Информатика. 10 класс
Конспект урока
Информатика, 10 класс. Урок № 13.
Тема — Логические задачи и способы их решения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: метод рассуждений, табличный метод, метод упрощения логических выражений.
Глоссарий по теме: для решения логических задач необходимо знать таблицы истинности логических операций и правила преобразования логических выражений (законы алгебры логики). Этот материал рассмотрен в предыдущих уроках №11,12.
Основная литература по теме урока:
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса
— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 (с.197—209)
Открытые электронные ресурсы по теме:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Исходными данными в логических задачах являются высказывания. Высказывания и взаимосвязи между ними бывают так сложны, что разобраться в них без использования специальных методов сложно. Способов решения логических задач немало, но наибольшее распространение получили метод рассуждений, табличный метод и метод упрощения логических выражений. Познакомимся с ними поочередно.
Основная идея этого метода состоит в том, чтобы последовательно анализировать всю информацию, имеющуюся в задаче, и делать на этой основе выводы.
Пример 1. На одной улице стоят в ряд 4 дома, в каждом из которых живёт по одному человеку. Их зовут Василий, Семён, Геннадий и Иван. Известно, что все они имеют разные профессии: скрипач, столяр, охотник и врач. Известно, что:
— столяр живёт правее охотника;
— врач живёт левее охотника;
— скрипач живёт с краю;
— скрипач живёт рядом с врачом;
— Семён не скрипач и не живёт рядом со скрипачом;
— Иван живёт рядом с охотником;
— Василий живёт правее врача;
— Василий живёт через дом от Ивана.
Определим, кто где живёт.
Изобразим дома прямоугольниками и пронумеруем их:
Известно, что скрипач живёт с краю (3). Следовательно, он может жить в доме 1 или в доме 4.
Скрипач живёт рядом с врачом (4), т. е. врач может жить правее (дом 2) или левее (дом 3) скрипача.
Но врач живёт левее охотника (2), следовательно, скрипач не может жить в доме 4, т. к. в противном случае получится, что врач, живущий рядом с ним, живёт правее охотника, а это противоречит условию (2). Таким образом, скрипач живёт в доме 1, а врач — рядом с ним, в доме 2.
Так как врач живёт левее охотника (2), а столяр — правее охотника (1), то охотнику достается дом 3, а столяру — дом 4.
Так как Семён не скрипач и не живёт рядом со скрипачом (5), то он может жить в доме 3 или в доме 4.
Так как Иван живёт рядом с охотником (6), то он может жить в доме 2 или 4.
Так как Василий живёт правее врача (7), то он может жить в доме 3 или 4.
По условию (8) Василий живет через дом от Ивана, значит, в доме 1 может жить только Геннадий, в доме 2 — Иван, в доме 4 — Василий, в доме 3 — Семён.
Как видите, далеко не самая сложна задача потребовала достаточно серьезных рассуждений. Этот метод, как правило, применяется для решения простых задач.
Задачи о рыцарях и лжецах — это такой класс логических задач, в которых фигурируют персонажи:
— рыцарь — человек, всегда говорящий правду;
— лжец — человек, всегда говорящий ложь;
— обычный человек — человек, который в одних ситуациях может говорить правду, а в других лгать.
Решение подобных задач сводится к перебору вариантов и исключению тех из них, которые противоречат условию.
Пример 2. Двое жителей острова А и В разговаривали между собой в саду. Проходивший мимо незнакомец спросил у А: «Вы рыцарь или лжец?». Тот ответил, но так неразборчиво, что незнакомец не смог ничего понять. Тогда незнакомец спросил у В: «Что сказал А?».
«А сказал, что он лжец», — ответил В. Может ли незнакомец доверять ответу В? Мог ли А сказать, что он лжец?
Если А — рыцарь, то он скажет правду и сообщит, что он рыцарь.
Если А — лжец, то он скроет правду и сообщит, что он рыцарь.
Это значит, что В, утверждающий, что «А сказал, что он лжец» заведомо лжёт; он – лжец.
Определить, кем является А, в данной ситуации невозможно.
Для решения логических задач, связанных с рассмотрением нескольких конечных множеств, прибегают к помощи таблиц или графов. От того, насколько удачно выбрана их структура, во многом зависит успешность решения задачи.
