Охотник за своим будущим

Сериал «Охотник за разумом» (Сезон 1)

Для Дэвида Финчера саги о серийных убийцах – способ спровоцировать как острые ощущения, так и задаться экзистенциальными вопросами о нашей неспособности понять себя, друг друга или мир, в котором мы существуем. Фильм «Семь» касался опасностей мысли, можно ли победить зло, играя по его правилам. А благодаря глубокому погружению в хронику ужасных преступлений в Сан-Франциско, «Зодиак» стал ярким подтверждением того, что правда непознаваема.

Благодаря удачному сотрудничеству над сериалом «Карточный домик» от Netflix Дэвид Финчер был приглашён к работе над адаптацией книги Джона Дугласа (прототипа главного героя) и Марка Олшейкера Mind Hunter: Inside FBI’s Elite Serial Crime Unit – о рассвете криминальной психологии в ФБР. Основанный на сценарии Джо Пенхалла, сериал отлично вписывается в эту неофициальную финчеровскую трилогию о движущих мотивах преступников. И хотя «Охотник за разумом» не целиком и полностью проект американского режиссёра, его присутствие в кресле исполнительного продюсера и постановка четырёх из десяти серий задаёт настроение проекту. «Охотник за разумом» поддерживает мрачность «Зодиака», «Семь», «Карточного домика», но тон сериала всё же более обнадёживающий, с упором на то, что понимание истоков отклонения в поведении можно отыскать.

Учитывая, что действие сериала происходит в конце 1970-х, такой систематический подход к анализу преступников, которые здесь называются «последовательными убийцами» (совершившие три или более убийств), – выглядит насмешкой над старой системой правоохранительных органов, которая не особо углублялась в такие тонкости (зато в наши дни это практикуется). Тем не менее, переговорщик с террористами Холден Форд (Джонатан Грофф), вдохновлённый появлением нового типа маньяков с неочевидными мотивами (Чарльз Мэнсон, Дэвид Берковиц), начинает обдумывать, есть ли лучший способ поймать таких извергов. Но ещё больше его заботят отношения со студенткой Дебби Митфорд (Ханна Гросс), которая не похожа на всех девушек, что были у агента до неё. Их ночной просмотр «Собачьего полдня» лишь усиливает предположение Форда, что ключ к борьбе с преступностью лежит в головах преступников. Или, как позже сформулирует его напарник: «Как нам быть на шаг впереди сумасшедшего, если мы не знаем, как он мыслит?»

Впечатлённый стремлением Холдена использовать психоанализ в поимке плохих парней, к нему обращается агент ФБР по поведенческим наукам Билл Тенч (Холт МакКаллани) и предлагает турне по городам США с лекциями о текущей тактике работы с преступлениями и теориях ФБР для сотрудников правопорядка. После серии таких встреч Холден загорается идеей навестить в тюрьме серийных убийц, начиная с Эда Кемпера (Камерон Бриттон) – весёлого гиганта с пристрастием к обезглавливанию и некрофилии. Неожиданно для обоих приятный в общении Кемпер не сразу, но рассказывает агентам о подробностях своих зверств и ошарашивает их заявлением, что маньяков нужно подвергать лоботомии. Форд и Тенч понимают, что если составить портрет большинства таких же преступников, как Кемпер, то можно вывести теорию, по которой возможно выстраивание превентивных мер. Эта беседа даёт начало серии поездок по городам и весям, где к агентам иногда обращаются полицейские с просьбами помочь в раскрытии некоторых злодеяний.

Форд и Тенч – буквально конандойловский дуэт. Хладнокровный и рассудительный Билл – этакий доктор Ватсон, уравновешивающий прыткого и инициативного Холдена, которого в сериале действительно иногда называют Шерлоком. В какой-то момент к ним присоединяется доктор Венди Карр (Анна Торв), деятельная и организованная женщина со своими скелетами в шкафу. Но трио агентов, находясь в постоянном поиске «стрессоров», побуждающих маньяков убивать, имеет собственные провокаторы: у Тенча – сын-аутист, у Холдена – постепенные трудности в отношениях с девушкой, у Карр – кошка, которую она никогда не видит, но всегда кормит, как символ её тайной лесбийской жизни. Проблемы начинаются с дома – и разговоры с преступниками только подтверждает эту гипотезу.

Если копнуть глубже, сериал касается стремления установить успешную коммуникацию. И наглядным примером служит открывающая первую серию сцена с захватом заложников, где боевик, считающий себя невидимым, продолжает спрашивать Холдена: «Вы меня видите?». Каждая серия основывается на желании героев к диалогу с теми, кого они не понимают (и/или кто их не понимает). Мы получаем «Зодиака», встретившегося с «Молчанием ягнят»: «Охотник за разумом» – интеллектуальное исследование сознания злодеев.

