Охотники которые нарушают закон

Как называется охотник без лицензии, нарушающий закон

  • Как называется охотник без лицензии, нарушающий закон
  • Когда разрешена охота на барсука
  • Как получить разрешение на охоту

Кого называют браконьерами

Под браконьерством понимают незаконную охоту или рыбную ловлю, при которой нарушаются требования законодательства. Браконьеры – это те, кто осуществляет промысел без надлежащей лицензии, в запретных местах, нарушают сроки охоты либо ведут ее способами и орудиями, которые прямо запрещены законом.

Вот уже много тысяч лет человек и животные вынужденно соседствуют друг с другом. Некоторые представители фауны были постепенно приручены человеком и стали домашними животными. Другие до сих пор считаются опасными хищниками или дичью, на которую человек продолжает охотиться.

В прежние времена охоты часто была для человека чуть ли не единственным способом обеспечить себе пропитание. Впоследствии человек понял, что мех, шкуры и кости отдельных животных можно использовать в хозяйстве.

Заняв самое высокое место в пищевой цепочке, человек стал бездумно истреблять многие виды животных, часто не для выживания, а просто ради спортивного интереса.

Потери, которые понесла фауна в результате бездумной охоты, сократили количество видов. Поэтому многие государства стали вводить у себя ограничения на отстрел и отлов диких животных. Устанавливались сроки для ведения охоты, определялись места для нее. Был сформирован также список разрешенных законом способов охоты. Как правило, охотничий промысел могут сегодня осуществлять лишь те, кто получил лицензию (разрешение) у государства.

Как защищают природу от браконьеров

Каковы обычные ограничения для охотников? Охота запрещена в период размножения диких животных. Оружие должно иметь определенные характеристики и быть зарегистрированным в правоохранительных органах. Нельзя бить зверя на территориях национальных парков и заповедников. Особой защите подлежат редкие и исчезающие виды животных.

Читайте также:  Как сделать своими руками оружия для охоты

Эти строгие правила, к сожалению, многие охотники игнорируют. Статистика разных стран показывает, что уровень браконьерства остается достаточно высоким. И чаще всего стимулом для нарушения закона становится погоня за легкой наживой. Некоторые дельцы, к примеру, готовы много платить за шкуры редких животных или за ценные бивни слонов.

Хуже всего дела с браконьерством обстоят в развивающихся странах, где незаконная охота часто становится единственным средством выживания для браконьеров и их семей.

Правительства стран, заинтересованных в сохранении животного мира, принимают меры для борьбы с браконьерством. Организуются специальные отряды егерей, которые патрулируют заповедники, отлавливают нарушителей закона, изымая добычу и орудия охоты. В законодательстве ряда стран существует административная, а иногда даже уголовная ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства.

Недобросовестный охотинспектор: что делать и как защититься

В охотничьих угодьях каждый охотник может столкнуться с недобросовестным охотинспектором, что весьма чревато составлением незаконного административного протокола, а также незаконного или необоснованного изъятия оружия и документов на право охоты. Как следствие: испорченная охота, потерянное время сезона охоты, впустую потраченные нервы и деньги. Для людей особо впечатлительных последствия бывают более серьёзные и вредные для здоровья.

В большинстве случаев важную роль играют ваши аудиозаписи или видеозаписи событий и правильно составленные объяснения при составлении административного протокола. Фото: Журавкова Антона

Что делать если вы попали в такую ситуацию?

Правило первое – знать правила. Очень часто за консультацией ко мне обращаются охотники, которые пострадали только от того, что не знают правил охоты. Большинство таких охотников ленятся уделить двадцать минут личного времени, чтобы прочитать и усвоить 10 страниц простого текста.

Правило второе – самостоятельно фиксировать все события и разговоры в процессе проверки. В наше время это несложно, так как функцию видеозаписи и аудиозаписи имеет любой сотовый телефон.

Правило третье — требовать от инспектора разъяснение ваших прав, при составлении административного протокола, а также ознакомления с текстом пунктов Правил охоты, нарушение которых вам инкриминируется.

Правило четвертое – всегда собственноручно писать объяснение в протоколе. Если описание нарушения в протоколе вызывает сомнения или вы с ним не согласны — обязательно напишите о несогласии с протоколом и укажите свои доводы.

