Охотники за морскими сокровищами

Охотники за морскими сокровищами

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ: СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Рассказывает подводный археолог Роберт Маркс:

— Даже не тысячи, а десятки тысяч кораблей лежат в безмолвной темноте океанских глубин. Эти цифры не удивляют, если вспомнить, что человечество бороздило моря и теряло суда начиная с самого начала времен. Останки античного торгового судна могут покоиться рядом с искореженным корпусом немецкой подводной лодки, а современная кубинская рыбачья лодка может оказаться рядом с испанским галеоном. До недавнего времени 98 % морских сокровищ находилось вне пределов, доступных подводникам. Теперь, благодаря революционным разработкам в технике глубоких погружений и робототехники, самые глубокие затонувшие объекты становятся досягаемыми.

Ну а те, что лежат на мелководье, вообще сами просятся в руки подводников-любителей. Надо только знать, где они находятся…

Если историю развития подводной археологии рассматривать объективно, то факты свидетельствуют, что на самом деле подавляющее большинство подводно-археологических объектов было открыто не в ходе планомерных научных разведок, а совершенно случайно — дайверами-любителями, а также теми, кто в силу специфики своей работы связан с погружениями под воду.

Все началось в 1900 г. Греческие водолазы — ловцы губок — обнаружили близ острова Антикифера корабль периода Античности, груз которою составляли произведения греческого искусства V–III вв. до н. э.

Находка оказалась столь интересной, что привлекла внимание не только греческих ученых, но и правительства. От первых подводно-археологических экспедиций трудно было ожидать каких-то блестящих результатов, но тем не менее со дна моря были подняты действительно уникальные произведения искусства. В научный оборот были введены памятники древности, многие столетия пролежавшие на морском дне.

Еще с самого начала подводных исследований в 1950-х гг. подводники знали, что деревянные суда сохраняются значительно лучше на больших глубинах. Правда, было исследовано менее двух процентов морских глубин, и исследовано всего несколько кораблей, затонувших на значительных глубинах. Но технологии изучения океанских глубин постоянно развиваются, и их начинают применять в подводной археологии. На самом деле первоначально открытие затонувших кораблей было всего лишь побочным продуктом других исследований…

В 1952 г. автономная камера, использовавшаяся при поисках авиалайнера у берегов острова Эльба в Средиземном море, на глубине 760 м наткнулась на останки древнего судна, перевозившего амфоры. Два года спустя компания, проверявшая возможность постройки трубопровода из Франции в Африку, сообщила об обнаружении более двух дюжин древних судов в отличном состоянии. Затем в 1966 г. в ходе поисков водородной бомбы, потерянной при столкновении двух самолетов недалеко от испанского побережья, команда подводной лодки «Алуминавт» рапортовала о необычнейшей картине. Они увидели два абсолютно целых корабля, со всеми мачтами на местах, и с пушками, выглядывающими из орудийных иллюминаторов, — как будто кадр из голливудского фильма. Корабли покоились на океанском дне на глубине 610 м.

В январе 1960 г. батискаф «Триест», на борту которого находились его пилот и создатель Жак Пиккар и лейтенант ВМФ США Дон Уолш, вписал новую страницу в историю подводных спусков. Он опустился на глубину 10911 мв Тихом океане, достигнув дна Марианской впадины, самой глубокой точки земного шара Эго стало прорывом в глубоководных погружениях и началом эры безопасных исследований морских глубин. В том же году Кусто создал свое «ныряющее блюдце», первый из спускаемых аппаратов с людьми на борту. Такие аппараты используются и по сей день. Кусто стал также и пионером в погружениях с использованием различных дыхательных газовых смесей, позволявших длительное время работать на глубинах вплоть до трех сотен метров.

В 1963 г. английские ученые одними из первых сделали попытку скоординировать действия любителей подводного плавания и профессиональных археологов на самом высоком научном и административном уровне. В Лондоне представителями Британского музея, Музея наук, Национального морского музея, Института археологии и Национального института океанографии был учрежден Совет по морской археологии. Создана Школа морской археологии в Форд-Бовисенде, где тысячи аквалангистов-любителей из разных стран прошли обучение основам подводной археологии.

