Охотники за пиратами как назывались

Флибустьеры и буканьеры

Карибское море занимает первое место по числу расположенных на его берегах стран. При взгляде на карту кажется, что это море, подобно Эгейскому, «можно перейти пешком, прыгая с острова на остров» (Габриэль Гарсиа Маркес).

Когда мы вслух произносим названия этих островов, то кажется, что слышим рэгги и шум волн, а на губах остается привкус морской соли: Мартиника, Барбадос, Ямайка, Гваделупа, Тортуга… Райские острова, которые первым поселенцам порой казались адом.

В XVI веке европейские колонисты, практически истребившие местных индейцев, сами оказались объектом постоянных нападений пиратов, которым Карибские острова (Большие и Малые Антильские) также очень понравились. Испанский губернатор Рио-де-ла-Ачи писал в 1568 году:

В середине XVII столетия флибустьеры настолько вольготно чувствовали себя в Карибском море, что порой полностью прерывали сношения Испании с Кубой, Мексикой и Южной Америкой. И о смерти испанского короля Филиппа IV в Новый Свет не могли сообщить на протяжении целых 7 месяцев – лишь по истечении этого срока к берегам Америки удалось прорваться одному из караванов.

Появление буканьеров на острове Эспаньола

Впрочем, нашлись люди, которые, напротив, были рады «гостям моря», поэтому, дабы положить конец «преступным сделкам с контрабандистами», в 1605 г. власти острова распорядились переселить всех жителей северного и западного побережья Эспаньолы на южный берег. Часть контрабандистов тогда покинули Эспаньолу, перебравшись кто на Кубу, кто на Тортугу.

Как это часто бывает, стало только хуже. Покинутые всеми области, оказались очень удобными для людей, оказавшихся «лишними» и «ненужными» в своих странах. Это были разорившиеся и потерявшие всё крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, беглые преступники, дезертиры, матросы, отставшие от своих кораблей (либо, за какой-то проступок, изгнанные из команды), даже бывшие рабы. Именно их стали называть буканьерами (boucanier), часто используя это слово, как синоним названия флибустьеров. Так, в англоязычной литературе термин buccaneer означает именно пиратов Карибского моря. На самом же деле, первые буканьеры пиратами не были: это были охотники на одичавших быков и свиней (оставленных выселенными колонистами), мясо которых они коптили по заимствованному от индейцев методу, выгодно продавая его настоящим флибустьерам.

Большинство из буканьеров были французами.

Корсары Карибского моря и Мексиканского залива

А вот флибустьеры были корсарами: название этих морских разбойников имеет чисто географическое значение – это пираты, действовавшие именно в Карибском море или Мексиканском заливе.

Откуда же произошло само слово «флибустьер»? Существуют две версии: голландская и английская. По первой, источником стало голландское слово vrijbuiter («вольный добытчик»), а по второй – английское словосочетание free boater («вольный корабел»). В соответствующей статье энциклопедии Вольтер так написал о флибустьерах:

Самое распространенное название флибустьерских судов – «Месть» (в разных вариациях), что является прямым намеком на обстоятельства судьбы их капитанов.

А пресловутый чёрный флаг с изображением черепа и двух костей появился лишь в XVIII веке, впервые его использовал французский корсар Эмманюэль Винн в 1700 г. Первоначально такие флаги являлись элементом маскировки: дело в том, что черное полотнище обычно поднимали на кораблях, где имелись больные проказой. Естественно, большого желания подходить к судам с таким флагом у «неинтересных» пиратам кораблей не возникало. Позже на черном фоне стали рисовать разнообразные «веселые картинки» (у кого, на что хватало фантазии и умения хоть как-то придуманное нарисовать), которые должны были устрашать экипаж корабля противника, особенно если это был флаг корабля очень известного и «авторитетного» пирата. Поднимались такие флаги, когда принималось окончательное решение об атаке купеческого судна.

Что касается пресловутого «Весёлого Роджера», то это не имя какого-то штатного корабельного кавээнщика, и не эвфемизм, означающий скелет или череп, нет, на самом деле, это французское словосочетание Joyex Rougе – «весёлый красный». Дело в том, что красные флаги во Франции в то время были символом военного положения. Английские пираты переиначили это название – Jolly Roger (Jolly – значит «очень»). В поэме Байрона «Корсар» можно прочитать:

Что касается каперов, то они поднимали флаг той страны, от имени которой осуществляли свою «почти законную» деятельность.

Читайте также:  Hustle castle квартал охотников что делать

«Линия дружбы»

Как известно, 7 июня 1494 года при посредничестве папы римского Александра VI между королями Испании и Португалии был заключен Тордесильясский договор «О разделе мира», согласно которому островов Зеленого Мыса была проведена «линия дружбы»: все земли Нового света западнее этой линии заранее объявлялись собственностью Испании, восточнее – отходили Португалии. Другие европейские страны, разумеется, не признали этот договор.

