Охотник за женским полом

Содержание
  1. Первобытные охотницы: могло ли в доисторическую эпоху существовать гендерное равенство?
  2. Но ученых ждал сюрприз. Когда они исследовали скелет в лаборатории, оказалось, что он принадлежит женщине. Более того, женщины-охотницы вовсе не были исключением из правил: изучив данные о захоронениях в Северной и Южной Америке, археологи обнаружили, что от 30 до 50% охотников на крупных животных были женщинами.
  3. Логично предположить, что к участию в древней охоте привлекалось максимально возможное количество взрослых членов сообщества — независимо от их пола. Когда ребенок переставал питаться молоком матери, женщина могла выходить на охоту, говорит археолог Кэтлин Стерлинг из Бингемтонского университета. Это было возможно и в период кормления грудью при условии, что другие женщины помогали матери заботиться о потомстве.
  4. Всего на территории обеих Америк было найдено 429 захоронений с охотничьими орудиями. Установить пол по останкам удалось в 27 случаях: 11 скелетов, включая найденный командой Хааса, принадлежали женщинам, 16 — мужчинам, то есть количество мужских и женских захоронений с охотничьими орудиями было примерно одинаковым.
  5. В доисторические времена женщины охотились не хуже мужчин
  6. Виламая Патья 6
  7. Конкурирующая гипотеза
  8. Глава 9. Дамский угодник — безобидный ухажер
  9. Охотник до женского пола

Первобытные охотницы: могло ли в доисторическую эпоху существовать гендерное равенство?

Мужчины добывают мясо, а женщины собирают ягоды и укачивают младенцев — такое представление о распределении ролей в доисторических сообществах прочно закрепилось в науке и зачастую служит аргументом против гендерного равенства в наши дни. Но многочисленные останки древних людей свидетельствуют об обратном: женщины охотились на крупных животных наравне с мужчинами. О первых женщинах-охотницах и о том, почему многие ученые до сих отрицают факт их существования, рассказывает журналистка Nаtional Geographic.

Археолог Рэндалл Хаас из Калифорнийского университета в Дейвисе отчетливо помнит, как в 2018 году он и его команда нашли в Перуанских Андах захоронение, датируемое 7000 годом до н. э.: рядом со скелетом человека лежали разнообразные орудия, использовавшиеся древними охотниками на крупных животных, — от метательного оружия до инструментов для обработки шкур. Хаас и его коллеги сразу поняли, что перед ними останки выдающегося охотника, занимавшего высокое положение в сообществе.

Но ученых ждал сюрприз. Когда они исследовали скелет в лаборатории, оказалось, что он принадлежит женщине. Более того, женщины-охотницы вовсе не были исключением из правил: изучив данные о захоронениях в Северной и Южной Америке, археологи обнаружили, что от 30 до 50% охотников на крупных животных были женщинами.

Новое исследование стало поворотным моментом в многолетней дискуссии о разделении труда по половому признаку в доисторическую эпоху. Однако некоторые ученые и раньше утверждали, что «традиционные» гендерные роли в древних сообществах — миф.

Находка, сделанная в Перу, — далеко не единственная в своем роде. Археолог Памела Геллер из Университета Майами говорит: «Данные есть давно. Вопрос только в их интерпретации».

Раскопав захоронение, археологи обнаружили 24 каменных орудия, в том числе наконечники копий для охоты на крупных животных, увесистые камни для дробления костей или снятия шкур, круглые камешки с заостренными краями для соскабливания жира, очень острые маленькие осколки для резки мяса и комки красной охры, использующейся для защиты шкур. Вокруг захоронения были найдены фрагменты костей древних животных — предков современных ламы и оленя.

Изначально ученые предположили, что обладатель всех этих инструментов был мужчиной, который занимал высокое положение в сообществе, возможно, даже был вождем. «Я признаю свою ошибку, — говорит Хаас, который работает в этом регионе с 2008 года. — Я сделал такой вывод потому, что он согласовывался с моим представлением о мире ».

Сделанное в 2018 году открытие действительно ставит под сомнение представление о том, что в доисторические времена мужчины были охотниками, а женщины — собирательницами.

Это представление сформировалось в ходе изучения современных сообществ охотников и собирателей, в которых мужчины чаще занимаются охотой, а женщины — воспитанием детей, говорит Ким Хилл, специалист по эволюционной антропологии из Университета штата Аризона.

