Охотники за бабой ягой

Баба Яга и охотники

Летним утром на рассвете
Встала бабушка Яга,
Прогулялась по лужайке,
Трав целебных набрала.

Щебетали перепелки,
Распевали соловьи,
Ворковали две тетёрки
В свете утренней зари.

Ярким солнечным сияньем
Озарился белый свет,
Вдруг глядит, а на поляне
Незнакомый чей-то след.

Положив под кустик травы,
По следам Яга пошла
И в ложбинке у дубравы
Двух охотников нашла.

А они шалаш сложили,
Развели в лесу костёр
И о будущей охоте
Завели свой разговор.

Рассердилась не на шутку
Вездесущая Яга:
«Как посмели, взявши ружья,
Чужаки прийти сюда!

Это что тут происходит?
Чтоб в моём лесу стрелять!?
Да такого не бывало!
Нужно срочно их прогнать!»

И сердитая старушка,
План обдумывая свой,
Вновь вернулась на поляну
За целебною травой.

Из кустов достала ступу
И волшебную метлу,
Подошла к большому дубу,
Постучала по стволу.

Всем сидящим в кроне птицам
Громко крикнула: «Ко мне!”»
И они слетелись разом
К мудрой бабушке Яге.

Все затихли в ожиданьи
И она дала приказ,
Чтоб летели по дубравам
Передать её наказ:

«Нужно всем укрыться в норах,
Чтоб никто их не достал
И сидеть там очень тихо,
Ждать когда подам сигнал».

Птицы быстро разлетелись,
Чтобы всех оповестить,
А Яга уже решила,
Как свой план осуществить.

Забралась старушка в ступу,
Заработала метла
И на бреющем полёте
Над поляной поплыла.

Прилетела бабка к дубу,
Постучала по коре:
«Выходи скорее Леший,
Дело срочное к тебе!»

Леший чуть не рухнул с дуба:
«Ну, зачем же так кричать,
Ты Яга любого можешь
Так до смерти напугать!»

«Почему, скажи на милость,
Я будить тебя должна?!
Да спускайся же скорее,
Помощь мне твоя нужна!»

«Что такое, что за спешка?-
Леший вылез из дупла,-
Может ступа прохудилась
Или рухнула изба?»

«Тут по близости в ложбине
Два охотника живут.
И шалаш себе сложили,
И костёр поутру жгут.

Леший, ты уж постарайся
Посильней их напугать,
Ну а мне пожалуй нужно
К Соловью ещё слетать».

Вдруг кусты зашевелились,
Филин ухнул на суку
И Кикимора явилась,
Чтоб порадовать Ягу.

«Я в таком серьёзном деле
Поучаствовать не прочь,
И меня с собой возьмите,
Может чем смогу помочь!»

«Вот ведь вредное созданье,
Ну везде ей нужно встрять!
Но твоей немытой рожей
Можно всех перепугать…

Хорошо! — сказала бабка,
Ты сейчас иди домой,
Дверь запри на всякий случай
И из дома ни ногой!

А когда сигнал услышишь,
На дорогу выходи,
Чтоб охотники поближе
Рассмотреть тебя смогли».

И она, хоть неохотно,
Но отправилась домой,
Знала, что не стоит спорить
С грозной бабушкой Ягой.

И Кикимора притихла
Возле печки в уголке,
Потому, что доверяла
Мудрой бабушке Яге.

Лес затих, преобразился,
Не воркуют сизари,
Водяной насторожился,
Не пускает пузыри.

Перестали квакать жабы,
Шмель в цветке не стал жужжать,
И кукушка в чаще леса
Перестала куковать.

Соловей-Разбойник мирно
Почивал в своём гнезде
И не знал, что срочно нужен
Будет бабушке Яге.

Хоть не робкого десятка
Соловей Разбойник был,
Но услышав грозный голос,
К ней спуститься поспешил.

Рассказав ему план действий,
Бабка молвила: «Сиди
На дубу и за дорогой
Повнимательней следи.

А когда я дам отмашку,
Свистни раз, а лучше два,
Только будь поосторожней,
Чтоб не рухнула изба».

Всем друзьям Яга успела
Указания раздать,
А потом в кустах укрылась
И момента стала ждать.

А охотники собрались,
Взяли ружья в лес пошли,
Осторожно озираясь,
Прямо к просеке пришли.

Подошла Яга к берёзе,
Два листочка сорвала,
Что-то тихо прошептала,
Грозно бровью повела,

Листья бросила по ветру,
Помахала вслед метлой
И решил нырнуть поглубже
Осторожный Водяной.

Затянули небо тучи,
Потемнело, грянул гром,
По дороге в лес ведущей
Полетела пыль столбом.

А Яга дала отмашку,
То условный был сигнал,
Соловей-Разбойник свистнул,
Лес дремучий задрожал.

Читайте также:  Не согласен с правила охоты

С ёлок шишки полетели,
Звери начали реветь,
Сверху птицы загалдели,
Вышел из лесу медведь.

Леший выехал навстречу
К ним верхом на кабане,
И Кикимора предстала
Возле них во всей красе.

