Особенности национальной охоты главные герои имена

Роли и актеры «Особенности национальной охоты»

Картина, снискавшая себе популярность сразу же после показов на главных каналах страны, сегодня входит в Золотой Фонд Отечественного Кино. Этот фильм можно назвать классикой комедийного жанра, ведь искрометный юмор льется из каждого героя рекой. Это и неудивительно, ведь на главные роли были подобраны талантливые актеры. «Особенности национальной охоты» — фильм, который снискал популярность не только благодаря злободневному сюжету, но и благодаря мастерской работе съемочной группы и оригинальности ключевых персонажей.

«Особенности национальной охоты» – комедия на века

Сюжет картины прост и незатейлив: финский журналист начинает писать книгу об особенностях и традициях охотничьего промысла в разных странах. Первая страна из списка – Россия. Молодой интеллигент попадает в компанию бывалых охотников. Естественно, ни одно важное мероприятие в России не начинается без 100 граммов водки. Выпив несметное количество алкоголя, бравая компания забывает причину, по которой они все собрались. Только финн в состоянии оценивать ситуацию. В итоге, разобравшись во всех нюансах предприятия, мужчины нападают на след крупного зверя. Предполагаемая добыча — лось, который по ходу пьесы оказался обычной коровой. Все не так просто на этой веселой охоте.

Вторая сюжетная линия – это красивые виды русской «дореволюционной» охоты, с пикниками и настоящей ловлей зверя. Грезы Райво о настоящей царской охоте пересекаются с реальностью, где «бывалые» охотники совсем забыли о ловле зверя.

Сюжет более чем комичный, каждый эпизод фильма – это отдельная комедийная история. Режиссер и сценарист фильма — Александр Рогожкин, а идея создания картины принадлежит Михаилу Кириллюку, который впоследствии стал директором картины.

«Особенности национальной охоты»: актеры и кастинги

В 1994 году Александр Рогожкин приступил к съемкам фильма. Как такового кастинга не проходило. Практически все актеры фильма «Особенности национальной охоты» — люди, ранее сотрудничавшие с режиссером. Виктор Бычков и Алексей Булдаков были задействованы в предыдущем фильме Рогожина, поэтому их потенциал был ему известен. Режиссер сразу же предложил им прочесть сценарий и роли, в которых он их видел. В массовках принимали участие обычные люди, родственники или знакомые главных героев. Так, одну из доярок сыграла жена Вилле Хаапасало.

Главные герои нашумевшей комедии

После выхода фильма публику начал интересовать вопрос о том, кто исполнил ключевые роли в картине, кто эти актеры. «Особенности национальной охоты» и герои фильма сразу же стали всенародными любимцами. Ведь, несмотря на невозможность ситуаций в реальной жизни, каждый зритель понимал, что гипотетически такой вымысел вполне может стать реальностью.

Финн Райво Хаапсало— интеллигент, писатель, пытавшийся воссоздать традиции русской охоты. Эту роль исполнил финский актер Вилле Хаапасало. Она принесла ему всенародную любовь и известность не только в России, но и у себя на родине.

Алексей Булдаков – прославленный генерал Михалыч, предводитель охотников. Именно он вывозит всю компанию в угодья возле границы. Генерал становится культовым персонажем благодаря своей железной логике и емким тостам.

Виктор Бычков мастерски влился в роль загадочного егеря, увлекающегося японской культурой и медитацией. На площадке его так и называли — актер Кузьмич. «Особенности национальной охоты» — тот фильм, который стал для Бычкова звездным. Именно его персонаж общался с финном и, что самое главное, понимал его, не зная финского языка.

Читайте также:  Костромское областное общество охотников рыболовов

Семен Стругачев сыграл роль Левы Соловейчика, умиротворенного и размеренного лейтенанта милиции.

Зое Буряк достался образ доярки.

В картине принимали участие и ранее неизвестные актеры. «Особенности национальной охоты» — фильм, который дал возможность примерить на себя амплуа кинозвезды людям, не имеющим ГИТИСа и театрального училища за спиной.

Интересные факты о съемках фильма

Съемки фильма прошли в сжатые сроки, всего за несколько месяцев. Место действия — поселок городского типа Проточное и его живописные окрестности. Воображаемая охота снималась в городе Пушкине.

Кстати, основные роли исполнили не только известные актеры. «Особенности национальной охоты» — фильм, в котором в качестве самых настоящих актеров были задействованы и животные: три коровы и медведь. Одна из буренок даже прокатилась в самолете на гамаке. Ни одно из животных в процессе съемок не пострадало.

Чтобы усыпить медведя, пришлось споить ему две бутылки коньяка. Но зверь оказался выносливее, чем предполагала съемочная группа, пришел в себя и даже укусил Семена Стругачева.

Актер Виктор Бычков никогда не носил бороду, ее он отпустил специально для съемок.