Читайте также:  Воздушка байкал для охоты

В 1974 г. британский ученый Грэм Хокерс разработал атмосферный костюм для погружений (ADS), используя который подводники могли достигать глубин в девятьсот метров, при этом продолжая находиться под воздействием нормального атмосферного давления. При традиционных методах погружений с насыщением подводник, погружающийся на глубину 305 метров, должен был насыщаться до нужного давления в течение примерно 12 дней, осуществлять необходимую работу, а затем декомпрессироваться до поверхностного давления. При использовании системы ADS подобное погружение занимает всего несколько часов.

В XIX в. водолазы, оснащенные костюмами со шлемами, по целому ряду причин не могли осуществлять погружения на глубины более 46 м. Затем были сооружены бронированные костюмы из стали, несколько напоминавшие атмосферный костюм Хокерса. Эти костюмы должны были противостоять большому внешнему давлению. Подводник, находившийся в подобном костюме, использовал для дыхания воздух под нормальным атмосферным давлением Несмотря на то что подводники могли осуществлять более глубокие погружения, эти тяжелые костюмы оказались непрактичными, поскольку их вес и огромный размер значительно ограничивали мобильность и подвижность под водой.

Подобный бронированный костюм использовался при работах на лайнере «Египет», принадлежавшем судоходной компании Pacific & Orient. В один из туманных дней 1921 г. лайнер столкнулся с другим судном и затонул на глубине 130 м. На его борту находились золотые слитки общей стоимостью более шести миллионов долларов. Учитывая глубину, на которой упокоилось судно, эксперты вынесли вердикт, что сокровища поднять невозможно. Лондонское отделение страховой компании «Ллойд» уплатило страховку. Но всегда найдутся люди, желающие осуществить невозможное, — и тем более, когда на кону огромное количество золота…

На этот раз таким человеком оказался итальянец, Джованни Квалья, глава спасательной компании «Ссорима» в Генуе. Он уже использовал свой бронированный костюм при обследовании ряда других объектов, затонувших на значительных глубинах. В 1930 г. Квалья разыскал «Египет» ив 1931 г. вернулся, чтобы поднять сокровища. Закованный в сталь подводник не стал даже пытаться передвигаться по дну в своем громоздком костюме. Он решил выступать в качестве наблюдателя, направляя в нужные места подъемные ковши и электромагниты. Месяц ушел на разборку корабля, пока наконец не была найдена заветная бронированная комната

Взрывчатка была спущена под воду и размещена в месте, где собирались проделать отверстие. Водолаз вернулся на поверхность, и был осуществлен взрыв. Вновь погрузившийся подводник сообщил, что «дно усеяно золотыми слитками».

Предприятие завершилось полным успехом — золото «Египта» было поднято на поверхность.

Через несколько лет рекорд глубины, установленный итальянцем, оказался побит. В 1940 г. австралийский пароход «Ниагара», перевозивший двенадцать миллионов долларов золотом, наткнулся на мину в 30 милях от гавани Вангарей, Новая Зеландия, и затонул на глубине 136 м Австралийская компания, поднимавшая золото «Ниагары», использовала метод, разработанный Квальей. Было поднято практически все золото.

Самые знаменитые морские клады. Куда отправляться охотникам за сокровищами

Морские сокровища ищут веками. Иногда счастливчикам перепадает удача, но чаще подводные клады ведут себя как заколдованные, не желая идти к людям в руки. Возможно, чтобы не искушать человека, которому золото кружит голову. Но сегодня уже необязательно снаряжать армаду вооруженных кораблей на поиски, гораздо важнее вложиться в современные технологии.

Не доставайся же ты никому!

Португальское судно Flor de la mar ушло на дно из-за сильного шторма на рифах Суматры в 1511 году. По самым приблизительным подсчетам, на нем было около 60 тонн золота. Их так и не нашли.

В 1991 году в восьми километрах от Суматры на дне Малаккского пролива предположительно был обнаружен этот корабль с баснословно ценным грузом. До сих пор подводные поиски так и не начали, за них бьются несколько стран, но Индонезия не дает добро.

