Охотники за с балеринами

Извращенное искусство партийной элиты: как вожди с балеринами развлекались

К этой дате «Экспресс газета» подготовила легкий экскурс в историю. Расскажем, как советская партноменклатура, включая членов ЦК, увлекалась симпатичными балеринами. И чем порой заканчивались эти страстные па-де-де.

Французский историк Рене Буве, покопавшись в архивах, заявил, что прообразом бала Сатаны в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» были отнюдь не развратные оргии в резиденции американского посла в Спасопесковском переулке. А светские приемы в особняке наркома просвещения Анатолия Луначарского в Денежном переулке, где свальным грехом якобы занималась вся ленинская гвардия. Мсье Буве с восторгом писал, что покутить в свои хоромы марксист обязательно приглашал балерин из Большого театра, который тогда курировал.

Если верить версии француза, то этих танцовщиц Луначарский задаривал духами и заграничным шелковым бельем и каждой, с кем собирался переспать, сулил безбедную жизнь. Будто бы пламенный революционер, женатый вторым браком на посредственной артистке Наталье Сац-Розенель, любил устраивать «тройнички» сразу с двумя пластичными коллегами супруги — Рукавишниковой и Руц. Их карьера после этого стремительно пошла вверх. Другая его любовница, Инна Чернецкая, в благодарность за виртуозный секс стала балетным режиссером и получила финансирование от советского государства для своей частной школы танцев.

Кстати, во время брака с Натальей Розенель большевистский босс, которому было уже под 50, закрутил роман с 20-летней балериной Надеждой Надеждиной. И в 1924 году та родила Луначарскому дочь.

Любимая Оля для Сталина

Автору знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь» и «Алеша» Константину Ваншенкину приписывают такую частушку: «Говорят, товарищ Сталин // Посетил немало спален. // Радуют артистки — главный . марксистский».

Скабрезные строчки отчасти посвящены приме Большого театра Ольге Лепешинской. Ведь именно ее называли любимой балериной Иосифа Виссарионовича. Вождь всячески поощрял даму сердца: вручал награды и премии, приглашал танцевать в Георгиевском зале Кремля во время пышных партийных банкетов. А на балет «Пламя Парижа» с ее участием ходил 18 раз! В мемуарах журналист и писатель Иван Гронский, соратник и друг Максима Горького, недвусмысленно намекал, что в середине 30-х вождь был без ума от Ольги. Подвозил ее после спектаклей до дома и задерживался там до трех часов ночи, возвращаясь в Кремль лишь под утро.

В 1941-м Ольгу с концертом направили на линию фронта, под Можайск, где она танцевала в полуразрушенной церкви. Перед выступлением Сталин ей наказал ни в коем случае не надевать привычную пачку, а обязательно выйти к изголодавшимся солдатикам в легком платьице, чтобы поднять их боевой дух.

Народная артистка прожила долгих 92 года. Журналисты не раз интересовались у нее об отношениях с генералиссимусом, но она всегда элегантно отшучивалась. А незадолго до смерти (скончалась в декабре 2008-го) с гордостью заявила, что именно Иосифу Виссарионовичу ее родная сцена всем обязана своим благополучием:

— Сталин сделал очень много для Большого, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера. Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре.

Секс-прибабахи всесоюзного старосты

Обожал балерин и Михаил Калинин, которого Сталин по легенде прозвал «всесоюзным похотливым козлом». Едва Михаил Иванович вступил в должность председателя ВЦИК, в 1922 году, ему тут же поручили присматривать за работой Большого театра — проверять качество постановок перед премьерами, на которые ждали высшее руководство.

Со стороны это выглядело трогательно: «народный староста» расхаживал за кулисами и по-отечески поглаживал 16 — 17-летних девушек в пачках. Как уверяет историк спецслужб Геннадий Соколов в книге «Шпионаж и политика. Тайная хрестоматия», таким образом дед выбирал наложниц.

— Приглянувшуюся девушку вызывали для беседы к председателю ВЦИК. За понятливость и сговорчивость Калинин либо его секретарь одаривали юных прелестниц подарками, — писал Соколов.

