- Охота
- Читайте также
- Охота на оленя.
- Охота
- Охота на красавиц
- 2. А мне летать охота!
- Охота
- Охота на анаконду
- Императорская охота
- ЗЕРКАЛЬНАЯ ОХОТА
- Пчеловодство, рыболовство и охота
- Читайте также
- Рыболовство на Челекене
- Рыбоводство и рыболовство в водоёмах Туркмении
- Балтийское рыболовство и калининградская база рыбной промышленности
- 3. Охота, бортничество и рыболовство
- Охота
- Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников?
- Глава 30 Рыболовные суда и рыболовство
- Пчеловодство
- Охота и рыболовство
- ПЧЕЛОВОДСТВО (БОРТНИЧЕСТВО)
- РЫБОЛОВСТВО
- Сельское хозяйство и рыболовство: программа существования
- Рыболовство — выгодное дело
- 3. Охота, бортничество и рыболовство
- 3. Охота и рыболовство. Разработка полезных ископаемых
- Охота у древних славян
- Девана — богиня охоты у славян
- Девана — богиня охоты
- Девана в пантеоне славянских богов
- Образ богини
- Атрибуты богини охоты
- Обережный символ
- Праздники в честь богини охоты
- Легенда о Деване
- Другие боги покровители охоты
Охота
В жизни древних славян очень важна была охота. Дорогие меха – бобровые, куньи, беличьи, собольи, черно-бурой лисицы и других животных – составляли одну из основных и наиболее существенных статей славянского вывоза и служили предметом даннического обложения: поляне, северяне и вятичи платили дань «по белой веверице от дыма»; древляне платили «по черьне куне».
Слово «куна» у западных славян означало деньги, а «гривна кун» – меновая единица. Из-за ее огромного торгового значения охота в быту и в хозяйстве славянских князей и знати занимала видное место.
Широко распространенною пищею у древних славян, наряду с хлебом и мясом животных, была рыба, о чем говорят археологические раскопки. Константин Багрянородный говорит о рыболовстве у хорватов. Особенно популярен этот промысел был у поморских славян. Западные источники говорят о том, что поморские славяне в ноябре ловили у острова Рюгена сельдь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Охота на оленя.
Охота на оленя. Охота на оленя. Ф. П. Толстой. Вторая половина 1810-х — начало 1820-х
Охота
Охота В жизни древних славян очень важна была охота. Дорогие меха – бобровые, куньи, беличьи, собольи, черно-бурой лисицы и других животных – составляли одну из основных и наиболее существенных статей славянского вывоза и служили предметом даннического обложения:
Охота на красавиц
Охота на красавиц «Золотой век» рабства пришелся на эпоху турецких завоеваний, когда из порабощенных стран приводились огромные караваны плененных. Кроме того, ежегодно поставлялись в виде дани десятки тысяч девушек и юношей.Из Африки привозили черных рабов, ценившихся
2. А мне летать охота!
2. А мне летать охота! 1909 году, перелёт Блерио через Ла-Манш.А в Биаррице сидит отошедший от дел Великий князь Александр Михайлович, бывший военный моряк, бывший министр торгового флота.И осеняет его, что эти летающие штуки очень неплохо пойдут на войне. Немедленно
Охота
Охота У Петра влечение к охоте развилось до страсти. В Москве Петр столь же горячо предался охоте, как и в Петергофе. Окрестности Москвы изобиловали лесами и зверьем и благоприятствовали этому развлечению. С Петром на охоту ездила его тетка Елизавета вместе с боярыней и
Охота на анаконду
Охота на анаконду В тот день, когда мы прибыли в Санта-Росу на Абукане, там от змеиных укусов умерли три сборщика каучука. Расположенное посреди болот, это место было раем для всевозможных змей, включая анаконд. Анаконд здесь так боялись, что, по сути дела, барака выполняла
Императорская охота
Императорская охота Высочайшие охотникиОхота издавна считалась непременной составляющей быта коронованных особ. В России страстными охотниками были царь Алексей Михайлович, Петр II, Анна Иоановна, позднее – Александр II и Александр III. Но и при других императорах охота
ЗЕРКАЛЬНАЯ ОХОТА
ЗЕРКАЛЬНАЯ ОХОТА Феликсу Волосенкову Унылая пора! Очей очарованье… А. С. Пушкин Кем полосынька твоя Нынче выжнется? Чернокосынька моя! Чернокнижница! Марина Цветаева. «Ахматовой» 31 марта 1908 года начинающий поэт, студент Казанского университета Виктор Хлебников
Пчеловодство, рыболовство и охота
Пчеловодство, рыболовство и охота
Важным дополнением к разведению скота и занятию земледелием были еще бортничество, рыболовство и охота на различных диких зверей.
