Охотники за ураганом дискавери

«Охотники за торнадо» с канала Discovery погибли в смерче в Оклахоме

ВАШИНГТОН, 3 июн — РИА Новости, Алексей Богдановский. Три «охотника за торнадо», известных по научно-популярным сериалам, оказались в числе по меньшей мере 19 погибших при смерчах на Среднем Западе США, сообщили в субботу американские СМИ.

Тим Самарас, его сын Пол Самарас и Карл Янг входили в исследовательскую группу, которая занималась полевыми исследованиями в непосредственной близости от торнадо в штате Оклахома. Все трое были известны по сериалу, выходившему на телеканале Discovery Channel до конца 2011 года, а также по работе с Weather Channel и National Geographic. «К сожалению, они погибли, но они погибли, занимаясь любимым делом», — написал в Facebook брат погибшего Тима Самараса Джим.

Работу Самараса и его коллег ценили не только искатели приключений, но и серьезные метеорологи, которые с помощью «охотников»-энтузиастов получали ценные сведения о природе смерчей. Марк Уайли, исследователь Национальной метеорологической службы США, сказал Los Angeles Times, что Самарас и его коллеги отличались от подавляющего большинства «охотников», которые стараются подобраться ближе к торнадо из любви к острым ощущениям. «К сожалению, эти трое были частью группы, которая гораздо больше была заинтересована в исследовательском аспекте этой работы», — сказал Уайли.

«Он (Самарас) был пионером научных наблюдений за торнадо. Мы, метеорологи, можем проводить измерения над торнадо на высоте десятков тысяч футов, но нам необходимо знать, что происходит на земле», — сказал Weather Channe профессор метеорологии Грег Форбс. По его словам, Самарас проводил измерения давления, скорости ветра и с помощью высокоскоростной видеокамеры добыл важные сведения об ударах молний в самом центре торнадо.

Охотники за ураганом дискавери

Цель последних – как можно точнее замерить
характеристики смерчей, чтобы научиться их предсказывать. Серьезным
людям – серьезная техника: на своих двоих за стихией не угнаться и уж
тем более к ней не подступиться. Давайте заглянем в гараж самой,
пожалуй, известной группы охотников за торнадо, которую возглавляет
ученый с мировым именем, доктор метеорологических наук Джош Вурман. Ну а
поможет нам в этом программа «В погоне за ураганом» на Discovery
Channel.

Когда встает вопрос об идеальной машине для охотников за торнадо,
сталкиваются два противоречия. С одной стороны, машина должна быть
шустрой – скорость движения торнадо зашкаливает за 100 км/ч. При этом
она должна быть максимально тяжелой, чтобы ее не закружило вихрем.
Примирить эти противоречия Джошу Вурману и его напарнику Шону Кейси
удалось в «Перехватчике-1». Машина весом около 6 тонн была собрана Шоном
Кейси на базе автомобиля Ford F-450. Шон трудился над ней более восьми
месяцев и потратил на ее создание 80 тысяч долларов.

В итоге получился настоящий монстр с тяжелым бронированным корпусом и
низкой посадкой. Автомобиль, чем-то напоминающий космический корабль,
оснащен дизельным двигателем на 7,3 литра мощностью 215 лошадиных сил.
Если заправить полный бак – а он вмещает ни много ни мало 230 литров, –
можно проехать 800 километров! Несмотря на лишний вес, «Перехватчик»
развивает приличную скорость – до 145 км/ч.

Чтобы сделать бронированное шеститонное детище еще более устойчивым, Шон
установил на машину специальные гидравлические стойки. Четыре опоры,
напоминающие паучьи лапы, достаточно надежно фиксируют «Перехватчик-1»
на земле.
Эта модель верой и правдой служила команде Джоша Вурмана вплоть до
сезона 2008 года, когда ему на смену пришел еще более тяжелый, мощный и
скоростной «Перехватчик-2».

