- Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Водоохранную зону предлагают устанавливать по ценности рыб
- Поправки в Водный кодекс могут изменить границы защитных территорий вокруг водоемов
- Водоемы бывают разные
- Зона особого внимания
- Решат на местах
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 65 ВК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 1 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 3 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения
3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 6 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения
6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 181-ФЗ часть 7 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в часть 13 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 244-ФЗ в часть 14 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения
14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
15. В границах водоохранных зон запрещаются:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 1 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ в пункт 2 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ в пункт 3 части 15 статьи 65 настоящего Кодекса внесены изменения
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ
5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 19 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ
6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 16 статьи 65 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
Информация об изменениях:
Часть 16 дополнена пунктом 5 с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 294-ФЗ
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Информация об изменениях:
Часть 16.1 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
16.1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.
Информация об изменениях:
Статья 65 дополнена частью 16.2 с 1 июля 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ
16.2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.
Информация об изменениях:
Статья 65 дополнена частью 16.3 с 19 декабря 2020 г. — Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 416-ФЗ
16.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.
17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Информация об изменениях:
Часть 18 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Водоохранную зону предлагают устанавливать по ценности рыб
Поправки в Водный кодекс могут изменить границы защитных территорий вокруг водоемов
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
С 1 января 2021 года бесплатная рыбалка разрешена практически на всех водоемах, что, впрочем, не должно негативно отразиться на экологии водных объектов… Как эту проблему предлагают решать в Правительстве и какие изменения в законодательстве ждут рыбаков в ближайшее время, разбиралась «Парламентская газета».
Водоемы бывают разные
Согласно законодательству, водоохранную зону должен иметь любой водоем. Водный кодекс гласит, что для реки, озера, водохранилища и прочих водных объектов, в которых обитает рыба, она устанавливается в размере двухсот метров от береговой линии (причем морская береговая линия определяется с учетом приливов).
В свою очередь, закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов конкретизирует, что водоемы подразделяются на высшую, первую и вторую категории — в зависимости от того, какие породы рыб (ценные или менее ценные) в них обитают. Однако размер водоохранной зоны для всех трех категорий все равно остается одинаковым.
Авторы правительственных поправок в Водный кодекс, рассмотрение которых запланировано на январь, предлагают изменить эту практику, определив ширину водоохранной зоны в 200 метров только для водоемов, где обитают особо ценные и ценные виды водных биологических ресурсов.
«В данном случае поправка не просто техническая. Размер водоохранной зоны будет определяться в зависимости от того, какая рыба обитает в водоеме. Если рыба ценная, то двести метров. Но какой будет эта зона вокруг остальных водоемов?» — задается вопросом юрист союза рыболовов-любителей Ленинградской области Андрей Захаров.
Фото: данные региональных отделений Росрыболовства
Стоит заметить, что с момента появления законопроекта на сайте Правительства обсуждение этого вопроса активно ведется в Интернете. «Если речь идет о реках, то при определении ширины водоохранной зоны учитывается протяженность. Например, при протяженности до 10 километров ширина зоны вне населенного пункта составит по 50 метров в обе стороны от берега», — считает любитель рыбалки Тимофей из Калуги. Его оппоненты в рыбацком чате уверены, что не все так просто. «Определяемая на глазок ширина водоохранной зоны обернется немалым штрафом, особенно если ты приехал на рыбалку на автомобиле», — констатирует один из них.
Зона особого внимания
Внимание к изменениям в законодательстве о рыболовных границах понять можно. Назначение прибрежных защитных (они же водоохранные) зон в том, чтобы предотвратить загрязнение водоема, а также сохранить благоприятную окружающую среду для рыб, зверей и растений. Поэтому здесь существует множество ограничений для деятельности человека.
Так, статья 65 Водного кодекса отмечает, что в водоохранных зонах «устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности». Это относится, например, к добыче и разработке полезных ископаемых, организации скотомогильников, хранилищ ядовитых веществ, свалок, а также автомоек и так далее.
Существует немало ограничений и для тех, кто пришел на берег с удочкой. Ловить рыбу в водоохранной зоне можно, а вот подъехать к берегу на машине — не всегда. Это возможно, если по берегу водоема проходит дорога с твердым покрытием, а на обочине есть оборудованные стоянки.
Впрочем, таких мест очень мало, а ведь большинство приезжает на рыбалку на личном автотранспорте. И вот тут возникает масса сложностей. Например, современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и снаряжения и все это приходится доставлять к воде на себе. А обратно к авто надо еще и улов нести. Охраняемых же стоянок на водоемах вдали от цивилизации практически нет. В результате многие нарушают закон, подъезжая к воде на машине. И в случае встречи с инспектором Росрыболовства их ждут немалые штрафы.
Решат на местах
«Поправка своевременная с учетом того, что с 1 января этого года бесплатная рыбалка восстанавливается практически на всех водоемах. В знакомые места снова потянутся сотни любителей посидеть с удочкой, поэтому важно привести правила поведения на берегу в соответствие с современной ситуацией», — заявил «Парламентской газете» член аграрного комитета Госдумы Владимир Блоцкий.
Другим плюсом предлагаемого нововведения, по его мнению, является то, что водоемы с ценными породами рыб выделены в отдельную категорию. «Это очень важно, чтобы сохранить биологическое разнообразие», — считает депутат. При этом он согласен, что на вопрос, как будут определяться границы водоохранных зон для всех прочих водоемов, четкого ответа нет. «Эта работа ляжет на региональные власти и региональные отделения Росрыболовства», — считает Владимир Блоцкий.
Фото: опрос ВЦИОМ 2018
Он уточнил, что работа над законопроектом в самом разгаре. «Текст документа разослан в регионы. В январе мы получим оттуда отзывы и станет понятнее, какие поправки следует внести в документ», — рассказал депутат.
С тем, что вопросы организации рыбной ловли и установления водоохранных зон должны решаться на местном уровне, согласен и первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. При этом он считает, что к изменению границ водоохранных зон надо отнестись внимательно.
«Конечно, где это возможно, надо упрощать правила рыбалки в интересах людей. Но следует помнить, что водоохранная зона предполагает и другие ограничения, например в строительстве. Если мы начнем их сейчас отменять, то скоро можем остаться без прудов и малых рек», — предостерегает сенатор.
Сегодня строить в водоохранной зоне разрешено, но при этом должны соблюдаться определенные требования. Например, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования. Объект необходимо оборудовать очистными сооружениями, к которым, в частности, Водный кодекс относит канализацию, ливневки, иные системы отведения вод, очистные сооружения и для сбора отходов. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды.
Региональным властям, по всей видимости, предстоит провести ревизии всех объектов, построенных у воды, констатируют эксперты. Дело в том, что в период, когда в нашей стране процветала аренда водоемов с целью организации платной рыбалки на их берегах, было понастроено много всего — гостевые домики, ангары для катеров, хранилища рыболовного снаряжения, многие из которых построены с вопиющими нарушениями норм Водного кодекса.