Охотник режиссера бакура бакурадзе

Большие и малые. «Охотник», режиссер Бакур Бакурадзе

«Охотник», показанный до Сочи в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, — первый отечественный фильм, лишенный компромиссов, неизбежных в нынешнем положении «независимого кино». Здесь нет ни подражания, сколь угодно чуткого, его заветам, ни особой местной специфичности или экзотики. А есть универсальный сюжет, зрелая режиссура, конкретность кинематографической материи.

Уже «Шультес», дебют Бакура Бакурадзе, был необычным для нас фильмом1. Кроме прочих достоинств, ненарочито космополитичным, завораживающе киногеничным. Москва там снималась как любой другой мегаполис. Бакурадзе начинал со столичной истории, которая могла произойти хоть в Берлине, хоть в Буэнос-Айресе, и не загонял себя в провинцию — непременное пространство для прогрессивно мыслящих режиссеров, не обязательно «народников».

Теперь Бакурадзе углубляется в Псковскую область, на свиноферму. Но опять снимает против правил, установленных в наших пенатах для съемок такой среды. Очевидна его внутренняя потребность или даже упертость снимать именно там и так.

В «Охотнике» нет ни пьющих отморозков, ни развала-распада деревенского уклада, ни социальной репрессивности, звенящей в воздухе. Там идет — происходит — обычная жизнь обыкновенных людей. Расстилается многомерная физическая реальность. Со своим распорядком, трудовым ритмом, семейными хлопотами, неоднозначностью, недоговоренностью. И — с незаживающей, хотя привычной, внутренней раной. Там безупречна достоверность среды, но есть еще нечто — не от мира сего.

Ритм повседневности фермера и охотника, его размеренной жизни в ухоженном доме с женой, взрослеющей дочкой, одноруким сыном-подростком, которого пестуют (учат стрелять левой рукой, набивать в ружье порох, возят в грязелечебницу) любовно и с достоинством, нарушается где-то к середине фильма внезапным, впрочем, исподволь подготовленным поворотом. Поворот этот — нечаянная встреча взрослых, еще не старых людей, фермера и работницы, пребывающей в колонии последний месяц заключения за убийство, — только эпизод, не нарушивший движение сюжета. Но эпизод (жизни), утепливший их рутинные будни внезапной сообщительностью. Нежностью физической близости. Почти родственной и при этом отчужденной.

Природное и человеческое в этом фильме вступают не в конфликт, а рождают притяжение. Заботу о ближнем. О своем ребенке, о посторонней женщине-заключенной, которую фермер заметил, пригрел. Тут не адюльтер, не любовь, «перевернувшая жизнь» крепкого фермера с нездоровым сыном. Простота решения этого мужчины, его короткой связи сродни его же душевному рефлексу. Его, охотника, незаскорузлости и чувствительности.

Природное в «Охотнике» лишено «животного» начала. Природное и человеческое понимаются здесь как единство и сосуществуют в естественном режиме во время любовных свиданий, не исключающем ощущение близкой утраты.

«Животное» принадлежит только хозяйству, где свиньи проходят тоже свой естественный круг — от рождения, прививок, выращивания до смерти (очень важен эпизод захоронения заболевшей, надо полагать, свиньи). И — до забоя животных для рыночных нужд. И — для поддержания жизни.

Прозрачный фильм, лишенный ясности (изменилось ли что-то в душе охотника после отъезда Любы, отбывшей в колонии срок, или нет?), — свидетельство взрослости Бакурадзе. Ответов режиссер не дает, но ведет зрителя внятной и сложной дорогой.

Этот строгий чувственный фильм не эксплуатирует глубокую драму героев, которая в экранной реальности вроде бы не дает о себе знать. Коля, однорукий мальчик, обласкан в семье и на ферме, не чувствует своей обделенности. Все с ним рядом всегда. Его мать исправно, безмолвно исполняет домашний и супружеский долг. А почувствовав отчуждение мужа, просто смотрит — они понимают друг друга без слов (Бакурадзе предпочитает снимать со спины, проявляя деликатность к состоянию персонажей), и муж обнимает ее, защищая от всяких тревог.

