«Охотники за торнадо» с канала Discovery погибли в смерче в Оклахоме
ВАШИНГТОН, 3 июн — РИА Новости, Алексей Богдановский. Три «охотника за торнадо», известных по научно-популярным сериалам, оказались в числе по меньшей мере 19 погибших при смерчах на Среднем Западе США, сообщили в субботу американские СМИ.
Тим Самарас, его сын Пол Самарас и Карл Янг входили в исследовательскую группу, которая занималась полевыми исследованиями в непосредственной близости от торнадо в штате Оклахома. Все трое были известны по сериалу, выходившему на телеканале Discovery Channel до конца 2011 года, а также по работе с Weather Channel и National Geographic. «К сожалению, они погибли, но они погибли, занимаясь любимым делом», — написал в Facebook брат погибшего Тима Самараса Джим.
Работу Самараса и его коллег ценили не только искатели приключений, но и серьезные метеорологи, которые с помощью «охотников»-энтузиастов получали ценные сведения о природе смерчей. Марк Уайли, исследователь Национальной метеорологической службы США, сказал Los Angeles Times, что Самарас и его коллеги отличались от подавляющего большинства «охотников», которые стараются подобраться ближе к торнадо из любви к острым ощущениям. «К сожалению, эти трое были частью группы, которая гораздо больше была заинтересована в исследовательском аспекте этой работы», — сказал Уайли.
«Он (Самарас) был пионером научных наблюдений за торнадо. Мы, метеорологи, можем проводить измерения над торнадо на высоте десятков тысяч футов, но нам необходимо знать, что происходит на земле», — сказал Weather Channe профессор метеорологии Грег Форбс. По его словам, Самарас проводил измерения давления, скорости ветра и с помощью высокоскоростной видеокамеры добыл важные сведения об ударах молний в самом центре торнадо.
В сердце тьмы: опасное ремесло охотников за торнадо
Молнии, беспросветный ливень и ураган, до которого рукой подать.
Материал подготовлен при поддержке Just Cause 4
На дворе 25 мая, 2012 год. Два друга, Скотт Макпартленд и Дэйв Левисон, сидят в кафе города Грейт Бэнд и мониторят подробный прогноз погоды на ближайшие часы, одновременно поглядывая на небо через окно. Облаков немного, но дует сильный ветер. Настолько, что стоящего рядом человека практически не слышно.
Вскоре Макпартленд и Левинсон покинули стены кафе и выдвинулись на запад, в сторону небольшого городка Ла-Кросс. Там формировался мощный циклон — бурное движение пластов воздуха вокруг своей оси. Вскоре погода испортилась: небо быстро затянули грозовые тучи, а ветер стал невыносимо сильным.
Над городком виднелись огромные тучи — как в ширину, так и в высоту. Если приглядеться, можно было заметить, как они вращаются вокруг самих себя. Ветер пригнал с полей облака пыли, и друзьям стало трудно различать дорогу. В усиленное лобовое стекло их автомобиля полетели метровые ветки, сорванные шквалом. Над Ла-Кроссом собирался смерч.
Прошло немного времени, и Макпартленд и Левисон нашли место для наблюдения — такое, чтобы при приближении торнадо можно было легко уехать, — и начали снимать небо сразу на несколько камер. От тучи к земле потянулась огромная воронка, которую освещали десятки молний. Ливень не давал высунуться из машины, так что друзьям оставалось лишь наблюдать изнутри.
Наконец, смерч коснулся земли под аккомпанемент из грохота молний и барабанящего по крыше машины дождя. Молнии били каждые полсекунды, и без них торнадо было бы не увидеть на фоне тёмного неба. Но благодаря молниям даже ночная съёмка выходила детализированной и вполне исчерпывающей. Воронка разрасталась, в стороне от неё показался ещё один смерч, который только-только зарождался. С места нужно было уходить.
К счастью, торнадо прошёл в нескольких километрах от Ла-Кросса. Но сирены, предвещавшие ненастье, выли ещё долго.