Французские корсары в Вест-Индии

Первой в противостояние с Испанией в Карибском море вступила Франция. В первой половине XVI века эта страна воевала с Испанией за земли в Италии. Капитанам многих судов были выданы каперские свидетельства, некоторые из этих каперов ушли на юг, осуществив ряд нападений на испанские корабли в Вест-Индии. Историками проведены подсчеты, согласно которым оказалось, что с 1536 по 1568 г.г. французскими каперами в Карибском море были захвачены 152 испанских судна, и между побережьем Испании, Канарами и Азорскими островами еще 37.

Этим французские корсары они не ограничились, совершив в 1536–1538 г.г. нападения на испанские гавани Кубы, Эспаньолы, Пуэрто-Рико и Гондураса. В 1539 г. была разорена Гавана, в 1541-1546 г.г. – города Маракайбо, Кубагуа, Санта-Марта, Картахена в Южной Америке, ограблена жемчужная ферма (ранчерия) в Рио-де-ла-Аче (сейчас – Риоача, Колумбия). В 1553 г. эскадра известного корсара Франсуа Леклерка, когторый многим был известен под прозвищем «Деревянная Нога» (10 кораблей) ограбила побережья Пуэрто-Рико, Эспаньолы и Канарских островов. В 1554 г. капер Жак де Сор сжег город Сантьяго-де-Куба, в 1555 г. – Гавану.

Для испанцев это стало крайне неприятным сюрпризом: пришлось тратить большие деньги на строительство фортов, увеличивать гарнизоны прибрежных крепостей. В 1526 г. капитанам испанских судов было запрещено в одиночку пересекать Атлантику. С 1537 г. такие караваны стали патрулироваться военными кораблями, а в 1564 г. были созданы два «серебряных флота»: флот Новой Испании, ходивший в Мексику, и «галеоны Тьерра-Фирме» («континентальные»), отправлявшие в Картахену и к Панамскому перешейку.

Охота на испанские корабли и конвои неожиданно приняла некоторую религиозную окраску: среди французских корсаров оказалось много гугенотов, а потом – и английских протестантов. Затем национальный состав карибских пиратов значительно расширился.

«Морские псы» Елизаветы Тюдор

В 1559 г. между Испанией и Францией был заключен мирный договор, французские каперы ушли из Вест-Индии (остались корсары), но зато сюда пришли английские «морские псы» (sea dogs). Это было время Елизаветы Тюдор и знаменитых пиратов, которые «заработали» для своей королевы, как минимум» 12 миллионов фунтов стерлингов. Самые известные среди них – Джон Хокинс, Фрэнсис Дрейк, Уолтер Рэли, Эмиас Престон, Кристофер Ньюпорт, Уильям Паркер, Энтони Ширли.

Корсары, флибустьеры, буканьеры, рейдеры — кто все они такие?!

Это всё пираты. Однако у них есть отличия в целях, которые они преследуют при творимом ими морском разбое из-за чего их и называют по-разному.

1. Буканьеры и флибустьеры ближе всего находятся к нашему представлению о классических пиратах, которые грабят всё, что попадет им под руку. Но это не совсем верное представление. Буканьеры и флибустьеры в основном грабили испанские корабли, вывозившие золото и колониальные товары из Нового света.

Буканьерами (от французского слова boucanier) называли пиратов за то, что они снабжались мясом у охотников-буканьеров , промышлявших на Эспаньоле (ныне Гаити) и Тортуге. Первоначально основу буканьеров-пиратов составляли французские подданные. Со временем национальный состав становился разнообразней, так же, как и состав колоний.

Флибустьеры (от голландского слова vrijbuiter, которое трансформировалось французскими пиратами в flibustier, означающее «вольный добытчик»). Правда, в действительности «вольными» их можно было называть достаточно условно. Практически все флибустьеры пытались разжиться разрешительными грамотами, которые очень охотно раздавали английские и французские губернаторы, руководившие колониями в Карибском море. Сотрудничество было взаимовыгодным: толковой охраны из Европы колонии не получали, а за одну бумажку они получали корабли и вооруженные команды, которые обеспечивали их безопасность и ещё делились награбленными сокровищами.

Так как такие грамоты в основном выдавали англичане и французы, то главной целью флибустьеров становились испанские суда и колонии.

Национальный и социальный состав флибустьеров был очень разнообразный. Но основа — это слуги и рабы, сбежавшие с плантаций .

2. Корсары (французское слово corsaire ), они же каперы (немецкое слово » kaper» ) и приватиры (английское слово » privateer» ). Их можно назвать «пиратской элитой». Если флибустьеры и буканьеры добывали корабли и оружие как придётся, то корсары изначально имели капиталы для покупки и снаряжения кораблей всем необходимым.