От первого до второго один шаг

Если первую модель можно было сравнить с космическим кораблем, то второй
«Перехватчик» больше похож на танк. Благородный белый цвет он сменил на
не менее благородный черный и значительно нарастил броню – машину
обшили слоем стали толщиной почти в 4 миллиметра, а его общий вес
составляет 7,9 тонны. Нарастив массу, «Перехватчик-2» увеличил и
мощность, и скорость – новая модель может преодолевать более 160
километров за час, а двигатель объемом 6,7 литра выдает 625 лошадиных
сил! Редкий спорткар может похвастаться таким движком! Немудрено, что и
топливный бак стал больше – 348 литров.

«Перехватчик-2» собран на базе классического полноприводного автомобиля
Dodge 2500 2008 года выпуска, который был снабжен дополнительной парой
ведущих колес, а также оснащен множеством защитных устройств и
приспособлений. От «паучьих лап» Шон Кейси решил отказаться – им на
смену пришла бронированная «юбка»: тяжелые панели опускаются в нижней
части автомобиля наподобие забрала, вставая на пути ветра и не давая ему
опрокинуть автомобиль.

Читайте также:  Когда весенняя охота была 16 дней

Неизменной осталась, пожалуй, лишь башенка в верхней части машины,
которая была и в «Перехватчике -1». Она позволит Шону Кейси снимать
видео в формате IMAX прямо из «Перехватчика». Эта башенка сделана из
стали, слоистого закаленного стекла и поликарбоната и может вращаться на
360 градусов вокруг своей оси.

Охотники за торнадо – прежде всего ученые, и прежде чем нестись
наперерез торнадо, они проводят предварительные измерения. Скорость
вращения ветра в воронке может быть и около 100 км/ч, и более 500. И
если вихрь «закручен» на скорости более 200–250 км/ч, они не стремятся
попасть внутрь – понятно, что даже восьмитонный «Перехватчик-2» не
выстоит под таким напором. Определить, насколько силен торнадо и стоит
ли знакомиться с ним поближе, Джошу Вурману и его команде помогает
передвижной радар Доплера.

Впечатляет он не меньше, чем «Перехватчики». Это уже шестая модель,
созданная непосредственно перед началом сезона 2008 года на базе
грузовика International 7500.

Оседлать бурю. Автомобили «охотников за ураганами»

Эти удивительные люди одержимы одной идеей – побывать как можно ближе к эпицентру стихии. Снизить безумный риск призваны специальные машины, больше похожие на броневики.

Гигантская чёрная туча заполонила собой всё небо. Ливень и молнии вселяли ужас не только в тех, кто с детства боится грозы. На тёмном фоне выделялось лишь чуть более светлое облако. Но это — не предвестник грядущего просвета, а совсем наоборот… Кажется, будто небо протянуло на землю гигантскую руку, чтобы покарать всех, кто недооценивал его мощь. В воздухе повисло волнительное напряжение, которое не сглаживается даже идущим дождём. Вся природа трепещет перед ужасом надвигающегося урагана. Но что это? Похоже, на некоторых людей спобывать как можно ближе к эпицентру стихиитоль зловещая картина и призыв мироздания бежать сломя голову, вообще не действуют. Пройдет еще несколько минут, смертельная буря накроет наблюдателей, а в восьми километрах от этого места найдут изуродованный Chevrolet Cobalt с телом Тима Самараса. Этот человек был не самоубийцей, а учёным-метеорологом. И погубила его не любовь к бурям, а автомобиль.

Как же так получилось? Чтобы понять это, необходимо погрузиться в мир исследователей, которых чаще всего называют «охотниками за ураганами».

