Охотник по узкой тропинке

5 класс итоговые диктанты
тест по русскому языку (5 класс) по теме

итоговые контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnyy_diktant_konec_goda.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)

В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки.. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.

Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.

Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.

Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.

Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.

Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)

по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми — они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.

Но скворцы — хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.

Задания к тексту:

1) Какова роль первых предложений каждого абзаца? Определите тему текста. Озаглавьте текст.

2) Выпишите слова с орфограммой «Буквы после шипящих». Распределите их по группам: буквы о, е после шипящих; буквы а, и, у после шипящих; мягкий знак после шипящих.

3) Найдите в тексте слова с орфограммами «Буквы и, ы после ц «, «Буквы о, е после ц «. Объясните написание этих слов.

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.

Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда.

Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!

Задания к тексту:

1) Определите по толковому словарю значение слов нега, льгота (в словосочетании льгота телу ).

2) Выделите безударные окончания глаголов настоящего времени, определите их сопряжение.

3) Выпишите слова с чередованием гласных в корне, выделите корень, подберите однокоренные слова.

4) Какие виды предложений по интонации вы знаете? При ответе используйте примеры предложений из текста.

Вот пишут: «Малая родина. «. Но что это такое? Где ее границы? Как исчислить, измерить, обскакать?

По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

Конечно, у каждого человека есть своя малая родина.

Но такого окоемного обиталища хватает всем, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.

Задания к тексту (на выбор учащихся):

1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;

— отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;

— выпишите из текста многозначные, устаревшие слова; слова, образованные автором. Какова их роль в тексте?

— найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?

— с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слова окоем ;

2) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

— выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.

Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.

Задания к тексту (на выбор учащихся):

1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;

— с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?

— с помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое — текст?

— какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.

2) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

— составьте схемы сложного предложения и предложения с однородными членами;

— графически объясните орфограммы и пунктограммы.

В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.

Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.

Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.

Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложений: 1 вариант — Грибы мы срезали.

2 вариант — Ветер играл.

  1. Выписать однокоренные слова. Какой частью речи являются эти слова? Записать формы одного из однокоренных слов.

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.
Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (97 слов). (По Г.Скребицкому)

1. Выполнить фонетический разбор слов: сизую (1 вариант), яркую (2 вариант).

2. Выполнить разбор слова по составу: расстилается, подберёзовик (1 вариант), вылезает, подосиновик (2 вариант).

3. Выполнить морфологический разбор слов: поднимает, (за)грибами (1 вариант), живёт, шляпку (2 вариант).

4. Выполнить синтаксический разбор предложения: Летнее утро . (1 вариант) Живёт он. (2 вариант)

Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.

Внезапно темнеет от туч небо. В тёплом воздухе воцаряется тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который нужен растениям.

Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. Дрозды набирают в клюв жидкую глину, сухие травинки. Они строят свой дом.

1.Разберите по членам предложение: Внезапно темнеет от туч небо (1 вар.); В тёплом воздухе воцаряется тишина ( 2 вар.).

2.Разберите по составу слова: нарастает, зимнего, травка ( 1 вар.), травинка, набирают, ранней ( 2 вар.).

3.Укажите падежи существительных в 3-м ( 1 вар.) и предпоследнем (2 вар.) предложениях.

4.Морфологический разбор глаголов: строят ( 1 вар.), слышится ( 2 вар.).

Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.

Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»

Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш.

  1. Укажите склонение существительных и спряжение глаголов из 1-го предложения.
  2. Выпишите два словосочетания, соответствующие схемам

прил. + сущ. глагол + сущ.

  1. Разберите по составу слова лесная, ветерок (1 вар.), охотник, нависли ( 2 вар.).
  2. Обозначьте цифрами количество звуков и букв в словах местность ( 1 вар.), тростника ( 2 вар.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты итоговых контрольных диктантов для 5-6 классов по русскому зыку по программе М.Т. Баранова.

Итоговый диктант по русскому языку за курс 6 класса.

Итоговый диктант для 5 класса.

Итоговый диктант по русскому языку в 6 классе.

Итоговый диктант по русскому языку в 7 классе.

Итоговый диктант по русскому языку в 8 классе.

Итоговая диагностическая работа по русскому языку, 5 класс

1) Охотник по узкой тропинке шел от деревни к роще. 2) Здесь он бродил и раньше, местность ему знакома. 3) За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.

4) Над мрачным болотом нависли клочья тумана. 5) Тишина. 6) Свежий ветерок колышет чуткую летнюю траву, сушит росу.

7) Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. 8) Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»

9) Собака бросается в заросли тростника и бесшумно продвигается по болоту. 10) В кустах слышится шорох, и в небо взлетела утка. 11) Старик поднял ружье и выстрелил. 12) Дичь тяжело шлепнулась в чахлый березняк. 13) Но от Джека не спрячешься и не спасешься. 14) Пес несет добычу в шалаш. (100 слов)

Из предложений 1-2 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложения 6 выпишите глагол 1 спряжения.

Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, если после приставки следует глухой согласный».

Из предложений 9-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Из предложений 12-13 выпишите существительное 3 склонения.

Среди предложений 3-6 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 10-12 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

Из предложения 12 выпишите именное словосочетание.

Из предложений 9-10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложения 6 выпишите глагол 2 спряжения.

Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, если после приставки следует звонкий согласный».

Из предложений 9-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Из предложений 3-4 выпишите существительное 3 склонения.

Среди предложений 4-7 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12-14 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

Из предложения 11 выпишите глагольное словосочетание.

1. Время проведения — 45 мин

Максимальный балл — 13

Проверка и оценивание:

Первая оценка (часть А) — за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта).

Количество баллов не должно превышать максимального;

«4» — 12 — 10 баллов

«2» — 6 баллов и ниже

Примечание: если ученик написал диктант на оценку «2», то за диктант ставится только 1 балл.

Статистический анализ результатов выполнения контрольной работы по русскому языку

в 5 классе ________ школы_____________________

Выполняло работу __________учащихся

Класс занимается по учебнику___________________________________________________

Получили оценки за диктант (часть А)

% успеваемости………………….. % качества знаний………………….

Допустили ошибки в правописании:

— проверяемых безударных гласных……….чел.

— непроверяемых безударных гласных……. чел.

— чередующихся гласных …………………чел.

— предлогов со словами……………..чел.

— разделительный ь …………..чел.

— тся и -ться в глаголах ……….чел.

— Ь после шипящих………. чел.

— пунктуация в сложном предложении….чел.

— пунктуация в предложениях с прямой речью…чел.

1) Охотник по узкой тропинке шел от деревни к роще. 2) Здесь он бродил и раньше, местность ему знакома. 3) За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.

4) Над мрачным болотом нависли клочья тумана. 5) Тишина. 6) Свежий ветерок колышет чуткую летнюю траву, сушит росу.

7) Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. 8) Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»

9) Собака бросается в заросли тростника и бесшумно продвигается по болоту. 10) В кустах слышится шорох, и в небо взлетела утка. 11) Старик поднял ружье и выстрелил. 12)Дичь тяжело шлепнулась в чахлый березняк. 13) Но от Джека не спрячешься и не Пес несет добычу в шалаш. (100 слов)

1. Из предложений 1-2 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне

2. Из предложения 6 выпишите глагол 2 спряжения.

3. Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, если после приставки следует звонкий согласный».

4. Из предложений 9-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

5. Из предложений 3-4 выпишите существительное 3 склонения.

6. Среди предложений 4-7 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 12-14 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложения 11 выпишите глагольное словосочетание.

9. Определите количество грамматических основ в предложении 7.

10. Выпишите грамматическую основу из предложения 11

Ответы

1) Охотник по узкой тропинке шел от деревни к роще. 2) Здесь он бродил и раньше, местность ему знакома. 3) За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.

4) Над мрачным болотом нависли клочья тумана. 5) Тишина. 6) Свежий ветерок колышет чуткую летнюю траву, сушит росу.

7) Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. 8) Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»

9) Собака бросается в заросли тростника и бесшумно продвигается по болоту. 10) В кустах слышится шорох, и в небо взлетела утка. 11) Старик поднял ружье и выстрелил. 12)Дичь тяжело шлепнулась в чахлый березняк. 13) Но от Джека не спрячешься и не Пес несет добычу в шалаш. (100 слов)

1. Из предложений 1-2 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне

2. Из предложения 6 выпишите глагол 2 спряжения.

3. Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, если после приставки следует звонкий согласный».

4. Из предложений 9-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

5. Из предложений 3-4 выпишите существительное 3 склонения.

6. Среди предложений 4-7 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 12-14 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложения 11 выпишите глагольное словосочетание.

9. Определите количество грамматических основ в предложении 7.

10. Выпишите грамматическую основу из предложения 11

Читайте также:  Охотники за пиранью 2
Оцените статью