- Зачем «откалывать» зайца?
- Европа неистово скупает российский газ даже весной
- Как обломки российских «Искандеров» оказались в Карабахе
- В Благовещенске под огнем врачи явили русское чудо
- Почему в Прибалтике переворачивается представление о жизни в СССР
- Почему катапульта убила экипаж Ту-22М3
- Путь к сердцу – увидеть шайбу
- Не надо бояться Дагестана
- Кудрин опять посчитал бюджетников
- Русских разбавят казахами
- За что интеллигенция любит Грузию
- В Карабахе нашли «Искандеры»
- В Москве открылись две новые станции метро
- Протесты в Мьянме привели к гибели более 500 человек
- Гигантский контейнеровоз заблокировал Суэцкий канал
- В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»
- Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей
- В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»
- Главная тема
- разговор с кулебой
- «угроза силам НАТО»
- «верим в чудо»
- Видео
- данные всемирного банка
- особый случай
- бывший ссср
- утрата доверия
- вооруженный конфликт
- культурный код
- взаимовыгодное сотрудничество
- специальный репортаж
- на ваш взгляд
- Охота – это на самом деле про защиту природы
- На эту тему
- Другие материалы автора
Зачем «откалывать» зайца?
У многих современных псовых охотников вызывают искреннее недоумение слова авторов прошлого, писавших о непременном и обязательном «откалывании» охотничьим ножом каждого пойманного борзыми русака
Понятно, что изредка собакам удается взять зверя живьем, но такое случается нечасто, а в то же время, читая литературные произведения, посвященные псовой охоте, мы сплошь и рядом встречаем: «Я этот процесс произвожу сам и учу начинающих делать так: принял, отколол, отпазанчил. » (В.А. Клеменец) или «Борзятник обязан, живо соскочив с лошади и отгокав борзым, произнося «Ого-го-го!», крикнуть на них: «Арап!» и принять моментально зверя от собак, и зайца, отколов и отпазанчив задние лапки» (П.М. Губин) и т.п.
Можно, наверное, попытаться объяснить такие действия псовых охотников их гастрономическими пристрастиями и стремлением избавить тушку затравленного зверя от крови, но это маловероятно, поскольку к ножу борзятники прибегали всякий раз, даже и в том случае, когда затравленный зверь заведомо назначался на корм собакам. Скорее всего, мы имеем дело с некой стародавней традицией, от которой никогда не отступались наши пращуры. Но что же это за традиция?
Несмотря на попытки причисления официальной церковью зайцев к животным «нечистым», зайчатина на Руси употреблялась в пищу испокон веков. Известный советский археолог В.И. Цалкин, проводивший анализ костных остатков животных, обнаруженных на территории московского Кремля и в Зарядье, сумел обнаружить заячьи остатки в культурном слое столицы, начиная с XI в. (Цалкин В.И. «Некоторые итоги изучения костных остатков животных из раскопок Москвы». – М.: Наука, 1971. – С. 164–185). Отмечу, что распределение костных остатков диких животных на территории Зарядья и Кремля резко разнится: процент особей диких животных в культурном слое Кремля почти в 22 раза выше, чем в Зарядье. Это обстоятельство надо рассматривать, видимо, как отражение феодальных привилегий в отношении охоты у жителей Кремля. Количественные соотношения между дикими и домашними животными в костных остатках являются, как можно думать, довольно чутким индикатором социального статуса населения исследуемого памятника.
Кроме того, археологам удалось установить, что обнаруженные ими костные остатки зайцев несут на себе несомненные следы употребления этих зверьков в пищу тогдашними обитателями Москвы.
Читая первое дошедшее до нас описание псовой охоты, сделанное в первой половине XVI в. западноевропейским дипломатом Сигизмундом Герберштейном в его «Записках о Московии», мы нигде еще не встречаем и намека на интересующую нас традицию «откалывания» пойманных собаками зайцев. Но в XVIII столетии псовые охотники уже непременно «откалывают» всех без исключения принятых от собак русаков. Следовательно, ответ на наш вопрос следует искать в событиях, произошедших именно между XVI и XVIII вв.
