Охотники манси кто это

Манси (Вогулы) – северные богатыри бескрайних лесов

Манси принадлежат к одним из самых малочисленных народов России, однако это вовсе не означает, что культура и история этих людей не представляют интереса. Напротив, жители Ханты-Мансийского автономного округа сохранили традиции и образ жизни, что не слишком отличаются от того, что вели их предки.

Исторический путь мансийцев (или, как их ещё называют, вогулов) нельзя назвать бурным и наполненным войнами, однако именно он открывает нам, как складывался из отдельных племён этот народ. Всегда ли жили манси на землях Югры, на своей родине, или пришли из других краёв? Давайте проследим за судьбой народа, а заодно лучше познакомимся с племенами оленеводов и превосходных охотников.

Два народа – в одном

Знакомясь с историей манси, сразу замечаешь, насколько сложным был процесс формирования этого народа. Изначально манси жили не на своей современной родине, а на западных склонах Уральских гор. Как предполагают историки, манси стали результатом объединения двух культур, что сложились в том регионе. Одну из них несли уральские племена, зародившиеся её в неолите, а другая принадлежала угорским народам.

Я хочу отметить, что последние двигались к юго-западному направлению, покоряя новые территории. Из-за этого родственными народами стали не только племена Урала, но и венгры, что живут на значительном расстоянии от исторической родины.

Вогулы
Автор: Николай Сорокин «Путешествие к вогулам», 1873 год

Вероятно, и манси не смогли бы сформироваться как народ, если бы не великое кочевье, что создали угорские племена. Согласно сведениям археологов, к X веку нашей эры манси развивали свою культуру, обживая Уральские горы, однако эта идиллия продлилась недолго. В XI веке на Урал приходят другие народы, которым манси заметно уступали в силе.

Главными противниками местных жителей стали коми, а вслед за ними появились и русские, что понемногу оттесняли мансийцев. Многим племенам приходилось отступать к восточным и северным землям, что, конечно, были далеко не так богаты и пригодны для жизни, как горные склоны. Так и вышло, что манси оказались в Зауралье, однако их не слишком смущали природные сложности и жёсткий климат. Главное – они были хозяевами на этих территориях.

Зимний костюм манси
Автор: Николай Сорокин «Путешествие к вогулам», 1873 год

Манси – значит, «человек»

Запутанная история получилась и с названием народа. Сами манси так себя и называли, а с их языка это слово переводится как «человек». А вот известное определение «вогулы» появилось благодаря русским, что после присоединения Сибири к Российскому государству не только осваивали новые земли, но и делали наблюдения относительно местного населения. Некоторые историки предполагают, что слово «вогулы» могло быть связано с названием реки Вогулки, что пересекала мансийские земли.

С усилением русской колонизации сибирских территорий число манси неизбежно уменьшалось, уступая превосходство новоприбывшим покорителям лесов. Серьёзные перемены начали происходить и в культуре манси. Если прежде народ этот относили к язычникам, а в традициях было немало шаманистских обрядов, то уже в XVIII веке большинство манси становятся христианами.

«Освоение Сибири»
Художник Н.Н Каразин

Забыли ли они свою веру? Нет, здесь всё оказалось не так просто. Нередко русские купцы соглашались торговать с манси лишь при условии, что те являются христианами. Посудите сами: принять новую религию было попросту выгодно. А вот от прежних верований манси едва ли спешили отказываться.

Читайте также:  Состязание собак не с охотой

Конечно, время внесло свою лепту, и сегодня большинство манси действительно исповедуют православие, однако религия та в местной интерпретации приобрела некоторые колоритные черты. Например, нередко в рассказах манси древние духи сравниваются с христианскими святыми, а порой и вовсе старинные языческие мифы пересказываются на новых, «православный» лад.

Трое русских (слева) и двое манси на севере Свердловской области

Положительное разделение

И сегодня у манси сохранился шаманизм, а также деление на две фратрии. Одна из них называется Пор, вторая – Мось. В этих разных группах различия есть не только в религиозных взглядах, но и в происхождении. Дело в том, что Пор традиционно принадлежали к уральской ветви, а Мось – к угорской. Как я уже говорила, манси стали итогом слияния двух основных культур, однако разделение это и по сей день заметно.

Казалось бы, какой смысл в подобном разветвлении? Оказывается, издавна у манси было принято заключать браки за пределами своей фратрии. Например, женщина Пор выходила замуж за мужчину из рода Мось. Несложно догадаться, что такие законы брака предотвращали всяческие близкородственные связи, что для малочисленного народа очень важно.

Женщина манси / Vortexmag.net

Манси – и охотник, и воин

Сегодня многие манси, как и их соседи ханты, занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, разводят скот и выращивают культуры. Но не стоит представлять предков манси эдакими тихонями, что скромно жили в лесах и лишь в редких случаях заявляли о себе.

Нет, в исторических источниках сохранилось немало сведений о том, что манси участвовали в военных походах, были превосходными дружинниками. Среди манси были и известные богатыри, что стали героями местного фольклора. Эти люди умели выживать в самых суровых условиях, а лес был их родным «братом» едва ли не с рождения.

Рыбак манси с острогой. Свердловская область, Верхотурский район,1908 год / © И.К.Зеленов
Автор колоризации: Olga / flickr.com
Местонахождение оригинала: Архив Кунсткамеры, Санкт-Петербург ,Россия

Сегодня в России насчитывается чуть более 12 000 манси. Мало? Пожалуй, да, но для сравнения приведу статистику. В середине прошлого века их число не превышало 7 000, а это уже говорит о многом. Манси действительно развиваются и укрепляются как народ. Несомненно, у этих племён есть будущее, ведь идут они к нему решительно и твёрдо. Кто знает, может быть, манси ещё не раз сумеют удивить всех нас?

Манси

Всего: 12 500
Россия :
12 269 (2010 г.) [1] , 11 432 (2002 г.) [2]

  • Тюменская область :
    11 614 (2010 г.) [1] , 10 561 [2] (2002 г.)
    • Ханты-Мансийский автономный округ :
      10 917 (2010 г.) [1] , 9 894 [2] (2002)
    • Ямало-Ненецкий автономный округ :
      171 [2] (2002 г.)
    • Тюменская область без ХМАО и ЯНАО:
      496 [2] (2002 г.)
  • Свердловская область :
    251 (2010 г.) [1] , 259 [2] (2002 г.)

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.

Общая численность 12269 чел. (по переписи 2010).

Около 200 человек проживают на севере Свердловской области [3] . Несколько человек — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит — сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ.

Содержание

Язык и письменность

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года — на основе латинского:

A, B, D, E, F, G, H, Ꜧ, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь

С 1937 года — на основе русского алфавита:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, Ӈ, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я

Происхождение и история

Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались [источник не указан 174 дня] , в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Численность манси в России:

Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.: [4]

Культура и традиции

Верующие — православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот. Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось — потомки угров. Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Традиционные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII—XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI—XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес. Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Известны были им и доспехи. Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.

Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).

Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Быт манси за годы советской власти заметно изменился, 45 % живут в городах.

Мифология манси

Антропологическая характеристика

Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:

  • низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
  • общая грацильность (миниатюрность строения),
  • неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
  • прямые мягкие черные или русые волосы,
  • темные или смешанные глаза,
  • заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус),
  • различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью,
  • нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
  • ослабленный рост бороды,
  • относительно широкий рот,
  • небольшая толщина губ,
  • средневыступающий или убегающий подбородок [5] .
Оцените статью
Adblock
detector
Манси
Современный ареал расселения и численность
Язык