Бортничество было вообще одним из основных занятий в прикарпатских областях, которые с доисторических времен славились пчелами и медом. Уже у Геродота мы встречаем упоминание об этом, а Павсаний свидетельствует, что в Грецию ввозился самый лучший мед из земли алазонов на Днестре[1167]. Так было и во времена древних славян и позже, а во многом сохранилось и до наших дней. Население Прикарпатья разводило пчел либо в лесах в дуплах деревьев, отмеченных владельцем специальным знаком, либо вблизи самого двора в полых колодах, которые назывались ульями, или бърть. Об изобилии меда у южно-русских славян свидетельствует Гардизи, рассказывая, что один славянский хозяин получал 50–60, даже 100 менов меда с одного улья[1168]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мед и, разумеется, также воск стали одной из основных статей славянского экспорта (см. гл. X), одной из обычных составных частей дани, которую славяне платили in natura немецким хозяевам[1169]. Излюбленный напиток древних славян также делался из перебродившего меда, о чем я уже имел случай сообщить выше, на стр. 202. Начиная с XI века в источниках упоминаются рядом с поселениями специальные коллективные, отгороженные плетнями пасеки (horti apum, mellificia), а вскоре появляются и специальные пасечники, обученные пчеловодству (бортникъ).
Что касается рыболовства, то оно в некоторых богатых водами славянских краях занимало первое место среди всех других отраслей хозяйства. Рыбы было огромное множество, и славяне ловили ее либо удочкой (сл. ?da, ?dica), совершенно такой же, как и современная, либо по ночам при помощи света, либо острыми гарпунами (сл. ость) с одним или несколькими зубьями, либо, наконец, различными плетенными из веревки сетями и корзинами, которые также немногим отличались от сетей или корзин, употребляемых в настоящее время. Среди находок этого времени сетей, конечно, нет, но в исторических источниках X–XII веков засвидетельствованы различные виды сетей (неводъ, влакъ, мрежа, сеть); древними являются также корзины, сплетенные из ивовых прутьев, термин же врша (верша) уже летто-славянский[1170]. Кроме того, славяне умели заманивать и ловить рыбу специальными деревянными конструкциями, поставленными на реке (слупъ, одра), которые латинские источники XII века из Чехии и Бранибора (Бранденбурга) называют терминами: pali, tractus, tractiones, gurgusta seu piscaturae, также piscatoria, saepes, crates, piscina, clausura piscina[1171].
Затем выловленную рыбу продавали либо в свежем виде, либо заготовленную впрок; так, у Галла (1107) сообщается, что рыбу солили, у Эббона — что ее сушили на зиму; и, по-видимому, уже тогда практиковалось копчение дымом. Другие способы хранения рыбы нам неизвестны, но несомненно, что они не отличались от тех, которые используются там же и поныне[1172].
