- «Записки охотника» читательский дневник
- Краткое содержание «Записки охотника» для читательского дневника
- Время и место сюжета
- Главные герои
- Сюжет
- Вывод и свое мнение
- Главная мысль
- Авторские афоризмы
- Толкование непонятных слов
- Новые слова
- «Записки охотника» — сборник рассказов И.С. Тургенева для читательского дневника
- Анализ произведения
- «Хорь и Калиныч»
- «Ермолай и мельничиха»
- «Малиновая вода»
- «Уездный лекарь»
- «Мой сосед Радилов»
- «Бежин луг»
- Лесник «Бирюк»
- «Певцы» и их состязание
- Основная мысль
- Отзывы читателей о книге
- «Записки охотника» — сборник рассказов И.С. Тургенева для читательского дневника
- Детство писателя
- Вопрос крепостничества
- Почему такое название?
- Вариант 2
- Кратко о самом произведении
- Важные детали анализа «Записки охотника»
- Немного об авторском слоге
- “Хорь и Калиныч”
- Анализ цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
- “Певцы”
- “Свидание”
- Жанр, сюжет, композиция
- Анализ “Малиновой воды” из “Записок охотника”
- «Контора»
- Реферат на тему: «Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» И.С.Тургенева»
- “Смерть”
- Анализ сборника рассказов «Записки охотника» Тургенева
- Критика и цензура
- Тема, проблема, идея и значение произведения
- Готовые работы на аналогичную тему
«Записки охотника» читательский дневник
«Записки охотника» – сборник рассказов о жизни и быте крестьян и помещиков России образца середины XIX века. Большую роль в произведениях играет описание природы средней полосы России.
Краткое содержание «Записки охотника» для читательского дневника
Число страниц: 128. Тургенев Иван Сергеевич. «Записки охотника». Издательство «Советская Россия». 1988 год
Жанр: Сборник рассказов
Год написания: 1852 год
Время и место сюжета
События в рассказах происходит в середине XIX века, в деревнях и небольших уездных городах средней полосы России.
Главные герои
Рассказчик – помещик, мужчина среднего возраста, заядлый охотник, честный, справедливый, благородный человек, тонко чувствующий природу и людей.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Странствуя с ружьем и верным охотничьим псом, рассказчик записывает истории о жизни, быте, нравах соседей-землевладельцев и окрестных крестьян.
«Хорь и Калиныч»
История дружбы двух совершенно разных мужиков. Хорь – богатый мужик, отец семерых сыновей-богатырей, трудолюбивый, хозяйственный. Он прекрасно ладил с барином, и не собирался выкупаться на волю. Полной его противоположностью был Калиныч – человек романтичный, мечтательный у которого за душой не было ни гроша. Он занимался разведением пчел и считался неплохим знахарем. Однако разные взгляды на жизнь не мешали крепкой дружбе неисправимого романтика и приземленного практика.
«Ермолай и мельничиха»
В этой главе рассказчик стал невольным свидетелем разговора между крепостным Ермолаем и женой мельника, Ариной. Он узнал, что когда-то красавица Арина работала горничной в графской семье. Она полюбила лакея, и забеременела. Узнав об этом, графиня не позволила ей выйти замуж за любимого человека. Она отправила девушку в дальнюю деревню, а лакея отдала в солдаты. Арина потеряла ребенка, а через время вышла замуж за мельника.
«Уездный лекарь»
Когда рассказчик заболел, он послал за лекарем. Тот поведал ему историю своей несчастной любви к Александре, дочери бедной вдовы-помещицы. Девушка была неизлечимо больна, и во время ухода за ней доктор влюбился. Вместе влюбленные провели три ночи, после чего Александра умерла. Спустя время доктор женился без любви на злой и ленивой купеческой дочери с большим приданым.
«Бежин луг»
Заблудившись в лесу, рассказчик в сумерках добрался до знакомого луга, которые местные называли Бежиным. Там он встретил деревенских мальчишек, которые пасли лошадей. Мужчина прилег погреться у костра. Когда ребята немного привыкли к незнакомцу, они продолжили рассказывать друг другу истории о русалках, домовых, леших и прочей нечистой силе.
«Бирюк»
Промокнув под сильным дождем, рассказчик нашел приют у лесника по прозвищу Бирюк. Это был могучий, сильный мужчина с замкнутым характером. Все знали о его честности и неподкупности. Жил Бирюк очень бедно. Жена бросила его с двумя детьми, сбежав с проезжим мещанином. Несмотря на внешнюю суровость, Бирюк оказался добрым, милосердным человеком. Поймав нищего мужичонку, который пытался срубить дерево в барском лесу, лесничий отпустил его с миром.
«Певцы»
Проходя мимо небольшой деревеньки Колотовка, рассказчик зашел в кабак, где стал свидетелем необычного соревнования местных певцов. Безоговорочная победа была за молодым исполнителем Яшкой, в пении которого слышались все непередаваемые оттенки русской души.
Вывод и свое мнение
В своих произведениях автор удивительно точно и ярко изображает характеры простых крестьян и помещиков, детей и стариков. Без лишнего надрыва и вместе с тем весьма детально он показывает, насколько тяжело приходилось крепостным крестьянам, какими бесправными они были. Большую роль в произведениях играет и описание природы, которое еще больше усиливает впечатление от прочитанного.
Главная мысль
Описание жизни простого народа, порицание крепостного права.
Авторские афоризмы
«…У нас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь…»
«…жутко умирать в двадцать пять лет, никого не любивши…»
«…Да оно всегда так бывает: кто сам мелко плавает, тот и задирает…»
«…Пьет он тоже хорошо… да на Руси этим отличиться мудрено…»
Толкование непонятных слов
Уезд – административно-территориальная единица, состоявшая из города и подчиненных ему волостей.
Барщина – даровой, принудительный труд зависимого крестьянина.
Засека – заповедный лес.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метра.
Новые слова
Дупель – птица из отряда ржанкообразных.
Оклад – выполненное в драгоценном металле обрамление иконы.
Бестия – пройдоха, пролаз, наглый мошенник, ловкий и дерзкий плут.
Раболепство – качество личности, для которого характерно стремление задабривать угодничеством, лестью завоёвывать чье-либо отношение с корыстной целью.
«Записки охотника» — сборник рассказов И.С. Тургенева для читательского дневника
Анализ произведения
Сюжет развивается в середине XIX столетия. Действия происходят в маленьких деревнях и уездных городках средней полосы России. Автор путешествует вместе со своим псом и ружьем, а заодно охотиться. Он записывает разные истории из жизни и быта помещиков и крепостных.
«Хорь и Калиныч»
В первом рассказе автор повествует про дружбу двух абсолютно разных мужиков. Хорь — усердный и хозяйственный человек, у него прекрасная семья, семеро детей. Мужчина хорошо ладил с барином, отчего не собирался выкупаться на волю. Калиныч — полная ему противоположность. Он все время мечтал, семьи и жилья не имел, разводил пчел. Люди считали его хорошим знахарем. Хорь и Калиныч имели разные взгляды на жизнь, различные черты характера, но это не мешало им дружить.
В этом рассказе автор описывает разницу между Калужской и Орловской губерниями, а именно их территорию и людей.
«Ермолай и мельничиха»
Автор случайно стал свидетелем беседы между крепостным Ермолаем и супругой мельника. Женщина рассказала, что когда-то служила горничной в семье графа, где влюбилась в лакея, а позже забеременела. Когда графиня прознала про это, то отправила ее в другую деревню, а возлюбленного отдала в солдаты. Девушка потеряла ребенка, но вскоре стала женой другого человека.
«Малиновая вода»
В этом рассказе повествуется про то, как охотник встретил крепостных у источника под названием Малиновая вода. С этими людьми у него состоялся разговор. Мужики рассказали ему про свою тяжелую долю и безвыходное положение.
