- «Охотник на оленей»: за что фильм Майкла Чимино о Вьетнаме ругали в СССР
- В кино снова показывают «Охотника на оленей»: вот 10 диких фактов о нем
- Изначально история была вообще не про Вьетнам, а про Вегас
- Роберт Де Ниро бухал с настоящими сталелитейщиками, чтобы вжиться в роль
- Режиссер фильма подговорил Кристофера Уокена без предупреждения плюнуть в лицо Де Ниро
- Авторов «Охотника» обвиняют в эпидемии самоубийств посредством «русской рулетки», прошедшей после фильма
- Роберт Де Ниро был настолько расстроен скандалом, что не пришел на «Оскар»
- В «Охотнике на оленей» показаны настоящий священник и настоящая православная церковь (хотя на первый взгляд так не скажешь)
- Во время показа «Охотника на оленей» советская делегация демонстративно покинула зал
- Отстраненный взгляд Кристофера Уокена объясняется реальным голодом
- Во время съемок Роберт Де Ниро чуть не умер по-настоящему
- «Охотника на оленей» помогал снимать тайский диктатор
- Warspot про кино: «Охотник на оленей» и чашка, которую не склеить
- Русская рулетка и переезд во Вьетнам
- Неудобная тема и мастерство исполнения
- Роберт Де Ниро и очередная веха
- Мерил Стрип и неожиданный трамплин
- Джон Казале и одноэтажная Америка
- Альтернатива и правильное восприятие
«Охотник на оленей»: за что фильм Майкла Чимино о Вьетнаме ругали в СССР
С 20 июня компания «Иноекино» впервые выпускает в российский прокат картину Майкла Чимино «Охотник на оленей», повествующую о войне во Вьетнаме. Конечно, этот фильм не мог понравиться советским критикам, обвинившим автора в империализме. «Искусство кино» публикует архивную рецензию 1979 года на этот фильм.
Демонстрация этой картины вызвала и удивление, и справедливое возмущение. Речь идет о фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей», который успел уже столь же скандально «прославиться» в Западном Берлине, обойти экраны едва ли не всех континентов и заполучить пять «Оскаров», несмотря на негодующие отзывы множества ветеранов вьетнамской войны, честных кинематографистов США и просто честных людей во всем мире.
Об этом фильме уже много писалось. Писалось о том, что все в нем перевернуто с ног на голову. Что жертвы там стали палачами, палачи — жертвами, агрессоры — страдальцами, борцы с агрессорами — бандитами, а война превратилась в абстрактное зло, безотносительно к тому, кто и за что воюет. По этой схеме воин, сражающийся с захватчиком, заслуживает ничуть не меньшего осуждения, чем захватчик, пришедший поработить его землю, а «страдания» агрессора (на войне, разумеется, и оккупанту не сладко) должны вызывать такое же сочувствие, как и страдания его жертв.
Быть может, клеветническая, грубо искажающая историю и оскорбляющая достоинство вьетнамского народа картина Чимино и не вызвала бы повсеместно такой бури негодования, если бы это была очередная бездарная поделка реакционного толка, одна из тех многих лент, для которых Вьетнам — лишь повод выбить деньгу у невзыскательного, бестолкового зрителя. Но в том-то и беда, что на этот раз мы имеем дело с фильмом, не только умело поставленным, но, главное, — умело задуманным: с точным политическим прицелом. А «стреляет» этот фильм в историческую правду, в справедливость, в человечность, в стремление всех честных людей спокойно жить у себя дома без «помощи» пришельцев, вооруженных ракетами и напалмом.
Мы имеем дело здесь с хорошо продуманной, масштабной идеологической «операцией», ловко осуществленной далеко-далеко не простаками. Размах, с которым фильм снят, талант актеров, исполняющих ведущие роли, все это привело к созданию фильма, который впечатляет, эмоционально воздействует на зрителя в нужном авторам направлении. И именно это позволяет говорить о коварнейшей акции реакционных сил: ведь мастерство, а тем более талант, поставленные на службу неправде, опасны вдвойне и втройне.
