Охотники за пиратами флаг

Весёлый Роджер опять поднят в Гвинейском заливе

Казалось бы, что морские пираты ушли в прошлое, это такой анахронизм, известный сейчас больше по серии фильмов «Пираты Карибского моря» с неподражаемым Джонни Деппом в главной роли. Впрочем, ещё десять лет назад современные пираты наводили ужас на все суда, которым доводилось следовать через Аденский пролив – сомалийские флибустьеры безбашенно атаковали танкеры и сухогрузы, а потом требовали за них выкуп от судовладельцев. Аналогичная ситуация сложилась и в Гвинейском заливе, где «весёлые ребята» чувствовали себя совершенно безнаказанно.

Международное сообщество тогда было вынуждено принимать экстренные меры. Страны НАТО провели две операции «Союзный покровитель» по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога и в Аденском заливе, действия которых начались с марта 2009 года. В них участвовали корабли ВМС Португалии, США, Канады, Испании, Нидерландов. На втором этапе подключились Великобритания, Греция, Турция, Италия. Россия действовала самостоятельно, но взаимодействовала с силами альянса и постоянно держала в этом регионе свои боевые корабли. К слову, россияне по отношению к пиратам действовали без всяких сантиментов, ну, без лишней чувствительности, и лишь своим появлением вызывали панику в совсем не стройным рядах чернокожих флибустьеров. Если было надо – попросту топили их лодки, оставляя, правда, в живых самих пиратов.

Пиратский флаг «Весёлый Роджер» в последнее время, как могло показаться, поник и опустился. То ли сами пираты угомонились, то ли пандемия COVID-19 сказалась и чернокожие корсары самоизолировались на берегу, в общем, о них было ничего не слышно. Совсем не долго – последний случай показал, что патрулирование в Аденском проливе и Гвинейском заливе нужно было сохранить в полном масштабе. Пираты воспользовались ситуацией и опять вышли «на дело».

Последний случай – захват танкера Curacao Tradent в Гвинейском заливе, произошедший 17 июля в Гвинейском заливе. Среди заложников семь россиян, всего захвачено 13 из 19 членов экипажа судна, оператором которого является греческая компания Alison Management Corp. Сейчас судно прибыло на якорную стоянку рядом с портом Коноту (Бенин), какие-либо требования захватчики пока не выдвигают. Понятно, что речь пойдет о выкупе. И его придётся выплачивать именно судовладельцу.

Здесь есть вот какой аспект – пираты предпочитают не связываться с судами следующими под российским флагом. Это не политические мотивы, а некое осознание силы, когда проще пропустить «добычу», чем нарваться на неприятности. «Русские не сдаются» – это не только мужество самих российских моряков, но и гарантия их защищенности, обеспечивающаяся охранными структурами. Речь не о морской пехоте, которую на каждое судно в Мировом океане не посадишь, а о подразделениях ЧВК, привлекаемых отечественных судовладельцами для обеспечения безопасного судоходства в проблемных регионах.

– Практика пусть и не особо афишируемая, но ставшая в последнее время достаточно распространенная, когда российские суда обеспечиваются охраной частных военных компаний, – рассказал «СП» военно-морской эксперт Виктор Макаров. – Нанимается группа из 6−10 человек, которые имеют на вооружении стрелковое оружие, гранатомёты и средства противовоздушной обороны. При попытке пиратского захвата им достаточно сделать лишь предупреждающие выстрелы, чтобы охладить пыл нападающих. В экстренных случаях есть возможность вызвать на подмогу силы ВМФ России, которые несут дежурство в Атлантике или в Индийском океане. Те же сомалийские пираты предпочитают не связываться именно с российскими судами, зная, что помощь для них непременно придет. О безопасности судоходства заботятся сейчас и другие страны, отправляя на патрулирование в африканские воды свои боевые корабли.

