Охотника за подводными лодками проекта 122

Информационный портал ветеранов 47 б. к. ОВРа КТОФ

Наши друзья

МПК пр. 122бис

Большой охотник за подводными лодками проекта 122бис

В нашей стране Морской штаб РСФСР впервые сформулировал требования к морскому охотнику уже в 1922 г. (скорость хода — 30 узлов, вооружение — 102-мм орудие и глубинные бомбы). Гидроакустические средства специально не оговаривались. Эти требования нашли свое отражение в «Проекте пятилетнего плана усиления РККФ», подготовленном в марте 1925 г. и ставшего основой первой программы советского военного кораблестроения. Вплоть до 1939 г. практически непрерывно продолжалось формирование облика охотника за подводными лодками: разрабатывались и перерабатывались различные варианты оперативно-технические задания на проектирование и проектирование охотников за подводными лодками, преследовалась также цель создание единого типа корабля – сторожевого катера для пограничной охраны и охотника за ПЛ для флота, что позволяло в случае мобилизации сторожевым катерам пограничной охраны без каких-либо переделок вступить в строй действующего флота. В конечном итоге 2 марта 1939 г. был утвержден проект большого охотника (БО) под номером 122 в стальном сварном корпусе водоизмещением 216,4 т. Главная энергетическая установка состояла из трех дизелей Коломенского завода 9Д (38-НРН-8) заявленной мощностью по 1120 л.с. при 600 об/мин. При запасе дизельного топлива в 14,5 т установка обеспечивала скорость полного хода 22,5 уз. (23,5 уз. с форсировкой). Вооружение составляло одно 76-мм артиллерийское орудие 34К, два одноствольных 12,7-мм пулемета ДШК на тумбах и один двуствольный пулемет ДШК на тумбе, 16 больших ГБ по 180 кг, 40 малых ГБ по 40 кг. Назначение БО также предполагало некоторую универсальность. Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил нашего флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль с увеличенной дальностью плавания, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками (ВМФ).
Строительство кораблей сочли целесообразным осуществлять на верфях речного судостроения в городах Киев («Ленинская кузница», позже № 300) и Зеленодольск («Красный металлист» им. А.М. Горкого, позже № 340). Такое решение выглядело оптимальным, так как размерения проекта 122 были весьма близки к речным судам, и на выбранных верфях к тому времени уже имелся некоторый опыт проектирования речных судов со сварными корпусами и освоена техноло¬гия их крупносерийного строительства.
Корабль утвержденного проекта 122 полностью удовлетворял Морпогранохрану. Однако иное положение сложилось в Военно-Морском Флоте, который корабли проекта 122 не удовлетворяли в полной мере. Военно-морской академии было поручено провести обоснование ОТЗ большого охотника, предназначенного «для эскортирования и действия по вызову вне районов базы», которое было выполнено к концу 1940 г. Требования ВМФ сводились к вооружению корабля двумя 76-мм орудиями, большими (18 — 24 шт.) и малыми (36 — 48 шт.) глубинными бомбами. Скорость полного хода корабля устанавливалась 22 — 24 узла», дальность плавания 2500 миль; мореходность до 7 — 8 баллов, водоизмещение 275 — 325 т.
Понимая, что эти требования вызовут коренную переделку готового проекта, руководство НКВМФ, приняв за основу корабль морской пограничной охраны проекта 122, поручило ЦКБ-51 переработать его с целью установки гидроакус¬тической станции, после чего проект получил новый номер — 122а. Общий про¬ект корабля выполнялся под руководством Главного конструктора К.Д.Корнилова, затем Н.Г.Лощинского. Изменению подверглись количество и качество артиллерийского вооружения в сторону усиления зенитных средств, а также размещение подкильной ГАС. Корректировка проекта в ЦКБ-51 велась параллельно с постройкой.