Имя Майкла Чимино мало кому известно. Автор нескольких телефильмов, он ничем особенно не проявил себя в кино. И вот именно ему (случайно ли это?) щедро отпускаются огромные деньги («Охотник на оленей» обошелся продюсеру в $14 миллионов), именно он оказывается тем усердным учеником, который не только ловко усвоил отработанные голливудские стандарты, но сумел добавить к ним собственные «усовершенствования».
. Фильм начинается с идиллической, непропорционально длинной, чрезмерной детализированной экспозиции: перед отправкой на вьетнамский фронт молодые рабочие в маленьком пенсильванском городке развлекаются, играют свадьбу, охотятся на оленей. Но нет, непропорциональность и чрезмерность — отнюдь не просчет, а точный расчет режиссера. Расчет с дальним прицелом.
Неожиданно выясняется, что мы попадаем в общество русских переселенцев, давным-давно ставших американскими гражданами, хотя и не утративших своих внутренних, психологических связей с «генетическими» корнями. В том, как чтут и оберегают здесь, на чужбине, национальные традиции, — есть тоже вполне определенный политический смысл: вовсе не обязательно жить на родине, чтобы сохранить самого себя и то, что тебе дорого. Подробно и тщательно фиксирует камера быт героев, их обряды, их песни и танцы. Не экономя метража, дает им увлеченно сплясать «Казачок» и — от начала до конца — задорно спеть «Катюшу». Все точно, все достоверно в этих сценах, нет и в помине «развесистой клюквы», даже акцента у хористов, поющих «Катюшу», ощутить невозможно. Только вот комплимент ли это Майклу Чимино?!
Натуралистическая достоверность этих сцен преследует вполне очевидную цель: подготовить зрителя к тому, чтобы он с таким же доверием воспринял и кадры войны, реконструированные, кажется, с той же дотошностью и правдивостью, что и кадры мирного быта обаятельных русских парней в американской военной форме.
А потом эти славные парни (парни русские — солдаты американские!) отправляются (надо же такое придумать — под аккомпанемент «Катюши»!) за тысячи километров от дома убивать вьетнамцев. То есть они, конечно, никого убивать не хотят, они просто «спасаются», терзаясь, мучаясь и ненавидя себя за то, что эти проклятые «желтые» вынуждают их поступать так некрасиво. Они не убивают — лишь отбиваются от каких-то опереточных разбойников с потными лицами и выпученными глазами. От головорезов, подвергающих славных ребят изощренным пыткам. От человекоподобных горилл, кровожадно издевающихся над симпатичными ребятами с возвышенными и тонкими душами.
В кино снова показывают «Охотника на оленей»: вот 10 диких фактов о нем
20 июня 2019 в России впервые состоится официальная премьера культового фильма 1978 года с Робертом Де Ниро и Кристофером Уокеном — «Охотник на оленей». Кино настолько же великое, насколько и противоречивое. Картина получила пять «Оскаров», но запомнилась другим: она одной из первых затронула ранее запретную тему Вьетнамской войны и одноименного синдрома, а кроме этого отличилась сценами с игрой в «русскую рулетку» и невероятной, запредельной клюквой. Все дело в том, что главные герои здесь — русские иммигранты, которые сначала попали на фронт Вьетнамской, а затем в плен вьетконга, и показаны они здесь максимально странно.
В честь «перевыхода» культового фильма собрали для вас 10 самых любопытных фактов о нем:
Изначально история была вообще не про Вьетнам, а про Вегас
«Охотник на оленей» — одна из самых известных драм о Вьетнамской. Но изначально никакого Вьетнама и войны в сценарии не было и в помине. Продюсер Майкл Дили купил сценарий под рабочим названием «Человек, который пришел поиграть» у Куинна Редекера и Луиса Гарфинкла. В нем была прекрасная идея: компания молодых людей едет в Лас-Вегас, чтобы поиграть там в «русскую рулетку», — и, собственно говоря, все. Не хватало антуража и сочных образов, так что было решено добавить разухабистую русскую свадьбу, Вьетнам и вьетконговский плен.