Читайте также:  Топ 5 ружей для охоты 12 калибр гладкоствольное

Бакурадзе строит почти все эпизоды картины на действии, сквозь которое транслирует, минуя «эксклюзивные» мизансцены, то, что гложет героев, или смущает, удивляет, разделяя между ними тоску и работу, близость и одиночество. Но главное — необходимое друг другу сродство. Режиссер выбирает язык взгляда, язык ощущений, не пренебрегая филигранной конкретностью повествования.

С нашего экрана давно исчезли люди, про которых было бы понятно, чем они занимаются, к какому социальному классу принадлежат. Не потому ли на вопрос сына (у мемориала Александра Матросова): «Что такое Советский Союз?» охотник не отвечает? Или этот ответ режиссер оставляет за кадром. Зато Бакурадзе показывает трудодни работников фермы, строительство колбасного цеха, завод, где делают войлок и куда перевели заключенных из женской колонии. Зато он внедряет эпизоды-свидетельства не разрушенной связи времен. Есть тут на дне озера останки военного самолета, который интригует мальчика. Есть даже родственники погибшего летчика, которые приезжают туда, где нет его могилы, с цветами и показывают (за столом в доме протагониста) довоенные семейные фотографии. Эта побочная, «ненужная», казалось бы, линия сюжета целомудренно и без педали выводит камерный фильм в большое время. Горячая новость для нового отечественного кино:

Бакурадзе лишает современную реальность поверхностной актуальности, воссоздает ее на экране не на разрыве с прошлым, а в длящемся времени.

Обыденный мир «Охотника» лишен пресловутой «образности», но образный строй тревожной сообщительности возникает под взглядом внимательной, при этом нейтральной камеры. Эта камера замирает на уставшей после родов свиноматке, окруженной поросятами. На рабочей руке мальчика, очищающего скорлупу вареного яйца. На живой картинке «охотников на привале» у костерка. На работнице-заключенной, смывающей усталость под душем. На молотилке. На сумерках за окном кухни, где собралась семья. На закатном свете в машине — последней вспышке бессолнечной осени. На женских руках, которые гладят животных. На постели, где охотник гладит по головке любовницу (ей за сорок), как жену или ребенка. На объятиях любовников при встрече-прощании, после чего они «продолжают любить», но уже как бы расставшись. На взгляде охотника, попытавшегося (рядом с убитым кабаном) одной рукой прикурить спичкой из коробка, словно примерив на себя участь увечного сына. Или вспомнив себя, матерого мужчину, пожалевшего изношенную женщину, которую оттаял, и она смогла вдруг снова тихо заплакать, как девочка.

При всем том было бы нечестно не сказать, что Бакурадзе довел парадокументальную стилистику, к которой прикипели лучшие режиссеры нулевых, до предела. Исчерпал ее и оставил ощущение герметичности, которую, надо полагать, в следующем фильме станет проветривать. Это ощущение, думаю, связано с выбором актера на главную роль. На его присутствии, очень сложном, внутренне подвижном, держится драматургия и ритм картины. Нашел бы Бакурадзе русского Габена, «Охотник» задышал бы полной грудью. Но если приз «За лучшую мужскую роль» получает артист К.Юшкевич, отработавший в дремучей антрепризе «Упражнения в прекрасном», то егерь Михаил Барскович, приглашенный на роль охотника, примиряет с выбором режиссера. И тем самым «понижает» статус профессионалов, от которых хочется бежать к неартистам, даже не стопроцентно удачным. В отличие от барменши Татьяны Шаповаловой, которая рискованно, потому что без каких-либо прикрас, на глубине сыграла заключенную, отогретую охотником, и заслужила приз «За лучшую женскую роль».

В «Охотнике» бесспорна мотивация режиссера, решившего снять такое кино. Мотивация и отличает художника от профессионала. И она важнее результата, который всех примирит.

1 См. мою статью «Посторонний» («ИК», 2008, № 8).

