Как отличить винительный падеж от родительного одушевленных имен существительных.
Винительный падеж обозначает, что предмет подвергается действию целиком,
что действие «переходит» на него или что он возникает либо уничтожается
в результате этого действия: рублю дерево, строю дом, встречаю брата и сестру,
пью чай, стираю бельё, видела героя, летчиков, космонавтов, копаю картофель.
Родительный падеж (в отличие от винительного) показывает, что действие
переходит не на весь предмет, а на его часть: выпил воды, взял сахару, купил
хлеба (т. е. не всю воду, не весь сахар, не весь хлеб) .
Этим же падежом обозначается предмет, от которого удаляются, которого лишаются (избежал опасности, удара, лишился руки) , или же предмет, наличие которого отрицается: не взял ружья, хлеба, нет книги, тетради.
При именах существительных широко распространен род. падеж.
Им может обозначаться целое, из которого берется часть (стакан воды, кусок пирога) ,
принадлежность предмета (платок сестры) , объект действия (пишу письмо) , признаки
предмета (человек слова, дела, день расставания) .
Винительный падеж при именах
существительных заменяется родительным падежом: ищу книгу — поиски книги, жду
брата — ожидание брата, копаю картофель — копка картофеля.
Отвечают на разные вопросы и имеют рaзные вспомогательные слова.
Родительный — нет кого? чего? — стола, мамы, земли, мыши.
Винительный — вижу кого? что? — стол, маму, землю, мышь. Кoгда определяете падеж существительного в тексте, задавайте обязательно оба вопроса (к одушевлённому и к неодушевлённому) .
Родительный совпадает в одушевлённом вопросе с винительным,
а винительный в неодушевлённом вопросе совпадает с именительным.
Увидеть (кого? что? ) медведя, — вин.
берлога (кого? чего? чья? ) медведя,
пение соловья ,(кого? чего? чьё? ) — род.
слушать соловья, (кого? что? ) — вин.
друга брата (кого? чего? ) — род
сфотографировать (кого? что? ) брата (вин. ) друга (кого? чего? ) — род. ,
положить (кого? что? ) тетрадь (вин. ) на (на кого? на что? ) стол, -вин.
поймать зайца (кого? что?) — вин. ,
испугать зайца, (кого? что? ) вин.
погладить бельё, ( кого? что?) — вин.
помыть пол. (кого? что?) — вин.
Вопрос, насколько я понимаю, состоит в том, как отличить родительный падеж от винительного когда слово в обоих падежах одинаково пишется и отвечает на один и тот же вопрос.
Я не люблю (кого? ) кошек.
В нашем доме нет (кого? ) кошек.
Попробуйте заменить слово «кошек» каким-нибудь другим, неодушевлённым. Тогда они будут отвечать на разные вопросы:
Я не люблю (что? ) манную кашу.
В нашем доме нет (чего? ) манной каши.
Становится очевидным, что в первом предложении падеж винительный, во втором — родительный. Соответственно, и слово «кошек» стоит в тех же предложениях в тех же падежах, поскольку от замены существительного грамматическая структура предложения не изменится.
Вот, например, как эта методика действует в вашем примере
Увидеть манную кашу (B)
берлога манной каши (Р)
пение манной каши (Р)
слушать манную кашу (B)
сфотографировать манную кашу (B) манной каши (Р)
положить манную кашу (B) на манную кашу (B)
поймать манную кашу (B)
испугать манную кашу (B)
погладить манную кашу (B)
помыть манную кашу (B)
именительный и винительный падежи имен существительных
Планируемый результат Предметные результаты: Определять падеж имен существительных множественного числа с одинаковыми кончаниями.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации; Анализ, сравнение объектов по выделенным признакам;
Синтез, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
Контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Постановка учебной задачи;
Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Основные понятия Винительный, родительный падеж.
Межпредметные связи математика
Средства обучения. Учебник русский язык 4 класс, тетради.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Методы обучения: Репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Орг. начало
Подготовились к уроку, проверяют наличие учебных принадлежностей. Приветствие, настрой на урок.
-Желаю вам хорошего настроения на уроке. (Коммуникативные УУД).слушать собеседника.
(Регулятивные УУД). Умение рационально использовать рабочее место.
(Личностные УУД). Доброжелательность, позитивный настрой.