Читайте также:  Охотник за плотью 2013

По словам Геллер, некоторые археологи на протяжении десятилетий утверждали, что неправильно делать выводы о гендерных ролях в доисторических сообществах на основании данных об устройстве современных сообществ.

«Большинство ученых исходят из того, что в доисторических сообществах существовало разделение труда по половому признаку, — говорит она. — Потом они обнаруживают на костях женщин следы охоты, а в захоронениях — охотничий инвентарь и не знают, как это объяснить».

Выявляя подобные несоответствия, «ученые, как правило, закрывают глаза на факты», добавляет Геллер.

Логично предположить, что к участию в древней охоте привлекалось максимально возможное количество взрослых членов сообщества — независимо от их пола. Когда ребенок переставал питаться молоком матери, женщина могла выходить на охоту, говорит археолог Кэтлин Стерлинг из Бингемтонского университета. Это было возможно и в период кормления грудью при условии, что другие женщины помогали матери заботиться о потомстве.

Озадаченные своим открытием в Перуанских Андах, Хаас и его команда занялись изучением отчетов о более ранних раскопках на обоих американских континентах. Оказалось, что уже было найдено немало захоронений женщин, в которых находился охотничий инвентарь, однако все эти находки были неоднозначными. В одних случаях невозможно было точно определить по останкам пол человека, в других — были ли останки и орудия погребены вместе, в третьих — найденные в могиле наконечники копий могли быть орудиями убийства, захороненными вместе с жертвой.

Всего на территории обеих Америк было найдено 429 захоронений с охотничьими орудиями. Установить пол по останкам удалось в 27 случаях: 11 скелетов, включая найденный командой Хааса, принадлежали женщинам, 16 — мужчинам, то есть количество мужских и женских захоронений с охотничьими орудиями было примерно одинаковым.

Однако не все убеждены, что похороненная 9000 лет назад женщина при жизни была охотником. Ким Хилл считает, что погребальный инвентарь мог быть помещен в могилу по религиозным причинам.

Ему возражает Стерлинг:

«Находя охотничьи орудия в могилах мужчин, мы, как правило, не сомневаемся в том, что они принадлежали похороненному в ней человеку. А вот когда факты противоречат нашим представлениям о гендерных ролях, такие вопросы сразу же возникают».

Найденный в могиле инвентарь очень разнообразен: он включает в себя как простые осколки, которые можно получить разбиванием крупных камней, так и трудные в изготовлении наконечники копий. По словам Хааса, это указывает на то, что орудия не были подношением богам, а использовались похороненным человеком при жизни. Эта версия, добавляет Стерлинг, косвенно подтверждается тем, что за последнее время на территории обеих Америк было найдено немало других захоронений женщин с охотничьим инвентарем.

В доисторические времена женщины охотились не хуже мужчин

Об этом свидетельствуют археологические раскопки последних лет — найдены захоронения охотниц первобытного общества

К удивительным выводам пришли недавно ученые, обнаружив, что 41 процент из обнаруженных в Северной и Южной Америке останков древних охотников возрастом около 9 тысяч лет назад — это скорее всего женщины. До сих пор предполагалось, что охотой в доисторические времена занимались преимущественно мужчины. Однако ряд захоронений того же периода в разных частях мира, в том числе и в Сибири, свидетельствуют о том, что в первобытном обществе было немало и женщин-охотниц. Подробнее эту идею развивает в своей статье для международного издания The Conversation почетный научный сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Аннениеки Милкс. «Реальное время» предлагает ознакомиться с переводом публикации.

Виламая Патья 6

Долгое время считалось, что охотой в доисторических обществах занимались в основном мужчины. Новое исследование добавляет доказательств, оспаривающих эту идею. В нем говорится о найденных останках женщины, около 9000 лет назад похороненной рядом с охотничьими орудиями в Америке.

Женщина, обнаруженная в Андском нагорье, была названа Виламая Патья 6 (Wilamaya Patjxa individual 6), или WPI6. Она похоронена с полусогнутыми ногами, рядом с которыми была аккуратно разложена коллекция каменных инструментов. В том числе тут были наконечники снарядов для легких копий, брошенных с помощью атлатла (также называемого метателя копья). Авторы утверждают, что такие наконечники использовались для охоты на крупных животных.

