Описание картины соколиная охота

Описание картины соколиная охота

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы

Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы

Пост. в 1930 из ГЭ

Во второй половине XVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских царей. На охоту тратились огромные средства, ее регламентировали четкие правила, у нее имелись свои традиции и атрибутика. Царь являлся законодателем охотничьей моды и эстетики, которой следовал весь двор. Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. С ранней весны до поздней осени он почти ежедневно выезжал в поле. В «кречетнях» в селе Коломенском и селе Семеновском, в «сокольничьих дворах» в слободе Сокольники содержалось более трех тысяч ловчих птиц. Их обслуживали сотни служителей-сокольников. Их одежды, поражавшие богатством, а также снаряжение птиц были украшены драгоценными камнями и золотым шитьем. Иностранцы с восторгом описывали охоту, на которую царь их мог пригласить в знак особой милости. В своей картине Сверчков, основываясь на изучении исторических трудов, старинных предметов быта и костюмов, воссоздал великолепие царского охотничьего выезда. (Е. Ш.)

Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 144.

Царь Алексей Михайлович (Тиша́йший) (1629—1676) – сын царя Михаила Фёдоровича, отец императора Петра I. Титулярный элемент «тишайший» (перевод с латинского слова «serenissimus», входившего в титул римских императоров) имел отношение не к личности монарха, но к его сану и наследовался русскими царями до Петра I включительно. С 1645 — царь. Был дважды женат: на Марии Милославской (1648) и Наталье Нарышкиной (1671), что в будущем привело к ожесточенной борьбе за власть между детьми. В ходе войны с Польшей (1654—1667) вернул исконно русские земли. Вел неудачную войну с Швецией (1656—1658) за выход к морю. В 1654 состоялось воссоединение Украины с Россией. Реформы Алексея Михайловича во многом определили основные направления петровских преобразований. Было усовершенствовано русское законодательство (Соборное уложение 1649 года), проводились церковная реформа, реформа армии по европейскому образцу. Активно усваивались внешние формы западноевропейской культуры, возникали новые жанры литературы и искусства, появился профессиональный театр. В то же время страна пережила церковный раскол, многочисленные бунты и восстания. На рубеже ХIХ–ХХ веков эпоха Алексея Михайловича вызывала ностальгический интерес, поскольку в ней видели воплощение национальной идеи.
Во второй половине ХVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских царей. На охоту тратились огромные средства, ее регламентировали четкие правила, у нее имелись свои традиции и атрибутика. Царь являлся законодателем охотничьей моды и эстетики, которым следовал весь двор. Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. С ранней весны до поздней осени он почти ежедневно выезжал в поле. В «кречетнях» сел Коломенского и Семеновского, в «сокольничьих дворах» в слободе Сокольники содержалось более трех тысяч ловчих птиц, которых обслуживали сотни сокольников. Их одежда, а также снаряжение птиц были украшены драгоценными камнями и золотым шитьем. Иностранцы с восторгом описывали охоту, на которую царь их мог пригласить в знак особой милости.

Сверчков Николай Егорович (1817–1898) – известный художник-анималист XIX века, обладающий даром правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми. Он был широко известен не только в России, но и в Европе, с успехом выставляя свои полотна на выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне. После Всемирной выставки в Париже художник был удостоен ордена Почетного легиона. Природный дар помог Сверчкову занять место художника крупнейших в России Хреновского и Чесменского государственных конных заводов. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Известный историк В. И. Коптев в «Очерке русского коннозаводства» (1872) отмечал: «Н. Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. «.
Уже к концу 1840-х Сверчков становится признанным мастером модного в те годы «конного портрета». Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д. И. Скобелев и А. А. Болдырев, граф А. Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе и А. Я. Панаева. Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI–XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. К этой серии относится и данное произведение. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве.

Найдена утраченная главная картина из усадьбы Куракиных в Тверской области

На днях в смоленском музее нашли картину, которая считалось утраченной и которую долгое время искал меценат Сергей Васильев, восстановивший полуразрушенную знаменитую усадьбу князей Куракиных в Тверской области — имение Степановское-Волосово. Огромное полотно называлось «Соколиная охота», было когда-то главным украшением портретной галереи родового гнезда. На ней была изображена всадница с соколом — княгиня Юлия Федоровна — в окружении детей.