«Уездный лекарь»
Рассказчик приболел, вынужден был послать за врачом. Когда доктор прибыл, то рассказал о своей несчастной любви к одной особе. Ее звали Александра, это была дочь одной бедной овдовевшей помещицы. Девушка была неизлечимо больна, а лекарь лечил ее. В скором времени он влюбился в нее, но успел провести с ней лишь три ночи, после чего его возлюбленная умерла.
Прошло время и врач женился на нелюбимой женщине. Она была озлобленной и ленивой, но очень богатой.
«Мой сосед Радилов»
Охотник находился на соседней усадьбе, где познакомился со своим соседом Радиловым. О нем он узнал, что этот мужчина прожил долгие годы со старой матерью и сестрой жены. Через некоторое время рассказчик был удивлен, узнав, что сосед бросил беспомощную мать и уехал со своей золовкой.
«Бежин луг»
Рассказчик отправился в лес на охоту, но вскоре заблудился. Наступили сумерки, он добрался до знакомого места, которые местные жители прозвали Бежин луг. Там охотник встретил деревенских ребят, пасущих лошадей. Рассказчик прилег у костра и слушал истории мальчишек. Они рассказывали друг другу про русалок, леших, домовых и всякой нечисти.
Лесник «Бирюк»
Охотник попал под дождь и промок до нитки. Он попал в гости к леснику по прозвищу Бирюк. Хозяин был замкнутым, суровым и бедным человеком, но очень сильным, честным и неподкупным. Его супруга сбежала с проезжим мещанином. Но несмотря на это мужчина оказался добродушным и благородным человеком. Лесник однажды поймал нищего мужика, который хотел срубить барское дерево, но отпустил его.
«Певцы» и их состязание
Рассказчик проходил мимо маленькой деревеньки Колотовка, набрел на кабак, где шли соревнования местных певцов. Победу одержал молодой парень Яшка. Его песни передавали оттенки русской души.
Основная мысль
Писатель показал характеры крепостных и помещиков, а также — какую тяжелую ношу несут простые люди. Крестьянам было очень сложно в те времена. Автор показал, что несмотря на отсутствие образования, простые люди способны на благие дела.
Главная идея «Записок охотника» Тургенева заключается в следующем:
- Писатель порицал крепостное право, жалел крепостных.
- Независимо от социального статуса человек может быть богатым духовно, иметь силу духа.
Тургенев поделился со своими читателями чувствами к родине, жителям, которые населяют его родной край. Он показал духовный мир крестьян, а также то, что они способны на милосердные и благородные поступки. Несмотря на тяжелую ношу, простые люди не черствеют душой, помогают друг другу, верят и надеются на лучшее.
Это произведение учит следующему:
- любить свой родной край;
- бороться с несправедливостью;
- заботиться о своей душе;
- помогать нуждающимся.
Нужно с пониманием относиться к людям, ведь социальное положение не влияет на внутренний мир человека. Автор заставляет читателей задуматься о прошлом и будущем страны. Необходимо понимать, что каждый человек достоин счастливой жизни.
Отзывы читателей о книге
Цикл рассказов Тургенева мне понравился. Писатель с огромной любовью описал свою страну, простых людей. Он негативно относился к крепостному праву, отчего жалел крестьян. В то время им жилось очень плохо. Рассказчик объездил много людей и понял — несмотря на то, что крестьяне не имеют достатка, у них есть самое главное — душа. Они могут так же, как помещики, быть благородными. Я рекомендую прочитать это произведение, в нем есть о чем подумать.
Жанр «Записки охотника» — сборник рассказов, в которых автор показывает ничтожность крепостного права. Центральный персонаж — охотник, от лица которого ведется повествование. Если кратко, то он путешествует по деревням, где знакомится с новыми людьми и узнает об их жизнях. Недавно в классе разбирали эти рассказы Тургенева, анализировали их, а на тему крепостного права я писала реферат.
Время написания этого произведения выпало на период крепостничества. Особенность рассказов в том, что автор делает в них акцент на простых людях и описании родного края. Он показывает широту души бедных крестьян, низость помещиков. Тургенев хочет сказать, что все люди должны быть равны, жить счастливо. Вот какова главная идея этого произведения. Советую с ним ознакомиться, оно небольшое, сколько страниц в «Записках охотника», не помню, но рассказы достойны прочтения.
«Записки охотника» — сборник рассказов И.С. Тургенева для читательского дневника
Одним из таких художественных трудов и являются “Записки охотника” Тургенева, краткий анализ которых мы рассмотрим в данной статье.
Но прежде давайте познакомимся с автором бессмертного произведения и узнаем, какие обстоятельства побудили его написать данный сборник рассказов.
Детство писателя
Анализ цикла “Записки охотника” невозможно начать без знакомства с его автором. И действительно, только разобравшись в мировоззрении и мышлении писателя, можно по достоинству оценить его произведение.
Иван Сергеевич родился осенью 1818 года в семье богатых дворян. Брак его родителей не был счастливым. Отец вскорости ушел из семьи и умер, а детей воспитывала мать. Детство будущего писателя нельзя назвать безоблачным.
Мать его, в силу воспитания и жизненных обстоятельств, была сложной женщиной, но в то же время начитанной и просвещенной. Она часто била сыновей, властно вела себя с крепостными, но в тоже время много читала, путешествовала, ценила современную русскую литературу.
Именно Варвара Петровна пробудила в маленьком Иване любовь к русскому слову и русской словесности. Именно она познакомила его с бесценными образцами отечественных мыслителей – творчеством Жуковского, Карамзина, Пушкина, Гоголя, Лермонтова…
Вопрос крепостничества
Немалым влиянием обладал на молодого Ивана и его крепостной камердинер. Вообще, вопрос крестьянства очень глубоко интересовал Тургенева. Он очень многое видел и, что более важно, очень о многом размышлял.
Жизнь крепостных всегда была перед глазами ребенка. Почти все детство он провел в деревне, где мог видеть, как порабощают простой народ, как издеваются над ним, как тяжело живется тем, кто является опорой и основой государства – обычным труженикам, селянам, земледельцам.
Став независимым, Тургенев очень много путешествовал по своей родине. Он наблюдал за крестьянами, за их бытом и работой. Именно размышление над сложной жизнью крепостных и побудило Ивана Сергеевича создать свое знаменитое произведение- “Записки охотника”, анализ которого мы сейчас рассмотрим.
Почему такое название?
Дело в том, что Тургенев очень любил охоту, которая являлась его настоящей страстью. Он мог неделями, если не месяцами, не выпускать ружья из рук, преодолевая сотни километров в поисках дичи. Среди своих знакомых Иван Сергеевич считался самым знаменитым и удачливым охотником.
За всю свою жизнь он несчетное количество раз пешком прошел Тульскую, Орловскую, Тамбовскую, Калужскую и Курскую губернии. Благодаря своим путешествиям, писатель знакомился с простыми людьми, которые сопровождали его в охотничьих забавах, служили провожатыми или советчиками.
Дворянин Тургенев не стеснялся близко общаться с бедными крепостными. Ему нравилось их слушать, задавать им вопросы, наблюдать за их поведением. Иван Сергеевич видел в них своих братьев, своих сограждан, и очень хотел, чтобы другие богатые и влиятельные люди точно так же относились к подневольным крестьянам.
Вот почему он издал цикл рассказов “Записки охотника”, анализ которых мы сейчас проведем. В своем произведении Тургенев запечатлел то, что видел и слышал. Например, прототипом главного героя “Записок” он выбрал своего частого спутника по охоте – крестьянина Афанасия, рассказы которого очень любил послушать.
Вариант 2
Тургенев написал сборник рассказов «Записки охотника», где рассказывается вся жизнь не только крепостного народа, но и помещиков.
