- Особенности национальной охоты (1995)
- Регистрация >>
- информация о фильме
- Искусство своевременного молчания: портрет Александра Рогожкина — режиссера «Особенностей национальной охоты»
- Как снимали комедию «Особенности национальной охоты»: 25 лет всенародной любви
- Особенности национальной погоды
- Пострадала ли корова в бомболюке?
- ТЕСТ: Угадайте фильмы с Ольгой Остроумовой по одному кадру!
- ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Ролана Быкова?
- ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Леонида Филатова?
- ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильмы киностудии «Ленфильм»?
- Журнал
- Рассказы об «Особенностях. »
Особенности национальной охоты (1995)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
последнее обновление информации: 05.05.20
Гран-при, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков ОРКФ «Кинотавр-95» (Сочи);
Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-95;
Приз КФ «Окно в Европу-95» (Выборг);
Приз Кинопрессы за лучший фильм 1995 года (поровну с фильмами «Мусульманин» и «Прибытие поезда»);
Приз «Золотой Остап» лучшему фильму 1995 года;
Лучший фильм года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру Профессиональные премии киностудии «Ленфильм» за 1995 год;
Призы Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая мужская роль (А.Булдаков);
Номинация на приз «Ника» за 1995 год в категории «лучшая сценарная работа» (А.Рогожкин);
Приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 гг. в категории «лучшая операторская работа» (А.Жегалов);
Приз дирекции ФФ в С.-Петербурге-95;
Специальный приз (актер В.Бычков), приз кинопрессы КФ «Виват кино России!-95» (С.-Петербург);
Вошел в пятерку претендентов на «победителя» номинации «Гамбургский счет» Кинофорум «Серебряный гвоздь-97» (Сочи).
Искусство своевременного молчания: портрет Александра Рогожкина — режиссера «Особенностей национальной охоты»
В рамках проекта «Пролегомены» (куратор — Елена Стишова), посвященного истории постсоветского кино, публикуем фундаментальный текст Арсения Занина об Александре Рогожкине, которому 3 октября исполнилось 70 лет. Редчайший феномен, когда фильм и даже цикл фильмов становится достоянием фольклора, а его название — мемом на все времена. Между тем автор «Особенностей национальной охоты», а также «Рыбалки» etc. Александр Рогожкин скандально прославился еще до обретения фольклорного статуса: при советской власти с ее отработанным навыком «тащить и не пущать». Не пущали «Караул!» — докудраму с реальными прототипами. А тут грянула гласность.
«Был он великий молчальник и, кроме «эх», никаких слов не употреблял. Я не раз пытался с ним заговаривать и сжился с мыслью, что он профессор. »
Если его фильм не был шедевром, то становился народным хитом или поводом для скандала. Но едва ли теперь кто-то вспомнит последний фильм Александра Рогожкина. За текущее десятилетие народный артист России не снял ни одного. В чем же причина его молчания?
Придя в профессию накануне перестройки, угодив в тот самый момент, когда российское кинопроизводство билось в лихорадке перехода на рыночную экономику, Рогожкин стал самым успешным российским режиссером. Даже когда кино числится в черных списках банков как предприятие, в которое ни при каких условиях нельзя вкладываться. Даже когда финансовый кризис 1991 года вынуждает кинематографистов, не привыкших к принципу «каждый сам за себя», искать спасения у иностранных инвесторов.
Однако перестроечная Россия была на пике моды, а уже привычная схема «кооперативного кино» все еще работала: снимать быстро и дешево. И Рогожкину, угодившему в проект «Русские повести» (пять фильмов, пять режиссеров, пять «подцензурных» произведений русской литературы и один французский сценарист на все пять фильмов), единственному удалось выйти из этой истории победителем. Когда же в конце 93-го года произойдет окончательный крах кинопроката и зритель предпочтет сидеть дома, у экранов телевизоров, Рогожкин неожиданно для всех снимет первый хит отечественного «домашнего видео» (сериал про «национальные особенности»), а затем сумеет вернуть интерес телезрителей к отечественным сериалам.