Смерч (или, как привыкли говорить американцы, торнадо) — одно из самых неизученных природных явлений. Учёные могут лишь догадываться, как они формируются и, тем более, что происходит внутри них.
Однако некие общие признаки их появления всё же известны. Для образования торнадо необходимы так называемые суперъячейки — огромные грозовые тучи высотой до стратосферы. От остывающей земли к небу поднимаются огромные потоки тёплого воздуха, которые содержат конденсат с испарениями воды — этой водой напитываются грозовые тучи.
Со временем скорость потока усиливается, и появляется мезоциклон — вращающийся столб воздуха внутри тучи. При достаточном количестве влаги холодный воздух (стремящийся вниз) и тёплый (стремящийся вверх) начинают смешиваться, из-за чего в мезоциклоне появляется значительная разница температур. Образуется воронка, нисходящая к земле.
Чем она ниже, тем быстрее вращается весь столб. Когда он касается земли, образуется торнадо, скорость воздуха в котором может достигать 150 или даже 350 километров в час. А задействованная в процессе энергия сравнима с энергией ядерной бомбы.
Впрочем, даже при всех условиях смерч может просто не возникнуть. Его появление всегда непредсказуемо.
Торнадо образуются везде, где есть грозы. Но из-за особенностей климата чаще всего их можно наблюдать в Северной Америке, на огромной территории: от Скалистых гор до Атлантического океана. Местность, где они случаются особенно часто, называют «Аллеей торнадо»: эта территория захватывает штаты Южную Дакоту, Канзас, Техас, Оклахому, Колорадо и Небраску.
Люди наблюдали торнадо ещё тысячи лет назад. Но начать изучать их они смогли лишь тогда, когда это начали позволять технологии — то есть в середине двадцатого века.
Первым энтузиастом, решившим преследовать смерчи, был Дэвид Ходли. В шестидесятых он выслеживал штормы и делал их профессиональные снимки. Позже, в 1977 году, он основал журнал Storm Track, в котором публиковались результаты исследований, истории преследования, различные заметки и интервью с другими «охотниками на торнадо» или штормхантерами.
В погоне за торнадо Ходли проехал более миллиона километров и наблюдал около двухсот смерчей.
Снимки и записи на камеру делаются не для красоты: они помогают учёным изучать природу смерчей. Поэтому первые охотники оборудовали автомобили разными метеорологическими приспособлениями и прочей аппаратурой.
С тех пор в профессии мало что изменилось. Разве что вместо плёнки штормхантеры стали брать с собой камеры IMAX — чем лучше качество съёмки, тем выше её ценность для исследований.
Из-за документальных фильмов и кинолент об охотниках за торнадо может сложиться впечатление, будто эта профессия — сплошь погони и наблюдения за одними из самых смертоносных явлений природы. В реальности всё куда менее романтично.
Преследование смерчей — это медитативная работа для терпеливых людей. Штормхантер проводит весомую часть времени за рулём, постоянно мониторит метеорологические данные и много ждёт. Он может двадцать часов разъезжать по полям в полной уверенности, что там должно что-то произойти, но никакие торнадо на горизонте так и не появятся.
Мы надеемся, что найдём шторм до того, как стемнеет, надеемся, что образуется торнадо и надеемся, что до него ведут хоть какие-нибудь дороги.
Первым делом с утра штормхантеры смотрят подробные данные о погоде от Национальной метеорологической службы США, высматривая показатели с нужными условиями для формирования торнадо. Например, большие массы холодного воздуха в высоких слоях атмосферы и тёплого у поверхности Земли — знак того, что где-то появится смерч. Скорее всего.
После анализа всех данных штормхантеры выбирают на карте точку для наблюдения, забираются в машину и отправляются в путь. Только на дорогу до предполагаемой цели энтузиасты могут потратить несколько часов — при условии, что за это время погода не изменится. Это бывает редко. С торнадо всё нечасто идёт по плану.
Штормхантеры возят с собой огромное количество оборудования: компьютеры, радары, рации и локаторы, которые позволяют быстро получать информацию об изменениях погоды и координировать действия. Если все данные считаны верно, и хантерам улыбается удача, через некоторое время они войдут в визуальный контакт со штормом. По вращению туч преследователи понимают, едут ли они в правильном направлении или нет.
