Охотники за тиграми людоедами
«…вскоре после восхода луны тигрица стала реветь близ Чука и, проревев там часа два, пошла в направлении лагерей рабочих у Кумайа-Чак. Рабочие, услышав приближение тигрицы, стали кричать, чтобы ее отпугнуть. Но ожидаемого результата не последовало: тигрица только разъярилась и не ушла до тех пор, пока люди не замолчали».
Поскольку содержащиеся в этой книге рассказы посвящены тиграм-людоедам, следует объяснить, почему эти животные становятся людоедами.
Тигр-людоед — это такой тигр, который вынужден под давлением не зависящих от него обстоятельств перейти на непривычную пищу. Причиной такого перехода в девяти случаях из десяти являются раны, а в одном случае — старость. Рана, вынудившая тигра стать людоедом, может быть результатом неудачного выстрела охотника, не ставшего затем преследовать раненого животного, или же результатом столкновения с дикобразом. Люди не представляют для тигра естественной добычи, и только когда вследствие ран или старости звери становятся неспособными продолжать свой обычный образ жизни, они начинают питаться человеческим мясом.
Когда тигр убивает свою добычу, предварительно подкравшись к ней или из засады, успех нападения зависит прежде всего от быстроты, а также от состояния его зубов и когтей. Если тигр страдает от одной или нескольких мучительных ран, если у него повреждены зубы или стерты когти, вследствие чего он уже не может охотиться на животных, которыми всегда питался, ему приходится убивать людей. Я думаю, что превращение тигра в людоеда обычно происходит случайно.
Чтобы пояснить, что я подразумеваю под «случайностью», приведу пример. Сравнительно молодая муктесарская тигрица-людоедка при встрече с дикобразом потеряла глаз, в предплечье и подмышкой ее правой передней лапы впилось около 50 игл длиной от одного до девяти дюймов.
Некоторые из этих игл, натолкнувшись на кость, загнулись назад в форме U, причем острие иглы и ее сломанный конец сошлись совсем близко. Там, где тигрица пыталась извлечь иглы зубами, образовались гноящиеся раны. В то время как она лежала в густой траве, зализывая раны и страдая от голода, какая-то женщина решила скосить как раз эту траву на корм для своей коровы. Сперва тигрица не обращала на нее внимания, но когда женщина оказалась совсем близко от нее, зверь прыгнул и ударил — удар пришелся по черепу женщины. Смерть наступила мгновенно; когда труп женщины был найден на следующий день, в одной руке убитой был зажат серп, а в другой — охапка травы, которую она срезала в момент нападения тигрицы. Не тронув трупа, тигрица проковыляла свыше мили и спряталась в небольшой яме под упавшим деревом. Через два дня один мужчина пришел туда, чтобы наколоть дров, тигрица убила и его. Он упал поперек ствола, и так как тигрица разодрала когтями его спину, то запах крови, по-видимому впервые, внушил ей мысль, что она может утолить свой голод человеческим мясом. Как бы то ни было, но, прежде чем уйти, она съела небольшой кусок мяса со спины убитого. Днем позже она уже «намеренно» и без всякого повода убила свою третью жертву. С этого времени она стала настоящей людоедкой и, прежде чем ее уничтожили, успела убить 24 человека.
Тигр с добычей, раненый тигр или тигрица с маленькими детенышами могут случайно убить человека, который побеспокоит их. Но при всем желании нельзя считать этих тигров людоедами, хотя их часто так называют. Что касается меня лично, то я считаю необходимым всегда тщательно проверить все обстоятельства, прежде чем объявить того или иного тигра (леопарда) людоедом. Осмотр трупов людей, которых считают убитыми тиграми или леопардами, или — на наших равнинах — волками и гиенами, очень важен.
Я не буду приводить примеры, но мне известны случаи, когда убийство совсем ошибочно приписывалось хищным зверям.
Распространено ошибочное мнение, что все тигры-людоеды старые и чесоточные, так как избыток соли в человеческом мясе якобы вызывает чесотку. Я некомпетентен в вопросе о количестве соли в мясе человека и животных, но утверждаю, что питание человеческим мясом не только не портит шерсти зверей-людоедов, но, наоборот, дает противоположный результат. Все людоеды, которых я видел, обладали превосходным мехом.
