- пожалуйста помогите. даю 20 б 1. Выпишите обособленные определения и те слова, к которым они относятся. В скобках укажите условия обособления, т.е. почему мы ставим запятые.
- § 48. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (окончание)
- Обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения
пожалуйста помогите. даю 20 б
1. Выпишите обособленные определения и те слова, к которым они относятся. В скобках укажите условия обособления, т.е. почему мы ставим запятые.
1. А он, мятежный, просит бури. (М. Лермонтов) 2. Нина — чудесный компаньон для рыбной ловли, выносливый, терпеливый и по-настоящему любящий природу. (К. Паустовский) 3. Осень небывалая по сухости, по бурным краскам, по удивительному воздуху, насквозь пропитанному запахом облетающих ив. (К. Паустовский) 4. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. (И. Бунин) 5. Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. (А. Чехов) 6. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. (Л. Толстой) 7. Осенний дождь, беспризорный, мне музыка тоски его близка. (В. Костров) 8. В это время раздался стук, настойчивый, но негромкий. (Э. Ставский) 9. У стола за самоваром сидела матушка, в сером тёплом платье. (А. Н. Толстой) 10. В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. (А. Н. Толстой)
2. Перепечатайте или перепишите текст, расставляя запятые и обозначая условия обособления. Выполните разбор слов ТОЧНО и ЕЁ.
1. Природа раскинулась кругом, точно3 великий храм приготовленный к празднику. 2. В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3. Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4. Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни. 5. Максим и женщины ехали в широкой старинной коляске качавшейся, точно большая ладья, на своих высоких рессорах. (В. Короленко)
§ 48. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (окончание)
2) одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение:
3) одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению:
Примечание Согласованные определения, одиночные и распространённые, стоящие перед определяемым словом, также обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступительное или временное). Эти определения часто относятся к собственным именам:
297. Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся (определяемые слова). Убедитесь в том, что соблюдено одно или несколько условий обособления. Назовите, какие именно условия обособления позволили выделить второстепенные члены как обособленные определения.
1. А он, мятежный, просит бури. (М. Лермонтов) 2. Нина — чудесный компаньон для рыбной ловли, выносливый, терпеливый и по-настоящему любящий природу. (К. Паустовский) 3. Осень небывалая по сухости, по бурным краскам, по удивительному воздуху, насквозь пропитанному запахом облетающих ив. (К. Паустовский) 4. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. (И. Бунин) 5. Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. (А. Чехов) 6. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. (Л. Толстой) 7. Осенний дождь, шпанйстый, беспризорный, мне музыка тоски его близка. (В. Костров) 8. В это время раздался стук, настойчивый, но негромкий. (Э. Ставский) 9. У стола за самоваром сидела матушка, в сером тёплом платье. (А. Н. Толстой) 10. В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. (А. Н. Толстой)
298. Запишите текст, подчёркивая определения. Укажите, чем они выражены. Какие из определений являются обособленными? Поставьте при них недостающие запятые. • Охарактеризуйте одно из предложений, имеющих в своём составе обособленное определение, выраженное причастным оборотом. • Укажите односоставное определённо-личное предложение.
Весна началась. Тяжёлая, тёмная туча закрывавшая всё небо ушла. По синему небу поплыли кучевые облака похожие на большие сугробы снега. Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели. Дежурим, сообщим о его выходе. Струйки тающего снега тайно собираются подо 3 льдом. В лесу капель: тает снег на деревьях.
По ночам морозы заново 2 куют лёд 1 .
299. Запишите предложения, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные определения. Объясните условия обособления. • Найдите вводные слова и объясните их роль в предложении. • Составьте схему сложного предложения. • Выполните синтаксический разбор одного из предложений с обособленными членами (по выбору).
1. Природа раскинулась кругом, точно 3 великий храм приготовленный к празднику. 2. В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3. Заинтересованный песней он знакомился с её 1 героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4. Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни. 5. Максим и женщины ехали в широкой старинной коляске качавшейся, точно большая ладья, на своих высоких рессорах. (В. Короленко)
300. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и запятые, раскрывая скобки. Укажите графически причину обособления определений. Какие из распространённых определений не обособлены и почему? • В каком из предложений обособлено распространённое определение, стоящее перед определяемым словом — нарицательным существительным? • Начертите схемы 4, 7, 8-го предложений. Объясните, почему эти предложения сложные.