В Северном полушарии суперъячейки вращаются против часовой стрелки. В Южном — по часовой. Это связано с вращением Земли: у части тучи, которая находится ближе к экватору, импульс меньше, чем у противоположной.
К этому моменту штормхантеры обычно находят место для безопасного наблюдения. В идеале это холм в четырёх километрах от торнадо. В ход идут всевозможные камеры — чтобы зафиксировать одно из самых впечатляющих природных явлений.
Когда воронка касается земли, штормхантеры начинают отслеживать её движение и соответственно менять позицию. Заранее предугадать, в какую сторону пойдёт смерч, невозможно.
В погоню за торнадо охотники отправляются на специальных автомобилях. Когда начинается ураган, в стекло может прилететь что угодно — камни, ветки, град размером с теннисный мяч. Поэтому даже самые опытные преследователи стараются держаться на безопасном расстоянии от торнадо.
Однако те, кто хотят приблизиться к нему поближе и при этом не погибнуть в искорёженной груде металла, укрепляют свой транспорт. В ход идут толстые стальные пластины, железные решётки и даже полноценная броня. Заводское стекло заменяется на закалённое и дополняется сверхпрочным пластиком. Старенький пикап превращается в нечто из фильмов «Безумный Макс».
Такие автомобили могут побывать в нескольких десятках метров от торнадо. Так помимо красивых фотографий и записей, снятых на IMAX-камеры, охотники добывают ценнейшую метеорологическую информацию для научных исследований.
Штормхантеры либо конструируют свои автомобили самостоятельно, либо заказывают — серийным производством никто не занимается. Поэтому даже сидя в десятитонном бронированном пикапе не стоит рассчитывать на полную безопасность. Хоть он и рассчитан на то, чтобы выдерживать смерч со скоростью ветра в двести, а то и триста километров в час, изредка случаются сверхмощные торнадо — они вмиг переворачивают даже машины штормхантеров.
Для определения силы смерчей их делят на категории по шкале Фудзиты. Торнадо класса EF0 слабейшие и достигают скорости ветра в 137 км/ч. А EF5 — шторм катастрофического масштаба, который разгоняется до 500 км/ч и может вызвать коллапс небоскрёба.
Поэтому даже сидя в автомобиле-крепости не стоит забывать о банальных мерах предосторожности — говоря простыми словами, не лезть на рожон. В отличие от цунами, никогда нельзя предугадать, какой силы будет зарождающийся смерч. Они очень красивы, но зрелище может стоит жизни.
Простым энтузиастам и любителям никогда не стоит преследовать торнадо. Штормхантеры — профессионалы, которые разбираются в метеорологии, умеют оценивать ситуацию и риски. Для того, чтобы сбежать от надвигающегося вихря, недостаточно просто быстро ехать.
Но даже c самыми осторожными и опытными профессионалами может случиться беда. 31 мая 2013 года ураган Эль-Рино, которому присвоили класс EF3, убил двадцать человек, из которых четверо были штормхантерами. Это первый ураган, из-за которого погибли охотники за торнадо.
Тим Самарас, исследователь канала National Geographic, был одним из них. Он стал легендой ещё при жизни: в 2003 году он поставил рекорд Гиннеса, когда его измерительный зонд в зоне торнадо зафиксировал самый большой перепад атмосферного давления — сто гектопаскалей за минуту, почти на десять процентов от нормы. Самарас успел установить зонд за полторы минуты до прихода стихии.
Позже он организовал команду TWISTEX (от слова twister — смерч), которая занималась исследованием ураганов. Он не лез в центр торнадо, а лишь расставлял зонды и фиксировал данные. Друзья называли Тима «очень предусмотрительным и осторожным».
В 2013 году Эль-Рино, сформировавшийся из нескольких бурь, разросся до огромных размеров — вместе с основным вихрем было ещё четыре поменьше. Скорость ветра в них достигала почти пятисот километров секунду. Ураган напоминал бурлящий котёл.
