Охотники за оборотнями 2015
Михаил Юрьевич Берсенев
Охотник на оборотней
Россия, Чечня, апрель 2008 года. 134 км от Шатоя, горный аул, 06 час. 31 мин
Сквозь оптический прицел с нанесенными делениями и цифрами для определения угловых размеров и расстояния до цели, снайпер, надежно замаскированный на боевой позиции, рассматривал крышу каменного дома. Пока он приметил одного часового, который сидел на маленьком балкончике почти вровень с крышей дома. На голове бойца была натянута черная вязаная шапочка. Дуло ручного пулемета спокойно смотрело в небо. Охранник неторопливо перекусывал. Переведя оптику в правую часть дома, снайпер заметил и второй пост. С автоматом наперевес там вышагивал боевик по достаточно длинной лоджии с этой стороны дома.
Человек с ружьем взглянул на часы. Они показывали половину седьмого утра. Воздух в горах в это время становится еще чище и целебнее. Белые, перистые облака текли по направлению к востоку. Снайпер давно занял свое укрытие. Периодически он осматривался, чтобы не допустить приближения противника сзади и по бокам. Тело уже начинало затекать и, специальными упражнениями, солдат старался размяться. Минимальные движения, статические напряжения, когда мышцы резко напрягаются на несколько десяток секунд, а потом так же быстро расслабляются. К тому же земля все еще была холодной. Он подстелил себе специальный коврик, но холод с грунта все равно пробивался до тела. В воздухе пахло ранней весной, птицы радостно приветствовали приход тепла.
Боевой приказ командования звучал четко и ясно: по данным разведки, в этом конкретном доме, в этом ауле, засели недобитые остатки некогда многочисленной банды боевиков одного из полевых командиров, насчитывающая примерно 10–12 человек. Гражданского населения в здании нет. Задача группы, в которую и входил стрелок, состояла в уничтожении всех бандитов. Приказа взять хотя бы командира живым не поступало. Только ликвидация. Бойцы федерального спецподразделения морской пехоты затаились на расстоянии с разных сторон объекта. Снайперу приказ был понятен: снять охранные посты и огнем прикрывать товарищей по штурму, ликвидировать как можно больше живой силы противника. При обнаружении боевиков, ускользающих от федералов из дома, уничтожать их прицельным огнем. С ним связался командир спецподразделения:
— Азимут! Азимут! Доложите обстановку!
— Титан! Титан! Докладываю! Как слышно? Прием! Имеется два поста. Один в левой части здания, почти у крыши, другой ниже, на противоположной стороне здания, справа. Тот, что слева, вооружен ручным пулеметом. Таким образом, вся территория вокруг дома полностью простреливается с этого поста. Второй пост — часовой с автоматом справа, ходит по лоджии над зеленой крышей козырька. Как поняли меня Титан, как поняли?
— Понял вас Азимут, Понял! Два поста. Пост с пулеметом высоко у крыши, слева здания, самый опасный. Второй пост — справа, у козырька с зеленой крышей. Автоматчик. Все верно?
— Все верно, Титан!
— Азимут! Азимут! Ждите сигнала к началу атаки! После ликвидации постов, доложить о результатах! Как поняли, прием?
— Вас понял, Титан. Жду сигнала. Приказ понял: ликвидировать часовых после получения условного сигнала и доложить.
— Азимут! Азимут! Конец связи! Тишина в эфире до сигнала! Как понял, Азимут?
— Понял вас, Титан! Конец связи.
Рация отключилась, и снайпер повернул дуло винтовки влево. Теперь голова в черной вязаной шапочке оказалась под прицелом.
Караульный перекусывал. Ручной пулемет мирно покоился рядом. Мужчина с удовольствием подставлял лицо лучам весеннего солнца, жевал бутерброд, и, даже, на полминутки зажмурился, подставив прикрытые глаза теплым лучам восходящего солнца. Губы расплылись в легкой улыбке. В этот момент боец спецподразделения морской пехоты Вооруженных Сил России получил сигнал к началу операции в виде кодового слова. Он совместил прицел с улыбающимся лицом боевика, выдержал небольшую паузу, и мягко нажал на курок винтовки. В ту же секунду пуля прошила черную вязаную шапочку и вылетела с противоположной стороны головы вместе с окровавленными мозгами. Лицо пулеметчика, подставленное солнечным лучам, превратилось в кровавое месиво. Аппетитный бутерброд выпал из рук уже мертвого часового. При этом ни один звук, кроме едва слышимого самому снайперу хлопка от выстрела, не нарушил утреннюю, величественную тишину суровых и прекрасных гор. Стрелок пару десятков секунд сквозь оптику изучал результаты выстрела и, убедившись, что лицо у боевика теперь отсутствует, и превратилось в кровавое месиво, плавно перевел дуло оружия вправо.
