Охотник охотника не различает вблизи пословицы
Пословицы и поговорки об охотниках
Многие годы своей жизни посвятил собиранию пословиц и поговорок Виктор Никитич Синько. Среди более двух тысяч значительную долю составляют пословицы и поговорки об охоте, охотниках и животных.
Не все они одобряют увлечение охотой, есть и хулящие ее, высмеивающие неудачных охотников. Но эти крупицы народной мудрости поучительны. В них заложен практический опыт, даются советы, наставления, к которым полезно обратиться и просто любителям природы.
Предлагаем читателю некоторые из них, любезно предоставленные «Охотнику» коллекционером.
Всякий родится, да не всякий в охотники годится.
Хороший охотник зря пуль не мечет.
Горячему охотнику и березовый пень зайцем кажется.
Опытный охотник и в воде костер разожжет.
Охотник пороши, как праздника, ждет.
Охотнику плошать – добычу терять.
Плохому охотнику и мушка мешает.
У настоящего охотника душа поэта.
Для хорошего охотника гор не хватает.
Настоящему охотнику зверь сам бежит навстречу.
Добычливому охотнику и тяжелая ноша кажется легкой.
От хорошего охотника зверь не убежит.
Сколько у охотника хитрости, столько у медведя охот.
И охотник может попасть в западню.
Неудачник вышел на охоту – горы туман заволок.
Каков охотник, такова и добыча.
Медведь и охотник по-разному мыслят.
Молодому охотнику – старая гончая.
Охотник дает зайцу отбежать, а сбоку собаку пускает.
Охотник дикую кошку по усам узнает.
Охотника погода не держит.
Охотнику во сне охота снится.
Сметливый охотник даже у аллаха добычу отнимет.
У хорошего охотника ружье не ржавеет.
Увы – иногда дичь становится охотником, а охотник – дичью.
Хороший охотник волос пулей срежет.
Если охотишься за большим, малое ускользает.
Каждый идет на охоту со своим ружьем.
Когда силой гонишь собаку на охоту, от нее толку не будет.
Кто охотится на зверя – на ногу скор.
Кто охотится на оленя, тот на зайца не смотрит.
Любишь охоту – ходи и по болоту.
На охоте верь только собственным глазам.
На охоту идешь на день, хлеба бери на неделю.
Не довольство, а охота человека кормит.
Охота вымучит, а школа выучит.
Охоте с малых лет учатся.
Охотишься на птицу, помни и об опасности.
Первому – зверек, последнему – один следок.
Приученный к охоте дворовый пес может быть лучше гончей.
Тот, кто охотится за орлом, не обращает внимания на воробья.
У всякой охоты свои заботы.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
По материалам журнала «Охотник» №4(142), №5(143) 1990г.
Комментарий
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Регистрация не обязательна!
Открытый урок по русскому языку на тему: «Пословицы и поговорки». 10-й класс
Класс: 10
Ход урока
1. Вводная часть (5 минут): объяснение заданий урока, деление на команды. Команды (3 по 4-6 чел.) рассаживаются за отдельные столы и получают карточки с заданиями.
2. Задание первое “Мозаика”: собрать пословицы из фрагментов.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда, а мясо нарастёт.
- Не плюй в колодец: вылетит – не поймаешь.
- Были бы кости, а молчание – золото.
- Баба с возу – и волки сыты.
- Слово-серебро, тем больше дров.
- Ум – хорошо, а два сапога – пара.
- Чем дальше в лес, тем толще партизаны.
- Лес рубят – кобыле легче.
- У семи нянек вилами по воде писано.
- Слово не воробей, пригодится воды напиться.
- Щепки летят, и овцы целы.
- Дитя без глаза, а две головы лучше.
Ответы.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Были бы кости, а мясо нарастёт.
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
- Слово – серебро, а молчание – золото.
- Баба с возу – кобыле легче.
- И волки сыты, и овцы целы.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Ум – хорошо, а две головы – лучше.
- Лес рубят – щепки летят.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Два сапога – пара.
- Вилами по воде писано.
На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.
Задание второе “Перевёртыши”: опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку”.
- В свою телегу ложись.
- Охотник охотника не различает вблизи.
- Коляски чистоты пугаются.
- Кошка мяучит – безветрие бросает.
- Осень век объедает.
- Что поздно ложиться, у того чёрт отбирает.
- Из хорошей лошади – даже лысины масса.