Здесь можно вспомнить, что из того же Аденского залива «веселых ребят» буквально выдавили силой – в результате антипиратской операции «Аталанта», в которой было задействовано несколько десятков кораблей из 16 стран мира. Тогда были достигнуты и первые успехи – корабль ВМС Индии уничтожил крупное пиратское судно-базу, ВМС Великобритании захватили и передали нескольких подозреваемых в пиратстве сомалийцев властям Кении. «Обознавшихся» в темноте пиратов, которые приняли военный корабль-заправщик ВМС Франции за гражданский сухогруз, тоже постигло глубокое разочарование. Но основным фактором снижения пиратской активности стало появление в регионе российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия сомалийским пиратам.

Нынешний случай с захватом пиратами судна Curacao Tradent, на борту которого находились россияне, стал не первым в этом году. В мае стало известно, что в Гвинейском заливе были атакованы два судна – Rio Mion и Djibloho, где в составе экипажа находились граждане России. В апреле контейнеровоз Tommi Ritscher, стоявший в порту Котону, также подвергся атаке флибустьеров, в числе заложников оказались и трое россиян, которых удалось освободить через месяц. А в начале года пираты напали на судно Ambika в Нигерии и похитили трех членов экипажа, среди которых было двое граждан России. Заложники были освобождены, при этом в перестрелке погибли четверо сотрудников спасательной группы нигерийских ВМС.

Читайте также:  Охотники за бриллиантами все правда

Россия своих спасает бескровно. Можно в качестве примера привести случай с операцией по освобождению танкера «Московский университет» следовавший под либерийским флагом, но с российским экипажем на борту в Аденском заливе 6 мая 2010 года. На выручку пришел российский БПК (большой противолодочный корабль) «Маршал Шапошников». Накануне нефтеналивное судно подверглось нападению пиратов на удалении в 500 морских миль (930 км) от побережья Сомали в нейтральных водах.

Здесь можно рассмотреть два факта, первый из которых – грамотные действия капитана и экипажа «Московского университета» при нападении. Судно стало активно маневрировать, препятствуя приближению моторных лодок пиратов и их проникновению на борт. В ход пошли пожарные брандспойты и сигнальные ракеты, а когда стало понятно, что подручными средствами отбить атаку вооруженных людей невозможно, капитан приказал спрятать всю еду и воду, а сам вместе с командой забаррикадировался в машинном отделении и закрыл доступ к силовой установки судна. Так же он сумел выйти на связь с БПК «Маршал Шапошников» и запросил помощи.

Ну, а дальше за дело взялись военные моряки и морская пехота. Когда вылетевший на разведку вертолет Ка-26 был обстрелян пиратами, по ним был открыт ответный пулеметный огонь – летчики знали, что экипаж находится в укрытии. Потом на штурм пошли скоростные надувные лодки и спецназ после небольшой перестрелки взял судно под контроль и обезоружил пиратов. Вся операция заняла менее получаса.

Сейчас «точка терпения» к пиратам в Гвинейском заливе, похоже, еще не достигла своего предела. Пока опять не придут в эти воды российские боевые корабли.

Пиратский флаг, 5 версий того, кто такой «Веселый Роджер» и от чего ему весело

В морском музее Портсмута хранится один очень старый флаг. Он был захвачен около 1780г неким лейтенантом Ричардом Карри и представляет собой череп со скрещенными костями на ярко красном или оранжевом поле. Во время реставрации на полотнище флага нашли следы пороха и несколько дырок с обугленными краями.

Скорее всего это был один из последних «Веселых Роджеров», доставшихся экипажу корабля, захваченного Карри. Эпоха пиратов была давно позади. Без поддержки государств, с новой улучшенной охраной и обилием военных кораблей в Атлантике, немногие головорезы отчаиваются возродить старые традиции.

Однако вернемся к флагу, вот наиболее популярные версии его происхождения:

1. Чумной флаг

Пираты появились и стали распространяться в конце 15 века, а начало Золотого века относят в середине 17го. Самые страшные вспышки чумы уже позади, но люди-то помнят и бояться. В 14 веке на зараженных кораблях вывешивали черные флаги с белыми линиями. Это был знак, чтобы к кораблю не приближались.

Такой флаг не только внушал страх, но и мог помочь от внеплановой проверки или налета других пиратов.

