Охотник за философским камнем это

Охота за философским камнем

Алхимики — загадочные средневековые то ли маги, то ли ученые. Им покровительствовали могущественные императоры, их проклинали иерархи Католической церкви. Кто же они были на самом деле — кудесники или шарлатаны? И правда ли, что им удалось подчинить природу своей воле?

Этих людей одновременно уважали, боялись и презирали. Для одних они были хранителями древней мудрости, для других — служителями темных сил. Алхимией занимались философы, естествоиспытатели, придворные чиновники, даже священники и богословы. Большое количество времени они посвящали тому, что их современникам казалось колдовством, а современным ученым — шарлатанством и глупостью. Однако в основе многих алхимических опытов лежали вполне научные принципы, и современные естественные науки во многом выросли именно оттуда. Но существовали и такие грани алхимии, которых не могли понять ни современники, ни те, кто живет много веков спустя.

Египетские корни

Появилась алхимия вовсе не в Средние века, а еще в эпоху Античности. И, конечно, не в Европе, а на Востоке. Еще точнее — в Египте. Именно там, в городе Александрия, «культурной столице» Древнего мира, впервые задумались о том, как подчинить силы природы человеческому разуму. Даже само слово «алхимия», по одной из версий, происходит от самоназвания Древнего Египта — Та-кемет, или Кеме. «Алхимия» означало что-то вроде «египетское искусство».

Различные инструменты, использовавшиеся алхимиками: колбы, фильтры для газа, сито, капельница и прочее

Между II и IV веками александрийские книжники на базе древнегреческой философии (главным образом учения Аристотеля) разработали систему знаний об элементах, из которых состоит все в природе. Разобрав в своей теории окружающий мир на «запчасти», алхимики древности пришли к логичному выводу, что один элемент можно превратить в другой путем сложных манипуляций. Собственно, современная химия это умеет, но по строгим правилам и в определенных пределах. Александрийские мудрецы полагали, что при правильном подходе превратить можно что угодно во что угодно. Но в первую очередь их интересовал секрет превращения любых металлов в золото. В знаменитой Александрийской библиотеке хранилось немало трактатов, рассказывающих о разных способах добиться этого.

В то, что алхимики действительно умеют делать золото из чего угодно, верили не только они сами, но и окружающие их люди. Например, император Римской империи Диоклетиан, подавляя египетское восстание в конце III века, отдельно распорядился собрать все книги, учившие делать драгоценные металлы, и сжечь их. Так он хотел подорвать оплот благополучия вольнодумного Египта.

Красное и белое

После того как Римская империя пала, центр алхимии переместился на арабский Восток. Арабы разработали многие методы работы, которые впоследствии легли в основу уже настоящей науки — химии. Например, именно они открыли процесс дистилляции.

Арабскими мудрецами были разработаны представления о магических веществах, способных превращать любые металлы в драгоценные. Главной целью и предметом вожделения всех алхимиков был, конечно, философский камень. Его также называли красной тинктурой, великим эликсиром или пятым элементом (в дополнение к четырем основным, из которых состоит весь окружающий мир). Также алхимики верили в существование белой тинктуры (белого льва или малого магистериума) — вещества, способного превращать любые металлы в серебро.

К VIII веку арабы закрепились на Пиренейском полуострове. А Кордова стала одним из главных центров развития алхимии. Так древние знания, наконец, пришли в Европу. Правда, заинтересовались ими далеко не сразу. Долгое время арабы и все с ними связанное воспринималось однозначно враждебно (ведь шла непрерывная война за Испанию). Но когда Реконкиста растянулась на долгие века, распространение информации было уже невозможно остановить.

Первыми алхимией заинтересовались самые образованные люди Средневековья — клирики. Важную роль сыграл монах-доминиканец Альберт Великий, который обратил внимание на то, что знания арабских ученых прекрасно дополняются наследием, оставшимся от древних греков. Он же первым стал проводить серьезные естественнонаучные опыты — например, впервые выделил мышьяк в чистом виде.

Читайте также:  Снаряжение охотника для охоты

Удивительный доктор

Первым настоящим алхимиком Европы считается монах-францисканец Роджер Бэкон, живший в Англии в XIII веке. Он поражал современников своими необыкновенными знаниями и умениями, за что еще при жизни был прозван Удивительным доктором. Бэкона прежде всего интересовала практическая сторона знаний, а потому он неустанно погружался в самые разнообразные области науки, везде выдвигая новые идеи и предлагая оригинальные решения.

Самой главной наукой он считал математику, с помощью которой можно проверить любые данные. В наше время с этим согласны практически все образованные люди. Для Средних веков, с повальной безграмотностью, подобные взгляды были настоящей революцией. И вызывали серьезные претензии со стороны Католической церкви. Хотя священники и считались образованными людьми, но у большинства из них вся образованность сводилась к умению читать на латыни тексты для богослужений. Математика, а уж тем более химические опыты казались им явно происходящими от лукавого. А уж когда Бэкон начал предлагать использовать химические достижения в медицине, это и вовсе вызвало бурю возмущения среди духовенства. Спасать как душу, так и тело полагалось молитвой, а не какими-то «фокусами».