Роберт Де Ниро бухал с настоящими сталелитейщиками, чтобы вжиться в роль
По сюжету фильма главные герои, простые русские парни Майк, Стив и Ник, работают на сталелитейном заводе в Пенсильвании. Для того, чтобы проникнуться пролетарским духом, Де Ниро какое-то время зависал с реальными сталелитейщиками. Его знакомые свели его с трудягами, которые не признали актера и приняли его за своего. Так что сцены безумного русского пьянства и кутежа идет с натуры, правда, не от русских, а от американских пролетариев.
Режиссер фильма подговорил Кристофера Уокена без предупреждения плюнуть в лицо Де Ниро
В «Охотнике на оленей» есть момент, когда герой Кристофера Уокена плюет в лицо герою Роберта Де Ниро. Де Ниро сыграл возмущение и гнев блестяще. Хотя, справедливости ради, это был реальный гнев и самое настоящее негодование. На самом деле, в сценарии такого поворота не было, режиссер Майкл Чимино подговорил Уокена плюнуть без предупреждения. Как настоящий актер Де Ниро доиграл сцену до конца, но после был в таком бешенстве, что едва не разгромил съемочную площадку. Сам Чимино говорил о Уокене: «У этого парня стальные яйца!».
Авторов «Охотника» обвиняют в эпидемии самоубийств посредством «русской рулетки», прошедшей после фильма
По сообщениям прессы, как минимум 28 человек застрелились во время игры в «русскую рулетку» после выхода «Охотника на оленей». На режиссера Майкла Чимино и Роберта Де Ниро посыпался шквал критики. Разразился скандал, фильм обвиняли в череде смертей и пропаганде самоубийств. В итоге оказалось, что все истории — по большей части газетная утка и работа стервятников от прессы. Масла в огонь добавляло то, что никаких свидетельств о том, что вьетконговцы заставляли пленных играть в «русскую рулетку» не существует.
По злой иронии актер Пьер Сегаи, сыгравший в фильме роль Жюльена, действительно потерял друга из-за «русской рулетки».
Роберт Де Ниро был настолько расстроен скандалом, что не пришел на «Оскар»
Де Ниро настолько достала пресса, яростные толпы морализаторов и возмущенные активисты, что он отказался присутствовать на вручении «Оскара». Он попросил у Академии разрешения просто посидеть за кулисами, но ему отказали. Так что актер, сыгравший главного героя, просто остался дома в Нью-Йорке и смотрел шоу по телевизору.
В «Охотнике на оленей» показаны настоящий священник и настоящая православная церковь (хотя на первый взгляд так не скажешь)
«Охотник на оленей» — невероятно «клюквенный» и противоречивый фильм, за это его и любим. Русские в нем показаны как безумная смесь цыган, балканцев и итальянцев. Хотя во время съемок режиссер консультировался с русскоязычными иммигрантами, половина обрядов, показанных в фильме, выглядит то ли как выдумка, то ли как результат фатального недопонимания.
Одна из самых распространенных претензий к картине — странный, явно ненастоящий поп и православная церковь, которая выглядит совершенно ненатурально. Однако по иронии именно они-то — вполне реальны. Съемки проходили в Соборе Святителя Феодосия Черниговского в Кливленде и для них был приглашен настоящий батюшка. Кстати, построен собор на пожертвования Николая II.
Во время показа «Охотника на оленей» советская делегация демонстративно покинула зал
Во время премьеры фильма на Берлинском кинофестивале 1979 года случился ожидаемый скандал. Делегация из СССР, возмущенная тем, как в картине показаны русские, покинула кинозал. За ней пришлось последовать делегациям из ГДР, Польши, Болгарии, Венгрии, Кубы и других стран Восточного блока. Позже участники скандала добавили, что не меньше их возмутило то, что в «Охотнике» вьетнамские партизаны показаны психопатами и садистами.