Сам режиссер Александр Рогожин не ожидал такого успеха своей картины. Изначально он даже не задумывал ее комедией. Ему хотелось снять научно-популярный сюжет, слегка комичный. После просмотра готовой версии режиссер даже расстроился и назвал свое детище «убогим» ребенком.

Удивительным остается тот факт, что фильм «Особенности национальной охоты», актеры которого показали себя заядлыми знатоками такого рода развлечений, снимался с участием людей, которые в настоящей жизни охотой не увлекаются.

Особенности национальной охоты

Особенности национальной охоты
Жанр комедия
Режиссёр Александр Рогожкин
Продюсер Александр Голутва
Автор
сценария
Александр Рогожкин
В главных
ролях
Вилле Хаапасало
Виктор Бычков
Алексей Булдаков
Оператор Андрей Жегалов
Композитор Владислав Панченко
Кинокомпания «Ленфильм»
Длительность 95 мин.
Страна Россия Россия
Язык русский
Год 1995
IMDb ID 0114055

Премьерный показ фильма состоялся 15 июня 1995 года на сочинском фестивале «Кинотавр» [1] . Премьера на телевидении состоялась 6 октября 1996 года (ОРТ) [2] в 20:40.

Содержание

Сюжет

Молодой финн Райво (Вилле Хаапасало), изучающий русские обычаи и традиции, уговаривает своего друга Женю (Сергей Куприянов) помочь ему поучаствовать в настоящей охоте, чтобы ближе познакомиться с её особенностями. Они присоединяются к компании, во главе с армейским генералом (Алексей Булдаков), и отправляются на дальний лесной кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки. На кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич (Виктор Бычков), увлекающийся медитацией и японской культурой.

Вместо ожидаемой охоты финн сталкивается со сплошными попойками и приключениями, в ходе которых сама охота отходит на второй и даже третий план. Сюжетная линия выстраивается как серия традиционных охотничьих баек — случай с медведем в бане, фейерверк, история с сельским милиционером, потерявшим табельный пистолет, история с коровой, которую перевозили в бомболюке современного бомбардировщика Ту-22М3 за две бутылки водки, поездка на милицейском УАЗе для знакомства с местными доярками и т. д.

Вторая сюжетная линия — это грёзы Райво о настоящей русской охоте, которые периодически появляются в фильме в виде вставок в основную сюжетную канву. Основным источником впечатлений для широко образованного финна сначала явно выступает классическая сцена охоты у Ростовых из романа Толстого «Война и мир», но затем действительность начинает вторгаться в сон: знакомые персонажи участвуют в действии, одетые в военную или статскую форму, меха, изъясняющиеся на характерной для провинциального русского дворянства «смеси французского с нижегородским». Однако охота «историческая» разительно отличается от современной. Её участники в отличие от горе-охотников основного сюжета за приятными разговорами, флиртом с дамами и «угощением» всё-таки о главном не забывают и добывают зверя — крупного волка.

Читайте также:  Глубины для подводной охоты

Контрастные линии современной глуповатой, но очень человечной суеты и продуманного старинного развлечения пересекаются в финале.

В ролях

  • Вилле Хаапассало — финн Райво Хаапасало
  • Алексей Булдаков — генерал Булдаков (в последующих фильмах — генерал Алексей Михайлович Иволгин)
  • Виктор Бычков — Кузьмич, егерь
  • Семён Стругачёв — Лёва Соловейчик, следователь
  • Сергей Куприянов — Женя Качалов (роль озвучил — Борис Бирман)
  • Сергей Русскин — Сергей Олегович Савенко, бизнесмен
  • Сергей Гусинский — Семёнов, сержант милиции (роль озвучил — Александр Половцев)
  • Игорь Сергеев — граф
  • Игорь Добряков — дворянин
  • Юрий Макусинский — второй егерь
  • Борис Чердынцев — майор Чердынцев, комендант аэродрома
  • Александр Завьялов — прапорщик
  • Юрий Канопкин — капитан Канопкин, командир экипажа военного самолёта
  • Алексей Полуян — задержанный в милицейском УАЗике
  • Михаил Кирилюк
  • Зоя Буряк — доярка
  • Саара Хаапасало — доярка
  • Александр Васильев — пилот
  • Василий Степанов
  • Павел Корнаков
  • Евгений Савчук

Съёмочная группа

  • Сценарий и постановка — Александра Рогожкина
  • Продюсер — Александр Голутва
  • Директор — Михаил Кирилюк
  • Оператор-постановщик — Андрей Жегалов
  • Художники-постановщики — Игорь Тимошенко, Валентина Адикаевская
  • Композитор — Владислав Панченко
  • Звукооператор — Николай Астахов
  • Художник по костюмам — Татьяна Дорожкина
  • Грим — Натальи Раткевич
  • Режиссёр-монтажёр — Тамара Денисова
  • Редактор — Нелли Аржакова
  • Режиссёр — Александр Васильев
  • Костюмер — А. Весельчакова

История создания и места съёмок

В 1994 году режиссёр Александр Рогожкин приступает к съёмкам фильма, сценарий к которому он написал сам. К работе над картиной он привлёк актёров, которые уже были заняты в его ранних работах. Алексей Булдаков и Виктор Бычков снимались ещё в первом фильме Рогожкина «Ради нескольких строчек». Сергей Гусинский (сыграл роль милиционера) до начала съёмок был занят в некоторых фильмах Рогожкина, как звукорежиссёр, а темноволосую доярку сыграла супруга Вилле Хаапассало — Саара. Также к съёмкам были привлечены непрофессиональные актёры [3] [4] .