15 лет назад руководитель инвестиционной группы Сергей Васильев приобрел руины усадьбы князей Куракиных в Зубцовском районе Тверской области и начал их реставрировать. Учитывая масштабы имения, правильнее даже называть его дворцом. Основные строительные работы в Степановское-Волосово были завершены в первой трети 19 века. После революции 1917 года усадьба была разграблена, часть коллекции картин и ценностей вывезли в музей. Много досталось старинному имению во время Великой Отечественной войны, после в советские годы здесь располагалась психбольница, а после 90-х дворец стал разрушаться и приходить в упадок, пока его не выкупил председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды» Сергей Васильев и не начал реставрацию.

Параллельно с тем, как дворянскому гнезду возвращался прежний облик, московский меценат вместе с искусствоведами начал поиск картин, которые раньше украшали дворец князей Куракиных. Многие, более трех сотен, удалось отыскать в музеях страны, но центральная, на которой, по воспоминаниям, князь Алексей Куракин изобразил супругу на коне в окружении детей, казалось, пропала навсегда.

Алексей Борисович Куракин сам обладал талантом живописца, он брал за основу какую-то известную картину (в Париже встречался со многими известными художниками), копировал ее и иногда заменял лица на этой картине на лица своих близких: часто своей любимой супруги Юлии Федоровны.

Читайте также:  Аэродром особенности национальной охоты

Недавно Сергею Васильеву удалось отыскать дореволюционный снимок той самой картины из Степановского-Волосова. Искусствоведы определили, что ее прототипом стало полотно Ораса Верне, запечатлевшего княгиню Сайн-Витгенштейн на соколиной охоте. Увидев эскизы из Твери, смоленский реставратор Ольга Куликова вспомнила, что похожая картина хранится в фондах музея.

