«Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
О картине голландского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу» говорят, что она особенная и её сложно забыть. Это произведение вдохновляло не только художников, но и других деятелей искусства. Например, картина «засветилась» в эпизодах фильмов «Солярис» Андрея Тарковского и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Брейгель, создавший «Охотников на снегу» почти пятьсот лет назад, раскрывает в этом произведении новые для своего времени возможности пейзажа как самостоятельного жанра.
О Питере Брейгеле Старшем сохранилось мало информации. Неизвестны точная дата и место его рождения. Предположительно он родился в голландском городке Бреде между 1525 и 1530 годами. Ранние работы художника не сохранились, до нас дошли 45 живописных работ, треть из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, в том числе и «Охотники на снегу» (дерево, масло 117×162). В России работ художника нет.
«Охотники на снегу», 1565
В 1566 году Брейгель закончил цикл картин «Месяцы», посвященных временам года. К этому времени художник достиг пика своего мастерства. Из цикла сохранилось пять работ. До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» – 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам. В таком случае «Охотники на снегу» была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах времен Брейгеля Новый год отсчитывался от Пасхи.
Детали картины — мост и мельница
Брейгель в «Охотниках на снегу» изображает зимний ландшафт как самостоятельное явление, где главную ценность представляет само состояние природы и бытование в ней человека. Сочетая ближний план с крупными фигурами и панорамную перспективу, художник будто размышляет о миссии человека в бескрайней природе, его значимости и одновременно незначительности в сравнении с величием мироздания.
На дальнем плане картины изображено тушение пожара
Примечательно, что художник изобразил не реальный, а выдуманный пейзаж. Вероятно, на изображение гор, которых нет в Голландии, его вдохновило путешествие по Италии, где Брейгель был впечатлен Альпами. Цветовая гамма картины с полупрозрачными холодными тонами серого и бледно-голубого цветов удивительно точно передает атмосферу морозного дня. Приглушенные «зимние» краски сочетаются с теплыми цветами домов.
Замок у подножия
Композицию художник выстраивает таким образом, что взгляд зрителя скользит по диагонали – от охотников в верхний правый угол к горам. Каждая деталь тщательно прописывая. Брейгель показывает быт крестьян и их зимние развлечения. На переднем плане он изображает трех уставших охотников и продрогших собак. Внимательный зритель слева заметит гостиницу с вывеской «Dit is inden Hert» («У оленя»). На вывеске изображен святой, стоящий на коленях перед оленем. У входа семья крестьян разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.
С такой же тщательностью, как и на переднем плане, Брейгель подходит и к дальнему. Каждую деталь картины можно долго рассматривать и изучать. На долине внизу виднеются деревеньки с церквями и мельницей. На дальнем плане горит дом, и люди тушат пожар. В это время большая часть героев картины развлекается на пруду – катаются на санках, коньках, а еще играют в игры, напоминающие хоккей и керлинг…
Зимние игры на льду
Биограф художника Карел Ван Мандер указывает, что заказчиком серии «Месяцы» был богатый купец Николас Йонгелинк из Антверпена. Но когда ему понадобилась крупная сумма денег, он отдал все картины под залог, а выкупить их не смог.
Для своего времени картина «Охотники на снегу» была новаторской, практически никто из художников не писал быт крестьян и не подходил к пейзажу, как самостоятельному жанру. Брейгель старался отразить единство человека и природы, он писал некий портрет мира, который и сейчас не потерял своей актуальности.
7 интересных фактов о Питере Брейгеле Старшем
1. О раннем периоде жизни Питера Брейгеля мало известно. В середине 1540-х он переехал в Антверпен, который в XVI веке был центром торговли и художественный жизни. Брейгель обучался в мастерской Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В 1551 году он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.
2. Считается, что большое влияние на творчество Питера Брейгеля оказали работы Иеронима Босха. Брейгель создал несколько собственных вариаций на темы великого художника, например, «Большие рыбы пожирают малых», цикл гравюр о семи человеческих пороках. Настолько эти работы напоминали Босха, что Брейгель даже получил прозвище «Второй Босх».
Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают малых», 1556
3. В 1552-1553 годах Питер Брейгель путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии. Он познакомился с работами Рафаэля и других итальянских художников, которые также оказали влияние на его творчество.
4. Брейгель не писал обнаженных фигур и заказных портретов, хотя, наверняка, к нему обращались состоятельные заказчики. В произведениях художника вообще мало индивидуальных фигур, они стали появляться лишь в позднем творчестве живописца. Из таких примеров можно назвать «Голову крестьянки».