- Уши храбрятся – ноги лентяйничают.
- Множество против одного, один против многих.
- Двое из леса – пацифисты.
Ответы.
- Не в свои сани не садись.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- Танки грязи не боятся.
- Собака лает – ветер носит.
- Весна год кормит.
- Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
- С плохой овцы – хоть шерсти клок.
- Глаза боятся – руки делают.
- Один за всех, все за одного.
- Один в поле не воин.
На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.
Задание третье “Объяснительная”: опознать поговорку по её шуточному объяснению.
- В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?
- В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
- В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
- Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
- Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
- В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?
- Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?
Ответы.
- Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.
- Не ставь телегу перед лошадью.
- Не лезь вперёд батьки в пекло.
- После дождичка в четверг.
- Когда рак на горе свистнет.
- Танцевать от печки.
- Не выноси сор из избы
На это задание отводится 15 минут. За каждый верный ответ – 1 балл.
Таким образом,при правильной работе команды получают 30 баллов.
Задание четвёртое: составление текстов с использованием как можно большего количества пословиц и поговорок из материала урока. Оценивается объём текста и уместность использованных выражений. От 1 до 3 баллов. На задание – 20 минут. Итоговый текст зачитывается представителем команды.
Задание пятое: сделать вывод о значении пословиц и поговорок в языке. От 1 до 3 баллов. На задание – 5 минут.
3. Подведение итогов(5 минут). Игроки команды-лидера “5”; вторые – “4”; третьи – “3”.
4. Домашнее задание(5 минут): подобрать 5-6 пословиц и поговорок, не использованных в уроке, и придумать им шуточное толкование.
Итого на всю работу – 75 минут (1 урок + 30 минут). Оставшееся время используется на приведение кабинета в рабочий вид.
Для работы на уроке командам выдаются листы-черновики. Записи можно использовать при подведении итогов.
Учитель может взять в помощь арбитров из числа учащихся (по 1 от команды) или присутствующих на уроке коллег.
Цели урока:
- Развитие речи.
- Развитие интеллекта.
- Знакомство с богатством русского языка.
- Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
- Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
- Патриотическое воспитание(любовь к родному языку).
- Избавление от слов-паразитов(типа, блин, вот и т. д.).
- Развитие умения работы в коллективе (командная игра).
Выводы о роли поговорок и пословиц: содержат вековую народную мудрость; поучают и предостерегают в ненавязчивой форме; обогащают язык; украшают речь.
Методическое обоснование урока “Русские пословицы и поговорки”
Если принять во внимание уровень интеллекта учащихся, неприязнь к урокам русского языка, неразвитую речь, незнание богатейшего словесного наследия, засорённость речи словами-паразитами, — становится ясна необходимость игровых уроков по русскому языку, в частности, по развитию речи.
Целями разработанного урока являются следующие:
- Развитие интеллекта.
- Развитие речи.
- Знакомство с богатством русского языка.
- Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
- Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
- Избавление от слов-паразитов.
- Патриотическое воспитание (любовь к родному языку).
- Развитие умения работать в коллективе (командная игра).
Для использования на уроке предлагаются как широко известные, так и редко употребляемые выражения, а также шуточные слоганы последних 10-летий.
Идеальное оформление урока выглядело бы так: столы с вышитыми скатертями, вышитые изделия на стенах (полотенца, салфетки), деревянные игрушки и другие изделия из дерева, русские костюмы на преподавателе и учениках.
Поскольку возможности такой нет, будет оформлен в русском стиле стол учителя: скатерть, посуда, игрушки, предметы быта. Используется также прялка.
По моему убеждению, данный антураж должен способствовать погружению в атмосферу игры, русского духа, а также снятию негативного отношения к уроку. Поскольку данный урок – игра, он подразумевает некую смехотворящую, шуточную обстановку.
Конечно, цели урока остаются серьёзными. Необходимо добиться того, чтобы были разгаданы все поговорки и пословицы (пусть и с помощью учителя). Необходимо составление текста с целью обучить правильному пониманию и использованию выражений. Нужно подвести учащихся к выводу о значимости пословиц и поговорок для русского языка и русского человека:
- Содержат вековую народную мудрость.
- Поучают и предостерегают в ненавязчивой форме.
- Обогащают язык.
- Украшают речь.
Кроме того, ученики должны понять, что уроки русского языка могут быть весьма интересны, а сам язык гораздо ярче и богаче, чем привычные словечки и штампы.