Подобно доктору Мабузе, он подчиняет себе любые правила игры. Вагон для транспортировки зеков («Караул», 1990), радиоактивная зона («Третья планета», 1991), расстрелянный плац в застенках провинциальной чрезвычайки («Чекист», 1992), рефлексия постперестроечного интеллигента у пивного ларька («Мечты идиота», 1993), щедро залитое водкой пространство — время на кордоне №13 («Особенности национальной охоты», 1995; «Особенности национальной рыбалки», 1998; «Особенности национальной охоты в зимний период», 2001), кабинет убойного отдела РУВД («Улицы разбитых фонарей», 1996; «Убойная сила», 2001), приграничный КПП в горячей точке («Блокпост», 1998), затерянный лапландский хутор («Кукушка», 2002) — Рогожкин умел раскроить любую реальность и сшивал ее мастерски, невидимыми нитками.
Рогожкина называли поэтом клаустрофобии, но эта характеристика вряд ли может быть принята как универсальная, особенно после «Особенностей национальной охоты». Сам он редко что-то объясняет или формулирует о своих фильмах.
Поезд мчится к смерти
Впервые о Рогожкине заговорили в феврале 1990 года, когда на Берлинском МКФ за «Караул» ему присудили приз имени Альфреда Бауэра за «Караул». Это было неожиданностью, ведь формулировка «за открытие новых путей в киноискусстве» никак не вязалась с репутацией, сложившейся у фильма к этому времени. В том же конкурсе был «Астенический синдром» Киры Муратовой, гораздо больше подходящий для роли новатора. Впрочем, шедевру Муратовой вручили «Серебряного медведя», как через год вручат «Сатане» Виктора Аристова. Неожиданностью награда стала для тех, кто видел в «Карауле» высказывание «на злобу дня», ведь история о «неуставных взаимоотношениях» появилась в пику острой полемике вокруг получившей огласку трагедии Артура Сакалаускаса, которого сослуживцы довели до убийства. Годом ранее в Берлине призом имени Бауэра наградили «Слугу» Вадима Абдрашитова, а спустя еще год — грандиозный долгострой Марлена Хуциева «Бесконечность», запущенный в одной стране, а законченный уже в другой. В этой последовательности решений жюри можно увидеть определенную программу: ведь миру предъявлялся многоуровневый анализ распадающейся советской империи. Многоуровневый — за счет разницы в поколениях и в стилях постановщиков.
Съемки «Караула» планировались дешевыми: действие ограничивалось пространством спецвагона для перевозки заключенных, но Министерство путей сообщения не могло выдать вагон без разрешения собственника (коим являлось, естественно, МВД). На студии придумали хитрый ход и перекупили вагон на заводе до того, как его примет собственник. В кабинете у директора «Ленфильма» А. А. Голутвы раздался звонок и начальник политотдела внутренних войск по Северо-Западу и Прибалтике генерал-майор Петров потребовал немедленно остановить производство картины, порочащей честь армии, тем более в свете недавних публикаций в прессе. Требование проигнорировали, работа продолжилась. Тогда от политотдела по военным частям был разослан циркуляр: «Съемочной группе кинофильма «Караул» не помогать, обо всех передвижениях группы сообщать немедленно». Весной 1989 года съемки завершились, но злоключения группы только начались. На студии печатали промежуточный негатив и пропала ключевая часть фильма. Безвозвратно. Часть пересняли: торопились к внеконкурсному показу на XVI Московском кинофестивале. В это время в комиссии Верховного Совета прозвучало заявление, что на «Ленфильме» сняли картину, едва ли не подстрекающую к гражданской войне. Тут же в оргкомитет ММКФ позвонил «некто», представившийся работником студии, и сообщил, что к фестивалю завершить картину не успевают и показ придется отменить. А при печати первой копии завершенного фильма снова пропала одна часть. На сей раз диверсия была тщательно спланирована: пленка была спрятана в банку из-под непроявленного негатива и заклеена пластырем, чтобы, не дай бог, не открыли. О том, что виновника снова не нашли, говорить излишне. «Караул» был одним из первых «актуальных» фильмов об армии.