Рис. 76. Примитивный улей в Полесье (по Кирле)
Об охоте на зверя много говорить не приходится. Охотились за всяким зверем, который съедобен или давал хороший мех, который был опять-таки одним из главных предметов экспорта славянских областей (см. об этом подробнее в главе X). Зверя убивали либо оружием (стрелами или копьями), либо, что было чаще, ловили при помощи разных ловушек, большими сетями, различного вида капканами или устраивали облавы, западни, для которых уже в древних источниках XI века приводятся названия — сеть, перевесъ, тенето, пругло, пругъ, osilo, silo[1173]. С востока славяне заимствовали прием охоты с помощью прирученных соколов, ястребов и ястребов-перепелятников. Уже в IX веке мы читаем о болгарском князе Борисе, что он послал сыновьям сербского князя Мунтимира пару соколов; об охоте с соколами и ястребами упоминает также русский князь Мономах в своем Поучении[1174].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Рыболовство на Челекене
Рыболовство на Челекене В водах Каспия, омывающих Челекен, в изобилии водилась рыба, которая была промыслом значительной части населения полуострова. Центром рыбных промыслов на острове был аул Кара-Гель. Название ему дано от одноимённого озера, у которого он
Рыбоводство и рыболовство в водоёмах Туркмении
Рыбоводство и рыболовство в водоёмах Туркмении До Великой Октябрьской социалистической революции рыбный промысел во внутренних водоёмах Туркмении фактически отсутствовал. Воды в водоёмах постоянными не были, и ловлей рыбы для сбыта увлекались случайные лица, которые
Балтийское рыболовство и калининградская база рыбной промышленности
Балтийское рыболовство и калининградская база рыбной промышленности Вторым крупным Центром рыбной промышленности в СССР была расположенная на крайнем западе страны Калининградская область, как раз на диаметрально противоположном по отношению к Дальнему Востоку
3. Охота, бортничество и рыболовство
3. Охота, бортничество и рыболовство Охота была любимой забавой русских князей киевского периода. В своем «Поучении» князь Владимир Мономах вспоминает о своих главных охотничьих подвигах с очевидной гордостью и теплым чувством в следующих словах:»В Чернигове своими
Охота
Охота Так, для всадников и знатных македонян передышки были идеальным временем, чтобы предаться охоте, этой излюбленной страсти всех балканских народов. В тот самый момент, когда я пишу эти строки, в самый разгар осени, мои друзья из Килкиса или Родолива в Восточной
Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников?
Глава 5 Охота на танки или охота на фаустников? О «фаустпатронах» будете рассказывать после войны внукам, а сейчас без всяких рассуждений наступать вперед! Приказ Маршала Советского Союза Жукова Новый этап с тактической точки зрения для Красной Армии начался зимой 1944/45
Глава 30 Рыболовные суда и рыболовство
Глава 30 Рыболовные суда и рыболовство Поскольку приморские районы Китая весьма обширны, там великое множество рыболовных судов. Конечно, им необходима правительственная лицензия, за которую платят. Суда эти делятся на три класса: первый – это трехмачтовые корабли, в
Пчеловодство
Пчеловодство Мы не располагаем большим количеством письменных источников о разведении евреями пчел в царскую эпоху. Была выдвинута гипотеза, что мед, который упоминается в Библии, собирали в скалах у диких пчел или извлекали подобный продукт из винограда или фиников35. В
Охота и рыболовство
Охота и рыболовство Библейский человек также охотник и рыболов. Сцены охоты, настолько широко представленные в Египте, Месопотамии, Анатолии, не играют существенной роли в Библии. Прародитель охоты — Нимрод, герой-охотник перед ликом Господним38. Часто как охотник описан
ПЧЕЛОВОДСТВО (БОРТНИЧЕСТВО)
ПЧЕЛОВОДСТВО (БОРТНИЧЕСТВО) Это слово происходит от борть, выдолбленное дерево для помещения пчел; оно процветало в наших странах с глубокой древности. Леса давали обильную пищу пчелам, разводившимся в дуплах («бортное ухожье»), и мед, воск, принадлежали к числу наиболее