Благообразный старичок с бородкой и в очках, имя которого до сих пор носят улицы и площади во многих городах, заставлял балерин скидывать пачки и голышом исполнять для него фуэте прямо на рабочем столе с зеленым сукном. А потом, покрякивая и постанывая, заставлял надежно прилаженные ножки рабочего места тихонько поскрипывать.

В книге Ирины Сергиевской «Пантеоны Кремля» приводится шокирующий случай. После того как одна из перспективных балерин, 16-летняя Белла Уварова, наотрез отказалась ублажать «старосту», она просто не вернулась домой. Ее обезображенное и разрубленное на куски тело нашли в подмосковном лесу и похоронили на Ваганьковском кладбище. И следствие якобы установило, что в день ее исчезновения неизвестные насильно усадили Беллу в автомобиль и увезли на дачу Калинина. Правда это или антисоветский высер ельцинских либеральных пропагандистов, теперь установить невозможно.

В период горбачевской перестройки писали также, что для поддержания потенции Михаил Иванович завел на госдаче пчел и регулярно развлекался тем, что, скинув портки, садился на открытый улей. И что он якобы изнасиловал несовершеннолетнюю родственницу маршала Егорова. За это сразу же арестовали… жену Михаила Ивановича.

Страсть к кордебалету

А вот то, что большим любителем балерин был Сергей Миронович Киров, уже стопроцентная правда. По молодости он увлекался написанием театральных рецензий, а когда возглавил Ленинградский горком партии, сразу стал частым гостем в гримерках Мариинского театра. О его любовных приключениях с танцовщицами кордебалета однажды донесли Сталину, но тот ограничился устным выговором. После смерти Кирова некоторые балерины Мариинки пошли по этапу за распускание сплетен, будто у партийного главаря была связь с Мильдой Драуле, рогатый муж которой, Николаев, и застрелил Кирова в его кабинете прямо во время секса.

Читайте также:  Это должен знать каждый охотник желает знать

Спустя годы из-за привязанности к балеринам чудом не лишился должности министр обороны Булганин. Писатель Геннадий Соколов обнаружил в архивах секретное донесение Лаврентию Берии, датированное 8 января 1948-го. Там говорилось, что пьяный Булганин бегал по коридорам гостиницы «Националь» в обществе двух актрис Большого театра и размахивал палкой от швабры, к которой были привязаны фисташковые панталоны одной из них. Всех встречных Николай Третий (как его называли) заставлял кричать: «Ура маршалу Советского Союза Булганину!»

— Затем, спустившись в ресторан, поставив по стойке смирно нескольких генералов, которые ужинали там, потребовал от них «целования знамени», то есть вышеуказанных панталон, — сообщалось в донесении. — Когда генералы отказались, маршал приказал метрдотелю вызвать дежурного офицера комендатуры со взводом охраны и дал команду прибывшему полковнику Сазонову арестовать генералов, отказавшихся выполнить приказ. Утром Булганин отменил свой приказ.

О выходке министра обороны доложили Сталину, но тот великодушно простил гуляку. Булганинские адъютанты были переведены в Дальневосточный военный округ. А балеринам сделали внушение, чтобы не позволяли нетрезвому вояке в голом виде появляться в общественных местах, за исключением гостиничного номера.

Из русской балерины в американские шпионки: в прокат выходит «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс в главной роли

31 мая в российский прокат выходит «Красный воробей» — шпионский триллер о нелёгкой судьбе русской балерины и противостоянии российской и американской разведок, основанный на одноимённой книге бывшего агента ЦРУ Джейсона Мэттьюса.

Режиссёром картины является создатель фантастического фильма «Я — легенда» и трёх фильмов из серии «Голодные игры» Френсис Лоуренс. Главная роль в киноленте досталась звезде «Голодных игр» Дженнифер Лоуренс.

По сюжету героиню Лоуренс — ведущую балерину Большого театра Веронику Егорову — обманом вербует российская разведка. Девушка проходит обучение в школе-интернате для шпионов, после чего получает первое серьёзное задание — соблазнить американского агента и узнать у него имя «крота».

Делегация этих обязанностей Егоровой обернётся для Москвы неприятностями: героиня, не согласная с методами работы коллег по цеху, начнёт вести двойную игру и искать протекции на чужбине. А те, понятное дело, будут ей в этом активно мешать.