Созванный по указу молодого Ивана Грозного в 7059 (1551) году в Москве церковно-земский собор по замыслу духовных наставников Ивана – попа Сильвестра и Адашева был необходим для разрешения целого ряда вопросов, приобретших к середине XVI в. особую значимость. Это прежде всего установление единообразия в отправлении церковных служб, иконописании; нужно было также рассмотреть отдельные стороны церковно-монастырского быта. В связи с подъемом реформаторского движения в стране духовенство, особенно иосифлянское большинство высшего духовенства, понимало необходимость принятия срочных мер по борьбе с нарушениями церковных и монастырских уставов, так как это подрывало авторитет церкви, создавало почву для ересей. Созыв собора по этим соображениям был не только оправдан, но и необходим.
Собор состоялся под председательством тогдашнего главы церкви – митрополита Макария и при участии всех ведущих иерархов русской церкви. Сборник постановлений собора, разбитый при редактировании на сто глав, получил впоследствии название «Стоглавника» или «Стоглава», а сам собор стали именовать в исторической литературе Стоглавым.
В числе представленных от имени царя на рассмотрение Стоглавого собора вопросов был и один, имеющий непосредственное отношение к нашему рассказу: «Продаю в торгу по всем градом и по всем землям моего государства всякие птицы и зайцы давленину, а не колото живо и кровь не точена. И о сем в заповедех божиих велъми возбраняет хрестъяном довленина ясти. Достоит о сем законоположение разсудно утвердити, чтобы хрестьянские души давлениною не осквернялися».
«Ответ о кровоядении и удавленины не ясти», составивший 91 главу «Стоглава» звучит следующим образом: «Также правило 67 святаго вселенского шестого собора возбраняет всем православным удавленины и крови ясти, сиречь колбасы. Правило 67-е. Божественное писание заповедало есть удалятися от крови и удавленины, и от блуда. Нецыи бо угождения ради чревняго кровь коего любо животного хитростию никакою сотворят снедно еже глаголют колбасы, и тако кровь ядят. Подобно запрещаем таковым. Аще убо кто кровь отныне животного ким любо образом ясти начнет или удавленину, аще есть причетник – да извержется, аще ли мирский человек – да отлучится. И того ради благочестивому царю повелети по всем градом свою царскую заповедь послати и по торгом многажды кликати, чтобы у давленых тетеревей и утиц, и зайцов не возили, и православные бы християне удавленины зайцов и тетеревей, и утиц удавленых не покупали, и удавленины бы и всякого животного крови не яли, тем бы себя не оскверняли и бога тем не гневили, и боялися бы священных правил запрещения. »
Иными словами, пользуясь своим безусловным влиянием, церковь под страхом отлучения запрещала употребление в пищу зайцев, добываемых наиболее распространенными в то время способами – с помощью всевозможных силков и петель, а также зайцев, затравленных борзыми или словленных гончими – «задавленных».
Надо учитывать, что в эти же годы на Руси появился еще один замечательный литературный памятник, известный нам как «Домострой» и ставший настоящей энциклопедией семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. На его страницах мы можем прочесть о повсеместном широчайшем употреблении зайцев в пищу в самых разных социальных слоях русского общества: «В Великий мясоед после Рождества Христова к столу подают: . зайцы в латках, зайчатину заливную. »; «В Пасхальный мясоед к столу подают: . зайцев, запеченных в латках, зайчатину заливную. »; «А к ужину подают: студень, рябчиков, зайчатину печеную, уток, рябчиков на вертеле, тетеревов, баранину, полотки, зайчатину заливную, кур на вертеле, свинину, ветчину»; «С Петрова дня в мясоед к столу подают: . лосину да зайчатину в латках, зайчатину в лапше, зайчатину заливную, почки заячьи заливные, заячьи пупки, печень заячью, цыплят на вертеле, караваи с зайчатиной. »; «В Успенский мясоед к столу подают: . зайчатину в латках, зайчатину с репой, зайчатину заливную. »; «А на ужин в Успенский мясоед к столу подают: . зайчатину печеную, . зайчатину соленую. » и т.д.
Разумеется, обитатели московской Руси из-за запрета Стоглавого собора вовсе не собирались расставаться с любимой ими зайчатиной или изобретать новые способы ее добычи. Судя по всему, они предпочли поступить гораздо проще – нанося удар ножом в грудь попавшемуся в силки или оказавшемуся в зубах борзой зайцу, тогдашние охотники, как им казалось, легко переводили свою добычу из разряда запрещенной церковными канонами «удавленины» с «не точеной кровью» в разряд мяса «чистого», годного в пищу самым ортодоксально настроенным поборникам православия.