«Голова крестьянки», 1564
5. После женитьбы на Марии, дочери своего учителя Ван Альста, Брейгель с семьёй уезжает в менее шумный Брюссель. Позже здесь он застал кровавый режим испанского герцога Альбы, который уничтожил несколько тысяч нидерландцев. В одной из последних картин «Сорока на виселице» художник отразил атмосферу террора. Сорока символизирует сплетников. Эту картину Брейгель завещал жене.
«Сорока на виселице», 1568
6. У Питера Брейгеля было прозвище Мужицкий, чтобы его не путали со старшим сыном, тоже художником. А прозвище было связано с тем, что живописец рисовал простых людей и крестьян.
7. Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 года, ему было 40 с небольшим лет. Причина смерти неизвестна. Похоронили Брейгеля в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Жена художника осталась с двумя сыновьями и дочерью, старшему сыну было всего пять лет. Оба сына живописца Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, а также два внука и правнук тоже стали художниками.
«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины
Описание картины:
Живописный художественный шедевр «Охотники на снегу» написал нидерландский мастер кисти Питер Брейгель Старший. Картина талантливо изображена в стиле северного Возрождения. Пейзажная жанровая сцена пленит разнообразием крестьянского быта, красотой альпийской природы и единством человека со Вселенной. Работа является великим творением мировой живописи.
Эта картина – одна из лучших авторских работ одарённого художника. Он трудился над её созданием с огромной творческой фантазией, выдумкой и вдохновением! Питер Брейгель работал над ней по заказу Н. Йонгелинка, ценителя и коллекционера живописи из Бельгии. Художественная работа включена в цикл шести картин «Времена года» и считалась самой блистательной. Репродукция картины вошла в сюжет известного художественного фильма А. Тарковского «Солярис». Она висела в космическом корабле и её восторженно рассматривала девушка, представляя планету Земля.
На картине изображена альпийская деревня зимой. В ней люди занимаются своими делами. У каждого свои заботы и жизнь идёт своим чередом! Крестьяне занимаются хозяйством и работой. Их быт прост и обычен. Женщины пекут в домах хлеб, топят печь, штопают вещи, нянчат детей, спешат за хворостом и помогают мужьям в делах. С левой стороны картины трактир с вывеской «У оленя». На ней изображён святой Евстафий — покровитель охотников. В деревне мужчины занимаются охотой и рыбным промыслом. Они часто заходят в него погреться с мороза и выпить рюмку виски. Перед трактиром люди разводят огонь. Мужчина и женщина собираются коптить кабана и живо кидают в костёр солому. Кабана поймали смелые охотники и отдали торговцам. Рядом стоит ребёнок и наблюдает за работой взрослых.
В центре пейзажа художник изобразил возвращение охотников с собаками из леса домой. Он рисовал картину с пригорка, с которого видна вся местность и белая долина под тёмно-зелёным небом. Усталые мужчины, со сгорбленными спинами, тяжело передвигаются по глубокому снегу. За плечами одного из них застреленная лисица. Будет семьям свежее мясо и мех!
Внизу долины разлит лазурными красками деревенский каток. Дети катаются на коньках, санях, играют в снежки и гольф. Хороши зимние забавы! Рядом замёрзшие река и пруд, по ним передвигаются крестьяне. Вокруг расположены дома, церковь, мельница. У куста стоит ловушка для птиц. За катком, вдали у моста, из трубы валит густой дым и дом уже почти в огне. Односельчане бегут с лестницами на помощь погорельцам. Мужчина тушит пожар, заливает огонь водой.
За деревней видны заснеженные горы. Их очертания волшебны, в нежно-белых тонах. В воздухе кружатся сороки, а на деревьях пригрелись птицы.
Художник изобразил чудесный зимний пейзаж! Он использовал в работе плавную технику перехода от тёмных тонов на переднем плане картины к светлым гаммам на заднем, углубляя фон рисунка. Питер Брейгель был гениальным художником-философом. Он обладал космическим сознанием и рисовал картины в гармонии с природой.
Произведение живописи несёт добро, свет, спокойствие, хорошее настроение. Созерцая картину, можно размышлять о жизни. Она будет прекрасно смотреться в интерьере гостиной, спальни, детской и рабочего кабинета.
Картина «Охотники на снегу»
Дата создания: 1565 год.
Местонахождение: Художественно-исторический музей Вены.
Труд «Охотники на снегу» (другое название — «Возвращение охотников») — один из самых известных пейзажей Северного Возрождения. Прославленная работа, выполненная по заказу банкира Никласа Йонгелинка, первоначально являлась частью серии из двенадцати картин, демонстрирующих все месяцы календарного года. Это полотно, вероятно, служит для символического изображения января.
