- 10 забытых фантастических боевиков 80х – найдете знакомые названия?
- ТОП 10 — Лучшие фильмы про бунт роботов и машин.
- Она (2013)
- Я, робот (2004)
- Из машины (2015)
- Бегущий по лезвию (1982)
- Апгрейд (2018)
- Военные игры (1983)
- Терминатор 3: Восстание машин (2003)
- Терминатор 1 и 2 (1984 и 1991 годы)
- 2001: Космическая одиссея (1968)
- Матрица (1999)
- Как менялось представление людей о роботах на протяжении 100 лет
- Как родилось слово «робот»
- В кинематографе первый робот – Лже-Мария, «человек-машина» – появился в 1927 году
- «Гибель сенсации» (1935 год) стал первым советским фильмом, в котором действуют роботы. У фильма е хэппи-энд – пролетариат превращает роботов из штрейкбрехеров в союзников в борьбе с капиталом
- Три закона роботехники
- Астро Бой, Пиноккио-андроид, герой культовой японской манги
- Придуманный Рэем Бредбери механический пес в 2005 году стал реальностью. Правда, созданный Boston Dynamics робот-собака BigDog предназначен не для погонь за преступниками и их уничтожения, а для помощи военнослужащим в переноске снаряжения
- Самая знаменитая пара кинороботов (слева направо) – С-3PO и R2-D2 из эпопеи «Звездные войны»
- Робот-сгибальщик Бендер из мультсериала «Футурама» обладает рядом человеческих качеств – любит ругаться, пить спиртное, бездельничать, интересуется порнографией, часто нарушает закон
- В сербском фильме «Нимани» (2018 год) космонавт на пути к Альфе Центавра занимается сексом с андроидом, хотя Филип Дик давным-давно предупреждал, что ничего хорошего из этого не выйдет
- Для чего стоит покупать технологию Spot компании Boston Dynamics
- Благодарный робот производства компании Honda возлагает цветы к бюсту Карела Чапека в Национальном музее в Праге
10 забытых фантастических боевиков 80х – найдете знакомые названия?
Нескучных дней и ночей любители кинофантастики! Каждый год в разных странах снимается немалое количество фантастических лент. Одни из них становятся настоящими хитами, а другие (возможно даже эти фильмы хорошие) вспоминают только настоящие фанаты. Так что предлагаю вспомнить сегодня хорошо забытые фантастические боевики из восьмидесятых. А хорошие они или плохие, стоит их пересматривать или нет, это уже совсем другой вопрос. Список составлен по дате выхода фильмов, а не по какому-нибудь абстрактному рейтингу. Хотите вспомнить больше?
«Битва за пределами звезд»
Если вам понравились такие фильмы как «Семь самураев» (Япония) и «Великолепная семерка» (США), то сюжет фильма «Битва за пределами звезд» вам покажется смутно знакомым. Капитанам Очевидность, которые думают, что только они знают, что «Великолепная семерка» это голливудский перезапуск фильма, который снял Акира Куросава большой привет ;).
Но вернемся к «Битва за пределами звезд» 1980 года выпуска. Попытка перенести противостояние небольшого отряда героев (среди которых даже есть валькирия и мужик в ковбойской шляпе с перегонным кубом и автоматом для производства льда на поясе) и вооруженных сил злого диктатора получился не очень удачным.
Музыку и песни знаменитой группы Queen можно услышать в нескольких фильмах и фантастический боевик 1980 года «Флэш Гордон» это один из них.
Хотя над лентой работали студии сразу четырех стран США, Италии, Великобритании и Нидерландов. фильм стал крупным провалом, который даже и близко не подошел к тому, чтобы хотя бы оправдать затраченные на производство средства.
«Флэш Гордон» — кадр из фильма
Не спас фильм и появление таких звезд как Тимати Далтон, Макс фон Сюдов и Орнелла Мути.
«Воины затерянного мира»
О дивный новый мир! Довольно-таки часто будущее показывается в фильмах мрачным, опасным и вообще очень нехорошим местом, куда лучше не попадать и в котором лучше не жить. Вот и фильм 1983 года под названием «Воины затерянного мира» как раз снят на эту тематику.
Режиссер и сценарист этого итальянского фантастического боевика Дэвид Уорт. Бюджет фильма маленький — 400 000 долларов, а вот размер кассовых сборов неизвестен. Фильм демонстрировался как минимум в прокате двух стран — Италии и США.
«Космический охотник: Приключения в запретной зоне»
Фильм 1983 года «Космический охотник: Приключения в запретной зоне» демонстрировался на нашем телевидении несколько раз, если мне не изменяет память то первый показ был в начале-середине девяностых годов.
Стоит ли смотреть этот фильм? Что в нем хорошего? Пожалуй, только Майкл Айронсайд в роли отрицательного персонажа. Как по мне, больше в этой ленте смотреть особо не на что!
«Охота на роботов»
«Охота на роботов», он же «Бунт роботов» (оригинальное название этой ленты намного проще — Runaway) — это фильм был снят в 1984 году. Режиссер и сценарист фильма — Майкл Крайтон. Да-да, тот самый писатель-фантаст и режиссер, который создал «Мир Дикого Запада». Сейчас мы смотрим современный сериал, ну а первый фильм на тему парка развлечения роботами вышел еще в далеком 1973 году.