1. Проносились (на)встречу поезда груж..(н, нн)ые рудой углём и громадными, толщиной в (пол)вагона, брёвнами. (А. Гайдар) 2. Так вот и стояла Травка и гл..дела в лицо маленького человека осве- щё(н, нн)ого последними лучами з..ходящего солнца. (М. Пришвин) 3. В это время почуяв беду человеческую Травка подошла к рыдающ..й Насте и л..знула её солёную от слёз 1 щёку. (М. Пришвин) 4. Июньское солнце жарило бе..жалостно в сухом, душном воздухе плавал тополи(н, нн)ый пух белыми лохмотьями к..тался по ш..ссе ведущ..му из села на станц..ю наб..вался в канавы и грязные от пыли пр..дорожные лопухи. (А. Иванов) 5. Не остывш..я от зноя ночь июльская бл..стала. (Ф. Тютчев) 6. На мокрую полоску песка у самой воды плотно пр..глаженную волнами сел кулич..к и стал (неторопливо расхаж..вать на длинных ногах. (А. Иванов) 7. Но напрасно искали они м..таллическую коробочку в которой лежала ещё (ни)кем (не)прочитанная телегра(м, мм)а. (А. Гайдар) 8. И..царапавшиеся грязные усталые и промокшие до костей но всё(же) живые мы спустились к источнику когда была уже настоящая ночь. (Э. Ставский)
Обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Синтаксический анализ предложения.
Что значит обособленные члены предложения?
Что такое определение? В каких случаях оно обособляется?
Что такое приложение, обстоятельство, уточняющие члены предложения? В каких случаях они выделяются на письме?
К каждому правилу подобраны тренировочные упражнения.
Использованные источники:
— Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. — М. : Просвещение, 2014. — 271 с
— Русский без ошибок. Абсолютная грамотность за 15 минут в день / сост. Е.Я. Богуславская. — 2-е изд. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2015
— Материалы Сети Интернет
Обособленные члены предложения
Обособление (членов предложения) — выделение на письме запятыми (реже тире), выделение в момент говорения интонацией (паузами).
Задание 1. Прочитайте, выделяя паузами обособленные члены предложения.
В холодный зал, луною освещённый, ребёнком я вошёл. О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду. Океан под ясною луной, тёплой и высокой, бледнолицей, льётся гладкой, медленной волной, озаряясь жаркою зарницей.
Определение — это в торостепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Например: каменный (какой?) дом; дом (какой?) из камня; клетчатое (какое?) платье; платье (какое?) в клетку; мамина (чья?) кофта; кофта (чья?) мамы.
2. Определение всегда относится к имени существительному, местоимению-существительному или другому слову, которое выступает в значении существительного.
Если вопросы какой? чей? задаются от глагола, то слово, отвечающее на этот вопрос, является именной частью сказуемого.
Я ушёл (какой?) расстроенный; Он сидел (какой?) усталый .
3. По способу выражения определения делятся на две разновидности:
Согласованные определения согласуются с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже.
Ср.: родной край; родного края; в родных краях.
При прямом порядке слов согласованные определения стоят перед главным словом.
Способы выражения согласованного определения
1. Полное прилагательное
Солнечный день; любимая книга; отцовы слова.
2. Полное причастие
Выполненное дело; зеленеющий лес.
Всякое слово; чья-то рука; этот город; никакого шума.
4. Порядковое числительное
Первый день; во втором ряду.
Одно перо; одна тетрадь.
Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:
управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.
Ср.: дом из камня; в доме из камня;
примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.
Ср.: яйцо всмятку; шапка набекрень; её платье.
Способы выражения несогласованных определений
1. Имя существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога
Полёт лётчика; блузка в горошек; дама в шляпе; юбка складками; мебель из берёзы; аллея перед домом; баночка из-под крема.
Жажда познать; стремление увидеть.
Поворот налево; глаза навыкате.
4. Прилагательное в сравнительной степени
Деревья поменьше; арбузы поспелее.
5. Притяжательные местоимения его, её, их
Её брат; их забота.
6. Цельные словосочетания с главным словом – существительным
Девушка с голубыми глазами; девушка высокого роста; человек большого ума.