При помощи анализа данного произведения можно понять, что автор проделал просто колоссальную и большую работу, в которой подчеркивается не только жизнь, но еще и настоящее и прошлое каждого человека. Как над ними издевалось правительство, а они просто не могли ничего сделать, чтобы противостоять этому.
Сначала он много раз начинал писать данное произведение, но потом наступал такой момент, когда ему надоедало, и он бросал его писать, а потом все возвращалось снова.
Именно литература помогала людям шагать вперед и думать на несколько шагов вперед. Они учились не только думать, но и размышлять на разные темы и примерять их к своей жизни, а потом менять свою жизнь в лучшую сторону и делать все для того чтобы с ними не произошло так как с героями того или иного произведения. Для многих одиноких людей именно книга становилась лучшим другом, которому можно доверить все свои тайны и секреты. Она дает силы сражаться дальше и ни в коем случае не опускать руки, хотя уже давно кажется, что ничего нельзя поменять. При помощи некоторых книг можно взглянуть на многие вещи с другой стороны.
Многие думают, что в нем рассказывается про охоту или как поймать того или иного зверя. Но на самом деле это совсем не так и в этом можно убедиться, когда начнете читать роман.
Здесь рассказывается про Россию, которую такой еще никто не видел, но многие могли представлять. У каждого из людей имеется своя биография и своя судьба, а также свой характер, при помощи которого он достигает того или иного для себя.
Конечно же, автор старается затронуть всех героев и описывает их только с положительной стороны. Но, не смотря на это, он затрагивает и другие моменты, которые очень сильно бросаются в глаза и о них нельзя не сказать. Они воруют друг у друга, а потом пропивают вместе со своими друзьями и из всего этого появляется разруха. Кроме этого ему нравится и природа, которую он описывает во всей красе и до мельчайших подробностей. Многие слуги стараются постоянно хвалить своего хозяина и за это все равно получают плетью, но от этого отношение к нему у них не поменялась и они все равно его продолжают любить и уважать. И все что он им прикажет или скажет, они будут выполнять, и не будут противиться. И во всем в этом виновато, то самое крепостное право, которое так ненавидит автор произведения. Ему было противно на это все смотреть, и поэтому все это он решил вылить в своем произведении и рассказать всем.
Больше всего на свете автору полюбилась Россия, и поэтому практически во всех своих произведениях он старался расхвалить ее и возвысить. Также он любил и людей, которые жили здесь, и старался как можно тщательнее и подробнее описать их жизнь.
Тургенев знал, что на земле существует и живет огромное количество людей. Каждый из них имеет свой талант, при помощи которого можно не только прославиться, но и продвинуться. Вот только многие им не пользуются, а используют только для себя.
Кратко о самом произведении
Прежде чем приступить к анализу “Записок охотника” Тургенева, следует ближе познакомиться с самим произведением. Как самостоятельное художественное сочинение оно было выпущено в 1852 году. “Записки” состоят из 25 рассказов или очерков, каждый из которых – это новая история, новые действующие персонажи. Однако, размышляя над анализом рассказов Тургенева “Записок охотника”, можно увидеть, что все эти небольшие очерки объединены одной темой – темой любви к русской природе и русскому народу.
Важные детали анализа «Записки охотника»
Год выпуска «Записок охотника», как самостоятельного художественного произведения — 1852. В состав сборника вошло двадцать пять рассказов, некоторые из которых можно назвать очерками. И в каждом из них развиваются новые события, в каждом свои герои. Но красной нитью через все повествования проходит тема русской природы — как сильно нужно любить её и тех людей, которые живут на этой земле.
Цикл отличается поразительным самобытным авторским стилем. Все описано простым и лаконичным языком. Тургенев практически не дает своей оценки тому, что происходит, не драматизирует события и опускает лирику. Дух сборника — истинный реализм, а о трагедии крепостных Тургенев пишет особенно, и не укроется от читателя, как больно смотреть на страдания простого народа автору. Он превозносит и глубоко уважает простого русского крестьянина с благородной душой и высокой моралью.
Благодаря тому, что мы провели анализ цикла «Записки охотника», вы можете лучше понять суть произведения, замысел автора и его главную тему. Надеемся, статья оказалась для вас полезной. Читайте также по теме:
- Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»
- «Бирюк» — анализ рассказа Тургенева
- «Бежин луг» — анализ произведения
Немного об авторском слоге
Поражает непревзойденный самобытный стиль автора. Он описывает события просто и лаконично, редко давая оценку происходящему, без ненужных драматических и лирических отступлений. Но трагедия крепостных красной нитью проходит через все строки произведения, выдержанного в духе истинного реализма.
В каждом предложении, в каждом диалоге сквозит боль и воздыхания простого народа, отягощенного непосильным бременем. Без прикрас и преувеличений писателю удается изобразить перед читателем образы тех, кто навеки запечатлелся в его памяти как истинные герои и представители русской души. У них, простых людей, тоже есть свои моральные принципы, тоже есть свое благородство, которое порой бывает даже выше и лучше, чем у знатных дворян.
Ниже мы разберем детально несколько очерков великого писателя. Чтобы осознать всю глубину и важность произведения, недостаточно рассмотреть анализ одного рассказа из “Записок охотника”. Итак, впереди вас ожидает подробный интригующий экскурс по страницам тургеневского цикла.
“Хорь и Калиныч”
Анализ “Записок охотника” мы начнем именно с этого произведения. В нем писатель создает два различных образа, которые в точности отражают основные умонастроения простых людей.
А все началось с того, что рассказчик познакомился с мелким помещиком, господином Полутыкиным, и приехал к нему поохотиться. В имении хозяина главный герой и познакомился с двумя крепостными.
Примечательно, что в своем очерке, как и во многих других, Тургенев мало упоминает о дворянах. Все его внимание сосредоточено на поведении и психологии крестьян.
Вот и в данном рассказе читателю намного интереснее наблюдать за жизнью крепостных, чем за бытием их хозяина.
Хорь выступает в произведении как зажиточный и практичный крестьянин. Он живет отдельно, имеет большой ухоженный дом и семью, платит оброк, но не хочет купить себе свободу. В это-то и есть вся примитивность мужика. Делец он – на все руки мастер, да не видит в своей жизни самого ценного. Он ограничен, не образован, узкодум, и в то же время смотрит свысока на барина и втихаря посмеивается над ним.
Калиныч же – закадычный друг Хоря и в то же время его полная противоположность. Этот мужик романтичный и задумчивый, непрактичный и мягкотелый. Он не имеет семьи и очень нуждается. Но в то же время Калиныч обладает огромными познаниями природы, за что его высоко ценят в округе. Он тонко чувствует прекрасное, способен размышлять и анализировать.
На основании размышления над характерами Хоря и Калиныча можно увидеть, что представляло собой крестьянство времен Тургенева.
Анализ цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии литературы и искусства, но и всего общественного сознания. К числу таких книг принадлежат и «Записки охотника» И.С.Тургенева.
В этом сборнике рассказов объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик-литератор, дворянин по общественному положению. «Охотник» не столько раскрывает тему книги, сколько маскирует ее: он просто рассказывает о том, что с ним случилось, что он видел и запомнил — и все; он как будто бы совсем не задумывается над тем, что то, о чем идет речь сейчас, в этом очерке, как-то связано с тем, что он рассказывал раньше. А Тургенев этого не забывает: сравнивая, сопоставляя, систематизируя, он разрабатывает тему такого размаха, о каком до него осмелился говорить вслух только Гоголь. Именно в этом основное различие охотника-рассказчика от автора.
В «Записках» Тургенев часто прибегает к приему сопоставления времен — старого и нового. Авторская оценка старого ясна — это был век дворянского разгула, мотовства, разврата и наглого самоуправства. А о дворянстве нового века автор размышляет на страницах этой книги.