Пример 3. В летнем лагере в одной палатке жили Алёша, Боря, Витя и Гриша. Все они разного возраста, учатся в разных классах (с 7-го по 10-й) и занимаются в разных кружках: математическом, авиамодельном, шахматном и фотокружке. Выяснилось, что
— фотограф старше Гриши;
— Алеша старше Вити, а шахматист старше Алёши;
— в воскресенье Алёша с фотографом играли в теннис, а Гриша в то же время проиграл авиамоделисту в городки.
Определим, кто в каком кружке занимается.
В этой задаче речь идёт о высказывательной форме (предикате) вида «Ученик х занимается в кружке у». Требуется определить такие значения х и у, чтобы высказывательная форма превратилась в истинное высказывание.
Рассмотрим условия (1)-(3) и сделаем выводы: Гриша — не фотограф (1); шахматист — не Алёша и не Витя (2); Алёша — не фотограф и не авиамоделист, Гриша — не фотограф и не авиамоделист (3). Отметим это в таблице:
Мы можем сделать вывод, что Алёша занимается математикой, а Гриша — шахматами:
Из того, что Гриша — шахматист и условий (1) и (2) можем расположить учеников по возрасту (в порядке возрастания): Витя — Алёша — Гриша — фотограф. Следовательно, Боря — фотограф.
Ответ: Витя (7 класс) занимается в авиамодельном кружке, Алёша (8 класс) — в математическом, Гриша (9 класс) — в шахматном, Боря (10 класс) — в фотокружке.
Использование таблиц истинности для решения логических задач
Аппарат алгебры логики позволяет применять к широкому классу логических задач универсальные методы, основанные на формализации условий задачи.
Одним из таких методов является построение таблицы истинности по условию задачи и её анализ. Для этого следует:
- Выделить из условия задачи элементарные (простые) высказывания и обозначить их буквами.
- Записать условие задачи на языке алгебры логики, соединив простые высказывания в составные с помощью логических операций.
- Построить таблицу истинности для полученных логических выражений.
- Выбрать решение – набор логических переменных (элементарных высказываний), при котором значения логических выражений соответствуют условиям задачи.
- Убедиться, что полученное решение удовлетворяет условиям задачи.
Пример 4. Три подразделения А, В, С торговой фирмы стремились получить по итогам года максимальную прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:
- Если А получит максимальную прибыль, то максимальную прибыль получат В и С.
- А и С получат или не получат максимальную прибыль одновременно.
- Необходимым условием получения максимальной прибыли подразделением С является получение максимальной прибыли подразделением В.
По завершении года оказалось, что одно из трёх предположений ложно, а остальные два истинны.
Выясним, какие из названных подразделений получили максимальную прибыль.
Рассмотрим элементарные высказывания:
А — «А получит максимальную прибыль»;
В — «В получит максимальную прибыль»;
С — «С получит максимальную прибыль».
Запишем на языке алгебры логики прогнозы, высказанные экономистами:
Вспомним, что из трёх прогнозов F1, F2, F3 один оказался ложным, а два других — истинным. Эта ситуация соответствует четвёртой строке таблицы.
Ответ: максимальную прибыль получили подразделения В и С.
Метод упрощения логических выражений
Следующий формальный способ решения логических задач состоит в том, чтобы:
- Выделить из условия задачи элементарные (простые) высказывания и обозначить их буквами.
- Записать условие задачи на языке алгебры логики, соединив простые высказывания в составные с помощью логических операций.
- Составить единое логическое выражение, учитывающее все требования задачи.
- Используя законы алгебры логики, упростить полученное выражение и вычислить его значение.
- Выбрать решение – набор логических переменных (элементарных высказываний), при котором построенное логическое выражение является истинным.
- Убедиться, что полученное решение удовлетворяет условиям задачи.
Пример 5. На вопрос, кто из трёх учащихся изучал логику, был получен ответ: «Если изучал первый, то изучал и второй, но неверно, что если изучал третий, то изучал и второй». Кто из учащихся изучал логику?
Обозначим через А, В, С простые высказывания:
А — «Первый ученик изучал логику»;
В — «Второй ученик изучал логику»;
С — «Третий ученик изучал логику».
Из условия задачи следует истинность высказывания: .
Упростим получившееся высказывание:
Получившееся высказывание будет истинным только в случае, если С — истина, а А и В — ложь.
