Охотники наскальная живопись неолит

Образцы наскальной живописи эпохи неолита

Фрагмент наскальной росписи Тассили (Алжир)

Женщина, собирающая мед (Валенсия, Испания)

Излюбленная тема левантийского искусства
— человек, представленный в процессе
повседневной деятельности.

На охристой поверхности фона различимы силуэты горной козы. В начертании же
фигуры охотника проявляется тенденция к схематизации: порой изображение
намечается всего несколькими скупыми, простейшими штрихами

Стадо быков в сопровождении пастухов (Северная
Африка). К этому времени относится галерея домашних
животных, изображения которых позволяют проследить
связь с искусством додинастического Египта

Группа женщин в юбках исполняет ритуальный танец вокруг
мужчины. Человеческие фигуры здесь стилизованы. Но, несмотря
на это, сцене присуща большая энергия и динамизм. Изящество
женских форм подчеркнуто юбками

В галерее использованы материалы с сайтов:

Живопись эпохи неолита

Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит.

Неолит

Эпоха Неолита.

За мезолитом следовал неолит — новокаменный век, или век отполированного камня. Ледниковый период, а с ним и мегафауна, и видовое разнообразие человечества остались позади. Неандертальцы сошли с исторической сцены, победителями стали наши предки — люди кроманьонского типа. Поэтому с эпохи неолита начинается наша история. В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.п. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

Живопись эпохи неолита

В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской.

Кроме животных, в наскальных изображениях фигурирует и человек, но по силе выразительности образы людей уступают изображениям зверей, хотя всегда понятно, что хотел выразить художник.

Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании.

Читайте также:  Резьбовые патроны для пускового устройства сигнал охотника

В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на изображение женщины, собирающей дикий мёд (Арана, Испания). В отличие от могучих «венер» палеолита здесь на камне красками запечатлено юное женское тело, грациозное и пленительное.

Или, к примеру, наскальные росписи, обнаруженные на территории Алжира, в Сахаре, в местности, именуемой Тассили-Аджер. Анализ семян, извлечённых при раскопках, показывает, что несколько тысячелетий назад тут была обильная растительность. Цветущий, красочный и загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера.

Тучные пастбища и тучные стада в сотни голов. Стройные пастыри, стерегущие столь же стройных коров. Тела людей и животных намеренно удлинены в стремлении к декоративности и изяществу. Симфония тонов — бурых, чёрных, красноватых и жёлтых с золотистыми переливами. Стилизация и фантастика. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица или богиня в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой пасущегося стада.

Вспомним росписи пещеры Ласко. Там была монументальность, как бы незыблемость схваченного художником образа. Здесь — живость, текучесть и вольная фантазия, острота и точность рисунка, грация и изящество, гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображённых с хорошим знанием их анатомии, стремительность жестов, порывов, общая симфония прекрасного — вот что поражает и очаровывает в грандиозной наскальной «картинной галерее» африканской пустыни, самом большом в мире «музее» доисторического искусства.

Знаменательно, что это искусство, характерное для неолита, ещё долго продолжало существовать у африканских племён, сохранивших первобытнообщинные отношения. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю — неолитическая.

На восточном берегу Онежского озера в окрестностях деревни Бесов Нос обнаружен памятник изобразительного искусства позднего неолита: десятки фигур высечены на ней около 4-х тысяч лет назад. Лоси и олени, гуси и лебеди и большие ладьи с гребцами. Всё это ясно обозначено. Но кроме того — какие-то круги не то с отростками, не то на длинных шестах. Мы не знаем, что они изображают. Культ ли это Солнца? Или Луны? Всё, вместе взятое, очевидно, магическая мистерия, призванная дать человеку победу над зверями, т.е. опять-таки торжество над природой.

Первые образцы неолитической скульптуры связаны с погребальным культом и носят символический характер. В городищах Иерихон и Чатал-Хю-юк (Анатолия, Турция) обнаружены многочисленные черепа людей и животных, украшенные перламутровыми инкрустациями и покрытые слоем глины, расписанным красной охрой.

Это обнаженные фигуры женщин (иногда — беременных) с преувеличенными объемами груди и бедер. Другие «скульптуры» представляют момент родов, при этом фигура помещена на высокое сиденье, фланкированное зооморфными фигурами. Еще один вид скульптуры представляет мать с младенцем на руках. Мать изображена с пышными бедрами и грудью и схематичной головкой с маленькими щелевидными глазами на лице. Такой тип фигур обнаружен в городище Хачилар (запад Турции).