Созданная Тургеневым картина дворянских нравов неизбежно ставит перед читателями вопрос: как все-таки могут люди, получившие какое-то образование, пользоваться своими бесчеловечными правами, жить в этой отравленной атмосфере тирании и рабства? Убежденный реалист, Тургенев хорошо знал, какова сила приверженности к удобствам и комфорту, какую власть имеют над человеком самые обыкновенные привычки и как тесно связан каждый человек со своей средой. Но он знал, что разные люди относятся к жизни по-разному и что жизненная позиция человека зависит и от свойств его натуры.
Если присмотреться ко всем этим благоденствующим представителям дворянства — Полутыкиным, Пеночкиным, Королевым, Стегуновым, Хвалынским, Штоппелям, Зверьковым, сановникам, князьям и графам, то нельзя не заметить одной общей их черты: все это посредственности, люди с жалким умом и хилыми чувствами. Ничтожные люди, они способны ценить в других только грубую силу, в чем бы она ни проявлялась — в чиновничьем произволе или в причудах богатства, в капризах, наглости или в хитросплетениях подлости. Все, что выходило за границу их ползучего разумения, они преследуют.
Аркадий Павлович Пеночкин пользуется в дворянском обществе уважением: «Дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры». И Петр Петрович Каратаев, пока он «куражился» и проматывал свое имение, если уж и не числился в уважаемых членах местного дворянства, то и не привлекал его осуждающего внимания. Но стоило ему влюбиться в крепостную девушку Матрену, как все немедленно изменилось. «Заспанная и злобная скука праздного барства» показала себя! Госпожа Марья Ильинична, узнав, что Каратаев хочет купить у нее Матрену, потому что любит ее, не упустила случая потешить свою тиранскую душонку: «Мне не угодно; не угодно, да и все тут». Искреннее чувство, да еще к холопке — этого она простить не могла. Общество ее одобрило, а Каратаева осудило и в конце концов выбросило из своих рядов.
Но картины внутридворянских отношений при всей их выразительности играли в «Записках охотника» все-таки подчиненную роль: они нужны были постольку, поскольку помогали исследовать главную вину дворянства — вину перед народом.
Белинский объяснял успех «Хоря и Калиныча» (первого из опубликованных рассказов) тем, что в этом очерке Тургенев «зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил. Хорь, с его практическим смыслом и практической натурою, с его грубым, но крепким и ясным умом… — тип русского мужика, умевшего создать себе значащее положение при обстоятельствах весьма неблагоприятных».
Стоило более или менее внимательно присмотреться к Хорю, чтобы сразу же стало ясно, насколько этот неграмотный крестьянин превосходит своего господина Полутыкина именно в интеллектуальном отношении и настолько стало быть, бессмысленны и лживы разговоры о дворянской опеке над мужиком. Хорь относится к Полутыкину с едва скрытым презрением, потому что «насквозь видел» его, то есть понимал, какой никчемен, а не потому, что тот носил европейское платье и держал «французскую» кухню. Страха перед иноземным Хорь не испытывал никакого.
Выразителен итог наблюдений Тургенева над личностью Хоря: «Из наших разговоров я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, — убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо, то ему и нравится, что разумно, того ему и подавай, а откуда оно идет, — ему все равно».
Вывод напрашивается сам собою: единственно, в какой помощи действительно нуждались умные и практичные Хори, — это в освобождении от Полутыкиных, то есть в освобождении от крепостной зависимости. Потому-то Белинский и обращал на этот очерк особое внимание.
Тургенев исследовал растлевающее влияние помещичьей власти на все стороны жизни. Особое внимание он уделял тому, что крепостничество буквально уродовало отношение мужика к труду.
Жизнь рядом с помещиком порождала в крепостных не только чувство тупой покорности. Из поколения в поколение в барине привыкли видеть человека особой судьбы и даже породы, его жизнь считали чем-то вроде воплощенного идеала. Это неизменно возбуждало чувство преклонения перед господами. Сильнее оно давало себя знать в среде дворовых людей; именно в ней чаще всего встречались лакеи — не только по должности. Такие, например, как камердинер Виктор из рассказа «Свидание». В нем воплотилась сама душа лакейства.
То, как накалена атмосфера в деревне, наглядно показано в рассказе «Бирюк». Доведенный до крайности мужик-порубщик перешел от жалобных просьб к открытому неистовому возмущению как-то внезапно; ни охотник, ни Бирюк ничего подобного не ожидали. И все-таки самое неожиданное было в том, что Бирюк отпустил порубщика и, главное, как он его отпустил. Сделал он это вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Многое передумал Фома Бирюк, слушая жалобы и укоризны пойманного им мужика; не показалась ли ему постыдной его верность своему барину, который мужиков ест поедом; не подумал ли он теперь, что и жена-то его сбежала с мещанином, бросив своих детей, потому что тошен ей был выдаваемый ему за бирючью верность «господский хлеб»? Вероятнее всего, Бирюк опять примется усердно выслеживать порубщиков; но может случиться и так, что эти его догадки не забудутся, и тогда уже нельзя будет поручиться не только за сохранность лесных угодий помещика, но и за его жизнь.
«Записки охотника» убеждали читателя в необходимости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России. Тургенев всю свою жизнь твердо держался того убеждения, что вопросы общественного бытия, даже самые сложные, могут быть решены только по законам разума, являющегося венцом современной цивилизации.
Неисчерпаемые сокровища народного духа обнаруживались в поэтической одаренности русских людей. И чтобы составить себе представление об этом достоинстве народного характера, не нужно было искать особо выдающихся людей: в той или иной степени оно было присуще подавляющему большинству крестьян — от мала до велика.
Сознание закрепощенного крестьянства, его мораль были полны противоречий и контрастов. Мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покорность, бунтарство и лакейство, житейская сметливость и полная безынициативность, душевная одаренность и равнодушие к собственной судьбе — все эти свойства существовали бок о бок, часто переходя одно в другое. По словам самого Тургенева, это была «великая общественная драма», и без понимания того, что эта драма есть, нельзя было понять и самой России. Он не просто начал разработку этой темы. На многие десятилетия вперед он дал меру ее сложности, определил составляющие ее противоречия. К этой великой книге можно бы взять в качестве эпиграфа знаменитые строчки Некрасова:
Ты и бессильная,
если бы они не были написаны четверть века спустя после выхода в свет «Записок охотника».
“Певцы”
Этим очерком мы продолжим анализ рассказов Тургенева “Записки охотника”. В центре сюжета – соревнование между двумя деревенскими певцами, затеянное в одном мужицком кабачке. Главные герои описаны бегло и мельком. Яков – 23-летний сын пленной турчанки. Работает на фабрике, но известен благодаря своим творческим способностям.
Его соперник рядчик – тридцатилетний мужчина, бойкий и изворотливый мещанин –выступил первым. Он пел веселую песню, пел хорошо, впечатляюще. Но что-то ему недоставало, хотя его умение было оценено по достоинству.
Когда же начал петь Яков, трепетно и прерывисто, все замерли. Его голос – глубокий, волнительный, чувственный, заставил присутствующих плакать. Это было удивительно, как взрослые люди, ловкие, пронырливые и хваткие, под воздействием песни рабочего по-настоящему прослезились.
Видно было, что Яков пел с чувством, что его глубоко волнует смысл рифмованных строчек.
Конечно, присутствующие единогласно пришли к выводу, что выиграл Яков. Но на этом очерк не закончился.
Вечером, после проведения конкурса, путешественник вновь увидел “золотой голос” деревни. Что же делал Яков? Он пил, пил самоупоенно, до беспамятства, потеряв весь человеческий облик. И вместе с ним в разгулье участвовали те, кто несколько часов назад наслаждались его дивным проникновенным голосом.