Отстраненный взгляд Кристофера Уокена объясняется реальным голодом
Во время съемок «Охотника на оленей» Кристофер Уокен не только плевал в лицо Де Ниро, но и работал по системе Станиславского. Чтобы изобразить отрешенный взгляд человека, пережившего войну и вьетнамский плен, Уокен долгое время питался исключительно рисом, водой и бананами. На съемках он не только исхудал, но и приобрел отрешенный и расфокусированный взгляд. Он просто был на пределе и страдал от недоедания — и все это ради убедительности.
Во время съемок Роберт Де Ниро чуть не умер по-настоящему
В «Охотнике» есть один захватывающий момент: герои Де Ниро, Уокена и Джона Сэвэджа висят над бушующей рекой на распорках рушащегося моста. И во время съемок этой сцены актеры действительно едва не погибли. По сюжету герой Кристофера Уокена запрыгивает в подлетевший вертолет, а остальным приходится спрыгнуть с 18-метровой высоты вниз.
Но все пошло не по плану: лопасти вертолета перерезали страховочные тросы и актеры оказались в смертельной опасности. Уокен, как и полагалось по сценарию, прыгнул в вертолет. Остальные же были вынуждены сигануть в пропасть.
Все обошлось, Де Ниро и Сэвэдж пережили падение, но внизу их ждала еще одна опасность: пока они выплывали на берег, вокруг ноги Сэвэджа обвился тайский ленточный крайт — змея, укус которой смертельно опасен. Один из членов съемочной бригады подошел к актеру, отцепил змею, отрубил ей голову, и только после этого объяснил, что Сэвэдж во второй раз едва не умер. К слову, во время съемок этой сцены он впал в такой шок, что продолжал звать Де Ниро его киношным именем — Майк — из-за чего тот решил, что его коллега повредился умом.
«Охотника на оленей» помогал снимать тайский диктатор
Съемки фильма проходили в Таиланде и Майклу Чимино помогал в них тайский диктатор Криангсак Чаманан. Он был премьер-министром и попутно главой вооруженных сил страны, так что его услуги оказались весьма кстати. Чаманан предоставил режиссеру военную технику и тяжело вооруженную охрану. В Таиланде в те годы было неспокойно, так что съемочную группу приходилось защищать от банд, герильяс и просто похитителей.
В 1977 в стране начались очередные волнения и Криангсак Чаманан на какое-то время изъял технику и отозвал охрану. Перед режиссером он извинился так: «Барри, Барри, пожалуйста. Вы снимаете фильм, а у меня тут военный переворот. Это не займет много времени. Там будет несколько человек, мы их пристрелим к воскресенью, а затем вы можете вернуть технику для съемок».
Warspot про кино: «Охотник на оленей» и чашка, которую не склеить
В 1978 году в Голливуде посмели нарушить «вьетнамское табу» — на экраны вышел «Охотник на оленей». Помимо собственно показа ужасов войны, режиссёр Майкл Чимино очень убедительно объяснил всем, что такое «вьетнамский синдром», от которого страдали очень многие ветераны. Несмотря на скандал при релизе, фильм в итоге взял целый ворох кинонаград и сегодня считается классикой антивоенного кино.
Это кажется странным, но хороший антивоенный фильм вовсе необязательно рождается из идей пацифизма. Изначальный замысел вообще может не иметь ничего общего ни с войной, ни с рефлексией на её счёт — но дайте ему настояться в головах нескольких талантливых человек, и он неожиданно для себя превратится в серьёзный антивоенный посыл, который дойдёт до всех и каждого. Именно это произошло с фильмом «Охотник на оленей».
Русская рулетка и переезд во Вьетнам
Действительно, первоначальная идея была далека от войны. В середине 70-х продюсеры из EMI Films («дочки» того самого звукозаписывающего лейбла) купили сценарий под названием «Человек, который пришёл поиграть». История рассказывала о нескольких парнях, приехавших в Лас-Вегас, чтобы сыграть в русскую рулетку. От задумки студийные боссы пришли в полный восторг — но при этом сразу сообразили, что из одного подобного эпизода будет очень трудно сделать полнометражный фильм. Сценарию требовалась толковая доработка.
