- Генерал Иволгин
- Содержание
- Краткое описание персонажа
- Запоминающиеся фразы
- Интересные факты
- Самый главный генерал: не стало Алексея Булдакова
- Генерал Иволгин из фильма «Особенности национальной охоты»: как сложилась судьба артиста.
- Особенности национальной охоты
- Содержание
- Сюжет
- История создания и места съёмок
- Художественные особенности
- Критика и культурное значение
Генерал Иволгин
Генерал Иволгин | |
---|---|
Алексей Булдаков в роли Генерала Иволгина | |
Появление | Особенности национальной охоты |
Информация | |
Прозвище | Михалыч |
Пол | Мужской |
Род занятий | Военный |
Звание | Генерал |
Число эпизодов | * Особенности национальной охоты, * Операция «С Новым годом!», * Особенности национальной рыбалки, * Особенности национальной охоты в зимний период, * Особенности национальной политики |
Прототип | Генерал Лебедь |
Создатель | Александр Рогожкин |
Генерал Иволгин [1] или Михалыч — герой серии фильмов Александра Рогожкина об особенностях русской охоты, рыбалки, политики и других национальных особенностях, воплощенный на экране актёром театра и кино Алексеем Булдаковым.
Содержание
Краткое описание персонажа
На основании фильмов можно сделать выводы, что Генерал Иволгин большой любитель застолья, различных спиртных напитков, русской бани, большой знаток традиций русской охоты, владеет иностранными языками, играет на пианино, курит сигары и на отдыхе он всегда в камуфляже без знаков различия. В фильмах никогда не афишировалось каким военным соединением он командует и к какому именно роду войск относится. Вехи его службы также доподлинно неизвестны, только из фильма Операция «С Новым годом!» видно, что он состоит в чине генерал-лейтенанта и представляется генералом от ВДВ. В фильме Особенности национальной рыбалки упоминается его служба в Средней Азии («Если долго смотреть на Луну, то можно стать идиотом. Так у нас в Средней Азии говорили, когда я там служил»).
Запоминающиеся фразы
- — Что это было?
- — Та-ак. Кто это сделал?!
- — Где эта сволочь?!
- — Ну вы, блин, даёте!
- — Цыц! Вы ещё подеритесь, горячие финские парни.
- — Тост на охоте должен быть кратким, как команда, как выстрел.
- — Скажите, тов. генерал, а Вы много раз прыгали ?! .. Гм, кобель на суку прыгает, а мы совершаем прыжки . (Бо)
- — Не понял.
Интересные факты
- Генерал Иволгин — автор бессмертного изречения «Ну вы, блин, даете!» [2] .
- Актёра Алексея Булдакова часто отождествляют с его персонажем — Генералом Иволгиным, в прессе его часто именуют «генерал» [3] и даже настоящие армейские генералы обращаются к нему со словами: «Товарищ генерал, разрешите представиться, генерал такой-то» [4] .
- «Ему отдают честь военные, народ на рынках и в магазинах предлагает пропустить по рюмочке и обижается на отказы, а женщины с умилением утирают слезы, завидуя Ларисе Долиной, у которой в доме отличный синоптик, создающий безоблачную погоду» [5] .
- Несмотря на то, что Генерал Иволгин — военный человек, непосредственно про армию, вроде «особенности национального генерализма», в фильмах речи не идет [6] .
- Когда об истории с оштрафованием Алексея Булдакова узнало милицейское начальство, оно «разом захотело линчевать» сержанта ГАИ, остановившего «Генерала Иволгина» [7] .
- В одном из интервью Алексей Булдаков раскрыл историю происхождения фразы «Ну вы, блин, даете!» [8] :
— Алексей Иванович, в чем, на ваш взгляд, секрет популярности генерала Иволгина?
— Не буду уверять, что он — герой нашего времени, но Иволгин, безусловно, личность, характер! Люди устали от «чернухи» и бесчисленных киллеров-дилеров, им чего-нибудь душевного хочется. Тут-то мой Михалыч и подоспел. В моем дворе он довольно популярен: народ цитатами из фильма так и сыплет. А фразу: «Ну, вы, блин, даете!» я «спер» у Панкратова-Черного, это любимая его присказка.
- Сайтом «КИНОПИЛОТ» собраны примечательные тосты и запоминающиеся фразы генерала Иволгина [9] .