А Яга взлетела в ступе
И давай метлой махать,
Над врагами пролетая,
Чтоб скорее их прогнать.

И охотники бежали,
Бросив ружья, наутёк,
Так, что пятки засверкали
Да был слышен топот ног.

А чтоб больше неповадно
Было в лес ходить с ружьём,
Вслед за ними полетела
Стая галок и ворон.

Уж они их по дороге
Поклевали как смогли
И охотники из леса
Ели ноги унесли.

А Яга взяла метёлку,
Помахала, помела
И над лесом заповедным
Тучи все разогнала.

А потом залезла в ступу,
Помахала всем метлой,
Описала круг над лесом
И отправилась домой.

Кот встречал её с порога,
Тёрся спинкой о метлу,
Мышка в норке запищала,
Чтоб приветствовать Ягу.

А она легла на печку,
Отдохнуть и подремать,
Кот уселся на крылечке
Сон хозяйкин охранять.

Вновь в лесу запели птицы,
Рой пчелиный зажужжал,
А кабан нахально хрюкнул
И от Лешего сбежал.

На лугу цвели ромашки,
Плавал в ряске Водяной,
А Кикимора и Леший
В лес отправились домой.

Разлетелись в гнёзда птицы,
Дружно дав отпор врагам,
Зайцы, волки и лисицы
По своим ушли делам.

Славянская мифология. Баба Яга.

На пороге женского дня хочется поздравить всех подруг и вообще весь «женский мир» с прекрасным женским весенним праздником.
А так как у нас часто употребляется девиз. «никто не забыт и ничто не забыто»- хочется чтобы эти поздравления прозвучали не только для «Василис Прекрасных». да и чтобы мы ,»бабки Ежки» не были забыты. ))))))
(С)Stephanya
Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.
«Баба-Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, нос в потолок врос», страшная и огромная.

Прочитаем сказку заново, вспоминая мудрость наших предков.
Начнем с имени: Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» — слова одинаковые по семантическому значению. Йога — это путь к самосовершенствованию, а «Яга» — дословно
«Я иду», то есть, то же самое. «Га» — означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га», «га-гара»).
Есть и другая трактовка: Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.
Ведьма (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.
Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.
Именно жрице-колдунье в древнейшие времена приводили мальчиков 10-12 лет для проведения обряда посвящения в мужей-воинов.

Это был своеобразный экзамен на бесстрашие, ловкость, выносливость; при этом юноши как бы «умирали» для племени: вместо них «рождались» воины и охотники.
«Экзаменом на зрелость» руководил, по-видимому, мужчина, охотник.
А приобщала к тайнам племени, к магическому ритуалу охотников женщина-ведунья.

Kinuko Y. CRAFT.

Связь Яги со смертью (частокол с черепами) объясняется её функцией привратницы между миром живых и миром мёртвых.
Череп – субстанция нетленная – говорит о бессмертной памяти предков.
Помело связывает Ягу с очагом, излечивающим хвори.
Недаром в сказках Баба-Яга хочет испечь ребёнка. Это отголоски древнего обряда, бытовавшего еще в прошлом веке.

Kinuko Y. CRAFT

Родился хворой ребёночек – его заворачивали в тесто и ставили в тёплую печку (но не запекали, а опекали, отсюда и «опека» — забота).
Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».
Вынимали ребенка, и он как бы рождался заново, обретал новых родителей и счастливую судьбу.
Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким.
Виктор Корольков воскресил этот родной образ ведуньи-воительницы, летящей по ночному небу, выглядывающей и уничтожающей всякую скверну, помогая славянским воинам охранять родную землю.
Она энергична, красива и полна жизни!


Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Читайте также:  Салат царская охота перепелиные яйца

Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.
Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.
В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма.
Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».


Иван Билибин

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.
Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.


Kinuko Y. CRAFT.
И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом.
А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.
Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.


Виктор Васнецов, «Баба-Яга», 1917 г.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках.
В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.


Kinuko Y. CRAFT.

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

— Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.

— Когда же идти? — спросила девушка.

Читайте также:  Открытие осенней охоты нижегородской области

— Прямо сейчас! — ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. — Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни — там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно — хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит — забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка — не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки — тут бедняжке и конец придет.

Повернулась бежать куда глаза глядят — слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.

— О чем ты плачешь, кощь человеческая? — спрашивает она.

Иван Билибин

— Как же мне не плакать? — отвечает череп. — Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником. Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.

— Спасибо тебе, добрая душа, — слышит голоса из-под земли. — Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку — она тебе путь укажет.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку — и ну бежать прочь!

Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках — а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

А. РЕМИЗОВ. ПРОЛИВНОЙ ДОЖДЬ

БАБА-ЯГА собирается хлебы печь. Задумала старая жениться — взять в мужья рогатого черта — Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.

Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из че- ловеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, — такая уж нежить.

А как ей весело: старик Домовой на бобах остался — показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!

Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.

— Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! — плачет Яга, ходит у печи.

— Бабушка, чего же ты плачешь?

— А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы — прибьет Верховой.

— Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются — полна капель натекает.


М.Федотова

— Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется — и дождь перестанет

Оцените статью
Adblock
detector