Отрицательных персонажей в этом фильме немало — почти все русские из окружения Егоровой. Но хуже прочих оказался дядя главной героини, один из руководителей службы российской внешней разведки Иван — беспринципный патриот, испытывающий весьма специфические чувства по отношению к племяннице. Роль главного злодея исполнил Маттиас Шонартс, обладающий удивительным внешним сходством с Владимиром Путиным. По стечению обстоятельств манеры Ивана и российского лидера тоже несколько схожи. Кроме того, ни для кого не секрет, что президент, как и герой Шонартса, в прошлом был разведчиком. Но это, разумеется, чистой воды совпадение.

Если верить авторам фильма, жестокость, беспринципность и патриотизм — неотъемлемые атрибуты хорошего российского шпиона. Русские получают удовольствие от пыток неприятеля, вприпрыжку шагают по головам и радуются возможности убить пару-тройку врагов народа.

В дяде Ване вышеперечисленные качества сосредоточились в тройной концентрации — не зря он дослужился до столь высокого звания. Однако патриотизм не является единственным мотивом героя: дядя просто не может не подличать. Интриги, притворство, обман — его стихия. При этом Иван Егоров предстаёт весьма сентиментальным и трогательным в попытках доказать племяннице, что они — одной крови. А ещё каким-то образом позволяет ей себя обдурить. Ей, бывшей балерине, едва окончившей экспресс-курс начинающей шпионки!

Американские разведчики изображаются в противовес российским, они другие — самоотверженные, честные и своих не бросают. Из уст сразу двух заморских шпионов героиня узнаёт, что в США людей ценят, в то время как на её родине просто эксплуатируют.

«Я родился через три года после смерти Сталина…» — так начнёт свой монолог в конце фильма неуловимый «крот», а затем даст понять, что он всё-таки патриот, но ценит свободу.

Противоречивый «крот» является единственным интересным персонажем в этой истории (странным образом, даже главный антагонист получился довольно примитивным), однако ему отвели слишком мало экранного времени. Акцент делается на Лоуренс — как всегда, безукоризненно убедительной.

Но очевидно, что даже хорошая актёрская игра не способна отвлечь внимание от ошибок режиссёра и сценаристов, особенно если они касаются не частностей, а общей канвы фильма.

Фильмы о разведчиках могут быть либо реалистичными, претендующими на какую-либо образную достоверность (к примеру, французский сериал «Бюро легенд»), либо фантазийными, насыщенными экшеном (самый очевидный пример — экранизации романов о Джеймсе Бонде), либо откровенно пародийными (например, «Остин Пауэрс»). Создатели «Воробья», к сожалению, так и не сумели определиться, какая из первых двух опций им по душе, а потому смешали элементы, присущие сразу двум жанрам.

Так, в киноленте, которая, по всей видимости, должна была обличить методы работы российской разведки и погрузить зрителя в состояние ужаса, появляется агент-ниндзя, прыгающий по балконам отелей в обтягивающем мотоциклетном костюме, а главная героиня оказывается настолько сильной, что с удивительной проворностью избивает подготовленных мужчин атлетического телосложения.

Однако больше всего сценаристы переборщили с описанием испытаний, которые выпали на долю учеников «школы шпионов».

За три месяца героиня Лоуренс прошла курс физической подготовки, научилась взламывать замки и овладела искусством соблазнения. Последнее по сюжету является главной задачей и ценностью «воробьёв», поэтому, чтобы раскрепостить курсантов, преподаватель (совершенно карикатурная, соединившая в себе черты строгой учительницы и извращённой надзирательницы) заставляла их делать довольно дикие вещи. К примеру, заниматься сексом перед всем классом с ненавистными им людьми.

На грубую гиперболизированность происходящего (а подобные эпизоды выглядят ещё более нелепо, чем использование клише о России) можно было бы закрыть глаза, если бы «Воробей» предлагал аудитории что-то принципиально новое.

Но рассчитывать на это не стоит. Создатели фильма всего лишь эксплуатируют тему, уже многократно использованную в кинематографе. Так что не удивляйтесь, если во время просмотра картины вы вдруг начнёте возвращаться мыслями к «Солту» или «Взрывной блондинке».