- Генерал Иволгин, столь похожий на Александра Лебедя, в первоначальной версии «Особенности национальной политики» проигрывал выборы и отправлялся с друзьями на кордон заливать свое горе [10] .
- Говорят, что генерал Лебедь, увидев на экране Иволгина, «смеялся до коликов и был в восторге, что Михалыч похож на него» [11] .
- Алексей Булдаков, сыгравший в фильме главного героя — генерала Иволгина, признался в одном из интервью, что фильм снимался «под Лебедя», но накануне выборов генерал отказался от предложенного сотрудничества [12] . По словам самого актёра [13] :
— В свое время много говорили о том, что вы копировали покойного ныне генерала Лебедя.
— Я его не копировал, а просто играл. Роль писалась лично на меня, а Лебедь как раз тогда становился очень популярной фигурой. Вот мы с Рогожкиным и решили: попробуем сыграть знаменитого генерала! Ну а поскольку я всегда удачно пародировал известных людей (в свое время у меня потрясающе получался Леонид Ильич Брежнев), это для меня труда не составило.
— С Лебедем вы были знакомы?
— До фильма нет, а потом уж познакомились, конечно. Александру Ивановичу «Особенности» понравились, он даже сказал: «Я тут посмотрел фильм два раза, так в одном месте даже прослезился, настолько все точно!». Но нашел и один недостаток. Оказывается, ко времени выхода картины на экран Лебедь уже несколько лет… не пил. А особенно генералу понравились сцены в бане и купание.
Самый главный генерал: не стало Алексея Булдакова
Ему редко доставались главные роли, но своим природным обаянием он умел вывести на первый план любого персонажа. Всенародную славу он получил в середине 1990-х, сыграв немногословного генерала Иволгина, Михалыча, в «Особенностях национальной охоты». Сегодня, 3 апреля, Алексей Иванович Булдаков трагически ушел из жизни. Ему было всего 68 — «Известия» вспоминают замечательного артиста.
Он умер, как и подобает актеру, — во время гастролей. Впрочем, актерской судьбы сыну простого шофера из алтайской деревни ничто не предвещало — да и сам он с раннего детства мечтал стать летчиком. Всё изменила «Большая жизнь», старый, еще довоенный фильм с Петром Алейниковым, увиденный Алексеем в павлодарском кинотеатре (семья переехала в Казахстан, на целину в конце 1950-х). Мальчик был заворожен происходившим на экране — и с той поры даже бокс, которым он активно занимался, отошел на второй план. «Помню, это была осень, когда я вышел из кинотеатра и шел на остановку автобуса. Бабье лето, листья желтые падают. Стоял-стоял и говорю: всё, буду артистом!» — вспоминал он впоследствии.
И он добился своего — нелегким, настоящим трудом. Окончив театральную студию при Павлодарском драматическом театре им. А.П. Чехова, работал на тракторном заводе в ставшем уже родным Павлодаре, пока не получил первый театральный ангажемент. Дальше была служба в провинциальных театрах по всей огромной советской стране — от Караганды до Рязани, пока наконец в 1982 году не состоялся кинодебют — роль партизана Савелия в военной драме Леонида Макарычева «Сквозь огонь». Роль к тому же главная — вообще, в начале кинокарьеры Булдакова формально главных ролей, как ни странно, было больше.
Уже в 1983-м его взял играть Семена Дежнева в одноименном байопике режиссер Николай Гусаров, еще год спустя Булдаков вновь примерил на себя партизанскую папаху для «В лесах под Ковелем», экранизации воспоминаний генерала Алексея Федорова (которого он блестяще и вывел на экране). Дальше последовали довольно однообразные роли военных и милиционеров — благо, суровая сибирская наружность актера, его басовитый голос и выправка тому способствовали.
