Александр Лухтанов
Произведения
- Алма-Ата военная— рассказы о детях, 08.04.2020 13:24
- Путешествие в страну каменщиков— публицистика, 08.04.2020 12:43
- Зайсанское сафари— приключения, 08.04.2020 12:20
- Бухтарминские кладоискатели— повести, 08.04.2020 09:24
- Избушка в Столбоухе— мемуары, 06.04.2020 15:42
- Семиреченские истории— история и политика, 06.04.2020 11:55
- Путешествие за птицами. Аннотация. Содержание— рассказы, 23.04.2014 16:29
- Путешествие за птицами. Глава 1— рассказы, 23.04.2014 16:26
- Путешествие за птицами. Глава 2— рассказы, 23.04.2014 16:22
- Путешествие за птицами. Глава 3— рассказы, 23.04.2014 16:20
- Путешествие за птицами. Глава 4— рассказы, 23.04.2014 16:00
- Путешествие за птицами. Глава 5— рассказы, 23.04.2014 15:53
- Путешествие за птицами. Глава 6— рассказы, 23.04.2014 15:35
- Путешествие за птицами. Глава 7— рассказы, 23.04.2014 15:30
- Путешествие за птицами. Глава 8— рассказы, 23.04.2014 15:25
- Путешествие за птицами. Глава 9— рассказы, 23.04.2014 15:16
- Путешествие за птицами. Глава 10— рассказы, 23.04.2014 15:11
- Путешествие за птицами. Глава 11— рассказы, 23.04.2014 14:47
- Путешествие за птицами. Глава 12— рассказы, 23.04.2014 14:27
- Путешествие за птицами. Глава 13— рассказы, 23.04.2014 14:20
- Путешествие за птицами. Глава 14— рассказы, 22.04.2014 11:10
- Путешествие за птицами. Глава 15— рассказы, 22.04.2014 10:57
- Путешествие за птицами. Глава 16— рассказы, 22.04.2014 10:01
- Путешествие за птицами. Глава 17— рассказы, 22.04.2014 09:52
- Путешествие за птицами. Глава 18— рассказы, 22.04.2014 09:47
- Путешествие за птицами. Глава 19— рассказы, 22.04.2014 09:44
- Путешествие за птицами. Глава 20— рассказы, 22.04.2014 09:27
- Путешествие за птицами. Глава 21— рассказы, 22.04.2014 09:22
- Путешествие за птицами. Глава 22— рассказы, 22.04.2014 08:46
- Путешествие за птицами. Глава 23— рассказы, 22.04.2014 08:38
- Путешествие за птицами. Глава 24— рассказы, 22.04.2014 08:32
- Путешествие за птицами. Глава 25— рассказы, 22.04.2014 08:26
- Путешествие за птицами. Глава 26— рассказы, 22.04.2014 08:20
- Путешествие за птицами. Глава 27— рассказы, 22.04.2014 08:14
- Путешествие за птицами. Глава 28— рассказы, 22.04.2014 07:57
- Путешествие за птицами. Глава 29— рассказы, 22.04.2014 07:44
- Путешествие за птицами. Глава 30— рассказы, 22.04.2014 07:32
- Путешествие за птицами. Глава 31— рассказы, 22.04.2014 06:45
- К истории Казахстанского альпинизма— история и политика, 26.03.2014 06:15
- Предчувствие парнассиусов турана— литературная критика, 09.09.2013 12:18
- Очерки природы Казахстанского Алтая— миниатюры, 02.09.2013 09:34
- Очерки природы Семиречья— миниатюры, 02.09.2013 09:26
- Очерки по истории Семиречья— история и политика, 02.09.2013 09:12
- Лесная Пристань. Отрывки из одноименной книги— миниатюры, 02.09.2013 09:00
- Драма на склонах снежного гиганта— история и политика, 02.09.2013 08:55
- Очерки по истории Казахстанского Алтая— история и политика, 31.08.2013 11:14
- В Алма-Ате моего детства— литература для детей, 18.06.2013 05:42
- Охотники за бабочками— приключения, 18.06.2013 05:30
- Рудник Герасима Зырянова— история и политика, 14.06.2013 11:11
- Медвяная роса— миниатюры, 14.06.2013 09:21
Ссылки на другие ресурсы:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Фотоохота в жизни и творчестве А. Лухтанова»
Фотоохота в жизни и творчестве А. Лухтанова»
директор Зыряновской ЦБС
«Когда — то давным — давно я не мог вырвать из сердца привязанность к родным мне алмаатинским горам, теперь на склоне лет не могу расстаться с Алтаем. Много раз порывался я уехать из Зыряновска и каждый раз не решался это сделать. Мысль о том, что я не увижу, как из — под тающей глыбы снега вылезают нежные ростки кандычков, не услышу, как на вечерней зорьке над апрельским лесом пробует голос певчий дрозд, настраивают меня на грустный лад. Я прожил на Алтае более сорока лет и готов прожить здесь столько же!»