Читайте также:  Викинг охота только начинается

На момент смерти WPI6 было от 17 до 19 лет. Это показал анализ веществ, известных как «пептиды» в ее зубах. Они являются маркерами биологического пола, который показал, что это женщина. Кроме того, в погребальной насыпи были найдены крупные кости млекопитающих, что свидетельствует о значении охоты в ее общине.

Женщина, обнаруженная в Андском нагорье, была названа Виламая Патья 6 (Wilamaya Patjxa individual 6), или WPI6. Фото: advances.sciencemag.org

Авторы исследования, опубликованного в журнале «Научные достижения» (Science Advances), также проанализировали свидетельства о других аналогичных захоронениях, относящихся примерно к тому же периоду в Северной и Южной Америке, в частности, рассматривались могилы, содержащие аналогичные инструменты, связанные с охотой на крупную дичь. Авторы обнаружили, что из 27 скелетов, по которым можно было определить пол, 41 процент, скорее всего, были женскими.

Авторы предполагают, что это может означать, что в то время в группах охотников-собирателей в Северной и Южной Америке охота на крупную дичь действительно осуществлялась как мужчинами, так и женщинами.

Конкурирующая гипотеза

Эта идея идет вразрез с гипотезой, восходящей к 1960-м годам и известной как «модель человека-охотника», которая все чаще опровергается. Это говорит о том, что охотой, и особенно охотой на крупную дичь, в основном, если не исключительно, занимались мужчины — члены обществ охотников-собирателей.

Эта гипотеза основана на нескольких различных фактах. Вероятно, самое важное, что она рассматривает недавние и современные общества охотников-собирателей, с целью понять, как они могли быть организованы в более глубоком прошлом.

Ее нашли с полусогнутыми ногами, рядом с которыми была аккуратно разложена коллекция каменных инструментов. Фото: advances.sciencemag.org

Стереотипное представление о группах охотников-собирателей состоит в том, что они предполагают гендерное разделение труда, причем мужчины охотятся, а женщины, скорее всего, остаются ближе к дому с маленькими детьми или рыбачат и собирают плоды, хотя даже в этом случае есть некоторые различия. Например, среди собирателей Агта на Филиппинах женщины являются основными охотниками, а не помощниками.

Некоторые современные охотники-собиратели все еще используют атлатлы сегодня, и некоторые люди также любят использовать атлатлы в соревнованиях по метанию, в которых регулярно принимают участие женщины и дети. Археологи, изучающие данные этих событий, предполагают, что атлатлы вполне могли быть «уравнителями» — облегчать охоту как женщинам, так и мужчинам, возможно, потому что они уменьшают важность размера тела и силы.

Новое исследование еще больше развенчивает эту гипотезу, добавляя кое-что к нескольким предыдущим археологическим находкам. Например, на стоянке Сунгирь возрастом 34 тысячи лет в России археологи обнаружили захоронение двух подростков, один из которых, вероятно, был девочкой в возрасте от 9 до 11 лет. Оба человека имели физические отклонения и были похоронены с 16 копьями из слоновой кости мамонта — невероятное подношение того, что, вероятно, было ценным охотничьим инструментом.

Раскопки в Виламая Патья. Фото: Randall Haas / Университет Калифорнии / theconversation.com

В 2017 году знаменитое захоронение воина-викинга из Швеции, обнаруженное в начале XX века и долгое время считавшееся мужским, было признано женским. Это открытие вызвало значительные и несколько неожиданные дебаты и указывает на то, как наши собственные современные представления о гендерных ролях могут влиять на интерпретации более поздней истории.

Утверждалось, что различие между «рабочими местами для мальчиков и рабочими местами для девочек», как выразился один бывший британский премьер-министр, может иметь эволюционные преимущества. Например, он может позволить беременным и кормящим матерям оставаться рядом с домашней базой, защищая себя и детей от вреда. Но мы все больше убеждаемся в том, что эта модель слишком упрощена.

Поскольку охота является краеугольным камнем выживания для многих высокомобильных групп охотников-собирателей, участие всего сообщества также имеет хороший эволюционный смысл. Прошлое, как говорят некоторые, — это чужая страна, и чем больше у нас доказательств, тем более изменчивым кажется человеческое поведение.