Правило пятое – при изъятии оружия требуйте от инспектора обоснования этих действий, требуйте фиксации состояния вашего оружия в протоколе изъятия. Вы имеете право лично сдать своё оружие в дежурную часть отдела полиции. Изъятие должно проводится в присутствии двух понятых или под видеозапись.

Правило шестое – требовать копию административного протокола и протокола изъятия вещей и документов.

Добрый совет – до рассмотрения вашего административного дела вы имеете право знакомиться со всеми материалами. Проконсультируйтесь с адвокатом, имеющим достаточный опыт в административной практике.

В большинстве случаев важную роль играют ваши аудиозаписи или видеозаписи событий и правильно составленные объяснения при составлении административного протокола.

В качестве наглядной иллюстрации предлагаю к разбору конкретную ситуацию: 23 декабря 2017 года, Шатровский район, Курганская область.

Охотник Владимир Бочарников производил охоту на кабана на подкормочной площадке. Охотинспектор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Алексей Глушков потребовал предъявить документы на право охоты и оружие, в момент, когда охотник спустился со стрелковой вышки и подошел к своему автомобилю.

Охотник по требованию инспектора предоставил охотничий билет, разрешение (лицензию) на право добычи кабана, путевку и договор на оказание услуг. Последние два документа напечатаны на одном листе для удобства охотника, но охотник не обязан предъявлять инспектору договор на оказание услуг.

При ознакомлении с договором охотинспектор заявил, что путевка не действительная, так как договор составлен 1 мая 2016 года.

Охотинспектор составил административный протокол № 000513 за нарушение п. 3.2. Правил охоты, указав, что охотник производил охоту без путёвки. Далее охотинспектор заявил, что изымает оружие, но охотник, имея опыт общения с этим инспектором, изъявил намерение сдать своё оружие лично в дежурную часть Шатровского отдела полиции, что и было сделано.

При ознакомлении с копиями протоколов и обстоятельствами дела я, в очередной раз, прихожу к выводу о нарушении прав охотника и незаконности действий государственного инспектора Глушкова по составлению административного протокола и изъятию охотничьего оружия.

В соответствие с ч.3. ст.14 ФЗ «Об охоте…» любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Стопкадр видеозаписи при изъятия оружия в отделе полиции.

Письмо Минфина РФ от 14.04.1995 N 16-00-30-30 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» (которым утверждалась форма путёвки на право охоты) прекратило действие 1 декабря 2008 года.

В настоящее время нет утвержденной и единой формы путёвки. Каждый охотпользователь вправе сформировать этот документ самостоятельно для своего удобства и удобства охотников.

Срок заключения договора, его форма и условия являются делом двух сторон: охотника и охотпользователя и не являются предметом проверки охотинспектором. Предъявленная охотником путёвка является бесплатной, сезонной без указания конкретных сроков охоты. В путёвке указано, что она действительна на срок действия разрешения (лицензии) на добычу охотничьих ресурсов.

Таким образом, инспектор составил административный протокол при отсутствии состава административного правонарушения и превысил свои полномочия.

Охотник, зная, что охотинспектор действует в интересах третьего лица (это является проявлением коррупции), не справился с эмоциями. У него поднялось артериальное давление, он своевременно не сформулировал свои возражения по сути претензий охотинспектора, не обратил внимание, на то, что договор оказания услуг от 1 мая 2016 года является действующим, начал искать другой договор и путевку.

Читайте материал «Когда изымают оружие»

В помещении Шатровского отдела полиции при составлении протокола изъятия оружия производилась видеосъёмка, вот расшифровка видеозаписи, которая в целом уровень квалификации охотинспектора Глушкова характеризует:

Охотник: «На основании чего вы изымаете оружие?»

Охотинспектор: «На основании правил охоты»

Охотник: « Покажите мне пункт правил охоты»

Охотинспектор: «Там этого не написано»

Охотник: «Тогда на каком основании?!»

Охотинспектор: «Это обеспечительная мера»

Свидетель: «А чем предусмотрена обеспечительная мера?»

Охотинспектор: «Федеральным законом о животном мире»

Охотинспектор: «У меня нет с собой»

Охотник: «Почему нет?»

Охотинспектор: «Я не обязан всю библиотеку с собой носить».