Это слова известного писателя- натуралиста, фотохудожника, краеведа Александра Григорьевича Лухтанова. Инженер-макшейдер по образованию, он автор множества статей по горному делу и научных работ по орнитологии, энтомологии и краеведению. К тому же это интереснейший собеседник, разносторонне образованный, со своеобразным мышлением, а главное – с огромным творческим потенциалом и жаждой жизни.
Лухтанов в г. Семипалаинске 29 декабря 1934г. Отец уроженец с. Бутурлиновка Воронежской губернии, в то время уже преподавал в геолого – разведочном техникуме, а затем в 1937 году был приглашен в Казахский горно – металлургический институт в г. Алма – Ате. Мать родилась в 1905 году в деревне Оренбурской губернии и была домохозяйкой.
Детство писателя прошло в Алма-Ате. Хотя и шла страшная война, от детства у Александра Григорьевича остались самые радужные, солнечные воспоминания. Больше всего запомнилась Шуре — так звали родители мальчика — походы на дальние огороды в горах, где родители, раскопав целину, выращивали картошку Вокруг стеной стоял дремучий лес из старых обомшелых яблонь, урючин, барбариса и диких слив. Там прятались разные звери: тенями мелькали полосатые барсуки, прыгали лесные белочки-сони, порхали птицы. Страшным голосом стонал и бубнил дикий голубь, а Шурке все казалось, что это ворчит, пугая всех, Баба-Яга.
С сестрой тащили разную живность домой, и не было развлечения лучше, чем наблюдать за сонями или возиться с ручной сорокой.
В старших классах Шура увлекся походами в горы, что заснеженной стеной стояли над родным городом. Вместе с друзьями совершал восхождение на горные пики и чувствовал себя героем-первопроходцем. путешественником, открывающим новые вершины. Зимой, еще затемно, на весь день убегали на Чимбулак, до упаду катаясь на горных лыжах, и все это казалось чудесной зимней сказкой.
Гораздо позже, когда Александру Григорьевичу стукнуло 60 он вместе с другом А. Марьяшевым, напишет о тех временах книгу «Легенда о Черном Альпинисте» и сам же издаст ее. А пока.. Александр мечтает стать
географом-исследователем. Однако, прислушавшись к советам отца и руководствуясь реалиями жизни, в 1952 Александр Григорьевич поступает в Горный институт на горный факультет, выбрав специальность маркшейдера.
«Увлекаясь путешествиями я мечтал о географическом факультетеКазГу или на худой конец геологическом Каз ГМИ, были мечты и о лесном факультете и о биологическом, но мечты смутные неясные в которых я бы постеснялся и признаться, т. к. эти профессии в те годы считались «непрестижными».
Как он пишет сам, учился не испытывая от учебы удовольствия тем не менее профессию макшейдера освоил хорошо, и занимался добросовестно.