2. Помяни черта.

Моряки называли дьявола или черта «Старина Роджер», или «Old Roger», а чего-бы старику не стать весельчаком?

3. С берегов далекой Индии

Тамильские пираты называли себя «Али Раджа» — повелители моря. Созвучно с «Jolly Roger», но на мой взгляд, несколько притянуто.

4. Правитель Сицилии

В 12 веке черный флаг с перекрещенными костями поднимал правитель Сицилии Рожер II. Он был весьма удачлив и на суше, и на море, однако вряд ли пираты сильно интересовались историей.

5. На самом деле, он красивый!

Самая популярная версия! Первые лицензии на пиратство раздавали французы. Чтобы предъявить ультиматум корсары вывешивали черный флаг, если ультиматум не принимали — то ярко красный, который означал, что пощады не будет!

По-французски это звучит как » joyeux rouge» — дословно «празднично красный», что легко преобразуется в «Jolly Roger», особенно если еще вспомнить про дьявола.

Череп с костями — весьма древний символ головы Адама, который означал одновременно смерть и презрение смерти. Была даже легенда, что кровь Христа окропила голову Адама, покоившуюся в глубинах Голгофы. И тем самым, в лице первого человека был обречен и прощен весь род людской. Его часто использовали в войсках, чтобы подчеркнуть бесстрашие перед лицом смерти.

Впервые классический «Роджер» появляется лишь в начале 18 века у пирата Эдварда Ингленда. Личность Ингленда заслуживает отдельного внимания, но флаг, видимо, просто подошел художникам и дизайнерам с маркетинговой точки зрения.

Читайте также:  Какая лайка лучше для охоты зсл или рел

Остальные пираты придумывали свои флаги. В основном, они это были изображения оружия, чертей и скелетов на черном или красном поле, с намеками на скоротечность жизни, призванные напугать потенциальную жертву.

Однако, чаще всего, увидев в трубу объект для грабежа, пираты поднимали тот же флаг, что развевался на мачте потенциальной жертвы. Так легче подойти к ней, не нужно устраивать утомительные гонки. Затем, когда становилось понятно, что бедным торговцам не уйти, его место занимал черный флаг, мол, гаси паруса, отдавай все по-хорошему. Возможно, в это время они стреляли и орали, чтобы усилить психологический эффект.

Если после этого, безумные путешественники не сдавались на милость грабителям, пираты могли поднять красный флаг, означавший, что пощады не будет! Вероятно немногие запомнили это, так как предпочитали перейти к диалогу на этапе черного знамени. Но именно его и захватил удачливый лейтенант Ричард Карри в 1780г.

Поставьте, пожалуйста, лайк, если вам было интересно! Не забудьте оставить комментарий и подписаться на канал!

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

История знаменитого пиратского флага «Веселый Роджер» сложна и противоречива. Известно, что в XVI–XVII веках им не пользовались: морские разбойники, бороздившие просторы Карибского моря, предпочитали алые, зеленые и желтые знамена. В то время они считывались как агрессивные цвета, демонстрирующие отклонение от принятых норм поведения.

Впервые «Черный флаг» упоминается в документах начала XVIII века, когда мир переживал очередную фазу глобального геополитического передела.

Новые военно-морские державы — Франция, Англия и Нидерланды — ударили по испано-португальской монополии в Мировом океане. Создавая колониальные империи в Новом Свете, они негласно поощряли разбойничьи набеги своих подданных на Испанскую Америку и Вест-Индию. Нерегулярные вооруженные формирования морских добытчиков получали от властей официальные лицензии на захват торговых судов вражеских держав и становились законопослушными корсарами и каперами. В ходе длительных колониальных войн на пересечении сфер влияния в Карибском море появлялись «сумеречные зоны», в которых под прикрытием Парижа, Лондона и Гааги орудовали морские разбойники: они вторгались в испанские владения и захватывали торговые суда. Как правило, они пользовались национальными флагами или флагами государств, предоставивших им каперские грамоты.