В конце 70-х Борис Фрумин в фильме «Ошибки юности» попытался в нескольких эпизодах показать, что представляли собой неуставные отношения в армии. В результате картину положили на полку. Вышла она на экраны в 1991 году, когда фильмов на актуальную армейскую тему было уже немало и в сравнении с которыми «Караул» казался экзистенциальной притчей, историей о том, как пространство способно жить своей жизнью и быть катализатором драмы.
Все просто: едет поезд, клетка на колесах, есть заключенные и есть охранники. Есть прапорщик, начальник караула, любитель классической музыки и философских штудий, есть «салаги» Иверень и Хаустов, есть «черпак» Нищенкин, а есть «деды» — Ибрагимов, Мазур, ефрейтор Коченюк и старший сержант Жохин. Клетка заперта, ехать далеко и деды, как это заведено «издревле», проверяют салабонов на прочность. Камера впервые покидает вагон только после убийства, до этого она смотрит на улицу через открытую дверь в тамбуре во время погрузки заключенных. Камера может двигаться по коридору и постепенно сходить с ума от приступа клаустрофобии: справа зарешеченные окна, слева решетки камер, впереди стеклянная дверь, позади гальюн с зеркалом.
Кинокамера не обнаруживает себя как наблюдатель: никто не посмотрит в неё и даже не заметит её присутствия. Более того, когда герои будут оставаться с камерой один на один и взгляд с экрана напрямую будет казаться неизбежным, например, когда, запершись в сортире, Хаустов прикладывает пистолет к виску не в силах больше терпеть унижения, камера будет снимать через зеркало. Если бы Хаустов посмотрел в объектив, он должен был бы застрелиться.
В фильме заключенных играли настоящие осужденные, и мера предосторожности определила режим кинокамеры, а этика ― эстетику. Камера не пытается находиться в двух местах одновременно: в фильме нет ни одной «восьмерки». Пространство разрывается, противопоставляя одних ― другим, но она всегда находится на позиции единственного наблюдателя. Когда же камера станет персонифицировано-субъективной, это станет сигналом к смерти: Ивереня повалили на пол и молотят ногами. Его взгляд — это взгляд камеры. Смотрят камере в глаза и избивают ее. После этого раздается выстрел. И в последнем кадре, когда убежавшему Ивереню пустят в грудь пулю он, падая на спину, снова окажется на полу вагонзака. Погаснет обретенный после побега цвет. Камера впервые пересекла эту черту самостоятельно и оставила нас по ту сторону решетки. Она встречает смерть напрямую, находя для этого единственно возможную дистанцию.
Как снимали комедию «Особенности национальной охоты»: 25 лет всенародной любви
Среди съемочной группы фильма почти не было охотников, однако именно это благородное занятие стало толчком для создания популярной комедии: режиссер Александр Рогожкин как-то съездил «на зверя», а потом, быстро набросав свои впечатления, и, как водится, приукрасив их, приступил к съемкам фильма. Никто не ожидал, что ученик Сергея Герасимова, выпустивший до того несколько тяжелых, проблемных кинолент, станет автором «сборника анекдотов и тостов». В этом году культовая комедия отметила 25-летие.
Особенности национальной погоды
Снимался фильм быстро. В 1994 году Александр Рогожкин написал сценарий и тут же приступил к подбору актеров. Большую часть натурных съемок делали в Приозерском районе Ленинградской области, на границе с Карелией. Пока готовились и ждали финансирования, лето уже закончилось, поэтому в картине мы видим мягкую осень. Правда, для актеров это временя года оказалось нелегким. Например, сцену в бане снимали «без отопления». Эффект жары достигали с помощью искусственного дыма и намазывания участников маслом, которое должно было имитировать пот. На самом деле температура в парилке держалась около 10 градусов, а потом еще приходилось и в воду нырять, изображая полное удовольствие.
Замерзла вся съемочная группа и несколько месяцев спустя, когда пришлось в сильнейший мороз снимать «настоящую русскую охоту» в стиле Льва Толстого, которая снится романтическому финскому гостю. Тут снег был вполне настоящим, натура – зимняя, множество животных, бесчисленное количество дублей… Как рассказывают очевидцы, больше всех замерз режиссер и красивая девушка в амазонке, изображающая знатную охотницу. Бедняжка несколько часов просидела в седле, и буквально заледенела в такой позе, – снимали с лошади ее несколько человек.