После распределения 1957 году работал на Зырновком свинцовом комбинате макшейдером на карьере (Руднике открытых работ). Работа была несложной технически, но трудной из-за физических условий т. к. приходилось большую часть времени находиться под открытым небом. Тем не менее, работу Александр Григорьевич выполнял очень добросовестно и был на хорошем счету. Но были и интересные моменты в работе. Так, например, при вскрытии мягких пород (суглинка и глины) карьер оказался местом захоронения массы доисторических животных (мамонты носороги бизоны и т. д.) Лухтанов собирал их для местного краеведческого музея.
Вот как об этом периоде жизни вспоминает жена Александра . «В 1957 году приехали в г. Зыряновск вместе с другими молодыми специалистами на поезде. Саша с 1957по 1959 гг. страшно рвался назад в Алма –Ату. В 1959 году внезапно умирает отец Александра, который был ему опорой. Он сам занимался наукой и считал что его сын, тоже должен заниматься только научной деятельность. Отец старался контролировать сына. (Звонил, напоминал) Саше это очень не нравилось. С детства он мечтал стать географом-путешественником, но уступил настоянию отца, пожелавшего видеть своего сына горным инженером.
Саша имел привычку записывать свои мысли в записную книжку. До 1959 года записи в книжке посвящены исключительно работе. После смерти отца уже в феврале появляется запись: «Мороз не так уж страшен, скоро весна!». После этого нет ни одной записи касающейся его профессии.»
«Я оказался на чужбине, на холодном севере, душа к которому не лежала. Сначала я исполнял договорную работу, а потом в конце 1958 г. устроился маркшейдером на Рудник открытых работ. Но моя ищущая натура не могла ограничиться казенной службой. Отдушиной стали вылазки на Бухтарму, в горную тайгу, благо природа рядом», — вспоминает Александр Григорьевич.
В это же время проявляется еще одно детское увлечение писателя фотография, и теперь это увлечение захватило его полностью. Желание научиться фотографировать животных в естественной обстановке подспудно жило в нем всегда но в тот момент он осознал его реально.
«С замиранием сердца делал я новые снимки и все более убеждался, какое это интересное занятие – фотоохота. Лето 60 года я фотографировал на Малеевском острове на р. Бухтарме в 1961 году местом моих походов стал берег Бухтармы в районе деревни Калиновка (Куйбышев).» Со всей страстью, свойственной ему, Лухтанов отдался фотоохоте, в которой видел удачное сочетание искусства, науки, спорта и охотничьего азарта.
С пылкостью юноши начал он познавать новый для себя мир. И снимал, снимал … торопливо с жадностью, словно боясь что этот чудесный мир исчезнет, ускользнет.
«Я не замечал ничего вокруг кроме леса, — рассказывает Александр Григорьевич, — и все мои мысли были направлены в зеленые чащи за Бухтармой, где меня ждали мои птички и зверушки. Мне не хватало одного дня в неделю (рабочая неделя тогда длилась 6 дней), чтобы удовлетворить свою страсть и создать благодаря своей фототеке иллюстрированную энциклопедию жизни леса».
Его заметил и оценил известный писатель , с которым, а также ленинградским и московским писателями и С. Кустановичем он более 20 лет проводил свой ежегодный отпуск в совместных поездках. Из письма Н. Сладкова «Максим Дмитриевич Зверев мой хороший знакомый прислал мне книжечку, «Пернатые друзья» которую он сделал вместе с Вами. В книжке мне очень понравились ваши фотографии. Это непросто фотографии натуралиста, но и что особенно дорого и фотографии художника. Радостно, что все больше появляется у нас людей, которые меняют ружье на фотоаппарат. Приятно, что люди начинают смотреть на природу не только глазами потребителей».
