- Сложноподчиненные предложения презентация к уроку по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: По Уссурийскому краю
- НАСТРОЙКИ.
- СОДЕРЖАНИЕ.
- СОДЕРЖАНИЕ
- Казалось бы (1) что (2 может быть (3) общего между изящной бабочкой и гусеницей (4) похожей на червяка. Оказывается (5) это одно и то же насекомое.
Сложноподчиненные предложения
презентация к уроку по русскому языку на тему
Материал предназначен для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp.ppt | 798 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как только вышли на поляну(1) все дружно принялись за устройство лагеря(2) потому(З) что близилась ночь(4) и надо было подготовиться к ночлегу. 1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4
Вы видите(1) что ни одно из предположений наших не оправдалось(2) и тайною Валевича не могло быть ни одно из тех страданий(З) которые свойственны его годам(4) его положению (М. Загоскин). 1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4 Как только темнота скрыла картину моря( 1) и толчки волн стали ощущаться сильнее(2) пассажиры(З) которые весь день провели на палубе(4) разошлись по каютам. 1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4
Когда облака поднялись вверх(1) и туман рассеялся(2) когда солнце выглянуло из-за горизонта(З) и всё засияло в его лучах(4) мы были давно уже в пути. 1) 1,2 2) 2,3,4 3) 2,4 4) 1,3,4 Он признался(1) что замок страшно глядел на него одним глазом своим(2) что в дверную скважину кто-то дышал на него морозом(З) и петли скрипели(4) как зубы (В. Титов). 1) 1,2,3 2) 1,2,4 3)1,2,3,4 4) 1,3,4
Как ждут(1) вестей все те(2) которые знают разлуку с близкими своими(З) или испытали волнение ума(4) требующего новизны и развлечений (Е.Растопчина). 1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 2,4 4) 1,3,4 Вот он(1) тот самый бугор(2) где я пас(З) когда-то дурашливых мокрых телят(4) и палил со сверстниками костры! (И.Бунин) 1) 1,2 2) 2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4
Древнегреческий художник Зевксис дарил свои картины городам(1) а(2) когда заводили речь об оплате(З) говорил(4) что они бесценны(5) и заплатить за них ни у кого не хватит денег. 1)1,2,3,5 2) 1,3,4,5 3) 1,2,4 4) 1,3,4 Командир роты сказал(1) что(2) когда первый взвод приблизится к траншеям(З) второй взвод должен прикрыть его плотным(4) пулемётным огнём (В. Катаев). 1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4
Охотник понял( 1) что тропа звериная(2) и может завести куда-нибудь в сторону(З) поэтому бросил её(4) и пошёл целиной. 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 3,4 Литературный язык(1) которым мы пользуемся(2) является наследием предшествующих поколений(З) и(4) поэтому его надо беречь. 1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,4 4) 1,3,4
Не было(1) казалось(2) никакой надежды(З) что дождь сегодня перестанет(4) и мы продолжим путь (И. Соколов-Микитов). 1)1,2,3.4 2) 1,2,3 3) 1,2,4 4) 1,3,4 Признавать и руководствоваться в жизни можно только тем(1) что одинаково понятно(2) и известно всем людям(З) и что всегда повторяется(4) как падение брошенного камня вниз (Л. Толстой). 1) 1,2,3 2) 2,3 3)1,4 4) 1,3,4
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: По Уссурийскому краю
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
По Уссурийскому краю
Настоящий труд, предлагаемый мной читателям, есть популярный обзор путешествия, предпринятого мной в горную область Сихотэ-Алинь в 1906 году. Он заключает в себе географическое описание пройденных маршрутов и путевой дневник.
В моей книге читатель найдет картины из природы страны и ее населения. Многое из этого уже в прошлом и приобрело интерес исторический. За последние двадцать лет Уссурийский край сильно изменился.
Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.
Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация. Изменения произошли главным образом в южной части страны и в низовьях правых притоков реки Уссури, горная же область Сихотэ-Алинь к северу от 45° широты и поныне осталась такой же лесной пустыней, как и во времена Будищева и Венюкова (1857–1869).
Вначале я считаю своим долгом принести благодарность тем лицам, которые так или иначе способствовали моим начинаниям в деле исследования Уссурийского края.