Пострадала ли корова в бомболюке?
К сожалению, без жертв в данном случае не обошлось. В роли смелой коровы снимались три буренки. Чтобы их можно было принять за одну, гримеры гуашью подрисовывали животинам пятна. Одну из них действительно подвешивали в бомболюке на гамаке, и в один из моментов корова сорвалась и упала из грузоотсека. По другим данным, одна из смелых «летчиц» после фильма благополучно отелилась.
Еще не повезло на съемках овчарке, которая «играла роль» волка и убегала от своры борзых по полю. По расчетам, собака должна была успеть добежать до машины, но борзые случайно сорвались раньше времени, поэтому овчарке не поздоровилось. Настоящий волк в кадре, кстати, тоже был, его снимали «крупным планом».
Еще одной жертвой живой природы стал актер Семен Стругачев. Его невзлюбил медвежонок, который в фильме исполнял не последнюю роль.
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Ольгой Остроумовой по одному кадру!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Ролана Быкова?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Леонида Филатова?
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильмы киностудии «Ленфильм»?
Журнал
Рассказы об «Особенностях. »
«Я вообще жалею, что не остановился на первом фильме, а снял трилогию. Я не люблю тиражировать. Это не мой стиль работы. „Особенности национальной рыбалки“ и „…охоты в зимний период“ — это случайные для меня фильмы. После успеха первой картины канал ОРТ попросил написать меня несколько сценарных заявок о приключениях этих же героев. Я написал, каналу понравилось, и мне предложили снимать продолжение. На это я ответил: „Не хочу снимать! Пусть снимает кто угодно — только не я“. И чтобы совсем отвязаться, заявил, что готов работать, только если будет плёнка 35 мм и звук Dolbi. Я был уверен, что телевизионная структура не пойдёт на такие колоссальные по тем временам затраты, а канал взял и согласился. Пришлось снимать».
«Водка — это не язык, не образ существования и никакая не философия. Водка — это водка, не более того. Я вообще противник употребления алкоголя, но ведь никто не может запретить нации употреблять что-либо. Это глупость…» [источник]
«Фильм есть фильм. Когда мы снимали „Охоту“, я всех предупреждал, что мы снимаем не комедию. Леша Булдаков после просмотра первой „Охоты“ подошел и сказал мне: „Ничего не понимаю, чего они все смеются — мы же снимали серьезный фильм?“ Лучше снимать серьезный фильм, а уже зрителю решать, плакать на нем или смеяться».[источник]
СЕМЁН СТРУГАЧЁВ, исполнитель роли Левы Соловейчика во всех «Особенностях…»:
«Вообще-то я судьбе благодарен. Но в кино знаете как: заметили тебя, пригласили, и если картина как наша „Охота.“, то созданный тобой образ начинают эксплуатировать… А другие режиссеры практически не приглашают в свои картины, есть у них своеобразная клановость — ах, дескать, вы рогожкинцы, вот у него и снимайтесь. Есть и еще одна опасность: дело в том, что после этих картин за нами закрепилась репутация всероссийских пьяниц, и серьезное кино нам, вроде бы, уже недоступно». [источник]
«Мы снимали ничем не примечательную, простую, рядовую картину. Правда, Рогожкин все время кричал: „Не делайте смешно, играйте всерьез!“ Может, поэтому из этих фильмов и получилось что-то стоящее, а начни мы комиковать и рожи строить, как часто делаем в последнее время, вышла бы ерунда. Жили мы во время съемок одной семьей, работали за копейки и не думали, что делаем что-то особенное. Даже когда приехали на фестиваль „Кинотавр“, на нас никто ставок не делал. Да мы и сами на себя не ставили — ходили чужими, никому не нужными. Московская тусовка уже праздновала свои победы, распределяла, кому Гран-при, кому — все остальное. Они даже не пришли смотреть нашу картину, все, кроме жюри, поехали на какую-то крутую рыбалку. Прошел показ, идет финальная часть, москвичи сидят в первых рядах в ожидании наград, и вдруг на тебе — все призы получает наша картина…» [источник]