Многие считают также, что детеныши зверей-людоедов сами автоматически становятся людоедами. Это предположение на первый взгляд звучит вполне резонно, однако оно не подтверждается фактами. В то же время обстоятельство, что люди не служат естественной добычей для тигров или леопардов, заставляет предполагать обратное.
Детеныш ест то, что ему приносит мать, и я даже знаю случаи, когда тигрята помогали матери в ее нападении на людей. Однако я не знаю ни одного случая, когда тигр, после того как его родители-людоеды были убиты или он стал взрослым и вышел из-под их опеки, сам стал людоедом.
Часто возникает вопрос, чьей жертвой был убитый человек: тигра или леопарда. Общее правило, исключения из которого мне не известны, гласит, что все дневные убийства совершает тигр, а все ночные — леопард. Оба эти обитателя лесов имеют много одинаковых повадок, убивают свои жертвы сходным образом и способны перетаскивать убитых ими людей на большие расстояния. Поэтому было бы естественным предположить, что они охотятся в одни и те же часы. На самом деле это не так, ибо тигр смелее леопарда. Став людоедом, тигр теряет всякий страх перед человеком, а так как люди гораздо больше передвигаются днем, нежели ночью, тигр-людоед убивает свою добычу при дневном свете, не прибегая к нападению на человека ночью в его жилище.
Леопард, даже убивший десятки людей, никогда не перестает бояться человека. Избегая встреч с людьми днем, он убивает их ночью, застигая в пути или даже проникая в дома. Благодаря этим особенностям тигра-людоеда легче застрелить, нежели людоеда-леопарда. Количество убийств, совершенных тигром-людоедом, зависит, во-первых, от наличия естественной для него добычи в том районе, где он обитает, во-вторых, от характера увечий, превративших тигра в людоеда, и, в-третьих, от того, имеем ли мы дело с самцом или с самкой с детенышами.
Когда не имеется возможности составить свое собственное суждение по какому-либо вопросу, мы склонны полагаться на чужое мнение. Особенно это бросается в глаза, когда речь заходит о тиграх, и не только о тиграх-людоедах, но о тиграх вообще. Писатель, впервые употребивший выражения «жестокий, как тигр» или «кровожадный, как тигр» с целью подчеркнуть отвратительные свойства описанного им в пьесе злодея, не только обнаружил достойное сожаления невежество в вопросе о звере, которого он так заклеймил, но и создал неверный образ, получивший самое широкое распространение. Именно эти выражения способствовали созданию неправильного мнения о тиграх у большинства людей, за исключением немногих, которым удалось составить свое, самостоятельное суждение, основанное на реальных фактах.
Когда я читаю слова «жестокий, как тигр» или «кровожадный, как тигр», я вспоминаю о маленьком мальчике, вооруженном старым шомпольным ружьем, правый ствол которого имел трещину длиной в 6 дюймов, а приклад и стволы, чтобы они не развалились, были скреплены медной проволокой. И этот мальчик бродил по джунглям в те дни, когда там было в десять раз больше тигров, чем теперь. Мальчик засыпал там, где заставала его ночь, разведя лишь небольшой костер, согревавший и развлекавший его в одиночестве. Время от времени он просыпался от рева тигров, то далекого, то совсем близкого. Проснувшись, мальчик подбрасывал ветку в костер, поворачивался на другой бок и снова спокойно засыпал. Ведь из собственного небольшого опыта и из рассказов других людей, подобно ему, побывавших в джунглях, мальчик знал, что если тигра не тревожить, он сам не причинит вреда. Увидев тигра днем, мальчик уходил с его пути, а если это было невозможно, стоял совершенно неподвижно, пока тигр не пройдет мимо. Я вспоминаю, как этот мальчик как-то скрадывал[1] полдюжины диких кур и взобрался на куст терновника, чтобы осмотреть окрестности. Внезапно куст закачался, и с противоположной стороны его появился тигр. Он повернулся и посмотрел на мальчика, как бы говоря: «Эй, парень, какого черта ты здесь делаешь?» Не получив ответа, тигр обошел куст и удалился очень медленным шагом, ни разу не оглянувшись при этом.
