Выставка «Уголок земли эвенкийской»
Эвенки одна из многочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Пожалуй, на земле нет другого народа, который бы при своей весьма небольшой численности обитал на площади 7 мл.кв.км.– от Енисея до Дальнего Востока и от Северного Ледовитого океана до Китая и Монголии.
Жители с .Бомнак. XIX в.
За кочевой образ жизни эвенков этнографы XIX в. прозвали этот народ таежными цыганами. Эвенки, называвшиеся ранее тунгусами, активно перемещались по тайге в поисках новых охотничьих угодий, перевозя с собой на оленях чумы и домашнюю утварь. Оседлое проживание появилось лишь с приходом советской власти, но, несмотря на эти перемены, этот народ и сегодня продолжает жить той же жизнью, что жил сотни веков назад.
Издревле эвенки занимались охотой, рыболовством и оленеводством. На протяжении столетий они жили родами, во главе каждого из которых стоял вождь. Были развиты формы коллективного распределения и взаимопомощи. Например, до XX века сохранился обычай «нимат», обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. Каждый эвенк знал свою родословную и всегда оказывал предпочтение своему сородичу.
Богатство эвенка исчислялось количеством оленей. Не зря гласит старая эвенкийская пословица: «Нет оленя – нет эвенка». Олень для эвенка – это не просто домашнее животное, средство передвижения и источник пищи, а символ благополучия и достатка рода.
Облегающая распашная одежда, переносной конический чум, легкая каркасная лодка (кожаная и берестяная), верховое оленье седло, вьючная сума, приверженство шаманизму и анимистическое мировоззрение (вера в одушевлённость всей природы) — вот основные черты жизни эвенкийского народа.
Традиционное жилище эвенков – чум – конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочёвках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года.
Чум — традиционное жилище эвенка
В нашем краю эвенкийские племена расселились на севере Зейского района, в с. Бомнак. В переводе с эвенкийского: бом — ущелье, узкая долина, преграда, препятствие в пути. Село расположено в 280 км к северо-востоку от районного центра, на северном берегу Зейского водохранилища.
с. Бомнак. Вид сверху. 2015 г.
История села в этом году насчитывает 130 лет! Образовано оно в 1889 г., когда золотоискатели облюбовали красивый берег реки Бомнак. Существует две версии образования села. По одной из них Бомнак образовался как перевалочная база, через которую к старателям доставляли по р. Зее на Сугджарский и Унья – Бомский прииски грузы, инвентарь, продукты, одежду и другие необходимые предметы быта. По другой версии село сформировалось 19 июня 1909 г. М.И. Сумгиным как метеопост .
В 1930 г. село Бомнак стало центром образованного Зейского-Учурского района Читинской области. Здесь состоялся первый съезд туземных Советов, избравший представительный орган власти. В это же время была открыта школа, в которой могли учиться дети оленеводов и охотников.
В 50-е годы XX века Бомнак стал относиться к Зейскому району. В эти годы, начиная с 1953 – 1959 началось переселение. Около восьмисот эвенков переехали в Бомнак из Огорона, Покровска, Иракана, Унахи и Пионера, расстояние до которых составляло от 40 до 300 км. В этот период для них были построены дома, организован оленеводческий совхоз «Ударник», лисоферма, средняя школа, дом культуры, библиотека, больница, детские дошкольные учреждения, отделение связи и аэропорт.
На берегу с. Бомнак. 2016 г.
Традиционной отраслью хозяйствования коренных малочисленных народов Севера является оленеводство, промысловая охота, рыболовство и сбор дикорастущего сырья. Кроме этого хорошо развиты художественная резьба по кости и дереву. Мужчины занимаются изготовлением изделий из дерева, кости и металла, лодки-берестянки, лодки-долбленки и нарты. Женщины выделывают шкуры, шьют из них одежду, обувь, покрышки для чума, предметы домашнего обихода и многое другое.
Орудия охоты Эвенков. Зейский краеведческий музей
Oyunçu kontrollarını göstərin
- Tarixində dərc edildi 14 Noy 2019
- Эвенкийская тема в Зейском краеведческом музее
Автор видео: Николай Абоимов
Ссылка на канал: azclip.net/channel/UCaGTQtOczXEmhA9H9_2yYaQ
Для поддержки и развития канала:
Яндекс: yasobe.ru/na/taezhnaya_obitel «Necə etməli» & Üslub
Şərh • 70
Чтобы наколоть медведя на пальму нужно иметь стальные яйца.
@Томагавк И такое бывает, не сомневаюсь. Стальные яйца, это фигуральное выражение. Возможно и я так смогу. Просто в таких ситуациях не был. СЛАВА БОГУ.