Стид Боннет на фоне флага, приписываемого Ричарду Уорли. Гравюра XVIII века

В конце XVII — начале XVIII века ситуация круто изменилась. Испания была вынуждена признать британские, французские и нидерландские владения в Карибском море. Это разрушило многолетнюю практику морских грабежей: новые хозяева, наводя порядок на своих территориях, начали избавляться и от недавних союзников. Однако остановить рост разбоя было тяжело: ряды бандитов неуклонно пополнялись за счет бывших каперов и корсаров, а также простых матросов, демобилизованных после Утрехтского мирного договора (1713–1714), который подвел итоги войны за испанское наследство. Пираты, более не связанные обязательствами перед властями, начали брать добычу, невзирая на флаг жертвы. Символом этой новой формации и стал «Веселый Роджер».

Куда исчезли флаги

В распоряжении историков нет ни одного достоверного пиратского штандарта, известного как «Веселый Роджер». Хранящиеся в музейных коллекциях полотнища с черепами более позднего происхождения. Они появились на рубеже XVIII–XIX веков. Один из известных флагов — красное полотнище с черепом над скрещенными костями, захваченное лейтенантом британского флота в бою с барбарийскими корсарами в 1780 году. Он сильно пострадал: полотнище выцвело, на нем следы пороха и пулевые отверстия. Другое знамя из музея в Мариехамне (Финляндия) выглядит как настоящий «Веселый Роджер» из «Острова сокровищ»: череп и кости на черном полотнище. Однако и оно не имеет отношения к Вест-Индии XVIII века: местные моряки доставили его из Северной Африки на Аландские острова в начале XIX века.

По одной из версий, большая часть флагов была утеряна из-за того, что пираты, сдаваясь правосудию, сжигали или выбрасывали их за борт, чтобы они не попали в руки победителей. Хранители подобных реликвий сильно рисковали, поэтому флаги могли утаивать или уничтожать.


Черный «Роджер» из Аландского морского музея в Мариехамне (конец XVIII века)

Семантика названия

«Веселый Роджер» был не единственным вариантом названия: знамя было известно как «Черный флаг», «Пиратский флаг», «Черный пиратский флаг», «Мертвая голова», «Капитан Смерть», «Старый Роджер» и «Роджер». По-видимому, «Веселым Роджером» окрестили свой флаг пираты Бартоломью Робертса или Фаррингтона Сприггса. Возможно, название было связано со свирепым оскалом черепа: склонные к кладбищенскому юмору пираты могли в шутку назвать «мертвую голову» — олицетворение морского сатаны Дэви Джонса — «веселой».

Согласно другому объяснению, это измененное joli rouge, обозначавшее алый флаг французских флибустьеров и буканьеров. Британские пираты, поднявшие черный флаг, привнесли в это наименование новое прочтение, и в ходе эволюции joli превратилось в jolly, а rouge — в Roger. Название могло прийти и из Ост-Индии: предводитель местных пиратов носил титул Али Раджа (Ali Raja) и именовался «властелином моря»; прибывшие в Индию англичане могли переиначить это имя на свой лад. Возможны и иные лингвистические интерпретации: английское roger связывают со словом rogue («жулик», «негодяй»), обозначавшим независимую бродяжническую жизнь, склонность к которой всегда отличала пиратов.

Читайте также:  Патроны для охоты осенью


Флаги на кораблях Черного Барта Роджерса. Из книги капитана Чарльза Джонсона «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учиненных самыми знаменитыми пиратами» (Лондон, 1724 год)

Как выглядел «Веселый Роджер»

Немногочисленные тексты с описанием пиратских флагов достаточно лаконичны. Речь в них чаще идет об абстрактном флаге с «мертвой головой». Первое документальное описание пиратского флага доносит его до нас в виде черного полотнища с песочными часами и черепом поверх перекрещенных костей. Этот флаг поднял француз Эммануэль Винн, который в 1700 году напал у Сантьяго на корабль военного капитана Джона Крэнби. По оценкам современных исследователей, под различными вариациями штандарта с черепом и костями выходили в море более двух с половиной тысяч пиратов. На полотнище могли присутствовать и другие детали: мужская фигура, окровавленное сердце, кружка, песочные часы и скелет.