1) распространённые определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь);
2) два и более одиночных согласованных определений, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая);
3) одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или уступки) (Мама, уставшая, села в кресло);
4) распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение (Едва живые, они добрались до города);
5) распространённое или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы);
6) определение, если определяемое слово является личным местоимением (Она, раскрасневшаяся, вышла во двор);
II. Не обособляются:
1) распространённые определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие перед определяемым словом (Вошедший в класс мальчик — наш новый ученик);
2) распространённые определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределённого местоимения и стоящее за ним (Я увидел нечто похожее на сарай).
Задание 2. Запишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните определения, выраженные причастными оборотами. Объясните, при каких условиях они обособлены, а при каких нет.
• Подчеркните в тексте составные сказуемые. Какие они: именные или глагольные? • Найдите в тексте однокоренные слова.
(С)того далёкого времени, когда я (в)первые обратил внимание на небо и (в)первые увидал падающую звезду, прошло (не)сколько десятилетий. .
Но и (сей)час, как и в детстве, я люблю в летнюю ночь смотреть на звёздное небо. Лучше всего смотреть, лёжа на лугу в тёплой, ещё (не)остывшей от солнечного тепла траве. Тишина простирается над землёй, едва ощутимый ветерок ласково обвевает лицо, и такими прекрасными кажутся небо и звёзды. Мысли устремляются в таинственные глубины мироздания, вспоминаются стихи Тютчева:
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.(А. Перегудов)
Задание 3. Запишите предложения, указывая графически обособленные определения и те слова, к которым они относятся (определяемые слова). Убедитесь в том, что соблюдено одно или несколько условий обособления. Назовите, какие именно условия обособления позволили выделить второстепенные члены как обособленные определения.
1. А он, мятежный, просит бури. (М. Лермонтов) 2. Нина — чудесный компаньон для рыбной ловли, выносливый, терпеливый и по-настоящему любящий природу. (К. Паустовский) 3. Осень небывалая по сухости, по бурным краскам, по удивительному воздуху, насквозь пропитанному запахом облетающих ив. (К. Паустовский) 4. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. (И. Бунин) 5. Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. (А. Чехов) 6. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. (Л. Толстой) 7. Осенний дождь, шпанистый, беспризорный, мне музыка тоски его близка. (В. Костров) 8. В это время раздался стук, настойчивый, но негромкий. (Э. Ставский) 9. У стола за самоваром сидела матушка, в сером тёплом платье. (А. Н. Толстой) 10. В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. (А. Н. Толстой)
Приложение это — особый вид определения, который представляет собой существительное, имеющее ту же грамматическую форму падежа и числа, что и определяемое слово.
Умельцы бобры сплавляют куски дерева по реке к своим хаткам.
Бобры (кто такие?) умельцы.
Существительное «умельцы» находится в форме множественного числа, что и подлежащее, выраженное существительным «бобры», и поясняет его. Характеризуя предмет, оно дает предмету новое название: бобры — это умельцы.
Это определение, выраженное существительным, является второстепенным членом предложения, которое называется приложением.
Приложение обозначает различные качества предмета, возраст, национальность, профессию.
Тут выдался холмистой картинкой частый осинник, а в нем стоял рогатый великан лось (М. Пришвин).
Ко мне обратился небольшого роста человек с французской черной бородкой, с усами- стрелами , торчащими к глазам (М. Н. Булгаков).
Чабан- татарчонок с высоким крюком в руке стоял вдали, возле серой отары овец (И. Бунин).
За стойкой находился старичок продавец (В. Панова).
Да иначе и быть не могло: не так уж часто встречались на Волне женщины- штурманы (К. Г. Паустовский).
Шорник Антип Калачиков уважал в людях душевную чуткость и доброту (В. Шукшин).
Видовое название предмета по отношению к родовому является приложением:
В этом году осенью в лесу выросло много грибов подосиновиков.
Приложением назовём имена собственные при неодушевленных существительных, например:
Недавно при раскопках на побережье Мертвого моря обнаружили духи, которыми пользовалась царица Клеопатра.
Как видим, приложение может находится как в препозиции, так и в постпозиции по отношению к определяемому слову, то есть до или после него.
Имя собственное, стоящее после определяемого существительного, пишется раздельно с ним и с дефисом, если находится перед ним.
В селе, где я родился, сзади двора протекала речушка Журавка (А. Новиков-Прибой).
Журавка -речушка протекала сзади двора.