Три мои экспедиции в Сихотэ-Алинь были снаряжены на средства Приамурского отдела Русского географического общества и на особые ассигнования из сумм военного ведомства.
На Дальнем Востоке среди моряков я нашел доброжелателей и друзей. В 1906 году они устроили для меня на берегу моря питательные базы и на каждый пункт, кроме моих ящиков, добавили от себя еще по ящику с красным вином, консервами, галетами, бисквитами и т.д.
Если во время путешествия я и достиг хороших результатов, то этим я в значительной степени обязан своим спутникам.
Большую часть своего успеха я отношу к примерной самоотверженности и честной службе сибирских стрелков и уссурийских казаков, бывших со мной в путешествиях.
Мне не только не приходилось их подбадривать, а, наоборот, приходилось останавливать из опасения, что они надорвут свое здоровье. Несмотря на лишения, эти скромные труженики терпеливо несли тяготы походной жизни, и я ни разу не слышал от них ни единой жалобы. Многие из них погибли в войну 1914–1917 годов, с остальными же я и по сие время нахожусь в переписке.
Во время путешествия капитаны пароходов, учителя, врачи и многие частные лица нередко оказывали мне различные услуги и советами и делом, неоднократно содействовали и облегчали мои предприятия. Шлю им дружеский привет и благодарю за радушие и гостеприимство.
Каждый раз, когда я оглядываюсь назад и вспоминаю прошлое, передо мной встает фигура верхнеуссурийского гольда Дерсу Узала, ныне покойного. Сердце мое надрывается от тоски, как только я вспоминаю его и нашу совместную странническую жизнь.
Если мы взглянем на этнографическую карту Уссурийского края и отыщем на ней гольдов, то увидим, что туземцы эти распределились узкой полосой по долине реки Уссури до устья Даубихе. Часть гольдов обитала ранее по реке Улахе и ее притокам. Нас интересуют именно эти последние.
Было бы ошибочно относить этих людей к какой-либо особой народности и отделять их от прочих гольдов. В антропологическом отношении они нисколько не отличались от своих соседей – рыболовов, расселившихся по Уссури. Отличительной особенностью их была страсть к охоте.
Живя в таких местах, где рыбы было мало, а тайга изобиловала зверем, они на охоту обратили все свое внимание. В погоне за соболем, на охоте за дорогими пантами и в поисках за целебным могущественным женьшенем гольды эти далеко проникали на север и не раз заходили в самые отдаленные уголки Сихотэ- Алиня. Это были отличные охотники и удивительнейшие следопыты. Путешествуя с Дерсу и приглядываясь к его приемам, я неоднократно поражался, до какой степени были развиты в нем эти способности. Гольд положительно читал следы, как книгу, и в строгой последовательности восстанавливал все события.
Трудно перечислить все те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. Не раз, рискуя своей жизнью, он смело бросался на выручку погибающему, и многие обязаны ему жизнью, в том числе и я лично.
Ввиду той выдающейся роли, которую играл Дерсу в моих путешествиях, я опишу сначала маршрут 1902 года по рекам Цимухе и Лефу, когда произошла моя первая с ним встреча, а затем уже перейду к экспедиции 1906 года.
Первые свои три путешествия я закончил в 1910 году. Следующие три года мной были посвящены обработке собранных материалов при любезном содействии известных специалистов Л.С. Берга, И.В. Полибина, С.А. Бутурлина и Я.С. Эдельштейна.
К 1917 году рукописи были готовы. Еще в черновом виде они ходили по рукам моих друзей и знакомых, в числе которых было немало педагогов.
Их отзывы утвердили меня в том смысле, что появление такого научно-популярного описания края, из которого учащаяся молодежь почерпнула бы немало интересных сведений, было бы полезным делом.
Бухта Майтун. – Село Шкотово. – Река Бейца. -Встреча с пантерой. – Да-дянь- шань. – Изюбр
В 1902 году во время одной из командировок с охотничьей командой я пробирался вверх по реке Цимухе, впадающей в Уссурийский залив около села Шкотова. Мой отряд состоял из 6 человек сибирских стрелков и четырех лошадей с вьюками. Цель моей командировки заключалась в обследовании Шкотовского района в военном отношении и в изучении перевалов в горном узле Да-дянь-шань[1], откуда берут начало четыре реки: Циму, Майхе, Даубихе[2] и Лефу Затем я должен был осмотреть все тропы около озера Ханка и вблизи Уссурийской железной дороги.