Так, сами того не ведая, псовые охотники XVIII–XX вв., «откалывая» зайцев, продолжали выполнять давно уже забытые решения Стоглавого собора 1551 г. Продолжают выполнять их и немногие из современных псовых охотников, не забывающие о древней традиции.
Европа неистово скупает российский газ даже весной
Zamir Usmanov/Global Look Press |
Потепление не стало помехой для роста спроса на российский газ в Европе. В первый месяц весны экспорт Газпрома оказался выше, чем в феврале. Это крайне необычная ситуация. Она напоминает холода 2018 года, когда российская компания поставила рекорд по поставкам топлива в Европу. Получится ли теперь этот рекорд побить? Подробности.
Как обломки российских «Искандеров» оказались в Карабахе
В Благовещенске под огнем врачи явили русское чудо
Владимир Воропаев, «Амурская правда», специально для газеты ВЗГЛЯД |
Клиника кардиохирургии Амурской государственной медакадемии теперь известна всей стране. В пятницу днем в ней произошел большой пожар – как раз в то время, когда бригада врачей оперировала пациента. Эвакуировать его было невозможно – и операцию провели до конца, явив всей стране русское чудо. Специальный корреспондент газеты ВЗГЛЯД побывал на месте событий и познакомился с героической бригадой. Подробности.
Почему в Прибалтике переворачивается представление о жизни в СССР
Почему катапульта убила экипаж Ту-22М3
Путь к сердцу – увидеть шайбу
Анастасия Семенович, журналист, искусствовед
Не надо бояться Дагестана
Андрей Манчук, политолог
Кудрин опять посчитал бюджетников
Максим Соколов, публицист
Русских разбавят казахами
За что интеллигенция любит Грузию
В Карабахе нашли «Искандеры»
В Москве открылись две новые станции метро
Протесты в Мьянме привели к гибели более 500 человек
Гигантский контейнеровоз заблокировал Суэцкий канал
В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»
Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей
В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»
- Видео в интернете
- Эфирное ТВ
- Улучшилось
- Ухудшилось
- Не изменилось
- Кошка
- Собака
- Кошка и собака
- Нет домашних животных
- Другое (указать в комментариях)
Главная тема
разговор с кулебой
«угроза силам НАТО»
«верим в чудо»
Видео
|
данные всемирного банка
особый случай
бывший ссср
утрата доверия
вооруженный конфликт
культурный код
взаимовыгодное сотрудничество
специальный репортаж
на ваш взгляд
Охота – это на самом деле про защиту природы
Дмитрий Грунюшкин
писатель
Я не могу назвать себя охотником. Ружье у меня есть, и не одно. Стреляю я, если не скромничать и не бахвалиться, скажем так, прилично. Мясо очень люблю. А лес так просто обожаю, и кое-что в нем умею. Не Дерсу Узала, конечно, но заячий след от лисьего и лосиный от коровьего отличить могу, и в «белой книге» что-то прочитать способен.
Просто убивать не люблю.
Могу, но не люблю. Это разные вещи. Но к охотникам – настоящим охотникам – отношусь нормально. А к хорошим – еще и с уважением.
И очень расстраивает, когда люди, часто умные и добрые, обрушиваются с проклятиями на «звероубийц», обвиняя их и в жестокости, и в фактическом разбое, уничтожении природы и прочих страшных грехах. И происходит это, как это бывает сплошь и рядом, из-за банального непонимания сути вопроса, из-за отсутствия информации, сопряженной со склонностью к простым решениям.
Давайте попробуем разобраться. Только условимся сразу, что под словом «охотник» мы подразумеваем нормального охотника, а не браконьера. Хотя и тут есть нюансы. Ведь формально под определение «браконьер» подпадает и условный дядя Вася из села на окраине леса, который по случаю сходит в лес без путевки и подстрелит зайца. И столичный жиробас при бабках, который так же без путевки со снегохода навалит пяток лосей с лосятами или настреляет полсотни уток на перелете. И те же дельцы из дельты Волги, что выбивают осетра тоннами ради одной только икры – и сделали это варварство своим бизнесом. К первому у меня отношение снисходительное, а вот вторых и третьих я просто за людей не считаю.