Однако «охота за ураганами» — это не только экстремальная забава, но и самая настоящая работа. Всех «охотников» условно можно разделить на две группы: любители и профессионалы. И первых ни в коем случае не стоит путать со вторыми. Конечно, в обоих случаях риск для здоровья и даже жизни человека очень велик. Но всё-таки одно дело – преследовать непогоду просто, чтобы сделать красивые фотокадры или для получения дозы адреналина. И совсем другое дело — заниматься профессиональными метеорологическими исследованиями. Где чем ближе находится оборудование к эпицентру торнадо, тем лучше. Между прочим, именно такие исследования дают учёным очень богатую почву для размышлений о природе торнадо. А чем лучше вы понимаете суть происходящего процесса, тем точнее вы можете спрогнозировать маршрут и силу урагана, а, значит – предупредить людей и спасти жизни.

Но и у простых «охотников за ураганами» и у профессионалов есть одна общая Мекка — так называемая «Аллея торнадо» — территория в США, охватывающая штаты Южная Дакота, Небраска, Канзас, Оклахома, Техас и часть Колорадо. Именно здесь возникают самые мощные ураганы на Земле. Происходит это так: холодный сухой воздух со Скалистых гор встречается с тёплым из континентальной Мексики и тёплым влажным потоком из Мексиканского залива. Что происходит дальше? Тёплый сухой воздух начинает подниматься, а холодный – напротив опускаться, в результате возникает зона разряжения. В неё втягивается тёплый влажный воздух, который стремится наверх, от земли до неба образуется воронка. Этот процесс может длиться от нескольких минут до нескольких часов. За финальной точкой этого явления наблюдают те самые «охотники за ураганами», которые преследуют непогоду на своих автомобилях, пытаясь уловить момент образования воронки и её рассасывания.

Как же выглядят их машины? Если говорить о любителях, то тут все относительно просто. Как правило, такие они используют большие пикапы (Ford F-Series, Chevrolet Silverado, RAM и т.д.) и микроавтобусы (Chevrolet Express, GMC Savanna и др.). Из оборудования — система навигации GPS, иногда – метеостанция и, конечно же, фото- и видеоаппаратура. Любопытно, что «охота» сильно упростилась с развитием интернета. Ведь теперь при помощи ноутбука можно в онлайн-режиме отслеживать сообщения «Национальной метеорологической службы США» и буквально следовать за ураганом. Раньше приходилось сначала собирать сводки прогнозов погоды по радио, а затем, находясь на месте событий, пытаться буквально предсказать направление бури.

Читайте также:  Яндекс деньги дикая охота

Совсем иные автомобили используют «охотники-профессионалы». Как правило, это – мобильные лаборатории, созданные на базе грузовиков. Они оснащены специальными доплеровскими радарами и сканируют проходящие ураганы, находясь на относительно безопасном расстоянии. Но есть у охотников-профессионалов автомобили и еще одного, особого типа, в которых они могут находиться в самом эпицентре торнадо. Фактически все такие машины уникальны, и тем больший интерес они представляют для поклонников техники. Но есть у них и ряд общих черт, напрямую связанных со спецификой работы. Прежде всего, это – усиленная защита кузова. Для этой цели используется высокопрочная сталь, причем панели обязательно должны прикрывать и колёса автомобиля, в то время как стёкла и фары защищает поликарбонат толщиной от 13 до 41 мм. Во-вторых, часть кузовных панелей должна опускаться вплоть до земли при помощи нажатия кнопки в салоне. Это сделано для того, чтобы завихрения не попали под кузов автомобиля и не подбросили его в воздух. Одновременно машина должна обладать хорошей проходимостью, ведь работать приходится в сельской местности, где завязнуть в дождливую погоду довольно легко.

На этом общие черты заканчиваются, и начинаются нюансы конкретных машин, существующих в единственном экземпляре и построенных определенными людьми под определенные задачи. Поэтому расскажем о некоторых из них. Самые известные автомобили были созданы в период, когда телеканал Discovery заинтересовался необычным занятием метеорологов-экстремалов и решил запустить сериал, который так и назывался – «Охотники за ураганами».