В Европе культура Гумельница (Румыния) также дает характерные образцы скульптуры такого типа, но отличающейся еще большим схематизмом. В не столь древних городищах (около IV тысячелетия до н.э.) на юго-востоке Европы — Сербия, Румыния, Фракия — складывается тип скульптуры, тяготеющий к геометрическому схематизму. Самыми показательными считаются ее образцы, найденные в Румынии, в погребении Чернавода, их формы сведены к элементарным объемам (конусу и сфере). Это сидящие фигуры с руками, поддерживающими голову или упирающимися в колени. Голова покоится на мощной шее, лицо круглое, с носом цилиндрической формы.

Читайте также:  Журнал про охоту выписать

Другая группа скульптур происходит из Винчи (Сербия). В этом случае скульптурные изображения упрощены до формы треугольников. Особенно акцентированы голова и отдельные части тела, в некоторых местах сделаны отверстия для прикрепления каких-то дополнительных элементов. Отдельные детали вырезаны в виде рельефа, обрисовывающего контуры глаз или пальцев конечностей.

На юге Европы возникает тип монументальной скульптуры, тесно связанной с культурой мегалитов. Речь идет о статуях-менгирах, чаще всего представляющих женщин, реже мужчин, иногда — персонажей неопределенного пола.

Эти статуи продолжают традицию декоративной резьбы и полихромной росписи в виде извилистых линий, связанную с некоторыми дольменами во Франции, Испании и Португалии. Очертания тел в некоторых случаях намечены так же, как у статуи из Сен-Сернин (музей Сен-Жермен-эн-Ле, Париж), у которой можно различить глаза, нос и конечности; порой они вовсе исчезают в процессе упрощения, остаются лишь намеки на выпуклости грудей, как у неолитический богини из грота Куазар (Франция).

«Олени, переплывающие реку». Резьба по кости (из Лорте, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

«Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств. Бордо.

Антропоморфная личина. Наскальное изображение. Неолит. Шереметьевские скалы. Хабаровский край.

«Сцена с раненым бизоном». Наскальная живопись. Верхний палеолит. Пещера Ласко. Департамент Дордонь. Франция.

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800—1400 до н. э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

«Леопарды». Наскальный рельеф в Феццане (Ливия). Неолит (?).

Схематические изображения человеческих фигур. Наскальная живопись. Неолит. Горы Сьерра-Морена. Испания.

Голова женщины. Кость мамонта (из Брассанпуи, департамент Ланды, Франция). Верхний палеолит. Музей национальных древностей. Сен-Жермен-ан-Ле.

Схематическое изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.

Т. н. Виллендорфская Венера. Известняк (из Виллендорфа, Нижняя Австрия). Верхний палеолит. Естественноисторический музей. Вена.

«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Наскальная живопись эпохи неолита

В эпоху неолита продолжают развиваться зародившиеся еще в период мезолита земледелие и скотоводство, усложняется процесс производства. В результате таяния ледников народы, населяющие нашу планету, начали осваивать новые территории. Многочисленные племена боролись за право обладания лучшими землями, пригодными для охоты и земледелия.

На берегах рек, островах, холмах — везде, где можно было защититься от внезапного нападения врага, возникали новые поселения. На незначительный промежуток времени были заселены и пещеры, о чем говорят схематические росписи, украсившие своды этих жилищ человека. Такие же знаки-символы в виде крестов, линий, точек и елочек остались на гальках, найденных на территории Франции, Германии и Швейцарии. Схематическая наскальная живопись обнаружена и в некоторых областях Испании (Гранада и Сьерра-Морена). Чаще всего в памятниках этого времени встречается схематическое изображение человека, представляющее собой вертикальную черту с двумя-тремя перекладинами, концы которых загнуты вниз.

Такие же знаки, возникшие еще в эпоху палеолита, распространены и в памятниках искусства Африки, в наскальной живописи Австралии и в других частях света. Появившись в южных районах, схематическая живопись постепенно распространилась на север, дойдя до Скандинавии.

Эпоха неолита наступила раньше в странах с более теплым климатом — Индии, Египте, Двуречье. Суровые условия жизни в Скандинавии и других северных районах Европы способствовали сохранению на этих территориях культуры палеолита и мезолита.