Ну, а главную роль в фильме «Охота на роботов» сыграл известный голливудский актер Том Селлек. Ну, а про что эта лента, можно точно узнать из его названия ;).
«Ледовые пираты» были сняты в 1984 году с бюджетом 9 000 000 долларов, а вот мировые кассовые сборы составили чуть более 14 000 000 долларов. И не спас возрастной рейтинг фильма PG.
Режиссер и один из сценаристов фильма — Стюарт Рэффил. Из известных лиц Голливуда упомяну таких персонажей как Анжелика Хьюстон и Рон Перлман.
Ну, а центре сюжета «Ледовых пиратов» проблемы цивилизации с питьевой водой. Она судя по всем дороже нефти и всем вода нужна.
Трилогия (тогда еще трилогия) о похождения Безумного Макса, который выживал в мире после Большой войны не только нравилась зрителям, но и вдохновила немало режиссеров на создание своих фильмов на тему «Герой в Пустоши» (уверен, что намек вы поняли ;)). Вот и еще один фильм на эту тему — «Колеса в огне», который совместно сняли в 1985 году студии США и Филиппин. Лента получила рейтинг R.
Главный герой (эту роль получил Гари Уоткинс) и внешне похож на молодого Мэла Гибсона, да и костюм его тоже вполне похож на наряд Безумного Макса.
Фильм «Пришелец» был снят в 1985 году и имеет весьма любопытную завязку. 1944 год. Небольшой отряд американских солдат находит сначала НЛО, которое совершило аварийную посадку, а потом и самого пришельца — пилота НЛО. А тут еще немцы совсем не против забрать упавший космический корабль для тщательного исследования.
Фильм «Пришелец» так же продавался у нас на видеокассетах с под другим названием — «Солдаты вне времени», ну а оригинальное название ленты — Zone Troopers.
«Охотники будущего» — еще один фильм из нашего сегодняшнего списка, который сняли совместно студии США и Филиппин. На этот раз в 1986 году. Главную роль исполнил еще молодой актер Роберт Патрик, который спустя несколько лет получит известность благодаря роли T-1000 в фильме «Терминатор 2: Судный день».
Так же в этой ленте снялся Брюс Ле — Не путать с Брюс Ли ;). Именно он изображен на фото выше. Не знаю как вам, но даже в девяностых этот фильм мне не понравился.
Патрик Суэйзи. Многим зрительницам нравился этот актер после «Грязных танцев» и «Привидения». А вот в 1987 году вышел фантастический боевик «Стальной рассвет» с Патриком в главной роли. И снова перед нами мрачный мир после Большой войны.
На этот раз (в очередной раз) положительный герой будет противостоять бандитам, которые обижают жителей поселка.
Сколько знакомых названий вы увидели в этом списке фильмов?
Если вам понравился материал, то поставьте лайк, подпишитесь и поделитесь им в социальных сетях — пусть его увидят ваши друзья!
ТОП 10 — Лучшие фильмы про бунт роботов и машин.
Апокалипсис с роботами на заднем плане, повстанческие машины, решившие уничтожить человечество , и война с киборгами. Тема войны человечества против технологий почти так же стара, как и жанр научной фантастики.
Это и причина, по которой Голливуд снова пытается стряхнуть пыль с бренда Терминатора, и, как выясняется, из соображений кассовых сборов — вероятно, в последний раз. Может быть, тема уже немного остыла, и, может быть, нас гораздо меньше беспокоят прямые столкновения с машинами (поскольку они уже выиграли с нами в другой войне — делая нас зависимыми друг от друга в информационных целях). Однако есть фильмы, которые просто необходимо посмотреть, чтобы узнать, чего человечество больше всего боится в связи с технологическим развитием.
Она (2013)
Хоакин Феникс, еще до того, как покрасил свое лицо в белый цвет, а волосы в зеленый, боролся на экране с той же проблемой, что и Джокер, — одиночеством и непониманием. Добро пожаловать в мир будущего, где застенчивый копирайтер находит любовь к жизни в форме операционной системы. В его защиту следует отметить, что у этого искусственного интеллекта есть голос Скарлетт Йоханссон, поэтому мы немного понимаем парня. Но действительно ли ее мотивы ясны?
Я, робот (2004)
Вдохновленная рассказом Исаака Азимова, антиутопия, в которой беглецом является робот, не является высококлассным фантастическим боевиком, но задает некоторые интересные вопросы о законах робототехники. Один из этих законов звучит примерно так: робот не может причинить вред человеку. Вы уверены? Уилл Смит обнаруживает заговор, который требует переосмысление мира, который он знал до сих пор.