Как и всегда, Самарас хотел поставить измерительные зонды вместе с командой — сыном Полом и метеорологом Калом Йонгом. Однако менее чем за минуту ураган раздулся в диаметре с полутора километров до четырёх. Он резко изменил направление и двинулся в сторону исследователей. Неподалёку от них воронка коснулась земли.
Чуть менее, чем через час, полицейский патруль нашёл белый Шевроле «Кобальт» Самараса, раздавленный, словно консервная банка. Тима нашли пристёгнутым в машине, тела его сына и коллеги разбросало по округе. Транспорт оказался в семи километрах от места, где он предположительно находился перед столкновением с Эль-Рино
Случай с Самарасом показал, что от стихии не застрахованы даже лучшие профессионалы. Ураганы вроде Эль-Рино случаются очень редко, но оставляют после себя катастрофические последствия.
Чтобы посмотреть на торнадо, не рискуя жизнью, можно либо поехать в специальный тур, либо залезть в интернет — у многих штормхантеров есть свои профили в Instagram с поразительными снимками катаклизмов.
- @sanner.photography — За 15 лет путешествий по Америке Крис Саннер повстречал почти 500 штормов. Помимо них в его профиле можно найти также красивые снимки североамериканской природы.
- @mikeolbinski — Охотник за торнадо из Аризоны, который проводит за рулём по шесть месяцев в году. Фотографирует не только смерчи, но и бури с живописными молниями.
- @bradhannon — Австралийский штормхантер — путешествует по США ради профессиональных фотографий суперъячеек и ураганов.
- @basehunters_chasing — Команда штормхантеров, которые снимают видео для своего канала на YouTube. В Instagram они публикуют тоже много всего интересного.
- @tornadotitans — Ещё одно объединение охотников на торнадо, которое занимается съёмкой погоды в Скалистых горах и полях рядом с ними — от смерчей до снежных бурь.
Охота за торнадо может стать хорошим увлечением или даже работой мечты. Эту профессию есть за что любить: адреналин, красивейшие пейзажи и чувство свободы, которое испытываешь, рассекая на автомобиле по бесконечным североамериканским равнинам.
Но не каждый может себе такое позволить. До США далеко, да и охота на торнадо — опасная профессия.
Четвёртого декабря на ПК, PS4 и Xbox One выходит игра Just Cause 4 — экшн, где можно пролететь в десятке метров от торнадо, не рискуя жизнью. Большая часть игрового процесса завязана на борьбе с катаклизмами — песчаными бурями, метелями, суровыми ливнями и смерчами.
В игре нет рутины ремесла штормхантеров: вместо того, чтобы искать торнадо, они находят игрока сами. А дальше нужно действовать по ситуации.
Охотники за штормом (сериал) — Storm Chasers (TV series)
реальность
Погода
Джошуа Вурман
Рид Тиммер
Тим Самарас
Тони Лаубах
Карл Янг
Мэтт Гржих
Брэндон Айви
Мэтт Хьюз
Крис Читтик
Байрон Терк
Чарли Корвин
Брайан Нашел
Ронан Нэгл
Джей Петерсон
Маркус С. Гутьеррес (водитель-медик TIV)
Джошуа Вурман
Рид Тиммер
Тим Самарас
Тони Лаубах
Карл Янг
Мэтт Гжих
Брэндон Айви
Мэтт Хьюз
Джоэл Тейлор
Крис Читтик
Байрон Терк
Брайан Нашел
Ронан Нэгл
Джей Петерсон
( 2011-11-10 )
Storm Chasers — американский документальный реалити- сериал , премьера которого состоялась 17 октября 2007 года на канале Discovery . Созданная Original Media , программа рассказывает о нескольких командах охотников за штормами, которые пытаются перехватить торнадо на Аллее торнадо в США. Шоу было отменено в конце 5-го сезона Discovery Communications 21 января 2012 года.