Впрочем, Лоуренс с ролью бесстрашного суперагента справляется не хуже Анджелины Джоли или Шарлиз Терон. Если смотреть «Воробья» — то только ради этого.

Читайте также:  Охотники за сокровищами treasure raiders 2007

«Встречаетесь с партнерами?», «Голова не кружится?», «Лучшее средство от мозолей?». Задаем дурацкие вопросы балерине

При знакомстве молодые люди спрашивают у балерин, могут ли они сделать шпагат, и зря так поступают. Артисткам уже надоело. Мы красавчики, ничего такого не спросили и вообще вели себя в Большом театре Беларуси максимально хорошо. Артистка кордебалета Диана Рожкова сразу обозначила себя смелой девушкой и заявила, что не боится улететь в оркестровую яму. Просто потому, что балерины работают по центру сцены, а ее край — это для стендапа, который в академических театрах пока не практикуют. Призраки, пенсионный возраст, романы с партнерами и лучшее средство для лечения мозолей — почувствуйте нашу любовь к бредовым вопросам.

— Если у балерины перевес, ее пускают на сцену?

— Смотря какой перевес. У каждой балерины есть норма. Общепризнан следующий стандарт: минус 120 от роста. Но все немножечко сложнее. Нужно учитывать возраст балерины и ее рост: 178-сантиметровой артистке крайне трудно весить 50 килограммов, надо же где-то брать силы и энергию для работы. В подобных случаях граница допустимого не столь строгая.

Но нас постоянно взвешивают, контролируют, чтобы все были в форме. И в принципе, общая часть труппы показывает примерно одинаковые значения — 47—50 килограммов. Кто-то весит 51—52, 52 — своеобразная граница, которую стараются не нарушать.

— Балерины поджирают?

— Перед спектаклем, если он предполагает много прыжков и бега, едим минимально. Тело должно быть максимально легким. Допустим, обед — это кусочек мяса, салат, гарнир по желанию и что-то сладкое, чтобы мозги работали эффективнее, с горячим чаем.

В общем и целом, стараемся питаться правильно. Хотя после спектакля можно прийти домой и ночью навернуть пиццы. Просто нужно понимать соотношение физнагрузки, которую мы получаем, и количества потребленных калорий. Я работаю в нескольких местах и везде отдаюсь максимально. Значит, могу позволить себе прямо постоянно жевать и не сильно задумываться, что я ем. Хочется вредного — будет вредное. Просто от полезной пищи организму больше толку.

В моем представлении самый сложный спектакль — «Лебединое озеро». После него можно съесть все. Но слона навернуть не получится. После спектакля в первую очередь мучит жажда. Приходя в магазин, скупаешь воду. Сразу не до еды. Но в целом это как спорт: если не ешь — значит, работаешь некачественно. Энергию же надо откуда-то брать.

— В опере есть призраки, а в балете?

— Нет, я ни одного не встречала.

— Есть лишний билет?

— Как правило, нет. Но вопрос задают часто — я всех отправляю в кассы. Артисты не знают ничего о количестве проданных билетов. По крайней мере в кордебалете так. Солисты могут получить какие-то пригласительные, но это не очень распространенная практика.

— Можете передать привет со сцены?

— Могу и иногда очень хочу, особенно если знаю, где сидят мои близкие. Так и хочется что-то сделать, но все движения должны быть в контексте спектакля. Посреди «Лебединого озера» поднять крыло и начать махать родственникам в любом случае не станешь. Это может быть какой-то деликатный жест, о котором вы предварительно условитесь со своим зрителем, и он среагирует на увиденное.

Правда, не факт, что ты при этом видишь зал. Все зависит от освещения — оно разное для разных постановок. Когда сцена не очень наполнена светом, все видно. Правда, мы зрителя не разглядываем. Есть задача смотреть поверх голов. Мы как бы находимся в глубине спектакля, но с посылом зрителю.

— Что такое рабочий день балерины?

— По-разному. Иногда весь свой рабочий день можно назвать одним неприличным словом. Потому что очень тяжело. А иногда ты порхаешь и получаешь постоянное удовольствие. Восприятие работы зависит от спектакля, над которым работаешь прямо сейчас.