II. Проверка д/зОтвечают на вопросы учителя. — Что обозначает слово «газета»?
-Что такое стенная газета?
-Какие газеты вы знаете?
-Для чего нужны газеты?
Упр.262, с. 137. ( фронтальный опрос).
Уметь объяснять понятия « газета, стенная газета». (Познавательные УУД). Формировать свои познавательные интересы.
(Коммуникативные УУД). Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.
(Регулятивные УУД). Определять степень успешности своей работы
III. Актуализация знаний. Проверка изученного.
Записывают слова, в форме множественного числа, родительного падежа, выделяют окончание, ставят ударение.
САМОПРОВЕРКА ПО СЛОВАРЮ.
Отвечают на вопросы. -Окончания в родительном падеже мн.ч. 1 скл? (нулевое,ей-), 2 скл(ов-, ёв-,ей-), 3 скл. (ей-).
Диктую слова в множественного числа, именительного падежа.
Вывод:- Назовите, от чего зависит написание окончания сущ. Мн. Числа родительного падежа?( От склонения). –Как определить склонение в форме множеств. Числа? (Поставить в начальную форму).
–Назовите окончания в родительном падеже мн.ч. Осложненный словарный диктант.
Называю слово, вы его записываете в форме родительного падежа множественного числа.
Палатка — палаток, петелька- петелек, сантиметр- сантиметров, удочка- удочек, яблоко-яблок, варежка- варежек, вещь- вещей, балалайка- балалаек.
Правильно образовывать форму родительного падежа множественного числа, ставить ударение, выделять окончание. (Коммуникативные УУД). Умение слушать собеседника
(Познавательные УУД). Поиск и выделение необходимой информации.
(Регулятивные УУД). Оценка промежуточных результатов и самопроверка.
IV. Цели и задачи (Самоопределение к деятельности)
Отвечают на вопросы учителя:
-Слово ЗАЙЦЕВ имеет одинаковую форму в винительном и родительном падежах).-(Одушевленные имена существительные в родительном и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос — КОГО ?). ТЕМА
Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа).Формулируют задачу урока:
«Научиться различать родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа»
Прочитайте предложения на доске:
Охотники увидели зайцев ( В. П.)
В нашем лесу водится много зайцев (Р.П.)
-Определите число и падеж у слова ЗАЙЦЕВ в каждом предложении.
— Что вы заметили? (Слово ЗАЙЦЕВ имеет одинаковую форму в винительном и родительном падежах).
-Почему? (Одушевленные имена существительные в родительном и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос — КОГО ?).
— Как определить падеж в этом случае?
-Чему мы будем учиться на уроке? (Различать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных множественного числа).
КАКАЯ ЗАДАЧА стоит перед нами? (Научиться различать родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа).
ДЛЯ ЧЕГО?
Предложения написаны на доске.
Охотники увидели зайцев.
В нашем лесу водится много зайцев. Формулировать тему, задачу урока.
(Познавательные УУД). Самостоятельное выведение и формулировка учебной задачи.
(Коммуникативные УУД). Построение речевых высказываний.
(Регулятивные УУД). Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимися. (Личностные УУД). Самоопределение.
V. Первичное усвоение новых знаний. Один ученик пишет на доске, остальные в тетради.
1.(В именительном падеже — подлежащее, нет предлогов, в винительном падеже- второстепенный член, могут быть предлоги, по окончанию).
2. ( Можно подставить существительное 1 склонения единственного числа. Если окончание будет У-, Ю-, то это винительный падеж, если окончание Ы- или И-, то это родительный падеж)
3.-Какие предлоги употребляются с винительным падежом? ( В, НА, ЧЕРЕЗ)
-Какие предлоги употребляются с родительным падежом? (У, БЕЗ, ОТ).
Работа по теме.1) На доске написаны слова: белки, волки, мыши и слова-помощники ( Есть, нет, вижу). Поставьте слова в указанных падежах, выделите окончания.
1.- Как отличить существительное в именительном и винительном падежах?
2.-Как отличить существительное в винительном и в родительном падежах? Ваши варианты?
3. -Какие предлоги употребляются с винительным падежом?
-Какие предлоги употребляются с родительным падежом?
Таблицу заполним (ВЫВОД).
1) На доске написаны слова: белки, волки, мыши и слова-помощники ( Есть, нет, вижу). Поставьте слова в указанных падежах, выделите окончания.