Просмотрел окна дома и, не увидев в них ничего и никого подозрительного, навел прицел на автоматчика в правой части здания, у козырька с зеленой крышей. Тот все так же прохаживался взад и вперед по длинной лоджии, изредка останавливаясь, чтобы осмотреть окрестности и передохнуть. Снайпер также неторопливо совместил прицел с головой боевика и стал ждать. Автоматчик через полминуты остановился и прислонился плечом к бетону. Тут же часть стены за головой часового покрылась багровыми пятнами и брызгами, а еще через несколько мгновений тело рухнуло на холодный пол балкона. Все та же утренняя тишина стояла вокруг. Признаков движения в доме не наблюдалось. Стрелявший с равнодушным видом поглядел сквозь оптику на остатки мозгового вещества на стене здания и вызвал командира.
— Титан! Титан! Я — Азимут! Я — Азимут! Как слышите меня, прием!
— Слышу тебя, Азимут! Доложить о выполнении приказа!
— Доступ к объекту открыт! Оба поста ликвидированы! Повторяю, оба поста ликвидированы! Как поняли меня? Прием! Титан! Как поняли меня?
— Понял вас, Азимут! Понял! Посты ликвидированы, путь к объекту свободен. Далее следуйте полученным инструкциям.
— Понял вас, Титан! Конец связи.
Через минуту с трех направлений сразу, там, где были окна и двери, в сторону дома начали движение бойцы спецподразделения. Снайпер имел возможность наблюдать только две стороны объекта — правую торцевую и фасадную. Еще одна стена, левая торцевая, не имела окон и дверей. В здании пока все было тихо. Штурмующие бесшумно приближались, и тут окно на втором этаже с фасадной стороны открылось, и оттуда высунулась на улицу голова мужчины с черной бородой. Снайпер вовремя заметил движение. В одной руке бородач держал эспандер в виде резинового кольца, которое методично сжимал, а в другой красивое зеленое яблоко, которым он завтракал. Яблоко — прекрасный, легкий завтрак для следящих за своим весом людей. В прицеле винтовки снайпер увидел обнаженный торс боевика. Мужик, видимо, соблюдал диету и был приверженцем здорового образа жизни. Бородач зевнул и стал откусывать кусочек полезного для организма фрукта и тут увидел приближающийся спецназ. На секунду он так и застыл с яблоком во рту посередине окна, резиновое кольцо в ладони замерло. Шестеро бойцов спецподразделения также обнаружили рано проснувшегося любителя вкусной и здоровой пищи и на миг прекратили движение. Немая сцена длилась недолго: снайперская пуля разнесла красивое, явно импортное, и, по всей видимости, очень сладкое яблоко во рту бородача, пробив горло. Уже мертвый приверженец здорового образа жизни стал заваливаться вперед, перегнулся через подоконник, после чего камнем полетел на брусчатку под окнами. Бойцы продолжили бег к зданию. По взмаху руки командира почти в каждое окно, одновременно, послали автоматную очередь. Раздался звон осыпающегося стекла. Бойцы мгновенно приблизились к дому и вслед за пулями стали забрасывать в окна гранаты, вплотную прижимаясь к стенам. Дом содрогнулся от многочисленных взрывов, из окон повалил дым, сразу же начался пожар. Внутри здания закричали не по-русски.
Боец с винтовкой не видел, что два окна с противоположной от фасада стороны остались целы. Оттуда здание атаковали четверо бойцов, и в первую волну атаки они накрыли лишь четыре окна, а не шесть, как бойцы с фасада. Двое спецназовцев отбежали от дома и дали очередь по стеклам, опустили автоматы и стали выхватывать гранаты, чтобы забросить их в два оставшихся окна. В этот момент из дома на улицу, фактически бойцам под ноги, полетели две гранаты, а следом засевшие в здании боевики открыли огонь из автоматов, мельтеша в оконных проемах. Спецназовец успел схватить одну из гранат и отбросить ее, но ко второй не успел. Оба бойца спецподразделения погибли на месте. Третий из четырех атакующих дом с тыльной стороны, получил осколочное ранение в плечо и упал на землю. Из окна здания выпрыгнули трое боевиков в высоких не шнурованных армейских ботинках, в трусах и майках, с автоматами наперевес. Четвертый боец спецподразделения открыл огонь из ручного пулемета, и белая майка боевика окрасилась в красный цвет, но двое других террористов буквально изрешетили морского пехотинца автоматным огнем, и стали уходить вверх, к основанию горы, покрытой низкорослыми деревьями. Тем временем штурмующие с фасада забросили вторую очередь гранат в здание. После этой волны взрывов крики прекратились, и в доме воцарилась тишина.