Полотно Ораса Верне

Увы, состояние картины крайне тяжелое: холст порван в 500 местах, а красочный слой на половину осыпался. Однако реставраторы уверены, что через несколько лет они смогут представить публике возрождённое полотно. Кстати, Сергей Васильев, восстановивший усадьбу княжеской четы в Тверской области, профинансировал и дорогостоящую реставрацию смоленского полотна.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЖЗЛ (1320)
  • Россия (182)
  • Франция (159)
  • Италия (122)
  • Англия (110)
  • США (98)
  • Германия (74)
  • Нидерланды (67)
  • Дания (48)
  • Польша (44)
  • Украина (38)
  • Швеция (37)
  • Испания (37)
  • Другие (33)
  • Австрия (29)
  • Бельгия (26)
  • Финляндия (26)
  • Венгрия (25)
  • Австралия (18)
  • Чехия (15)
  • Япония (15)
  • Норвегия (14)
  • Прибалтика (13)
  • Мексика (11)
  • Греция (10)
  • Канада (10)
  • Швейцария (10)
  • Литва (9)
  • Грузия (8)
  • Ирландия (4)
  • Сербия (4)
  • Шотландия (3)
  • Куба (2)
  • Тематические подборки живописи (989)
  • Война (78)
  • Сбор урожая (47)
  • Курение (39)
  • Виноград (38)
  • Школа (28)
  • Чулки (26)
  • Велосипед (23)
  • Качели-карусели (22)
  • Газета (22)
  • Арбуз (21)
  • Письмо (20)
  • Красный зонт (20)
  • Свидание (18)
  • Коляска (17)
  • Камин (17)
  • Колодец (17)
  • Любви все возрасты покорны (16)
  • Зеркало (15)
  • Пляж (15)
  • Стог сена (15)
  • Грибы (15)
  • Спорт (15)
  • Мороженое (12)
  • Красота и здоровье (11)
  • Поцелуй (11)
  • Смех (11)
  • Абсент (10)
  • Пасека (10)
  • Сенокос, жатва (9)
  • Венок (9)
  • Часы (9)
  • Свеча (9)
  • Коромысло (9)
  • Ванна (8)
  • Баня (8)
  • День космонавтики (7)
  • Очки (7)
  • Радуга (7)
  • Зонт (7)
  • Бабушкин сундук (5)
  • Пожар (4)
  • Рыбный день (3)
  • Духи (3)
  • Фонарь (3)
  • Печи и печки (1)
  • Живопись о живописи (471)
  • Мастерская художника (309)
  • Женщина за мольбертом (49)
  • Юные художники (48)
  • Музеи и выставки (38)
  • Автопортрет за работой (11)
  • Памятники (3)
  • Женщины-художницы (323)
  • Автопортрет (220)
  • Праздники и традиции (203)
  • Рождество и святки (54)
  • Масленица (33)
  • Карнавал (28)
  • Пасха (19)
  • Ивана Купала (12)
  • День рождения (10)
  • Вербное воскресенье (10)
  • Кино (202)
  • Фильмы о художниках (79)
  • Бюро пропаганды киноискусства (68)
  • Артисты-художники (17)
  • Фильмы о войне (8)
  • Все профессии важны (198)
  • Пряха, швея, ткачиха (27)
  • Цветочница (18)
  • Прачка (13)
  • Учитель (12)
  • Почтальон (11)
  • Продавец (10)
  • Врач (9)
  • Парикмахер (9)
  • Пекарь (8)
  • Фотограф (8)
  • Сапожник (5)
  • Дворник (5)
  • Трубочист (5)
  • Шахтер (4)
  • Портной (4)
  • Разносчик газет (3)
  • Зубной врач (стоматолог) (3)
  • Молочница (3)
  • Кузнец (3)
  • Гончар (2)
  • Повар (2)
  • Легенды и мифы (174)
  • Саломея (24)
  • Юдифь и Олоферн (15)
  • Русалка (13)
  • Клеопатра (10)
  • Иосиф и жена Потифара (6)
  • Самсон и Далила (6)
  • Иаиль и Сисара (5)
  • Нарцисс (4)
  • Икар (3)
  • Даная (3)
  • Музы (2)
  • Музыкальные инструменты (170)
  • Гитара (27)
  • Скрипка (17)
  • Гармонь, баян, аккордеон (14)
  • Арфа и лира (11)
  • Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
  • Восточные инструменты (10)
  • Виолончель (9)
  • Лютня (8)
  • Флейта (8)
  • Волынка (8)
  • Бубен, тамбурин (7)
  • Кобза, бандура (6)
  • Шарманка (6)
  • Колесная лира (5)
  • Балалайка (5)
  • Саксофон (3)
  • Мандолина (3)
  • Гусли (2)
  • Банджо (2)
  • Леди в . (167)
  • Танец в живописи (147)
  • Балет (53)
  • Танцы народов мира (41)
  • Танец ХХ века (19)
  • Историко-бытовой танец (17)
  • О танце (15)
  • Выставка одной картины (145)
  • Тематические циклы (45)
  • Картины-двойники (137)
  • Времена года (130)
  • Лето (16)
  • Весна (12)
  • Семьи художников (122)
  • Зима (118)
  • Новый год (56)
  • Коньки (19)
  • Снеговик (15)
  • Санки (9)
  • Лыжи (3)
  • Цветы (118)
  • Маки (43)
  • Подснежник (7)
  • Ромашка (6)
  • Одуванчик (5)
  • Клоун (118)
  • Игрушки (111)
  • Куклы (43)
  • Кораблик (21)
  • Деревянная лошадка (21)
  • Войнушка (8)
  • Мыльные пузыри (7)
  • Литература и живопись (110)
  • Памятники Пушкину (17)
  • Театр (110)
  • Кукольники (24)
  • Зрители (24)
  • Комедия дель арте (21)
  • Закулисье (20)
  • Сара Бернар (6)
  • Окна, двери и балконы (103)
  • Романовы (81)
  • Петр Первый (17)
  • Екатерина II (3)
  • Допетровская эпоха (1)
  • Животные (74)
  • Художники (65)
  • Лодки (61)
  • Лодка в живописи (19)
  • Дама в лодке (17)
  • Рыбалка (14)
  • Гондола (7)
  • Дети-рыбаки (3)
  • Спортивная лодка (1)
  • Гардероб (58)
  • Народный костюм (24)
  • Серьги (12)
  • Соломенная шляпка (6)
  • Матросский костюм (5)
  • Шляпки (4)
  • Музыка (55)
  • Женские образы (55)
  • Женщина и газета (4)
  • Игры (52)
  • Детские игры (19)
  • Жмурки (9)
  • Шахматы, шашки, нарды (9)
  • Бильярд (6)
  • Прятки (5)
  • Личное (52)
  • Стена позора (6)
  • Свадьба (48)
  • Дети (41)
  • Помню и люблю (38)
  • История (35)
  • Политические убийства (8)
  • Чудеса света (4)
  • Шекспир (33)
  • Одна картина (31)
  • Охота (29)
  • Разное (28)
  • Самовар (26)
  • Шинуазри (25)
  • Фонарики (7)
  • Японский зонтик (6)
  • Дуэль (25)
  • Дуэль в живописи (16)
  • Дуэль в литературе (9)
  • Транспорт (23)
  • Вокзал (9)
  • Паровоз (9)
  • Возвращение Исаака Аскназия (7)
  • Музеи (6)
  • Мужское ню (5)
  • Юрий (Иегуда) Пэн (3)

ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ОХОТА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 27 — СТАРИННАЯ ТРАДИЦИЯ — СОКОЛИНАЯ ОХОТА)

Соколиная охота — разновидность охоты с использованием прирученных хищных птиц преимущественно из отряда соколообразные (семейств соколиных и ястребиных) для ловли добычи. Охотников, занимающихся соколиной охотой, называют сокольниками. Культура соколиной охоты была развита практически во всех странах Евразии и некоторых регионах Северной Америки. Однако с развитием сельского хозяйства и распространением огнестрельного оружия популярность соколиной охоты значительно снизилась.

Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890) Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889 г. Харьковский художественный музей

Охота с использованием соколов либо других ловчих птиц была известна ещё в глубокой древности. Наиболее раннее документальное свидетельство этому было обнаружено при раскопках ассирийской крепости Дур-Шаррукин, вотчины царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.), где на каменном барельефе были изображены два охотника, один из которых запускает птицу в воздух, а второй ловит её.
Ещё до нашей эры соколиная охота была хорошо известна у монгольских кочевников, китайских императоров, на Корейском полуострове, в Индокитае, Персии и на Ближнем Востоке.
В странах Западной Европы охота с использованием ловчих птиц оставалась неизвестной либо непопулярной вплоть до III века. Лишь в 1274 году император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен пишет трактат «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами»), в которой описывает правила соколиной охоты.

Читайте также:  Ружья для гусиных охот

Княжеские ловы. Летописный свод XVI века.

В средние века, несмотря на свою популярность во многих странах Европы, соколиная охота в силу законодательных ограничений оставалась уделом лишь высшего сословья: например, в английском трактате «Boke of St. Albans» (1486) утверждается, что содержать сапсана мог только принц либо герцог.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) Богатый киргизский охотник с соколом. 1871 г. Третьяковская галерея, Москва

На Западе блестящим временем соколиной охоты было царствование Людовика XIII, который сам охотился почти каждый день. Охота его подразделялась на несколько отдельных частей, смотря по «напускам» (Vols) и птицам, за которыми охотились, и каждая из таких частей находилась под ведением отдельного лица. По описаниям современников, великолепие французской охоты было поражающее.
У славянских народов на территории современной России охота приобрела популярность где-то на рубеже VIII-IX веков, предположительно благодаря кочевникам-хазарам, населявшим территорию современного Дагестана и Нижнего Поволжья.

А. Шарипов (Казахстан, род. 1964) Из цикла «Охотники».

В XII веке Князь Олег устраивает у себя на подворье соколиный двор, где занимается разведением птиц для охоты.
Расцвета русская соколиная охота достигла при царе Алексее Михайловиче; во времена его царствования более 3000 разных ловчих птиц содержались на потешных дворах в подмосковных сёлах Коломенском и Семёновском.