Из повторяющихся сцен с вождением автомобилей и полётов на самолётах, закрученных в цикл дом-поездка-допрос-поездка, Дэвид Финчер (режиссёр первых и последних двух эпизодов) и его коллеги (Асиф Кападия, Тобиас Линдхольм и Эндрю Дуглас) создают мрачную атмосферу, которая тщательно продумана – от цветовой гаммы до предметов интерьера. Герои же постоянно препарируют свою деятельность (отчёты начальству, совместные обсуждения, анализ аудиозаписей бесед), потому что пытаются вывести нечто стандартизированное и идеальное.

На протяжении всего сериала трудно отличить, где именно Финчер, а где – его коллеги, – настолько цельной выглядит постановка – вроде сцен с баром, которые напоминают «Социальную сеть», или последовательных допросов, отдающих жуткой безмятежностью «Зодиака». Результат – достойный своих тематических предшественников проект, логично продолжающий предыдущие попытки автора в жанре: сбалансированная, пульсирующая от страха и пронизанная осторожным оптимизмом драма, которая ставит скрупулёзную рациональность выше современной иррациональности.

Читайте также:  Подводные фонари для подводной охоты от производителя

Два способа стать увереннее: путь воина и путь мудреца.

Все практики развития уверенности относятся к одному из этих двух путей

Все методики развития уверенности будут использовать один из двух описанных ниже подходов. Я назвал их «путь воина» и «путь мудреца». Начнём со второго.

Путь мудреца

Неуверенность проистекает от незнания. Когда в последний раз я с детками ходил кататься на санках с горки, то обратил внимание на то, что лицом вперёд они катаются с куда большим энтузиазмом, нежели спиной. Потому что тот, кто не видит дороги — теряет ощущение контроля , в душу врываются сомнения и будущее скрывается во мраке неизвестности.

Соответственно, чтобы стать увереннее, нужно сесть лицом к своим целям, увидеть дорогу в будущее и вернуть себе чувство контроля.

Это может показаться парадоксальным, но такие очевидные вещи по большей части отрицаются людьми. Моя консультационная практика показывает, что люди очень неохотно говорят о своём будущем. Их любимый ответ на мою попытку посадить человека мордой вперёд на его санках звучит так: » А зачем мне смотреть в будущее, если жизнь всё равно всё сделает по-своему ?».

Увы, дорогие мои, но это — позиция жертвы, вяло сучащей своими лапками, лёжа брюшком к верху. Пора от неё избавляться и открывать для себя путь мудреца — путь знания и осведомлённости. Если, конечно, нам нужна уверенность.

Путь воина

Будущее может быть сокрыто мраком неизвестности, но мы всё равно способны сохранять уверенность, если практикуем путь воина. Путь воина предлагает сосредоточиться на навыке самоуправления в текущем моменте. Он открывает перед нами, казалось бы, вполне очевидную вещь: источник силы в тебе самом. Этим источником силы является воля.

В чём проявляется воля?

В намерении. Чтобы реализовать намерение, воин практикует ритуал, названный им «тренировка».

Например, давеча я отжимался на пальцах. Зачем? Затем, что это непросто и вызывает определённый дискомфорт. Именно поэтому я могу в данной практике реализовать своё намерение, перешагнув через собственную лень или внешние трудности (боль в пальцах — это внешние трудности для моего мозга). А если я, не смотря на внешние трудности, могу реализовать своё намерение и достичь цели, то понимаю:

между мной и источником силы никто не стоит. К нему нужно просто идти .

Это делает меня увереннее. Хотя объективно знания по поводу будущих событий не добавляет.

Впрочем, путь воина и путь мудреца прекрасно гармонизируют и их можно (и нужно!) совмещать. В этом случае я говорю о пути Охотника.

Путь охотника

Путь Охотника — это путь воина и мудреца. Слово «Охотник» я беру с большой буквы, потому что речь идёт не об охотнике за чьей-то жизнью, а об Охотнике за мудростью и силой.

Нуждается ли Охотник в уверенности? Конечно. Только твёрдая рука способна направить копьё точно в цель. Поэтому в методе » Охотник » я реализую оба вышеназванных способа развития уверенности.