Лучшие фильмы про оборотней
На небе полная луна, сквозь голые ветки деревьев льется ее мертвенно-бледный свет. Накатывает безотчетное чувство тревоги и обреченности, и где-то рядом тоскливо воет волк. Если у вас есть ружье, самое время зарядить его серебряной пулей, если нет – помолиться богу и лезть на дерево. Один шанс из десяти, что выл обычный волк, а не оборотень, который чует ваш запах и жаждет вашей плоти. Истории о людях, превращающихся в зверей, существовали с незапамятных времен, о них слагали легенды, рассказывали сказки. В XX веке еще на заре кинематографа они оказались весьма востребованы и продолжают быть актуальными и по сей день. Издание «Новости кино» представляет свой рейтинг «лучшие фильмы про оборотней», а те, что не вошли в список, предлагаем перечислить в комментариях.
«Вой» (1981)
Начнем наш обзор с фильма, который возродил поджанр хорроров о вампирах и оборотнях в 80-х и стал культовым наряду с вышедшим на полгода позже «Американским оборотнем в Лондоне». Речь о ленте Джо Данте «Вой», который и спустя 40 лет, в век компьютерной графики и «зеленых» экранов, может вызвать приятную дрожь. В «Вое» присутствуют сразу две «страшилки» — серийный убийца и оборотни, которых выводит на чистую воду, хоть и ценой собственной жизни, журналистка Карен Уайт (Ди Уоллес). Фильм по мотивам книги Гэри Брэнднер делался фанатами своего дела, которые даже при дефиците бюджета смогли создать революционные на тот момент спецэффекты и грим. Композитор Пино Донаджо написал тревожную музыку, а сопровождающие видения Карен напевы, просто шедевральны. Если вы являетесь поклонником жанра, но по какой-то причине не знакомы с этой знаковой картиной, настоятельно рекомендуем восполнить пробел.
«Американский оборотень в Лондоне» (1981)
О фильме «Американский оборотень в Лондоне», сценарий к которому Джон Лэндис написал в 18 лет, слышали все поклонники ликантропического хоррора. Картина считается классикой, культурным феноменом, заставившим серьезных критиков поменять свое отношение к «несерьезному» жанру. Американские киноакадемики были так поражены спецэффектами, что даже одарили Рика Бэйкера «Оскаром», создав для этого отдельную категорию. Сюжет прост: двое молодых американцев путешествуют по Англии. Оказавшись на ночь глядя в сельской местности, они подвергаются нападению со стороны какого-то громадного зверя, в результате чего один парень погибает, а второго спасают местные жители и доставляют в больницу. Зрителю понятно, что обратного пути нет – Дэвид (Дэвид Нотон) постепенно превращается в оборотня. Но для самого Дэвида, которого мучают кошмары и видения, в которых он разговаривает с погибшим другом или охотится на людей, все неоднозначно.
Он находится в пограничном состоянии и не может отличить реальное от морока, в который погружается с каждым днем. Несмотря на то, что фильм считают комедийным хоррором, с этим можно поспорить. Конечно, Лэндис с иронией прошелся по «тупым» американцам и снобам-британцам, разлагающийся на куски друг-призрак пугал только в первый раз, а обнаженный главный герой старательно прятал свой детородный орган как только мог. И все-таки фильм пронизан печалью и безысходностью, потому что Дэвид тяготится чувством вины за убийства, контролировать которые не в силах. И справиться с этой проблемой может только его человеческая сущность.
«Серебряная пуля» (1985)
Там, где Стивен Кинг, поклонников поджидает классический набор непременных атрибутов: глухомань, святоша, отважные дети, семейные узы и зло, бродящее по ночам в обличье зверя. Третий фильм из 80-х, который греет душу олдскульным исполнением, алой кровушкой и характерным гримом. В центре сюжета — мальчик-инвалид Марти (Кори Хэйм), который уверен, что совершить ужасные убийства в их городишке мог только оборотень, но ему, как водится, никто не верит. Но Марти упорный – заручившись поддержкой сестры и дяди Рэда (Гэри Бьюзи), он положит конец безумию, а поможет ему в этом настоящая серебряная пуля. Фильм стал режиссерским дебютом Дэниэла Эттиэса, который уже потом наснимал кучу крутых и в меру кровавых сериалов, таких как «Настоящая кровь» (2008-2014). Рекомендуется всем фанатам Кинга и Гэри Бьюзи.