Скрадывать (охотничье выражение) — подкрадываться, бесшумно приближаться к преследуемому животному. (Здесь и далее, если не указано другое — прим. ред.)
Тигры — мстители и людоеды
Тигр вышел к поселку из тайги 13 февраля и с того времени окрестностей поселка уже не покидал. Сперва он просто подъедал остатки животноводческого производства – обрезки мяса и требуху, затем начал ходить за людьми, работавшими на ферме – доярками, трактористами.
В итоге, специалисты приняли решение: зверя с сомнительным поведением изъять из природы.
Олег Гриненко рассказывает:
– Очевидно было, что с тигром не все в порядке. Далеко от фермы он не отходил. Я там, почитай, жил большую часть времени – встречал его, ну, вот в восьми-десяти метрах от себя.
Схватит он кишки, поглядит на меня и потрусит, потащит их за околицу. Потом, замерзшие части туш он не грыз – головы всякие, которые там валяются. Чувствовалось, что ему тяжело это.
– Потихоньку он к людям привык и к этому образу жизни тоже. Пообнаглел, стал за людьми ходить, за доярками. Те, конечно, пугались – еще бы, такая машина тебя преследует. Поэтому было принято решение его отловить.
ОТЛОВ И УСЫПЛЕНИЕ
Специалисты инспекции установили петлю – не ту, которая может задавить зверя, а специальную, ногохватающую петлю Олдрича, которая причиняет зверю минимум вреда.
И вот – гигантский полосатый хищник забился в петле утром в четверг.
Хищника усыпили и осмотрели опытные ветеринары.
Обнаружилось, что тигр давно и тяжело страдал. Передняя правая лапа была серьезно повреждена – вероятно, в браконьерской петле. Пытаясь освободиться, тигр повредил свою пасть, отчего, видимо, не мог полноценно питаться. Вот и сделал хищник попытку перейти на нахлебничество.
В итоге, люди пришли к выводу, что зверя вылечить не удастся, и решили его усыпить окончательно.
КОНФЛИКТЫ, КОТОРЫЕ РОЖДАЮТ ЛЮДИ
За нынешнюю весну это уже третий тигр, которого люди возвели в ранг «конфликтных». Но когда эти конфликты расследуются надлежащим образом, выясняется – практически за каждым случаем стоит ранение, после которого хищнику очень трудно вернуться к естественному образу жизни.
Трудно сказать, сколько таких раненых и покалеченных тигров бродят в лесах русского Дальнего Востока, которые готовы выместить свои обиды на первом случайно встретившемся человеке.
Во всех пяти случаях нападения тигра на человека, происшедших в течение 2004–2005 года каждый атакующий тигр был перед этим ранен неизвестными преступниками.
Преступниками я этих людей называю потому, что по законам Российской Федерации, любой человек, разряжающий в тигра оружие, совершает уголовное преступление.
Но кроме уголовного преступления, такой человек совершает преступление еще и человеческое.
Дело в том, что он таким образом «заряжает» против людей одну из самых мощных машин убийства, созданных природой из живого существа. Каждый обалдуй, стреляющий в тигра, должен понимать, что он своими руками готовит убийство человека.
ТИГРЫ – МСТИТЕЛИ И ЛЮДОЕДЫ
Тигры мстят. Таежные охотники-промысловики в этом нисколько не сомневаются. Я неоднократно слышал от опытных лесовиков, что тигр по запаху запоминает человека, поставившего на него петлю, и освободившись из петли, начинает преследовать своего обидчика.
Но тигр, раздраженный свежей раной, может напасть и просто на первого встреченного им человека – как человек в плохом настроении может выместить свою досаду на продавщице газетного киоска, водителе автобуса или вахтере предприятия.