А вообще, кордебалет приходит на работу к 10:00. Как правило, в 9:30, потому что надо переодеться и разогреться перед уроком классики. С 10:00 до 11:00 — урок классики. До 14:00 — репетиция. Перерыв — с 14:00 до 18:00.

В это время кто-то занимается бытовыми вопросами, кто-то преподает, кто-то в студиях танцевальных работает, кто-то занимается репетиторской работой, кто-то спортсменов консультирует. Все очень по-разному. У меня вот был опыт: помогала бодибилдерам. Они ограничены в плане пластики и растяжки. Так что стало модно обращаться к специалистам, чтобы подготовить произвольные программы. Весело было, как будто медвежатам движения показываешь. Очень хорошие ребята, очень старались.

Если вечером спектакль, надо появиться примерно к 18:00. Ты постепенно готовишься: грим, прическа, костюмы. И в 19:00 все начинается. В воскресенье спектакль начинается в 18:00, все сдвигается на час.

— Сколько балерина может заработать?

— Как и в любой профессии, чем больше ты занят, тем больше денег. Чтобы держать себя в отличной форме, хватает. Получается от 300 до 800 рублей. Может, 900 — потолок, если ты задействована во всех спектаклях. Это артисты кордебалета. У солистов зарплата выше. Но точно не скажу какая. Мы редко делимся этой информацией друг с другом.

— Халтуры бывают?

— Да, но я слово это не люблю. Халтура — это что-то плохо выполненное, а нас приучают делать качественно.

В последнее время стал популярен образ балерины. Иногда зовут на свадьбы или корпоративы каких-то крупных компаний. И это не просто выйти и покрутиться. Стали заказывать какие-то грандиозные и очень эффектные номера. Красивые костюмы, большой масштаб, сильная музыкальная обработка — может быть и так.

Но этим занимаются далеко не все. Каждый решает для себя. У кого-то масса вопросов бытового характера, у меня вон студия. Для многих подработки на корпоративах — это уже нет. А для студенческих лет — очень актуально.

— Балеринам пенсионный возраст тоже продлили?

— Нет, слава богу, мы еще можем уйти из профессии красивыми и молодыми. Приблизительно в 40 лет. Начало карьеры — в 18—19. Стаж работы — 20 лет. А если декрет, то годы нахождения в нем артистка должна доработать.

Читайте также:  Снаряжения для выживания охоты

Отпуск у нас 48 дней, только летом. Весь год идет активная работа театра. Максимальное количество артистов должно находиться здесь. У нас зима — важный период, когда труппа уезжает на гастроли.

Летом какое-то время уходит на реабилитацию, потому что за год появляются вопросы со здоровьем. Колени отвалились или спина болит — у каждого свое.

— Выступали когда-нибудь на уколах?

— И не раз. Спектакль — замены нет, еще и зрители свои сидят в зале. Уйти со спектакля — без вариантов. Были очень разбиты пальцы на ногах. Когда балерина работает, чаще всего разбиваются ногти — до очень крупных гематом. Сильно болят. По ощущениям, это нестерпимо и не сравнимо ни с чем. Ты продолжаешь прыгать всем весом на ногтях, а все движения нужно делать легко и воздушно. Так что без обезболивающего никак.

Это укол — либо в место, которое болит, либо в мышцу. Нам колют «Кеторол» или другие препараты. У нас в театре есть врачи, которые всегда рядом и всегда могут оказать помощь. Обезболивающее держит часа четыре. Можно позволить себе нагрузку и какие-то сложные вещи. Можно забыть про проблемы на срок примерно до шести часов. Это точно.

— Балерине есть смысл делать педикюр?

— Есть. Сейчас очень много модных покрытий, они действительно крепкие, долго держатся. Это своего рода барьер. Можно избежать всех этих ужасных историй про отбитые ногти.

Вряд ли балерины могут шокировать мастеров по педикюру. Плюс я стараюсь человека предупредить, что там все нормально. Просто профессия накладывает отпечаток. На косточках есть натруженные мозоли, которые визуально кажутся деформацией суставов. Но это самая настоящая трудовая мозоль. Как от ручки на пальце, если долго писать. То есть я говорю мастеру: «Танцую, это мой рабочий инструмент, там все нормально».