И.П. Есть (кто?) белки, волки, мыши.
Р.П. Нет (кого?) белок , волков, мышей.
В.П. вижу (кого?) белок , волков, мышей.
Уметь анализировать, сопоставлять, работать с таблицей. Определять падеж, отличать одушевленные имена существительные в родительном и винительном падеже. (Регулятивные УУД). Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль результатов.
(Познавательные УУД) анализ объектов, структурирование знаний.
(Личностные УУД). Воспринимать ответы учащихся.
(Коммуникативные УУД). Строить рассуждения, понятные для собеседника.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Первичное закрепление.
VII.Контроль усвоения
УПР.266, с.138.
Выполняют в соответствии с указаниями учителя.
( САМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ).
САМООЦЕНКА.
Выполняют Упр.267, с 138 САМОСТОЯТЕЛЬНО, ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ.
УПР.266, с.138.
1,2 предложение с комментированием. ( Первичная проверка понимания), остальные самостоятельно.
( САМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ).
— Разбор по членам. ( У ДОСКИ)
Они охотятся на птиц, белок, зайцев. ( Повеств., невосклиц., распростр., постое).
— По составу ( Проверить с комментированием)
САМООЦЕНКА.
Упр.267, с 138 САМОСТОЯТЕЛЬНО, ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ.
УПР.266, с.138.
Применять полученные знания на практике, уметь определять падеж имен существительных во множественном числе.
(Регулятивные УУД). Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль и оценка результатов.
(Познавательные УУД) анализ объектов, сравнение объектов, структурирование знаний.
(Личностные УУД). Воспринимать ответы учащихся.
(Коммуникативные УУД). Строить рассуждения, понятные для собеседника.
(Регулятивные УУД). контроль и оценка результатов.
(Познавательные УУД) анализ объектов, (Личностные УУД).Желание совершенствовать знания.
Упр.267, с 138 VIII. Д/З Записывают задание в дневники. Понимание содержания Д/З.
Д/З. УПР.268. с. 139.
ИНСТРУКТАЖ.
Д/З. УПР.268. с. 139.
(Регулятивные УУД). Прогнозирование.
(Личностные УУД). Формировать потребность в самореализации.
VIII. Рефлексия ( Подведение итогов). Ответы на вопросы.
САМООЦЕНКА. — Чему вы научились сегодня на уроке?
-Как отличить имена существительные винительного и родительного падежа?
-Оцените свою работу на уроке.
(Коммуникативные УУД). Вступать в диалог, уметь слушать.
(Регулятивные УУД). Оценивать собственную деятельность на уроке.
(Личностные УУД). Формировать потребность в самовыражении
129854-tehnol_karta_russkiy_yazyk
Размер файла: 25 kB Загрузок: 2
Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык (стр. 42 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 |
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке называют форму множественного числа имён существительных.)
Осложнённый словарный диктант
(Учитель читает определение, учащиеся записывают слово в форме множественного числа.)
1) Обозначение, название места жительства. (Адрес — адреса.)
2) Специалист, знающий законы земледелия. (Агроном — агрономы.)
3) Тот, кто руководит школой. (Директор — директора.)
4) Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер — инженеры.)
5) Единица массы, равная 1000 граммов. (Килограмм — килограммы.)
6) Горящая куча дров, сучьев. (Костёр — костры.)
7) Крупное морское судно. (Корабль — корабли.)
8) Картина, изображающая природу. (Пейзаж — пейзажи.)
9) Изображение человека на картине или фотографии. (Портрет — портреты.)
10) Поездка по дальним странам, местностям. (Путешествие — путешествия.)
11) Крестьянин, земледелец. (Хлебороб — хлеборобы.)
(Проверка. Один ученик читает слова вслух. Взаимопроверка правильности написания слов по орфографическому словарю, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
пара носков пара чулок
восемь килограммов много мест
корзина помидоров урожай яблок
— Определите падеж и число имён существительных — зависимых слов, выделите в них окончания.
— Что вы заметили? (Имена существительные употреблены в форме родительного падежа множественного числа, но существительные в первом столбике имеют окончание -ов, а у существительных во втором столбике окончание нулевое.)
— Как вы думаете, как определить, какое окончание надо употреблять? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных во множественном числе.)
Охотники увидели зайцев.