Но существует и еще одна категория раненых тигров – это те звери, которые из-за полученных ранений теряют возможность нормально питаться и переходят на более легкую добычу – домашний скот, собак, а иногда – и людей.
Тигр, усыпленный возле села Раковка был в начале такого пути.
ТРЕВОЖНЫЙ МЕСЯЦ МАРТ
Март – традиционно самый тяжелый месяц для всей лесной братии. Накопленные за осень запасы жира перегорели в калории, все, что торчит из под снега – поедено, все, что лежит под снегом – покопано, надо потуже подбирать животы и ждать, пока не пробьется из под листвы свежая травка.
Это ведь только людям кажется, что без их соизволения даже умереть не моги, что зверушки ежели и умирают, так только потому, что стреляют их охотники и браконьеры, да иногда кушают тигры. На самом же деле естественная смертность в лесу – вещь совершенно обыденная.
Даже в благополучные годы умирают от голода кабаны, косули и олени. Поэтому именно в это весеннее время чаще всего начинают выходить к людям тигры.
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В США
Мне пришлось познакомиться с работой подобного реабилитационного центра при Департаменте рыбы и дичи штата Аляска. Что интересно, базовое финансирование там несет государство – в смысле – штат.
Уровень независимости регионов в США таков, что постсоветский человек воспринимает его, как Чапаев – квадратный трехчлен («а я себе такого и представить не могу!»), и регионы у них отвечают почти за все. Федерального финансирования нет как такового.
Но очень значительная часть деятельности этого центра существует на частные пожертвования состоятельных граждан. Кроме того, львиную долю черной работы в этом центре выполняют волонтеры – люди, которые любят животных и хотят им как-то помочь.
Это студенты, школьники старших классов и даже домохозяйки. Дело в том, что реабилитация попавших в беду диких животных – это проблема, которая гораздо шире проблемы конфликтных животных.
Это – осиротевшие медвежата, которые в значительном количестве появляются в любом лесоразрабатывающем регионе – от Британской Колумбии до Карелии. Это – сбитые машиной, но оставшиеся в живых олени и косули, раненые барсуки и зайцы, разбившиеся о провода и не погибшие птицы.
Реабилитационный центр – это ни в коем случае не зоопарк – животных там намеренно изолируют от общения с людьми – ведь в идеале они должны вернуться в природу.
Так и должно происходить с тиграми, которых в будущем по той или иной причине люди будут вынуждены изымать из природы. Изымать, чтобы вернуть в нее снова.
Кумаонские людоеды
Джим Корбетт
Книга посвящена деятельности автора по ликвидации в предгорьях Гималаев (Кумаон, Индия) тигров-людоедов и, попутно, нападавших на скот леопардов. Впечатляет число жертв каждого тигра-людоеда; достаточно сказать, что первый зверь, уничтоженный Дж. Корбеттом, успел растерзать до этого 434 человека. Охота на людоедов и встречи с их жертвами (мертвыми и тяжело раненными) описывается автором в хроникальном стиле, практически без эмоций.
От жителей Лайвлиба я слышал, что в окрестностях появилась интересная книжка про охотника на тигров. И вот поздним вечером, стараясь не привлекать внимания, я углубился в дебри флибусты. Со мной была лишь моя верная мышь — незаменимое оружие при охоте на книги. Вскоре я напал на след автора. Сомнений быть не могло — буквы отчетливо складывались в слова «Джим Корбетт». Затаив дыхание, я начал медленно скроллить список вниз. Внезапно я увидел искомую книгу. Я замер, чтобы не выдать себя, и медленно начал наводить курсор на ссылку «скачать». В ночной тишине раздался щелчок мыши и окно загрузки плавно вывалилось на середину экрана. Теперь лишь вяло замирающее течение полосы скачивания нарушало идиллию в интернете. Моя библиотека пополнилась еще одним трофеем. Должен предупредить всех, кто, может быть, захочет последовать моим путем и тоже почитать книги Корбетта: не исключено, что коварные тигры будут вам мерещиться даже в метро, не говоря уж о тихих двориках.