_____________________________________________________________________________________________________________

«Охотник»

Авторы сценария Бакур Бакурадзе, Иля Малахова

Режиссер Бакур Бакурадзе

Оператор Николай Вавилов

Художник Кирилл Шувалов

В ролях: Михаил Барскович, Татьяна Шаповалова, Оксана Семенова, Гера Авдоченок, Юлия Мелихова, Екатерина Максютова

Фильм

Дата релиза: 01.09.2011

Читайте также:  Поздравление с днем рождения мужчине 60 лет охотнику рыбаку

Метр: Полнометражный художественный фильм

Режиссер: Бакур Бакурадзе

Автор сценария: Бакур Бакурадзе, Иля Малахова

Продюсер: Сергей Сельянов, Арчил Геловани, Юлия Мишкинене

Компании: Кинокомпания СТВ, «Сальвадор Д»

Актеры: Михаил Барскович, Татьяна Шаповалова, Оксана Семенова, Гера Авдочёнок, Юлия Мелихова, Екатерина Максютова

Продолжительность: 124 мин.

Звук: Dolby Digital

Фермер Иван Дунаев встает рано. Он кормит поросят, проверяет бухгалтерию, чинит трактор, взвешивает мясо. Едет на старом фургончике сдавать свинину на рынок.
У него есть жена, взрослеющая дочь и младший сын. И охота… Его мир движется по заданной траектории. Однажды на ферме появляются две новые работницы, Люба и Рая. Они заключенные из соседней колонии. Незаметно для него самого, что-то начинает меняться…

Фестивали и награды:
2011 64-й Каннский кинофестиваль / Festival de Cannes — участие в программе «Особый взгляд» / Un Certain Regard
2011 22-ой ОРКФ «Кинотавр» — Приз за Лучшую режиссуру (Бакур Бакурадзе, «Охотник»)
2011 22-ой ОРКФ «Кинотавр» — Приз за Лучшую женскую роль (Татьяна Шаповалова, «Охотник»)
2011 22-ой ОРКФ «Кинотавр» — Приз Гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон» (режиссер Бакур Бакурадзе, «Охотник»)
2011 IX Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера» — Конкурс зрительских симпатий «Арт-линия» — Приз зрительских симпатий за лучший фильм («Охотник», режиссер Бакур Бакурадзе)
2011 Минский международный кинофестиваль «Лiстапад-2011» — Гран-при «Золото Листопада» (фильм «Охотник», режиссер Бакур Бакурадзе)
2011 Приз за лучшую режиссуру российской конкурсной программы на IV МКФ «Восток & Запад. Классика и авангард» в Оренбурге (Бакур Бакурадзе)
2011 Специальный приз посольства Королевства Нидерландов в России на XVII МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (Бакур Бакурадзе)

Трейлер


Фильм «Охотник»: съемки в условиях строгого режима

Сцены новой киноленты «Охотник» режиссер Бакур Бакурадзе делает в колонии строгого режима. В фильме снимаются непрофессиональные актёры, главные роли играют местные жители.

Большинство сцен этого фильма снимаются практически с одного дубля. При этом актёры «Охотника» — самые обычные люди, в основном местные жители. Главную роль исполнил лесник Михаил Барцкович. Сниматься в фильме он согласился не раздумывая. Считал, что будет легко. Тяжесть актёрской работы ощутил только на съёмочной площадке.

«Некоторые сцены нужно повторить точно также с движением рук и всего. А ты за собой вначале это даже не замечаешь», — объясняет Михаил Барцкович.

«Охотник» — фильм о мужской любви к земле, к женщине. По сюжету герой Михаила — крестьянин. Он поставляет мясо в женскую колонию, где влюбляется в одну из осуждённых. О сложности их взаимоотношений и рассказывает фильм.

«Иван Дунаев немного схож со мной по характеру. Разница только в том, что он менее общительный, более замкнутый человек. Я по натуре своей столько не держу в себе, сколько он», — говорит Михаил Барцкович.

Активной зоной действий любовного романа стала Идрицкая исправительная колония-поселение. Но сами заключенные участия в съемках не принимали. Их роль на себя взяли работники колонии. Получилось вполне правдоподобно.

Впрочем, на съёмочной площадке нашлись и те, кому в фильме достались роли их реальных прототипов. Елена Дмитрова прошла серьёзный конкурс на роль конвойной. Её выбрали из 50 претенденток.

«Наверное, чем-то приглянулась, — считает сержант Елена Дмитрова, младший инспектор отдела охраны. — Может, лицо более строгое, может, на самом деле есть какие-то качества во мне, что понравились режиссерам».