Бэкон отвечал собратьям-священникам полной взаимностью — при каждом удобном случае он публично порицал их за невежество и порочность. Естественно, что его лекции запрещались, а сам он какое-то время провел под арестом.

В начале XIV века церковь взялась за алхимию всерьез. Папа римский Иоанн XXII официально запретил занятие алхимией в Италии. После этого гонения начались по всей Европе. Алхимики были поставлены на одну доску с колдунами и ведьмами. А это значит, что им нужны были могущественные покровители, которые могли бы уберечь их от гнева церкви. Такими покровителями стали светские правители, которых, не меньше чем самих алхимиков, интересовал секрет превращения металлов в золото.

Секреты «Изумрудной скрижали»

Если для увлеченных алхимиков секрет философского камня был важен потому, что это означало подчинение сил природы человеческому разуму, то интересы королей, императоров и князей были куда более приземленными.

Им нужно было богатство. Которое бралось бы практически «из воздуха». Европейские правители вполне охотно принимали при своих дворах алхимиков, выделяли им деньги на оснащение лабораторий и защищали от преследований церкви. Но в ответ требовали только одного — золота, золота, золота… Так погоня за философским камнем стала главным сюжетом алхимии на несколько веков.

Если раньше алхимией могли себе позволить в открытую заниматься уважаемые люди, то теперь появилось огромное количество шарлатанов. Они обманывали простой народ, продавая «чудодейственные снадобья от любых болезней», или морочили голову местным правителям, обещая открыть им путь к бесконечному богатству и сбегая после получения аванса. Именно эти проходимцы создали дурную славу всем алхимикам.

Впрочем, и те, кто занимался постижением древних тайн всерьез, искренне веря в свое дело, тоже вели себя странно, — по меркам нормального общества. Поняв, что с церковью им не по пути, алхимики уже в открытую ударились в оккультизм. Теперь химические опыты, построенные на научных принципах, чередовались с вызовом демонов, черчением пентаграмм на полу и попыткой вывести в огромной стеклянной бутыли гомункула — маленького человечка, подчиненного воле своего создателя. Все это создавало алхимикам мрачную славу и окончательно портило их репутацию.

Лаборатория алхимика наводила на непосвященных страх — столько странных предметов в ней было

Главной тайной алхимиков было так называемое Великое делание — получение пресловутого философского камня. Этот процесс был невероятно сложен, включал в себя четыре (позднее три) больших этапа и бесконечное число нюансов. Правильно осуществить Великое делание было крайне сложно, однако в Средние века верили, что некоторым это удавалось.

Могущество алхимика определялось прежде всего тем, какие книги он мог достать, прочитать и понять.

Таинственный Гермес Трисмегист — существовал ли он в реальности? Рисунок XVII века

Самым главным сокровищем алхимики считали «Изумрудную скрижаль», которую, по легенде, написал сам Гермес Трисмегист. Одни считают этого загадочного автора величайшим философом древности (о котором при этом практически ничего не известно), другие прямо заявляют, что это древнеегипетский бог Тот или древнегреческий Гермес. Немудрено, что церковь любые упоминания о Гермесе Трисмегисте объявляла ересью.

Читайте также:  Наша работа ночная охота

Бессмертный француз

История сохранила имена самых выдающихся алхимиков, которым якобы удалось получить философский камень.

Свой рецепт получения философского камня Николя Фламель унес с собой в могилу. Если он все же умер…

Одна из самых загадочных фигур среди них — француз Николя Фламель, живший в XIII веке. При жизни он был книготорговцем и алхимиком. Уже тогда многие верили, что ему покорилось Великое делание, и он получил философский камень. Надо отметить, что, согласно легенде, помимо способности превращать металлы в золото камень мог даровать и бессмертие. А потому после смерти Фламеля в 1418 году стали распространяться слухи о том, что он на самом деле не умер.

Легенда о Николя Фламеле жила на протяжении веков. Чтобы опровергнуть слухи о бессмертном алхимике, спустя 200 лет после смерти Фламеля его могилу вскрыли, но… тела в ней не оказалось! Впоследствии разные люди заявляли, что видели его то в Турции, то в Париже. Якобы он жил в Индии, где у него родился сын. В 1761 году Николя Фламеля со всем семейством якобы видели в парижской опере.

А вот алхимик Парацельс, живший в XVI веке, хоть и считался величайшим оккультистом своего времени, но оставил вполне реальный след в науке. Именно он ввел практику использования химических препаратов в медицине, за что был осмеян своими коллегами и объявлен шарлатаном. Однако своих врагов Парацельс посрамил, вылечив болезни, которые в то время считались неизлечимыми. По сути, он заложил основу современной фармакологии, справедливо рассудив, что человек состоит из тех же химических элементов, что и вся природа. А значит, и лечить его нужно с помощью химии. Одно из самых знаменитых высказываний Парацельса звучит так: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза».