РЫБОЛОВСТВО
РЫБОЛОВСТВО Принадлежит также к древнейшим промыслам, и с учреждением постов по принятии христианства употребление рыбы в пищу значительно увеличилось.Св. Антоний Римлянин купил «рыбную ловитву» на потребу монастыря.Варлаам Хутынский отказал монастырю «ловища
Сельское хозяйство и рыболовство: программа существования
Сельское хозяйство и рыболовство: программа существования В экономике Мэйдзи доминировало сельское хозяйство. Насчитывалось пять миллионов крестьянских участков, каждый площадью в среднем около трех акров (12 140 кв. м), половина была занята рисом и одна десятая часть —
Рыболовство — выгодное дело
Рыболовство — выгодное дело Вскоре английские рыболовные суда кишели в северо-американских прибрежных водах, к немалому беспокойству испанцев и французов. На всякий случай эти рыболовные суда были хорошо вооружены, а ради пущей безопасности их сопровождал королевский
3. Охота, бортничество и рыболовство
3. Охота, бортничество и рыболовство Охота была любимой забавой русских князей киевского периода. В своем «Поучении» князь Владимир Мономах вспоминает о своих главных охотничьих подвигах с очевидной гордостью и теплым чувством в следующих словах:«А вот что я в Чернигове
3. Охота и рыболовство. Разработка полезных ископаемых
3. Охота и рыболовство. Разработка полезных ископаемых Ресурсы, создаваемые неустанным трудом людей, дополнялись естественными продуктами, созданными самой природой, которыми галлы тоже не пренебрегали. Рыболовство и в особенности охота продолжали занимать их досуг.
Охота у древних славян
Волх или как его называли древние славяне – «волк» был предполагаемым богом охоты. Это бог-оборотень, земное божественное существо. Он известен по легенде о происхождении имени речки Волхов, былинам о Волхе Всеславьевиче.
Согласно легенде, у Словена был сын Волхов. Первоначальное его имя звучало как Волх в сказаниях. Такое же название было и в былинах. Мутную реку называли Волхов, как производное от этого имени. Если верить народным легендам, былинам о Волхе, то он был сыном земной женщины и огненного змея. В былине указывается, что имя матери Волха было Марфа. А огненный змей, отец Волха, Велес. Волх был рожден в полнолуние. На оказалась шкура волка. Древние славяне считали «рубашку» признаком особого дара. После Волха омыли в воде и шкура спала.
Волх перенял от отца дар оборотня. Он мог принимать подобие разных птиц, животных, рыб. В таком образе Волх охотился. Спустя какое-то время Волх оставил жизнь в городе, поселился на Перыне. Он построил «городок мал», в котором обитали ночные мистерии. Поселение носило орфический, вакхический характер. Часто устраивались оргии, возлияния. Сам Волх ночью превращался в ящера, плавал по реке к своей «коровице».
Волх имел привычку оборачиваться черным ящером. Он плавал по реке, нападал на купцов. Волх умер от того, что его задушили речные «бесы». Тело ящера выбросило на берег. Волх был похоронен на Перыне. Над его могилой насыпали громадный курган. Но на третий день вместо могилы образовалась бездна. Она поглотила тело. Считается, что Волх вернулся в царство всего отца Велеса.
Почему древние славяне отказывались охотиться на медведя, есть медвежье мясо, носить его шкуры? Все потому, что когда зверь становился на задние лапы, то напоминал человека. Люди боялись и почитали косолапых одновременно. Охотники всегда восхищались силой зверя. Превозносили ловкость медведя. Древние славяне считали его своим покровителем. В сказках величали хозяином, батюшкой, дедушкой. Охотились племена на всю остальную живность в лесу. Сейчас для охоты используют специальные приборы flir scout ps24, которые помогают быстро обнаружить жертву. Благодаря тепловизору на охоте и в сфере охраны объектов владелец такого устройства получает весомые преимущества.
Девана — богиня охоты у славян
Богиней охоты у славян была Девана — дочь Перуна и Дивы Додолы.
