«Охотники за торнадо» с канала Discovery погибли в смерче в Оклахоме
ВАШИНГТОН, 3 июн — РИА Новости, Алексей Богдановский. Три «охотника за торнадо», известных по научно-популярным сериалам, оказались в числе по меньшей мере 19 погибших при смерчах на Среднем Западе США, сообщили в субботу американские СМИ.
Тим Самарас, его сын Пол Самарас и Карл Янг входили в исследовательскую группу, которая занималась полевыми исследованиями в непосредственной близости от торнадо в штате Оклахома. Все трое были известны по сериалу, выходившему на телеканале Discovery Channel до конца 2011 года, а также по работе с Weather Channel и National Geographic. «К сожалению, они погибли, но они погибли, занимаясь любимым делом», — написал в Facebook брат погибшего Тима Самараса Джим.
Работу Самараса и его коллег ценили не только искатели приключений, но и серьезные метеорологи, которые с помощью «охотников»-энтузиастов получали ценные сведения о природе смерчей. Марк Уайли, исследователь Национальной метеорологической службы США, сказал Los Angeles Times, что Самарас и его коллеги отличались от подавляющего большинства «охотников», которые стараются подобраться ближе к торнадо из любви к острым ощущениям. «К сожалению, эти трое были частью группы, которая гораздо больше была заинтересована в исследовательском аспекте этой работы», — сказал Уайли.
«Он (Самарас) был пионером научных наблюдений за торнадо. Мы, метеорологи, можем проводить измерения над торнадо на высоте десятков тысяч футов, но нам необходимо знать, что происходит на земле», — сказал Weather Channe профессор метеорологии Грег Форбс. По его словам, Самарас проводил измерения давления, скорости ветра и с помощью высокоскоростной видеокамеры добыл важные сведения об ударах молний в самом центре торнадо.
В сердце тьмы: опасное ремесло охотников за торнадо
Молнии, беспросветный ливень и ураган, до которого рукой подать.
Материал подготовлен при поддержке Just Cause 4
На дворе 25 мая, 2012 год. Два друга, Скотт Макпартленд и Дэйв Левисон, сидят в кафе города Грейт Бэнд и мониторят подробный прогноз погоды на ближайшие часы, одновременно поглядывая на небо через окно. Облаков немного, но дует сильный ветер. Настолько, что стоящего рядом человека практически не слышно.
Вскоре Макпартленд и Левинсон покинули стены кафе и выдвинулись на запад, в сторону небольшого городка Ла-Кросс. Там формировался мощный циклон — бурное движение пластов воздуха вокруг своей оси. Вскоре погода испортилась: небо быстро затянули грозовые тучи, а ветер стал невыносимо сильным.
Над городком виднелись огромные тучи — как в ширину, так и в высоту. Если приглядеться, можно было заметить, как они вращаются вокруг самих себя. Ветер пригнал с полей облака пыли, и друзьям стало трудно различать дорогу. В усиленное лобовое стекло их автомобиля полетели метровые ветки, сорванные шквалом. Над Ла-Кроссом собирался смерч.
Прошло немного времени, и Макпартленд и Левисон нашли место для наблюдения — такое, чтобы при приближении торнадо можно было легко уехать, — и начали снимать небо сразу на несколько камер. От тучи к земле потянулась огромная воронка, которую освещали десятки молний. Ливень не давал высунуться из машины, так что друзьям оставалось лишь наблюдать изнутри.
Наконец, смерч коснулся земли под аккомпанемент из грохота молний и барабанящего по крыше машины дождя. Молнии били каждые полсекунды, и без них торнадо было бы не увидеть на фоне тёмного неба. Но благодаря молниям даже ночная съёмка выходила детализированной и вполне исчерпывающей. Воронка разрасталась, в стороне от неё показался ещё один смерч, который только-только зарождался. С места нужно было уходить.
К счастью, торнадо прошёл в нескольких километрах от Ла-Кросса. Но сирены, предвещавшие ненастье, выли ещё долго.
Смерч (или, как привыкли говорить американцы, торнадо) — одно из самых неизученных природных явлений. Учёные могут лишь догадываться, как они формируются и, тем более, что происходит внутри них.
Однако некие общие признаки их появления всё же известны. Для образования торнадо необходимы так называемые суперъячейки — огромные грозовые тучи высотой до стратосферы. От остывающей земли к небу поднимаются огромные потоки тёплого воздуха, которые содержат конденсат с испарениями воды — этой водой напитываются грозовые тучи.