От жителей Лайвлиба я слышал, что в окрестностях появилась интересная книжка про охотника на тигров. И вот поздним вечером, стараясь не привлекать внимания, я углубился в дебри флибусты. Со мной была лишь моя верная мышь — незаменимое оружие при охоте на книги. Вскоре я напал на след автора. Сомнений быть не могло — буквы отчетливо складывались в слова «Джим Корбетт». Затаив дыхание, я начал медленно скроллить список вниз. Внезапно я увидел искомую книгу. Я замер, чтобы не выдать себя, и медленно начал наводить курсор на ссылку «скачать». В ночной тишине раздался щелчок мыши и окно загрузки плавно вывалилось на середину экрана. Теперь лишь вяло замирающее течение полосы скачивания нарушало идиллию в интернете. Моя библиотека пополнилась еще одним трофеем. Должен предупредить всех, кто, может быть, захочет последовать моим путем и тоже почитать книги Корбетта: не исключено, что коварные тигры будут вам мерещиться даже в метро, не говоря уж о тихих двориках.
Наступает ночь. И этой ночью мне будут сниться тигры. Тигры, элегантные и олицетворяющие силу природы, в густых джунглях Индии.
Джим Корбетт написал один из идеалов мужской книги. В ней есть — смертельная опасность, дикая природа горных лесов, убойные ружья и настоящая охота и рыбалка. Ну и главный герой покруче Джеймса Бонда, который может отмахивать сотни километров за пару дней и в одиночку выслеживать хищников-людоедов, ежеминутно рискуя жизнью.
Безусловно, это не книга для обычных любителей природы, она не покажет милых зверюшек. Она покажет мощных кошек, способных съесть человека за один присест. Это дикая природа, в которой действуют свои законы.
Конечно повесть Корбетта это не гимн убийству, это скорее книга-оправдание. Оправдание сохранением жизни других людей.
Но можно ли оправдывать убийство природы выживанием человека? Очень спорный вопрос. И когда природа уничтожена местами полностью, он встает всё острее, заставляя задуматься. Что же важнее — жизнь убийцы-человека, или жизнь убиваемой им среды обитания, которая пытается хоть как-то сопротивляться ему? По мне так человек — это вроде эболы для всего окружающего мира.
Почему-то я позволяю себе ошибочно думать, что, родившись в год Тигра по восточному календарю, имею непосредственное отношение к этим хищникам. А посему, за книгу взялась с энтузиазмом.
А потом не шмогла. Потому что мои ожидания от книги несколько несоответствовали её содержанию (моя ошибка).
А ожидания были таковы, как в аннотации «книга вместе с тем содержит наилучшее и наиболее полное описание образа жизни тигров, основанное на строго достоверном фактическом материале и на почти пятидесятилетнем личном опыте ее автора Джима Корбетта — охотника и натуралиста. Вопрос о том, как становятся тигры и леопарды людоедами и в чем причины этого явления, Корбетт и разбирает в настоящей книге».
В принципе, всё это было написано во вступительной главе, как и почему, и что с этим делать.
Сама же книга представляет собой очень подробное повествование об охоте на тигров (и леопардов). Я бы даже сказала подробнейшее. Так что охотникам или людям, интересующимся этой тематикой, будет интересно.
Каждая глава — это отдельная история об охоте на конкретного хищника.
Выстроена по принципу: тигр-людоед уволок очередную жертву в очередной деревне – жители испугались тигра, и несколько сотен человек в панике заперлись в домах – пришёл Корбетт – разведывание местности (с детальным описанием) – выслеживание хищника – охота (с помощью или без).
И вроде бы всё это очень интересно, но слишком много деталей, которые мне, в сущности, быстро наскучили (не охотник я совершенно), таких, как
Так, например, если охотнику по условиям местности необходимо двигаться в том направлении, откуда дует ветер, то опасность находится позади, но если он пойдет «челноком» под углом к направлению ветра, ему надо считаться с опасностью с правой или левой стороны. При чтении книги все эти приемы не кажутся очень привлекательными и, может быть, не совсем понятны, но на практике они действенны.