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) Царский сокольничий 1897 г.

Ефошкин Сергей Николаевич (род. 1960) Государев человек. Сокольничий. XVII век. 2013 г.

Все птицы были распределены по «статьям». Во главе «статьи» стоял начальный сокольник, в непосредственном ведении которого находилось известное число рядовых сокольников, кречетников и ястребников.
В составе охоты были: сокольники ловчие (наблюдавшие за привозом птиц), птичьи стрелки (убивавшие дичь к царскому столу), состоявшие при кречатне (для бережения и кормки птиц) и, наконец, клобучечный мастер — изготовлявший полевые клобучки.

Шварц Вячеслав Григорьевич (1838-1869) Преподнесение почетной рукавицы.

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) Охотник. 1892 г.

Суриков Василий Иванович (1848-1916) Игры на царской охоте. 1896 г.

Самым значительным произведением, посвященным царской охоте, и соколиной в частности, явилась четырехтомная книга Н. И. Кутепова «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси», выходившая с 1896 по 1911 год.

Титульный лист исторического очерка Николая Кутепова Царская охота на Руси XVII века 1896 г.

Каждый том имел собственное название: «Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век», «Царская oxoтa на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век», «Царская и Императорская oxoта на Руси. Конец XVII и XVIII век» и «Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век».

Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Сокольники. 1896 г.

Для работы над этим фундаментальным изданием историк Н. И. Кутепов пригласил таких известных живописцев, как Н. С. Самокиш, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, К. В. Лебедев, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Ф. А. Рубо, Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов и А. С. Степанов. Использовались также гравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева и А. Д. Литовченко.

Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Алексея Михайловича. 1896 г.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Царская охота.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) Царь Михаил Федорович на охоте.

Ловчих птиц носят на охоте на руке, которая защищается перчаткой из замши или мягкой личной кожи. Для ношения нескольких птиц одновременно употребляется так называемая «клетка» — деревянная рама, сделанная из брусьев, служащих для птицы нашестью, рама эта носится на плечах.
На ноги ловчих птиц надевают опутенки — ременные или суконные кольца.
В опутенки продевается должик — ремешок, которым птица пристегивается к перчатке.
На ноги же или к хвосту ловчей птицы привязывается бубенчик, чтобы она не могла утаиться в кустах с добычей. Соколов, кречетов и беркутов носят в клобучках — особых шапочках, закрывающих им глаза. В охоте царя Алексея Михайловича клобучки вышивались яркими шелками, серебром и золотом и украшались разноцветными перьями. Кроме того на птиц надевались нагрудники и нахвостники из дорогого бархата, унизанного жемчугом.

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Царь Алексей Михайлович на соколиной охоте. 1997 г.

Достоинство сокола или кречета определяется числом «ставок» и «верхом».
Ставкой называется взлет сокола на высоту, откуда он, на мгновение остановившись в воздухе, стремглав падает на свою добычу и если не попадает, то взлетает в другой и третий раз, пока, ринувшись с высоты, не «заразит» (поразит) птицу.
Верх, т. е. высота, которой достигали ловчие птицы, в охоте царя Алексея Михайловича, разделялся на великий, средний и малый. Соколы «с великим верхом» поднимаются в поднебесье так высоко, что для простого глаза кажутся едва приметной точкой.

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Сокольничий, подзывающий сокола. 1997 г.

Травля ловчими птицами производится или «с руки» (ястребами), или «напуском» (остальными ловчими птицами).
В первом случае птица прямо бросается за добычей, без непосредственного участии сокольника, только разжимающего руку, чтобы освободить птицу.
При «напуске» сокольник бросает птицу с руки. Различие между напусками состоит в следующем: 1) напуск «в подлет» — когда птицу напускают на добычу издали; птица подлетает к добыче низом и затем уже нападает на нее;
2) напуск «в угон» — когда птица гонится за добычей, стараясь настичь ее;
3) напуск «вверх» — когда птица, особыми аллюрами, взбирается выше добычи и нападает на нее сверху.
4) напуск «сверха» – птицу «ставят вверх», т. е. бросают над местом, где предвидится травля, и затем уже взгоняют добычу (посредством собак, людьми, барабанным боем, выстрелами и т. п.).