Со временем скорость потока усиливается, и появляется мезоциклон — вращающийся столб воздуха внутри тучи. При достаточном количестве влаги холодный воздух (стремящийся вниз) и тёплый (стремящийся вверх) начинают смешиваться, из-за чего в мезоциклоне появляется значительная разница температур. Образуется воронка, нисходящая к земле.
Чем она ниже, тем быстрее вращается весь столб. Когда он касается земли, образуется торнадо, скорость воздуха в котором может достигать 150 или даже 350 километров в час. А задействованная в процессе энергия сравнима с энергией ядерной бомбы.
Впрочем, даже при всех условиях смерч может просто не возникнуть. Его появление всегда непредсказуемо.
Торнадо образуются везде, где есть грозы. Но из-за особенностей климата чаще всего их можно наблюдать в Северной Америке, на огромной территории: от Скалистых гор до Атлантического океана. Местность, где они случаются особенно часто, называют «Аллеей торнадо»: эта территория захватывает штаты Южную Дакоту, Канзас, Техас, Оклахому, Колорадо и Небраску.
Люди наблюдали торнадо ещё тысячи лет назад. Но начать изучать их они смогли лишь тогда, когда это начали позволять технологии — то есть в середине двадцатого века.
Первым энтузиастом, решившим преследовать смерчи, был Дэвид Ходли. В шестидесятых он выслеживал штормы и делал их профессиональные снимки. Позже, в 1977 году, он основал журнал Storm Track, в котором публиковались результаты исследований, истории преследования, различные заметки и интервью с другими «охотниками на торнадо» или штормхантерами.
В погоне за торнадо Ходли проехал более миллиона километров и наблюдал около двухсот смерчей.
Снимки и записи на камеру делаются не для красоты: они помогают учёным изучать природу смерчей. Поэтому первые охотники оборудовали автомобили разными метеорологическими приспособлениями и прочей аппаратурой.
С тех пор в профессии мало что изменилось. Разве что вместо плёнки штормхантеры стали брать с собой камеры IMAX — чем лучше качество съёмки, тем выше её ценность для исследований.
Из-за документальных фильмов и кинолент об охотниках за торнадо может сложиться впечатление, будто эта профессия — сплошь погони и наблюдения за одними из самых смертоносных явлений природы. В реальности всё куда менее романтично.
Преследование смерчей — это медитативная работа для терпеливых людей. Штормхантер проводит весомую часть времени за рулём, постоянно мониторит метеорологические данные и много ждёт. Он может двадцать часов разъезжать по полям в полной уверенности, что там должно что-то произойти, но никакие торнадо на горизонте так и не появятся.
Мы надеемся, что найдём шторм до того, как стемнеет, надеемся, что образуется торнадо и надеемся, что до него ведут хоть какие-нибудь дороги.
Первым делом с утра штормхантеры смотрят подробные данные о погоде от Национальной метеорологической службы США, высматривая показатели с нужными условиями для формирования торнадо. Например, большие массы холодного воздуха в высоких слоях атмосферы и тёплого у поверхности Земли — знак того, что где-то появится смерч. Скорее всего.
После анализа всех данных штормхантеры выбирают на карте точку для наблюдения, забираются в машину и отправляются в путь. Только на дорогу до предполагаемой цели энтузиасты могут потратить несколько часов — при условии, что за это время погода не изменится. Это бывает редко. С торнадо всё нечасто идёт по плану.
Штормхантеры возят с собой огромное количество оборудования: компьютеры, радары, рации и локаторы, которые позволяют быстро получать информацию об изменениях погоды и координировать действия. Если все данные считаны верно, и хантерам улыбается удача, через некоторое время они войдут в визуальный контакт со штормом. По вращению туч преследователи понимают, едут ли они в правильном направлении или нет.
В Северном полушарии суперъячейки вращаются против часовой стрелки. В Южном — по часовой. Это связано с вращением Земли: у части тучи, которая находится ближе к экватору, импульс меньше, чем у противоположной.
К этому моменту штормхантеры обычно находят место для безопасного наблюдения. В идеале это холм в четырёх километрах от торнадо. В ход идут всевозможные камеры — чтобы зафиксировать одно из самых впечатляющих природных явлений.
Когда воронка касается земли, штормхантеры начинают отслеживать её движение и соответственно менять позицию. Заранее предугадать, в какую сторону пойдёт смерч, невозможно.