После осуществления всех требуемых приготовлений с кораблем и командой, корсар получал от правительства своей страны каперское свидетельство (корсарский патент), которое давало ему «законное» право грабить вражеские корабли и города. Если корсар попадал в плен во время войны, то благодаря своим бумагам, он оказывался не разбойником, стоящим вне закона, а военнопленным со всеми вытекающими последствиями.

Читайте также:  Все про охоту ирыбалку

3. Рейдеры. Это не пираты в классическом смысле слова. Для рейдеров во главе угла стоял не грабёж добра враждебного государства, а подрыв его торговли. Поэтому если не удавалось ограбить судно перед тем, как оно было отправлено на дно морское, то ничего страшного для рейдера в этом не было. Убыток противника — это тоже прибыль. При этом рейдер обычно стоял на службе государства, поэтому он не сам снаряжал корабль, а получал его от страны, которой служил. Из-за этого, в случае ограбления чужого судна, самому рейдеру ничего не доставалось, он всё должен был отдать государству.

Вышеприведённое деление пиратов по разным «типам» весьма упрощенное, но даёт возможность понять логику поступков и поведения пиратов при осуществлении ими морского разбоя.

Хотите больше узнать о пиратах? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал

Пиратские ранги, чины и должности.

Представляя пиратов 16-18 века, в голове формируется, как правило, один и тот же навязчивый образ. Но если окунуться в историю пиратства, то команда пиратского корабля имела сложную структуру, со своими чинами, должностями и соответственно набором обязанностей. Итак, давайте разберемся с тем, кто и за что отвечал на пиратстком корабле? Кто шел в бой, а кто наблюдал за морскими сражениями со стороны?

1. Капитан.

Капитана выбирала сама команда. Как выбирала, так могла и свергнуть, выкинув на каком-нибудь необитаемом острове с мушкетом и одной пулей. Чистая демократия. Капитан должен был быть примером, сердцем и душой корабля. Обязанности капитана пиратского судна были весьма ограничены. Капитан указывал курс кораблю, составлял тактику боя и руководил им. Во время абордажа, он, как правило, наблюдал со стороны, стоя на капитанском мостике. Но некоторые капитаны, такие как легендарный «Черная Борода», врывался вместе с абордажной командой в числе первых, полностью деморализуя противника одним своим устрашающим видом. Если на военном и гражданском судне капитан был единоличным руководителем, то на пиратском корабле, часть обязанностей уходило еще двум пиратским офицерам: старпому и квартирмейстеру. Это позволяло удалить ненавистное пиратами единоначалие.

2. Первый помощник. (Старпом).

Первый помощник, заменял капитан во время его отсутствия на корабле. Например когда капитан сходил на берег. Старпом, наравне с квартирмейстером шел в числе первых из абордажной команды. Старпом, сговорившись еще с парочкой пиратских офицеров, мог легко свергнуть нынешнего капитана.

3. Квартирмейстер.

Второй по важности человек на корабле. Но в некоторых моментах, квартирмейстер стоял выше капитана пиратского корабля. Так как в обязанности квартирмейстера входило снабжение корабля провиантом и боеприпасами, он вел в бой абордажную команду и руководил процессом боя прямо в его очаге, он распределял награбленное. Так же, в обязанности квартирмейстера входило и судейство. Капитан мог потребовать наказать пирата, но только квартирмейстер мог определить степень вины и суровость наказания.

4. Боцман.

Младший офицер пиратского корабля. В обязанности боцмана входило непосредственное управление командой и контроль технического состояния судна. На больших кораблях, вопреки устоявшемуся мнению могло быть два боцмана. Один руководил командой, второй отвечал за запасы ремонтного дерева, парусины и такелажа, а так же принимал активное участие в ремонте корабля наравне с плотником.

5. Плотник.

Один из важных специалистов на пиратском корабле. Плотник, как уже ясно из должности, занимался починкой корабля, в том числе и во время боя. Как правило, в самих схватках, плотник не участвовал. Плотник выбирал и закупал ремонтное дерево. Иногда, в обязанности плотника входили и обязанности врача, так как он имел все необходимые инструменты для ампутации, а так же изготовления протезов.

6. Мастер парусов.

На больших пиратских судах, боцман и плоник просто физически не могли справиться с постановкой парусов. Поэтому, из числа наиболее опытных моряков выбирали мастера парусов. Мастер парусов отвечал не только за их постановку но и за хранение, починку и закупку парусины. Мастер парусов занимался постановкой тяжелых верхних и штормовых парусов, в то время как боцман руководил постановкой парусов на нижних реях. Как правило, мастер парусов подчинялся старпому, но при этом не имел никого в своем подчинении.

7. Канонир.