Из машины (2015)
Еще одна технологическая антиутопия, доказывающая, что если будущее застанет нас врасплох, лучше всего взять на себя роль манящего андроида. Молодой программист проводит несколько дней в особняке своего босса, который занимается прототипами андроидов. Одна из «машин» становится объектом его вздохов. Как нетрудно догадаться — обычному человеку сложно предсказать работу чего-либо на основе алгоритмов. Александр Герланд в своем режиссерском дебюте задается вопросом, с какой стороны нас поразят неудержимые перемены. Согласно тезису этого замечательного фильма — сюрприз, потому что мы всегда проигрываем машинам из-за человеческих эмоций.
Бегущий по лезвию (1982)
Антиутопия режиссера Ридли Скотта по роману Филипа К. Дика — безупречная и по-прежнему устрашающая. В то время как в других фильмах этого типа искусственный интеллект и человеческая мимика рассматривались как угроза для людей, Скотт показывает нам этих уважаемых и мало чем отличающихся существ, которые ищут своё место. Вероятно, именно таким и будет восстание машин — незаметным в мире, где необходимо будет изменить определение человечности.
Апгрейд (2018)
Элементы детективного кино и мрачная антиутопия объединяются, чтобы создать ужасающий комментарий о том, что делать, если мы дадим ИИ власть над нашим телом. Парализованный, Грег поднимается на ноги благодаря биомеханическим имплантатам и нанотехнологиям, но ему приходится платить за это дорогой ценой. Он все еще на ногах? Отличное кино с Логаном Маршалл-Грином, который, к сожалению, слишком похож на Тома Харди, чтобы побороться с ним в Голливуде.
Военные игры (1983)
Молодой хакер, увлекающийся компьютерными играми, борется с искусственным интеллектом, и на кону ядерный холокост. Немного наивно, но тревожно. Что, если ИИ думал, что война против человечества банальна, как крестики-нолики? И будет ли поблизости подросток, который сможет перехитрить машину?
Терминатор 3: Восстание машин (2003)
Третья часть серии сделала то, что стало каноном даже в более поздних частях — Скайнет, мятежный искусственный интеллект, стал больше вирусом и программным обеспечением, чем физическим суперкомпьютером. Сцена взятия под контроль ядерного потенциала США — одна из самых страшных в сериале. Этот фильм не достоин предшественников, но к теме восстания машин он отнесся с должным уважением.
Терминатор 1 и 2 (1984 и 1991 годы)
Удивительно, что в фильмах « Терминатор» всегда удавалось добавить что-то новое к теме восстания роботов, хотя реальные климатические и концептуальные карты были рассмотрены в оригинальном фильме. Как объясняет персонаж, которого играет Шварценеггер: «Скайнет пришел в сознание и за доли секунды решил, что человечество должно быть уничтожено». Уже в 1980-х эта ужасающая нить казалась соответствующей тому, что мы знаем об искусственном интеллекте сегодня. Когда возникнет такая ситуация, она будет весьма непредсказуема.
2001: Космическая одиссея (1968)
Работа Кубрика затрагивает ряд тем, связанных с «неизвестным», начиная от появления человеческого вида и заканчивая исследованием космоса и вверением его судьбы искусственному интеллекту. У бортового компьютера HAL 9000 есть два преимущества настоящего бунтаря: сознание (возможно, пробуждаемое через Монолит) и скрытые цели. Последствия? Экипаж «Дискавери» убит. Нет компьютера хуже того, функции которого неизвестны, особенно тех, которые угрожают экипажу космического корабля.
Матрица (1999)
Культовый фильм братьев или сестер (уже непонятно) Вачовски — одна из самых важных фантастических картин в истории жанра, и ни один киберпанк-фильм не оказал такого большого влияния на восприятие реальности людьми. Машины, использующие людей в качестве «батарей», — головокружительная идея, но создатели идеально огораживают свой сложный мир реальными опасениями развития виртуальной реальности. Тот, кто однажды вошел в Матрицу, навсегда будет сомневаться в окружающем мире, и больше всего он сосредоточится на теме проигранной битвы. Нет смысла сопротивляться росту, но Матрица говорит вам, что стоит сохранять свою индивидуальность и иногда выходить в реальный мир. В остальном машины у нас давно выиграли.
Как менялось представление людей о роботах на протяжении 100 лет
Для роботов всего мира этот месяц — праздничный. В ноябре 1920 года в Чехословакии была опубликована научно-фантастическая пьеса Карела Чапека «R.U.R.», в которой впервые было употреблено слово «робот». За минувшее столетие роботы стали героями огромного количества книг и фильмов. В них люди использовали роботов, сражались с ними, любили и боялись их. Затем фантастика стала реальностью. Мы можем оглянуться назад и посмотреть, что в разные эпохи думали о братьях наших искусственных.
Руры, лаборжи, работари (1920–1939)
«Роботы – не люди… Механически они совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души… продукт инженерной мысли технически гораздо совершеннее продукта природы!» (Карел Чапек, «R.U.R.»
Фото: Buyenlarge / Getty Images
Карел Чапек. Благодаря ему и его брату Йозефу роботов уже 100 лет называют роботами
«Роботы – не люди… Механически они совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души… продукт инженерной мысли технически гораздо совершеннее продукта природы!» (Карел Чапек, «R.U.R.»