одна эвенкийка без стальных и всяких яиц, насадила медведя, но он оставил метку с четырех когтей на затылке, мать четверых детей, радушная женщина
нужно сердце крепкое иметь. яйца стальные нужны в другом случае)))
у всех народов сибири одни и те же придания только в инструментах есть отличия у селькупов с васюганских болот и оби бубен состоит из 7ми рожек.как вы говорите резонаторов.
Всё просто здорово ! Вот только, насколько я слышал, нельзя стучать в чужой бубен. В бубне часть души шамана.
на одну лыжу две сохатиные лапы нужно?я думал по одной на лыжу.
почему тыевун такой белый и свежий?. нельзя настоящий поставить в музей? чтоб с историей был.
Значит эвенки и сами кузнецы, не знал.
Теперь понятно от куда фразы. Попал в секту. полез на пальму.
Добывали Мишу и с помощью шара кованного с крючками , на палке Мише подсовывал он его схватывал и поподал в крючки и продолжал сжимать и в этот момент надо было ножом живот вспороть , один так парень охотился на медведя дед рассказывал, в Сибири так было , жил такой парень в деревне соломино.
Благодарю таежную обитель здоровья вам и вашим близким
Медведя колят рогатиной(копье),как штык-ножом в ближнем бою,а не ждут,когда он сам на копье насадится!У него молниеносная атака,не угадаешь,под каким углом копье в землю упирать ,плюс лапами орудует шустро,неподвижное копье в сторону отбивает или хватает зубами с такой силой,что палку копья,как хворостинку перекусывает!Имею большой опыт общения с медведями,добыл больше 50 штук!
Спасибо большое за Экскурсию! Видео публикации у вас дядя Николай, СУПЕР. Привет вам из Беларуси! Ксения и Дмитрий Петровские и Александр.
Картины с изображением гор в музее, такие же как у вас дома.
Очень здорово! Спасибо!
С уважением.
Зачем Эвенки медведя добывали? У них ведь мясо оленя есть
Дядя Коля , расскажите про татуировки , у Эвенков они были? и у вас есть ? и что они означают? спасибо вам за вашу работу.
Эвенки выживальщики в суровых условиях.
почему пальма а не батыя как у якутов
Очень интересно! Спасибо! Жду новых рассказов!
Посмотрел на пальму и сразу возникла пара вопросов
1) якутская батыйя это и есть пальма только с короткой см 50-70
рукояткой?
2) батыйя и пальма по сути большой нож
закрепленный на древке и если до прихода русских эвенки не знали топора
то выходит что тесак или мачете(тоже большой нож)вполне подходит и для тайги тоже.
@Таежная обитель спасибо вам за ответ. Я хоть и не из тайги но Беларусь тоже далеко не тропики. Пару лет для походов по лесам использовал самодельный секач с толстым обухом рубит( раскалывается древесину) он не хуже топора. Сейчас приобрёл пару мачете полегче опробовал их и вот что получилось, вы в видео про ивенкийский способ рубки показывали как рубить без широкого клина, именно так удобней работать мачете у него обух тонкий и дерево не скалывается нож просто зарубается. Возможно ли что такой способ у
Ивенков остался с той поры когда они
использовали батыйю а не топор.
Всё верно вы сказали
Биток, это корзинка? Непонятно.получилось.
Нет Биток — это биток
Спасибо! Эвенки должны вам памятник поставить за хорошие рассказы об этом народе! 🙂 Я от вас столько о них узнал.
Лопата это хорошо, а фанеру где в тайге раздобыть?А, лыжи по бокам стёрлись от дрифта!
Спасибо. Проделанная вами работа бесценна! Сотни лет люди жили и не было таких изменений, которые происходят сейчас. Время ускоряется. То, что было совсем недавно, становится далёкой историей. Удачи, крепкого здоровья и продолжать свою работу.
Дядя Коля , захожу к Вам на канал отдохнуть душой , вы мне деда моего напоминаете ,что был внуком уральского казака ,тоже сам всё делал ,и обувь подбивал и мне шахматы карманные выпиливал из косточек .Жаль ,что я мало проводил с ним время,всё занимался не пойми чем.. Деда не стало — теперь корю себя дурака. Спасибо, Вам и привет с города Карталы.
Очень интересно рассказываете благодарю за видео 👍 не зря подписался я служил на дальнем востоке мне это очень интересно
Это по сути арбалет только из дерева 👍
Молодец Дядь Коля, канал National Geographic нервно курит в сторонке😄👍растёт и процветает Таёжная обитель. Так держать Алга✊
Спасибо большое очень интересно и позновательно
Как можно приобрести Книги?
proza.ru/login/intro.html Отсканировать и сшить в книжечку .Здесь все мои рассказы . Удачи и приятного чтения .