«Волчонок» (1985)
Оборотни страшные, беспощадные и ненасытные, как правило. А кому эти правила нарушать как не подростку? Одним из самых знаменитых подростков 80-х, несмотря на совсем не подростковый возраст, был Майкл Дж. Фокс, у которого в 1985 с разницей в пару месяцев вышло два сверхпопулярных фильма – научно-фантастический «Назад в будущее» и фэнтезийная комедия «Волчонок». Конечно, «Назад в будущее» это тяжелая артиллерия, да еще трехсерийная, и Фокс намертво ассоциируется с Марти МакФлаем – начинающим рок-музыкантом, верным другом и безалаберным шалопаем, закипающим при одном намеке на трусость. Но если взглянуть на Скотта Ховарда из «Волчонка», получится почти двойник – неуверенный в себе подросток, пытающийся заявить о себе и боящийся титула «лузер».
В общем, как Фокс не запутался в персонажах, загадка. Но были и отличия — если у Марти был Док, то у Скотта все сложилось немного круче – он оказался потомственным оборотнем. Немного не таким, как мы привыкли, но так даже лучше — обращаться в оборотня он может в любое время, а не только в полнолуние, и ему не нужны человеческая кровь и плоть. Согласитесь, так намного удобнее. В общем, получившему суперспособности Скотту придется ко всем старым проблемам еще разбираться и с новыми. Фильм был невероятно популярен, собрал очень хорошую кассу и положил начало целой франшизе, одним из важных пунктов которой является драматический подростковый сериал (довольно кровавый) «Оборотень» (2011-2017).
«Волк» (1994)
Кому без грима по силам сыграть волка? – Михаилу Боярскому и Джеку Николсону. Боярский прекрасно справился с ролью в мюзикле «Мама» в 1976 году, а Николсон подарил нам опасного хищника с человеческим сердцем в мистическом триллере «Волк» режиссера Майка Николса в 1994 году. Пожалуй, это один из самых ярких, напряженных и местами страшных фильмов об оборотнях, хотя само это слово ни разу в фильме не произносится. Опытный, но теряющий хватку редактор крупного издательства Уилл Рэнделл (Николсон), терпит одну неудачу за другой: владелец хочет понизить его в должности, протеже ведет за его спиной грязные игры, а по дороге из командировки домой Рэнделл сбивает на дороге волка, и тот его кусает. И вот это последнее обстоятельство в корне меняет жизнь стареющего Уилла. Он словно Питер Паркер, только постарше, прозрел и расправил плечи, почувствовал запахи и услышал звуки, видит людей насквозь и поражает быстротой реакции.
И все же есть одно отличие от Паркера – Рэнделл не дружелюбный сосед, а совсем наоборот. Фильм Николса достоин вашего внимания. В нем потрясающий и завораживающий Николсон, невероятно красивая Мишель Пфайффер и лицемерный и коварный Джеймс Спэйдер. Саундтрек из 20-ти композиций Эннио Морриконе можно слушать с утра до вечера, а визуальный ряд с этими ночными поскакушками Николсона за ланью погружает в настоящий транс. Сила без чувства вины, любовь без сомнения – вы тоже хотите стать волком?
«Другой мир» (2003)
Даже школьник знает, что оборотни и вампиры ненавидят друг друга всеми фибрами того, что у людей называется душой. О таком непримиримом противостоянии и идет речь в серии фильмов, начало которой положил «черный триллер» Лена Уфйзмана «Другой мир». Залогом успеха стала мрачная атмосфера, сложная мифология кланов, искусные поединки между вампирами и ликанами, а также романтическая история а-ля Ромео и Джульетта между представителями враждующих лагерей. Гибриду (полувампиру-полуликану) Майклу Корвину (Скотт Спидман), которого взяла под свою защиту воин-вампир Селина (Кейт Бекинсейл), завидовал, наверное, каждый второй зритель. Еще бы, сексуальная и яростная Селина рвала, как говорится, и метала, и теперь образ несравненной Бекинсейл навеки связан с пресловутым латексом, обтягивавшим ее словно вторая кожа. Конечно, помимо сладкой парочки в фильме не последние роли сыграли такие мощные актеры как Билл Найи и Майкл Шин. Шин, кстати, исполнил роль коварного лидера оборотней Люциана. В общем, если вам будет не достаточно одного «Другого мира», знайте, к вашим услугам имеется еще четыре фильма серии.