Так вот, вникая в тему, мы получаем странный парадокс. Охота благотворно влияет на природные ресурсы. Странно, правда? Они убивают зверушек – и этим им помогают. Выглядит, как выступления в американском Госдепе. Черное – это белое, а война – это мир. Но странно это выглядит только на первый взгляд.
Большая часть противников охоты – это городские жители. Они любят природу виртуально. А охотник любит ее по-настоящему. Он в лесу дышит полной грудью, сливаясь с этой самой природой. Он собьет ноги, шатаясь по болотам, и заснет у ночного костра без сил, но будет это вспоминать, как лучшее время в жизни. Самое прекрасное в охоте – не убить зверя. А побыть один на один с лесом, почувствовать его всеми порами, ощутить себя его частью, выследить хитрого и осторожного зверя. Выстрел – это всего лишь последний аккорд долгого, утомительного и упоительного процесса.
На эту темуУ охотников свои правила и понятия о чести. Помню, на вечернем привале один городской охотник с дорогим снаряжением похвалился, как снял утку на воде аж метров с семидесяти. Сначала у костра повисла недоуменная тишина, потом кто-то сказал «м-да». И этот горе-снайпер никак не мог понять, почему его в компании стали сторониться, будто он прилюдно в штаны навалил. Да просто среди охотников бить птицу, сидящую на воде, простите за термин – западло. Нельзя стрелять уточек по весне, надо брать только селезня. На тяге, если вальдшнепы летят парой, нельзя стрелять в того, кто летит первым – это самка. Однажды на охоте на кабана с лабазов егерь при мне просто набил морду охотнику. Он его предупредил – сейчас пойдет выводок, впереди будет большой кабан – это свинья. За ней пяток поросят. Ну как поросят – не полосатиков смешных, а приличных таких подсвинков по полсотни килограммов каждый. Свинью стрелять нельзя, бей мелочь. Все равно до конца зимы из них в лучшем случае половина доживет. А без свиньи они все нежильцы. А парень стрельнул по свинье. Не попал, но морду ему егерь набил, хоть тот за лицензию деньги платил. Права качать парень не стал, сам виноват. А начал бы – ему бы еще и свои добавили. Охота, вообще, занятие не дешевое. Денег стоит и оружие, и патроны, и снаряжение, и путевка, и лицензия, и дорога, и продукты. Так что мясо в итоге выходит золотое. Дичь на пропитание могут себе позволить только жители совсем уж таежных уголков. Но при чем тут «польза природе»? А при том. Главный враг зверя в лесу вовсе не человек с ружьем. А холод, голод, травмы и болезни. Охотой у нас заведуют охотхозяйства. И именно эти организации «убийц» делают все, чтобы зверья в наших лесах было больше. На них учет зверя и птицы, регулирование численности, контроль за охотниками. Они строят кормушки в лесу, солонцы для копытных. Пресекают бесконтрольный отстрел. На прицел охотников чаще всего попадают, как и в меню хищников, те, кто слабее. Так стимулируется естественный отбор. Сильные дадут сильное и жизнеспособное потомство. Регулирование путем отстрела – очень важно. Сытый, благодаря заботе егерей, зверь склонен к размножению. Но как только популяция начинает расти, начинается мор, который может выкосить поголовье вообще под ноль. Защитники природы не знают, а охотники знают, что после мягких зим, когда зайцу раздолье, заячий народ сильно увеличивается. А на следующий год зайцы могут вообще исчезнуть. Потому что, когда их много, случается мор. Природа сама их вычищает. И гибнет их на порядок, если не на два, больше, чем убили бы охотники. В это трудно поверить, но, убивая зайцев, охотники спасают заячьему народу жизнь. Такой бывает логика, если применять ее на основе знаний, а не эмоций. Старых зверей в лесу очень мало. Прямо очень-очень. Даже крупных хищников. Выжить в лесу вообще большая проблема, даже если ты тигр. Часто люди, также не имеющие информации, на голых эмоциях проклинают цирк с тиграми – мол, воли зверя лишили. Только вот в природе до года доживает один тигренок из десяти, а в цирке один из десяти не