Путём мудреца мы идём тогда, когда с использованием основного алгоритма целеполагания создаём свою лестницу смыслов и устремляет взгляд в управляемое будущее. Это позволяет ясно представлять себе свои цели и пути их достижения (как если бы охотник древности вырвался из дремучего леса в открытую степь и увидел возможности для движения до самого горизонта).

Путём воина мы проходим благодаря практикам самоуправления, позволяющим активизировать свой волевой центр, направляя его мощь на контроль тела, эмоций и мыслей. Эти практики — психорегуляция, позволяющая совершенствовать стрессоустойчивость, так востребованную нами в нештатных ситуациях, когда солнце будущего съедает волк неизвестности.

Я глубоко убеждён в том, что интуитивно мы все выбираем путь воина и мудреца. Но далеко не все доходят до осознания своего выбора.

Алгоритмы общей эффективности и метод «Охотник»

Алгоритмы общей эффективности — это программы поведения, положительно влияющие на достижение результата вне зависимости от поля деятельности. Существуют ли такие? Философия практического естествознания утверждает: «Да!» Нам остаётся распознать их, сформулировать и научиться применять.

Закон единоподобия

Мир устроен системно. Это означает, что цепочка причинно-следственных связей, подобно глобальной паутине, опутала пространственно-временной континуум. Умея распутывать этот клубок, можно учиться делать прогнозы, отличающиеся большой степенью вероятности. Другими словами, «Что познаваемо, то управляемо». Это и есть девиз философской школы практического естествознания.

Мир устроен системно. Само наличие причинно-следственной связи свидетельствует об этом. Понимая законы функционирования этой системы, имя которой Природа, мы учимся использовать их себе во благо. Истина хороша не сама по себе, а постольку поскольку из неё можно сварить похлёбку. Тем более, что есть желает каждый.

Мир устроен системно. И система причудливо проявляет себя в законе единоподобия, который можно выразить слоганом: « Малое повторяет великое ». Вот почему даосская мудрость указывает на то, что лучше всего путешествует тот, кто сидит на месте. Мы имеем системно устроенную реальность. Имеем инструмент постижения реальности. Что ещё нам нужно, чтобы достичь своей Цели?

Алгоритмы общей эффективности

Чтобы достичь своей Цели, нужно сформулировать Цель. Банально? Да. Но это не отменяет того факта, что в подавляющем большинстве случае мы двигаемся не к Цели, а просто двигаемся. Просто живём. Просто плывём по течению общественной жизни, периодически хватаясь за всплывающие возможности. Это то, что Виталий Сундаков назвал «рефлекторным существованием».

Читайте также:  Когда обучать лайку охоте

Я, как практикующий психолог, столкнулся с проблемой целеполагания в ходе работы по онлайн курсам «Охотник». Привожу пример диалога, случившегося у меня совсем недавно. Диалог по сути является типичным.

Итак, чего же ты хочешь?

Я понял, что устал от нищеты. Хочу заработать много денег.

У тебя есть план?

Можешь его озвучить?

— Могу. Всё очень просто. Надо оставить то, чем я сейчас занимаюсь, и свалить на заработки. Сейчас ведь много вариантов, как заработать денег.

То есть тебе всё равно чем заниматься?

— Нет, конечно. Нужно заниматься тем, к чему душа лежит.

И к чему у тебя душа лежит?

— К тому, чем я сейчас занимаюсь…

В подавляющем большинстве случаев, человек, заявляя о том, что он точно знает, чего хочет от жизни, на деле не может свои желания оформить в конструктивные идеи.

Проведите простой тест. В течении нескольких дней каждое утро записывайте в свой блокнот 5-8 целей, которых вы хотели бы достичь в ближайшие несколько лет. Но при этом не подглядывайте на страницы, заполненные в предыдущие дни. Вы обнаружите, что ваши цели меняются от страницы к странице. И это на ничтожно малом промежутке времени. Как же можно говорить о некой идеологической стабильности в масштабе нескольких лет?

Целеполагание — это целое искусство. Искусство Охотника. Ибо Охотник появляется тогда, когда возникает Цель.

Метод «Охотник»

На протяжении пяти последних лет из хаоса происходящих событий я пытаюсь вычленить закономерности движения Мира, оформив их в простые и лаконичные формулировки. Они составляют основу философии практического естествознания (ФПЕ).

ФПЕ связана с методом «Охотник» так же, как и наука связана с технологией. Наука познаёт мир, а управлять им пытается с помощью технологий.

ФПЕ апеллирует к научной картине мира. Это может показаться странным, но восемь лет жизни в Слободе превратили меня в материалиста. До приезда сюда, я просто не ломал голову над фундаментальными вопросами мироздания. И поэтому тяготел к мировоззренческому дуализму. Теперь я убеждён: мир естественен, то есть материален. И это прекрасно. Потому что материальный мир познаваем.