Фото: Buyenlarge / Getty Images
Карел Чапек. Благодаря ему и его брату Йозефу роботов уже 100 лет называют роботами
«Молодой Россум изобрел рабочего с минимальными потребностями. Ему надо было упростить его. Он выкинул все, что не служило непосредственно целям работы. Тем самым он выкинул человека и создал робота. Роботы — не люди… Механически они совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души» — это первое в литературе описание роботов из пьесы Карела Чапека «R.U.R.» («Россумские универсальные роботы» — так в пьесе называлась компания, производившая искусственных работников). Успех пьесы, опубликованной в ноябре 1920 года и поставленной на чешской сцене в январе 1921-го, был грандиозным. К 1923 году она была переведена на 30 языков, ее ставили в театрах Европы и Северной Америки. В 1924-м вышли два перевода пьесы на русский. Один носил название «Р.У.Р.», другой — «ВУР. Верстандовы универсальные работари».
Как родилось слово «робот»
Действие «R.U.R.» происходит примерно в 2000 году. Какое место заняли роботы в мире людей можно понять по рекламным плакатам фирмы: «Самый дешевый труд — роботы Россума!», «Тропические роботы, новинка! 150 долларов штука!», «Каждый должен купить себе робота!», «Хотите удешевить производство? — Требуйте роботов Россума!». Если Чапек имел в виду доллары 1921 года, в пересчете на современные американские деньги его тропический робот должен стоить около $2,2 тыс.
Хотя первые механические устройства, внешне напоминающие людей и способные совершать сложные движения, были созданы еще в Средние века, а легенды об искусственных человекоподобных существах известны с глубокой древности, именно пьеса Чапека «R.U.R.» положила начало новому направлению литературы и новому направлению мысли — книгам, радиопостановкам, фильмам о роботах. Она появилась именно тогда, когда этого потребовало время. Созданные техническим прогрессом машины — танки, дредноуты, самолеты Первой мировой войны, конвейер на автомобильном заводе Форда и сходящие с этого конвейера автомобили — вторгались в жизнь людей, меняли ее, могли с легкостью оборвать. Тема страха перед искусственным разумом повторится вслед за пьесой Чапека в бессчетном количестве произведений.
В кинематографе первый робот – Лже-Мария, «человек-машина» – появился в 1927 году
Фото: Universum Film
В кинематографе тема роботов началась с фильма Фрица Ланга «Метрополис», снятого по сценарию, написанному им совместно с Теа фон Харбоу. Вышедший на экраны в 1927 году «Метрополис» многие кинокритики называют лучшим фильмом эпохи немого кинематографа. Одно из действующих лиц антиутопии — человеко-машина (Maschinenmensch), то есть робот, на которого перенесена внешность девушки Марии.
Слово «робот» вошло в языки народов мира не сразу. В первых переводах «R.U.R.» фигурируют «работари» и технические устройства. В 1935 году на экраны вышел первый советский кинофильм о роботах — «Гибель сенсации» («Робот Джима Рипль»). Он был снят по мотивам повести Владимира Владко «Идут роботы». Механических работников в фильме называют и роботами, и работарями, и даже рурами. Аббревиатуру R.U.R. можно увидеть на металлической груди некоторых из них. Хотя в фильме использованы чапековские персонажи, от чапековского сюжета в нем ничего нет. Капиталисты используют механических работников на фабриках, так как их труд дешевле, чем труд пролетариев. К тому же, как говорит один из антигероев, «война надвигается, производство руров необходимо». Но пролетариям удается превратить роботов из врагов в союзников и одержать победу над капиталом.
«Гибель сенсации» (1935 год) стал первым советским фильмом, в котором действуют роботы. У фильма е хэппи-энд – пролетариат превращает роботов из штрейкбрехеров в союзников в борьбе с капиталом
В советском фильме «Вратарь» (1936) есть небольшая юмористическая сценка с механическим человеком, которого создал инженер-изобретатель Карасик. Похожее на средневекового рыцаря металлическое создание с угловатыми движениями и машинным голосом — таким будут роботы во многих книгах и фильмах.
На Западе в 1930-е годы кинематографисты тоже продолжали разрабатывать тему роботов. В Германии в 1934-м на экраны вышла картина Гарри Пиля «Властелин мира», где действуют и рабочие роботы, и боевые роботы. Их создатель, сумасшедший профессор Вольф хочет с помощью роботов завоевать мир, но становится жертвой собственного изобретения.
В американских комиксах и снятых по их мотивам фильмах о Флэше Гордоне у главного злодея императора Минга есть целая армия аннигилянтов — боевых роботов. Механические монстры появляются и в комиксах про Супермена.
В научно-фантастическом рассказе Лестера дель Рея «Хелен О`Лой» два молодых человека создают робота-домохозяйку, оба влюбляются в нее, хотя один до смерти хранит свое чувство в тайне.
В январе 1939 года, уже на пороге войны, был опубликован рассказ «Я, робот», подписанный Эндо Биндером (литературный псевдоним братьев Эрла Эндрю и Отто Биндер). Под таким же названием позднее будет опубликован сборник рассказов другого автора. Первый из них увидел свет в 1940 году и открыл новую эпоху в освещении темы роботов в литературе и искусстве.