Канонир командовал пушечным расчетом пиратского корабля. Канонирами могли стать весьма опытные пираты, не только с хорошим глазомером, но и большим практическим опытом ведения морских сражений. Для точного выстрела, они производили расчеты, отмеряли количество пороха для пушек, использовали специальные таблицы. Так же в ведении канонира входила оружейная комната и пороховой склад. Как правило у канонира в подчинении было несколько человек. На небольших судах, пушечный расчет в основном составлял 2-3 человека. Они занимались не только стрельбой по команде, но так же чистили оружие, отвечали за все оборудование необходимое для обслуживания пушек и мушкетов, такие как фитили, порох, ядра.

Читайте также:  Хороший ник для охотника

8. Судовой врач.

Найти хорошего судового врача среди пиратов, было довольно сложно. Так как пиратами становились в основном нищие и малообразованные люди. Поэтому, при захвате корабля, первым делом, предлагалось судовому врачу перейти в команду пиратов. Если судовой врач захваченного корабля оказывал помощь пиратам, то ему выплачивалось вознаграждение. Судовой врач, был единственным пиратом кому не нужно было подписывать пиратское соглашение. Как я уже говорил ранее, судовым врачом часто выбирали плотника, либо кока, так как тот умел работать с мясом. При захождении в порт, судовой врач закупал лекарства. Главным и основным лекарством пиратов был как ни странно ром, который использовался как обезболивающее, обеззараживающее средство, а смешанный с соском лайма или лимона в качестве профилактика цинги.

9. Корабельный повар (Кок)

Корабельный повар отвечал не только за приготовление пищи, но и снабжал корабль провиантом, пресной водой в таком количестве, чтобы запасов хватило на все плавание. Так же в процессе плавания, он соблюдал условия хранения запасов еды, чтобы не дай Бог не протухла вода или продукты. На больших кораблях, снабжением продуктов занимался не кок, а специально выделенный человек — стюарт. Во время плавания, коку в помощь выделялись дополнительные люди, которые следили за поддержанием огня в специальных печах. Кок, участвовал в сражениях наравне с остальными.

10. Клерк.

Так как пираты, в большинстве своем, были малообразованны, а необходимость вести записи была всегда, то из числа команды выбирался клерк. В обязанности клерка входило ведение судового журнала, подсчеты и запись запасов и награбленного. Так же, клерк составлял завещания, пиратские соглашения. Нередко, клерки выступали парламентерами и вели переговоры, так как довольно часто владели несколькими языками. Часто, клерк выполнял обязанности штурмана.

11. Штурман (Навигатор).

Штурман, должен был знать основы навигации, уметь пользоваться картами, астрономическими приборами, знать и применять приемы лоции, уметь составлять и прокладывать маршрут. Без опытного штурмана, пиратский корабль, далеко бы не уплыл, разбившись о рифы или заплутав где-то в океане.

12. Абордажная команда.

Абордажная команда, можно сказать, это пиратский спецназ. Умеющий вести абордаж, опытно владеющий приемами ближнего боя. Поединок на корабле, значительно отличается от поединка на суше. Отсюда и возникли многие отличия в том числе и в оружии, а так же приемах ведения поединков. В качестве оружия, абордажная команда использовала абордажные кошки, абордажные сабли, топоры, мушкетоны. Так же, пираты в совершенстве владели генуэзским фехтование. Как правило, абордаж не длился долго. В бой, как я уже говорил, пиратов вел квартирмейстер и старпом. Команда из 50 опытных и подготовленных пиратов, могла сломить сопротивление и 120 вооруженных матросов.

13. Юнга

Юнга — это подросток, готовящийся стать матросом. В обязанности юнги входило выполнение поручений , мытье палубы и прочая неинтересная работа. Но взамен, юнга получал образование, обучался основам работ на корабле, фехтованию, постановке парусов, ведению боя и прочим премудростям.

14. Пороховая обезьяна.

Пороховая обезьяна самый низший чин на пиратском корабле. Как правило, в качестве пороховой обезьяны использовались мальчики от 11 лет. Основное требование, чтобы они были шустрыми и ловкими. Нередко, на эту должность пираты похищали портовых мальчишек. Пороховые обезьяны выполняли всю самую черную работу на корабле. Чистили оружие, подносили порох и ядра пушкарям, обшаривали закутки захваченных кораблей в поиске тайников, выполняли обязанности разведчиков, доносчиков сообщений, да и в принципе любых поручений. Одним словом, это были мальчики на побегушках. Пороховые обезьяны, были самой низкооплачиваемой должностью на пиратском корабле.

Взглянув на мир пиратства через призму чинов и рангов, начинаешь понимать насколько сложной и выверенной до мелочей была эта структура. А казалось бы, это были всего лишь шайки бандитов. Но не будь они так тщательно организованы, вряд ли бы добились столь большой известности, и не смогли бы навести столько ужаса на море, что его отголоски слышны и по сей день.

Оцените статью
Adblock
detector