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Сокольничий, выпускающий сокола. 1997 г.

Свою добычу сокол бьет крепкими приемными когтями задних пальцев, причем удар бывает настолько силен, что, попав, например, по утиной шее, перерывает ее пополам.
Добычу отбирают от ловчих птиц посредством вабила, которым также и приманивают проловившуюся (промахнувшуюся) во время охоты птицу.

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Возвращение с соколиной охоты. 1997 г.

Еще хочу познакомить вас с художником, который создал несколько серий рисунков и картин, посвященных соколиной охоте. Знакомьтесь:

Читайте также:  Охота с патроном 243 win

Вадим Алексеевич Горбатов

родился в 1940 году

Российский художник-анималист, член Международной ассоциации художников дикой природы (“SWAN”, Великобритания), кандидат искусствоведения, член союза художников России, член Консультационного совета Международного фонда “Художники для природы”.
Его работы включены в уникальный сборник Дэвида Трапнелла “Природа в искусстве – 300 лет анималистики”. Горбатов иллюстрировал фундаментальные научные и художественные издания, детские книги, журнал “Природа и охота”. Художник рисовал зверей с детства, окончил «Строгановку», долго работал на телевидении.
Редчайшая зрительная память, вместе с конструктивным мышлением и даром графика — сильнейшие стороны художника. Вадим Горбатов много ездит, особенно на наш Север. Горбатов считается единственным из наших анималистов, который известен за рубежом.

Вадим Горбатов
Серия «Сокольники Алексея Михайловича»

Сокол-сапсан это снайпер и смерть кабарожья.
Силы накоплены, скулы сжимает клобук,
Есть лишь одно состояние, жизни и воли дороже,
Есть лишь один к нему путь открывающий звук.

Сброшен чехол, остаются следы на перчатке.
Резким движением вскинута кверху рука.
В небо скачок. Застывает сюжет на сетчатке.
Свита. Король. Перелесок и ниткой река.

Ветер упругий расправит всю тысячу перьев.
В каждом пере та же тысяча кварцевых игл.
Линия клюва — кривая ухмылка химерья.
Здесь начинается вскормленный предками цикл.

Падает вниз, где косуля отпрянула тенью.
Он — по ту сторону жалости или угроз.
Сокол не мешкает. Не предаётся сомненью.
Череп пробил и клюёт остывающий мозг.

Свита приблизилась. На рукояти сердолик.
Каждый в конце комбинации метит в цейтнот.
Ноздри король раздувает: “Мой Рыжий — католик!”
“Только война, пока жив хоть один гугенот!”

Боже, король. Ведь казнят тебя или отравят.
Будешь жесток — хоть продержишься до сорока.
Воля и гнев — только птица в наследственном праве,
Сокол свободы — твой миг в грозовых облаках.

Смерть заготовлена нами в клинке и в пищали.
С ней обращаться легко — только раз покажи.
Вот бы играть не душой — а одними вещами,
И научиться копить, не разменивать жизнь.

Автор под ником Bor

Горбатов Вадим Алексеевич (род. 1940) Соколиная охота императора Фридриха Второго.

Горбатов Вадим Алексеевич (род. 1940) Девушка с соколом.

Горбатов Вадим Алексеевич (род. 1940) Фридрих II на соколиной охоте.

Всё, что любовь нам всем дает
Непревзойденным наслажденьем,
Что для души как терпкий мед
И вдохновенное волненье,
Что ветром ввысь мечту несет
Предполагая восхищенье, —
…тот сладкий миг и то воззренье —
когда сапсан добычу бьет!!

Сойдя с руки в тот главный миг
И набирая скорость быстро,
В крутом пике мгновеньем сник
Несясь стрелою в небе чистом,
И настигая стайку птиц
Врезается в нее со свистом,
…и ставкой в такт, ударив быстро
Взлетает пулей тут же ввысь!