В съемках сериала принял участие известный охотник за торнадо Шон Кейси. Поначалу он, как и многие другие, пользовался обычным микроавтобусом. Однако такая техника не давала возможности подобраться к урагану вплотную, поэтому Кейси занялся разработкой специального транспорта. Результатом трудов стал TIV, или «Автомобиль для перехвата торнадо» (Tornado Intercept Vehicle), построенный на базе пикапа Ford F-Super Duty. Этот «танк» приводится в движение 7,3-литровым турбодизельным двигателем мощностью 275 л.с., сочетающимся с пятиступенчатой механической трансмиссией. Кузов автомобиля покрыт бронированными панелями, а стёкла и фары получили защиту из поликарбоната. Общая масса автомобиля составила семь с половиной тонн. К другим важным особенностям машины можно отнести двери особой конструкции, панорамную башню, откуда Кейси и его команда могли снимать видеоролики, а также «якоря» — специальные выдвижные опоры, наподобие тех, которые позволяют экскаваторам и строительным кранам закрепиться на местности.

Несмотря на то, что TIV оказался удачным экспериментом, машина довольно часто ломалась, поэтому в 2007 году Шон Кейси приступил к разработке нового автомобиля, который получил название TIV2. На этот раз за основу был взят Dodge Ram 3500, в конструкцию которого внесли изменения, добавив третью ось. В движение автомобиль приводился 6,7-литровым турбодизельным мотором Cummins мощностью 625 л.с. с запасом хода в 1200 километров.

Автомобиль получил наблюдательную башню другой формы, двери иной конструкции, а также другие «якоря», которые теперь стали напоминать иглы, втыкающиеся в землю. Последнее решение выглядит особенно интересно. При необходимости развертывания в случае торнадо, специальная гидравлическая конструкция фиксирует автомобиль, буквально пригвождая машину к земле за счет своеобразных свай. А когда необходимо продолжить движение, «якоря» поднимаются и автомобиль спокойно едет дальше, как обычно. На строительство TIV2 была потрачена 81 тысяча долларов.

Еще один автомобиль был создан метеорологом и оператором Ридом Тиммером. Он также принимал участие в съемках «Охотников за ураганами». Его машина получила название Dominator, а в её основу лег модифицированный Chevrolet Tahoe 2007 года выпуска. Кузов автомобиля обшили броней, а также поликарбонатом. В движение такая машина приводится стандартным шестилитровым 345-сильным двигателем V8. Однако у «Доминатора» есть некоторые отличия от «ТИВа». Прежде всего, у машины отсутствуют «якоря», позволяющие закрепиться на пересеченной местности. Это связано с тем, что Dominator изначально предназначался не для нахождения внутри торнадо, а для наблюдения за ним со стороны. За период с 2007 по 2011 год Рид Тиммер собрал неплохой опыт использования «Доминатора», в том числе негативный. Например, у автомобиля несколько отказывали тормоза и гидравлика. Поэтому в 2011 году метеоролог и его команда сделали новый автомобиль, который получил название Dominator 2.

На этот раз за основу был положен внедорожник GMC Yukon XL, оснащенный 6,2-литровым 403-сильным мотором. В отличие от своего предшественника, Dominator 2 уже был рассчитан на нахождение эпицентре торнадо. По сравнению с первым «Доминатором» автомобиль получил улучшенную аэродинамику, доработанную подвеску, гоночный каркас безопасности и спортивные сиденья. Но, главное, у автомобиля впервые появились «якоря».

Читайте также:  Рабочие ножи охотников сибири

Наконец, третьим автомобилем для охоты на ураганы, созданным Тиммером стал Dominator 3. Эта машина построенна на основе пикапа Ford Super Duty, оснащенного 6,7-литровым турбодизельным двигателем V8 (400 л.с.). На этот раз автомобиль оснастили улучшенной бронёй, полностью закрывающей кузов, дверями «крылья чайки», открывающимися вверх, а также гидравлическими «якорями». Именно этот автомобиль стал самым большим и мощным из всех, созданных для профессиональной охоты на ураганы.