Я считаю, что уроки такого типа могут и должны прививать ребятам любовь к родной речи и развивать их речевую культуру.
Пословица – краткое, устойчивое, ритмически организованное образное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Они обобщают социально-исторический и житейски-бытовой опыт народа. К признакам пословицы можно отнести поучительность и категоричность утверждения или отрицания (“именно так и никак иначе”). В условиях отсутствия письменности именно ритмичность помогала точному запоминанию пословиц.
Темы пословиц: язычество (Кукушка кукует – горе вещует); христианство (Церкви не овины, в них образа все едины); патриархальный уклад жизни (Всякий дом на большую голову стоит); крепостные порядки (Нужда учит, а барщина мучит); патриотизм (С родной земли умри – не сходи); укрепление государственности ; классовые противоречия (В суде убогий с богатым всегда будет виноватым); сатирические (Дьяк у места, что кот у теста); надежда на доброго царя (Не ведает царь, что делает псарь); торговля (Деньга деньгу куёт, На торгу деньга проказлива); отношения в семье (Хозяйкой дом стоит); народная философия (Нет худа без добра, Всё идёт своим чередом).
Не давая развёрнутого изображения, пословицы используют иносказания, имена собственные, тавтологию, метонимию, антитезу, иронию: Сытое брюхо к ученью глухо; Много слов, а мало дел; Репа животу не укрепа; Век живи – век учись и т.д.
Поговорка – общепринятое образное выражение, существующее для эмоциональных оценок и применяющееся по принципу аналогии к ряду сходных жизненных явлений: Надоел хуже горькой редьки; Свалился как снег на голову; Чужими руками жар загребать. Поговорка отличается от пословицы конкретной темой, образом.
Поговорка – это либо лицо, либо действие, либо обстоятельство: Свинья под дубом; В карман за словом не лезет; Семь вёрст до небес и всё лесом.
Статья»Пословицы и поговорки на уроках русского языка»
Одним из средств приобщения учащихся к культурному наследию являются пословицы и поговорки. Именно они, помимо своей смысловой нагрузки, делают нашу речь яркой и выразительной. В пословицах заключены глубинный смысл и народная мудрость, уходящие своими корнями в далекое прошлое. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности являются эти кладези мудрости. А это очень важно на современном этапе развития общества и школы.
“Без пословицы речь не молвится”, – говорили на Руси. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка способствует решению следующих задач:
-воспитывать бережное отношение к традициям разных народов, их культуре.
-пробудить в детях чувство принадлежности к своему народу, учить опираться на опыт старших поколений.
-формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.
Чтобы понять пословицу, нужно проникнуть в её подтекст. Работа с пословицей –это своеобразная тренировка в умении постигать глубинный смысл художественного текста. Существуют разные пути работы над пословицами и поговорками.
Порядок действий по осмыслению пословицы может быть таким:
Знакомство с пословицей.
Толкование слов, входящих в состав пословицы.
Изъяснение прямого значения пословицы.
Выяснение переносного значения пословицы
Возможность использования пословицы, установление ситуации говорения.
Подбор пословиц-синонимов и пословиц-антонимов.
Ассоциации, которые пословица вызывает у носителей русского языка.
Создание зрительного ряда к пословице.
Лингвистический комментарий пословицы, обусловленный языковой темой.
Создание иллюстрации к данной пословице.
Например, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Обобщённо-личные предложения» работа над пословицей Без труда не вынешь и рыбку из пруда выглядит следующим образом:
Объясните значение слов, входящих в состав пословицы. (В Малом Толковом словаре слово труд имеет следующие значения: 1 . Деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. 2. Работа, занятие. Упорный труд . 3. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. Добрался с трудом. 4. Результат деятельности, работы, произведение. Основной труд учёного;
Пруд- небольшой искусственный водоём, а также место разлива реки, ручья перед запрудой).
Что нужно сделать, чтобы поймать рыбу? ( Во-первых, надо купить удочку и другие необходимые снасти, во-вторых, прийти на пруд, найти подходящее место для рыбалки, в-третьих, насадить приманку на крючок и ждать, когда рыба поймается).
Сможете вы поймать рыбу, не выполнив перечисленное выше?
Значит в каком значении употребляется слово труд в данной пословице? (Всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь).
Где можно употребить эту пословицу? ( Когда человек не хочет трудиться или стремится присвоить себе результаты чужого труда).