Съёмки прошли в конце лета и сентябре 1994 года. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное и его окрестностях в Приозерском районе Ленинградской области [5] . Эпизод с коровой в бомболюке снимался на военном аэродроме «Веретье», близ г. Остров (Псковская область). Сцены дворянской охоты снимались под г. Пушкин [3] [6] .

В ходе съёмок были задействованы три коровы и один медведь. Одну из коров действительно пришлось подвешивать в бомболюке самолёта на гамаке, на съёмках фильма в 444 ЦБП г. Остров-5 (Псковская обл.) корова упала из грузоотсека и была забита на мясо. Полностью эпизод был смонтирован при помощи компьютерной графики [ источник не указан 2072 дня ] .

Художественные особенности

Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй (байками) о случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Обыгран комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи [7] . Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают, легко узнаваемы в реальной жизни. Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе — т. н. «настоящие мужики» — генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома.

Читайте также:  Охотник за крылатыми 8 букв

В России все знают, что «охота» и «рыбалка» — лишь эвфемизмы вполне целомудренного мальчишника на свежем воздухе, алиби для мужчин, в каждом из которых есть что-то от генерала Булдакова и что-то — от русского буддиста Кузьмича.

Фильм изобилует парадоксальными, анекдотическими моментами, которые, хотя и невозможны в реальности, тем не менее, в контексте фильма, воспринимаются как достоверные — у лесного егеря Кузьмича на огороде сад камней; у него же на огороде растёт ананас. Финн Райво и Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга [1] (впоследствии этот приём, причём с теми же актёрами — Виктором Бычковым и Вилле Хаапасало, будет использован как сюжетообразующий в одном из следующих фильмов Александра Рогожкина — «Кукушка»).

Критика и культурное значение

Создатели фильма настолько точно смогли угадать настроение фильма, которое вызовет отклик у зрителя, что можно говорить о социальном заказе. После «Караула» и «Третьей планеты» Александр Рогожкин имел репутацию режиссёра, снимающего кино «не для всех». Следующая его работа сильно отличалась по духу от предыдущих. Зритель 1990-х годов устал от жанрового кино. Художественное построение фильма «Особенности национальной охоты» незамысловато, а сценарий напоминает анекдот [9] [10] .

Как отозвались критики о фильме, это «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду». Эпоха советского кино ушла в прошлое, и Рогожкин представил публике, по сути, новую традицию российской комедии, основанную на ситуациях и приёмах, понятных современному зрителю. Однако герои — своеобразные социальные «маски» (Генерал, Егерь, Милиционер, Интурист) — позволяют провести явную аналогию ещё с гайдаевской кинокомедией [1] [8] .

Снятый в период середины 1990-х годов, когда количество выпускаемых фильмов по сравнению с советскими временами резко сократилось, фильм получил несколько призов престижных российских фестивалей, хотя и был противоречиво воспринят. Некоторые из критиков считали, что в ряду картин Александра Рогожкина эта далеко не лучшая, хотя снята профессионально [7] . Выделяется работа художника и хороший актёрский ансамбль. Режиссёр выигрышно использует планы природы, съёмки открытой местности, которые всегда ему удавались [9] .

Картина пользовалась значительным успехом у зрителей [11] и вызвала целую волну подражаний и заимствований в российском кинематографе. После выхода фильма на экраны актёры, сыгравшие главные роли, приобрели большую популярность у зрителей. Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачёв, Вилле Хаапсало снимались в продолжениях, стали востребованы в кинематографе, в сериалах и телевизионной рекламе [6] .

Считается, что серия фильмов, начиная с «Особенности национальной охоты», заложила основы и традиции продакт-плейсмент рекламы в российском кинематографе [12] . Устойчивое словосочетание «Особенности национальной…» часто используется в прессе, в литературе [13] .

На самом деле я не считаю свой фильм комедией. То есть я хотел снять комедию по некомедийным законам. Я имею в виду стилистику изображения. Комедия предполагает активную актёрскую игру на первом плане. Зрителю нужно видеть мимику актёра, его пластику. А я стремился снять обычное, спокойное кино. Этакое научно-популярное по стилистике. И если говорить о жанре фильма — это краткий курс ненаучного коммунизма.

Оцените статью
Adblock
detector