Содержание
Обзор
Storm Chasers снимались каждый год в центральной части Соединенных Штатов (область, известная как Аллея торнадо из-за частоты и серьезности торнадо, происходящих там) в основном в конце весны и начале лета, во время наиболее частой активности торнадо (хотя некоторые эпизоды последние сезоны также снимались в менее известной Дикси-Элли на юго-востоке США). В сериале появляется несколько команд штормовых преследователей. В течение сезонов 2007 и 2008 годов доктор Джошуа Вурман , известный атмосферный ученый и создатель Doppler On Wheels (DOW), сотрудничал с режиссером документального фильма IMAX Шоном Кейси . Целью Вурмана является сбор данных о торнадо, чтобы улучшить системы предупреждений, в то время как цель Кейси — снимать кадры внутри торнадо, используя свою бронированную машину перехвата торнадо (TIV).
Команду TIV возглавили Кейси и Маркус Гутьеррес, водитель и медик-спасатель, взявший на себя роль водителя сериала, и Байрон Терк, штурман и стрелок / продюсер шоу. TIV был оснащен метеорологическими приборами, которые собирают данные с высоты примерно 12 футов над землей, что в сочетании с радиолокационными изображениями DOW и данными зонда может помочь Джошу получить более полную картину структуры торнадо. Кейси продюсировал / снял свой второй полнометражный фильм IMAX о торнадо. Первый, « Силы природы» , был выпущен в 2003 году. Треть фильма посвящена торнадо, остальные две трети — вулканам и землетрясениям. Ронан — исполнительный продюсер фильма « Аллея торнадо» , выход которого состоится 18 марта 2011 года.
Начиная с 2008 года, программа также начала следить за командой сайта TornadoVideos.Net (TVN) во главе с доктором метеорологических наук. кандидат Рид Тиммер , Джоэл Тейлор (водитель / метеоролог) и Крис Читтик (фотограф / техник по зондам). Цель небольшой, но очень мобильной команды Рида — снимать «экстремальное видео», а также научные данные о торнадо. Команда Тиммера известна в сериале как «Team Dominator», по названию их собственной бронированной машины преследования, SRV Dominator . Этот новый сезон также принес изменения в команду Кейси, заменив TIV на TIV2. Автомобиль страдал от постоянных хронических механических проблем, и в начале сезона был отправлен на модификацию и был заменен на оригинальный TIV. TIV2 не вернулся из ремонта до середины третьего сезона.
В течение сезона 2009 года в сериале также была задокументирована команда TWISTEX , возглавляемая инженером и опытным охотником за штормами Тимом Самарасом , который был убит в 2013 году во время погони за штормом в Эль-Рино, штат Оклахома, вместе со своим сыном Полом и другим охотником за штормами Карлом Янгом. Основная цель команды TWISTEX — развернуть свои «черепашьи» зонды на пути торнадо и развернуть мезонетные транспортные средства вокруг твистера. Карл Янг помогает пилотировать корабль Probe, а Тони Лаубах управляет одним из мезонетных транспортных средств, M3. Еще одним дополнением к команде Кейси было добавление Doghouse, которым управляли метеорологи и преследователи штормов Мэтт Хьюз (умер в 2010 г.) и Брэндон Айви, которые преследовали его в составе команды TIV. Все оригинальные автомобили Scout, PROBE, TWISTEX и TVN несут на себе зонды, которые предназначены для размещения на предполагаемой траектории торнадо для сбора данных и видеосъемки с самых низких 100 футов торнадо.
Перед началом сезона 2009 года Джош Вурман стал одним из руководителей Vortex 2 , программы исследования торнадо, спонсируемой правительством, что привело к огромным изменениям состава персонажей. Транспортные средства DOW, Scout, Probe вместе со всем персоналом, кроме Кейси, Турка и Нигла, покидают основной состав шоу. Вихрь 2, Джош Вурман и некоторые другие актеры вновь появились в нескольких эпизодах 3 и 4 сезонов.