выживает. Интересная статистика? И продолжительность жизни тигра на воле – 10-12 лет. А в проклятом цирке на сбалансированном корме и под присмотром ветеринаров – 20-25. Вот и подумайте, что для тигра лучше. Человек ведь тоже изначально зверь вольный. Только что-то не торопитесь вы из городов с парикмахерскими, метро и поликлиниками перебраться в тайгу, где ближайший фельдшер в трех днях пути. Еще один смешной аргумент противников охоты – нечестно! Мол, у тебя ружье, а у бедного зверя нет ничего. Вот иди на кабана с ножом, а на зайца с луком – тогда честно будет. Вообще-то именно тем, что люди создали оружие, они сменили статус с дичи на охотника. До того всякие там мишки и волчки, не говоря о тиграх и львах, кушали человеков и не заморачивались тем, что триста кило мышц, когти и клыки против голой обезьяны – это нечестно. Нет, ребята, человек лишь уравнял шансы, а не наоборот. Если уж хотите равных шансов и отнимете ружья, то тогда отпилите медведю когти, волку спилите зубы, а зайцу сломайте ноги, потому что он очень уж быстро бегает. И вообще, тогда до кучи откажитесь от одежды, квартиры и машины. Бегайте голышом, живите в пещере, размножайтесь по случаю. Чего уж на полдороге останавливаться? Ну и пару слов об очередном ужасе зоозащитников. О вольерной охоте. Услышав об этом, уважаемая публика взвыла на тысячу голосов. Разрешили убивать в упор беззащитных зверей, прикормленных, ручных. Люди – вы звери! Убийцы Бэмби! Но, уважаемые, вы снова плачете на эмоциях, даже не попытавшись разобраться. Если вы думаете, что вольер для охоты – это что-то вроде загона в зоопарке и кровавые мясники, демонически хохоча, примутся стрелять зверушек сквозь прутья клетки, то вы сильно ошибаетесь. В данном случае вольер – это просто огороженные угодья. Это минимум полсотни гектаров, а часто под тысячу и даже больше. На 50 гектарах ты пропавшую собаку можешь искать неделю. И не найдешь, если она к тебе не прибежит сама. Его (вольера) смысл в том, чтобы выращенный хозяином угодий под охоту зверь не свалил в другие края. Зверя специально растят под это, и вовсе не как ручного. Он фактически дикий, только ему не надо еду искать, ее дадут на халяву. В каком-то смысле это та же корова в колхозном стаде, только живущая более интересно. Или как карп в деревенском пруду, куда его выпустили специально на развод и под рыбалку. Да, финал его предопределен. Точно так же предопределен, как судьба бычка в стаде. Но у этого зверя есть серьезные преимущества перед зверем в диких угодьях. Этот зверь не погибнет от голода, он не будет мучительно, неделями умирать, повредив лапу. Его не загрызут волки. А вы видели, как они убивают того же лося? Они его начинают есть, когда он еще вполне себе живой. Не самое приятное завершение жизненного пути. Плюс этого зверя не отравят, не задушат силком или петлей, не поймают в капкан, где он будет страдать неделю, не оставят подранком умирать в мучениях, не забьют с вертолета. Он не выберется на трассу и не будет сбит машиной. В каком-то смысле смерть его будет намного гуманней убитого на обычной охоте или забитого на бойне. Другие материалы автораОпять же, жиробасы с ружьями не будут поганить природу, где живут реальные дикие животные. Им ведь проще заплатить, чем переться незнамо куда. Нормальный рыбак тоже не пойдет на частный зарыбленный пруд, где карп на голый крючок кидается. А значит, нормальный лес достанется нормальным охотникам. В конце концов, в европейской части России угодья и так давно огорожены и распределены. А в Европе диких лесов вообще практически нет. Так что, дорогие любители природы, не нужно бояться человека с ружьем. В большинстве случаев он любит природу не меньше, а даже больше вашего. Только любит он ее активно, в соприкосновении, а не на расстоянии. И враг у вас общий – варвар, для которого убийство важнее охоты. Это они гоняют зайца на снегоходе и стреляют архаров с вертолета. Но они не охотники. Они убийцы. Adblockdetector |