Законы ФПЕ логично подталкивают естествоиспытателя к формулировке алгоритмов результативных действий. Среда, какая бы она ни была, устроена системно. А мы, какими бы мы ни были, обладаем единым набором когнитивных паттернов. Поэтому наш контакт с реальностью подчинён своим правилам. А удачи и неудачи имеют свои системные причины.

Метод «Охотник» — это попытка оптимизировать работу системы по имени «Человек».

Добавляйтесь в друзья: https://vk.com/rudiyr

Уважаемый Читатель! Если Тебе понравился материал — поддержи канал лайком. Спасибо, что дочитал до конца.

Пантеизм — наследник языческой философии. Идеология будущего

Пантеизм, подобно крохотному плоту, незаметен и скромен на волнах времён в сравнении с «титаниками» мировых религий и господствующих политических идеологий. Но если нам и суждено выплыть в новое тысячелетие, то лишь уцепившись слабеющей рукой за его природолюбивые истины.

Пантеизм. Рождение.

Сам термин «пантеизм» («бог есть всё») появился в средневековье, но пантеистические идеи своими корнями уходят во тьму времён, прочно срастаясь с язычеством через натуральную философию. О чём эти идеи?

Во-первых, они доносят до нас мысль о том, что человек не уникален. Существо человека не является центром мироздания. Сам человек не является любимым ребёнком бога. Он такой же сын Великого Леса, как и другие его обитатели. Его судьба подчинена тем же законам природы, что и судьба других видов живых существ.

Во-вторых, пантеизм не видит границы между живой и неживой природой. Как не видит границы между человеком и всем остальным сущим. Всё соткано из одной энергии, всё взаимосвязано и взаимопроникновенно.

Сам пантеизм представлен несколькими философскими течениями, отличающимися друг от друга в своём отношении к сверхъестественному. На их фоне яркой жемчужиной сверкает пантеизм натуралистический — мировоззрение, которое подобно Калинову Мосту, переброшено через пропасть времён от мыслителей древности до учёных современного мира.

Естественный пантеизм

У него много названий (натуралистический, материальный, научный, естественный), но одно содержание: признание мира познаваемой реальностью. Поэтому естественный пантеизм отрицает сверхъестественное.

Сверхъестественное — это то, что лежит за гранью возможностей к познанию. Оно не подчинено законам природы, потому как находится над ней. Но пантеизм признаёт лишь одну всеобъемлющую Мать-Природу, не наделяя её при этом сверхъестественным Разумом, но наделяя силами стихий, которые и есть её законы. Законы постижимые, а значит, естественные.

Именно это понимание мира в своё время из языческих культов и шаманизма вычленило натуральную философию Древней Греции и даосизм Древнего Китая. Человеку более не нужен был антропоморфный бог с абсолютной властью, чтобы объяснить природу мироздания.

Пройдёт ещё несколько столетий, и то, что было натуральной философией, станет наукой. Толчком к этому послужит технический прогресс, который сам есть продукт мышления естествоиспытателей. Таким образом, простые философские истины, поиску которых безызвестные гении прошлого посвящали свои жизни, а порой и расплачивались ими, сегодня кажутся многим само собой разумеющимися, лежащими на поверхности. Но истинам этим ещё предстоит сыграть свою роковую роль в будущем, когда отношение человека к миру станет главным определяющим фактором в его судьбе.

Читайте также:  Почему не охота заниматься спортом

Пантеизм: «пан» или пропал…

Пантеизм назвали идеологией будущего ещё в XIX веке, когда с мощным скачком производства антропогенный фактор явственно вылез наружу. Уже тогда было понятно, что если человечество не найдёт альтернативу обществу потребления, то однажды упрётся в тупик. А может быть, даже угодит в волчью яму, вырытую собственноручно.

Вырвавшись на простор 21-го тысячелетия, мы с ужасом схватились за голову. Вопрос «Почему мы такие? Почему мы убиваем себя сами?» стал наиболее актуальным философским вопросом современности.

Человечество растёт с ускоряющимися темпами. Планета кряхтит и недовольно морщится под давлением всё того же антропогенного фактора. Человек, ощущая духовный голод, начинает обращаться к природолюбивым религиям прошлого, создавая феномен «Нью Эйдж». Но… это очень напоминает бег от реальности, «страусиный синдром». Только реальные общественно-экономические преобразования способны исправить ситуацию в корне. А обеспечить эти преобразования может лишь наука с её функцией познания мира и создания новых технологий.