Лухтанова приглашали на работу в Институт зоологии Академии наук, он участвовал в экспедициях главного орнитолога Казахстана . и поездку в Актогай на реке Чарын вместе с почитателями и сподвижниками таланта , членами клуба «У лесного костра», как в шутку тот их называл, — , , .
За эти годы накоплена огромная фототека, исписаны десятки дневников и записных книжек. Фотографии Лухтанова вошли в Атласы птиц мира, изданные в Лондоне, Берлине, Праге. Им иллюстрировано пятитомное издание «Птицы Казахстана», двухтомное — «Спортивная охота в СССР», фотоальбом о красотах природы «Дети радуги», изданный на разных языках мира, и многое другое.
«Долгое время я был уверен, что моя фотоохота – это навсегда. Яркой светлой полосой прошло это увлечение, скрасив жизнь в маленьком и уединенном уютном, но мещанском городке Зыряновске. Мне казалось, что в мире нет ничего важнее и интересней моего занятия. И я отдавался ему со всей страстью однолюба ради него не жалея ни денег ни времени и пренебрегая любыми другими делами».
Увлечение фотоохотой дало возможность Александру Григорьевичу наблюдать за природой, видеть удивительное, интересное, чудное и во многом таинственное для нас в жизни диких животных. Все эти наблюдения вылились в рассказы, заметки, очерки.
В 80-х годах удалось издать и три свои книги: «Филин, «Лесная Пристань. «Тропинками радости», книжицы крохотные, но великолепные по стилю и чистоте языка. Хотелось бы на них остановиться подробнее.
В 1979 году выходит в свет книга «Тропинками радости» выпущенная издательством «Жалын». Книга – о радости общения человека с природой. Два путешественника — отец и сын – решили обследовать заповедные места Восточного Казахстана.
« Давно уже собрана оранжевая палатка, уложен походный скарб и наша «Победа» резво бежит по гладкой дороге. Извилистым голубым ручейком шоссе вьется вдоль красноватых горбатых холмов. Склоны их голые блестят на солнце, а у подножий – островки зелени. Шрамы промоин тянутся от вершин до оснований, и от этого холмы похожи на купола самаркандских гробниц. Вова думает иначе. Как в Африке, – говорит он, очевидно вспомнив фотографию из книжки. Вове 13 лет. У него душа прирожденного исследователя. Взятые им в дорогу записные книжки, справочники, сачки и гербарии – тому подтверждение. Мое «хобби» — фотоохота. Поэтому в кузове нашей машины — фотоаппараты, штативы, провода лампы – вспышки и запасы фотопленки».
Путешественники открыли для себя удивительный мир редких животных: трехпалого карликового тушканчика, каспийского зуйка, пустынного снегиря… Вместе с героями книги читатель становится свидетелем интересных приключений, выпавших на долю путешественников, узнает, что такое фотоохота.
«Мы прожили у Зайсана более тридцати незабываемых дней и были здесь по-настоящему счастливы. Завтра мы соберем свои пожитки, уложимся и отправимся в путь домой. Вечером мы зажгли большой костер теперь уже прощальный и долго сидели молча. Безусловно, мы соскучились по дому. Но все равно грустно покидать нашу зеленую поляну с золотыми песками на берегу ласкового озерка. Всматриваясь в жаркое пламя, я думал о том, что мы еще долго будем помнить Клуджун с его белыми кувшинками вот эти тихие и теплые вечера пустынные утесы Киин – Кешира и каньоны горы Чикельмес. Мы ходили здесь нехожеными дорогами и для нас они были поистине тропинками радости».
Книга читается залпом, не отрываясь, написана свежо, свободно, с интересными запоминающимися подробностями. От нее исходит аромат лета, солнца, ветра и радости.
В серии «Редкие и исчезающие птицы» в1982 году издательством «Кайнар», выпущена книга А. Лухтанова «Филин». Филин птица из отряда сов, с давних времен была окутана легендами. К ней относились по разному и как олицетворению зла и как к символу мудрости. Необычный вид крупной птицы с хищным клювом, сверкающими глазами, способную издавать в ночной тишине поистине демонические крики, рождал массу суеверий.