В погоню за торнадо охотники отправляются на специальных автомобилях. Когда начинается ураган, в стекло может прилететь что угодно — камни, ветки, град размером с теннисный мяч. Поэтому даже самые опытные преследователи стараются держаться на безопасном расстоянии от торнадо.
Однако те, кто хотят приблизиться к нему поближе и при этом не погибнуть в искорёженной груде металла, укрепляют свой транспорт. В ход идут толстые стальные пластины, железные решётки и даже полноценная броня. Заводское стекло заменяется на закалённое и дополняется сверхпрочным пластиком. Старенький пикап превращается в нечто из фильмов «Безумный Макс».
Такие автомобили могут побывать в нескольких десятках метров от торнадо. Так помимо красивых фотографий и записей, снятых на IMAX-камеры, охотники добывают ценнейшую метеорологическую информацию для научных исследований.
Штормхантеры либо конструируют свои автомобили самостоятельно, либо заказывают — серийным производством никто не занимается. Поэтому даже сидя в десятитонном бронированном пикапе не стоит рассчитывать на полную безопасность. Хоть он и рассчитан на то, чтобы выдерживать смерч со скоростью ветра в двести, а то и триста километров в час, изредка случаются сверхмощные торнадо — они вмиг переворачивают даже машины штормхантеров.
Для определения силы смерчей их делят на категории по шкале Фудзиты. Торнадо класса EF0 слабейшие и достигают скорости ветра в 137 км/ч. А EF5 — шторм катастрофического масштаба, который разгоняется до 500 км/ч и может вызвать коллапс небоскрёба.
Поэтому даже сидя в автомобиле-крепости не стоит забывать о банальных мерах предосторожности — говоря простыми словами, не лезть на рожон. В отличие от цунами, никогда нельзя предугадать, какой силы будет зарождающийся смерч. Они очень красивы, но зрелище может стоит жизни.
Простым энтузиастам и любителям никогда не стоит преследовать торнадо. Штормхантеры — профессионалы, которые разбираются в метеорологии, умеют оценивать ситуацию и риски. Для того, чтобы сбежать от надвигающегося вихря, недостаточно просто быстро ехать.
Но даже c самыми осторожными и опытными профессионалами может случиться беда. 31 мая 2013 года ураган Эль-Рино, которому присвоили класс EF3, убил двадцать человек, из которых четверо были штормхантерами. Это первый ураган, из-за которого погибли охотники за торнадо.
Тим Самарас, исследователь канала National Geographic, был одним из них. Он стал легендой ещё при жизни: в 2003 году он поставил рекорд Гиннеса, когда его измерительный зонд в зоне торнадо зафиксировал самый большой перепад атмосферного давления — сто гектопаскалей за минуту, почти на десять процентов от нормы. Самарас успел установить зонд за полторы минуты до прихода стихии.
Позже он организовал команду TWISTEX (от слова twister — смерч), которая занималась исследованием ураганов. Он не лез в центр торнадо, а лишь расставлял зонды и фиксировал данные. Друзья называли Тима «очень предусмотрительным и осторожным».
В 2013 году Эль-Рино, сформировавшийся из нескольких бурь, разросся до огромных размеров — вместе с основным вихрем было ещё четыре поменьше. Скорость ветра в них достигала почти пятисот километров секунду. Ураган напоминал бурлящий котёл.
Как и всегда, Самарас хотел поставить измерительные зонды вместе с командой — сыном Полом и метеорологом Калом Йонгом. Однако менее чем за минуту ураган раздулся в диаметре с полутора километров до четырёх. Он резко изменил направление и двинулся в сторону исследователей. Неподалёку от них воронка коснулась земли.
Чуть менее, чем через час, полицейский патруль нашёл белый Шевроле «Кобальт» Самараса, раздавленный, словно консервная банка. Тима нашли пристёгнутым в машине, тела его сына и коллеги разбросало по округе. Транспорт оказался в семи километрах от места, где он предположительно находился перед столкновением с Эль-Рино
Случай с Самарасом показал, что от стихии не застрахованы даже лучшие профессионалы. Ураганы вроде Эль-Рино случаются очень редко, но оставляют после себя катастрофические последствия.
Чтобы посмотреть на торнадо, не рискуя жизнью, можно либо поехать в специальный тур, либо залезть в интернет — у многих штормхантеров есть свои профили в Instagram с поразительными снимками катаклизмов.
- @sanner.photography — За 15 лет путешествий по Америке Крис Саннер повстречал почти 500 штормов. Помимо них в его профиле можно найти также красивые снимки североамериканской природы.