Путешественнику тяжело было смотреть на такую безобразную гулянку, когда губится в людях все, что есть хорошее – талант, чувства, душа. Анализ “Певцов” (из “Записок охотника”) показывает, насколько бедность и порок может влиять даже на самые тонкие и чувствительные души.
“Свидание”
Действие очерка охватывает всего один диалог, произошедший между надменным и бессердечным барским камердинером и невинно брошенной им крестьянкой Акулиной. Охотник-путешественник, задремавший в тени густых деревьев, становится случайным свидетелем расставания этих молодых людей.
Почему автор поместил эту, казалось бы, такую лирическую и банальную историю неразделенной любви, в свои “Записки охотника”? Анализ “Свидания” показывает, что в этом произведении поднимаются глубокие жизненные вопросы. И дело не только в том, что камердинер богатого дворянина поиграл на чувствах неопытной девушки, воспользовался ее невинностью и любовью, а теперь безразлично бросает ее. Нет. Тема очерка намного глубже.
Например, Тургенев показывает, насколько человек может забыться, прельстившись светской мишурой, и оторваться от своих корней, от своих собратьев, считая себя выше и значимее тех, с кем он является равным.
На примере барского камердинера также становится видно, как быстро перенимают люди негативные качества своих господ и как легко забыть, кто ты есть на самом деле.
Жанр, сюжет, композиция
В сборнике «Записки охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в этих произведениях звучит антикрепостническая тема, но при этом присутствует лирическое описание природы, которую Тургенев очень любил. «Записки охотника» — это лирические рассказы с элементами сатиры.
В цикле рассказов «Записки охотника» представлена целостная картина России, которая освещена поэтическим отношением Тургенева к родной земле, размышлениями писателя о настоящем ее народа и его будущем. В этом произведении писатель не предлагает ярких сюжетных линий с активным действием. Большое внимание уделяется портретным характеристикам, привычкам, манерам и вкусам героев рассказов. Однако общий сюжет в цикле рассказов все же есть. Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область. По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Расположению рассказов в книге сам автор придавал большое значение. В результате появилась не просто подборка тематически однородных рассказов, а единое произведение, внутри которого действуют закономерности, присущие образной взаимосвязи очерков.
Цикл рассказов открывается двумя тематическими фразами, каждая из этих фраз включает три рассказа. Сначала идут вариации на народную тему: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». Затем следует тема разоряющегося дворянства: «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы вновь развивают тему народа, однако в них появляются мотивы вредного влияния крепостного права на души людей. В следующих рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжается тема дворянства, но уже в обновленном варианте.
Первый рассказ цикла «Записки охотника» называется «Хорь и Калиныч». Здесь автор выступает в роли зрелого мастера народного рассказа. В этом рассказе определился своеобразный крепостнический пафос всего сборника, в котором изображаются сильные, мужественные, яркие характеры. Существование этих характеров превращало крепостнический строй в унижение и позор России, в явление, которое несовместимо с достоинством человека.
В рассказе «Бурмистр» автор разоблачает разрушительные экономические последствия цивилизаторской деятельности. Постепенно в книге происходит развитие художественной мысли о нелепости крепостнического уклада.
Основными особенностями книги «Записки охотника» являются:
- место действия в рассказах – сельская Россия;
- главным героем рассказов является крестьянство;
- присутствует сквозной образ рассказчика-охотника;
- главной темой является патриотическая тема
- главная идея рассказов – антикрепостническая.
Анализ “Малиновой воды” из “Записок охотника”
Размышление над произведением заставляет задуматься над тем, как крепостные относятся к своему игу. Не все, оказывается, жаждут свободы, не бороться за свою независимость.
В центре повествования – рассказ одного старого крепостного, дворецкого разорившегося барина, который с ностальгией вспоминает былые времена, когда бесправных крепостных ни за что отдавали в солдаты или секли без меры.
Однако несправедливость царила не только раньше. Далее Тургенев описывает барскую жестокость и бессердечие, которые настойчиво изобличаются им на протяжении всего цикла.
Влас – старый крестьянин, недавно похоронивший сына, который скончался после тяжелой продолжительной болезни. Старик ездил к барину, просил ему уменьшить оброк, но тот только рассердился да выгнал несчастного. Как видим, жизнь бедных крепостных и их обстоятельства никогда не интересовали их богатых хозяев. Те думают только о себе и о прибыли, которую получают с подневольных людей. А какова цена этого оброка? За ним стоят жизнь и здоровье несчастных, обреченных на вечное порабощение.
«Контора»
Примечательно, что данное произведение изобличало не только порабощение крепостных помещиками, но и издевательства богатых крестьян над своими собратьями. Например, центральный персонаж произведения, главный барский конторщик по имени Николай Еремеич, не стесняясь берет мзду со своих односельчан за некоторые поблажки и снисхождения.
Он пользуется своей властью с жадностью и бесстыдством. Злоупотребляя положением, Еремеич пытается наказать негодных ему людей или же тех, с кем он когда-либо повздорил. Интересным является и поведение барыни, которая могла бы восстановить справедливость в своем имении, но не хочет задумываться над жизнью своих крестьян и вникать в их личные дела.
Например, помещица несправедливо и бессердечно поступает с ни в чем не повинной девушкой Татьяной, из-за которой поссорились Николай Еремеич и местный фельдшер Павел. Вместо того чтобы здраво рассудить и найти виновных, барыня отсылает Татьяну, разрушая ее жизнь и жизнь влюбленного в нее Павла.
Как видим, мало того, что крестьяне терпели и страдали от угнетения богатых хозяев, их еще и бессовестно притесняли их же собратья, получившие какую-либо должность при господском дворе. Такое подавление человеческой воли разбивало судьбы и отрицательно сказывалось на умонастроении людей.
Реферат на тему: «Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» И.С.Тургенева»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ольховатская СОШ Ольховатского района
Идейно – художественное своеобразие «Записок охотника» И.С.Тургенева
ученица 8 класса
Учитель: Бурлуцкая О.А.
Идейно – художественное своеобразие «Записок охотника» И.С.Тургенева…………………………………………………….. стр. 3-7 Заключение………………………………………………………….. стр. 8 Список использованной литературы…………………………… стр. 9
Иван Сергеевич Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи творения сыграли громадную роль в духовном развитии русского общества, обогатили общественную и мировую культуру.
Жизнь и литературная деятельность Тургенева протекали в одну из самых значительных эпох всемирной и русской истории. Вражда к крепостному праву, искреннее сочувствие нуждам народа, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли его творчество. «Непримиримый враг цепей и верный друг народа», — так называл Тургенева Некрасов.
Наиболее полно и ярко взгляды Тургенева отражены в одной из самых удивительных книг в русской литературе — «Записки охотника». Они состоят из 25 произведений, которые разнообразны по содержанию и по художественным особенностям, но в них ярко проявляются и общие черты, что позволяет говорить о «Записках охотника» как о чем-то внутренне едином и художественно законченном. Прежде всего – близость тематики, общность содержания, взятого из обыденной жизни.
JI.H. Толстым было отмечено, что Тургенев «сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны». Он находил в русском народе «больше доброго, чем дурного», и именно это видение красоты души мужика в «Записках охотника» придавало существенное значение и достоинство произведению.
Трудная, а порой и трагическая жизнь простого мужика не поэтизировалась и не приукрашивалась Тургеневым, он писал об этой жизни правду. По убеждению писателя, «в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». И именно благодаря этой глубокой убежденности в русском мужике, в его духовной силе, нравственной мощи произведения И. Тургенева несли в себе новое понимание крестьянской жизни. Эти произведения были главным аргументом писателя против безобразия крепостничества.