И развернувшись в небе светлом
И группируясь в груду силы,
Бессмертье — сея взглядом милым
Но, тем не менее, он смертный —
— таит удар в когтях великих,
Пронзив открыто свою жертву…
…но в восхищеньях разноликих
ему прощается, как ветру —
— сие убийство на утеху…
А может быть залог успеха —
Упорный труд — как миг удачи?…
…тем и славна — царей потеха,
а как же может быть иначе…

Вадим Горбатов
Серия «Соколиная охота в рисунках»

Вот опять не спиться что-то,
Не сомкнуть усталых глаз —
Соколиная охота
Видится в который раз.

Взмыв над соснами свечою,
С круга плавного стремглав,
Пущенный, как тетивою,
Воздух свистом разорвав,
Белый кречет бьет внезапно
В жертву молнией живой,
Стопроцентно сделав «ставку»,
Между небом и землей.

По касательной промчался
Резкий разворот, — завис, —
На мгновенье задержался .
И пике продолжил вниз
Вслед за раненою птицей,
Оставляющей перо,
Что с последних сил стремится
Выправиться на крыл

Но бессмысленна затея,
Вновь удар, — на этот раз
С влет подхваченным трофеем
В насмерть сомкнутых когтях
Сокол крылья расправляет,
Набирает высоту
И добычу опускает
В придорожную траву.

А сокольничий в парадном,
В шапке с мехом из бобра,
Несводивший с птицы взгляда,
Торопит уже коня,
Пышный двор опережая,
Впереди господ и слуг,
Птицу на руку сажает,
Кожаный надев клобук.

Поощряет из подсумка,
Знак успеха подает,
А питомец величавый
Преданно команды ждет.
.
Но щемит, щемит на сердце
Непонятная печаль —
То ли по векам ушедшим,
То ли мне Россию жаль.
Где сейчас ты, сокол ясный!?
Где твой царственный полет!? —
Неподкупный, гордый, властный —
Символ славы и высот.

Ты однажды был потерян
По приданью, но Творцом
Было послано виденье
Спящему усталым сном.
По утру пристало сбыться
Сну, и к радости истца
Ловчая вернулась птица, —
Тем сокольника спасла.
.
Вот и я молюсь и верю
Что однажды в вещем сне:
Мне приснится кречет белый
И сокольник на коне,

Что из дальнего угона
Соколы вернутся к нам,
Чудотворная икона
Возвратится в божий храм.

© Максимов Юрий
май 2006 г

Раннее утро. У входа в метро
Сразу в толпе замечаю
Я человека в сером пальто,
И с рюкзаком за плечами.

Вижу, сидит на руке у него,
Шума ничуть не боится,
Сокол-охотник с блестящим пером,
Гордая, ловчая птица.

Внешне контрастная пара друзей
Вырваться хочет на волю.
Прочь из Москвы, поскорее! Скорей
В русское чистое поле.

Вот где охота! Там заяц бежит,
Уши прижав, по полесью.
Птица свободна. Сокол летит,
Камнем летит с поднебесья.

Но промахнулся. Бывает и так.
Сокола в руку берет
Друг. Усмехнувшись, утешит: «Чудак,
Главное в жизни — полет!»

И завершают материал о соколиной охоте несколько картин казахского художника Есенгали Садырбаева.

Родился в 1965 году в Алматинской обл.

Казахский художник. На родине Есенгали называют последним «могиканином» реалистической живописи и романтиком пейзажа. «Пейзаж — любимый жанр в творчестве. Мой этюдник сопровождает меня во всех поездках по родной стране» — говорит сам художник. Он окончил Алматинское художественное училище имени Н. В. Гоголя и Казахский государственный педагогический университет им. Абая. В 2004 году работал над оформлением книги «Кочевники» И. Есенберлина.
Садырбаев – участник многочисленных выставок, член Казахстанской ассоциации художников, его работы находятся в музеях страны и в частных коллекциях за рубежом.

Есенгали Садырбаев (Казахстан, род. 1965) Охотники в Чарыне.

Есенгали Садырбаев (Казахстан, род. 1965) Удачная охота.

Есенгали Садырбаев (Казахстан, род. 1965) Возвращение.

Рубрики: Охота

Метки: охота соколиная охота тематические подборки

Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

Оцените статью
Adblock
detector