В нашем лесу водится много зайцев.
— Определите число и падеж существительного зайцев в каждом предложении.
— Что вы заметили? (Слово зайцев имеет одинаковую форму и в винительном, и в родительном падеже.)
— Почему? (Потому что одушевлённые существительные и в родительном, и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос — кого?)
— Как определить падеж в этом случае?
— Чему ещё мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных множественного числа.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Что общего у этих слов? (Они стоят в форме множественного числа родительного падежа.)
— Какие окончания имеют эти существительные? (Нулевые окончания.)
— Можно ли их проверить? (Нет, эти формы слов надо запомнить.)
— Спишите слова, выделите окончания.
— Как можно определить форму родительного падежа во множественном числе, если затрудняешься с ответом?
— Найдите слово, форму которого вы не можете определить, в толковом словаре. (Например, слово яблоки.)
— Прочитайте словарную статью. На что указывает первое условное обозначение? (Буква а — это окончание существительного в родительном падеже единственного числа.)
— Как вы понимаете следующее условное обозначение? (Это форма слова во множественном числе, сначала в форме именительного, потом родительного падежа.)
— Выполните задание к упражнению.
(Работа в парах. Учащиеся составляют словосочетания, при необходимости обращаются к словарю (можно использовать школьный словарик трудностей русского языка). Одна пара работает на откидной доске. Проверка, взаимооценка.)
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 265 (с. 138). (Комментированное письмо.)
— Сравните формы трёх падежей. В каких падежах окончания одинаковы?
— Как отличить существительные в именительном и винительном падежах? (Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим, а в винительном падеже — второстепенным членом.)
— Как отличить существительные в родительном и винительном падежах? (Можно подставить существительное 1-го склонения в единственном числе. Если окончание будет — у или — ю, то это винительный падеж:, а если — ы или — и — это родительный падеж:.)
— Вспомните, какие предлоги употребляются с родительным падежом, а какие — с винительным. (В, на, через — предлоги винительного падежа; у, без, от — предлоги родительного падежа.)
Упр. 266 (с. 138). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик называет слова, указывает падеж, остальные проверяют.)
— Как вы разобрали третье предложение?
— Назовите части слова трескучий. (Самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 267 (с. 138). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в родительном падеже?
Программный уровень: упр. 262 (с. 137). Уровень повышенной сложности: упр. 268 (с. 139). Записать в словарик слово газета, составить с ним предложение.
Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.
Цели: учить правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах; развивать умение изменять существительные множественного числа по падежам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
II. Проверка домашнего задания
(Чтение диалогов, составленных учащимися.)
— Объясните значение слов газета, стенная газета.
— Назовите орфограммы в слове газета.
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этим словом.
— Какие объявления для стенной газеты вы составили?
1. Выборочный диктант
— Выпишите словосочетания с именами существительными множественного числа в родительном падеже. Выделите окончания имён существительных.
(Один ученик работает на откидной доске.)
На безлюдный простор
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
4. Индивидуальная работа по карточкам
— Определите падеж и число имён существительных.
Нет без леса России,
Без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих
И без розовых зорь.
Нет России без луга,
Где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой
Землю всю замело.
Уровень повышенной сложности
— Поставьте имена существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа и запишите получившиеся словосочетания.
Около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (вишни), герои (басни), девять (скатерти), килограмм (яблоки), ведро (сливы), вдоль (деревни), клубок из (нити).
IV. Самоопределение к деятельности
лазить по деревьям любоваться помнить
радоваться звёздами о родителях
подаркам рисовать красками участвовать
ответить читателям общаться в соревнованиях
с друзьями распустились на ветках
— Чем похожи все словосочетания? (Во всех словосочетаниях имена существительные употреблены во множественном числе.)
— По какому признаку они разделены на три группы? (В первой группе записаны словосочетания с именами существительными в дательном падеже, во второй — в творительном, в третьей — в предложном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Примерный ответ. Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в дательном, творительном и предложном падежах, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в данных падежах, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.)
Работа по учебнику
— Расшифруйте схему. (Имена существительные множественного числа в дательном падеже имеют окончания — ам, — ям, в творительном падеже —ами, — ями, в предложном падеже —ах, — ях.)
— Проверьте, так ли это. Выполните задание. (Учащиеся по цепочке склоняют имена существительные,
указанные в упражнении.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.