Его «Записки охотника» открыли новый мир русскому читателю крестьянский мир. Тургеневские мужики — это живые души, которые имеют реальных прототипов и написаны с достоверностью. Именно этого принципа и придерживался всегда писатель, описывая крестьян. Его персонажи несут в себе отражение русской души, русского национального характера. Они
обладают поистине мудрым спокойствием, проявляют сдержанность духовных и физических сил»
Тургенев зашел к народу с «толстовской» стороны: он нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Лев Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.
2. Идейно – художественное своеобразие «Записок Охотника» Тургенева
В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, помещиков и смешанного образованного сословия. В русской литературе не было книги, в которой столько бы давалось картин жизни, рядом ставились лицом к лицу главные сословия. Даже «Мертвые души» — произведение, лишь «с одного боку» коснувшееся России. Более узкими по теме окажутся и позднее вышедшие «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, где воспроизведен в основном провинциальный чиновничий мир. Главный пафос «Записок охотника» — в изображении сдавленных крепостничеством народных сил. Крепостничество выступает в «Записках охотника» во всех ракурсах жизни: название деревни — Колотовка («колотить»), «дубовщина» — может быть в значении силой, дубьем отнятая земля. Непроницаемый, недоверчивый Хорь заметно оживляется, когда собеседник заговаривает с ним о «свободе», о «воле», то есть об откупе от «доброго» барина. Рассказ «Бурмистр» — самое сильное антикрепостническое произведение Тургенева. В рассказе запечатлена главная картина крепостнических взаимоотношений. Зримо на одном полотне выведены барин и мужик. Лицемерно-вежливое распоряжение Пеночкина о камердинере, забывшем нагреть вино само за себя говорит. Можно себе представить, что ожидает двух непокорных крестьян у такого барина. Тургенев решился воспроизвести тяжелую картину порки крестьян, когда в имении помещика Стегунова до гостей, сидевших на балконе за чаем, долетал «звук мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни: «Чуки-чуки-чук! Чуки-чук! Чуки-чук!» («Два помещика»). В «Записках охотника» много эзоповских иносказаний, намеков. Умирающая Лукерья в «Живых мощах» утешает себя: «Привыкла, обтерпелась — ничего; иным еще хуже бывает». Куда же еще хуже? Но она радеет о крестьянах, изнывающих на барщине и оброке.
Весь ужас был именно в этой обыденщине, обезличке, бесправности. Тургенев не изображает злодеев. А между тем чувствуется до предела накаленная атмосфера жизни. Самым тяжким преступлением крепостничества было убиение живой души в подневольном рабе, лишение его всех человеческих прав. Особенность изображения их у Тургенева — сдержанность, тонкость рисунка, многозначность ситуации, высокая обобщающая художественность. Вся бестолковщина крепостнического хозяйствования, убивающая у крестьян любовь к труду и самый смысл труда, показана в рассказе «Льгов». Из рук в руки переходившая ревизская душа, загнанная противоречивыми, капризными распоряжениями сменявшихся бар, дворовый мужик Сучок успел побывать и рыболовом (хотя в местной реке и рыбы-то нет), и кучером, два раза поваром (хотя ничего стряпать не умел), и «кофишенком» (кофе подавал), и звали его по приказу барыни не Кузьмой, а Антоном. Был он и «ахтером», и «фалетором» (форейтором), садовником, доезжачим, сапожником. Не дозволено было ему и жениться. Так бессмысленно прожил бобылем и доживает мужиченко по прозвищу Сучок, чуть не утопивший на своем дощанике автора-рассказчика. Тургенев осмеял горе-рационализаторские затеи помещицы, мало смыслившей в хозяйстве, но заведшей сельскую бюрократию («Контора»). Двойным гнетом легла на плечи мужиков разведенная бумажная волокита: появились кроме прежних начальников спевшиеся в круговой поруке главный конторщик нагловатый Николай Еремеич и его тунеядцы-секретари и кассиры… Комическую бессмыслицу барыни они превратили в источник наживы и за ее спиной вершили свои темные дела, обирая и ее. Не щадит своего же брата крестьянина чуть только пригретый господами дворовый или управляющий: бурмистр Софрон Яковлевич выглядит пострашнее самого упоминавшегося Пеночкина — «собака, а не человек».
В «Записках охотника» разоблачаются и катастрофические экономические последствия «цивилизаторской» деятельности крепостников, подрывающей сами основы труда крестьянина на земле. В «Двух помещиках» рассказывается о хозяйственной деятельности важного сановника, вздумавшего было все свои поля засеять маком. С деятельностью этого сановника перекликается «хозяйствование» Чертопханова Пантелея Еремеевича. В бесчинствах провинциального помещика, как в капле воды,
отражаются бесчинства иного, государственного ранга. Вспомним, например, Аракчеева – организатора военных поселений. Тургенев показывает развращающее воздействие крепостнического самодурства на психологию народа. Человек, подобный Кузьме Сучку, перестал быть хозяином своей судьбы и привык к противоестественному порядку вещей. Одна крестьянская судьба цепляется в книге Тургенева за другую, возникает единая, «хоровая» судьба народа в беззаконной, крепостнической стране. Со страниц «Записок охотника» встает монументальный образ крепостного строя жизни, губительно влияющего на жизнь всей русской нации. Живые силы России, подлинное величие русского человека, поэзия его души, деликатность чувств живут по преимуществу в среде простых крестьян. Почти во всех случаях встречи охотника с героями рассказов происходят обыденно: в поисках ночлега, тех мест, где хорошая тяга, где водятся глухари, вальдшнепы; но всегда эти встречи — открытия. А в рассказе «Бежин луг» использован поэтический прием: рассказчик-охотник заблудился в лесу и, наконец, с высокого обрыва увидел за речкой на лугу мальчиков и лошадей. К их огоньку он и подошел. Это — символический, художественно оправданный прием: заблудиться, чтобы открыть… А открыл он богатый, полный фантастики и мудрости народный духовный мир, мир поверий, сказок, пример удали, выразившийся во всей неподдельной искренности юных непорочных душ. Эта поэзия народной души подымается на более высокую ступень в рассказе «Певцы». С набожной серьезностью слушают крестьяне песни. Жиздринский рядчик, с его веселой, бездумной песенкой, не увлек слушающих так сильно, как Яшка Турок, с чувством пропевший «Не одна во поле дороженька пролегала». Этот образ охватывает и природу. Через всю книгу проходит повторяющийся мотив изуродованного, безжизненного пейзажа. Впервые он появляется в «Хоре и Калиныче», где сообщается об орловской деревне, расположенной близ оврага. В «Певцах» деревня Колотовка рассечена на две половины «страшным оврагом», его не оживляют ни растительность, ни ключи. Образ страшного, проклятого людьми урочища возникает в «Бежине луге»: это Варнавицкий овраг, в котором бродит призрак грозного барина Ивана Ивановича.