Согласно проекту. корабль со стальным корпусом имел стандартное водоизмещение свыше 200 т, что позволило усилить состав его вооружения. БО нес универсальное артиллерийское вооружение— одну АУ калибра 76,2 мм, дополненную тремя зенитными 12,7-мм пулеметами ближнего боя ДШК, бомбосбрасыватели больших (16 шт.) и малых (40 шт.) глубинных бомб и гидроакустическую станцию. Нормальное водоизмещение составило 209 т, скорость 23 уз., дальность плавания 2410 миль.
По результатам испытаний головного БО рабочая документация подверглась корректировке, и к крупносерийному строительству охотников за подводными лодками по проекту 122а приступили уже после начала Великой Отечественной войны — во второй половине 1941 г. Исходя из опыта войны на море, Управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-51 заказ на усиление зенитной артиллерии кораблей. В августе 1942 г. это КБ выполнило проект по установке дополнительно двух зенитных автоматов 70-К калибром 37 мм.
К постройке больших охотников в конечном итоге были привлечены речные судостроительные заводы «Ленинская кузница» в Киеве и «Красный металлист» им. А.М.Горького в г. Зеленодольске. Затем к ним добавились завод № 402 в г. Молотовске и завод № 199 в г.Комсомольск-на-Амуре. Накануне войны заказы на строительство БО выдали и Владивостокской верфи Главрыбсудстроя (бухта Диомид).
Закладка первых кораблей проекта 122 (ОХТ-1 и ОХТ-2) для погранохраны состоялась в 1939 г. в Зеленодольске. В 1940 г. их по внутренним водным системам перевели на Балтику и включили в состав вновь образованного Прибалтийского погранокруга.
Корабли проекта 122, заложенные в 1940 г. в Киеве, решили достраивать по проекту 122а. К июню 1941 г. их корпуса были спущены на воду, но начавшаяся Великая Отечественная война прервала достройку охотников. Из-за обострения обстановки на сухопутном фронте пробиться вниз по Днепру 11 недостроенным кораблям завода «Ленинская кузница», в том числе 4 БО, не удалось. По некоторым сведениям, их затопили свои командиры между Каховкой и Запорожьем. По другим данным, БО были затоплены экипажами уже в районе Херсона.
Всего за годы войны на четырех заводах были заложены 44 единиц больших охотника проекта 122а, а с учетом шести зеленодольских, заложенных до 1941 г., общее число начатых постройкой кораблей этого типа равнялось единиц 50 (не считая еще четырех, уничтоженных при оставлении Киева). За годы войны судостроительная промышленность достроила, построила вновь и передала ВМФ 15 больших охотников. К 1 января 1946 г. их число увеличилось до 23. Еще 13 кораблей проекта 122а вступили в строй в 1946 — 1947 гг. (в том числе и 6 единиц, построенных в Комсомольске-на-Амуре и заложенных в годы войны), а остальные (в том числе строившиеся во Владивостоке) были разобраны на стапеле. Корабли проекта, построенные на ССЗ № 199, вошли в состав 60 отдельного дивизиона больших охотников Охраны водного района главной базы, позже, в 1950 г., преобразованной в 30 диковр. В 1952 году из состава 60-го отдельного дивизиона Больших охотников эти 6 единиц были переданы в состав 11-го дивизиона Больших охотников, вошедшего в состав сформированной 145-й бригады охотников за подводными лодками 30-й дивизии ОВР ТОФ. В 1955 году эти корабли были переданы в состав 15-го отдельного Сахалинского дивизиона Больших охотников.