Клички животных, географические названия, названия художественных произведений, газет, журналов, предприятий и т. п. назовем приложением.
Помню, отец рассказывал мне о своей собаке по кличке Жулик (И. Соколов-Микитов).
Жил-был в селе Чебровка Сёмка Рысь (В. Шукшин).
Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы -реки (М. Н. Булгаков).
То была норвежская шхуна «Хеймен», искавшая людей экспедиции Амундсена (Б. Горбатов).
Задание. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Найдите приложения. Обозначьте графически их синтаксическую роль.
1. Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. (Д. Мамин-Сибиряк) 2. Нам помогал Ефрем Евсеев, очень добрый и любивший меня слуга. (С. Аксаков) 3. Вон выглядывает из высокой ржи бесчисленными куполами да башенками сказочный Суздаль, город-заповедник, город-музей. (В. Солоухин) 4. Свидетель был только один. Его привели. Это был уважаемый зоолог, смотритель зверинца. (Ю. Олеша) 5. Вот и Иртыш — могучая сибирская река. Привольно раскинулась2 она среди цветущей степи. (Е. Фёдоров) 6. И царские кудри, и золотые розги, и ятрышник с любкой — эти российские родственники бразильских орхидей, и яркие связки золотых ключиков — всё это росло, цвело, шумело пчёлами и шмелями, скрывая от нас дорогу. (В. Солоухин) 7. Как раз в это время заяц, большой, старый, матёрый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. (М. Пришвин) 8. Словом, он мой читатель, ненасытный, неожиданный, беспокойный, благодарный, доверчивый, дорогой мой дружок. (Л. Кассиль) 9. До лета прошлого года гордостью квартала была Нунча, торговка овощами, — самый весёлый человек в мире и первая красавица нашего угла..
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.
Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).
Обстоятельства чаще всего выражены:
существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога; Жил (где?) в лесу; говорил (как?) с восторгом.
наречием; Жил (как?) весело.
местоимением-наречием; Поехал (куда?) туда.
деепричастием; Сидел (как?) отвернувшись.
Инфинитивом. Вышел (с какой целью?) освежиться.
3. Обстоятельство обычно поясняет:
прилагательное; Крайне усталый , усталый до изнеможения.
1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями (к деепричастию можно задать морфологические вопросы что делая? что сделав? ) и деепричастными оборотами (то есть деепричастиями с зависимыми словами), как правило, обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому:
Пример: Широко раскинув руки, спит чумазый бульдозерист (Песков). Ксения ужинала, расстелив платок на стержне (Песков).
Если обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон:
И тут к обрыву, оставив свой бульдозер, подбежал Николай (Песков). Птица, вздрогнув, подобрала крылья (Пермитов).
Не обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в следующих случаях:
деепричастный оборот представляет собой фразеологизм: Он работал спустя рукава; Он бежал сломя голову.
Примечание. Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, бежать очертя голову, работать спустя рукава, работать засучив рукава, работать не покладая рук, сидеть сложа руки, мчаться высунув язык, слушать затаив дыхание, кричать не переводя духа, лежать уставясь в потолок, метаться не помня себя, провести ночь не смыкая глаз, слушать развесив уши . Но если такой фразеологизм является вводным словом ( по совести говоря, честно говоря, откровенно говоря, короче говоря, судя по всему ), то он выделяется запятыми, например: Судя по всему , он и не собирался мне помогать; Короче говоря , нам придётся делать всё самим.
перед деепричастием стоит усилительная частица и (не союз!): Можно прожить и не хвастая умом.
Деепричастие в современном русском языке никогда не бывает сказуемым, поэтому глагол и деепричастие не могут быть однородными членами !
деепричастие входит в состав придаточного предложения и имеет в качестве зависимого союзное слово который . В этом случае запятая лишь отделяет главное предложение от придаточного, а между деепричастием и союзным словом который запятая не ставится: Перед нами стоят труднейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из кризиса.
деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.
В этом случае запятая лишь отделяет весь оборот от сказуемого, а подлежащее и деепричастие запятой не разделяются. Такие конструкции встречаются в стихотворных текстах XIX века: На ель Ворона взгромоздясь , позавтракать было совсем уж собралась. (Крылов); ср.: Ворона, взгромоздясь на ель, собралась позавтракать ;
деепричастие выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством и связано с ним союзом и : Он шагал быстро и не оглядываясь вокруг.