Охотники на снегу
Композиция
Картина, написанная маслом, развивает популярную и распространенную в рождественских открытках тематику: демонстрирует суровую и холодную зиму. Передний план показывает трех уставших охотников, возвращающихся домой со скудными трофеями — всего лишь одной лисой. Окружающее их пространство — это речитативное перечисление традиционных для нидерландской деревни занятий и бытовых подробностей жизни: группа крестьян опаливают только что заколотую свинью, по замерзшей глади пруда на коньках катаются многочисленные обитатели деревни. Пейзаж при всей своей конкретности — символичен и условен: он запечатлевает нехарактерный для низменной Голландии холмистый рельеф, окаймленный горами и зубчатыми пиками, которые созданы на основе эскизов художника во время поездки в Альпы в 1552–1553 годах. Долина простирается до самого горизонта и включает в себя небольшие населенные пункты и заснеженные равнины. Мельничное колесо остановилось во льду и покрылось сосульками. Деревья с голыми ветвями заполняют пустое пространство и дополняют пейзаж.
Вся сцена изображена в холодных тонах. Небо и лед изображены в перекликающемся бледно-зеленом цвете, а при прорисовке деревьев, собак, людей используются темно-коричневые тона. Приглушенная цветовая палитра подчеркивает зимнее сонное оцепенение природы, создает атмосферу холодного времени и подчеркивает бесплодность земли в это время года.
Глубину и объем картине придают структурирование линиями. Вся картина строится вокруг двух главных диагоналей, образованных:
- Линией, по которой следуют охотники (с переднего плана и вдоль деревьев, ведущих в долину);
- Деревьями и зарослями, тянущимися вдоль подножия холмов и пиков.
Детали
В свойственной Брейгелю манере работа наполнена многими мелкими деталями: замерзшая водяная мельница, горящий дымоход, церковь, обеспечивающая ориентир на дальнем расстоянии, и ряд других фрагментов.
Смысл
Основной посыл «Охотников на снегу» состоит в зависимости человека от власти природных сезонов и ритмов года, и только вера в Господа может привести все в порядок. Этот сдержанный пример религиозного искусства создан в традициях работ Босха.
Фото картины в музее
Данный труд в настоящее время признан одним из самых величайших картин эпохи Возрождения.
Описание картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу»
Питер Брейгель, 1565 год, картина «Охотники на снегу», Фото: muzei-mira.com
Название | Охотники на снегу |
Страна, художник | Нидерланды, Питер Брейгель |
Год | 1565 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Музей истории искусств, Вена |
Материалы | дерево, масло |
Питер Брейгель написал цикл картин, посвященных разным временам года, пять из них сохранились до наших дней. Самая знаменитая работа «Охотники на снегу».
Композиция произведения состоит из нескольких планов. На первом изображен пригорок, с которого открывается вид на долину реки, окруженную горами. Из леса возвращаются уставшие охотники со сворой понурых собак. Охота не удалась, у них почти нет добычи, только у одного на плече висит облезлая лисица.
Слева расположен постоялый двор. На вывеске можно разглядеть название «Dit is inden Hert», что в переводе с голландского значит «У оленя». Там же изображена фигура рогатого животного и святой, покровитель охотников. У входа в гостиницу расположилась семья с маленьким ребенком. Они развели костер, чтобы опалить и зажарить тушу большого дикого кабана – чья-то охота оказалось более удачной, чем у стрелков, несущих домой тощую лису.
Внизу видны домики, укрытые снегом, остроконечные крыши церквей, обледеневшее колесо мельницы, каскад искусственных прудов, покрытых слоем льда. Люди с вершины холма кажутся совсем крошечными. Некоторые занимаются своими хозяйственными нуждами, но большинство развлекаются: катаются на коньках, санках, играют в керлинг и голландский аналог хоккея.
Художнику удалось передать цветовую гамму пасмурного зимнего дня, когда солнце спряталось за тучами. В такой день даже оттенки неба, чистого снега, замерзшей воды кажутся мрачными и приглушенными.
Композиция построена на двух пересекающихся диагоналях. Одна образована склоном холма, копьями мужчин и скатом гостиничной крыши. Противоположная начинается движением охотников, продолжается на дороге, ведущей в деревню и заканчивается на вершинах скалистых гор.
Полотно Брейгеля хорошо отражает быт людей шестнадцатого века, их сезонные занятия, радости и сложности. Но при этом художник сумел приукрасить реальность, создать свой идеальный выдуманный мир с замерзшими кристальными прудами, альпийскими горами и спокойными цветами окружающей природы.