В «Записках охотника», кажется, все герои вышли из рук природы, ее нерушимых законов, а испорчены обществом. Все неприятности — от социальных отношений. Природа у Тургенева – образ универсальный, объединяющий обращенные к нему «частные» образные миры, собирающий в живое единство отдельные очерки и рассказы книги. По законам природной жизни возникают и разрешаются в «Записках» многочисленные конфликты, в том числе и конфликт основной, между двумя Россиями – «живой» и «мертвой». В мире людей, живущих в союзе с природой, зло и неправда относительны, как духота и зной. В жизни, как она изображается Тургеневым, есть свою диалектика, приводящая крайние проявления бытия к «снимающему», гармоническому разрешению. Едва ли не ведущая роль в создании эстетического единства книги принадлежит охотнику-рассказчику. В нем есть удивительный талант приобщения, его присутствие никого не стесняет и часто остается как бы незамеченным. И хотя он дворянин, в строе мыслей и чувств повествователя важно совсем другое. Он – охотник, коренной русский человек. На этой общей для барина и мужика основе возникает особый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа. Эти люди доверчиво сообщают ему свои тайны, обнажая перед ним интимные уголки своих душ. Повествователь ловит минуты таких сердечных откровений. Именно потому Россия в «Записках охотника» схвачена на поэтическом взлете, на едином дыхании. Охотнику широко доступно чужое «я», чувства и переживания человека из народа. Как Касьян – правдоискатель, он тоже человек бессемейный, непоседа и правдолюбец, скитающийся по Руси. Как Ермолай и Калиныч, он тонко чувствует лес вплоть до каждого дерева и каждой птицы в нем, степь вплоть до каждого насекомого и каждой былинки в ней. Образ рассказчика в «Записках охотника» очень нужный и активный. Он выступает в нескольких обличиях. То как охотник, сталкивающийся с интересными лицами, то он простой соглядатай встречи, разговора, то он барин, то рассказчик. Но всегда он симпатичен, благороден, ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. По отношению к этому универсальному образному миру с его внутренней гармонией будет оцениваться жизнеспособность лучших героев в романах Тургенева, да и в творчестве других русских писателей. 6
В книге Тургенева захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая, с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к двум полюсам – «мертвому» или «живому». Характеризуя героев из народа, Тургенев выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать е себе всех последующих, живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие — к деловому и практичному Хорю. Устойчивые, повторяющиеся черты у поэтически одаренных героев Тургенева проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушки и Касьяна. Родственных героев сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив. Такую же роль играет в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в «Певцах» «Не одна в поле дороженька пролегала» собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену – детишек из «Бежина луга». Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где «живет человек в довольстве и справедливости», зовет героев протяжная русская песня Якова. Крестьяне в Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов. Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином. Эта мысль особенно тревожит писателя в созданных вслед за прославленными «Записками охотника» новыми повестями из народного быта, над которыми Тургенев работал в трудных условиях.
«Записки охотника» — поистине гениальное творение художника крестьянской души, изобразившего картину контрастов и гармонии удивительного русского характера, сочетающего в себе нетронутое природное начало, богатырскую силу и в тоже время чувствительность и ранимость. В них была и тема мести угнетателям, насколько мог ее коснуться писатель при Николае I, и апофеоз великого жизнелюбия русского народа. Была в них и великая правда о бедственном положении народа, его забитости, унижениях. Эту неподдельную правду Тургенев и считал «главным героем» своих «Записок охотника». Крестьянин, которого можно любить, которым можно восхищаться, который живет природой, красотой, искренностью и любовью, именно таким Тургенев видит русский народ, не скрывая своих чувств, любуясь и удивляясь ему, подчас даже роняя горячую слезу. Повествователь, голос которого мы слышим со страниц «Записок охотника», дает описание природы как человек, тонко чувствующий красоту своей страны. Он знает о природе столько, сколько и любой из крестьян. Писатель здесь открывается как истинный знаток своих персонажей, он обыгрывает каждую ситуацию так, чтобы как можно ярче проявилась та или иная черта народного характера. Тургенев отказывается от обобщений, он рисует своих героев как самобытных представителей нации. Невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях тургеневских персонажей. Писатель любит народ, он верит в него, играя струнами его сердца, он доказывает, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в русском мужике, обусловлено условиями существования. На страницах «Записок охотника» народ живет душой и сердцем, умея находить отдушины в непроглядном мраке, не теряясь в нем и не беднея духовно.
Список использованной литературы
- Тургенев И. С. Записки охотника / Иван Тургенев. — М.: Гослитиздат, 1961. (Собрание сочинений: в 10 т. / Иван Тургенев; т. 1).
- Скатов Н. Н. История русской литературы XIX века. М.: Просвещение, 1991.
- Минералов Ю. И.История русской литературы 19 века.
- Лебедев Ю.В. Тургенев (Жизнь замечательных людей).[Электронный ресурс]//Lib.ru/Классика
“Смерть”
Это будет завершающее произведение, на основании которого мы проведем анализ “Записок охотника”. В центре сюжета – краткие рассказы-воспоминания автора о том, как умирают русские люди, в основном крестьяне. Они умирают легко и просто, словно совершают ничем не примечательный обряд. Нет в них ни страха перед смертью, ни желания жить и бороться, а какое-то неподдельное безразличие к своей судьбе, к своей жизни, к своему здоровью.
Это видно на примере мужика, обгоревшего в овине и медленно умирающего у себя дома. Его родные, да и он сам, вели повседневную жизнь, нисколько не переживая за умирающего и даже не старясь предотвратить кончину, не говоря уже о том, чтобы облегчить страдания.
Василий Дмитриевич – еще один русский крестьянин, мельник по профессии, равнодушно относящийся к своей жизни. Он надорвался на тяжелой работе, получил грыжу, но не захотел находиться в больнице и сделать что-либо для своего выздоровления или облегчения состояния. Мужчина отправляется домой, чтобы решить финансовые дела со своим имуществом, и через четыре дня умирает.
Были и другие случаи. Например, старый знакомый главного героя по университету. Больной чахоткой, проживая у чужих людей из милости, он не думает о своей горькой судьбе, не страшится смерти, а живет воспоминаниями, навеянными ему его товарищем, и с увлечением слушает его рассказы. Через десять дней он умирает в мучениях.
Почему Тургенев описал эти происшествия в своих “Записках охотника”? Анализ “Смерти” показывает, что писатель сам недоумевает, откуда исходит такое безразличие. Скорее всего, это следствие многовекового крепостничества, впитанного несчастными людьми с молоком матери, которое стало вторым (если не первым и единственным) их существом. Их постоянный тяжелый труд, их сложные условия жизни притупляют в них все остальные чувства и переживания.
Анализ сборника рассказов «Записки охотника» Тургенева
Писалась книга в течение трех с половиной лет за границей, во Франции. Позже в «Литературных и житейских воспоминаниях» автор признавался, что он, не создал бы «Записок охотника», если б остался в России. Он не то что писать — жить не мог, находясь рядом со своим «врагом», которым было крепостное право и с которым еще в молодые годы дал клятву «бороться до конца».
Таким образом, отъезд Тургенева, помимо прочих причин, наглядно продемонстрировал верность писателя своим убеждениям.
Однако, как совершенно справедливо пишет Б. Зайцев, «Записки охотника» — это «поэзия, а не политика». Тем более что сам Тургенев не принимал патриотическое словоблудия. Он был по сути своей поразительно русским человеком, глубоко понимающим Россию, чувствующим ее очарование и красоту.
Мир, погруженный в голубую безбрежность и земное безмолвие деревенской России, — таким представлялся образ родины художественному воображению писателя. Особенно явственно это просматривается в рассказе Касьяна о Красивой Мечи, об оставленных им родных местах.
Открывшаяся нашим глазам зелено-голубая ширь и высь, вбирающая и отражающая естественное величие земли и неба, — все то, что называли мы природой, — одушевленная людьми, подобными тургеневским Стёпушкам, Сучкам, Ермолаям, Касьянам, Филофсям, Калинычам — и есть явленный в «Записках охотника» образ родины, созерцаемой их автором из своего отдаления с непреходящей любовью и обожанием.
Воплощенный в тургеневском цикле образ Родины открыл и русской, и мировой литературе художника, наделенного редким духом воображения, почерпнутого из долгого, тесного контакта природы и человека. Самое чарующее в Тургеневе — это когда он самые простые состояния природы окутывает дымкой поэзии. В «Записках охотника» «лепечут» и «запотевают» листья, «шушукается» тростник, «звенит крыльями» птица, в тумане «нежится» дерево, тихо мигает, «как бережно несомая свечка «, звезда, русская летняя ночь полна «томительного запаха «, а утро «шорохов и шелестов «, облака напоминают «опустившиеся паруса » и падает под топором кудрявое дерево, словно человек, «кланяясь и расширяя руки «.