Три закона есть три закона (1940–1957)
В цикле рассказов «Я, робот» Айзек Азимов показал роботов не как потенциальную угрозу человечеству, а как помощников, союзников и защитников людей. Одноименный фильм 2004 года слабо связан с рассказами Азимова
Фото: Davis Entertainment
Айзек Азимов, автор термина «робототехника» и трех законов робототехники
Фото: MP / Portfolio / Leemage / AFP
Робот Горт из фильма «День, когда остановилась Земля» не разговаривал, но понимал вербальные и невербальные команды. В качестве оружия он применял энергетический луч, способный испарить любой физический объект
Фото: Twentieth Century Fox
В цикле рассказов «Я, робот» Айзек Азимов показал роботов не как потенциальную угрозу человечеству, а как помощников, союзников и защитников людей. Одноименный фильм 2004 года слабо связан с рассказами Азимова
Фото: Davis Entertainment
Айзек Азимов, автор термина «робототехника» и трех законов робототехники
Фото: MP / Portfolio / Leemage / AFP
Робот Горт из фильма «День, когда остановилась Земля» не разговаривал, но понимал вербальные и невербальные команды. В качестве оружия он применял энергетический луч, способный испарить любой физический объект
Фото: Twentieth Century Fox
«Пьеса Чапека, на мой взгляд, ужасно плоха, но она бессмертна благодаря одному слову. Она ввела слово «робот» не только в английский язык, но и во все языки, на которых сейчас пишется научная фантастика»,— утверждал Айзек Азимов. В сентябре 1940 года был опубликован его рассказ «Странный товарищ по играм» (такое название выбрал редактор, впоследствии автор сумел вернуть рассказу оригинальное название — «Робби»). Как признавался сам Азимов, он написал этот рассказ под влиянием «Я, робот» Эндо Биндера. Действие рассказа происходит в 1998 году в высокотехнологичном мире. В центре сюжета — дружба маленькой девочки Глории с роботом-нянькой.
«Робби» был первым рассказом Азимова из цикла о позитронных роботах, управляемых позитронным мозгом, который способен частично воспроизводить человеческое мышление и поведение. В рассказе «Хоровод» из того же цикла, опубликованном в 1942 году,
Эти законы обязательны для роботов во всех произведениях Азимова. Они были разработаны, чтобы предотвратить ситуацию, подобную описанной в «R.U.R.», тем самым избавив человечество от страха перед роботами.
Так уж получилось, что в десятилетие, когда человечество переживало самую страшную войну в истории, появились рассказы, в которых гарантировалось мирное сосуществование людей с роботами.
Три закона роботехники
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
2. Робот должен повиноваться приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Десять рассказов Азимова о позитронных роботах были опубликованы в 1950 году отдельной книгой, которую редактор, вопреки желанию автора, назвал как рассказ Эндо Биндера — «Я, робот».
Еще один рассказ, напечатанный в 1940-м,— «Прощание с повелителем» Гарри Бейтса — стал основной для сценария культового фильма 1951 года «День, когда остановилась Земля» (в 2008-м был снят не самый удачный ремейк этого фильма). Прибывший на Землю в разгар Холодной войны инопланетянин Клаату призывает человечество к миру. Посланца инопланетной конфедерации сопровождает и защищает Горт (в рассказе его знали Гнут) — робот-андроид ростом 2,5 м. Клаату управляет Гортом с помощью жестов и фраз. «Самая знаменитая фраза, сказанная инопланетянином» (по определению издателя журнала Cinefantastique Фредерика Кларка) звучит так: «Клаату барада никто». Этой фразой на непонятном инопланетянском языке героиня фильма должна помешать Горту уничтожить Землю в случае, если Клаату будет причинен вред. Американские любители фантастики предлагали множество возможных переводов загадочной фразы.
Астро Бой, Пиноккио-андроид, герой культовой японской манги
Фото: Tezuka Productions
В апреле 1951 года японские мальчишки впервые увидели в журнале «Сенен» героя комиксов по имени Посол Атом. Вначале он был второстепенным персонажем, но уже в 1952-м превратился в главного героя собственной серии комиксов. В Японии его называют Могучий Атом, в США — Астро Бой или просто Астро.
В мире Астро Боя роботы живут бок о бок с людьми, мирно, совсем по-азимовски. Мальчик-андроид Астро Бой обладает множеством сверхспособностей и занят тем, чем занимаются все супергерои,— борется со злом и несправедливостью, помогает людям.
Только с 1952 по 1968 год было выпущено 112 серий комиксов про Могучего Атома. Общемировой тираж превысил 100 млн экземпляров.