Задание 1. Запишите текст. Обозначьте графически обособленные обстоятельства, объясните пунктуацию при них. Подчеркните однородные сказуемые с обобщающим словом. Составьте схему этой синтаксической конструкции.
Снег шёл с самого утра весь день, не переставая. Шёл в синих сумерках, и, когда опустилась совсем чёрная ночь, неустанно и не спеша, он продолжал своё дело: укрывал, всё утолщая, пухлый слой на каждой крыше, ложился на тротуары и деревья, устилал бесконечные проспекты засыпающего, спящего города.
Ночные фонари лили с высоты свой голубой беззвучный свет на толстые снежные валы по краям обезлюдевших тротуаров.(Ф. Кнорре)
Задание 2. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающими запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графически границы деепричастных оборотов. Укажите графически обособленные определения. Чем они выражены?
1. Коляска, покачиваясь и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее. (А. Чехов) 2. Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе точно задумавшись о своей жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и (не)понятно, (за)чем он летает и что ему нужно. А (в)дали3 машет крыльями мельница. (А. Чехов) 3. Он бросился на диван, заложил руки (за)голову и остался (не)подвижен почти (с)отчаянием глядя в потолок. (И. Тургенев) 4. Был (пол)день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному целиком покоряясь тишине и одиночеству, и сняв с головы старую солдатскую ушанку сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (М. Шолохов) 5. Однажды в тёплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом любуясь звёздным небом синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями. . В эту минуту блестящий метеор сорвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркою полосой по небу оставив за собой фосфорический след угасший медленно и (не)заметно. (В. Короленко).
Обособленные уточняющие члены предложения
Одним из смысловых условий обособления второстепенных членов предложения является уточнение с помощью одних второстепенных членов значения других — чаще обстоятельств, реже дополнений.
Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме.
Около дома мы встретились.
Около дома, на скамейки, мы встретились. Около дома, (где именно?) на скамейке, мы встретились.
Около дома не было никого, кроме детей.
Задание. Прочитайте текст. Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?
Семен глядел на середину реки. Там, на перекате, звенели, ошибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шуршала, лизали мокрый песок.
Какими членами предложения являются слова там-здесь? Достаточно ли конкретно их значение?
Там там, на перекате,
Здесь здесь, у берега,
В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?
Задайте вопрос (а именно?) от обстоятельства, выраженного наречием, и ответьте на него:
Какую роль играют обстоятельства, стоящие после наречий?
Уточняющие члены обособляются в следующих случаях:
1) если они являются обстоятельствами места и времени, стоят после уточняемого слова: Всюду, и вверху и внизу, пели жаворонки. Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу;
2) если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др.: В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.
Задание. Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите запятыми и подчеркните обособленные члены предложения. С какой целью автор их использовал? • Выполните синтаксический разбор 2, 3, 4, б и 8-го предложений.
1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назначено поднятие флага на пруду. (А. Н. Толстой) 2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не)проходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. (Д. Мамин-Сибиряк) 3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш..й в деревушк.. Моховое у самого леса. (К. Паустовский) 4. В пяти3 ки(л, лл)ометрах от (не)болыыого пров..нц..ального городка на берегу ж..лтой и широкой реки возникло строительство. (В. Герасимова) 5. Весна (со)всех сторон окружала деревню. Она пришла (от)куда(то) (из)далека из тайги усталая, чуть плелась по степи, из последних сил обруш..лась на тракт, высуш..ла его. (К. Ларионова) 6. В каретнике на верстаке среди кольцом закрученных, пахучих струж..к Пахом выстрогал две доски и четыре ножки. (А. Н. Толстой) 7. (На)право речка в..лась син..ватой тенью между белых и пустынных полей. (На)лево над самой круч..й чернели избы, торчали журавли деревн.. Сосновки. (А. Н. Толстой) 8. Маленький домик стоял на горе над рекой на самом краю города. (К. Паустовский) 9. Вчера на восходе была такая тишина, что даже и щекой (не)уловишь, (не)почувствуешь, тишина была тише своего дыхания. Но с какой(то) стороны (по)своему что(то) чуть дышало на лес, и (от)того берёзки там густо уб..рались инеем. А здесь на другой стороне инея3 (не)было. (М. Пришвин)