Угодно ли увлечение охотой Господу?
Павел спрашивает: «Добрый день! Может ли быть увлечение охотой со всеми необходимыми лицензиями ради увлечения и пропитания быть не угодно Господу. Я не спрашиваю про приоритеты и прилепленное к чему либо, кроме Бога сердце. Есть ли еще что-либо, что может мне это запрещать как христианину? Спасибо».
Первоначальный принцип, данный Богом в Едеме для отношения человека к животным, заключался во «владычествовании», что означало заботиться и опекать. Умерщвлять животных было разрешено уже в греховном мире — для жертвоприношений и после Потопа — для употребления в пищу. Но обратите внимание на слова Господа: «. Мои все звери в лесу» (Пс.49:10) и на то, как Он обеспечивает зверье всем необходимым для жизни (Пс. 103). Поэтому не уважать жизнь (Божье творение) для верующего человека — это грех, и ему непозволительно убивать животных бездумно и ради забавы. Для христианина недопустимы также любые проявления жестокости по отношению к животным: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притчи 12:10).
А теперь вернемся к Вашему вопросу. Библия не запрещает охоту как таковую. Если нет альтернативы убийству животных, охота оправдана, скажем, там, где она — единственный источник мясной пищи. Если же при наличии магазинного мяса человек идет убивать животное, убеждая себя, что это для «пропитания», на самом деле им движут совсем другие мотивы. Прихоть, забава, развлечение, стремление пообщаться с друзьями-охотниками и похвастаться своей меткостью, силой, ловкостью, послушать про аналогичные «подвиги» и выброс адреналина, возможно, «отметить» порцией алкоголя «удачу»; кому-то доставляет наслаждение наблюдать за агонией умирающего животного и т. д.
Чем это опасно для христианина?
Во-первых, бессмысленное уничтожение Божьих творений — это бунт против Бога и грех против природы.
Во-вторых, Бог всегда смотрит на состояние сердца и на то, какими мотивами человек руководствуется в своих поступках. Вышеперечисленные мотивы греховны, не угодны Господу, а грех разделяет с Богом. Охотник рискует потерять Его, а значит, и спасение.
В-третьих, охотник наносит колоссальный ущерб своему внутреннему духовному миру. Здесь и опасность получить зависимость, стать заядлым охотником со всеми вытекающими отрицательными последствиями для себя и семьи. Здесь и опасность расшатывания нравственных устоев. Общеизвестно, что кровавый азарт, убийства животных — это путь к негативным личностным качествам: черствости, цинизму, бездушию, что рано или поздно проявится и в отношении к людям. В худшем случае может подвести к опасной черте. Отнятие жизни у существа, способного испытывать страдания, чувствовать боль и страх, просто ради того, что захотелось ее отнять, может снять психологический барьер, за которым — преступление против человека.
Поэтому прежде, чем взять в руки ружье, полезно задать себе вопрос, для чего я это делаю. Общение с природой, чем также любят оправдывать свое увлечение охотники, можно осуществлять с фотоаппаратом или видеокамерой без ущерба для себя и зверья.
Как Церковь относится к охоте?
Вопрос задан:
19 июля 2017
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Изначально, человек был создан Богом, как вегетарианец: «И сказал Бог (Адаму): вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1.29 – 30). Однако, грехопадение Адама и Евы повредило чистоту и гармонию окружающего мира, следствием чего стало появление смерти, и тогда, после всемирного потопа, Бог благословил Ною, а в его лице, и всем его потомкам, вкушение мяса, а вместе с этим — и охоту на животных и птиц: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9. 2 – 3). Да, охота связана с пролитием крови животных, их страданиями и смертью, и это – ненормальность, это — следствие отпадения человека от Бога и расстройства порядка в мире. Апостол Павел пишет о животных: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8,20 – 22). Как видно из приведённого текста, страдание и смерть всего живого, связаны с Адамовым грехом, и восстановление мироздания в его изначальном состоянии произойдёт лишь тогда, когда наступит «свобода славы детей Божиих», то есть, Второе пришествие Господа Иисуса Христа, а с ним – торжество жизни над смертью, достижение сынами Божьими – людьми, полноты уподобления Творцу. С момента падения Адама, мир и человек стали существовать противоестественным способом: вне обоживающей Благодати, и Бог утвердил, до времени, этот способ бытия. Поэтому, в нашем мире сейчас всё – не нормально. Ненормальна, но допустима в рамках земной истории человечества и охота, сопряженная с пролитием крови.
Православная Церковь не осуждает охоту, если она связана с необходимостью добычи пищи, одежды, или защиты от хищников. Греховной охота становится лишь в следующих случаях. Если Вы:
1. Занимаетесь браконьерством.
2. Охотитесь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради времяпровождения, и убийство животных совершаете из удовольствия кровопролития, а пойманную дичь выбрасываете (бывает и такое).
3. Ради охоты оставляете храм, и не посещаете богослужения.