Автор книги приводит примеры магического действия, которое предавалось филину населением Казахстана. Сложный рисунок оперения, напоминающий арабский алфавит, казалось, заключал в себе важный нераскрытый смысл.
Перьями филина украшались головные уборы детей, девушек, шапки джигитов, их вплетали в хвосты лучших скакунов. Это был талисман, охраняющий от «дурного сглаза».
Суеверие и неприязнь к филинам не способствовали увеличению их численности. с тревогой говорит о том, что филинов становится все меньше, их с полным основанием можно назвать редкими.
В последние годы отношение к филинам изменилось, даже внешность их признана привлекательной. Изображение этой пучеглазой, большеголовой птицы — любимый образ художников, писателей и поэтов. Популярность сов растет вместе с возрастающим интересом людей к природе.
Большинство людей знают о том или ином животном по книгам, рисункам, кинофильмам. Автор книги глубоко убежден, что филина (и не только его) надо наблюдать на свободе, в его родной стихии. Он подробно рассказывает о своих встречах с филином на северном побережье Зайсана. Сделать это было нелегко. Что бы услышать в ночи крик филина, надо специально отправиться в места его гнездования, походить там неделю – другую, а то и месяц.
Вот как описывает встречу с таинственной ночной птицей. : «… вдруг из глубины цирка раздалось глухое и мрачное, словно из могилы: У-ху — у-у! Приземистый «камень», прилепившийся к отвесной светлой стене, вдруг пошевельнулся, превратившись в большую рыжую птицу. Филин.
Сердце вздрогнуло и бешено заметалось, вот она, заветная минута! Угрюмая птица как бы исподлобья бросила на нас такой испепеляющий взгляд, что нам стало не по себе».
В книге описываются итоги кропотливых многодневных наблюдений за гнездом филина, поведением маленьких филинят. Со знанием дела автор рассказывает о самых различных сторонах жизни филинов, приводит много интересных сведений о пернатой «кошке» — среде обитания, образе жизни, питании, взаимоотношения с другими птицами и животными, «семейной» жизни.
Красной нитью в повествовании проходит мысль об ответственности человека за сохранение в природе этого вида сов. Только человеческой беспечностью можно объяснить то, что до самого последнего времени филин официально подлежал истреблению. Считалось, что он уничтожает много полезной дичи. Не принималось во внимание, что эта птица истребляет массу грызунов, вредящих сельскому хозяйству.
исследует причины сокращения численности филина. Он делает грустный вывод, что врагов среди животных у взрослого филина практически нет. Значит, остаётся одно — человек. На протяжении многих лет филин безжалостно уничтожался охотниками и лесниками не только в охотничьих хозяйствах, но и везде где это было только возможным. «Нуждается в охране»- так называется заключительная глава книги. Автор задает вопрос, а стоит ли охранять филина? Какова его роль в природе, необходим ли он окружающим его обитателям лесов, гор и пустынь.
Наконец, зачем он нужен людям? Отвечая на эти вопросы, Александр Григорьевич говорит об эстетическом значении филина как замечательного объекта живой природы.
Что же ожидает филина в будущем? Нет сомнения в том, что люди не допустят исчезновения его как вида. Для восстановления численности филина — нужны охранные мероприятия — запрещения отлова и отстрела птиц и особенно защита гнездовий от беспокойства человеком, воспитания терпимого, доброжелательного отношения ко всем хищным птицам.