Пабло Тийяк. Флибустьеры на марше // Rectoran P. Corsaires basques et bayonnais du XV-e au XIX-e siècle pirates, flibustiers, boucaniers. Bayonne, 1946

Череп являлся аллегорией смерти и эсхатологического ожидания Страшного суда. Избрав этот флаг, пираты декларировали свое презрение к смерти. А вот почему был выбран черный цвет, не вполне ясно: его семантика противоречива. По распространенной легенде, это связано с черными флагами кораблей, зараженных чумой. В геральдике черный цвет признавался самым низким, так как был наиболее близок к тьме. В библейских текстах он выступал символом зла, смерти и скорби и ассоциировался с дьяволом. Он также мог быть антиподом государственным флагам: пираты как представители низшего социального слоя сражались под ним против богатеев и власти, равнодушной к страданиям простолюдинов. Тем не менее бывали и неожиданные повороты: по свидетельству пленника, в день смерти короля Георга I на мачте корабля английских пиратов в знак траура был приспущен «Веселый Роджер», и разбойники вознесли хвалу новому королю — возможно, в надежде на амнистию. Наконец, определенную роль могли сыграть прагматические соображения: черный цвет позволял разбойникам маскироваться в пасмурную погоду и ночное время.

Значение «Веселого Роджера»

Черное полотнище с черепом служило сигнальным кодом, с помощью которого пираты могли опознавать друг друга. Однако эту информацию отслеживали и их противники, размещая в газетах информацию о символике различных пиратских кораблей. На судах морских разбойников действовали разные правила: одни пираты могли пощадить экипаж и забрать часть груза, а другие снискали славу садистов и насильников. Поэтому владельцы судов тщательно собирали информацию и делали выводы о потенциальных последствиях от встречи с кораблем, несущим на мачте тот или иной флаг. Чтобы не спугнуть добычу, пираты могли до поры до времени не поднимать зловещее знамя, что приводило к курьезам, если в море встречались два пиратских судна. Но в целом мрачная символика являлась инструментом рациональной стратегии запугивания. Создавая атмосферу ужаса, сея панику, пираты обезвреживали противника, парализовали его сопротивление. Подобная линия поведения позволяла пиратам избежать методов насилия и сохраняла жизни матросам: завидев черный флаг, суда часто сдавались без боя.


Капитан Джекоп Бэвен зафиксировал смерть двух матросов своего судна 22 февраля 1686 года // Rediker M. Between the devil and the deep blue sea merchant seamen, pirates and the Anglo-American Maritime World, 1700–1750 (1987)

Другие пиратские флаги


Красный флаг, захваченный Ричардом Кьюри в 1780 году

Наряду с «Веселым Роджером» были распространены и другие флаги. Во время сражений на мачтах пиратских кораблей развевались алые, «кровавые» полотнища, служившие символом агрессии и непримиримости, в то время как традиционный черный флаг выражал готовность пиратов принять капитуляцию противника. Напротив, белые флаги, иногда с изображением скелета, означали готовность пиратов сдаться. Подобный флаг вывесила в 1718 году команда Стида Боннета, который был вынужден капитулировать перед превосходящими его силами полковника Уильяма Рета. Использовались и национальные флаги: на корабле английского пирата Чарльза Вэйна британский «Юнион Джек» соседствовал с «Веселым Роджером». Государственные флаги могли служить средством маскировки: приблизившись к ничего не подозревающему противнику, пираты распускали черный флаг. В свою очередь, представители власти использовали пиратский флаг с этой же целью: под полотнищем с черепом и костями нередко ходила испанская береговая охрана, атакующая суда контрабандистов.

Показательно присутствие «Роджера» в момент свершения правосудия. Публичная казнь пиратов рассматривалась не только как справедливое возмездие, но и как предупреждение. Демонстративно, издевательски вывешенный над эшафотом черный флаг — знак кощунства, мести и социальной конфронтации — приобрел функцию назидания: так власти демонстрировали мощь государственного контроля.

Оцените статью
Adblock
detector