Девана — богиня охоты
Древнеславянская богиня Девана почиталась как покровительница охоты. Дар ей приносили охотники перед охотой в капищах что в чаще ставили. Считалось что богиня не терпит пустого убийства зверья, если не ради пищи охотник убивал животное, а ради забавы или удаль молодецкую показать, кара ждала его.
Помимо покровительства охоте в сфере влияния Деваны все звери лесные находились. Учила их богиня охотиться да выживать в стужу лютую.
Если охотники убивали зверей ради развлечения а не от нужды карала их Девана, насылала змей ядовитых от укуса которых провинившийся умирал мучительной смертью.
Девана в пантеоне славянских богов
Славянская богиня Давана является внучкой Сварога, дочерью Перуна да Дадолы, женой Святобора – покровителя лесов заповедных да рощ.
Требы покровительнице охоты приносят в чащах, где и строят ей капище.
Образ богини
Покровительница охоты Девана изображалась молодой красивой девой с глазами цвета листвы зеленными, волосами в косы заплетенными цвета медного да с луком в руках. Одежды на ней из шкур волка либо медведя где капюшон представлен головой убитого животного. Образ Деваны пересекается с греческой богиней охоты — Артемидой. Где помимо внешнего облика наблюдаются и общие черты характера.
У отца богиня унаследовала силу, смелость, стремление к первенству. У матери Додолы — богини влаги небесной она взяла гордость да красоту. Умеет богиня охоты стрелять из лука, обращаться зверем разным, да птицей лесной.
Охотится любит богиня в лунные ночи, в это время охотники в лес не ходили.
Атрибуты богини охоты
Подношение Деване делали все входящие в лес. Охотники делились частью добычи: кусочком шкуры, немного мяса, а девушки несли продукты своего труда, например пирожки. Также принимала в дар богиня лесной охоты ленты, бусины и прочие девичьи атрибуты.
Животное: белые волки;
предметы: плащ с волчьей или медвежьей головой.
Обережный символ
Обережным символом славянской богини охоты считается звезда 7 лучей с обращенным острым лучом вверх.
Сила оберега Деваны или как влияет ношение талисмана:
человек приобретает уверенность в своих силах;
предупреждает свершение ошибок;
привлекает успех в работе;
сберегает и укрепляет здоровье.
Праздники в честь богини охоты
Упоминание даты чествования дочери Перуна не сохранилось, охотники ее славили перед началом и по окончанию охоты.
Легенда о Деване
По мифологии Девана решила что она лучшая среди богов и должна управлять и решать все споры между мирами. Захотела она свергнуть небесного кузнеца — Сварога и занять его место. Однако узнал Перун об этом и предотвратил переворот. После того как уговорить своенравную красавицу не удалось Перун сразился с дочерью и победил.
Сначала они бились на копьях да мечах, потом в образе львов, после в облике орлов, не удалось одолеть Перуна. Обратилась тогда Девана в белорыбицу да притаилась на дне морском. Изготовила богиня Макошь волшебные сети и поймали боги волшебную рыбу. После этого Девана дала обещание оставить идею занять верховное место.
Проиграв битву богиня поселилась в чаще где заманивала путников в дом. После того как они ложились на кровать, переворачивала Девана ее и человек оказывался в мире нави, а от туда выход смертным закрыт. Узнал отец об этих злодеяниях, попросил бога огня — Семаргла доставить дочь к нему и выдал замуж за Святобора — хранителя лесов дабы характер смягчить ее тяжелый.
Много событий описано в разных легендах. Со временем богиня стала мудрее и спокойнее. Следит теперь за лесными жителями да охотниками, чтобы баланс не нарушался.
Другие боги покровители охоты
Муж Деваны — Святобор был хранителем лесов и лесных жителей. Следил чтобы охотники уважали зверей и без надобности не убивали. За убийство животных с детенышами и ловлю рыб в период нереста мог жестоко покарать.