В 1985 году издательством «Кайнар» выпущена очередная книга А. Лухтанова«Лесная пристань». Сборник очерков переносит нас в лесные чащи, на просторы степей и берега озер. На фоне живописных пейзажей перед читателем проходит жизнь животных. Наблюдения сделаны на свободе, в условиях естественного их обитания. Труден, но зато увлекателен процесс наблюдения за чуткими и осторожными животными, и автор предлагает читателю пройти вместе с ним по лесным тропам. Через весь сборник проходит мысль как хрупко равновесие в природе и как бездумная деятельность человека может его нарушить.«Мир природы полон чудес. Нет ничего прекраснее гор и лесов, полей и болот. Это источник жизни и радости на земле. Если бы это понял каждый человек!»
Композиция книги пейзажные зарисовки, ненавязчивые сюжетные очерки: Песня весны, время тетеревиных стай и др. Автор любуется зимним осенним лесом, попутно замечая на фоне пейзажей зверей и птиц. Ярко подчеркнуто поведение лесного «населения» в разное время года. Каждый очерк проникнут идеей охраны природы. Не просто отмечено что «рассыпалась снежная кухта и легким облачком поплыла меж берез, то легкая на прыжок белка махнула на соседнее дерево», а тут же замечено как у нее изменился окрас шубки, как она питается, и сделано это не нарушая языковой ткани очерка. И это в каждом очерке идет ли речь о зайце или об овсянках отмечен их образ жизни места, миграции нет «голого» пейзажа. Прекрасные картины природы дополнены описанием лесных птиц, описанием поведения животных. Май это гнездование птиц, июнь прекрасная картина летнего дождя, июль время птичьих выводков и прибавления в звериных норах и т. д.
И все эти наблюдения благодаря самому главному теперь уже в жизни увлечению – фотоохоте. «Осень на исходе. Зима вот-вот заступит в свои права. На вершинах ближайших гор и совсем рядом, по ложкам и северным склонам уже лежит молодой хрупкий снежок. На утренних сборах табунятся тетерева, и охотники уже давно поставили под березами свои шалаши. Самое время на исходе солнца посидеть в ароматно пахнущем сеном травяном скраде, с замирающем сердцем прислушиваясь к шуму каждой пролетающей птицы. Всю неделю живешь ожиданием этого желанного субботнего дня, и вот, темной безлунной ночью переночевав в избушке знакомого лесника, собираюсь в дорогу. Ружье забыто давно и окончательно, вместо него в рюкзаке фотоаппарат с большим телеобъективом».
Еще 15 лет прошло в беспрерывных экспедициях (как и прежде, за свой счет) по Казахстану и Средней Азии. Объезжены и исхожены все уголки Тянь-Шаня, Памира, Алтая, Тарбагатая. Путешественники попадали под сель, обвалы, на них нападали разбойники, наркоманы, но они были счастливы и упрямы. К 1990 году собрался материал для солидной книги о бабочках Казахстана. Результатом стал большой капитальный труд «Бабочки Казахстана». Уже подписанная в печать в 1991 году, книга так и не была издана в Алма-Ате из-за отсутствия финансирования. Лухтанов сам перевел ее на английский и немецкий языки, и, прекрасно изданная, под названием «Дневные бабочки Северо-Западной Азии», она вышла в Германии в 1994 году. Иллюстрированная цветными рисунками автора, с картами ареалов, книга получила премию фонда Сороса. Книга на века, сна и через сто лет не потеряет значимости. Ее оценили специалисты всего мира, ее хорошо знают в России, туристы англичане — клиенты усть-каменогорской фирмы «Эко Систем» — приезжают к нам с этой книгой, но у нас в республике ее не знают. Дело дошло до того, что Академия наук чуть было не пригласила ученого из Турции составить каталог чешуекрылых (бабочек) Казахстана.
В последующие годы вышли в свет книги “Медвяная роса”, “Лесное фотоателье”, “Алтайское притяжение”, рассказы А. Лухтанова вошли в сборник “Лик Земли: рассказы о природе Казахстана”.