Читайте также:  Не охота быть богатым ребенок

Судовые системы и вспомогательное оборудование. Балансирный руль находился в диаметральной плоскости, а его нижняя кромка не выступала за лопасти винтов. Привод управления ру¬лем был принят по типу Девиса.
Шлюпочное устройство БО по проекту состояло из одного четырехвесельного яла и заваливаемой грузовой стрелы. Стрела также использовалась для по¬грузки мин и боезапаса.
Швартовное устройство включало 8 кнехтов и такое же количество палубных клюзов и киповых планок (без роульсов). Стальной трос и кранцы выдавались по нормам снабжения однотипных боевых кораблей.
Буксирное устройство имело носовой и кормовой клюзы и вьюшку с тросом, установленную на правом борту в районе кормового 37-мм автомата. В качестве якорного устройства в проекте предусмотрены находившийся в носовой части якорный электрический шпиль с дисками трения и два якоря Холла. Длина якорных цепей — по 100 м.

Водоизмещение: стандартное — 307 тонн полное — 325 тонн Главные размерения: длина наибольшая — 52,2 м. ширина наибольшая — 6,6 м. Осадка средняя при полном водоизмещении — 2,2 м Высота от ватерлинии до верхней палубы и палубы юта — 1,75 м до палубы полубака — 2,96 м Тип и мощность ГЭУ: 3 дизеля 9Д (ЧН 30/38) — 1100 л.с. каждый Электроэнергетическая система: 3 ДГ — 25 кВт каждый Скорость: полного свободного хода — 18,7 узлов боевая экономическая — 8,5 узлов Дальность плавания при скорости 8,5 узлов — 3300 миль Мореходность до 9 баллов Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков Полный запас дизельного топлива — 31,5 тонн масло моторное — 2,0 тонн пресной воды — 14,7 тонн Автономность — 10 суток Экипаж: офицерский состав — 4 старшинский состав — 25 матросы — 31 офицеры — в одноместных и двухместных каюта, старшины и матросы в 3-х кубриках. Вооружение. Артиллерия главного калибра: 85-мм артустановка типа «90-К» с броневым щитом — 1 (боезапас -230 выстрелов) Артиллерия зенитного калибра: 37-мм зенитные автоматы типа «70-К» с броневыми щитами — 2 (боезапас -2000 выстрелов) Пулеметы и ручное оружие: 12,7-мм спаренные пулеметы типа «2М-1» — 3 (боезапас -12 000 выстрелов) винтовок — 24 шт. пистолет-пулеметов — 15 шт. пистолетов для офицеров — 5 шт. Противолодочное: бомбомётные установки БМБ-1 (глубинные бомбы МГБ-20) — 2 после 1951г. бомбомётные установки БМБ-2 (глубинные бомбы БСП) — 2 после 1953 г.бомбомётные установки РБУ-1200 (два станка в носовой части, глубинные бомбы РГБ-12); — 2 -24 шт. реактивных малых глубинных бомб -32 шт. Противоминное: контактный трал КПТ — 1 Химическое вооружение: съемная дымаппаратура «ДА-3»-1 дымошашки марки «МДШ» -10 шт. для дегазациикорабля, запас хлорной извести -140 кг. Средства внешней связи Приемо-передающие радиостанции связи КВ, УКВ (набор средств) Для освещения надводной обстановки использовалась РЛС «Гюйс» (в последствие в период постройки и при ремонтах устанавливались РЛС
«Зарница», РЛС «Линь», РЛС «Нептун») Для поиска ПЛ ГАС «Тамир-10»
Читайте также:  Звездные войны дроид охотник

Головной корабль проекта 122бис, БО — 270 (заводской № 367) заложили на заводе № 340 (г. Зеленодольск) 30 июня 1945 г. Головной корабль был сдан ВМФ в Баку в 1947 г. С момента его закладки до подписания приемного акта прошло 2 года 3 месяца. Головной корабль проекта 122бис проходил испытания на Каспийском море в 1947 г. Комиссия под председательством капитана 1 ранга Н.Е. Хавина отметила, что на большом охотнике БО-270 по сравнению с кораблями проекта 122а несколько улучшены маневренные и мореходные качества, увеличена дальность плавания, усилено штурманское вооружение (гирокомпасом и эхолотом), установлены радиолокационное обору¬дование и новая ГАС, улучшена обитаемость. В то же время комиссия выявила следующие недостатки:
— максимальная проектная скорость — 20 уз. явно недостаточна и ниже, чем у кораблей проекта 122а;
— наличие на корабле трех калибров артиллерийского вооружения (85-мм, 37-мм, 12,7-мм) нецелесообразно;
— гидроакустическая установка «Тамир-10» обеспечивает возможность поиска подлодки на дальности до 4,5 кбт только на «стопе» и на малом ходу (менее 10 уз.);
— проектная дальность действия радиолокационной станции недостаточна;
— реверсивные муфты сложны и снижают надежность механической уста¬новки.
Заключение комиссии гласило, что про¬ект 122бис следует считать переходным к более совершенным проектам кораблей.

Оценивая достоинства и недостатки больших охотников за подводными лодками проектов 122а и 122бис, следует иметь ввиду, что это были первые отечественные специализированные корабли противолодочной обороны 3 ранга. Если корабли проектов 122 и 122а имели посредственную мореходность, то эти недостатки в проекте 122бис были устранены и они даже в «лихую» погоду уверенно держался на волнении.
Если по противолодочному оружию отечественные корабли не уступали мировым аналогам, то этого нельзя было сказать в отношении средств обнаружения. Мало того, что по объективным и субъективным причинам наши конструкторы опоздали с созданием гидроакустических станций, так первые образцы аппаратуры еще и не отвечали необходимым требованиям — не было отмечено ни одного случая обнаружения подводных лодок большими охотниками с помощью ГАС. Поэтому БО чаще использовали как эскортные корабли и ПСКР. Кроме того, принятые в проекте дизельные двигатели не обеспечивали скорость малого хода, ненужную для сторожевого корабля, но так необходимую для работы опускной ГАС.
Тем не менее советские БО достойно представляли свой класс кораблей, а их заданные параметры были на уровне мировых аналогов. Более того, проект 122 опередил свое время как минимум на 10 лет, и потому мало кто сумел оценить его в довоенные годы. Зато опыт Второй мировой войны показал, что именно в таких кораблях остро нуждается флот. И БО проекта 122бис, лишенные основных недостатков своих предшественников, уже можно считать вполне удачными, а технологию их производства — самой передовой. Они стали родоначальниками нового класса малых противолодочных кораблей (МПК), ставших важной составной частью отечественного флота последующих десяти¬летий.

Читайте также:  Суету навести охота хорошо тогда давай

Литература: — Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб,
«Судостроение»;
— Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,
Историческое морское общество;
— «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период
1946-1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

Информацию дополнили:
капитан 1 ранга запаса Янгаев М.Ш.

Оцените статью
Adblock
detector