Горный хребет, о котором здесь идет речь, начинается около Имана и идет к югу параллельно реке Уссури в направлении от северо-северо-востока к юго-юго-западу так, что на запад от него будет река Сунгача и озеро Ханка, а на восток – река Даубихе. Далее он разделяется на две ветви. Одна идет к юго- западу и образует хребет Богатую Гриву, протянувшийся вдоль всего полуострова Муравьева-Амурского, а другая ветвь направляется к югу и сливается с высокой грядой, служащей водоразделом между реками Даубихе и Сучаном[3].
Верхняя часть Уссурийского залива называется бухтой Майтун. Бухта эта раньше значительно глубже вдавалась в материк. Это бросается в глаза с первого взгляда. Береговые обрывы ныне отодвинуты в глубь страны на 5 км. Устье реки Тангоузы[4] раньше было на месте нынешних озер Сан[5] и Эль-Поуза[6], а устье реки Майхе[7] находилось немного выше того места, где теперь пересекает ее железная дорога. Вся эта площадь в 22 км 2 представляет собой болотистую низину, заполненную наносами рек Майхе и Тангоузы. Среди болот сохранились еще кое-где озерки с водой; они указывают, где были места наиболее глубокие. Этот медленный процесс отступления моря и нарастания суши происходит еще и теперь. Эта же участь постигнет и бухту Майтун. Она и теперь уже достаточно мелководна. Западные берега ее слагаются из порфиров, а восточные из третичных отложений: в долине Майхе развиты граниты и сиениты, а к востоку от нее – базальты.
Село Шкотово находится около устья реки Цимухе, на правом берегу. Основание его относится к 1864 году. В 1868 году его сожгли хунхузы, но на другой год оно возродилось снова [8]. Пржевальский в 1870 году в нем насчитал 6 дворов и 34 души обоего пола[9]. Я застал Шкотово довольно большим селом[10] .
Здесь мы провели двое суток, осматривали окрестности и снаряжались в далекий путь. Река Цимухе, длиной в 30 км, течет в широтном направлении и имеет с правой стороны один только приток – Бейцу. Долину, по которой протекает река, здешние переселенцы называют Стеклянной падью. Такое название она
Казалось бы (1) что (2 может быть (3) общего между изящной бабочкой и гусеницей (4) похожей на червяка. Оказывается (5) это одно и то же насекомое.
1) 1,2.3 2) 1,4,5 3) 1.3,4 4) 1,2,3,4
ЗАДАНИЕ 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Алексей вздохнул(1) прощаясь с затухшим костром (2) и снова побрёл по дороге(3) скрипя палками по обледеневшему снегу (4) кусая губы и порой теряя сознание (Б. Полевой).
1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3
ЗАДАНИЕ 4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
А лес всё пел свою мрачную песню () и гром гремел () и лил дождь (М. Горький)
1) Сложносочинённое предложение, перед союзами И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Инужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
ЗАДАНИЕ 5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Скамейка была очень низкой: ушла в землю или, наоборот, земля поднялась
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части предложения.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того. о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание того, о чём говорится в первой части.
ЗАДАНИЕ 6. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Поздно вечером возвратился граф в свои боярские палаты — толпа слуг встретила его на лестнице и с почтением проводила до кабинета (В. Одоевский).
1) Первая часть сложного бессоюзного предложения указывает на условие или время того, о чём говорится во второй части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть сложного предложения заключает в себе результат или вывод из того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть сложного бессоюзного предложения содержит сравнение с тем, о чём сказано в первой части.
ЗАДАНИЕ 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Охотник понял(1) что тропа звериная(2) и может завести куда-нибудь в сторону(3) поэтому бросил её (4) и пошёл целиной.
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 3, 4
Часть С.
ЗАДАНИЕ. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Запишите получившийся текст.