Подберите синонимы к слову труд (работа, занятие, рукоделье, мастерство, усилие, деятельность); антонимы (лень, нерадивость, безделье). Значит в основе этой пословицы лежит противопоставление «благо-вред» или «прекрасное-безобразное».
Придумайте пословицу, близкую по смыслу данной. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть).
8. Пословица Без труда не вынешь и рыбку из пруда появилась много лет тому назад. Как вы думаете, почему наши предки ещё в древности ценили труд? ( В процессе трудовой деятельности происходит развитие человека, как физическое, так и нравственное).
Объясните выражение труд украшает человека. Какие чувства испытывает человек, добросовестно выполнивший работу? Как понятие «трудолюбие» связано с понятиями «обязательность», «ответственность», «точность», «пунктуальность», «аккуратность», «бережливость»? Какими нравственно-деятельностными качествами должен обладать современный профессионал?
9.Составьте кластер из пословиц о труде.
10. Прочитайте пословицу, определите вид односоставного предложения. Чем выражено сказуемое?
Такой порядок работы над пословицей является более значимым. В результате происходит приобщение учащихся к национальной культуре и нравственным ценностям русского народа.
Моральный аспект материала позволяет учителю провести краткую беседу по вопросам:
Как в пословицах отразилось историческое прошлое нашей страны?
Какие детали жизни и быта нашли свое отражение в пословицах и поговорках?
Какие человеческие качества пословица хвалит, а какие порицает? Приведите примеры таких пословиц.
Почему пословицу и поговорку трудно перевести на другой язык?
Что можно сказать о человеке, в речи которого часто встречаются поговорки и пословицы?
Какие пословицы о доме, о родине вы знаете?
При работе над пословицами и поговорками эффективно использовать следующие приёмы.
1.Игра «Найди смыслового «близнеца»
Как вы знаете, многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Даны немецкие пословицы , подберите русские пословицы, соответствующие по смыслу.
Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут.
Кто много начинает, очень мало осуществляет.
Ошибки других – хорошие учителя.
Совершённые поступки в советах не нуждаются.
С красноречивым языком не пропадёшь.
Лицо выдаёт негодяя.
Один всё равно, что никто.
Тухлое яйцо портит всю кашу.
Сначала подумай, потом начинай.
Сначала ноша, потом отдых.
В беде сотня друзей весит очень мало.
Свежая рыба – хорошая рыба.
2.Задание первое “Мозаика”: собрать пословицы из фрагментов.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда, а мясо нарастёт.
Не плюй в колодец: вылетит – не поймаешь.
Были бы кости, а молчание – золото.
Баба с возу – и волки сыты.
Слово-серебро, тем больше дров.
Ум – хорошо, а два сапога – пара.
Чем дальше в лес, тем толще партизаны.
Лес рубят – кобыле легче.
У семи нянек вилами по воде писано.
Слово не воробей, пригодится воды напиться.
Щепки летят, и овцы целы.
Дитя без глаза, а две головы лучше.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Были бы кости, а мясо нарастёт.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Баба с возу – кобыле легче.
И волки сыты, и овцы целы.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Ум – хорошо, а две головы – лучше.
Лес рубят – щепки летят.
У семи нянек дитя без глаза.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Два сапога – пара.
Вилами по воде писано.
3. Задание “Перевёртыши”: опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку”.
В свою телегу ложись.
Охотник охотника не различает вблизи.
Коляски чистоты пугаются.
Осень век объедает.
Что поздно ложиться, у того чёрт отбирает.
Из хорошей лошади – даже лысины масса.
Уши храбрятся – ноги лентяйничают.
Множество против одного, один против многих.
Двое из леса – пацифисты.
Не в свои сани не садись.
Рыбак рыбака видит издалека.
Танки грязи не боятся.
Весна год кормит.
Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
С плохой овцы – хоть шерсти клок.
Глаза боятся – руки делают.
Один за всех, все за одного.
Один в поле не воин.
4. Задание третье “Объяснительная”: опознать поговорку по её шуточному объяснению.
В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?
В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?
Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?
Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.
Не ставь телегу перед лошадью.
Не лезь вперёд батьки в пекло.
После дождичка в четверг.
Когда рак на горе свистнет.
Танцевать от печки.
Не выноси сор из избы.
Задания практического характера позволяют, используя данный жанр фольклора, повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора.
В заключение хочется сказать, что народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.