Когда мало кому известный режиссер Александр Рогожкин пригласил Булдакова на роль генерала (тогда, кстати, еще не Иволгина — он им стал только в следующем фильме алкогольного эпоса) в своей иронической комедии «Особенности национальной охоты», ничто вроде бы не предвещало того невероятного успеха, который пришел и к фильму — и к персонажу. Картина со своим своеобразным юмором филигранно попала в место и время — растерянная, вмиг обедневшая, запуганная бандитами и не верящая властям Россия середины «лихих девяностых» увидела в ней собственное отражение. И впервые за несколько лет улыбнулась — быть может, и невольно. А булдаковский Михалыч с зажатой, как у Клинта Иствуда, в уголке рта неизменной сигарой сумел вытеснить с пьедестала народной любви голливудских героев — он был наш, родной, с такими же недостатками, но и с массой достоинств. Не исключая, разумеется, и умения пить, не пьянея, — каким же еще могло быть веселье на Руси в те годы. И с фирменным «Ну вы, блин, даете!» — вошедшим в фольклор. Как, впрочем, и сам генерал, ставший практически «вторым я» Булдакова — достаточно сказать, что статья о генерале Иволгине в Википедии лишь немногим меньше по объему, чем текст о самом Булдакове.
Генерал Иволгин из фильма «Особенности национальной охоты»: как сложилась судьба артиста.
В 1995 году вышла в свет культовая комедия Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Кстати, вопреки сегодняшней практике, этот фильм вначале показали по Первому каналу, а не в кинотеатрах. Так как основной бюджет для съемок фильма дал Первый канал, то соответственно он и получил право на премьеру. Внакладе не остался, рейтинги зашкалили, это был самый рейтинговый фильм за всю историю российского телевидения.
С популярностью этого фильма можно сравнить комедии Гайдая, он также был разобран на цитаты, а актёры снявшиеся в нём, вмиг стали знаменитыми. Рейтинг этого фильма на Кинопоиске 7,4 — для подавляющего большинства российских комедий результат недостижимый.
Не остался он и без наград, в 1996 году был удостоен премии «Ника» за лучший фильм и лучшую режиссуру, а приз за лучшую мужскую роль достался Алексею Булдакову — исполнителю роли генерала Иволгина.
Алексей Булдаков начал карьеру в кино в 1982 году и сразу в главной роли: сыграл Савелия — советского разведчика -партизана в фильме «Сквозь огонь». Впрочем до этого была работа в театрах Томска, Павлодара, Караганды и Краснодара. То есть с театральной провинцией он знаком не по наслышке, но ему повезло, судьба дала шанс сниматься в кино, и Булдаков не замедлил им воспользоваться.
Начал работать на киностудии «Беларусьфильм», снимался очень много, фильмография Булдаков а насчитывает свыше 150 работ, но в основном в ролях второго плана. Он был актёром востребованным, но не знаменитым, этакая «рабочая лошадка» советского и российского кино.
Всё изменилось с выходом фильма «Особенности национальной охоты» Булдаков проснулся знаменитым, его персонаж — брутальный генерал Иволгин, мастер короткого тоста: «За разум», «За понимание» полюбился многим, очень убедительно всё было сыграно. Стал он настоящей «народной звездой», а для актёра- нет выше звания и призвания чем призвание народное.
Вот только полностью выжать все дивиденды из своей популярности Булдаков не смог, никакого другого фильма равному «Особенностям национальной охоты» в его карьере не было, зато ролей в посредственных проектах хоть отбавляй. Например Булдаков засветился в комедиях «Гитлер Капут», «Человек с Бульвара Капуцинок», «Олимпийская деревня», куче весьма средних сериалов. Впрочем это скорее не вина Булдакова, свою работу артиста он выполнял качественно, нигде не халтурил, а главную ответственность за качество фильма должен нести режиссёр, сценарист и продюсер.
К сожалению 3 апреля 2019 года Булдакова не стало, но остались его лучшие фильмы и добрая память об хорошем и талантливом актёре.
Особенности национальной охоты
Особенности национальной охоты | |
Жанр | |
---|---|
Особенности национальной охоты (полное название — Особенности национальной охоты в осенний период) — художественный комедийный фильм Александра Рогожкина. Премьерный показ фильма состоялся 15 июня 1995 года на фестивале «Кинотавр» (Сочи) [1] . Премьера на телевидении состоялась 6 октября 1996 года (ОРТ) [2] .
Содержание
Сюжет
Молодой финн Райво (Вилле Хаапасало), изучающий русские обычаи и традиции, уговаривает своего друга Женю (Сергей Куприянов) помочь ему поучаствовать в настоящей охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Они присоединяются к компании, во главе с армейским генералом (Алексей Булдаков), и отправляются на дальний лесной кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки.
На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич (Виктор Бычков), увлекающийся медитацией и японской культурой.