Логические задачи по математике
учебно-методический материал
Методика обучения учеников решению логических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_zadachi.ppt | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Их зовут . Известно, что все они имеют На одной улице стоят в ряд , в каждом из них живет по одному человеку. Метод рассуждений (1) Столяр живет правее охотника. (2) Врач живет левее охотника. (3) Скрипач живет с краю. (4) Скрипач живет рядом с врачом. (5) Семен не скрипач и не живет рядом со скрипачом. (6) Иван живет рядом с охотником. (7) Василий живет правее врача. (8) Василий живет через дом от Ивана. Определите, где, кто живет. 4 дома Василий, Семен, Геннадий и Иван разные профессии: . Известно, что скрипач, столяр, охотник и врач скрипач? скрипач? врач охотник столяр врач охотник столяр скрипач врач охотник столяр Семен? Иван? Василий? Геннадий Семен? Иван? Василий? Иван Василий Семен Метод кругов Эйлера В ясельной группе манная перловая гречневая 11 7 13 6+1+2+2+0+4+5 = 20 (ребят) Четверо любят и манную, и гречневую, Сколько детей в этой группе, если в ней нет ни одного ребёнка, 3 – манную и перловую, 6- гречневую и перловую, а двое любят все три вида каши. 11 деток любят манную кашу, 13 – гречневую и 7 малышей – перловую. вовсе не любящего кашу. 4 3 2 6 6 1 4 2 0 5 2 Ответ:
Графический метод В кафе встретились друга : , и . «Замечательно , что у одного из нас , у другого , а у третьего волосы , » ,- заметил черноволосый . Какого цвета волосы у художника? три скульптор Белов скрипач Чернов художник Рыжов белые черные скрипач Чернов рыжие скульптор Белов художник Рыжов белый черный рыжий но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии «Ты прав» ,- сказал Белов . друзья цвет волос Ложное утверждение — Истинное утверждение — друзья цвет волос белый черный рыжий скульптор Белов скрипач Чернов художник Рыжов Ложное утверждение — Истинное утверждение — 1 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 Табличный метод
Табличный метод и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита Известно, что: 1. Смит самый высокий; 2. играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте; 3. играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу; 4. когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; 5. Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах играет каждый из музыкантов, инструмент музыкант скрипка флейта альт кларнет гобой труба Смит Вессон Браун 1 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 1 0 0 1 Для заполнения таблицы будем использовать «1», «0» — , . «играет» «не играет» 1 — «истина» , 0 — «ложь». если каждый владеет двумя инструментами?
Перед соревнованиями по плаванию каждого из четырех участников А, Б, В, Г спросили, на какое место он рассчитывает. А сказал: «Я буду первым», Б сказал: «Я не буду последним», В сказал: «Я не буду ни первым, ни последним» и Г сказал: «Я буду последним». После заплыва оказалось, что только один из них ошибочно предсказал результат. Кто из пловцов ошибся? Пловец Места 1 2 3 4 А + Б + + + В + + Г + а) А – 2, Б – 1, В – 3, Г – 4; б) А – 3, Б – 1, В – 2, Г – 4.
В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе, Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из трех друзей? Имя Фамилия Иванов Семенов Герасимов Миша + — — Володя — + — Петя — — +
После традиционного вечера встречи с выпускниками школы в стенгазете появилась заметка о трех наших бывших учениках. В ней было сказано, что Иван, Андрей и Борис стали учителями. Теперь они преподают разные дисциплины: один из них — математику, второй – физику, а третий – химию. Живут они тоже в разных городах: Минске, Витебске, Харькове. В заметке было также написано, что их первоначальные планы осуществились не полностью: 1) Иван живет не в Минске; 2) Андрей – не в Витебске; 3) житель Минска преподает не математику; 4) Андрей преподает не физику; 5) повезло только жителю Витебска: он преподает любимую им химию. Можно ли по этим данным определить, кто где живет и что преподает? Имя Город Дисциплина Минск Витебск Харьков Математ Физика Химия Иван – + – – – + Андрей – – + + – – Борис + – – – + –
Три товарища – Иван, Дмитрий и Степан преподают различные предметы (химию, биологию и физику) в школах Москвы, Тулы и Новгорода. О них известно следующее: 1) Иван работает не в Москве, а Дмитрий – не в Новгороде; 2) москвич преподает физику; 3) тот, кто работает в Новгороде, преподает химию; 4) Дмитрий и Степан преподают не биологию. Какой предмет, и в каком городе преподает каждый?