- @mikeolbinski — Охотник за торнадо из Аризоны, который проводит за рулём по шесть месяцев в году. Фотографирует не только смерчи, но и бури с живописными молниями.
- @bradhannon — Австралийский штормхантер — путешествует по США ради профессиональных фотографий суперъячеек и ураганов.
- @basehunters_chasing — Команда штормхантеров, которые снимают видео для своего канала на YouTube. В Instagram они публикуют тоже много всего интересного.
- @tornadotitans — Ещё одно объединение охотников на торнадо, которое занимается съёмкой погоды в Скалистых горах и полях рядом с ними — от смерчей до снежных бурь.
Охота за торнадо может стать хорошим увлечением или даже работой мечты. Эту профессию есть за что любить: адреналин, красивейшие пейзажи и чувство свободы, которое испытываешь, рассекая на автомобиле по бесконечным североамериканским равнинам.
Но не каждый может себе такое позволить. До США далеко, да и охота на торнадо — опасная профессия.
Четвёртого декабря на ПК, PS4 и Xbox One выходит игра Just Cause 4 — экшн, где можно пролететь в десятке метров от торнадо, не рискуя жизнью. Большая часть игрового процесса завязана на борьбе с катаклизмами — песчаными бурями, метелями, суровыми ливнями и смерчами.
В игре нет рутины ремесла штормхантеров: вместо того, чтобы искать торнадо, они находят игрока сами. А дальше нужно действовать по ситуации.
Routes to finance
Секунды до катастрофы: Нашествие Торнадо (Документальные фильмы National Geographic HD) (Апрель 2021).
Сезон ураганов начинается 1 июня. Поскольку эта дата приближается каждый год, 53-я разведывательная эскадрилья «Ураганные охотники» на авиабазе Keesler, MS остаются бдительными в отношении тропических угроз для погоды.
Охотники за ураганами входят в состав 403-го крыла командования ВВС. Это единственная организация Министерства обороны, которая все еще летает в тропические штормы и ураганы на регулярной основе.
Все началось в 1944 году, когда барабан осмелился, когда два пилота ВВС США бросили вызов друг другу, чтобы пролететь сквозь тропический шторм.
27 июля 1943 года майор Джо Дакворт вылетел в тропический шторм северо-американский AT-6 «Техасский» инструктор с пропеллерным двигателем. Дакворт дважды в этот день бросился в глаза этой бурю, однажды с навигатором и снова с офицером погоды. Они, как правило, считались первыми воздушно-десантными попытками получить данные для использования при построении положения тропического циклона по мере приближения к земле. Новаторские усилия Дакворта проложили путь для дальнейших полетов в тропические циклоны.
53-й WRS был первоначально активирован в 1944 году, в качестве 30-й эскадрильи разведывательной разведки в Гандере, Ньюфаундленд. Его первоначальная миссия состояла в том, чтобы летать по следам погоды между Северной Америкой и Западной Западной Европой. С того времени у ураганов-охотников было много обозначений и называлось много аэродромов дома.
Из Гандера эскадра переместилась на юг в Нью-Гэмпшир, а затем во Флориду. В конце 1947 года Охотники за ураганами переместились через Атлантику на месторождение Киндли, Бермудские острова, а затем переехали на Королевскую военно-воздушную станцию Бертонвуд, Англию и Дхаран, Саудовская Аравия.
Эскадра вернулась на Бермудские острова на короткое время, а затем вернулась в Соединенные Штаты в Хантер AFB, штат Джорджия. В 1966 году 53-й WRS снова покинул Соединенные Штаты, на этот раз для Ramey AFB , Пуэрто-Рико. Когда Рами закрылся в 1973 году, ураганы-охотники пришли в свои нынешние места в Миссионере Keesler AFB.
В июне 1991 года 53-й WRS был деактивирован, а ответственность за всю разведывательную разведку упала до 815-й эскадрильи Воздушных сил, которая существовал одновременно с 53-м с 1976 года. Затем 1 ноября 1993 года 53-й WRS был реактивирован и назначен в резерв ВВС, заменив 815-й WS.
Для выполнения своей миссии у Hurricane Hunters есть 10 самолетов WC-130J. Эти самолеты Hercules оснащены паллетными приборами сбора метеорологических данных. WC-130J — следующее поколение «Hurricane Hunter», предназначенное для продолжения разведывательной разведки в 21 веке.