Вместо ожидаемой охоты финн сталкивается со сплошными попойками и приключениями. Фрагментарно фильм можно поделить на байки — случай с медведем в бане, фейерверк, история с сельским милиционером, который потерял пистолет, случай на ферме, история с коровой, которую перевозили в бомболюке современного бомбардировщика Ту-22М3 за бутылку водки, поездка на милицейском УАЗ для знакомства с местными доярками и т. д.
В суете выпивки и смешных казусов сама охота отходит на второй и даже третий план.
Вторая сюжетная линия — это грёзы финна Райво о настоящей русской охоте. Короткие эпизоды из дореволюционного периода периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники в отличие от горе-охотников основного сюжета за приятными разговорами, флиртом с дамами и «угощением» все-таки о главном не забывают и добывают зверя — крупного волка.
Контрастные линии современной глупой суеты и продуманного старинного развлечения пересекаются в финале.
История создания и места съёмок
В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступает к съёмкам фильма, сценарий к которому он написал сам. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры. Сергей Гусинский (сыграл роль милиционера) до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр, а темноволосую доярку сыграла супруга Вилле Хаапассало — Саара [3] [4] .
Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное (Приозерский район Ленинградской области) и его окрестностях [5] . Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров (Псковская область). Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин [3] [6]
В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке, на съёмках фильма в 444 ЦБП г. Остров-5 (Псковская обл.) корова упала из грузоотсека и была забита на мясо. (полностью эпизод был смонтирован при помощи компьютерной графики).
Премьера картины состоялась на фестивале Кинотавр (Сочи) в 1995 году.
Художественные особенности
Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй (байками) о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи [7] . Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе — т. н. «настоящие мужики» — генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома.
В России все знают, что «охота» и «рыбалка» — лишь эвфемизмы вполне целомудренного мальчишника на свежем воздухе, алиби для мужчин, в каждом из которых есть что-то от генерала Булдакова и что-то — от русского буддиста Кузьмича.
Фильм изобилует парадоксальными, анекдотическими моментами, которые, хотя и невозможны в реальности, тем не менее, в контексте фильма, воспринимаются как достоверные — у лесного егеря Кузьмича на огороде сад камней; у него же на огороде растет ананас. Финн Райво и Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга [1] .
Критика и культурное значение
Создатели фильма настолько точно смогли угадать настроение фильма, которое вызовет отклик у зрителя, что можно говорить о социальном заказе. После «Караула» и «Третьей планеты» Александр Рогожкин имел репутацию режиссёра, снимающего кино «не для всех». Следующая его работа сильно отличалась по духу от предыдущих. Зритель 1990-х годов устал от жанрового кино. Художественное построение фильма «Особенности национальной охоты» незамысловато, а сценарий напоминает анекдот [9] [10] .
Как отозвались критики о фильме это «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду». Эпоха советского кино ушла в прошлое, и Рогожкин представил публике, по сути, новую традицию российской комедии, основанную на ситуациях и приёмах, понятных современному зрителю. Однако герои — своеобразные социальные «маски» (Генерал, Егерь, Милиционер) — позволяют провести явную аналогию ещё с гайдаевской кинокомедией [1] [8] .
Снятый в период середины 1990-х годов, когда количество выпускаемых фильмов резко сократилось (по сравнению с советскими временами) фильм получил несколько призов престижных российских фестивалей, хотя и был противоречиво воспринят. Некоторые из критиков считали, что в ряду картин Александра Рогожкина эта далеко не лучшая, хотя снята профессионально [7] . Выделяется работа художника и хороший актёрский ансамбль. Режиссёр выигрышно использует планы природы, съёмки открытой местности, которые всегда ему удавались [9] .
Картина пользовалась значительным успехом у зрителей [11] и вызвала целую волну подражаний и заимствований в российском кинематографе [12] . После выхода фильма на экраны актёры, сыгравшие главные роли, приобрели большую популярность у зрителей. Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачёв, Вилле Хаапсало снимались в продолжениях, стали востребованы в кинематографе, в сериалах и телевизионной рекламе [6] .
Считается, что серия фильмов, начиная с «Особенности национальной охоты», заложила основы и традиции продакт-плейсмент рекламы в российском кинематографе [13] . Устойчивое словосочетание «Особенности национальной…» часто используется в прессе, в литературе [14] .
На самом деле я не считаю свой фильм комедией. То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актёрскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актёра, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.