Итак, автомобили профессиональных «охотников» фактически представляют собой броневики, сделанные из обычных гражданских автомобилей. Хватит ли таких ухищрений, чтобы действительно пережить близость к урагану? Как оказалось, да. Причем еще в 2010 году организаторы телешоу «Разрушители легенд» испытали автомобили TIV2 и Dominator, поместив их за Boeing 747 с работающими двигателями, что примерно соответствовало скорости ветра в 402 км/ч. Поначалу у «ТИВа» открылась водительская дверь, но, как оказалось, Шон просто забыл её заблокировать… Тест пришлось ненадолго прервать. Но после возобновления испытаний таких ситуаций уже не возникало. Оба автомобиля справились с тестом без значительных повреждений, если не считать помятого регистрационного знака и слегка погнутого «якоря» TIV2.

Правда, к моменту выхода третьего «Доминатора», телеканал Discovery давно прекратил трансляцию своего шоу, а Тиммер и команда организовали свою передачу под названием «Охотники за торнадо». Как бы там ни было, но именно один из автомобилей Тиммера, а именно – Dominator 2 — встретился с мощным ураганом Эль Рино, оказавшимся одним из самых мощных ураганов в истории.

Помните, с чего мы начинали наш рассказ? Так вот, именно так выглядел торнадо Эль Рино, прошедший по Оклахоме в 2013 году. Ураган был действительно страшным и оказался самым мощным за всю историю наблюдений. Ущерб от стихии оценивался в 40 млн. долларов США, но, самое главное, из-за урагана получили ранения более 150 человек, а еще восемь человек погибло. Среди них был и Тим Самарас — известный охотник за ураганами. Да-да, исследования торнадо велись и в такую непогоду. Но, как мы уже говорили, гибель Самараса, а также его сына и другого учёного – Карла Йонга, связана не столько с бурей, сколько с его обычным Chevrolet Cobalt. А также трагичным стечением обстоятельств.

Посудите сами: Тим Самарас наблюдал за торнадо, стоя на проселочной дороге. Но буквально за несколько минут и без того немаленький ураган резко вырос в размерах, образовав гигантскую воронку диаметров 4,2 км и одновременно ускорившись до 65 км/ч. Кроме того, торнадо резко поменял направление и направился прямо в сторону Тима Самараса. А на фоне свинцовых грозовых облаков, дождя и при слабой освещенности смертельный вихрь сделался практически невидимым. Глядя прямо в лицо приближающейся опасности, окружающие могли подумать, что видят просто облака, причем они находятся от них далеко. В это время вокруг основного вихря образовались несколько дополнительных, более мощных, скорость ветра в которых достигала почти 500 км/ч.

Единственный шанс выжить в таких условиях – это находиться в подземном убежище, ну, или в специальном броневике, наподобие TIV2 или Dominator 3. Но Тим Самарас был в обычном Chevrolet Cobalt, он вообще не планировал приближаться вплотную к урагану. Увы, жизнь распорядилась иначе, а главный удар стихии пришелся именно на машину исследователя. Возможности уехать от такого урагана по просёлочной дороге практически не было. Торнадо поднял автомобиль в воздух и отбросил его почти на восемь километров. Шансов выжить в таких условиях практически не было ни у него, ну и у его сына Пола, ни у Карла Йонга.

История Тима Самараса наглядно показывает, что человеку не стоит шутить со стихией — природа всё равно окажется сильнее, то тут, то там, преподнося сюрпризы, к которым люди будут не готовы. И всё же, погоня за ураганами продолжится. А мы обязательно увидим новые суперзащищенные автомобили, напоминающие не то космические корабли, не то мощные военные броневики. А также толпы энтузиастов, гоняющихся за непогодой на обычных гражданских автомобилях. Почему? Во-первых, как ни крути, но именно нахождение в непосредственной близости от торнадо дает учёным возможность лучше изучить их поведение. А во-вторых, число любителей, гоняющихся за ураганами из-за красивых снимков, вряд ли пойдет на спад. Ведь ни один экстремал не откажется от невероятной возможности поймать бурю за хвост.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Оцените статью
Adblock
detector