Посвящения
Эпизод под названием «Посвящение», который дебютировал 3 ноября 2010 года, начинается и заканчивается посвящением уроженцу Уичито Мэтту Хьюзу, который пытался покончить жизнь самоубийством 14 мая 2010 года и умер через двенадцать дней в возрасте тридцати лет в Валли-центре, штат Канзас . Мэтт был частью команды TIV, сначала в Doghouse, а затем, в 2010 году, внутри TIV под руководством Кейси. Завершенный фильм Кейси в формате IMAX «Аллея торнадо» (открытый в марте 2011 г.) посвящен Хьюзу. Сезон 2010 года посвящен Язу-Сити, штат Миссисипи, поскольку TornadoVideos.Net преследовал торнадо шириной в милю и был одним из первых, кто пришел на сцену, чтобы помочь.
Эпизоды
Время года | Эпизоды | Премьера сезона | Финал сезона | |
---|---|---|---|---|
1 | 4 | 17 октября 2007 г. | 7 ноября 2007 г. | |
2 | 8 | 19 октября 2008 г. | 7 декабря 2008 г. | |
3 | 8 | 18 октября 2009 г. | 29 ноября 2009 г. | |
4 | 8 | 13 октября 2010 г. | 1 декабря 2010 г. | |
5 | 8 | 25 сентября 2011 г. | 10 ноября 2011 г. |
Погоня за группами
DOW и Scout возглавлял доктор Вурман в первом и втором сезонах. Вурман и DOW появлялись только спорадически в третьем и четвертом сезонах, так как они присоединились к проекту VORTEX2 , за которым обычно не следят камеры Storm Chasers . В четвертом сезоне было показано, что доктор Вурман участвовал в финансировании фильма Кейси IMAX, когда он обратился к Кейси по поводу видео, показывающего безрассудное вождение в TIV2. Команда скаутов Дэнни Чересника и Аарона Рупперта появилась в первых двух сезонах как часть команды DOW, но была показана только в одном эпизоде в третьем сезоне.
Погоня за группами | Сезон 1 | Сезон 2 | 3 сезон | 4 сезон | 5 сезон |
---|---|---|---|---|---|
Автомобиль-перехватчик торнадо | Главный | ||||
Доплер на колесах | Главный | Повторяющийся | Не появляются | ||
TornadoVideos.Net | Камея | Главный | |||
TWISTEX | Не появляются | Главный |
Аннулирование
21 января 2012 года Тим Самарас и Шон Кейси подтвердили на своих страницах в Facebook, что компания Discovery Communications отменила Storm Chasers. Сообщается, что Тим Самарас почувствовал облегчение, когда шоу было отменено, поскольку он думал, что оно больше сосредоточено на межличностной драме, чем на самих штормах.
Транслировать
В настоящее время повторы сериала транслируются в сети цифрового вещания Quest .
После сериала
Тиммер и другие продолжили серию веб-сайтов Tornado Chasers , финансируемую кампаниями Kickstarter .
31 мая 2013 года три члена команды TWISTEX , Тим Самарас , его 24-летний сын Пол Самарас и уроженец Калифорнии Карл Янг (45 лет) погибли, преследуя торнадо EF3 в Эль-Рино. Оклахома . Эти трое были показаны в специальном выпуске Storm Chasers «Mile Wide Tornado: Oklahoma Disaster», который транслировался на канале Discovery 5 июня 2013 года. Они также были показаны в телевизионном спецвыпуске The Weather Channel «Dangerous Day Ahead», который транслировал месяц спустя.
4 февраля 2016 года Герберт Штайн (бывший водитель Doppler on Wheels) скончался в возрасте 57 лет после короткой битвы с раком поджелудочной железы и печени.
23 января 2018 года бывший участник Storm Chasers Джоэл Тейлор умер от передозировки наркотиков в возрасте 38 лет на круизном лайнере.
В других СМИ
Охотники за штормом Шон Кейси и Рид Тиммер появились в одном из эпизодов MythBusters . У них были TIV 2 и Dominator, испытанные Разрушителями мифов Адамом Сэвиджем и Джейми Хайнеманом, чтобы выяснить, могут ли автомобили выдерживать скорость ветра от 200 до 250 миль в час с использованием мощного реактивного двигателя. (См. Мифы о преследовании бури .)