4. Пьянствуете на охоте,
Тогда охота превращается в душепагубное занятие.
Если же охота для Вас — отдых и, одновременно, средство разнообразить стол, тогда это — допустимо, главное, чтобы она не переросла в страсть пролития крови, ради крови.
На главную страницу Задать свой вопрос священнику
Охота и нравственность
Мнение православного священника об охоте
ОХОТА — ДЕЛО РАЗУМНЫХ ЛЮДЕЙ
Редакция газеты представляет читателю беседу с православным священником о духовно-нравственных аспектах охоты. Надеемся, что она будет интересна широкому кругу читателей, так как затрагивает вопросы отношения Церкви и ее пастырей древнейшему виду деятельности человека – охоте. Не секрет, что среди духовенства на этот счет нет единого мнения. Некоторые хотели бы вообще запретить охоту, считая ее убийством «братьев наших меньших», т.е. смертным грехом. Но правы ли они? Или это ограниченный, односторонний взгляд на охоту и охотников?
А что если это частное заблуждение, и Церковь вовсе не противится охоте и не запрещает своим чадам (в том числе священникам) охотиться?
КАКОЙ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ ОХОТНИК?
Нетрудно составить собирательный образ современного охотника. Охоте подвержено взрослое население нашей страны обоих полов, всех национальностей, практически всех профессий и всех вероисповеданий. Охотники проживают чуть ли не в каждом населенном пункте России. Явный перевес среди них имеют охотники-любители: их абсолютное большинство – около 90 % . Остальные – охотники-промысловики и егеря. К этой же группе относятся представители малочисленных народов Крайнего Севера, для кого охота – образ жизни.
Именно профессиональные охотники, аборигены отдаленных регионов России и показывают пример разумного, гармоничного отношения к природе, животному миру. А он особенно важен для тех, кто впервые взял в руки ружье. И если, скажем, вам повезет охотиться с таким человеком, то всего за один день вы узнаете о древнейшем ремесле больше, чем о нем написано в иных учебниках.
У охотничьего люда существует присказка: «На охоте и в бане все равны». Конечно, попробуйте закурить в парилке или зайти в нее намыленным! Да вас тотчас выгонят за дверь! Это в бане. А на охоте? Оставить после привала мусор – в порядке вещей, не погасить в лесу окурок – сплошь и рядом, выбрать для мишени аншлаг местного охотхозяйства – пара пустяков.
Особенно этим грешат охотники, приехавшие в угодья из больших городов. Об их поступках, несовместимых с нравственными нормами, прекрасно осведомлены местные жители. И в лицо, и за глаза они обличают таких горе-охотников. Но у тех всегда виноваты кто угодно (а чаще всего егеря!), только не они сами.
Вот типичный случай. Сидит клиент ночью на вышке в ожидании кабанов. Надоело ждать. Глотнул из фляжки коньяку, закурил, а потом и закемарил. Кабаны учуяли дым и не пришли. Или же пришли, а клиент их проспал. Кто виноват? Егерь!
Эти и другие вопросы мы обсудили с нашим собеседником – московским священником Ярославом Шиповым, который служит в храме Св. Георгия Победоносца на Варварке .
В конце 1980-х он, страстный охотник и рыболов, приобрел избу в Вологодской области, а спустя несколько лет был рукоположен в сан священника и четыре года прослужил в Тарногском р-не сельским батюшкой. Впечатления тех лет и наблюдения над жизнью деревенского прихода легли в основу его книг «Отказываться не вправе» (2000), «Долгота дней» (2002), «Лесная пустынь» (2009), «Первая молитва» (2011). Недавно вышел в свет новый сборник рассказов отца Ярослава Шипова «Райские хутора» и другие рассказы».
«Проза писателя-священника лишена назидательности и морализаторства, отличается умным и немного грустным взглядом на жизненные нестроения, чувством сострадания» (В.В. Дементьев).
Вот что рассказал нам об охоте и охотниках отец Ярослав.
– Сегодня можно встретить тех, кто выезжает охотится на джипах с прицепами: везут квадроциклы, электронные приставки-манки на гусей. Багажники забиты оружием. Шум, грохот. Стреляют по любой птичке, которую увидели. А оруженосцы им только стволы меняют. Эти люди сами ничего делать не умеют: ни костра разжечь, ни обед приготовить, а след зайца от следа белки не отличат…
С тех пор, как меня рукоположили, я не охочусь, езжу в Астрахань на рыбалку. Рыбачу с приятелем – местным жителем, а он охотник. Мотаемся с ним на моторке по протокам, и он даже на скорости по запаху определяет места, где кабаны находятся! Вот это опыт! Вот это чутье! Люди, живущие на природе, обнаруживают зверя по запаху, как мы на городских улицах по запаху выхлопа определяем тип двигателя автомобилей…
В конце 80-х я охотился в глухих лесах на севере Вологодской области. Купил там избушку. Помогал местным жителям восстанавливать храм. А в 1991 году стал священником, принял приход. Время было голодное. Деревенские как-то выручают друг друга – кругом ведь родня, а я один, и никакого хозяйства – как выживать? Спрашиваю архиерея: «Что делать?» Тот: «Если есть нечего, занимайся охотой. Ты же умеешь. На Аляске в тяжелые времена наши священники охотились». Он имел в виду времена, когда численность русского населения на Аляске стала сокращаться. Думается, что священники тогда занимались не только любительской охотой – для пропитания, но и промысловой, добывая пушнину для заработка. …
Однако вскоре мне удалось наладить и рыбалку, и огород, и заготовку грибов, так что тяготы выживания отступили.