В 2005году издательством «медиа-Альянс» выпущена книга Александра Григорьевича «Медвяная роса». В сборнике идет речь о природе Бухтарминского края. Произведение написано в традиционной форме календаря природы. Задумка сделать книгу в виде календаря, была у Александра Григорьевича еще в начале творческого пути, именно так первоначально была написана книга Лесная пристань. Но, к сожалению, в редакции такой вариант не был принят. И только спустя двадцать лет идея нашла свое воплощение. В очерках и зарисовках много интересного. Чувствуется большой опыт натуралиста, великолепное знание материала. В рассказах миниатюрах и зарисовках разделенных на 12 месяцев, говорится о временах года, о своеобразии горно-таежного края, о лесных происшествиях, о жизни обитающих здесь диких зверей и птиц. Повествование начинается с марта и заканчивается в феврале. С первых страниц читатель оказывается среди природы, «…там, где еще всюду снег, как зимой, но какое-то необъяснимое волнение так сладостно сжимает грудь», «…где небо синее кружевное в пестрых разводьях облаков и оранжевых крапинках солнечных брызг». Да так и пойдет читатель по разной погоде, встречаясь с различными обитателями леса и степи, пойдет по апрелю, маю, июню, по осени и зиме до следующей весны. И пройдет этот путь не бесполезно, многому научится и о многом задумается. Потому, что не случайный человек рассказывает о природе, а опытный, хорошо знающий дикую природу, повадки и биологию животных, образ жизни растений.
передать свое чувство природы читателю: «Какую же струнку затрагивает в нашей душе звук первой капели, трубный крик журавлей или вот этот табунок диких уток, присевший передохнуть на первый попавшейся им на пути луже? Наверное, много осталось в нас от тех далеких времен, когда человек жил среди дремучих лесов или один с диким зверем и птицей».
Автор дает подробную картину описываемого края: здесь снега, и дожди, и ледоходы, и половодья, описания многих растений, встречи с животными и просто интересные факты из биологии. Нужная, поучительная и полезная книга, рассчитанная на широкий круг читателей. Сборник иллюстрирован фотографиями автора.
Казахстанский Алтай славится богатством и разнообразием природы. Это уникальный лесной остров на фоне необъятных степных просторов нашей Родины. Здесь протекает красавица Бухтарма, могучий Иртыш и их многочисленные притоки – шумные горные реки с хрустальной водой, а в горно – таежных лесах водятся дикие животные, нигде более в Казахстане не встречающиеся: лось, соболь, бурундук, глухарь, белка – летяга и другие.
В книге «Лесное фотоателье» вышедшей в 2006 году Александр Григорьевич рассказывает о своей жизни в Бухтарминском крае (в городе Зыряновске), а так же об увлечении всей своей жизни фотографировании птиц и зверей в естественной обстановке.
« Так что же это за край – Рудный Алтай? Впрочем, оговорюсь сразу, что это казенное название, придуманное в советское время, мне совсем не нравится. Так и видишь развороченную землю, шахты, горы отвалов и испорченную природу, Гораздо романтичней и лучше звучит прежнее, старинное название – Бухтарминский край. Перед глазами тогда возникает совсем иная картина: мощная горная река с лесистыми горами по берегам, таежные кряжи горных хребтов, цепями уходящая в даль полная зверья и птиц».
Эпилог книги как эпилог его увлечения. Александр Григорьевич подводит черту неудовлетворенный невоплощенной мечтой:
«Мне казалось, что в мире нет ничего важнее и интересней моего занятия. И я отдавался ему со всей страстью однолюба, ради него не жалея ни денег, ни времени, и пренебрегая любыми другими делами.
К работе на своем производстве (Рудник открытых работ Зыряновского свинцового комбината) я относился честно, но лишь как к неизбежной обязанности и без любви. Там был долг перед семьей и обществом, здесь — утешение для души.