И, если в одном случае, ты читаешь такие нюансы с интересом, то изобилие их меня утомило.
Опять таки, хищник выслеживаться не желал, поэтому нередки были дни, когда Корбетт уходил с охоты несолоно хлебавши, но методично расписывал и этот неудачный день: сколько миль в какую сторону он шёл, какая птичка крикнула, как кабанчик выскочил из кустов, и под каким деревом автор посидел. А потом выясняется, что в этот день тигра не случилось. И следующий начинается также подробно.
Опять таки повторюсь, что одну такую историю почитать интересно, но целую книгу лично для меня сложно.
А о жизни тигров не так уж много информации. Они выглядят не центральными персонажами повествования, как казалось, исходя из названия. А объектами охоты. Я не смогла понять, как автор сам к ним относится? Тут нет ни уважения, ни ненависти, ни заинтересованности. Возможно, в жизни всё было иначе, но в книге отражено именно так: вижу цель – иду на неё.
Поэтому, прочитав чуть больше половины, я решила не мучиться и не отсеивать те крупицы сведений о жизни животных среди упоительных охотничьих рассказов.
Прочитано в рамках МФМ-5 Клуба книгопутешественников «…и мой сурок со мною».
Книга написанная от лица охотника за тиграми-людоедами и леопардами-людоедами, также автор не только охотник, он еще натуралист, и любящий природу человек, родившийся в Индии. Мне понравилось, что автор не клеймит убитых им тигров-людоедов ярлыком «жестокий», «беспощадный» и все такое прочее, а пытается выяснить причину и объяснить ее читателю, чтобы люди понимали, что людоедами тигры (и леопарды) стали в силу сложившихся не в их пользу обстоятельств, таких как ранение или состояние здоровья. Зачастую сами люди становятся виновниками этого, не добив подстреленное ими животное, которое потом вынуждено как-то добывать себе пищу и выживать, а охотиться на свою естественную жертву оно не может, и тогда приходится убивать человека.
Охотник, да и любой человек должен иметь уважение к природе и нельзя бездумно уничтожать животных, только из-за того, что они наносят вред его скоту или нападают на людей, как это случилось в Европе, в следствие чего были истреблены волки в огромных количествах. По сути это был геноцид.
Книга именно поэтому мне и понравилась, что автор, являясь охотником, не убивал случайных животных, которые имели глупость попасться на его мушку, а убивал именно тех, на кого велась охота.
Я не приветствую охоту вообще, но бывают случаи когда она необходима. Но во что превратилась охота сейчас, это трусость и забава, а не охота. Разве можно назвать охотой отстрел волка с вертолета, и это делается не в качестве регулирования поголовья, а именно это такой вид охоты. Папикам хочется почувствовать себя охотниками, но боятся идти и охотиться по-старинке, и убивают как последние трусы.
Охота это соперничество охотника и животного, без разницы хищник это или травоядное.
Но в одном со мной согласятся все охотники независимо от того, охотились ли они на тигра из засады на дереве, со спины слона или стоя на собственных ногах, — это то, что тигр великодушный джентльмен беспредельной храбрости. Если он будет истреблен, а он будет истреблен, если общественное мнение не станет на его защиту, Индия обеднеет, лишившись прекраснейшего представителя своей фауны.
В мире насчитывается огромное количество профессий. Есть такие, что встречаются даже в самом маленьком городке. А есть такие настолько экзотические — их представители настолько редки, что ценятся на вес золота. Эта книга и написана таким человеком и рассказывает о сложностях охоты на зверей-людоедов, что в нашем понимании вообще кажется чем-то невероятным.
Сам Джим Корбетт родился в Индии в конце 19-го века — в 1875 году. Вырос он там и, конечно, не мог не полюбить окружавшую его природу. Он стал хорошим следопытом и охотником. Его профессиональные качества настолько ценились, что его специально приглашали для отлова животных-людоедов. За это его местные жители считали святым. С возрастом его интересы поменялись. На смену охоте пришел интерес к фото- и киносъемке, а потом и к литературе. Его книги автобиографичны, в них он рассказывает о своей жизни и жизни индийского народа.