Письменных указаний о том, что священник не может охотиться, очень немного. Они относятся в основном к средним векам, когда охота была развлечением, барской забавой – на конях, с собаками. Невозможно же представить себе архиерея или священника с крестом, на коне, в руках ружье… Нет, охота – не священническое дело. Строго говоря, священник вообще не должен работать, и это абсолютно правильно: надо быть в постоянной готовности к служению.
Скажем, приедут с просьбой отпеть преставившегося или причастить умирающего, а батюшки нет. И где он? А на охоте (в лесу, на стройке и т.д.)! Так нельзя. Мне многое приходилось делать своими руками: и баню строить, и дом ремонтировать, и дрова заготовлять… Руки от работы черные – как потом служить или венчать? У меня в алтаре была шкурка-нулевка, вот только с ее помощью чистоту и наводил.
Как-то отправился я валить лес, а за мной приехали, чтобы отвезти к больному и причастить его.
– Где батюшка? – спрашивают.
– Батюшка дрова заготовляет.
– Батюшка не должен дрова заготовлять. Он должен сидеть и ждать.
Конечно, если есть нечего, священнику придется и на охоту пойти. Православие – это религия здравомыслия. Здесь ничто не доводится до абсурда. Вот, скажем, женщинам нельзя в алтарь входить. Но, допустим, упала свечка, начался пожар. Что же? Ждать, когда все сгорит? Нет, пусть уж женщина войдет и поможет в тушении пожара. Бог, конечно, как правило, оберегает нас от сложных для разрешения ситуаций, но время от времени Он же и попускает их по причинам, только Ему известным. Возможно, для того, чтобы испытать нас.
СВЯТОЙ ТРИФОН, ЗАМОЛВИ ЗА НАС СЛОВО!
В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь правильную охоту считает богоугодным делом, иначе не было бы у охотников и рыболовов такого мощного помощника и покровителя, как святой мученик Трифон. Его житие охотникам хорошо известно. Но кроме мученика Трифона, покровителями охотников и рыболовов почитаются на Руси еще 19 угодников Божиих. В 2005 году по просьбе членов Русского охотничьего клуба и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была написана икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов» (она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках).
Святые, изображенные на ней, действительно не раз спасали людей от потопления во время бури и шторма, от гибели в суровые морозы, заблудившимся указывали путь, а охотникам и рыболовам даровали обильную добычу. Помогают они и сегодня всем, кто обращается к ним с верой и молитвой. Просите – и дастся вам! Кстати, икона святого мученика Трифона есть и в храме Георгия Победоносца на Варварке, где служит о. Ярослав.
ОХОТА ВЕЛИКИМ ПОСТОМ
Перед весенней охотой идет Великий пост, и частенько случается так, что охота выпадает на Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху. Можно ли охотиться в это время? Ни в коем случае! И это – традиция. Кто-то, вероятно, не придаст этому значения, но человек верующий и воцерковленный ни во время Великого поста, ни на Пасху, охотиться не станет. Ведь если ты постишься, и не только телесно, но и духовно, то все постороннее, отвлекающее нужно от себя отстранить.
– У меня неоднократно во время Великого поста просили дать благословение на весеннюю охоту, – рассказывает о. Ярослав. – Говорю: «Подожди. Вот Светлая пройдет – поедешь!» – «Да как же так? Все утки улетят!» – «Потерпи!». Не потерпел – поехал. Но оказалось, что там лед еще не сошел, а снег в лесу вообще не таял. Зато после Пасхи рвануло! Чуть ли ни в один день наступила весна.
После Великого поста и пасхальных праздников у человека появляется особый душевный настрой, чувство, что все в жизни складывается правильно: тут уж любое доброе дело пойдет успешно.
В дореволюционной России, когда Православие было основой русской жизни, охота – что в дворянской среде, что в мещанской или крестьянской – была делом совершенно естественным, и я не могу припомнить никаких особенных запретов или ограничений со стороны Церкви по этому вопросу.
Беседовали Вячеслав ЛОБАЧЕВ, Александр ЛИСИЦИН.
Если у читателей-охотников есть вопросы к священнику, просим присылать их в редакцию. Они будут переданы о. Ярославу, и его ответы мы опубликуем в «РОГ».
Вячеслав Лобачов, Александр Лисицин 26 декабря 2012 в 00:00