Сексуальная революция 1960-ых затронула и роботов
Фото: American International Pictures
В советском фильме «Планета бурь» американский робот помогал международному экипажу осваивать Венеру
Фото: Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов
Сексуальная революция 1960-ых затронула и роботов
Фото: American International Pictures
В советском фильме «Планета бурь» американский робот помогал международному экипажу осваивать Венеру
Фото: Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов
С 1963 по 1966 год по японскому телевидению были показаны 193 серии мультиков про Астро Боя (их смотрели 40% японских семей, имевших телевизор). Новые десятки серий были сняты в 1980-е и в 2000-е годы. Астро Бой стал также героем полнометражного мультфильма и нескольких компьютерных игр. За почти семь десятилетий он превратился в франшизу, приносящую миллиарды долларов.
Придуманный Рэем Бредбери механический пес в 2005 году стал реальностью. Правда, созданный Boston Dynamics робот-собака BigDog предназначен не для погонь за преступниками и их уничтожения, а для помощи военнослужащим в переноске снаряжения
Фото: Lance Cpl. M. L. Meier. / U.S. Marine Corps / Wikipedia
Но не все роботы послевоенной поры были добрыми по отношению к людям. В 1953 году была опубликована антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в которой действовал эпизодический персонаж — механический пес, полицейская собака-робот, способная преследовать и нейтрализовать разыскиваемых преступников.
В том же году тогда еще начинающий и малоизвестный писатель-фантаст Филип Дик придумал своего первого робота — «последнего правительственного робота» из рассказа «Последние из хозяев» (рассказ был опубликован в 1954-м).
По этой причине кибернетика в послевоенном СССР считалась лженаукой, так что и роботы у советских фантастов были не очень популярны. В правление Никиты Хрущева роботы вместе с кибернетикой были реабилитированы. В романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (написан в 1955–1956 годах) робот вскрывает обшивку инопланетного звездолета.
Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли в 1957 году дал старт освоению космоса. Писатели и сценаристы бросились освещать новую тему. На рубеже пятидесятых-шестидесятых годов роботами в книгах и фильмах стали населять Марс, Венеру, Нептун, другие планеты и звездные системы. Инопланетные роботы вторгались на Землю или помогали землянам завоевывать другие миры.
Роботы на любой вкус (1960–70-е годы)
В 1962 году всемирную известность получил советский фильм «Планета бурь». В нем в составе международной экспедиции из трех кораблей на Венеру отправляются не только люди, но и американский робот Джон. Эта идея так понравилась американцам, что в Голливуде сняли аж две версии фильма — «Путешествие на доисторическую планету» и «Путешествие на планету доисторических женщин».
Создатели произведений о роботах находили своим героям применение не только в космосе, но и на Земле. И не одно, а множество.
Роботы со второй планеты звезды Шедар победили жителей планеты, но не смогли справиться с советскими школьниками. «Отроки во Вселенной», второй фильм советской кинодилогии «Москва-Кассиопея», 1974 год
Фото: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Робот-терминатор, возможно, никогда не слышал о трех законах робототехники, и откровенно не соблюдал первый закон. Первый фильм цикла «Терминатор», 1984 год
Андроид Электроник внешне не отличим от своего человеческого двойника Сергея Сыроежкина. «Приключения Электроника», 1980 год
Фото: Одесская киностудия
Робокоп в фильме 1987 года подчинялся не трем законам робототехники, а трем директивам – служить обществу; защищать невиновных; соблюдать закон. Была также четвертая, секретная директива. В последующих фильмах серии число директив увеличилось
Фото: Metro-Goldwyn-Mayer Studios Inc.
Робот Вертер (справа) соблюдает законы робототехники и, в отличие от андроидов Филипа Дика, не лишен человеческих чувств. Правда, создатели этого робота явно не доработали его речевой модуль. «Гостья из будущего», 1985 год
Фото: mielofon.ru / Киностудия имени М. Горького
Роботы со второй планеты звезды Шедар победили жителей планеты, но не смогли справиться с советскими школьниками. «Отроки во Вселенной», второй фильм советской кинодилогии «Москва-Кассиопея», 1974 год
Фото: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького
Робот-терминатор, возможно, никогда не слышал о трех законах робототехники, и откровенно не соблюдал первый закон. Первый фильм цикла «Терминатор», 1984 год
Андроид Электроник внешне не отличим от своего человеческого двойника Сергея Сыроежкина. «Приключения Электроника», 1980 год
Фото: Одесская киностудия
Робокоп в фильме 1987 года подчинялся не трем законам робототехники, а трем директивам – служить обществу; защищать невиновных; соблюдать закон. Была также четвертая, секретная директива. В последующих фильмах серии число директив увеличилось
Фото: Metro-Goldwyn-Mayer Studios Inc.
Робот Вертер (справа) соблюдает законы робототехники и, в отличие от андроидов Филипа Дика, не лишен человеческих чувств. Правда, создатели этого робота явно не доработали его речевой модуль. «Гостья из будущего», 1985 год
Фото: mielofon.ru / Киностудия имени М. Горького
На фильмах о роботах шестидесятых годов не могла не отразиться бушевавшая в то время в мире сексуальная революция. В комедиях «Доктор Голдфут и бикини-машина» (США, 1965) и «Доктор Голдфут и девушки-бомбы» (США, Италия, 1966) созданные сумасшедшим ученым сексуальные девушки-роботы (сексботы, фемботы) соблазняют и грабят богатых мужчин. В фильме Роже Вадима «Барбарелла» (1968) главная героиня в одном из эпизодов занималась сексом с роботом. Эпизод был вырезан при монтаже. Остался другой, в котором главную героиню атакуют злобные куклы-роботы.