Поэтическое вдохновение автора «Записок охотника «, почерпнутое в природе, питает тургеневский утонченный эстетизм, сближающий его с пластичностью и метафорической изысканностью литературы серебряного века. Многое в воссозданном Тургеневым зелено-голубом мире рождало чувство восторга, красоты и веры в гармонию человеческого мироздания.
Одним из оснований этой веры для самого Тургенева являлось ощущение полной слитности простого человека, крестьянина с природой, взаиморастворенности их жизней. Таков Фома Бирюк, о котором можно сказать, что он не просто лесник, а дух леса.
О тургеневском же Касьяне будет верным заметить, что этот «странный старичок» был самый настоящий лесной Хозяин — Леший, принявшийся морочить охотника, уводить от него дичь. И ведет он себя в лесу, как в родном доме, по-свойски: ходил «проворно», «передразнивал, перекликался» с птицами. Не преминул появиться в чаще леса и один из «лешачат», личиком своим поразительно схожий с лицом Хозяина: девочка Аннушка с кузовком грибов в руке.
Взаимосвязь человека и природного мира у Тургенева может быть и глубоко психологической. Так связаны между собой образ угасающего, переходящего в ночь вечера и судьба Арины в рассказе «Ермолай и Мельничиха», женщины с «большими и грустными » глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.
Однако какой бы драматичной ни казалась человеческая судьба, какой бы многослойной и сложной она ни была, Тургенев тем не менее стремится показать, что мироздание устроено все-таки прекрасно. Основанием этой мысли в «Записках охотника» является утверждение жизни всеобщей — «крепкой, мудрой, счастливой жизни природы», ее естественного хода.
Героев «Записок охотника» объединяет общее жизнечувствование — жить всем существом в каждой данной минуте, отдаться стихийному течению жизни, подчиниться тем неизменным условиям, «которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву» (Толстой). Это обусловливает в них необыкновенную цельность духа, которой лишен, по Тургеневу, человек, выпавший из природы. Таковым сознавал он себя самого и людей своего сословия и видел духовное здоровье русской нации в ее приобщении к народному мирочувствованию, которое, считал писатель, поможет преодолеть страдания, ощущение человеком своего одиночества, слабости, осознание им собственного ничтожества, страха перед природной вечностью.
Духовную опору для современного человека Тургенев видел прежде всего в таких близких народу понятиях, как терпение, смирение, кротость, умение страдать — без слез и жалоб переносить свою тяжкую долю, понятиях, тесно связанных с православной верой и в первую очередь с образом Христа. Так, Лукерья ( «Живые мощи «) наделена абсолютной цельностью духа, питаемой религиозной верой. Обреченная на неподвижность, она находит силы переносить свою беду в смирении и в безграничном терпении.
Цельность духа героев «Записок охотника «, какими бы они ни были разными: будь то практичный Хорь или мечтательный Калиныч, жалкий Стёпушка и загадочный Касьян, живучий как трава в поле Ермолай и суровый, исполненный долга Бирюк — делает их равными, всех одинаково гармоничными.
Вместе с тем в центре внимания писателя оказалась и социальная сторона жизни крестьянства России и русского общества в целом. «Записки охотника» были прямой и честной прозой, наполненной отголосками и свидетельствами нужды и бедствия народа.
Но главной мыслью Тургенева было то, что крестьянин не является хозяином своей судьбы. Тем самым он выносил приговор своему «врагу » — жестокой, унижающей человека крепостнической действительности.
Нестерпимой болью за попранное достоинство, погубленную жизнь пронизан рассказ «Ермолай и Мельничиха «. Жестокий произвол хозяйки крепостной Арины (в ней угадывалась Варвара Петровна), отказывающей принадлежащим ей рабам в личном счастье, обрекает ее не только па публичный позор, несвершение любви, разлуку с возлюбленным, потерю ребенка, но и на тихое угасание жизни в этой немногословной, грустной, красивой женщине.
Другой герой Тургенева — Стёпушка ( «Малиновая вода «) попросту вычеркнут из жизни: «никто не знал о его существовании». В отличие от Стёпушки, дворовый Сучок ( «Льгов «) не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Правда, как после выясняется, в реке господской «и рыбы-то нету «. Тургенев рассказывает не только об обессмысленной жизни героя, но, как и в случае с Ариной, о жизни, загубленной по произволу хозяйки.
Нищенской, полной страданий жизнью живет Фома-богатырь. Крепостничество обрекло его и на судьбу «волка-отшельника «, «душегубца «, «кровопийца «, «зверя «, люто ненавидимого крестьянами, разоренными до крайности, пухнувшими с голодухи. И оно же обрекает Бирюка намучительный разлад с самим собой, невыносимые душевные метания. Сознающий горькую долю крестьян, он тем не менее ревностно служит своему делу.
Тургенев предположил и возможный исход судьбы Бирюка. В «Бежином луге» мальчик Павлуша рассказывает о том, как «в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, и теперь слышно, как его душа жалобится». Не об этой ли участи говорит Фоме пойманный им крестьянин: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать!».
Так в «Записках охотника» возникает «хоровая судьба» народа, воспетая Яковом Турком, отправившая многих крестьян, подобно Касьяну с Красивой Мечи, по миру бродить, правду искать, да мечтать о благословенных землях, где живет «человек в довольстве и справедливости». А пока не найдены «теплые моря» с птицей Гамаюн, крестьянин вынужден существовать с полутыкиными и пеночкиными, под безжалостной властью «крепи», не имея права на достойную жизнь.
Но Тургеневу, несмотря на всепроникающий характер крепостничества, судьба народа представлялась исполненной высокого смысла. Убежденный в том, что в русском человеке таится зародыш будущих великих дел, он развивал в «Записках охотника» аналогичную своим настроениям мысль В. Белинского о народе — почве, хранящей жизненные соки развития.
Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. — 3-е изд, стереотип. — М.: Дрофа, 2010
Критика и цензура
Как отреагировали современники Тургенева на его сборник рассказов? Многие литературные критики того времени отмечали, что практически все произведения, входящие в цикл, обладают тонким психологизмом и реализмом, открывая перед читателями истинную душу русского мужика.
С другой стороны, некоторые критики считали, что истории Тургенева написаны в идеалистическом стиле, что они надуманы и банальны, а потому не представляют никакой ценности.
Как отреагировала цензура? Князь Львов, допустивший сборник очерков в печать, был наказан императором лично за такое решение. Дальнейшее издательство “Записок охотника” было запрещено.
Почему власть так отреагировала на произведение? В вину Тургеневу вменялось то, что он опоэтизировал крепостных, сделав их главными героями своих рассказов, раскрыв их душу и мысли. Также писатель заслужил неодобрение царя за то, что изобличил угнетение простого народа и доказал, что крепостным на свободе жилось бы лучше.
Как видим, писатель обладал большой смелостью и любовью к простому народу, так как не побоялся вызвать немилость императора. Об этом свидетельствует анализ «Записок охотника» Тургенева, приведенный в данной статье.
Тема, проблема, идея и значение произведения
При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно. Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла. Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.
Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества. На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко. То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 460 руб.
- Реферат Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 220 руб.
- Контрольная работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:
- проблема крепостного права. Эта проблема является центральной, все остальные проблемы вытекают из основной.
- проблема человека, который неукоснительно выполняет свой служебный долг. Эта проблема связана с образом главного героя. Писатель говорит о том, что человек, выполняющий все обязанности, становится изгоем. Его ненавидят и боятся.
- проблема неукоснительного следования своим жизненным принципам и причины, которые вынуждают отступить от этих принципов.
- проблема взаимоотношения человека, следующего своим обязанностям, с другими людьми.