Как интересно! Интересна история, культура этого великого народа. Почему великий? Освоить и расселиться на территории от Урала до Камчатки и Китая (В Китае эвенков даже больше, чем в России), жить в суровейших условиях, кочевать на тысячи километров и не плутать в Тайге и горных хребтах может только поистине великий народ.
Я так же смотрю ролики с их праздниками, там они во всей красе. Очень красивые наряды, танцы. А какая тончайшая выделка шкур? Север, Дальний Восток, Тайга меня завораживают своей красотой. И проживающие там коренные народы.
Пусть продолжают слава богу жить и не забывать свои обычаи и традиции и не бухают
Спасибо! Сколько ж труда во всё это вложено, непростая была жизнь. Интересно, Николай Иосифович, а при такой трудной жизни, какова была её продолжительность и многочисленны ли были семьи в старые времена и нынче? Я вот смотрю вас с Юга, Краснодарский край, и поражаюсь мужеству народов Севера, их умениею жить в таких красивых, но очень суровых краях.
Жили и до ста и более лет . Конечно и смертность была не маленькая . детей было по разеому , но были и большие семьи по 8 — 12 детей . Такие я ещё застал
Замечательный человек замечательный музей.
Спасибо за обзор!Дай Бог здоровья!
Чем то Дроздова напоминает)
Сделайте обзор эвенкийской остроги .
Николай Иосифович))) у меня складывается впечатление, что вы или шаман или кто-то, не знаю кто, они потом сами скажут кто Вы в их этносе, но Вы восхитительны своим размеренным и умным рассказом.
Всегда Вас слушаю с удовольствием.
Сам мотаюсь по северу, ДВ, Красноярск, Ханты.
Супер, мне очень интересно было.
Спасибо за рассказ с эвенкийскими названиями. По якутски пальма — батыйа, копье такое — хотокоон
Спасибо Вам д. Коля, за интересную экскурсию по музею, очень познавательно и интересно.
У нас колокол,у них бубен
Мдааа! Раньше в древних Инках шаманы ! под гул мощных баробанов закглушали крик несчастных людей приносимых в жэртву! В Библии описано как Бог творец Всевышний повелел царю уничтожить шаманов и вместо жертв невинных людей принесли в жэртву шамана на костёр.
Не лезьте в чужую религию.
Спасибо уважаемый человек.
Ваше общение с нами дает большую пользу от жизненных познаний.Спасибо.
А когда впервые в жизни эвенков появилось железо? Откуда оно к ним попало?
Эвенки относятся к Тунгусо — манжурской языковой группе народов. и железо им известно очень и очень давно
Дядя Коля расскажи о фантастической вездеходности оленьей упряжки. Я просто не верил своим глазам когда ехал на снегоходе по следам нарт и они объезжали крупные валежины через непроходимый по виду лес. Такой всепрохолимой техники больше нет.
Просто удивительно, вы человек из другой культуры с такой любовью рассказываете об эвенкийской культуре, традициям и быте!! Видно что человек с большим сердцем! Здоровья вам!!
Бубен шамана самый ценный экспонат! 😁
Спасибо за видео! Интересно и познавательно 👍👍👍
Дядя Коля, а какой табак курили эвенки в своих трубках?
Который обменивали у купцов на пушнину
Огромное спасибо за видео! Хотелось бы ещё эвенков услышать. Вы планируете к ним в гости? Что эвенки курили в древности?
Во всех экспонатах заложена народная мудрость: красота в простоте , в изяществе и практичности. Спасибо за уважительный показ и рассказ в музее.
Николай Иосифович, спасибо Вам за Ваши рассказы. Много смотрю Ваших видеозаписей, мне 50, а чувствую себя мальчишкой, всё очень интересно. Небольшое уточнение, наши православные колокола не несут мистической нагрузки, это всего лишь призыв (сигнал) идти на службу в храм. В более древние времена были ещё призывы к ополчению или другой тревоге. Пришли колокола к нам с Запада, а до этого употреблялось БИЛО, его и теперь ещё можно встретить в некоторых монастырях, это широкая доска и колотушка, цель всё таже — собрать людей. Более задач у этих предметов (колокол, било) нет, во время богослужений все они умолкают, вновь зазвонить могут только по окончании службы, разнося радость. С уважением Михаил Валерьевич.
@Таежная обитель Пожалуйста. Посмотрел только что Ваше видео, «Есть ли Бог». Другими словами всё о Том же, не нашёл ни каких разногласий о Главном. Опять было интересно Вас слушать, спасибо.