В Северной Европе самые древние памятники искусства были открыты на территории современной Норвегии. Это большей частью петроглифы, которые древние художники высекали на скалах и больших гранитных камнях. Многие петроглифы представляют собой огромные, достигающие восьми метров, изображения оленей, лосей, медведей. Древние художники рисовали тюленей, китов, разнообразные виды рыб и пресмыкающихся. Человеческие фигуры в этих работах встречаются нечасто и отличаются схематизмом и неправильными пропорциями. Животные же изображены очень достоверно и реалистично. Некоторые петроглифы сохранили остатки краски, которой когда-то были покрыты, но, к сожалению, неблагоприятный климат разрушил живописный слой.

Читайте также:  Охотники за приведениями билл мюррей

Памятники наскального искусства на территории Скандинавии создавались вплоть до прихода викингов. Поздние петроглифы, обнаруженные в районах Стокгольма и Малмё, представляют собой не только схематические знаки, символы и орнаменты, но и изображения плугов, повозок и многовесельных кораблей.

Многие исследователи полагают, что северные наскальные рисунки выполняли в основном магические функции. Данную теорию подтверждают норвежские петроглифы с фигурами лосей. В этих памятниках есть элемент, несвойственный первобытному искусству Европы: художники изобразили сердца животных, соединенные с различными частями тела лосей. Такие «рентгенографические» рисунки свойственны искусству американских индейцев пуэбло и живописи на коре в Австралии.

Схематические рисунки эпохи неолита, а также бронзового, медного и железного веков встречаются на скалах Португалии и Италии, на могильных камнях Англии, Ирландии, Франции, Италии, Скандинавии, Германии. Древние погребения украшены не только символами в виде крестов, свастик, кругов и полумесяцев, на них вырезаны или выбиты условные изображения людей, животных, колесниц и лодок, орнаменты из геометрических фигур и спиралей. Например, в департаменте Морбиан в Бретани более трехсот надгробных памятников покрыты спиралевидными орнаментами, рисунками кораблей, кинжалов, встречаются там изображения каменных топоров, стопы и даже стилизованного лица человека.

Таким образом, основной тенденцией развития изобразительного искусства в эпоху неолита стал переход от воспроизведения конкретного животного или человека к общей схеме, к знаку и символу. Изобразительный язык становится обобщающим, стилизованным, теряет эмоциональность и выразительность.

Наиболее ярким примером стилизации является декоративный орнамент, появившийся уже в эпоху палеолита (росписи Зала быков в пещере Ласко) и получивший развитие в искусстве периода неолита, а затем медного и бронзового века. Орнаментальные рисунки украшали жилища, одежду, домашнюю утварь и наделялись магическими свойствами: считалось, что они придают своим хозяевам силу и способны защитить от врагов. Особенно широко декоративная живопись представлена на керамической посуде с геометрическим орнаментом в сочетании с изображениями различных животных и стилизованных человеческих фигур. Черты этого искусства дошли до нас благодаря памятникам эгейской керамики, относящимся к раннему геометрическому периоду. Вероятно, подобные росписи выполняли культовую функцию и были связаны с поклонением солнцу и воде — важнейшим природным силам, имеющим решающее значение для земледелия.

Схематическое изображение человеческих фигур. Ла Пенья Эскритта у Фуэнкалиенте. Сьерра-Морена. Испания

Очень долго люди не могли поверить в то, что их первобытные предки обладали такими же талантами и способностями, как и они сами. Трудно было осознать, что человек, никогда не учившийся живописи и вынужденный почти все свое свободное время посвящать заботам о пропитании и выживании, мог создать истинные произведения искусства, виртуозно, детально и живо воспроизводящие окружающий мир. Современники Саутуолы, открывшего Альтамиру, решили, что все росписи на стенах пещеры — подделка и примитивный человек не был способен создавать столь совершенные рисунки. Такая же судьба постигла и многие другие открытия. Лишь в конце XIX в. французскому археологу, основателю и президенту Доисторического общества во Франции, Эмилю Ривьеру, удалось доказать подлинность этих древнейших памятников искусства и подтвердить мнение о том, что первобытный охотник и скотовод являлся одновременно художником, творцом, для которого искусство было естественным проявлением человеческой натуры.

Оцените статью
Adblock
detector