«Ван Хельсинг» (2004)
Главный вампир всех времен и народов граф Дракула намеревается захватить мир, для чего ему понадобится помощь его многочисленных отпрысков. Помешать этому коварному плану Ватикан посылает в Трансильванию члена своего древнего ордена и охотника на нечисть Гэбриэла Ван Хельсинга (Хью Джекман). В качестве помощников, а может и под руку, к Ван Хельсингу присоединяются два представителя древнего цыганского рода Валериус – принцесса Анна (Кейт Бекинсейл) и ее обращенный в оборотня брат Вэлкан (Уилл Кемп). А еще в заварушке принимаются участие Виктор Франкенштейн и его Чудовище. В общем, адреналин у всех зашкаливает, звериная сущность так и прет наружу, крестьяне замучились жечь замки и мельницы. Фильм красивый, в стиле стимпанка, а музыка Алана Сильвестри ненавязчиво исправляет косяки Стивена Соммерса. Что касается оборотней, то в фильме они представлены уже упомянутым Вэлканом, да и сам главный герой, которого мы привыкли видеть в образе росомахи, успел примерить на себя волчью шкуру.
«Сумерки. Сага. Новолуние» (2009)
Да, никакой ошибки нет – для представления главного соперника Эдварда Каллена (Роберт Паттинсон), вампира с переливающейся кожей, подходит как раз второй фильм знаменитой саги. В «Сумерках» Джейкоб Блэк (Тэйлор Лотнер) был еще хоть и борзым, но юным и незрелым. На «Новолуние» же пришелся его coming-out с обнаженным накаченным торсом, вид которого лишил ровно половину зрительниц сна и покоя. Именно в этом фильме мы узнали древнюю индейскую легенду об оборотнях из резервации «Ла-Пуш» и их перемирии с вампирами. Стая Джейкоба, с представителями которой нас познакомили, очень эффектно превращалась из немногословных парней в крупных агрессивных волков. А уж как они рвали на части «плохих» вампиров, это сказка. В общем, огромная заслуга «Сумерек» в напоминании о том, что преданней собаки (считай, волка) нету существа, хоть некоторые все равно предпочитают вампиров.
«Человек-волк» (2010)
Римейк классического фильма ужасов «Человек-волк» 1941 года режиссера Джо Джонстона, признаться честно, ругают. За то, что, увлекшись компьютерной графикой и кровью, Джонстон не дал возможности актерам раскрыть своих персонажей – они словно до последнего кадра берегли патрон, который так и не пригодился. И, тем не менее, свою порцию удовольствия, глядя на Энтони Хопкинса, Бенисио Дель Торо, Хьюго Уивинга и Эмили Блант, можно получить: играющий на рояле Шопена Хопкинс, отужинавший слугами (классика жанра); Дель Торо с печальными человеческими глазами в волчьем гриме, любовно выполненным знаменитым Риком Бэйкером; Уивинг с цепким взглядом агента Смита и Блант, безмолвно несущаяся по ночному лесу с револьвером наперевес, волосы назад – все этом вызывает приступ ностальгии. А если говорить об экшен-сценах – пробежке Человека-волка по крышам домов и финальной развязке, то тут и вовсе все выглядит достойно. В конце концов, несмотря на недовольство критиков и зрителей, сходивших в кино, продажи фильма на DVD были внушительными.
«Оборотень» (2013)
Завершим наш обзор триллером Уильяма Брента Белла «Оборотень», который помимо довольно прямолинейного сюжета предлагает вполне себе динамичное повествование с вкраплениями социального подтекста. Во Франции семья американских туристов зверски растерзана на лоне природы в полнолуние. По описанию, нападавший — крупный волосатый мужчина с огромными руками. Такой находится по соседству — румын Талан Гвинек с редкой болезнью, ограничивающей физическую активность, что и является главным аргументом защиты, которую возглавляет Кейт Мур (А.Дж. Кук).
Решение снять фильм в жанре мокьюментари здесь очень к месту, поскольку создает эффект присутствия. А присутствовать в допросной рядом с волосатым детиной со спадающими на лицо патлами зрителю очень некомфортно, особенно, когда правозащитница все время требует снять со своего клиента наручники. Несмотря на предсказуемость сюжета «Оборотень» выгодно отличается от большинства жанровых фильмов отсутствием некой сказочности, это жесткий и жестокий боевик, который предлагает взглянуть на перерождение человека в вервольфа с медицинской точки зрения. И еще, выбирая адвоката, остановите свой выбор на мужчине.