Из просмотренной записи беседы, очевидно, что охотинспектор не понимает основания возникновения своего права и не знает содержание и смысл главы 27 КоАП РФ, иными словами профессионально непригоден.

Функцию видеозаписи и аудиозаписи имеет любой сотовый телефон. Фото: Журавкова Антона

Правом изъятия у нарушителей оружия и других орудий добычи охотинспектор наделён ст.31 ФЗ «О животном мире», которой установлено, что изъятие оформляется в установленном порядке. Изъятие оружия является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении и это регламентировано главой 27 КоАП РФ.

Смысл принятия обеспечительной меры изложен в ст.27.1 КоАП РФ: «В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления…».

Какой смысл в изъятии оружия, как обеспечительной меры даже если бы охотник производил охоту без путёвки? Личность установлена, протокол составлен на месте, дело передается в суд, решение суда будет исполнено в любом случае.

Изъятие вещей и документов регламентируется ст.27.10. КоАП РФ: «Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи».

Как может быть охотничье оружие предметом или орудием совершения административного нарушения при законной охоте? Охотник производил охоту на законных основаниях, его оружие не является орудием незаконной добычи охотничьих ресурсов!

Из жалобы В.В. Бочарникова в районную прокуратуру: «В соответствии со ст.59. ФЗ «Об охоте» орудия незаконной добычи охотничьих ресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Государственный инспектор А.А. Глушков не имел законных оснований изъятия моего оружия, так как я не совершал действий по незаконной добыче охотничьих ресурсов.

Государственный инспектор Глушков А.А. имеет ко мне личные неприязненные отношения, злоупотребляя служебным положением, создаёт условия для незаконного привлечения меня к административной ответственности и лишения меня права на охоту.

Своими действиями он умышленно препятствует моему законному праву охоты, грубо нарушает мои конституционные права гражданина, наносит мне материальный и моральный вред…».

В ходе моей недавней беседы с непосредственными руководителями охотинспектора — начальником Управления охотничьего хозяйства А.Н. Епачинцевым и начальником отдела Э.В. Гладковым я пришел к твердому убеждению, что в государственном охотничьем надзоре Курганской области, излагаемые в этой статье нормы права, являются открытием и для руководства этой службы.

Вот, что делать с этой проблемой? Продолжить ликбез для курганского госохотнадзора на страницах Российской охотничьей газеты?

Статья 258. Незаконная охота (комментарии к закону)

Конец февраля, означает и конец зимнего охотничьего сезона. У кого-то из лесных обитателей в это время начинаются брачные игры, а кто-то уже готовится принести приплод. Кто-то из-за потепления раньше времени избавляется от зимней спячки и ищет прокорм… Охота в это время на многие виды животных уже запрещена. Давайте не будем забывать об ответственности.

Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 258

1. Объект преступления — экологическая безопасность в сфере охраны диких животных (птиц и зверей).

2. Объективная сторона преступления выражается в действии — незаконной охоте, если она характеризуется такими альтернативными признаками, как: а) последствие преступления (причинение крупного ущерба), что влечет за собой и включение в объективную сторону причинной связи между незаконной охотой и указанными последствиями, б) способом или орудиями или средствами совершения преступления, указанными в диспозиции ч. 1 рассматриваемой статьи УК, в) специальным предметом (в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, г) местом совершения преступления (заповедник, заказник, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной экологической ситуации).

3. Охотой являются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты. В судебной практике признаками незаконной охоты признаются: а) охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, б) лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, в) осуществление охоты вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

4. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» 1995 г. охота осуществляется юридическими лицами — на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии, и в границах определенной территории и акватории; гражданами — на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира или на конкретный срок. Порядок получения юридическими лицами лицензий регулируется Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 26 июня 2000 г. (с последующими изменениями). Порядок выдачи именных разовых лицензий определен в Положении, утвержденном Приказом Минсельхоза России от 4 января 2001 г.

5. Охота вопреки специальному запрету — это охота на птиц и зверей, которые не внесены в Перечень объектов охоты, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. (с последующими изменениями, в том числе в редакции Постановления от 30 июля 1998 г.). В этот Перечень внесены животные, кроме занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О животном мире», редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в указанные Красные книги Российской Федерации и их субъектов. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Охота на этих животных без такого разрешения также является незаконной.