Глава 9. Дамский угодник — безобидный ухажер

Есть есть такой тип мужчин. Да, наверное, почти в любом коллективе, в любой конторе встречаются такие сладенькие ухажеры. Почему-то чаще преклонного возраста. Наверное, потому что в молодости они были просто бабниками. С годами гормоны растеряли, а пыл еще остался. Да и стереотип поведения выработался. Эти любители женского пола никому особых хлопот не доставляют. Даже собственным женам: те уже привыкли к тому, что муж расплывается в улыбке, стоит только симпатичной женщине войти в комнату.

Читайте также:  Вышка для охоты как называется

Охотник до женского пола

Марина человек застенчивый. Она чувствует себя комфортно, раскрывается только в своей компании. С друзьями она и хохочет, и спорит до упада. А вот знакомиться не любит. Напрягается вся, просто деревенеет, только улыбается глупо и слова толкового из себя выдавить не может. Поэтому для нее менять работу, входить в незнакомый коллектив, отстаивать в нем свое место — жуткая пытка. Хоть за свои тридцать два года ей пришлось раз пять, нет, шесть проходить через это испытание. Поэтому она была несказанно благодарна Сергею Павловичу, шоферу на их фирме, за поддержку. Он встретил ее так, будто они сто лет знакомы, попросил позволения звать Мариночкой и на «ты». Но без фамильярности. Всегда находил для нее доброе слово, расспрашивал о жизни. Рассказывал о проблемах в конторе, но без сплетен. Радушен, приветлив, обаятелен.

Марина даже подругам своим рассказала, что у нее на новой работе поклонник объявился. Вполне серьезный и доброжелательный мужчина. Постарше ее лет на десять (как потом выяснилось на все четырнадцать), но еще очень ничего. Шутки шутками, но она со своей несложившейся личной жизнью и впрямь стала всерьез посматривать на Сергея Павловича. Они к тому времени уже прочно были на «ты» и даже разок посидели вечером в кафе. Про свою семью ухажер ничего не рассказывал. А зачем — столько всего интересного в мире происходит, а семья — она и есть «семь я»: жена, теща, двое пацанов-оболтусов. Освоившись на работе и приглядевшись внимательно к людям, Марина стала замечать, что шофер-то наш не только ей комплименты отвешивает. Он вообще до женского полу охоч. Мужики после работы за пивом сгоняют и в компьютер с головой нырнут: кому Интернет подавай, кому в «догонялки-стрелялки» поиграть, а кто споры-разговоры по «аське» ведет. Этот же все с женщинами общается. Марина даже сначала, не разобравшись, ревновать его стала. Потом поняла, что дальше разговоров дела у них с Сережей не пойдут. Ну, и хорошо. Пусть в свободное от ухаживаний за женщинами время своих оболтусов воспитывает. Слава богу, что не влюбилась! Ему ее страсти вовсе даже ни к чему.

Есть мужчины, которые прожить не могут без женского общества. Они просто расцветают в женском цветнике. Они щеголи, с ними приятно появиться где-нибудь в обществе. Они галантны и обходительны, даже артистичны. Умеют развлечь милых дам, рассказать к месту анекдот, смешной и не пошлый. Они сами себе очень нравятся. Но еще больше им нравятся женщины. В самом деле нравятся. Они им интересны. Им приятно с ними общаться. Им нравится слыть бабниками. Имидж дамского угодника их вполне устраивает. Хотя сами себя они склонны считать ловеласами и казановами.

Вернее всего, они и были таковыми в молодости. Но авантюрности, темперамента, задора всегда было мало. Поэтому бабники они только на словах. А как до дела, так их и нет. С одной стороны, не так уж и хочется. С другой — лень развивать кипучую деятельность по «охмурению» нашего брата, то есть сестры. С третьей — жену-то лень ублажать, а тут… Но поухаживать они всегда рады. Это и необременительно, и приятно. Да и жена уже привыкла к такому поведению своего благоверного. Это поначалу она ревновала да скандалила. А теперь думает: ну и пусть развлекается. Раззадорится в гостях или на работе, ей потом больше его ласки достанется. Такая вот арифметика…

Оцените статью
Adblock
detector