Читайте также:  Рюкзак для охоты зимой

Мечеть «Селат Мелака» («Малаккский пролив») на берегу одноименного пролива. Источник: wikimedia.org

Песок времени

У берегов Флориды в 1715 году пошли ко дну 11 кораблей флота, на которых находились ценности для казны короля Филиппа V. Так, лишь на одном судне Nuestra Senora de la Regla везли 300 сундуков с золотыми монетами и слитками, 23 сундука серебра и еще несколько десятков емкостей с подарками для короля и его свиты.

На Santo Cristo de San Roman перевозили более семисот сундуков с песо, золотом, серебром, китайским фарфором. На других галеонах было приданое для молодой жены Филиппа VИзабеллы Фарнезе.

Последующие четыре года испанцы ныряли за сокровищами стоимостью $2 миллиарда, но им удалось поднять лишь 30 %. Продолжить работы помешали пираты, акулы и восстание индейцев.

Лишь в 1965 году строитель Кип Вагнер нашел на берегу старинную испанскую монету. Взяв в аренду оборудование и сколотив группу добровольцев, счастливчики стали обладателями 60 тысяч серебряных и золотых монет.

До сих пор шесть галеонов так и не обнаружены, а еще пять, как считают кладоискатели, лежат под слишком толстым слоем песка и добраться до сокровищ пока не представляется возможным. Иногда дайверы находят золотые монетки, а одна американская семья, которая охотится за морскими кладами, нашла в этих местах ценностей на $1 миллион.

Флорида, вид из космоса. Источник: wikimedia.org

Дьявол в курсе

По легенде, знаменитый пират Эдвард Тич (ум. в 1718 г.) по прозвищу Черная Борода, который на протяжении жизни ограбил от 119 до 600 кораблей на сумму более $100 миллионов, спрятал все сокровища на острове Оук у берегов Новой Шотландии.

С 1850 года здесь побывало не менее трехсот экспедиций, но никому не повезло наткнуться на спрятанное великим мистификатором, грозой морей и океанов. Как говорил сам пират: «Только я и дьявол знаем». Лишь однажды в тех местах был найден бочонок с золотыми монетами.

Есть версия, что Черная Борода никогда не хранил «яйца в одной корзине», поэтому он мог раздать ценные трофеи своим женам, а по слухам, их было аж двадцать четыре. И есть ли смысл вообще искать его сокровища, ведь верные люди ими явно давным-давно воспользовались.

Остров Оук. Источник: wikimedia.org

Заначка на века

Английский фрегат «Лютин» в 1799 году шел в сторону Гамбурга, куда должен был доставить купеческое золото и серебро в слитках на сумму 1 миллион 175 тысяч фунтов стерлингов. Это был крупный государственный займ – от английского правительства немецкому торговому порту в знак солидарности в войне против Наполеона.

До пункта назначения корабль не дошел и затонул во время шторма на небольшой глубине. Это произошло в районе нидерландского острова Тершеллинг. Какое-то время рыбаки тащили с судна ценности, но оно все глубже уходило под воду и его все сильнее заносило песком.

Несколько десятилетий предпринимались поисковые работы. Удалось достать сокровищ на незначительную сумму. В последний раз, а это было в 1913 году, как заколдованный, «Лютин» перевернулся и не дал людям добраться до трюма, где до сих пор лежат слитки.

Быль или небыль

В 1820 году в Южной Америке воевали между собой испанские колонии. Из Лимы было решено в срочном порядке вывезти золото в слитках, оружие, украшенное драгоценными камнями, и, как уверяют некоторые источники, статую Пресвятой Девы Марии с младенцем, из чистого золота в натуральную величину. Груз оценивался в $60 миллионов.

В этот момент подвернулась американская шхуна Mary Dear, которой управлял Уильям Томпсон. Ему не сказали, что грузят на судно, однако вскоре он убил всех пассажиров и, по легенде, спрятал ценности в пещере у острова Кокос. Клад до сих пор не найден, как и не доказано его существование.

Остров Кокос в Тихом океане, вид с моря. Источник: wikimedia.org

Платина СССР

Известный американский искатель морских сокровищ Грег Брукс в 2012 году сделал сенсационное заявление. По его словам, он обнаружил британский торговый корабль Port Nicholson, затонувший в 1942 году.