6. Охота должна осуществляться только лицами, имеющими на нее право. Правом на охоту с охотничьим огнестрельным оружием (на основании Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г.) обладают граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытание по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием обладают и несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста). Удостоверением на право охоты служит охотничий билет. Конкретизация указанных положений дается в Постановлении Правительства Российской Федерации «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 26 июля 1993 г.

7. Охотой, осуществляемой вне отведенных мест, является охота с нарушением такого условия лицензии на охоту, как место ее производства. Охота в запрещенные сроки — это охота в период, когда запрещена любая охота или она запрещена на отдельных птиц и зверей (запрещенные сроки устанавливаются по решению исполнительных органов субъектов Российской Федерации в целях регулирования численности диких животных и создания условий для их размножения). Охота запрещенными орудиями и способами есть охота с использованием экологически опасных средств и приемов, т.е. таких, которые калечат животных или влекут их массовую гибель. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» пользователи животного мира, а значит, и лица, осуществляющие охоту, обязаны применять при пользовании животным миром гуманные способы. Перечни орудий и способов добывания объектов животного мира (в том числе охоты), разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Запрещается, например, применение ногозахватывающих капканов (за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации).

8. Таким образом, первым условием отнесения охоты к уголовно наказуемой является ее незаконность. Вторым — наличие одного из условий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 258: 1) незаконная охота с причинением крупного ущерба (п. «а»); 2) незаконная охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей (п. «б»); 3) незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (п. «в»); 4) незаконная охота на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации (п. «г»).

9. В судебной практике при решении вопроса о том, является ли причиненный в результате охоты ущерб крупным, учитываются количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных; их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическая ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и иные обстоятельства содеянного. В каждом конкретном случае необходимо не только исходить из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному миру. Крупным ущербом признается, например, ущерб, причиненный при незаконной охоте отстрелом зубра, лося, оленя.

Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, относится к преступлениям с так называемым материальным составом, что, как уже отмечалось, требует установления причинной связи между незаконной охотой и указанным последствием (крупный ущерб). Все остальные разновидности уголовно наказуемой охоты относятся к преступлениям с формальным составом.

10. Понятие механического транспортного средства определяется в Правилах дорожного движения Российской Федерации. Это транспортное средство (кроме мопеда), приводимое в движение двигателем, включая любые тракторы и самоходные машины. Применительно к специфике рассматриваемого состава к ним относятся автомобили, мотоциклы, любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (например, грейдер, скрепер) и иные механические средства.

11. Понятие воздушного судна дается в Воздушном кодексе Российской Федерации. Это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты.

12. Механическое транспортное средство или воздушное судно превращает незаконную охоту в уголовно наказуемую в тех случаях, когда эти средства используются непосредственно в процессе добычи птиц и зверей, а не для доставки лица на место охоты либо перевозки убитых птиц или зверей.

13. Понятие взрывчатых веществ понимается так же, как при характеристике незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ).

14. Уголовный закон не конкретизирует вид газа, применяемого при незаконной охоте, в связи с чем охота с применением любого вида газа является уголовно наказуемой.

15. К иным способам массового уничтожения птиц и зверей относятся, например, применение ядохимикатов, применение сетей, выжигание растительности, охота способом гона.

16. Охотой в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, является, как уже отмечалось, охота на животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации (перечень животных, занесенных в эти книги, составляется с учетом международной Красной книги). В Красные книги заносятся виды диких животных (и дикорастущих растений и грибов), находящихся под угрозой исчезновения. В Красную книгу Российской Федерации занесены, например, снежный барс, розовый пеликан, японский журавль, розовая чайка. В отношении птиц и зверей, занесенных в Красную книгу, охота допускается только в исключительных случаях (например, для регулирования их численности, для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека), что регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» и Правилами добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г.

17. Понятие территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации дано при характеристике состава незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК).

18. Субъект преступления — любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

19. Субъективная сторона преступления при незаконной охоте с причинением крупного ущерба характеризуется прямым или косвенным умыслом, при других видах незаконной охоты — только прямым умыслом.

20. Часть 2 ст. 258 предусматривает повышенную ответственность за незаконную охоту, совершенную лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Содержание этих понятий такое же, как в составе незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256).

Оцените статью