И то, что для нас экзотическое приключение -для него привычная жизнь. А как известно, лучше всего получается рассказывать о том, что ближе и привычнее всего. Поэтому его книги, написанные со знанием дела, рассказывают о хорошо известных автору вещах, местах, людях.
Конкретно эта книга состоим из двух частей. Первая часть называется «Кумаонские людоеды» и рассказывает о тиграх-людях, водившихся в Индии. Вторая часть — «Леопард из Рудрапраяга» — о хищнике, наводившем ужас на окрестности в течение 8 лет. И в той и во другой части автор повествует об опасных и страшных хищниках. Но «Кумаонские людоеды» — это записки о многих тиграх, обитавших в Индии и ставших людоедами по каким-то причинам, а «Леопард из Рудрапраяга» — рассказ об одном лишь животным, но не менее страшном и жестоком.
Представьте себе, что хорошего специалиста, например повара, попросили рассказать о своей профессии, о приготовлении какого-нибудь и вкусного и сложного в приготовлении одновременно. Непременно, об это он будет рассказывать с любовью, подробно останавливаясь на деталях и вдаваясь в подробности. Неважно, захочется вам его после этого приготовить или хотя бы попробовать, но вы обязательно проникнитесь самой атмосферой приготовления и будете понимать, как же это делается в реальности.
Всё это отступление нужно было лишь для того, что Джим Корбетт в своей книге похож на этого самого повара. Он предан своему делу, он профессионал. Он знает все тонкости своего дела. Он знает почему животное вдруг становится людоедом. Он знает, что нужно делать, чтобы его поймать. Он знает все хитрости и тонкости этого дела. Он очень подробно рассказывает обо всем читателю. И тут возникает двойственное чувство: ты понимаешь, что животное (неважно, тигр это или леопард) приносит беду людям, убивая их близких, некоторые моменты написаны очень трогательно: мать теряет единственного сына, дети остаются без матери. Но с другой стороны понимаешь, что животные, как правило, не виноваты сами в том, что однажды стали такими, в этом есть и вина самого человека. И теперь, чтобы человеку и дальше на своей земле спокойно жить нужно убить этих людоедов. Т.е. не совсем понятно, кого нужно жалеть больше. Наверное, каждый решает сам.
И еще раз хочется вернуться к тому сравнению с поваром. Несмотря на всю любовь и заинтересованность, вряд ли у него получится рассказать все достаточно интересно. Скорее всего, язык будет сух и профессионален. Так и здесь. Вроде и сюжет близок к приключенческому, очень много чисто психологических моментов, которые должны зацепить читателя. Но — нет — все-таки и Корбетту не удается описать свои злоключения достаточно увлекательно. Книга написана сухим, конкретным и безэмоциональным языком. Хотя, возможно, это всего лишь трудности перевода. Но скорее, автор хотел придать своей книге больше научный нежели художественный стиль.
Несмотря на всю мою любовь к книгам о животных, она меня не зацепила. Скорее всего, через некоторое время я и не вспомню всех подробностей сюжета, останутся лишь общие впечатление.
Книга прочитана в рамках игры «Долгая прогулка»
Июнь, команда «Атараксия»
Понятно, что в конце концов и характер, и быт людей, проводящих годы в местности, где действует тигр-людоед, изменяются. Человеку, попавшему туда со стороны, начинает казаться, что он очутился в мире далекого прошлого, в царстве зубов и когтей, когда саблезубый тигр загонял человека в укрытие глубоких пещер.
Тигр-людоед — это такой тигр, который вынужден под давлением не зависящих от него обстоятельств перейти на непривычную пищу. Причиной такого перехода в девяти случаях из десяти являются раны, а в одном случае — старость. Рана, вынудившая тигра стать людоедом, может быть результатом неудачного выстрела охотника, не ставшего затем преследовать раненого животного, или же результатом столкновения с дикобразом. Люди не представляют для тигра естественной добычи, и только когда вследствие ран или старости звери становятся неспособными продолжать свой обычный образ жизни, они начинают питаться человеческим мясом.