Однажды в туристическом лагере оказались вместе пять ребят. Их имена: Леонид, Сергей, Николай, Олег и Петр. Их фамилии: Антонов, Борисов, Васильев, Дроздов и Иванов. Кроме того, известно, что Петр знаком со всеми, кроме одного. Борисов знаком только с двумя. Леонид знает только одного из всех. Дроздов и Сергей не знакомы. Николай и Иванов хорошо знают друг друга. Сергей, Николай и Олег давно знакомы между собой. Антонов знаком только с Петром. Попробуйте по этим сведениям узнать имена и фамилии всех мальчиков.
5 школьников приехали из 5 различных городов в Архангельск на областную математическую олимпиаду. «Откуда вы, ребята?» — спросили их хозяева. Вот что ответил каждый из них. Андреев: «Я приехал из Онеги, а Григорьев живет в Каргополе». Борисов: «В Каргополе живет Васильев. Я же прибыл из Коряжмы». Васильев: «Я прибыл из Онеги, а Борисов – из Котласа». Григорьев: «Я прибыл из Каргополя, а Данилов из Вельска». Данилов: «Да, я действительно из Вельска, Андреев же живет в Коряжме». Хозяева очень удивились противоречивости ответов приехавших гостей. Ребята объяснили им, что каждый из них высказал одно утверждение правильное, а другое ложное. Но по их ответам вполне можно установить, кто откуда приехал.
В классе 36 человек. Ученики этого класса посещают математический, физический и химический кружки, причем математический кружок посещают 18 человек, физический – 14, химический – 10. Кроме того, известно, что 2 человека посещают все три кружка, 8 человек – и математический и физический, 5 – и математический и химический, 3 – и физический и химический. Сколько учеников класса не посещают никаких кружков?
. Среди 150 школьников марки собирают только мальчики. 67 человек собирают марки СССР, 48 человек – Африки и 32 человека – Америки, 11 человек – только СССР, 7 человек – только Африки, 4 человека – только Америки и только Иванов собирал марки СССР, Африки, Америки. Найдите максимальное число девочек.
2 ( x + y + z ) = 122, т.е. x + y + z = 61. 61 + 11 + 7 + 4 + 1 = 84 150 – 84 = 66
После зимних каникул классный руководитель спросил, кто из ребят ходил в театр, кино или цирк. Оказалось, что из 36 учеников класса двое не были ни в кино, ни в театре, ни в цирке. В кино побывало 25 человек, в театре – 11, в цирке – 17; и в кино, и в театре – 6; и в кино, и в цирке – 10; и в театре, и в цирке – 4. Сколько человек побывало и в кино, и в театре, и в цирке
25 – (х + 6 – х + 10 – х) = 9 + х 11 – (х + 6 – х + 4 – х) = 1 + х 17 – (х + 10 – х + 4 – х) = 3 + х. (9+х)+(6-х)+(1+х)+(10-х)+х+(4-х)+(3+х)=33+х. 33 + х = 34 х = 1
На некотором острове отдельными селениями живут правдолюбы и шутники. Правдолюбы всегда говорят только правду, а шутники постоянно шутят, а поэтому всегда лгут. Жители одного племени бывают в селении другого, и наоборот. В одно из селений попал путешественник, но не знает, в какие именно. Доказать, что путешественнику достаточно первому встречному задать вопрос: «Вы местный?», чтобы по ответу опреде-лить, в селении какого племени он находится
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В работе рассмотрены основные типы логических задач и приведены примеры с побробным описанием их решений. Рекомендуется для использования на уроках математики и информатики, факультативных занят.
Задача для будущих бизнесмепов.
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0.
Данный тест составлен по теме «Логические задачи» и предназначен для учащихся 5-6 классов. Он может быть использован на уроках для того, чтобы повысить уровень математического развития и расшири.
Урок является частью логически завершенного дня «Математика на службе человека», который был проведен в 11 классе. Информатика изучается в этом классе на профильном уровне по программе Семакина.
Развитие логического мышления, наблюдательность, внимание — все эти качества являются необходимыми для будуших специалистов-информационщиков. В презентации подобран ряд рисунков ра на развитие всех эт.