Читайте также:  Охота при помощи арбалета

Судно перевозило 10 тонн золота и 71 тонну платины на сумму $3,5 миллиарда для расчета СССР с США за поставки союзниками боеприпасов, военной техники и продовольствия. Ценный груз был потерян из-за того, что судно атаковали немцы на подводной лодке U-87. Это произошло у берегов полуострова Кейп-Код на северо-востоке США.

Надо заметить, что поверили Бруксу далеко не все, а о результатах спасения клада ничего толком не известно.

Вид на полуостров Кейп-Код и залив Кейп-Код из космоса. Источник: wikimedia.org

Самые знаменитые морские клады: какой ценой их вернули на сушу

25 марта 1997 года охотники за кладами обнаружили у берегов Эквадора затонувший корабль. Его приняли за потерпевший крушение в 1654 году знаменитый испанский галеон La Capitana, шедший из Южной Америки в Испанию с грузом награбленного у инков золота и серебра. Однако улов оказался не таким уж и богатым – вытащили всего около 20 тысяч серебряных монет.

Было сделано предположение, что это не La Capitana, а некое судно, которое помогало перевозить паруснику богатую добычу. Значит, легендарное золото инков, будоражащее умы кладоискателей, так и покоится на дне океана. Поиски морских сокровищ продолжаются. EG.RU выясняет, где еще искали самые крупные клады и какая добыча досталась нашедшим.

Золотые времена

В Баренцевом море в 1981 году провели спецоперацию по подъему золота с затонувшего английского крейсера «Эдинбург». Он лежал на дне с 1942 года с пятью с половиной тоннами на борту. В войну он вышел из Мурманска, но до родины не добрался. Его разбомбили немецкие военные корабли. Лишь к 1980 году смогли определить его местоположение. Часть слитков так и не нашли.

Крейсер «Эдинбург». Источник: wikipedia

Жадность сгубила

Специалист по поиску морских кладов Барри Клиффорд в 1984 году на отмели полуострова Кейп-Код наткнулся на галеру-фрегат Whudah. В 1717 году ее захватили пираты Черного Сэма (Сэмюэль Беллами).

Судно было под завязку нагружено драгметаллами и, возможно, именно поэтому не выплыло в шторм. Клад весом в 5 тонн оценили в $15 миллионов.

Кто ищет, тот всегда найдет

15 лет американский археолог и искатель сокровищ Мэл Фишер пытался найти испанский галеон Nuestra Senora De Atocha, затонувший в 1622 у берегов Флориды во время шторма. Парусное судно перевозило монеты, слитки, уникальные ювелирные изделия, драгоценные камни. И в 1985 году нашел!

Со дна подняли 3,2 тысячи изумрудов, 150 тысяч серебряных монет, более одной тысячи слитков серебра, 200 слитков золота и уникальные украшения. Это был баснословный улов стоимостью $450 миллионов. Согласно историческим документам, еще есть чем поживиться, – на дне остались сокровища на сумму $500 миллионов.

En la Sala de la Corona del Palacio Real de Madrid se expone el collar de la Orden del Toisón de Oro, la más alta condecoración que concede la Monarquía española pic.twitter.com/xps7PNGA9c

Останки династии

В 1998 году у берегов Индонезии рыбаки обнаружили арабское судно с сокровищами китайской династии Тан (618 – 907 гг.): золотая посуда, погребальные урны, драгоценные шкатулки и многое другое. Клад с руками оторвала власть Сингапура за $80 миллионов.

Магия монет

В 1941 году немецкая подводная лодка U-37 торпедировала британское военное судно SS Gairsoppa, груженное семью миллионами унций серебра. В 2011 году затонувший корабль обнаружили в Северной Атлантике на глубине около пяти километров.

Тендер по подъему ценного груза выиграла американская компания Odyssey Marine Exploration (OMEX). Год спустя она подняла со дна 48 тонн серебряных слитков стоимостью $38 миллионов.

Любопытно, что еще в 2007 году OMEX самовольно вывезла 17 тонн серебряных и золотых монет с некоего кораблекрушения. За морской клад начало биться испанское правительство: ценности были подняты с испанского фрегата, затопленного англичанами в еще в 1804 году. В 2013 монеты по суду вернули хозяевам.

Оцените статью
Adblock
detector