Её смогли предоставить Дерик Уошбёрн и Майкл Чимино (последнего EMI наняла также в качестве постановщика). Спустя некоторое время новый сценарий был готов — теперь история прибавила в весе и выросла до трёх актов. Русская рулетка по-прежнему играла важную роль, но акценты сместились, а центральной темой стал посттравматический синдром.
Выглядит заявкой на успех, что скажете? Правда, была одна проблема. Уошбёрн и Чимино построили сюжет вокруг Вьетнамской войны — а в 70-е это была очень болезненная тема, и Голливуд изо всех сил старался в неё не лезть. Фактически «Охотник на оленей» нарушил табу, что могло отразиться как на критике, так и на сборах.
Неудобная тема и мастерство исполнения
Авторы, разумеется, не собирались рисковать почём зря; они нашли своеобразный компромисс. Чётко разделённый на три равных по времени акта, фильм уделял военным действиям лишь треть своего хронометража. Да, Вьетнам узнавался, причём эпизоды с ним — спасибо величайшему оператору Вилмошу Жигмонду — были сняты очень реалистично. Но, являясь причиной всех мытарств и несчастий главных героев, он тем не менее уходил на второй план.
В центре всего Чимино поставил не саму вьетнамскую войну, а её страшные последствия для человеческой психики. Это несколько снизило потенциальную скандальность картины, хотя в итоге общественность всё равно была шокирована тем, что её окунули лицом в неприятную и непопулярную тему. «Охотника на оленей» даже пришлось убрать из основной программы Берлинского фестиваля, где ему устроили бойкот делегаты сразу нескольких стран, а с ними и некоторые члены жюри.
Впрочем, всё это такие мелочи. Лента, несмотря на всю неоднозначность восприятия в момент релиза, умудрилась взять пять «Оскаров», в том числе за лучший фильм и режиссуру, а также две премии BAFTA и один «Золотой глобус» — и плевать на всех членов всех делегаций в мире. Едва ли речь идёт о конъюнктуре — сегодня, через 40 лет после премьеры, вся скандальность сошла на нет, а вот художественная ценность так никуда и не делась. Взвешенный сценарий, чрезвычайно тонкая режиссура Майкла Чимино, невероятное операторское мастерство Вилмоша Жигмонда — всё это до сих пор держит «Охотника на оленей» на высоких позициях во всевозможных топах и кинорейтингах.
Но есть и ещё кое-что — то, что навсегда поселит этот фильм в вашем сердце. Игра актёров — всех вместе и каждого в отдельности.
Роберт Де Ниро и очередная веха
70-е были золотой эпохой для многих талантливых голливудских исполнителей — и некоторые из них показали себя настоящими гениями. Таким был Роберт Де Ниро. К моменту выхода «Охотника на оленей» у него за плечами уже были роли во втором «Крёстном отце» и «Таксисте» — и обе принесли ему кучу наград и пожизненное признание. Короче, это была настоящая суперзвезда, стопроцентный верняк, который мог в одиночку вытянуть тяжеловесный фильм Майкла Чимино.
Ставка сыграла как надо. Роль Михаила Вронского, выходца из семьи русских эмигрантов, борца за идеалы новой Родины и страдающего от ПТСР ветерана, стала главным украшением этого полотна. А попутно оказалась ещё одной вехой в карьере Де Ниро, принеся ему очередную номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус». Даже 40 лет и кучу других работ спустя этот его персонаж остаётся одним из самых запоминающихся во всей фильмографии — чего стоит одна только сцена во вьетнамском плену с игрой в русскую рулетку.
Мерил Стрип и неожиданный трамплин
Помимо ожидаемо блестящей игры, приглашение в фильм Роберта Де Ниро имело и другие приятные последствия. Благодаря его протекции актёрский состав пополнился Джоном Казале и Мерил Стрип — и вот для неё относительно небольшая роль оказалась настоящим трамплином. Стрип позже признавалась, что не горела особым желанием играть «девушку между двумя парнями» и согласилась разве что за компанию. Правда это или нет, сыграла она так здорово, что получила первую номинацию на «Оскар», а заодно шквал восторженной критики от профильной прессы.