В вымышленном мире Филипа Дика в романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах» отличить андроида от человека можно было только с помощью специального теста на эмпатию
Фото: Warner Bros.
Для Филипа Дика андроиды были не машинами, а людями, лишенными человечности. «Нельзя превратить человека в андроида, если этот человек будет стараться нарушить закон при любой возможности. Андроидизация требует послушания. И, в первую очередь, предсказуемости. Когда реакцию человека на конкретную ситуацию можно будет предсказать с научной точностью, тогда появится возможность массового производства андроидной формы жизни» (Филип Дик, лекция «Андроид и человек»)
Фото: Effigie / Leemage / AFP
В вымышленном мире Филипа Дика в романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах» отличить андроида от человека можно было только с помощью специального теста на эмпатию
Фото: Warner Bros.
Для Филипа Дика андроиды были не машинами, а людями, лишенными человечности. «Нельзя превратить человека в андроида, если этот человек будет стараться нарушить закон при любой возможности. Андроидизация требует послушания. И, в первую очередь, предсказуемости. Когда реакцию человека на конкретную ситуацию можно будет предсказать с научной точностью, тогда появится возможность массового производства андроидной формы жизни» (Филип Дик, лекция «Андроид и человек»)
Фото: Effigie / Leemage / AFP
В 1968 году был опубликован роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (по его мотивам был снят фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» 1982 года, некоторые темы и элементы романа были использованы в фильме Денни Вильнева «Бегущий по лезвию 2049» 2017-го, в обоих фильмах андроидов называют репликантами). Действие книги происходит в Сан-Франциско (в фильме — в Лос-Анджелесе) после ядерной войны. Наемный убийца Рик Декард охотится за объявленными на Земле вне закона андроидами, почти не отличимыми от людей. В интервью режиссеру и кинокритику Полу Сэммону в 1981 году Филип Дик рассказал, что замысел книги родился у него, когда он, работая над романом «Человек в высоком замке», читал исследования по психологии, посвященные тому, как изменилось сознание немецкой нации в годы нацизма. Как многие образованные и умные люди оказались «эмоционально дефективными», так что к ним было неприменимо слово «человеческий». «Для меня слово «андроид» — это метафора людей, которые с точки зрения физиологии являются людьми, но с точки зрения психологии ведут себя не как люди»,— сказал в интервью Филип Дик.
И отличить технологическую иллюзию от реальности становится все труднее. Это было сказано почти за полвека до голосовых помощников Алексы, Сири, Кортаны, Алисы, Маруси.
В семидесятые годы родились многие знаменитые роботы. В 1976-м была опубликована повесть Айзека Азимова «Двухсотлетний человек» — о роботе NDR, который стремился стать человеком. В 1977-м кинозрители впервые увидели дроида-астромеханика R2-D2 и «протокольного робота», дроида-переводчика С-3PO в фильме «Звездные войны», позднее ставшим эпизодом IV культовой киноэпопеи.
Самая знаменитая пара кинороботов (слева направо) – С-3PO и R2-D2 из эпопеи «Звездные войны»
Фото: 20th Century Fox Film Corporation; Lucasfilm Ltd.
Если NDR Азимова был чем-то похож на афроамериканца или гея, борющегося за свои права в Америке, то роботы из «Звездных войн» были комическими персонажами. Вызывал смех и Марвин, робот-параноик из «Путеводителя для путешествующих по Галактике автостопом» Дугласа Адамса. Первый раз появившись в радиопостановке 1978 года, «андроид-параноид» Марвин затем попал в книгу 1979-го, ее продолжения, комиксы, телесериал, видеоигры и полнометражный фильм 2005-го.
Сатирически-фантастический триллер — так можно охарактеризовать жанр книги Айры Левина «Степфордские жены» (опубликована в 1972 году, две экранизации — 1975-го и 2004-го, у первой экранизации три продолжения). Главная героиня Джоанна Эберхарт, переехавшая с мужем и детьми в городок Степфорд, обнаруживает, что все местные женщины, покорные домохозяйки — на самом деле роботы, созданные их мужьями.
Робот-сгибальщик Бендер из мультсериала «Футурама» обладает рядом человеческих качеств – любит ругаться, пить спиртное, бездельничать, интересуется порнографией, часто нарушает закон
Фото: 20th Century Fox Television
Но не все роботы 1970-х смешили людей. Некоторым досталось менее приятное занятие.
В картине Майкла Крайтона «Западный мир» (1973 год) посетители парка развлечений сражались с роботами, убивали и насиловали андроидов. У фильма было несколько продолжений и ремейков, самым популярным из них стал телесериал 2016 года «Мир Дикого Запада».
Две системы, два мира роботов (1970–80-е)
Сравнение фильмов, снятых на Западе и в Советском Союзе в последнее десятилетие Холодной войны, наглядно показывает, как различались две системы.