Декорациями к новому фильму стала практически вся Псковская область. В кадр попадут красоты Великолукского, Новоржевского, Себежского районов. Сценарий фильма написан на псковской земле самим режиссёром Бакуром Бакурадзе. По его словам, такой интерес к нашей области не случаен.

Читайте также:  Охота за людьми со сверхспособностями

«Я когда придумал этот сценарий, в Псковской области ещё ни разу не бывал. И у меня уже в голове было придумано такое пространство, где должны быть озёра, холмы. Такое ощущение, что Псковская область сохранила некую самобытность, которая была в прошлом, позапрошлом веке. А ввиду того, что по содержанию мой герой архаичный в какой-то мере, то мне показалось, что сочетание его характера и местной природы — именно то, что нужно для этого фильма», — говорит режиссер.

«Охотник» — второй фильм Бакурадзе. Два года назад режиссёр дебютировал с картиной «Шультес», которая стала участником Каннского фестиваля и получила главный приз на «Кинотавре». Возможно, и история о любви крестьянина к заключенной будет высоко оценена зрителями и критиками.

arbodhy

arbodhy

Рецензия на фильм Бакура Бакурдазе «Охотник» (2011)


В своем втором фильме Бакур Бакурадзе остается в рамках прежнего аскетичного киноязыка. Неспешный «Шультес» в свое время завоевал симпатии членов жюри «Кинотавра». Спустя несколько лет на Каннском кинофестивале, в программе «Особый взгляд», был представлен «Охотник», в чем-то его антипод, а в чем-то родственник.

Из неуютных окраин Москвы Бакурадзе переносится в деревню, прямиком на свиноферму Ивана Дунаева, такого «мужика-мужика», который предпочитает выражать свое мнение действиями, а не словами. Синопсис фильма его и вовсе описывает как собирательный образ патриотического героя во время мирного затишья, который поднимает сельское хозяйство, заботиться о своей семье и любит свою женщину. Дунаев — это идеальная гендерная модель русского мужчины. Причем даже его увлечение своей работницей из соседней колонии должно подчеркивать его мужественность, заключающуюся в неспособности устоять перед женщиной. Описание этого идиллического портрета и составляет сюжетную канву «Охотника». Конечно, картина дополняется множеством льстящих Дунаеву деталей, которые самого завзятого скептика заставят проявить сочувствие.

Бакурадзе, отходя от пессимистичного взгляда на российскую действительность, остается в русле современных тенденций, направленных на достижение визуального реализма. При этом его главные герои, что Леша Шультес, что Иван Дунаев, лишены реальных негативных человеческих характеристик. Также они подчеркнуто лишены простых человеческих слабостей. Адюльтер охотника становится едва ли не единственным настоящим кинематографическим событием в ленте, который на фоне размеренной жизни фермы кажется настоящим светопреставлением. То же самое в «Безмолвном свете» сделал Карлос Рейгадос, заставив своего религиозного героя изменить жене, и передав его внутренние метания через природные эффекты. С этим же сюжетом и в похожей стилистике работает Андрей Звягинцев в «Изгнании». Однако все эти сравнения кажется излишними, если обратить внимание на то, с какой дежурностью Бакурадзе демонстрирует этот отрезок жизни своего героя. Его охотник настолько все эмоции держит в себе, что зрителю приходится довольствоваться лишь парой статичных сцен в автомобиле и в номере мотеля. Было и было. Иван Дунаев ко всему относится философски, не устраивая трансцендентных истерик как мужчины из фильмов Рейгадоса и Звягинцева.

Хотя модели поведения Шультеса и Дунаева внешне не отличаются, подразумевается, что в одном случае мы имеем дело со свободным, никому не нужным человеком, который выстраивает образ мира и коммуникации чуть ли не каждый день в силу провалов в памяти, в другом случае, мы сталкиваемся с человеком, повязанным многочисленными долженствованиями и нормами. «Охотник» в отличие от «Шультеса уже не кажется честной фиксацией событий, обстоятельств и реакций героя. Кажется, что на сей раз Бакур Бакурадзе подготовил наглядное пособие, «что должен делать мужчина, когда…». Мы выяснили, что по крайней мере, он должен относится ко всему флегматично.

Оцените статью
Adblock
detector