особенности национальной рыбалки», генерал носит фамилию «Иволгин».
Чтобы усыпить медведя для сцены фотографирования с ним «охотников», потребовалось две бутылки коньяка. Во время съемок эпизода медвежонок неожиданно проснулся и укусил Семена Стругачева. Именно этот дубль было решено оставить в окончательном монтаже картины.
В двух сценах – во время ожидания охоты на «лося», которым оказалась корова Кузьмича, и во время очередного застолья – Райво напевает ставшую через десять лет очень популярной песню «Полька Евы»
Роль коровы Кузьмича играли три буренки. Чтобы расцветка, количество и форма пятен на коже рогатых «актрис» были одинаковыми, художники перед каждой съемкой раскрашивали коров гуашью. Одна из коров, та, которую погрузили в самолет, вскоре после съемок отелилась. Теленок, в память о киношных приключениях его матери, был назван Летчиком.
Специально для съемок в картине актер Виктор Бычков за две недели отпустил бороду.
Все ружья, фигурирующие в кадре, принадлежали директору фильма Михаилу Кирилюку — единственному человеку в съемочной группе, увлекавшемуся охотой.
«На самом деле я не считаю свой фильм комедией», — рассказывал Александр Рогожкин. — «То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актерскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актера, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма. Я понимаю, что это довольно нелепый тезис, который нужно объяснить. Во-первых, научного коммунизма у нас никогда не было. Зато ненаучный был всегда. По крайней мере, в быту. Когда ты не думаешь о хлебе насущном, у тебя море водки и никаких проблем — это и есть «ненаучный коммунизм».
Несмотря на то, что фильм «Особенности национальной охоты» стал самой популярной отечественной комедией 1990-х годов, герои ленты сразу же стали всенародными любимцами, а их фразы, в особенности тосты харизматичного генерала Михалыча, стали крылатыми выражениями, сам Александр Рогожкин довольно скептически относился поначалу к своему фильму.
Актер Виктор Бычков вспоминал: «»Особенности национальной охоты» Рогожкин хотел уничтожить. Он снимал совершенно другое кино. Но так сложились обстоятельства, был такой кастинг, природа, и все жили счастливой коммуной, что получилось именно такое кино. И как честный человек, потративший государственные деньги, Рогожкин сказал: ну да, получился убогий ребенок, пускай на него кто-нибудь посмотрит». Вы себе другого такого режиссера совестливого себе еще представляете?
В 1995 году лента «Особенности национальной охоты» стала обладателем целого ряда призов и премий на различных фестивалях и киносмотрах: Гран-при Большого конкурса, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи, Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах (Чехия), главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, специальный приз жюри (Виктор Бычков) и приз кинопрессы на кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге, приз кинопрессы за лучший фильм года, приз «Золотой Остап» лучшему фильму года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру на Конкурсе профессиональных премий «Медный всадник» киностудии «Ленфильм», премия Российской Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль» (Алексей Булдаков), приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 год в категории «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов), Приз зрительских симпатий (Александр Рогожкин) на МКФ в Славутиче, Приз дирекции Фестиваля фестивалей в Санкт-Петербурге.
Что говорят нам образы в фильме
О чем же кино? Рогожкин секрета не раскрыл. Видимо, решил оставить все как есть. Мол, вы думаете, что комедия, пусть будет комедия. А между тем в ленте очень много моментов, образов, которые должны навести нас на решение загадок.
Фото: кадр из фильма
Русский народный дзен
Герои приезжают к егерю, тот медитирует в огороде. Meditatio — слово латинское, означает размышление, практика же чаще восточная, дзен, как говорят в Японии. Кузьмич — человек русский. Но интернациональные методики Востока ему нравятся: на его участке разбит японский сад камней, в одной из сцен он ест китайскими палочками, а смотрит вглубь себя по индийским технологиям.
Цель дзена — возвращение человека к самому себе через самосозерцание. Можно сказать, что фильм именно созерцательный. К тому же в картине как такового сюжета-то и нет. Это череда историй, которые переживают люди. Фильм начинается и заканчивается одними и теми же кадрами: охотой XIX века.
Фото: кадр из фильма
Один из маленьких, проходящих, но точных образов. В измененном состоянии сознания Кузьмич и Райво едут на свидание. Кузьмич начинается общаться на немецком языке, который, как он вспомнит утром, учил давно в школе, но совсем забыл. Райво его при этом понимает, но отвечает на финском.
В этой сцене можно найти отсыл к мифу о довавилонском столпотворении — времени, когда у людей был один язык и имена в нем соответствовали вещам.
Кузьмич между делом срезает в траве ананас и протягивает Райво, как что-то само собой разумеющееся. Будто и не на севере все происходит.
Фото: кадр из фильма
Райво ночью идет по улице и видит в небе вместо Луны планету Земля, повернутую Африкой в нашу сторону. Черный континент, как учит нас археология, — колыбель цивилизации. Возможно, герой картины в ином сознании в момент, когда за столом не осталось разных языков и все погрузились почти в медитацию, смог взглянуть на планету глазами своих предков или потомков. А возможно, беседка с героями вообще находилась вне времени и пространства в тот момент.
Фото: кадр из фильма
Райво сидит в засаде. Мимо него пробегает непонятное белое существо. То ли снежный человек, то ли леший. Для XX века — сенсация, для времен языческой Руси — обыденность. Чащи и рощи в славянской мифологии — священные места, населенные лешими и русалками. Славяне не только поклонялись своим богам в заповедных чащах, но даже браки с ними заключали.
Фото: кадр из фильма
Еще один, наверное, самый важный момент в фильме. Через сны Райво нас постоянно переносят на охоту в XIX век. Это мощный художественный образ. Но взглянем глубже. Говорят, во сне мы часто видим прошлые жизни. В пользу идеи реинкарнации говорит и то, что главные герои ленты присутствуют в снах Райво, только они другие, из другого века и говорят по-французски.
— Женя, мне кажется, это уже было, — говорит Райво своему собеседнику. — Сон, реальность.
— Да, мы живем вечно. Только забываем иногда об этом. Было все.