- Словосочетание
- Смысловая и грамматическая связь
- Признаки словосочетания
- Простые и сложные
- Глагольные, именные и наречные
- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Неделимые словосочетания
- Синтаксический разбор словосочетания
- Предложения со словосочетанием «слова охотника»
- Ассоциации к слову «слово»
- Ассоциации к слову «охотник»
- Синонимы к словосочетанию «слова охотника»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «слова охотника»
- Сочетаемость слова «слово»
- Сочетаемость слова «охотник»
- Значение слова «слово»
- Значение слова «охотник»
- Синонимы к словосочетанию «охотники говорят» (а также близкие по смыслу слова и выражения)
- Связанные слова и выражения
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Связанные слова (по тематикам)
- Ассоциации к слову «охотник»
- Ассоциации к слову «говорить»
- Предложения со словосочетанием «охотники говорят»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «охотники говорят»
- Сочетаемость слова «охотник»
- Сочетаемость слова «говорить»
- Значение слова «охотник»
- Значение слова «говорить»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «охотник»
- Значение слова «говорить»
- Предложения со словосочетанием «охотники говорят»
- Ассоциации к слову «охотник»
- Ассоциации к слову «говорить»
- Сочетаемость слова «охотник»
- Сочетаемость слова «говорить»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Как научить ребёнка выписывать словосочетания из предложения
- 1. Не знают, что такое словосочетания.
- 2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
- 3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
- Как научить выписывать словосочетания
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое:
Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
Слово с предлогом:
у окна, возле дома.
Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
Устойчивые выражения (фразеологизмы):
Сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Предложения со словосочетанием «слова охотника»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нужно улучшить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «слово»
Ассоциации к слову «охотник»
Синонимы к словосочетанию «слова охотника»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «слова охотника»
- — Какое, сударь, глупы; подите-ка, какой говорун; на словах города берут, а на деле, пожалуй, и ваше слово — слаб рассудком. Покойник ваш братец, изволите, я думаю, помнить, не любил много говорить, да много делал; а они совсем другое дело; а до денег, осмелюсь вам доложить, такой охотник , что, кажется, у них только и помыслов, что как бы ни быть, да денег добыть. Теперь собираются жениться, и сказывают, что часто этак хвастают: «Женюсь, говорит, непременно на красавице и на богачке».
Сочетаемость слова «слово»
Сочетаемость слова «охотник»
Значение слова «слово»
СЛО́ВО 1 , -а, мн. слова́, слов, —а́м и (устар.) словеса́, слове́с, —а́м, ср. 1. Единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Значение слова. Порядок слов в предложении. Русские и иностранные слова.
СЛО́ВО 2 , -а, ср. Устарелое название буквы „с“. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «охотник»
ОХО́ТНИК 1 , -а, м. Тот, кто занимается охотой 1 (в 1 знач.).
ОХО́ТНИК 2 , -а, м. 1. Тот, кто по собственной охоте, желанию берется за какое-л. дело или желает что-л. приобрести, получить. (Малый академический словарь, МАС)
Синонимы к словосочетанию «охотники говорят»
(а также близкие по смыслу слова и выражения)
Связанные слова и выражения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перенять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: охотник, загонщик, браконьер, зверолов, егерь
- Места: логовище, стойбище, свора, солонец, заказник
- Предметы: рогатина, привада, капкан, ружьё, ягдташ
- Действия: охота, речь, лёжка, водопой, гон
- Абстрактные понятия: пора, слово, фраза, есть, общее
Ассоциации к слову «охотник»
Ассоциации к слову «говорить»
Предложения со словосочетанием «охотники говорят»
- В среде мелких арендаторов о поведении молодого охотника говорили не иначе как с негодованием.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «охотники говорят»
- Охотники говорят , что яиц бывает до двенадцати, но я более девяти не нахаживал.
Сочетаемость слова «охотник»
Сочетаемость слова «говорить»
Значение слова «охотник»
ОХО́ТНИК 1 , -а, м. Тот, кто занимается охотой 1 (в 1 знач.).
ОХО́ТНИК 2 , -а, м. 1. Тот, кто по собственной охоте, желанию берется за какое-л. дело или желает что-л. приобрести, получить. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «говорить»
ГОВОРИ́ТЬ , —рю́, —ри́шь; прич. страд. прош. говорённый, —рён, —рена́, —рено́; несов. 1. Пользоваться, владеть устной речью. Ребенок начинает говорить на втором году жизни. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «охотник»
ОХО́ТНИК 1 , -а, м. Тот, кто занимается охотой 1 (в 1 знач.).
ОХО́ТНИК 2 , -а, м. 1. Тот, кто по собственной охоте, желанию берется за какое-л. дело или желает что-л. приобрести, получить.
Значение слова «говорить»
ГОВОРИ́ТЬ , —рю́, —ри́шь; прич. страд. прош. говорённый, —рён, —рена́, —рено́; несов. 1. Пользоваться, владеть устной речью. Ребенок начинает говорить на втором году жизни.
Предложения со словосочетанием «охотники говорят»
В среде мелких арендаторов о поведении молодого охотника говорили не иначе как с негодованием.
Весь вид охотника говорил о том, что что-то случилось, и что-то нешуточное.
Старые охотники говорят об особом неуловимом языке, который связывает мысли охотника и жертвы.
Ассоциации к слову «охотник»
Ассоциации к слову «говорить»
Сочетаемость слова «охотник»
Сочетаемость слова «говорить»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как научить ребёнка выписывать словосочетания из предложения
Словосочетания — тема, которую часто бывает сложно понять детям. Но тема эта важна. Потому, что она тесно связана с разбором предложения по членам. Почему дети допускают ошибки, когда выписывают словосочетания? Я вижу три основные причины:
1. Не знают, что такое словосочетания.
Словосочетание — сочетание слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически (т. е. с помощью окончания и предлога).
Например, в словосочетании «к высокому дому» зависимое слово (высокому) стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное (дому) .
2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
В любом словосочетании есть главное слово (то, от которого мы задаём вопрос) и зависимое слово (то слово, к которому мы задаём вопрос).
3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
Очень часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. И это очень грубая ошибка.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, т.к. среди них нет главного и зависимого слова.
Как научить выписывать словосочетания
Выпишем словосочетания из предложения В соседнем саду распустились красивые цветы.
1. Выделяем грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2. Проверяем, можно ли задать вопрос от подлежащего к другому слову (члену предложения?).
От слова «цветы» можно задать вопрос к слову «красивые». Это и будет словосочетание. Выписываем словосочетание:
3. Проверяем, можно ли задать вопрос от сказуемого.
От слова «распустились» можно задать вопрос к слову «в саду».
4. Теперь проверяем, можно ли задать вопрос от одного второстепенного члена предложения к другому. В нашем предложении это сделать можно:
О том, как научить ребенка разбирать предложения по членам, можете прочитать здесь .