Так продолжалось двадцать лет, но в конце семидесятых я стал чувствовать явное охлаждение своей страсти, хотя долго еще не хотел признаваться в этом даже самому себе. Причин было несколько. Я все больше и понимал, что осуществить свою заветную мечту – издать альбом фотографий – не удастся. С горем пополам удалось напечатать три маленьких книжки но и те без фотографий. Какое удовлетворение могли они принести, если редакторы сократили текст на три четверти, а все остальное исказили своим грубым вмешательством!
Я чувствовал, что фотоснимки не нужны, редакторы не понимали и не ценили фотографий природы. Насмотревшись роскошных цветных иллюстраций в зарубежных изданиях, они воротили нос от черно-белых снимков. По заведенной в книгоиздательствах традиции, художникам и фотографам отводилась лишь роль иллюстраторов, зачастую без признания их авторства. Фотографии использовали без согласия автора, по своему усмотрению.
Да если уж честно признаться, мог ли я соревноваться с зарубежными профессионалами, имеющими шикарную технику и обладающими колоссальными возможностями!
Горы снимков, слайдов и негативов лежали без применения, накапливаясь все больше. Это никак не стимулировало. Опускались руки, появлялись равнодушие и сомнения в нужности моего дела. Конечно, я изначально преувеличил его роль в своей жизни и теперь явно перегорел.
Разочаровывало и качество фотографий. В последние годы я стал замечать, что они все хуже и хуже, хотя, казалось бы, должно быть наоборот: и опыт уже есть, и настойчивости хоть отбавляй. Не сразу понял я, что все дело в негодной фотопленке. Из-за жадности фабрики, изготовляющие фотоматериалы, почти перестали употреблять серебро. Отсюда становится понятными и то восхищение, что вызывают старые фотографии, и полное разочарование нынешними, так называемыми «любительскими», сделанными на «ширпотребовской» пленке и такой же бумаге».
Мечта сбылась лишь в 2012 году накануне за два года до восьмидесятилетия автора в свет вышли три фотоальбомами, прекрасного качества изданные за счет средств Лухтанова: «В лесах задумчивой охоты», «Манящие тайны лесных дебрей» и в соавторстве с сыном Владимиром «Охотники за бабочками». Прекрасные фотографии в черно – белом и цветном изображении сопровождаемые текстами влюбленного в природу человека, натуралиста, краеведа. Человека чье увлечение фотоохотой переросло в смысл жизни.
Конечно, я не жалею, что потратил целых двадцать лет на фотографирование птиц и зверей. Без ложной скромности могу сказать, что я был пионером, одним из первых фотографов-анималистов в Казахстане.
Кому-то покажется странным, но меня всегда привлекал пример Фабра — скромного школьного учителя, едва ли не большую часть своей жизни проведшего на пустыре своего огорода за изучением нрава насекомых. Фабру повезло — его узнал весь мир. Но сколько подобных ему, конечно, меньше масштабом, есть везде — если не в каждой деревне, то уж в любом, даже маленьком городке обязательно. Их называют чудаками, подсмеиваются над ними, говорят, что они «не из мира сего». Но они, не замечая насмешек, упрямо делают свое дело. Один пишет историю своего села, другой всю жизнь изо дня в день записывает погоду, третий занимается селекцией в своем саду. Так и я занимался фотосъемкой животных, изучал их повадки, в дневниках — вся летопись природы местного края.
Задумываясь о прошлом, я могу сказать, что в жизни у меня было три увлечения.
Первое — походы на огороды в горы, которые родители вели в годы войны.
Второе — самодеятельный альпинизм, которым я занимался будучи подростком.
Третье — фотоохота в 1959-1980 годах.
Теперь добавилось четвертое-увлечение бабочками.
Для чего рождается и живет человек? Наверное, для того, чтобы посмотреть на Божий свет. Полюбоваться землей, увидеть цветы, птиц, зверей, солнце. Так и я: смотрел и восторгался, а с помощью фотоаппарата пытался запечатлеть эту красоту. Удалось ли мне это, не столь уж важно. Главное, что я был счастлив».