Мы с вами хорошо знакомы с Мерил Стрип и знаем, что она из тех актрис, которым можно поручить любую роль — на выходе всё равно получится шедевр. Стрип — настоящий мастер, и, как у любого мастера, её игра имеет характерный почерк, благодаря которому она легко узнаётся хоть со спины, хоть в полумраке в глубине кадра. Это волшебство, да.
Но в «Охотнике на оленей» такой мощный талант на небольшой, «соединительной» роли видится перестраховкой. Стрип играет так хорошо, что её персонаж то и дело перетягивает на себя одеяло у героев Джона Сэвиджа и Кристофера Уокена — а ведь они, вообще-то, важнее. Ну кто ж знал, что она окажется настолько крутой!
Джон Казале и одноэтажная Америка
Мерил Стрип пришла не одна, а в нагрузку к Джону Казале — вечному актёру характерных вторых ролей, который умел делать их одновременно пронзительными и не выходящими за предписанные сценарием границы. До «Охотника на оленей» Казале сыграл в двух «Крёстных отцах» и «Разговоре» у Копполы, а также в «Собачьем полдне» у Люмета. Короче, он был очень желанным гостем на съёмочной площадке.
Как и всегда, Джон Казале сотворил из своей роли настоящую маленькую трагедию. Его персонаж — тот самый тип, которого еле терпят даже собственные друзья. Он вечно оказывается не к месту и всё в жизни делает чуть-чуть не так, как следовало бы. Вся его жизнь — поворот не туда.
За блистательной актёрской игрой маячит тот самый компромисс сценаристов Чимино и Уошбёрна, которые сумели таким образом хотя бы на время увести мысли зрителя от войны — насколько это вообще было возможно в контексте фильма о Вьетнаме. Персонаж Джона Казале — одноэтажная Америка, которую уже никогда не вернуть. Эта нелепая, хилая ниточка — единственное, что связывает главных героев со старой, довоенной жизнью. И, возможно, её стоит оборвать и учиться жить заново, забыв про всё, что было прежде.
Альтернатива и правильное восприятие
Потому что иначе нет никаких сил. Война, занявшая всего час экранного времени, забрала у нас, зрителей, тех главных героев, к которым мы успели привыкнуть в предыдущие 60 минут. И вроде бы все они живы — во всяком случае, пока что, — но что теперь делать с такой жизнью? Как принять себя в старом, довоенном мире, случайно выжив во вьетнамском аду?
Михаил Вронский почти решается уйти. Вот он стоит на холме и смотрит на своё прошлое — такой бравурно-нелепый со всеми этими бутафорскими нашивками и кучей побрякушек на кителе. Чимино намеренно допускает ляпы, подчёркивая бессмысленность чистой дембельской формы — как в контексте войны, так и в условиях старой мирной жизни.
И знаете что? Если бы здесь авторы фильма поставили точку, возможно, кино стало бы ещё пронзительнее. Открытый финал: полная дезориентация и очевидная неспособность адаптироваться к мирной жизни — сможет ли Вронский со всем этим справиться?
Но Чимино с Уошбёрном всё для себя решили, так что нас ждёт третий акт. Герой Роберта Де Ниро будет искать старых друзей, снова поедет на охоту (правда, уже никого не убьёт) и даже вернётся во Вьетнам в надежде собрать осколки прежней жизни.
Всё это отдаёт некоторой сериальностью и не самым дорогим мелодраматизмом, — но финал возвращает зрителю правильное восприятие: нужно было рвать с прошлым, пока был шанс. Война уже случилась, с этим ничего не поделаешь, — но можно постараться не выпускать её из себя, чтобы она не отравила всё вокруг. И тут только два варианта: либо начисто забыть о старой жизни, либо пуля в висок.
Ты можешь попытаться заново склеить разбитую чашку, парень; при должном освещении на ней, вероятно, даже не будут видны трещины. Но вот пить из неё уже не получится. Ну и кому она теперь такая нужна?