Охотники за ураганами берут на небо, чтобы собирать данные из тех областей, где нецелесообразно или невозможно иметь наземные наблюдательные станции, или когда метеорологические спутники не могут предоставить полную информацию.
Во время сезона ураганов с 1 июня по 30 ноября ураганные охотники обеспечивают наблюдение за тропическими беспорядками и ураганами в западном Атлантическом океане, Карибском море и Мексиканском заливе для Национального центра ураганов в Майами. Они также могут летать в Центре ураганов в центральной части Тихого океана в Гонолулу.
С 1 ноября по 15 апреля подразделение также отправляет зимние миссии у обоих берегов США, поддерживая Национальный центр экологического прогнозирования.
Эти миссии могут быть столь же сложными, как ураганные миссии, с турбулентностью, молнией и обледенением.
Точное прогнозирование может спасти как жизнь, так и собственность. Типичное предупреждение о ураганах стоит около 192 миллионов долларов в процессе подготовки, эвакуации и потери коммерции.
Сужение зоны предупреждения повышает вероятность получения прогнозов и позволяет осуществлять более контролируемые и ограниченные прибрежные эвакуации. Поскольку популяции прибрежных районов продолжают расти, решения о эвакуации должны приниматься ранее. В некоторых районах уже требуется более 48 часов, чтобы очистить их от крупного урагана.
Когда условия благоприятны для развития ураганов, экипажи летной погоды Keesler начинают действовать.
Ураганы состоят из густых гроз с сильной турбулентностью и сильным дождем. Твердое кольцо гроз, называемое глазком, обычно окружает глаз.
Здесь самые сильные ветры обычно встречаются. Иногда облака и дождь настолько толстые, что крылья самолета едва заметны. По словам чиновников, напротив, глаза сравнительно спокойны и практически без облаков.
Первые следственные миссии выполняются на низких уровнях от 500 до 1 500 футов. Они определяют, дуют ли ветры у поверхности океана в полном круге против часовой стрелки, а также определяют центр этой замкнутой циркуляции — первой стадии развивающегося тропического циклона.
По мере того как шторм усиливается, самолет входит в область от 5 000 до 10 000 футов, выбирая более высокие высоты, когда буря становится более серьезной. Вершины грозовых облаков могут достигать 50 000 футов, поэтому самолет не пролетает над штормом, а прямо сквозь гущу погоды собирает самую ценную информацию из глаза.
Информация, собранная с приборов на борту самолета и небольших канистр, упавших с парашютом, отправляется непосредственно в Национальный центр ураганов в Майами по спутнику, чтобы обеспечить наиболее точное измерение местоположения и интенсивности бури.
Каждая из метеорологических миссий составляет в среднем около 11 часов и может покрывать около 3 500 миль.
53-й WRS разрешил 20 летных экипажей. Пятьдесят девять членов подразделения занимают должности техников технического обслуживания. Остальная часть эскадрильи состоит из резервистов военно-воздушных сил.
WC-130Js несут базовый экипаж из пяти человек: пилот, штурман, штурман, метеоролог и метеорологический разведчик. Пилот, который выполняет функции командира воздушного судна, и пилот-пилот, управляющий полетами. Навигатор отслеживает положение и движение самолета, а также контролирует радар, чтобы избежать торнадической активности.Летный метеоролог выступает в качестве директора полета и наблюдает и регистрирует метеорологические данные на уровне полета с использованием компьютера, который кодирует данные о погоде каждые 30 секунд. Погружатель метеорологической разведки собирает и записывает вертикальные метеорологические данные с помощью парашютного датчика, известного как капельница. Он измеряет и кодирует данные о погоде до поверхности океана.
Совместно с Национальным центром ураганов в Майами, штат Флорида, является небольшой группой гражданских военнослужащих военно-воздушных сил, назначенных на 53-й WRS. Наблюдательный метеоролог подразделения выполняет функции начальника, Координации воздушной разведки, всех ураганов, более известных как CARCAH.
Эти сотрудники отвечают за координацию требований Министерства торговли за данные о ураганах, выполнение миссий по разведывательной разведке и мониторинг всех данных, передаваемых с летательных аппаратов для разведывательной разведки.
Charleston AFB, S. C., Homestead Air Reserve Base, Fla., И Patrick AFB, штат Флорида, являются альтернативными местоположениями для ураганов-охотников, если шторм ударит по Мексиканскому заливу вблизи Кисслера.
Большая часть приведенной выше информации предоставлена резервами ВВС.