Но наука — лишь инструмент. Если сегодня учёный вынужден за зарплату наниматься к алчному толстосуму, ведомому неуемным аппетитом и комплексом неполноценности, то вряд ли у наших детей есть шансы на выживание. Идеологической парадигмой современного мира является безудержное стремление к деньгам. Она, подобно липкой паутине, опутала всех и вся. И учёных, и воинов, и крестьян, и купцов. Сближая их с «неприкасаемыми».

Выход — в обращении к познанию природы самого человека для поиска путей управления собственными желаниями. Если сегодня мы не научимся изменять себя сами, то завтра не преодолеем барьер Великого Фильтра.

Великий Фильтр

«Великий Фильтр» — это универсальная причина, ограничивающая развитие любого процесса. Например, развитие жизни. Или развитие разумной жизни.

Но сначала показательный пример из мира спорта. Почему из сотни начинающих спортсменов, только один станет мастером? Существует вполне конкретный ответ. Ответ обнажает универсальную причину, служащую «Великим Фильтром», отсеивающим всех недостойных.

Такой же «Фильтр» существует и в контексте проблемы сохранения человечества. И находится он в глубине нашего бессознательного. Человек нашёл эту универсальную причину давным давно. Она — слепой инстинкт, превращающий разумного человека в обезьяну с гранатой. Мы не контролируем себя и свои возможности. Поэтому пилим сук, на котором сидим.

Но это не вопрос к сильным мира сего, что нами правят. Это вопрос лично к каждому из вас. Подойдите к зеркалу и задайте вопрос. Самый актуальный вопрос современности «Почему я такой? Почему я сам разрушаю свою жизнь? Что мешает мне быть сильным и свободным?» Если ты будешь честным с самим собой, то сумеешь понять то, чем я занимаюсь.

Метод «Охотник»

К естественному пантеизму я пришёл естественным путём, проведя восемь лет в Перуновой Слободе. Здесь я начал формулировать принципы собственной философской школы — философии практического естествознания (ФПЕ).

ФПЕ — это направление естественного пантеизма. Она понадобилась мне для того, чтобы одной красной нитью связать всё, с чем мне приходится иметь дело: от колыхания сосновой ветви над головой, до общения со своими детьми. Всё есть движение, подчиняющееся одним и тем же законам. Познать эти законы важно для того, чтобы получить ключ к управлению внутренней реальностью — своим психическим пространством. Познать и просто сформулировать. Так просто, чтобы можно было без труда вложить их в голову своих детей. Ведь это им предстоит бороться за выживание человечества.

Но сформулировать закономерности в разворачивании психического пространства — это полдела. Вторая половина — в создании технологии самоуправления. Эту технологию я назвал «Метод «Охотник», желая подчеркнуть активную сторону человеческой натуры в противовес пассивной, отдающей нас на волю судьбы, стихии или всемилостивого бога.

Живая сила Рода

Языческий культ Рода не упирается в вульгарное «плоди и размножайся». Его суть в ином: донести до всех нас понимание того, что мы — ветви одного Древа. Культ Рода — это мировоззрение, противостоящее индивидуализму. До тех пор, пока мы мыслим масштабами своей личной жизни, мы остаёмся рабами своей неудовлетворённости. Ибо весь смысл жизни индивидуального существования выражается примитивным гедонизмом.

Сам по себе человек — это всего лишь искра. Искать какой-то смысл в её кратковременном мерцании бесполезно — там его нет. Но стоит увидеть огненный поток живой ветви Рода, бьющий сквозь время и пространство, как начинаешь осмысливать своё существование в контексте целого движения, имя которому — человечество.

Сегодня мы можем заботиться о выживании самих себя. О зарплате. О развлечениях. О необходимости построить дом или поставить новый забор из красивого профнастила. Всё равно завтра всё это сметёт поток времени. Всё равно завтра наша искорка погаснет и станет бессмысленным то, что мы старательно тащили в свои закрома.

Но есть другой путь. Есть возможность попытаться передать своим детям не счёт в банке, который не более чем иллюзия, порождённая виражом истории. Есть возможность передать им знание и навык. Знание о мире и навык самоуправления. Чтобы они смогли пережить в себе обезьяну и получить шанс преодолеть Великий Фильтр. Тогда наша искра, прежде чем погаснуть, зажжёт ещё несколько. И это значит, что ветвь Рода будет продолжать стремиться сквозь пространство и время в бескрайнюю бесконечность, постигая и создавая прекрасное…

Оцените статью
Adblock
detector