Бывает, снимаешь пуанты после спектакля, а они полны крови. Необязательно, чтобы были повреждения, просто от нагрузки может лопнуть какой-то сосудик. Но не литрами мы эту кровь вычерпываем. Естественно, понемножку.

И поверьте, каждая артистка следит за ножками. На педикюр приходит не Фредди Крюгер. Это обычные ноги. Просто натруженные. Потому никакой катастрофы. Картинки, которые бьются в интернете, с жуткими разодранными пятками, вывернутыми наизнанку пальцами — это что-то сказочное. Нужно совсем не следить за собой, чтобы довести себя до такого состояния.

— Лучшее средство от мозолей?

— Я спасаюсь розовым маслом. Мало кто знает, но если просто покапать на мозоль эфирное розовое масло (говорю об откровенной ране), то все очень быстро затягивается. Можно жить.

Знаете, я не считала, сколько метров пластыря тратит за сезон одна балерина. Но вы же понимаете, что количество приличное. Если заблаговременно подумать о ногах и внимательно следить за ними, конечно, пластырь можно сэкономить. Но когда что-то все-таки случилось, начинается лечение. Это катушки пластырей и тейпов — метров по 5—10.

— Дома перед зеркалом танцуете?

— Да, те же движения, что и на дискотеке. Только не балет, совсем не балет. Я целыми днями исполняю его на работе и слушаю классическую музыку, но музыка эта, кстати, не надоедает. Просто есть композиции, которые нравятся и которые совсем не нравятся.

— Голова не кружится?

— Кружится при резких сменах положения. Есть очень амплитудные движения. Нужно после долгого статического состояния резко изменить позу. В такие моменты, бывает, начинает шатать. Учитывая покат сцены, кажется, что не удержишься. Но потом собираешься и все-таки остаешься в нужном положении.

Самое интересное, что после фуэте никогда не падала. Фуэте — это вращение на одной ноге. В балете это считается трюком, потому что только сильнейшие артистки владеют им. И важно не столько умение выполнять движение, сколько количество повторов. Минимум 32 — это признанная норма для ведущей солистки. Но сейчас чистые фуэте крутят редко. Это двойные или тройные туры с переменой положения рук. Чтобы произвести впечатление на зрителя, движение максимально усложняют.

А падала я конкретно во время фуэте — прямо на пятую точку. Хорошо, что это было еще в училище перед госэкзаменами. А еще партнер меня как-то ронял. Правда, искренне следом падал под меня, чтобы я не разбилась. Естественно, руки иногда устают. Видимо, где-то мышца подрасслабилась, чуть-чуть не удержал. Возможно, рука с купальника соскользнула. Выбор одежды для репетиций не всегда бывает удачным. Но снова-таки партнер шлепнулся первее, так что я приземлилась на него сверху.

— Артисты балета мутят друг с другом?

— У нас есть семейные пары, есть ребята, которые встречаются. Да, это очень широко распространено. Потому что постоянно рядом, сутками в театре, многие интересы только здесь. Но для меня это табу. Думаю, было бы тяжело постоянно находиться вместе и дома, и на работе.

— Почему балет так долго идет?

— Раньше было долго. Спектакли шли по четыре-пять часов. Это тяга из прошлого. Это достояние искусства. А для современного зрителя их укорачивают. Все понимают, что смотреть на балет некогда, но очень важно окультурить людей. Потому многие постановки сжимают.

— А мужикам из балета трико не натирает?

— Это спросите у мужчин. Есть другой элемент одежды, с которым имеются проблемы. Но он очень личный. Вряд ли артисты станут об этом говорить.

— В футболе и политике все разбираются, а в балете?

— Тоже все, но не все об этом знают. Просто балет — это же не только танцы. Это и музыка, и декорации, и вся атмосфера театра. У нас, в принципе, большинство людей не доходило до театра. И новые знакомые удивляются, когда узнают, где я работаю: «А у нас есть такое?» Хотелось бы, чтобы такого было меньше.

Оцените статью
Adblock
detector