В сербском фильме «Нимани» (2018 год) космонавт на пути к Альфе Центавра занимается сексом с андроидом, хотя Филип Дик давным-давно предупреждал, что ничего хорошего из этого не выйдет
Фото: Balkanic Media
Мир капитализма был миром злобы и чистогана. Японская компания Takara и американская Hasbro в 1984 году выпустили первую серию игрушечных роботов-трансформеров, способных превращаться в спортивные машины, танки, самолеты, животных — и обратно. Для стимулирования продаж была запущена продолжающаяся до сих пор рекламная кампания, закамуфлированная под комиксы, мультфильмы и полнометражные фильмы. О художественных достоинствах фильмов говорить бессмысленно, однако в мировом прокате третий и четвертый фильм «Темная сторона Луны» (2011) и «Эпоха истребления» (2014) собрали больше $1 млрд каждый.
Для чего стоит покупать технологию Spot компании Boston Dynamics
В год выхода игрушечных трансформеров на рынок был выпущен фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор». В фильме в 1984 год из 2029-го прибывает робот-терминатор, он должен убить Сару Коннор, чей еще не рожденный сын в будущем поможет людям выиграть войну с машинами. Так родилась еще одна великая франшиза, существующая до сих пор. Шестой фильм о Терминаторе вышел в 2019 году.
По числу полнометражных фильмов-продолжений Терминатору слегка уступает киборг (гибрид машины с человеком) Робокоп. Этот робот-полицейский впервые появился в картине Пола Верховена в 1987 году. Продолжение последовало в 1990-м, третий фильм вышел в 1993-м, а в 2014-м был снят ремейк первого фильма. Новое продолжение фильма 1987 года сейчас находится в работе. Помимо полнометражных картин Робокоп стал главным героем комиксов, телесериалов и компьютерных игр.
Андроид Электроник учился в школе вместо своего человеческого двойника пионера Сыроежкина (трехсерийный телефильм «Приключения Электроника» был впервые показан в 1980 году). Робот Вертер из «Гостьи из будущего» (пятисерийный фильм, премьера в 1985-м) сочинял и декламировал стихи и рекламировал состязание роботов-гитаристов, пока не погиб, защищая человека.
В последнее десятилетие XX века лучших роботов создали мультипликаторы. В феврале 1995 года в Японии начала публиковаться манга «Евангелион». Она должна была подготовить публику к показу одноименного аниме-сериала, начавшемуся в октябре 1995-го и продлившемуся до марта 1996-го. В мире «Евангелиона» вымышленное спецагентство Организации объединенных наций Nerv борется с таинственными врагами человечества — Ангелами. Для борьбы используются биомеханические андроиды Евангелионы, управлять которыми могут лишь некоторые 14-летние подростки. Как и в случае с «Трансформерами», продажи сопутствующих сериалу товаров принесли создавшей его студии «Гайнакс» миллиарды долларов.
Благодарный робот производства компании Honda возлагает цветы к бюсту Карела Чапека в Национальном музее в Праге
Фото: Michal Dolezal / CTK / AP
А 28 марта 1999 года американская телекомпания Fox Network начала показ мультсериала «Футурама», рассказывающего о жизни города Новый Нью-Йорк в XXXI веке. Один из главных героев «Футурамы» — робот Бендер Бендинг Родригес (в переводе на русский используется только первое имя). Бендер — сквернослов, пьяница, циник, мизантроп, антисоциальный элемент. Он лучший друг и сосед по комнате Фрая, попавшего в криогенную камеру в канун 1 января 2000 года и размороженного через 1000 лет.
На канале Fox «Футурама» продержалась четыре сезона (72 серии, последняя была показана в августе 2003 года). Следующие сезоны были показаны на кабельном канале Comedy Central. Пятый состоял из четырех полнометражных фильмов, вышедших в эфир в 2008–2009 годах. В названии двух из них есть имя Бендера: «Футурама: Большой куш Бендера» и «Футурама: Игра Бендера». Шестой и седьмой сезон (по 26 серий в каждом) были показаны на канале Comedy Central в 2010–2013 годах.
Да их здесь тысячи! (XXI век)
В нашем столетии фантазия писателей и сценаристов, берущихся за тему роботов, похоже, стала истощаться. Не только «Футурама» стартовала в XX веке, чтобы продолжиться в XXI. В новый век также перешли «Терминатор», «Звездные войны» и другие проверенные временем франшизы.
Новых роботов придумано множество, но они обычно оказывались во втором эшелоне. Из новичков можно выделить разве что симпатичного и романтичного робота-мусорщика «ВАЛЛ-И» (год рождения — 2008).
Ремейком, сумевшим превзойти оригинал, стал сериал «Мир Дикого Запада» (стартовал в 2016 году). Три сезона уже снято, еще три обещано.
Мы со всех сторон окружены роботами, мы все больше зависим от них, от их искусственного интеллекта, от компьютерных сетей, смартфонов, навигаторов, голосовых помощников. Однако за сто лет мы так до конца и не разобрались, как все-таки нужно к ним относиться. И кто хозяин, а кто работник.