«Я не позволяю себе и другим пить на работе, по крайней мере, пока сам режиссер не заставит чуть-чуть выпить, чтобы глаз был мутный. Как и было в «Особенностях…».[источник]
СЕРГЕЙ РУССКИН, исполнитель роли Сергея Олеговича во всех «Особенностях…»
«Для правды жизни приходилось бежать, например, по пересеченной местности через лес в Карелии. Оператору нужно было показать девственную природу. Снимали все с одного дубля. А мы бежали, проваливаясь в ямы и спотыкаясь о камни. У генерала, которого играл Алексей Булдаков, одно из таких падений закончилось трещиной ребра. Еще я там чуть не утонул! Пришлось грести одной рукой, а другой держать удочку — и это в тяжелом от воды костюме! Он тянул на дно. В другой раз леской с пальца сорвало кольцо — мой талисман, подарок супруги. Я нырнул за ним и каким-то чудом поймал… ртом! Барахтался в воде, и камеру, кстати, не остановили — снимали…» [источник]
ВИЛЛЕ ХААПАСАЛО, исполнитель роли Райво в «Особенностях национальной охоты»:
«Помню, когда первый раз поехал в Россию, меня бабушка провожала с винтовкой: „Возьми! Дедушка с винтовкой ездил!“. Показал им „Особенности национальной охоты“. Дед говорит: „Слушай, Вилле, русские, оказывается, тоже водку пьют — нормальные люди!“» [источник]
«Россию я покинул после бешеного успеха фильма „Особенности национальной охоты“. Внезапно обрушилась популярность, меня стали узнавать, а мне это совсем не нравилось. Я тогда на год вернулся в Финляндию и устроился работать дальнобойщиком. В кино зарёкся сниматься. После увлёкся театром. Но жизнь распорядилась по-своему…» [источник]
ВИКТОР БЫЧКОВ, исполнитель роли егеря Кузьмича во всех «Особенностях…»:
«Я сыграл Кузьмича, и огромное количество людей появилось, которые подходят, здороваются и говорят: „А я вот егерь“. А я Кузьмич! Меня все называют Кузьмич! Значит, я показал что-то хорошее, доброе. Когда люди видят „Кузьмича“, они улыбаются, радуются, значит, я показал какого-то хорошего, очень важного и нужного для их жизни человека… Можно сыграть тысячу ролей, но будут помнить только 2−3 роли. У меня две такие: Кузьмич и Пшёлты… Актёр, который сыграл запоминающуюся роль, это олимпийский чемпион. Таких очень мало. К Кузьмичу я отношусь с трепетом, любовью и непониманием, как я мог такое сделать». [источник]
АЛЕКСЕЙ БУЛДАКОВ, исполнитель роли генерала Иволгина во всех «Особенностях…»:
«Я говорю о том, что актерская профессия — это не мы выбираем, а нас выбирают. Если, допустим, „Особенности национальной охоты“ — Саша Рогожкин, я до этого у него в двух фильмах уже снимался, он меня знал и как актера, и как человека, и поэтому он специально для меня написал эту роль, то есть он не видел больше никого, кроме меня. Поэтому здесь, с одной стороны, было очень легко работать, потому что это на меня писалось… От генерала я отказываюсь, кроме как у Рогожкина, поскольку это он придумал, он написал сценарий, я это воплотил…» [источник]
«Не буду уверять, что он — герой нашего времени, но Иволгин, безусловно, личность, характер! Люди устали от „чернухи“ и бесчисленных киллеров-дилеров, им чего-нибудь душевного хочется. Тут-то мой Михалыч и подоспел. В моем дворе он довольно популярен: народ цитатами из фильма так и сыплет. А фразу: „Ну, вы, блин, даёте!“ я „спер“ у Панкратова-Черного, это любимая его присказка».
«Само по себе застолье я не люблю, но в хорошей компании… Нравится, когда люди умеют веселиться так, чтобы похмелье поутру не мучило! Категорически не пью шампанское, пиво и вермут. Только водку! И тост любимый у меня есть: „Падает тот, кто бежит, не падает тот, кто лежит. Ну, за бегущих!“» [источник]