Одним из самых знаменитых покровителей алхимиков был император Священной Римской империи Рудольф II, при котором Прага стала настоящим «городом алхимиков». Сюда стекались любители тайных знаний со всей Европы. Император щедро обеспечивал их всем необходимым, но в то же время строго смотрел, чтобы среди гостей не затесались шарлатаны. Рудольф II прославился тем, что наносил визиты в алхимические лаборатории в самые неожиданные моменты, без предупреждения, чтобы убедиться, что работа идет как следует. Говорят, что император и сам был практикующим алхимиком и даже смог получить «белую тинктуру».

К XVII веку интерес к алхимии пошел на спад. Разочарованные правители, которым так и не открылся источник бесконечного богатства, перестали привечать при своих дворах охотников за философским камнем. Развивающаяся наука подкосила позиции оккультистов и мистиков. Некоторые алхимические идеи просуществовали до XVIII века, но в конце концов окончательно перешли в разряд легенд.

А что касается превращения некоторых химических элементов в золото, то эта задача была частично решена уже в XX веке — это может происходить в процессе работы ядерного реактора. Правда, золото образуется при этом в ничтожных количествах, а сам процесс безумно дорог. Так что тайна философского камня все-таки остается нераскрытой.

Верный рецепт

Вот один из рецептов изготовления философского камня, изложенный в книге «Великий гримуар»:

«Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и все это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите еще один час. После этого добавьте три унции хорошо размельченной дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза».

Охотник за философским камнем, 7 букв, 7 буква «К», сканворд

Слово из 7 букв, первая буква — «А», вторая буква — «Л», третья буква — «Х», четвертая буква — «И», пятая буква — «М», шестая буква — «И», седьмая буква — «К», слово на букву «А», последняя «К». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Читайте также:  Как выбрать обувь для охотников

Отгадайте загадку:

Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он сказал его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал? Показать ответ>>

Ох, и острый же предмет — Нанесёт любому вред. С ним веди себя построже — Будь предельно осторожен. Стоит только зазеваться — Ранит, некуда деваться. Хоть опасен он, но всё ж, Повседневно нужен. Показать ответ>>

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины.

Случайный анекдот:

Если Россия pазделится на удельные княжества, мы опять поможем им объединиться, успокаивает Республика Татаpстан.

Знаете ли Вы?

Мозг. Мозг женщин в 1860 году был равен 1245 граммам и сегодня увеличился до 1270 граммов .

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Что такое философский камень, и имеет ли он отношение к философии

Понятие «философский камень» слышали все, но не все представляют, что это такое. Например, я в детстве думала, что это нечто вроде радикально черного куба, который ни в огне не горит, ни в воде не тонет, и именно в этом видела его ценность как сверхпрочного материала. Иначе какой был бы смысл пытаться его добыть?! Потом, узнав, что это не совсем куб и вообще не то, о чем я думала, была озадачена.

Итак, известно, что средневековые алхимики много времени проводили в своих дымных лабораториях за попытками добыть этот философский камень. Что они делали?

Они проводили многочисленные, чаще всего хаотичные, случайные, опыты по соединению различных веществ друг с другом, чтобы найти вещество, называемое магистерием, благодаря которому они могли бы превращать любой материал в золото. Этот магистерий и есть философский камень, то есть некий мистический реактив, волшебное зелье, основа основ химических превращений.

Помимо чисто практического применения (добыть много золота и стать дико богатым) этот реактив имел и громадное мистическое значение — он был эликсиром бессмертия.

Поскольку алхимия была мистическим учением, большое внимание уделялось символической стороне дела. Соединение химических элементов друг с другом осуществлялось не исходя из знания реальных формул и свойств соединений, а на основе символических связей элементов.

Например, сера и ртуть воспринимались как король и королева вещества, и их соединение (брак) порождал ребиса, то есть гермафродита, соединяющего в себе мужское и женское начала. И он был одним из символов философского камня.

Мистическое содержание этого вещества и те смыслы, которые в него вкладывались, действительно оправдывают присутствие слова «философский» в его названии. Ведь по сути, поиски касались абсолютно абстрактных вещей, выходящих за пределы обыденности.

Алхимик, дыша своими зловонными препаратами, пытался проникнуть в главную тайну мироздания — сущность жизни и смерти и обрести власть над материей. Исходной точкой такого устремления было то, что он искренне верил в мощь человеческого разума, способного достичь подобных целей.

Но назвать алхимика философом, разумеется, нельзя. Ведь он не проводил время в глубоких раздумиях о тайне бытия. Нет, он был практик. Восприняв некое учение за абсолютную истину, алхимик приступал в реализации его положений буквально, в своей лаборатории. Его вера опиралась на мистические труды и те представления об устройстве мира, которые сложились в средние века.

До холодной выхолощенности чистого рационализма было еще далеко, но вера в возможность человека изменить установленный ход вещей на практике — уже существовала. Именно на основе этой веры и действовали алхимики.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

Оцените статью
Adblock
detector