- Культура многослойна, ее основу составляют характерные для данной страны, государства обычаи, нравы, способы жизнедеятельности.
- Потребности и ценности выражаются в форме интересов – устойчивых, долговременных стимулов деятельности людей.
- Человек принадлежит к определенной культуре, которая в значительной мере обусловливает его поведение, привычки и даже образ мыслей.
- Вместе с тем все мы — члены гражданского общества, то есть социальной системы.
- На самом деле в повседневной жизни человек руководствуется множеством частных, но не менее действенных правил, факторов и обстоятельств.
- Они складываются на базе национальной культуры или (в многонациональных государствах) в результате взаимодействия традиций и обычаев народов, населяющих страну.
Вариант 3.
Часть А.
. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
a) мот…вировать, б…зироваться, произн…шение
b) кр…терий, употр…бить, г…сударственный
c) ф…милия, к…снуться, х…рактеризовать
d) акв…рельный, з…ря, ук…ротить
В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
a) ж…мчужина, эл…гантный, отп…реть
b) аб…туриент, герм…тичный, подст…лать
c) влас…ный, окрес…ность, ровес…ник
d) бе…ценный, и…змерить, …бросить
В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
a) пр…удивительный, пр…сечь, пр…восходство
b) не…глядный, со…вучие, безз…ветно
c) и…брать, не…гибаемый, ра…бросать
d) не…ткрытый, пр…явить, пр…дедушка
В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
a) пр…стыженный, пр…мерно, пр…рывистый
b) пр…забавный, пр…старелый, непр…рекемый
c) пр…небрежение, пр…тендент, пр…внести
d) пр…мечать, пр…ободрился, пр…вратить
А. каракул…вый В. уродл…вый
Б. перелиц…вать Г. перекра…вать
1) А,Б,Г 2) А, Б 3) В,Г 4) А,В,Г
В каком примере пишется «Н»?
a) скоше…ая трава
b) информацио…ая программа
d) реше…ая задача
В каком примере пишется «НН»?
a) муравьи…ый след
b) небеле…ый потолок
В каком слове на месте пропуска пишется буква «Ё»?
a) деш…вый платок
b) рваная книж…нка
d) цирковой медвеж…нок
В каком примере на месте пропуска пишется буква «Ь»?
a) красивая брош…
d) решил много задач…
В каком предложении «НЕ» со словом пишется раздельно?
a) Ученые утверждают, что есть (не)исследованная часть Антарктиды.
b) (Не)чего было надеяться на чудо, поэтому мы упорно готовились к предстоящим соревнованиям.
c) Эта задача так и (не)решена учениками
d) Сегодня вы (не)плохо справились с работой.
В каком предложении оба слова пишутся слитно?
a) Что(бы) воспитать щенка, необходимо много усилий, за(то) сколько радости он нам доставит.
b) Дневной зной был нестерпим, за(то) ночь была так(же) великолепна, как и прежде!
c) Хозяйка вышла (на)встречу гостям и (в)течение вечера ни разу не покинула их.
d) Трудно сказать (по)чему, но мне приснился тот (же) сон, что и вчера.
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
a) (обер) прокурор, (в) следствие болезни, (чисто) кровный
b) (микро) элементы, (горно) лыжный, (полу) автомат
c) (по) дешевле, (верно) поданный, отнеси(ка)
d) (научно) популярный, говорить (по) простому, каким (нибудь)
В каком ряду все слова пишутся слитно?
a) (по) девичьи, (пол) окна, (розовато) желтый
b) (овоще) хранилище, (по) трое, (средне) месячный
c) (полу) либеральный, (по) напрасну, (лже) пророк
d) (по) флотски, буд(то), (по)легче
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
a) дОнельзя
b) нАжита
c) молЯщий
d) одОлжит
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
a) зАняло
b) гналАсь
c) обОдрен
d) партЕр
Часть В.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
a) Истоки некоторых традиций или обрядов трудно проследить.
b) Солдат не ожидал нападения и на мгновение испугался но потом рванул винтовку на себя.
c) Древние египтяне вырезали из талька магические талисманы и амулеты и покрывали их цветной глазурью.
d) Возьми говяжье мясо да и свари суп.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?